Песочницы о Родине: романтика грустной России, одиночество, ностальгия и светлая печаль
«Напоминает что-то родное, то, куда хочется вернуться, — но не навсегда».
— Отзыв пользователя lisenoksevera
Всех приветствую!
Не являясь полноценным геймером и уже повесив мышку на гвоздь, а также бросив попытки прогнать игровую импотенцию, я все же склонен смотреть различные ролики на игровую и околоигровую тематику, чтобы быть в некоторой степени осведомленным. И знаете, складывается ощущение, что в наш скоростной век, когда игровые — и не только — технологии стремительно развиваются, все меньше остается времени на то, чтобы просто погулять, наслаждаясь мягким вечером, посидеть в тишине или побыть наедине с самим собой. С каждым годом взросления мы начинаем ускоряться и куда-то спешить — не всегда зная, куда именно. Помните, как было в «Служебном романе»: «Все куда-то спешат, все куда-то опаздывают, всюду толкотня, давка, очереди…». Вот и в игровой индустрии (как мне кажется) все больше и больше делается упор на сюжеты, спецэффекты, невероятный, мозговыносящий геймплей — одним словом, на драйв (но, увы, без Райана Гослинга), и все меньше на что-то более простое, успокаивающее — одним словом, атмосферное, где можно было бы провести пару десятков минут для перезагрузки, слушая музыку или диалоги в голове.
И сегодня я бы хотел поговорить о нескольких инди-играх в жанре «песочница», которые могут не отличаться реалистичной графикой, завораживающими эффектами и глубоким сюжетом, но которые берут чем-то более тонким, на уровне ощущений, вызывая в мозгу приятные (или не очень) воспоминания и отправляя нас в бессмысленное, но расслабляющее путешествие.
Ведь песочницы эти — о нашей Родине.
ШХД: ЗИМА
«Посмотрел в окно => Посмотрел в монитор, => Посмотрел в окно=> Посмотрел в монитор — Не увидел разницы — Заплакал. Столько не плакал после прохождения третьего ведьмака».
Начать стоит с чего-то наиболее очевидного — проекта «ШХД: ЗИМА». Да, именно «проекта», поскольку помимо игры в него входит модернистская поэма (как филолог говорю — весьма неплохая, самобытная, интересная), музыкальный альбом, короткометражный фильм и даже спектакль. Каждая часть проекта дополняет другую, создавая вместе ту самую атмосферу постсоветского пространства и ностальгию, столь близкую небезызвестной субкультуре думеров, к которой наверняка принадлежал почти каждый из нас в тот или иной период жизни.
Ностальгия — вообще уникальный для русской ментальности концепт. Наряду со своей подругой Тоской. Вторую, к слову, вообще нельзя перевести на другие языки так, чтобы передать всю ее глубину и эмоциональные оттенки. Эта парочка включает в себя и чувство утраты, и грусть без веской причины, и безысходность, и многое другое, что я, конечно, могу написать для набивания символов, но не буду. Тоска — она и есть тоска, она у каждого своя, но и одна на всех. Потому и первая игра в нашем списке, — хотя и самая банальная, но самая главная, — так полюбилась многим.
Что это вообще такое — «ШХД: Зима»? Чисто технически это, конечно, игра, но я бы отнес ее скорее к чему-то вроде арт-объекта, поскольку это совсем не о геймплее, — это об атмосфере, о спектре эмоций, о «зазернить в катарсисе» и все в таком духе. Недаром пользователь под ником FOXN (с которым я полностью согласен) писал в отзыве следующее: «…захожу только тогда, когда хочу испытать чувство, чувство…».
В игре вас ничего не ждет, кроме полной свободы действий в бессмысленном, холодном и равнодушном мире. И вечной зимы. И вечной ночи. И, конечно, всепоглощающего одиночества. Лишь изредка, копаясь на полках, вы можете наткнуться на женский голос, что будет читать вам строки из поэмы «ШХД: ЗИМА», но и тот будет искусственным — текст читает Voiceover.
И вот уж действительно — воздух пропитан свободой, хоть подавись ею!
«Пытался сигануть с окна — безуспешно. Пытался вскрыть вены — безуспешно. Пытался прыгнуть под трактор — безуспешно. Поняв свою неуязвимость, я попытался спереть кроссовки у соседа. Перелез к нему на балкон, а у него в квартире пусто и кроссовки к полу прибиты. Прибрался в подъезде. Налил воды в кастрюлю, но вылить не смог. Погрел чайник в микрухе. А потом в духовке. Разбил все яйца в холодильнике. Сжег всю обувь. Поискал во дворе бутылки с недопитым пивком. Сожрал все таблетки».
В игре вообще довольно тонко перекликаются между собой декаданс и экзистенциализм. Тоска, меланхолия и ностальгия по давно ушедшим (очевидно, светлым, «дневным») временам, а также некое отрицание общественных норм (в игре вас ничего не сдерживает, вы полностью свободны, делайте все, что угодно) — черты определенно декадентские, но вот бремя этой свободы и тотальной бессмыслицы всего происходящего — уже черты экзистенциализма.
Можно создать уютный мирок: убраться в квартире, приготовить скромный приятный ужин, помыть посуду (хоть где-то), выбросить мусор, посмотреть в окно.
Можно сотворить хаос (да, мистер Дерден?): попытаться сбежать за пределы карты, спрыгнуть с окна, разбить что-то, разнести всю квартиру.
Но пафос у всего один: это ни на что не повлияет. Все настолько бессмысленно, что при перезапуске игры все начинается с начала. Полное отсутствие целей. Существование ради существования. Вот уж точно: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Или, как подметил один из игроков: «Русский лимб».
«Бл*ть, я тут живу».
Но несмотря на всепоглощающую пустоту и тотальную бессмысленность происходящего, от игры все же веет чем-то теплым и родным. Конечно, далеко не каждый живет в пятиэтажной серой панельке (ведь многие из них перекрасили — ха-ха), но многие детали быта, как ни странно, вызывают легкую улыбку, а не отчаяние — особенно, если вы живете один. Коробка с обувью, задвинутая в угол до наступления лучшего времени года; старые вещи, с которыми и расставаться жалко, и использовать уже не получается (лично у меня до сих пор, как и в игре, на балконе валяются лыжи со школьных времен); угробленная детская площадка во дворе; продуктовый магазин и аптека рядом с домом. Если бы сейчас на улице лежал снег, я бы решил, что описывается нечто из моей жизни. Вот и получается, что все мы вроде по отдельности, но в то ж время и вместе.
Здесь еще хочется выделить интересное наблюдение об ограниченной карте, взятое из статьи на DTF. Приведу его полностью: «Это ещё одна выраженная метафора пространственной ограниченности: люди могут всю жизнь ездить по нескольким маршрутам и не замечать того, что происходит в соседнем дворе или районе. Их собственные „игровые миры“ на самом деле ограничены ничуть не меньше, чем скудный набор локаций в Зиме. Что примечательно: до автобусной остановки добраться можно без проблем».
«…мысли о тебе приносят грусть, но и в то же время дарят надежду на то, что где-то там, под звездами, рядом с тобой, я смогу найти своё счастье…»
Знаете, отдельно хочется поговорить об одиночестве — если не главной, то по крайней мере одной из главных тем игры. В игре нет ни-ко-го. Совсем никого. Даже радио — и то шипит, а не передает чьи-то голоса. Стихи, как я упоминал, читает робот. Телевизор в помехах. На улице — оставленный кем-то стакан и бенгальский огонек. Пустая площадка. Пустая остановка. Даже музыки в игре нет — только ваши действия, например топот по полу, скрип дверей, утробное журчание батарей и хруст снега. Снег. Снег. Снег… Берегитесь себя, друзья, ибо здесь вы останетесь один на один с собой. И если поначалу это кажется чем-то даже привлекательным (особенно если включить музыку), то со временем начинает давить.
Что вы будете делать наедине с собой?
Может быть, попытаетесь выбраться?
«В отличие от большинства рецензий, игра не вызывает у меня желания самовыпилиться. Отнюдь, в ней я чувствую удивительное и приятное спокойствие».
Но знаете, помимо ностальгических моментов и ощущения единения с целым пластом населения, игра еще и мотивирует. Косвенно, не напрямую, но мотивирует — своей атмосферой. Мотивирует на побег, на желание перемениться.
Игра с головой окунает в чан, где нет никаких созидательных действий, где нет жизни — только пассивное созерцание, бессмысленность и одиночество. Изо дня в день. Что-то похуже, чем день сурка. Это жизнь сурка, потому что в контексте игры изменить ничего нельзя. В предисловии к ней спокойно можно было поставить строчку Виктора Робертовича: «И так идут за годом год//Так и жизнь пройдет».
Лично у меня такое вызывает некую злобу и мотивирует действовать, хочется отойти от компьютера и с двойным усердием и бесстрашием делать то, что считаешь нужным. Кому же хочется жить так, как это показано в игре? А хуже всего, что так живут многие.
Но, судя по всему, не герой вселенной «ШХД». И это радует.
Бытовой подвиг (Routine feat)
«…чувство я могу описать одним словом, „тепло“, даже через экран я чувствую это тепло, эти лучи солнца, этот ветерок, эту духоту в кабинете на работе, эту приятную прохладу по пути домой. Это все родное и понятное, это наше, мы это любим. Спасибо за тепло и любовь!»
Наконец зима закончилось и началось лето — а лето, как известно, маленькая жизнь. Время перемен, время исчезновения с радаров, чтобы вернуться другим человеком.
«Бытовой подвиг» — невероятная по своей атмосфере игра, когда-то вдохновившая меня на написание рассказа, мыслям о котором я не мог найти форму.
Итак игра, эволюционировав из «ШХД: ЗИМЫ», делает шаг в сторону геймплея и сюжета. У героя появляется работа, новая локация, возможность перемещения на автобусе, смена дня и ночи…, но меняется ли что-то кардинально? Отнюдь. Все тот же район, та же квартира, те же проблемы. Жизнь — по-прежнему сурковая — теперь еще и выстукивает печальный марш: «работа-дом-работа-дом». Если судить по разбросанным в квартире дневниковым записям — жизнь и вовсе стала хуже. Бесконечно далекая от крутых сюжетов голливудских блокбастеров, она, увы, стала еще лучше передавать жизнь большинства из нас. Как вы понимаете, работа и кое-что (о чем ниже) — единственные активности, предлагаемые игрой. Развлекать себя вам придется самостоятельно. И почему у меня снова ощущение, что я пишу не об игре, а о жизни?
Одиночество теперь ощущается несколько по-иному. Вокруг уже не ночная зимняя тишина, а летний гул — машины, щебетание птиц, далекая игра на гитаре и нечто, похожее на голоса людей. А еще бабочки. Но мы не видим источников звука, словно герой максимально отстранен от мира, ведь у него есть дела поважнее — нажимать кнопки в компьютере на ненавистной работе.
Если в «ШХД: ЗИМА» одиночество затягивает нас все глубже в темную беспросветную яму, из которой герой не пытается выбраться, полностью растворяясь в чувстве, то в «Бытовом подвиге» (где с виду все кажется более светлым, а на деле — дьявол в деталях), герой попросту бежит от своего одиночества — загружается работой до ночи, старается не обращать внимание на источники звука (которые, стоит заметить, отнюдь не грустные). Бежит. Бежит. Бежит. Те, кто переживал оба этих состояния, согласятся, что второе на самом деле значительно хуже первого, поскольку требует постоянного напряжения и сил. Примечательно, что в игре теперь можно читать и слушать радио — эскапизм здесь (впрочем, как и в жизни) очевидная форма бегства.
«Заработал ПТСР от сцены со слонихой. Че-то не был готов к такому от доброй семейной игры вечером с женой».
Отдельно стоит упомянуть сны, своей красочностью с двух ног влетающие в однообразные дни главного героя. Они… ну это на кончиках пальцев, народ. Абстрактные, сюрреалистические, образные. В чем-то они философские, полны загадок и являются тонкой аллюзией на действительность и мысли героя.
Одним словом, несмотря на темы из предыдущей игры, местами углубившиеся, бороться с ними стало значительно легче. Солнечный свет, пробивающийся сквозь верхушки деревьев, щебетание птиц, шелест листвы — день, лето! Атмосфера в игре определенно светлая. Как бы странно это ни звучало, но и дышать, играя в «Бытовой подвиг», как-то легче, словно воздух пропитан надеждой. А надежда определенно есть, ведь теперь у игрока появляется цель.
Да, в свободное от работы и сна время мы будем клацать по печатной машинке и писать книгу. Именно это является целью игры — по окончании написания вы сможете отправить книгу в издательство, разбогатеть и наконец вырваться из бесконечного дня сурка, одиночества и бессмыслицы. Вот уж действительно — бытовой подвиг. Вырваться из старой жизни, справиться, перебороть себя, пережить рутину. И вам желаю того же от всего сердца. Живите, а не существуйте.
Подводя итог по играм Ильи Мазо, я бы сказал, что играть в них определенно стоит. Да, долго вы там не просидите (в «ШХД: ЗИМА» — из-за гнетущей атмосферы, а в «Бытовом подвиге» из-за быстрого прохождения), но в любом случае испытаете определенный спектр эмоций, а значит, время, проведенное в них, не окажется потраченным впустую.
И самое главное — эти две игры могут заставить вас о чем-то задуматься.
Я бы сказал, что две эти игры — как старый друг. Можно не общаться с ним очень долго, а потом, когда появится желание, встретиться, и все будет как прежде. Так и две эти игры — одного прохождения и эмоций, полученных в процессе, хватит на долгое время (я не заходил в «ШХД: ЗИМУ» с апреля 2022, а в «Бытовой подвиг» с 2023), но в любой момент при желании можно вернуться и на несколько вечерних минут погрузиться в зимнюю или летнюю грусть.
Но грусть непременно светлую.
Симулятор сидения на крыше
«Замечательно, а спрыгнуть-то почему нельзя?»
Теперь давайте немного отойдем от атмосферы одиночества, рутины и излишне-эмоциональных, с примесью СПГС, разборов (клянусь, это все филфак внутри меня, а не я).
Вместо этого вернемся (снова) в 2007 (мне тогда было 4 года кстати) и спокойно посидим на крыше под приятную музыку в обнимку с эмо-тян. Звучит как мечта скуфа и отличный вечер, не находите? Так вот, все это возможно в игре от автора таких шедевров как: «Симулятор прыгания по гаражам», «Симулятор сидения у подъезда», «Симулятор купания в фонтане», «GYM Simulator» и даже «Взлом жопы». Встречайте — «Симулятор сидения на крыше»!
И-и-и… что сказать? Нечего говорить! Это вся игра! Вы просто сидите на крыше, играет успокаивающая музыка (похожая на OST’ы «Бесконечного лета»), сквозь которую иногда пробивается чириканье птиц и людские голоса; вокруг вас пышным цветением раскинулся мягкий летний вечер; а вдалеке — в закатном солнце — греется панелька. Все, что вы можете делать как игрок, — поворачивать камерой; более никакого взаимодействия нет. Это слегка выбивается из заявленного во введении статьи жанра песочниц (хотя, конечно, вы вольны сами выбирать в какую сторону смотреть…) Казалось бы — верните мне мои 42 рубля, я лучше куплю пачку чая, но-о-о… да нет, пускай у меня в библиотеке будет данная игра. Почему? Попытаюсь объяснить.
Игра хоть и откровенно дешево сделана, все же несет в себе некоторую приятную атмосферу. В ней здорово сочетаются пейзажи типичных спальных районов, расслабляющая музыка и ощущение покоя и уюта, когда на плече у тебя лежит голова любимого человека, и нет в это мгновение никаких проблем. Романтика грустной России — не иначе!
Я все же считаю, что эта игра способна отвлечь от чего-то плохого, расслабить и вселить надежду, но долго в ней, конечно, не просидишь от слова совсем.
Doomer
«Было приятно поиграть в себя…»
Песочница, продолжающая дело «ШХД: ЗИМЫ». А в перспективе — улучшающая, поскольку на данном этапе проект находится на стадии раннего доступа и по словам разработчика здесь планируются механики потребностей героя, а также — внимание — шутер и враги! Интересно, какие враги могут быть у думера? Наверное, счастливые люди. Энивей, перейдем к самой игре.
Она, пожалуй, излишне пропитана атмосферой панелек — поэтому полноценно ее могут оценит только те, кто застал развал Советского Союза или по крайней мере долгое время жил в старой хрущевке. Повсюду ковры; салфетка на телевизоре; советский сервант; старый компьютер с толстым монитором и Windows XP; металлические кружки; старый кухонный гарнитур; пыльные снопы солнечного света сквозь окна; на улице гаражи и детская площадка, на которой валяются пивные бутылки.
Но игра допускает фатальную ошибку. Она хочет передать атмосферу думерства, меланхолии и прочего, но при этом пытается сделать это в дневную погоду (смены времени в игре нет), что практически невозможно. К тому же игра чересчур яркая, подчас высвечивающая картинку.
Что касается визуала. Графика ушла от ностальгических пикселей и ударилась в пыльный реализм. Сыграло ли это на руку? Возможно. Но не в моем случае. Я считаю, что подобным играм как раз больше подходит пиксельная, несколько отстраненная от реальности, графика. Если бы в этой игре был сюжет и какие-то активности (как, например, в «Bright Lights of Svetlov»), то смотрелось куда органичнее, поскольку было бы чем заняться. А так приходится просто смотреть на окружение. Но разработчик обещал активности в будущем, так что посмотрим.
«…моё наигранное время состоит из: 10 минут просмотра мультика „Маша и медведь“, а остальное время исследование самой игры».
Теперь касательно свободы. У-у-х, как же свободно! У нас перед глазами всегда есть меню, на выбор в котором четыре действия: покурить, достать телефон, погладить крысу (да, герой достает белую крыску из кармана и гладит…) и помочиться. Зачем нужно последнее в атмосферной игре о думерстве — непонятно. Это же не Postal… В телефоне мы можем сделать фото (которое никуда не сохранится) и послушать музыку — несколько треков Atow и Panelka. Что ж, хотя бы не заезженные Molchat Doma, и на том спасибо.
Также мы можем выйти на улицу, пошататься по локации, подтянуться на турнике и пособирать бутылки. Но! Самое интересное вас ждет в доме. Компьютер. В нем есть настоящий интернет! И там вы можете открыть YouTube без VPN’ов и спокойно посмотреть нужное видео! Правда Twitch там не работает и сайты для взрослых, увы, тоже… Но в остальном рабочий браузер.
Стоит ли покупать эту игру? Я бы скорее ответил отрицательно. Но если вы очень любите ковры, яркие дни и крыс, то не смею вас сдерживать. Разработчику стоит отдать должное в детализированности мира — это действительно настолько близко к реальности, что в чем-то даже цепляет. Что-то из сериала «Восьмидесятые». Но цепляет не надолго. Да и покупка данная будет скорее на перспективу, поскольку разработчик и вправду занимается игрой — периодически в Steam появляются его отчеты. Как знать, как будет выглядеть игра на релизе.
ПАНЕЛЬКИ
«Когда я играл я был закрытым человеком, а когда сыграл в эту игру я вскрылся».
«Панельки», пожалуй, — самый геймплейносодержащий продукт в сегодняшней статье. Поэтому она затянет вас больше всего. Меня и вправду затянула.
Игра представляет собой симулятор русского дворника, приглядывающего за типичным спальным районом заснеженного города. Вы должны убирать снег, смывать граффити, собирать мусор, вкручивать лампочки, включать отопление — в общем, делать все, чтобы заработать денег и начать новую жизнь, покинув ненавистный город.
Но помимо этого в игре есть и определенная степень свободы — можно сколько угодно ходить по улицам и домам, изучая граффити и различные плакаты и объявления; строить что угодно из снега; прыгать с крыши или в пролеты этажей (умереть в игре, как и в других, нельзя; даже при долгом нахождении на улице экран лишь заиндевеет, замедлив передвижение); ну или просто молча посмотреть в небо под завывание метели.
В игре также есть и нечто вроде прокачки. В подвалах домов вы можете найти лопаты, каждая из которых увеличивает кол-во загребаемого за раз снега. Но правда и скорость лопат по этой причине снижается, поэтому лучше их чередовать.
На выбор есть три режима: обычный, небоскребы и свободный. Во втором режиме панельки настолько высокие, что их верхушки теряются где-то в заснеженном небе, а компьютер просадками кадров начинает мотивировать поскорее убраться из этого города. В свободном же режиме, который открывается после прохождения обычного, у вас со старта есть все предметы и безграничная вместимость лопат — делайте, что хотите. Не стоит забывать и о сетевой игре, а также о двух DLC!
Контент действительно есть, и разработчик активно развивает свою игру, что не может не радовать.
«Спасибо разработчикам, теперь я могу видеть в мониторе то, что и так вижу за окном».
Что касается атмосферы, ведь сегодняшняя статья в большей степени именно о ней.
Скажу так — очень аутентично. Очень живо. Очень по-настоящему. Да, в игре «Doomer» тоже хватало подобного, но все равно цепляло совсем не так, как в «Панельках». Здесь стиль начинается уже с главного меню, выполненного в виде домофона и различных тумблеров; список авторов — лист А4, приклеенный к стене подъезда.
А далее начинается сама игра.
Бесконечный снег; бесконечные панельки с поломанными почтовыми ящиками, выкрученными лампочками и мусором на лестничных площадках. И, конечно, граффити. Это отдельный вид искусства. Здесь вам и обыденные «Продам гараж», «Здесь был Санек», и ругательные вроде «Семен падла», и забавные вроде «Богдан, с днюхой», и классические вроде «Цой жив», и рекламные вроде «Escort», и даже философски-грустные вроде «Большинство людей, которых ты знаешь, были зачаты в панельках. Большинство людей, которых ты знаешь, умрет в панельках». Иногда даже тяжело смывать нечто подобное.
На атмосферу зимы (почти ядерной) влияет и смена времени суток. Дни здесь — короткие, а вот ночи весьма длинные. Благо в игре есть бесконечный фонарь. При желании вы даже можете дать жителям домов прочувствовать ваше настроение и обесточить весь дом — но в таком случае будьте готовы выплатить пять тысяч. А если не готовы платить — разбивайте фонари снежками.
Не стоит забывать о звуковом сопровождении. Вязкую атмосферу снежной ночи дополняет довольно мрачный эмбиент, поверх которого еще и завывает метель. И, конечно, вокруг ни души. Вы снова будете в одиночестве, но когда занят делом, не так сильно его ощущаешь. Главное — не останавливать это дело…
Но знаете, атмосфера здесь все-таки довольно уютная.
Вот так остановишься на улице отдышаться от уборки подъезда, поднимешь голову и вспомнишь строчку вечно живой легенды: «Мы пьем чай в старых квартирах//Ждем лета в старых квартирах». И все время в этих старых квартирах — в них и спасение, и отчаяние, и радость, и боль. И какое-то особенное чувство, когда на улице уже словил почти полное обморожение и скорее забежал в подъезд (а не в квартиру, иначе уже не выйдешь), чтобы погреться, а затем снова выбегаешь на улицу. Что-то из детства.
«Так и не смог выбраться из Саратова…»
Здесь будет спойлерная часть, поэтому, если хотите пройти игру, листайте дальше.
Что касается концовок. Их здесь две. После того, как вы соберете 50 тысяч в обычном и 100 тысяч в небоскребном режиме, нужно будет купить билет на самолет, после чего запустится нереально стильная нарисованная кат-сцена, где вам и предстоит сделать выбор: остаться или все-таки улететь.
В первом случае наш герой, облаченный в оранжевый наряд ЖКХ, будет стоять на крыше заснеженной панельки и смотреть, как над городом пролетает самолет.
Во втором же случае нам покажут точно такую же картину — ночь; снег медленно падает на панельки; в небе летит самолет. Но на крыше главного героя уже не будет. Остается только надеяться, что место, где он приземлится, станет новой — светлой — главой жизни.
Motherland
«Тупа я на карантине в 20 году».
Самая неоднозначная (как по моему мнению, так и по мнению игроков в Steam) игра.
Завязка такая: вы турист из другой страны, попавший в захолустный городок где-то в России во время пандемии вируса и поселившийся в панельке. Теперь вам нужно бродить по улицам, изучать местный колорит и пытаться добраться до аптеки.
Начнем с главного минуса, который в аргумент приводят все (и я тоже его приведу) — жанр «симулятор ходьбы» игра возводит в какой-то абсолют, культивирует до такой степени, что даже фанаты Кодзимы будут вопить. Игра очень затянутая, прям чересчур затянутая, прям просто мега затянутая. Здесь лучше всего привести слова небезызвестного Мэдисона, который тоже пытался пройти эту игру: «Все. Я больше не могу… Надоело бродить. Интересная игра, но сколько можно-то?» И это правда так. Наверное, в DLC будет добавлен Невский.
Вы спросите меня: в чем претензия, если мы говорим об открытом мире и песочнице? А вот в чем: одно дело бродить в «ШХД: ЗИМА», зная, что у игры нет никакой цели. И другое дело бродить здесь, ведь у игры есть какая-то финальная цель, для достижения которой нужно дергать на каждой локации рычаги, попутно еще и пытаясь спрятаться/убежать от полицейских и врачей, предъявляющих за отсутствие маски.
Но цель в игре все равно что ваш горизонт — воображаемся линия, удаляющаяся по мере приближения к ней. И вот когда в очередной локации — вроде бы последней — вы дергаете третий рычаг и думаете, что все — нет, не тут-то было. У рычага появляется записка, где говорится, куда нужно идти дальше. Вот так в итоге я и послал эту игру в урологические дали и вышел, не пройдя ее до конца.
Конечно, никто не запрещает вам играть в игру как в песочницу (не зря же в описании в Steam несколько раз упоминается свободный открытый мир) и просто делать красивые скриншоты, но для новых локаций все равно нужно дергать рычаги, а просто бродить вам будут мешать уже упомянутые блюстители порядка.
«Вот если можно как-то объяснить и показать состояние и слово „депрессии“ — то эта игра легко покажет и расскажет Вам значение слова и состояние души».
Теперь поговорим о главном для данной статьи — атмосфере и визуале. Ну что сказать: графен тащит. Игра действительно, черт возьми, красивая и атмосферная. Снова на темные душные улочки медленно падает снег, а вокруг седые дома. Кажется, словно в городе где-то в 90-х время остановилось.
Но не визуалом единым создается атмосфера. Не последнюю роль играет звук: помимо бомбического в своей упадочности саундтрека, который способен вывернуть наизнанку (правда он не от разработчика — проигрывается «Последняя осень» за авторством Черниковской хаты, которую я узнал, поскольку использовал при создании мода на «Бесконечное лето»), так вот, помимо саундтрека атмосфера может создаваться песнями из радио, мелкими звуковыми пасхалками вроде крика проводницы «холодное пиво», когда проходишь близко к поезду, или просто высказываниями NPC.
Но те самые полицейские, спамящие одинаковые фразы, будут эту атмосферу раз за разом портить. Через какое-то время они уже просто будут сводить с ума — настолько часто они будут всплывать и перебивать диалоги с NPC и ломать атмосферу. Звуковые дорожки в этой игре в принципе очень любят накладываться друг на друга…
Ну и, конечно, в игре не обошлось без определенной степени сатиры (дешевой) и клюквы. Главное в мире — наличие антител, QR-код; жители-NPC недовольны и все в таком духе. Ах, старый добрый 2020 год.
В общем и целом скажу так: за фулл-прайс (385 рублей, лол) брать не стоит, а вот с огромной скидкой (сейчас игра стоит 30 рублей) очень даже пойдет — особенно под пшеничный смузи, если вы понимаете, о чем я.
Мухосранск | Russian City Sim
«В игре есть инновационный геймплей. Тут можно ходить в 4 стороны, смотреть, поворачивать камерой и подбирать предметы. И ещё игра красива».
Очередная бродилка, сделанная явно на скорую руку, и пытающаяся повторить успех «ШХД: ЗИМЫ».
О геймплее сказать ровным счетом нечего. Настолько нечего, что здесь, в отличие от уже упомянутой игры, не с чем взаимодействовать. Можно, конечно открыть шкаф или повалить стул, но управление в этом случае сделано довольно коряво и толку в этом нет. Все, что вам нужно делать, — ходить по опустевшему (а судя по выбитым стеклам и развалинам скорее заброшенному) городу. Ходить весьма медленно. Это симулятор улитки, а не ходьбы. А еще слушать музыку и окружающие звуки.
Эта игра — экскурсия по временам, когда я любил с друзьями лазить по заброшкам. Вот и здесь можно по ним полазить, но это не то чтобы вдохновляет. Определенная степень атмосферы, конечно, присутствует, особенно когда в игре закат, но то ли музыка слишком громкая (в игре нет настроек и ничего не убавить), то ли просто она не совсем подходит, но в общем меня, что называется, не торкнуло от это игры.
Да и сама локация, честно говоря, делалась на пофиг, мол, добавлю две панельки — схавают, что еще нужно-то? Но кое-что все-таки нужно.
Вот вроде что-то родное, вроде вот они дворы бетонные, но тут же рядом деревенский домик, который уже ссутулился. Вот какой-то ангар прямо в двух шагах, вот какой-то гараж, вот вообще лес! Как-то все это понамешано в одну кучу — попробуй разбери. Но пробовать не особо-то хочется.
Да, симпатично (именно симпатично, не красиво), но чего-то очень не хватает. Деньги, конечно, возвращать не буду, пусть разраб купит себе пачку чая (игра стоит 50 рублей), но больше пяти минут в «Мухосранске» не проведешь.
Заключение
«…когда наступает отвратная рутина — ищи занятие, которое поможет выбраться из нее».
Ну что ж, теперь хотелось бы подвести некий итог всему, о чем я говорил выше.
Данные игра, как вы, наверное, и сами поняли, далеко не для всех. Как правило, у них нет геймплея, в них не выйдет играть очень долго, но есть в них что-то, что заставляет на время отложить все дела и хотя бы несколько минут побыть в их объятьях — что-то родное, что-то теплое, хотя и грустное.
Можно ли назвать подобные игры искусством? Вполне, ибо искусство/творчество не имеет границ и рамок, и потому не столь уж важно, в каком виде оно представлено. К тому же, если оно способно вызвать у другого человека эмоцию. А все игры из этого списка с этим справляются. Попробуйте в «грозы, бури, житейскую стынь и когда грустно» провести несколько успокаивающих минут в одной из этих игр. Уверяю, что-то в вас может переключиться.
Также хочется упомянуть, что сеттинг панелек и мотив думерства — довольно частотный. Их можно встретить в визуальных новеллах и даже в хоррорах, о которых рассказывать в данной статье было бы некорректно, поскольку она о песочницах. Но, если хотите, в следующей статье я мог бы затронуть эту тему. Пишите об этом в комментариях.
Более не смею вас задерживать. Возможно, до новых встреч.
Лучшие комментарии
BuKingПредлагаю к ознаКомлению!
Да, реальный арт-объект (надпись, дамы не арт-объект).
Как там у классика «В деревню к тётке в глушь, в Саратов»
BuKingПолностью согласен, панельки это уже очень избитая концепция Российской действительности, но от нее так просто уже не отмоешься. Своего рода фишка, с которой все ее ассоциируют.
А так по поводу сельской жизни есть «ШХД: ЛЕТО», «Симулятор одиночества в русской деревне» (От создателей «Мухосранск City Sim»). Очень мало, но хотя бы что-то
Уж лучше тут… чем на токсичных болотах ДТФа
BuKingпагадите эта ряльна
BuKingС этим не поспоришь, да, но не знаю, я прошел этап, когда суть думерства заключалась в бездеятельном убиться и погрустить и больше склоняюсь к тому, чтобы из этого вылезти через что-то более светлое и деятельное. Понятно, что эмоцию иногда стоит и полностью изжить, но так можно и до селфхарма дойти, это я по себе знаю. Но что-то мы от игры уже ушли в психотерапию, ахах.
Ага, понял. Видимо, кто-то грузанул этот же отзыв и под «Бытовой подвиг». Там и правда нет сна со слонами, но общую суть этих снов комментарий передает
Как говорится, если чего-то нет нужно искать (кто ищет, тот найдёт)… ну а для рукастых и отчаявшихся — можно попытаться сделать игру самому
BuKingкак всегда: хочешь сделать хорошо — сделай сам. А так всегда можно как в подростковые годы психануть и уехать в лес или деревню и тупо бродить там, потому что предки отстой
BuKingГрибоедов был бы в шоке, узнав, что его цитируют на стопгейме))
BuKingвозможно, но большинство музыки в таких подборках не шибко веселые. Здесь же можно найти приятные настроения и занять руки, чего не сделаешь если будешь просто сидеть и слушать подборки думерской музыки (чтоб не убиться под такую музыку надо чем-то заниматься)
Не понимаю, о каком отзыве идет речь, но если о самом первом под пунктом «Бытовой подвиг», то вот он -
Видимо я вдоволь «обьелась» думерской грустной стистики панелек, что кажется начала уствать от этой светлой грусти… Жаль в интернете пока мало развит русреальный cottage core (идеализирующий сельскую жизнь). Точнее, он вообще не развит. А жаль. Ведь было бы круто, если бы при поиске «русреал» выдавало бы не только бесконечные панельки и удручающие виды на дымящие трубы заводов. Это уже превратилось в китч
Ну, есть у думеров и свой «романтик коллекшн», Дурной Вкус или Перемотка какая-нибудь. Мне напротив кажется, что рудиментарный геймплей только мешает и отвлекает, подменяя собой суть, а суть как раз убиться и погрустить.
Немного промазал, отзыв под картинкой с полем, автобусом и трубами ТЭЦ, вот этот:
BuKingсправедливо
Мне кажется, проще поставить какую-нибудь подборку russian doomer music на ютубе — разнообразия больше, а настроение создаёт не хуже.
(Отзыв-эпиграф у Бытового подвига явно от Its Take Two)