«Страшные сказки человечества» — мнение относительно «Чужой: Ромул» (со спойлерами)
Однако, вселенная чужих более не такая уж и мёртвая — как ни старался Ридли Скотт удушить франшизу, аки лицехват. Да, структурно "Ромул" это совершенно типовая история про ещё одну группу оппортунистов, угодивших в ловушку в замкнутом пространстве, и по части сюжетных ходов чего-то принципиально нового зрителю не предлагает — однако фильм делает кое-что другое, а именно наделяет киновселенную новыми смыслами. Вернее даже сказать, старыми потерянными.
Всем был хорош фильм Кэмерона, но кое в чём он бесконечно виноват перед франшизой — он свёл на нет составляющую биохоррора, а самих ксеноморфов до пусть жутких, но предсказуемых врагов. Все мы знаем, как устроен их жизненный цикл — лицехваты, грудоломы, трутни, преторианцы — после "Чужих" это более не пугает, это стало чем-то обыденным. Да и какая разница, насколько сложен их путь развития, если автотурель выкашивает этих зверей десятками?
"Чужие" Кэмерона при всех достоинствах потеряли ощущение того самого хтонического ужаса перед неведомой ксенотварью и теми извращениями, что она вытворяет с человеческой природой, превратив это в банальный цикл размножения, где есть мамаша и её выводок. Всё равно что осы, откладывающие яйца в пауков — ужасно, но в той же мере и заурядно. И к моей неожиданности "Ромул" добивается относительного успеха в том, чтобы снова сделать чужих страшными. Страшными не как зубастых зверей с кислотной кровью, но как концепт.
Кино даёт долгожданный ответ на давно напрашивающийся вопрос — зачем вообще трогать чужих? А дело банально в том, что в лучших традициях готического произведения человек как субъект довольно тщедушен и слаб, он не создан для покорения космоса — он ползучая тварь. Ну а там, где технологические достижения мрачного будущего неспособны решить задачу, возможно внесёт свою лепту генная инженерия? "Ромул" легитимизирует то, что наснимал за последние годы Скотт, вводя чёрный патоген как важный и отныне неотделимый элемент всякой истории именно о чужих.
Я даже думать не возьмусь о том, в какую мешанину из внутренних противоречий превращается кинофраншиза теперь, когда оригинальные фильмы неотрывно связаны с "Прометеем" и "Заветом" — я говорю только о концептуальном взгляде на вселенную.
Совершенный организм, что он может поведать нам о своём устройстве? Что может дать людям? Манящий мрачный секрет идеальной жизненной формы.
Патоген, чей отпечаток таится в теле ксеноморфов — вот что нужно человечеству, и что оно в итоге получает. Но можно ли хотя бы вообразить, в какой генетический кошмар выльется это знание? Можно, ведь в "Ромуле" это есть.
Я человек довольно мнительный и вообще неженка — меня пугала та сцена из "Прометея" с "преждевременными родами". Не только потому, как это было обставлено, но и ввиду самого попрания неприкосновенности, "святости" человеческой природы. "Прометей" руками андроида Дэвида превратил человеческую женщину в инкубатор для богомерзких созданий немыслимых форм, извратив суть деторождения, поправ всякую надежду на дальнейшую нормальную жизнь, предлагая несчастной быть непосредственным участником процесса, оставаясь при том в полном сознании. Меня морально угнетает такая хрень, как и всякое иное попрание целостности и неприкосновенности человеческого тела.
И, вообще-то, оригинальный "Чужой" 1979-го во многом был про это же — должен был быть про это. На "Ютубе" есть занимательный ролик, рассматривающий 1-го "Чужого" как своего рода повесть об аллегорическом цикле рождения —
корабль "Ностромо", по чьим коридорам, словно по маточным трубам, стремятся к жизни новые существа;
чей ИИ носит недвусмысленное название "Мама";
иноземный дизайн чужеродной формы жизни от мессии нашего Ганса Гигера, и в прежних работах которого отчётливо прослеживается сексуальный подтекст — что ещё делает лицехват, если не входит в своего рода половой контакт с жертвой;
наконец, сам ксеноморф, что был не насекомым из улья, но самостоятельной единицей, которая, по первоначальному замыслу — и согласно вырезанным из оригинального фильма сценам, — сама должна была дать начало новой жизни.
Всё это — возможные трактовки первого фильма, потерявшие свою релевантность после выпуска сиквелов. Трактовки более чем имеющие место быть, как я считаю.
"Ромул" продолжает идею биохоррора, заданную "Чужим" 1979-го, проявившуюся и в "Прометее" — ксеноморфы страшны не сами по себе, они страшны как следствие воздействия чего-то неисповедимо более ужасного — цикла перерождений и метаморфоз, жестокого и неизбывного, природа которого бесконечно чужда и отвратна человеческому сознанию.
Черный патоген попадает в руки искателей знания как Святой Грааль, но на поверку оказывается чумой, избавиться от которой будет столь же трудно, как изгнать всех ксеноморфов из переборок и шлюзов космического корабля. Франшиза "Чужих" это тёмная научная фантастика про тайны, которым лучше оставаться неразгаданными, и я рад тому, что эта идея наконец-то начала вырисовываться во что-то внятное на киноэкране.
Словом, да — там, где меня напугал "Прометей", "Ромул" с его лейтмотивом достижения совершенства человеческого тела делает это ещё успешнее — ещё более натуралистично и экзистенциально шокирующе.
Это всё, конечно, хорошо, а что насчёт самого фильма? А он, в целом, вышел достойным. Правда, вопросов к нему по ходу просмотра у меня тоже было не мало, но на большую их часть — вроде "зачем ксеноморф уберёг падающую в шахту героиню" — я словно бы смог ответить сам. Иные решения так и остались для меня спорными, хоть причина их наглядна — и 10-ти минут не проходит после заражения как паразит уже оказывается сформирован и ломится наружу, на что раньше уходили хотя бы сутки. Скорость и масштабы метаболизма, который имеет место быть в картине, никакой ксенобиологией не объяснить — это просто условность киновселенной. Сращивание с фильмами Ридли Скотта тоже не прошло без проблем — как эти ретрофутуристичные компьютеры из фильма 1979-го согласуются с голографическими интерфейсами из "Прометея", который теперь-то однозначный канон?
В отрыве от прочих фильмов сценаристы сумели обрисовать достаточно правдоподобный мир недружелюбного будущего, охватив реалии колониальной жизни в достаточной мере, чтобы хотеть сбежать из такого индустриального рая как можно дальше. Над героями и их образом действий тоже поработали солидно — все они поступают пусть неразумно, но сообразно нашей несовершенной людской природе. Может показаться странной сестринская привязанность женщины к чудаковатому андроиду, но кое-где мы такое уже видели. Самый спорный поведенческий момент фильма принадлежит, безусловно, беременной барышне с её опрометчивыми идеями, но через призму того кошмара, в котором она очутилась, её тоже как будто бы можно понять.
Кино про чужих наконец-то выглядит дорого и богато, при том очень красиво в визуальном смысле и недурно поставлено в режиссёрском. Однако, несмотря на всю изобретательность экшен-сцен, многие из них смотрятся заведомо неправдоподобными, эффект чего лишь усугубляют очевидно компьютерные монстры в некоторых кадрах.
Как визионерское произведение, идущее по тропам картины 1979-го, "Ромул" однозначно хорош; экшен же выдался более спорным, но критиковать его у меня желания нет — как минимум, здесь есть нетривиально исполненные схватки с ксеноморфами, в прежних фильмах не фигурировавшие. Но куда больше я ценю именно смысловое наполнение картины, о чём изъяснялся несоразмерно больше.
"Ромул" может кино не гениальное, но достаточно приличное, чтобы быть способным воскресить давно истлевшую франшизу. Зрительский интерес к фильму, гораздо более заметный, чем по отношению к тому же "Завету", позволяет смотреть на дальнейшую судьбу вселенной чужих и космохоррора в целом с некоторой долей оптимизма. Но главное, что это просто хорошее кино, пусть и формально вторичное, схематичное в своём повествовании.
Лучшие комментарии
В целом, плюсую, вопросы по повествованию и поведению персонажей/монстров тоже были, местами какая-то дичь творилась, попирающая лор вселенной.
Но снято красиво, местами очень красиво. Кроме ужасного Эша, за такое надо расстреливать, имхо
Фильм на который даже в кино можно было сходить. Просто резюмирую — снято хорошо, не затянуто, нассыщено. Пусть даже остаются вопросики местами, но их можно смело опустить
Тоже Ромул понравился, меньше аллегорий на библию — больше попыток связать всё что было ранее. Черную жижу вроде как органично вписали. В итоге всё равно скучновато.
Но, как ты уже правильно заметил, чужой больше не пугает. После второго фильма мы уже всё знаем про них. Он не пугает, он давит, он надоедает, ты знаешь уже все ходы которые могут быть, ничего нового нет. В этом мне понравились Прометей и Завет, они были полной отсебятиной и местами очень тупыми, особенно Завет, но отсебятиной интересной в плане того что чужой там уходит на второй план, больше наваливается лор и формируется какой-то сюжет и история связанная с чужими.
Сильно не хватает развития франшизы, потому что фильмы застряли на тупом паттерне «злые ученые думали что они самые умные, но биооружие их переиграло и теперь они все мертвые». Поэтому каждый фильм снятый в классическом стиле будет скучным — он предсказуем и абсолютно ничего нового не вносит во франшизу. По сути единственное достойное что есть в ромуле — черная жижа, и с той нет клиффхэнгеров и монстр слит в трубу. Всё, остальное — бесполезный мрак, пускай и с харизматичными актерами и хорошей игрой. Они забыты и в забвении, их покромсали, для франшизы они ничего нового не дали. Вот и всё.
Мне нравятся фильмы Кэмерона, пускай они и дурацкие — они хотя бы другие.