19 октября 19 окт. 13 1144

История появления и развития ККИ

+15

Настольные игры бывают самые разные: от мафии, о которой все хотя бы раз слышали, до DnD, которое уже стало классикой и породило множество ответвлений и других настолок со своим видением, уже привычных, механик. Однако есть жанр, который выделяется среди остальных, а именно Коллекционные Карточные Игры (ККИ).

Немного тонкостей

Все ККИ имеют отличительные черты, благодаря которым, спутать их с чем-то еще крайне проблематично.

  • Подавляющее большинство ККИ стратегические, но с элементом случайности (для того что бы это компенсировать, часто играют несколько партий, например, до 3х побед);
  • Игроки сами составляют свои колоды из сотен, а то и тысяч карт, имеющихся в самой игре. В Magic The Gathering, например, их количество уже перевалило за 25 000, а сбор всей коллекции представляет из себя очень долгое и дорогое занятие, так как некоторые экземпляры могут достигать цены в сотни тысяч долларов;
  • Карты продаются в виде случайных наборов (бустеры). Что бы собрать "конкурентоспособную" колоду, необходимо не только покупать такие наборы, но и обмениваться с другими игроками, а также выкупать отдельные экземпляры на разных торговых площадках.

По мимо общих правил (в каждой отдельной ККИ), также есть эффекты/действия и у самих карт. Карты украшены артами, характеристиками и изредка кусочками лора. Помимо этого они могут делится на различные типы по определенным признакам, например, по цвету, принадлежности к региону, расе, классу и т.д.

Каждая ККИ, для привлечения новых игроков и удержания старых, дополняется новыми сетами (дополнениями). Каждый новый сет призван радовать игроков новыми картами, механиками и артами.

Первые ККИ

Еще в середине 19-го века в США появилось необычное хобби - коллекционировать карточки с бейсболистами. Это послужило началу рождения карточных коллекционных игр, которые мы с вами сегодня видим. Но тогда это были просто карточки, которые можно было собирать, и которыми можно было обмениваться. Необходимо было сделать решающий шаг в сторону полноценной ККИ: написать правила и придать картам какие-то особенности/характеристики. Это и сделала компания Allegheny Card Company, которая выпустила набор из 104 таких карточек. Но игра своей популярности не сыскала и сейчас о ней помнят только коллекционеры.

Повторно концепцию ККИ разработал математик Ричард Гарфилд, и в 1993 году выпустил Magic The Gathering. Игра имеет звание "Самой популярной карточной игры" и издается компанией Wizards of the Coast.

Самые популярные

На сегодняшний день есть несколько самых популярных настольных ККИ, которые определенно заслуживают свое внимание.

Magic: The Gathering. Как я уже упоминал выше - это самая популярная карточная игра. При чем популярна она во всем мире, а издается игра на множестве языков, что только способствует ее популяризации. У нас во многих городах есть клубы MTG, куда вы можете прийти поиграть с другими людьми. Научится играть не так сложно, но научится делать хорошие колоды и продумывать тактики уже совсем другой уровень. Однако играть интересно в любом случае, вне зависимости от ваших скилов. Также немаловажна поддержка от разработчиков, которой у MTG более чем достаточно, каждый год выходит по 4-5 новых сетов, с новыми картами и механиками.

Берсерк. Это уже немного другой формат игры, больше похожий на варгейм, но все еще интересный. Авторы - Иван Попов и Максим Истомин. В России у игры всегда были свои фанаты, а на фоне ухода разных компаний, в том числе Wizards of the Coast, интерес лишь возрос. Также в 2023 году произошел перезапуск Берсерка, что тоже может быть отличным поводом окунутся в "новую" старую карточную игру. По мимо перезапуска есть также ответвление Берсерк Герои, которое увидело свет в 2015 году.

Pokemon TCG. Еще одна очень популярная карточная игра, по геймплею схожа с MTG, однако с небольшими отличиями, а также другими способами победы. Если в Magic вам необходимо для победы просто убить оппонента, то есть опустить количество его жизней до нуля, то в покемонах победу можно заполучить тремя способами: собрать все призы, их выдают за победу над вражеским покемоном; победить всех покемонов противника; или же дождаться момента когда у противника закончится колода и он не сможет взять в руку карту. Игра у нас не популярна так как Magic или Берсерк, однако свои фанаты все равно находятся.

Также стоит упомянуть и те ККИ, которые пока только набирают популярность, но показывают хорошие результаты, а также чуть менее популярные, но не менее интересные.

Disney Lorcana. А это уже ответ Disney на MTG и Pokemon. Вышла игра в 2023 году, и хоть она еще совсем свежая, фанаты не заставили себя долго ждать и заносят свои шекели только так. По геймплею соответственно похоже на своих, уже упомянутых, конкурентов. Для тех, кому нравятся продукты Disney, это несомненно подарок. Я же Disney в какой-то степени осуждаю, поэтому просто обхожу стороной.

Star Wars: Destiny. Тут ситуация немного другая, игра наоборот уже прошла свои самые активные годы, и пока что просто существует. Не совсем понятно, что разработчики собираются делать дальше, ведь франшиза ЗВ с каждым годом расширяется, а ККИ по ней стоит на месте. Геймплейно все также напоминает вышеупомянутые игры. От этих же разработчиков еще есть следующие ККИ и ЖКИ: "Легенда о пяти кольцах", "Игра Престолов", "Ужас Аркхэма", "Зов Ктулху", "Властелин колец" и др. Но как мне показалось, наибольшую популярность получила именно Star Wars: Destiny.

KeyForge. Еще одна карточная, но не коллекционная, а уникальная игра, созданная Ричардом Гарфилдом (автор MTG) и выпущенная в 2018 году. Отличительной особенностью является то, что каждая колода уникальна и существует только в единственном экземпляре. Как так, спросите вы? Каждая колода - это генерируемый набор карт, и каждая имеет свое особенное название, это исключает из игры такое понятие как декбилдинг, вы просто покупаете колоду и играете. Всего вариаций комбинаций карт - более 104 септиллиона. Конечно есть очень маленький шанс, просто ничтожный, что существует две полностью идентичные колоды, но это маловероятно.

Еще есть забытые ККИ, которые у большинства из нас остались глубоко в памяти, и к большому сожалению, сейчас они не пользуются популярностью, но однозначно будут согревать наши сердца в холодные зимние вечера.

Человек-паук. Герои и злодеи

Черепашки ниндзя

Скуби-Ду

Влияние на видеоигры

Помимо того, что со временем появились компьютерные версии уже существующих ККИ, например, MTG: Arena и Pokemon TCG, жанр начинал распространятся в ширь и в глубь.

Так в 2014 году появился Heartstone, о котором я все еще вспоминаю с теплотой, да и щас поигрываю иногда. Также мир увидел Legends of Runeterra, The Elder Scrolls: Legends, CARDS, Artifact (лол) и множество других.

Карточные игры породили не только свои цифровые версии и жанр ККИ в компьютерных играх, но и внедряются даже там, где их казалось бы быть не могло и не должно, или же где разработчики используют карты как основу для геймплея своей игры. Вот несколько таких игр:

Ведьмак 3: Дикая Охота. А именно гвинт, местная карточная игра, которая настолько понравилась игрокам, что разработчики сделали отдельную самостоятельную одноименную игру.

Черная Книга. Основная геймплейная механика - сбор карт и составление колоды, после чего вы будете сражаться этими картами со всякой нечистью.

Slay the Spire. По мимо сбора колод и карт, разработчики объединили все это дело с "рогаликом".

Inscryption. Игра похожа на предыдущую, но с небольшими отличиями.

Карточные игры глубоко засели как в настольных, так и видеоиграх. И я искренне надеюсь, что они будут развиваться и дальше, и радовать как коллекционеров, так и людей, любящих партейку - другую сыграть с друзьями.

Почему это популярно?

Людям просто нравится теребить карты, вот и все. Ладно, шучу, они просто любят что-то коллекционировать, а тут еще и картиночки приятные, текст интересный, стоимость есть у каждой карты, почему бы и нет. А любителей поиграть и того больше, собирать разные колоды, соревноваться с другими, продумывать различные тактики, это все безумно интересно и увлекательно. Сам я собираю преимущественно MTG, но есть и Берсерк, Warhammer Underworlds и просто всякие анимешные карточки.

Спасибо всем, кто смог это прочесть, пишите как вы относитесь к ККИ? Играете или просто коллекционируете? Или может осуждаете всех производителей этих картонок?


Теги

Лучшие комментарии

После потраченных мною денег на коллекцию манги и ещё дофига настолок, в которые мало играю, уже как-то жаба не душит...

Не хватает игр до 2014. Понимаю что Хартстоун поднял жанр, но раз уж писать про развитие стоит и покопаться. =)

От себя добавлю что ККИ, как мини игры, были еще в Финалках(8 и 9 точно). Демиурги являются ярким представителем компьютерной ККИ. Особенно хочется выделить вторые, т.к. для меня это был первый опыт сингловой ККИ. Также в 2021 в Стиме релизнулась Astral Masters, этакий привет из 2004. =)

В общем не плохо, но ничего нового не узнал. =)

Для меня первой кки стал Пазаак, я тогда чуть не забил на прохождение в попытках победить деда на Тарисе)) Сейчас активно играю в Магию, как офлайн так и онлайн (хотя и хочется порой проломить стол из-за тильта в арене). Честно, это все, конечно, со стороны просто и весело, на деле, это все завертелось чуть ли не в хобби всей жизни. Я решил попробовать после прохождения Inscryption «по приколу», купили с другом на пару по колоде плейнсволкера и началось. Кроличья нора оказалась слишком глубока. Это просто безумие, в хорошем смысле этого слова. Потреблять новые сеты весело, коллекционировать весело, общаться на тему весело, но все это даже рядом не стоит непосредственно с геймплеем. Каждый раз все настолько уникально и по-разному, игра генерит бесконечное множество ситуаций, в которых действительно приходится думать, хоть ты уже тысячу раз играл одной и той же колодой. Справедливости ради стоит сказать, что по-настоящему любая кки (как впрочем и любая настолка) раскрывается в компании хороших адекватных людей, именно этот опыт дороже всего и вызывает желание играть еще и еще. С душнилами это все, конечно, быстро осторчетеет)) А так да, если нравится пошевелить извилинами, провернуть финт ушами или просто повеселится, то пробуйте, не пожалеете. Для меня Магия сродни ДнД — в ней возможно все и не факт, что это все еще возможно успеть узнать за одну жизнь))

Ох, про клуб звучит грустно, искренне сочувствую и желаю в ирл подходящих игроков найти, чтобы коллекция не пылилась на полках.

Мне кажется в моём инфополе просто мало людей, которые играют в ККИ, вот и не играю сам. Это печально :(

Отнюдь, это как раз хорошо. Как и Ваха это куча бабок в никуда и последующие захламленные полки. =)

Круто! Сам коллекционировал Черепашек ниндзя, набор до сих пор остался где-то. Но другие ККИ не пробовал, только если компьютерные по типу ХС или Гвинта. В Мотыгу играл в The Arena, но с ней не пошло дело.

Мне кажется в моём инфополе просто мало людей, которые играют в ККИ, вот и не играю сам. Это печально :(

Да, втягивать других в интересные занятия это самое сложное. У меня пока что не получается, так как абсолютно все мои знакомые и друзья в разных городах, но я играю в онлайне, пытался играть в клубе настолок, но со мной никто не захотел и я домой поехал, так что просто собираю их пока что, а играю на компе.

Ахахахах, да-да пойти загуглить правила или найти пост на реддите про спорную ситуацию это любимое)) Это вот кстати в копилку многообразия игры — сколько бы ты не играл, периодически возникают уникальные ситуации, которые приходится гуглить, как они разрешаются. Это своего рода образовательная душниловка, в которой все только приобретают, нежели теряют. Тяжело скорее с теми, кто эмоционально чересчур вовлекается и очень нервно на все реагирует. Порой бывало даже как то неудобно побеждать оппонента, потому что еще чуть-чуть и он стол перевернет)) С такими, конечно, ноль удовольствия от игры, как при победе, так и при поражении. Магия в этом смысле открывает огромный простор для настоящих токсиков абьюзеров (как в прямом так и переносном смысле ахахах), потому что там буквально какая то первобытная агрессия доступна, особенно когда карта идет. Порой тебя просто втаптывают в грязь, плюют, и делают чайный пакетик, и как с этим жить без юмора вообще непонятно))

Вот недавно совершенно случайно обратил внимание на ККИ «Берсерк», сложно других своих друзей втянуть и пока сыграли пару партий, но мне нравится. А вот с цифровыми ККИ за самостоятельный «Гвинт» обидно, как раз начал третьего возьмака перепроходить и захотелось в отдельную часть поиграть, которая сейчас жива только благодаря сообществу.
Спасибо за блог. Приятно было вспомнить игры из детства, в которые даже не играл, а просто собирал карточки и ловил с этого море удовольствия. Жаль, что сейчас все карточки утеряны.

Да я в любом случае доволен своей коллекцией, вчера даже пополнение произошло. А игроки как найдутся так найдутся, что поделать.

Хорошо сказано, и все верно, различных ситуаций просто море. Ну а с душнилами да, играть просто ужасно. Я и сам душнила, но мой максимум это разобраться в какой-то спорной ситуации, когда способность карты противоречит другим картам на столе и одновременно нескольким правилам, тут уже просто профильный интерес — узнать как это все работает, в будущем это может даже помочь при продумывании тактики. Но когда чел может просто перестать с тобой играть за то, что ты забыл землю развернуть — это кринж.

Хороший материал для тех, кто про ККИ слышал только из Гвинта.

Сам в бумажную Магию играл с 2017 года, перешёл в классический Берсерк в момент его перезапуска.

Про Берсерк ещё хотел отметить, что существуют две ККИ — классический, о котором речь в блоге, и Берсерк Герои. Второе является аналогом Хартстоуна, игру слабо поддерживали, но в 2022 начали активно новые сеты выпускать.

Если кого-то после прочтения заинтересовала Магия (MTG), рекомендую перед покупкой продукции попробовать цифровые версии, хочется выделить две, а именно MTG: Arena — полный цифровой аналог игры, там выходят все новые сеты, игра более чем жива, а также Magic: The Gathering, Shandalar — с этой игры лично у меня началось знакомство с Магией. Это РПГ в открытом мире, где вместо боевой системы присутствует геймплей ККИ, очень качественная игра для своего времени.

Никогда не поздно начать, уверяю, это очень интересное занятие. У меня у самого очень мало знакомых, которые увлекаются этим, точнее только один, но мне это не особо мешает.

Читай также