В честь выхода Star Wars Outlaws публикую свою статью со своего никому не нужному Дзен-канала чтобы её хоть кто-то увидел и попытаться замотивировать себя написать продолжение.
Звездные войны. Если не самая, то одна из самых известных медиафраншиз в мире. Одна из особенностей Звездных Войн как вселенной - её многообразие. Если вдруг зрителю показалось мало просмотренных фильмов, то он может с легкостью утолить свой голод с помощью книг, комиксов или видеоигр. Новые герои, неизвестные приключения старых знакомых, непоказанные ранее уголки галактики, события, происходившие за много лет до трилогии приквелов и даже альтернативные варианты развития сюжета уже знакомых фильмов - все это Расширенная вселенная Звездных Войн. Но ни для кого давно уже не секрет что после покупки Lucasfilm Disney отказалась от всех предыдущих работ по вселенной Звездных Войн(за исключением номерных эпизодов, мультсериала Войны Клонов и MMORPG Star Wars: The Old Republic) и наградила их клеймом Легенды. Бесчисленное множество историй остались за бортом нового канона, лишь изредка служа новым создателям источником вдохновения.
В силу разных факторов, я упустил львиную долю контента Расширенной вселенной. Игры по Звездным Войнам не стали исключением: серия о Кайле Катарне, симуляторы, позволяющие пилотировать X-Wing и TIE-Fighter, дилогия о тайном ученике Вейдера и многие другие проекты. И, чтобы наверстать упущенное, я решил отправится в прошлое и посмотреть на различные игры по знаменитой вселенной.
Star Wars: Dark Forces (1995)
Идея о создании шутера по вселенной Звездных Войн пришла к разработчикам на волне популярности неофициальных карт с различными локациями из фильмов для DOOM. Для игры был разработан собственный игровой движок Jedi Engine который сильно выделял игру на фоне конкурентов. Он полностью развязывал руки игроку и давал возможность прыгать, приседать, плавать и даже смотреть вверх/вниз. Кроме этого, движок умел создавать эффекты дыма и тумана. Но на этом особенности движка не заканчивались. В то время как во всех предшествующих играх уровни находились в одной плоскости, Jedi Engine позволял располагать секторы друг над другом, что создавало настоящие трехмерные уровни. Ну и в добавок ко всему прочему, в Dark Forces используется технология iMUSE. Эта интерактивная музыкальная система, созданная LucasArts для своих игр еще в 1991 году, позволяла подстраивать музыку в игре под конкретные события.
Отличительной чертой шутеров того времени был сюжет, а точнее его практически полное отсутствие. Как правило, он давал лишь завязку и небольшой бэкграунд. А все остальное время игрок перемещался от уровня к уровню истребляя врагов и разыскивая секреты. Но в LucasArts решили пойти наперекор словам Джона Кармака(один из создателей оригинальной DOOM) о том что в играх сюжет не важен. Dark Forces рассказывает историю Кайла Катарна - переметнувшегося к Альянсу ученика Имперской военной академии(хотя изначально главным героем планировали сделать никого иного, как Люка Скайуокера, но от этой идеи отказались в процессе разработки чтобы не создавать лишних несоответствий). Первым заданием игрока в роли Кайла становится кража чертежей звезды смерти(тех самых, которые пытались добыть герои фильма Изгой-Один). Но, несмотря на всю значимость событий, это задание является, своего рода, обучением к основной игре и занимает всего один уровень. Последующие события происходят спустя год после Битвы при Явине(события четвертого эпизода) - Кайлу поручают выяснить подробности имперской атаки на базу повстанцев на планете Талае. В ходе одной из миссий игрок узнает правду о новом оружии Империи - темных солдатах, разработке имперского генерала Рома Мока, бывшего героя Галактической республики и ветерана Войны Клонов. Зная все недостатки дроидов, генерал создает завод по созданию новых штурмовиков на базе скелетов дроидов. Именно уничтожение этого завода становится главной целью главного героя. Для выполнения поставленной задачи Катарн посетит c десяток разных планет и космических станций, сразится с самим Бобой Феттом и сбежит из плена Джаббы Хатта. И будьте уверены, ни одна миссия не будет бесцельной: оружейная фабрика, завод по производству робототехники и многие другие цели приблизят Кайла к кораблю-фабрике "Дуга Молота" и создателю темных солдат. А помогать ему во всех начинаниях будет верный пилот - Джен Орс(у главной героини того же Изгой-Один Джин Эрсо схожее имя, не находите?).
В остальном, Dark Forces - обычный шутер своего времени со своими недостатками. Первый, он же самый несущественный, малое разнообразие противников. Большую часть игры вам предстоит сражаться с имперскими солдатами(штурмовиками и офицерами), которые не представляют особой угрозы и умирают с пары-тройки попаданий. Представить хоть какую-то угрозу они могут лишь накинувшись на игрока большой толпой. А в отдельных миссиях встречаются Граны, Трандошане, Гаморреанские охранники, Келл-драконы и дианоги, к каждому из которых нужно подбирать свой подход, что вносит хоть какое-то разнообразие в механику перестрелок. Боба Фетт и генерал Мок выступают в роли местных боссов. Вторым, как по порядку, так и по важности, недостатком является дизайн уровней. Дело в том, что некоторые уровни настолько запутаны, что даже карта, которая открывается поверх экрана(но в отличие от DOOM имеет прозрачный фон вместо черного) не сильно помогает. И не забудьте про те участки, когда вам придется возвращаться в ранее пройденные места на уровне чтобы пройти в до этого закрытые проходы. Ну а местная система чекпоинтов - самый главный недостаток игры. Дело в том, что в игре нет возможности сохранить свой прогресс в любом месте, взамен мы имеем чекпоинты к которым возвращается игрок в случае гибели. Подвох в том что количество возвращений ограничено тремя жизнями на уровень, плюс найденные на локации дополнительные жизни(которые, справедливости ради, переносятся на следующий уровень, если игрок их не потратил). При переходе на новый уровень игра так же сохраняет весь прогресс.
Рассказывая о Dark Forces нельзя не упомянуть об одном факте. Как было сказано ранее, для выполнения своего задания Кайл посетит множество разных локаций. И там, помимо солдат империи или наемников, его будут поджидать проблемы иного типа: неосвещенные участки баз, загрязненные ядовитым газом шахты и ледяные просторы планеты Антиви. На такие случаи разработчики подготовили для Кайла несколько гаджетов: прибор ночного видения, противогаз и шипованную обувь. Эти, пусть незначительные, детали вносят еще разнообразия и в, без этого, увлекательный геймплей. Увлекательный даже по нынешним меркам (если только вы не слишком избалованный ребенок). Добавьте к этому знакомые декорации, интересный сюжет, отсутствие силы и прочей джедайской мишуры и вы получите отличное приключение в мире Звездных войн на пару-тройку вечеров.
Несмотря на скептическое отношение, из-за схожести с DOOM во время анонса, Dark Forces стала настоящим хитом. В первый день было продано 300 тысяч копий, а за последующие пять лет было реализовано свыше 950 тысяч. В конце 1996 года игру портировали на первую Playstation, а в начале 1997 года на Mac. Была написана новелизация, которая легла в основу радиопостановки. Фирма Hasbro выпустила игрушки по мотивам игры. А сами темные солдаты, как и другие герои игры, прочно обосновались в Расширенной вселенной и позже засветились в иных играх, книгах и комиксах. Сиквел такого успешного проекта не заставил себя ждать и уже в 1997 году мир увидел продолжение. А в феврале 2024 на всех актуальных платформах вышел ремастер со стандартными улучшениями: новые текстуры, поддержка геймпадов, ранее невиданный контент и пр.
Star Wars Jedi Knight: Dark Forces II
За 2 тысячи лет до саги о Сайуокерах в далекой-далекой галактике развернулся очередной кровопролитный конфликт между джедаями и ситхами - Новые войны ситхов. Тысячу лет джедаи противостояли нарастающей мощи ситхов и пытались восстановить мир в галактике. Одной из самых крупных битв конфликта являлась Седьмая Руусанская битва. Чувствуя предстоящее поражение, лорд ситхов взорвал ментальную бомбу которая унесла жизни сотни джедаев и всех(как считали джедаи) ситхов. Души погибших воинов оказались заперты в долине, которая стала могущественным источником силы, именуемой ныне как Долина джедаев(иногда как Долина душ).
Поискам этой долины и посвящен сюжет Star Wars Jedi Knight: Dark Forces II. Спустя год после уничтожения второй Звезды Смерти часть разрозненных сил Империи взял под свое командование темный джедай Джерек. Он, еще будучи джедаем-археологом во времена Республики, занимался поиском Долины джедаев. После смерти Палпатина Джерек продолжил поиски, надеясь что сила, заключенная в долине, поможет ему построить новую, несокрушимую Империю, Империю, которая не повторит ошибок Палпатина. Захватив Ку Рана, джедая который пережил и Приказ 66 и инквизиторов Империи, единственного кто знает путь к Долине, он узнает что карта с расположением планеты Руусан находится в доме уже погибшего повстанца Моргана Катарна. Затем, убив попытавшегося сбежать Ку Рана, Джерек вместе со своими подручными отправляется за картой.
В это время, знакомый игрокам по предыдущей игре серии, наемник Кайл Катарн встречается с дроидом-информатором 8t88. В разговоре с ним всплывает информация что в смерти отца Катарна Моргана(да, того самого) виновен никто иной как темный джедай Джерек. По возвращении в дом отца на планете Сулон, Кайл находит световой меч и предсмертное обращение отца в котором узнает что Джерек со своими последователями приступил к поискам Долины джедаев. И по наставлениям появившегося призрака силы Ку Рана Катарн решает помешать планам Джерека осуществиться. Все это снова позволяет игроку оказаться в разных уголках галактики и повстречаться с колоритными персонажами(для некоторых из которых Dark Forces 2 стал первым, но не последним проектом расширенной вселенной).
Главная геймплейная особенность игры - использование Силы и поединки на световых мечах - сделали Jedi Knight первой игрой по звездным войнам в которой игрок напрямую управляет джедаем. Но Lucas Arts этого оказалось недостаточно, поэтому в игру был добавлен и моральный выбор. На протяжение всей игры Кайл Катарн познает разные способности силы, которые вносят в игру элемент реиграбельности и позволяет превратить героя хоть в темного, хоть в светлого рыцаря-джедая. Помимо способностей к определенной стороне силы Кайла направляют действия игрока, направленные на нейтральных NPC. Никто не запрещает аннигилировать все живое на каждом уровне чтобы в определенный момент Кайл убил свою подругу Джейн Орс и отправился в погоню за Джереком не для того чтобы помешать ему заполучить силу, сокрытую в Долине Джедаев, а для того чтобы самому заполучить всю мощь Долины.
Какой бы выбор не был сделан игроком, пользоваться разрешается как и нейтральными способностями(прыжок и ускорение силы, притягивание и видение), так и темными(отталкивание, удушение врагов, молния, разрушение и обжигающий взгляд) наравне со светлыми(лечение, ослепление врагов, убеждение, щит и поглощение способностей темной стороны). Помимо всего прочего, за прохождение уровней и нахождение секретов игрок получает специальные очки, которые тратятся на улучшение способностей силы. А к 8 различным видам оружия которые будут помогать Кайлу сражать своих врагов и среди которых можно найти различные бластеры, гранаты и даже арбалет, относится световой меч - лучшее оружие Джедая. С помощью меча игрок может не только наносить быстрые и смертельные удары, но и отбивать все направленные выстрелы из бластеров, резать металлические решетки и некоторые двери.
Мультиплеер - еще одна деталь, добавившая игре в свое время немало шарма. Именно на полях онлайн-сражений игра максимально раскрывала свой потенциал. Наличие световых мечей и различных способностей силы позволяли игрокам полностью использовать свои джедайские навыки, а 5 режимов игры лишь добавляли всему этому реиграбельности.
Касаемо технической составляющей, для игры был выбран новый 3D движок Sith, являющийся улучшенной версией движка Jedi, использовал Microsoft Direct3D, что значительно улучшило картинку в сравнении с предыдущей игрой(да и вообще, Dark Forces 2 была одной из ранних игр в которых была применена эта технология). Кроме этого, погружению в игру способствовала технология объемного звука. Ну и вишенкой на торте стал практически час живого видео снятого для игры, с помощью которых подается большая часть сюжета.
Игра была положительно принята критиками. 91 балл на Metacritic до сих пор украшает профиль игры. В основном хвалили удачное сочетание головоломок и экшн-моментов. Отдельного упоминания удостоилось и удобное управление. Из спорных моментов был указан искусственный интеллект, который не представлял особой угрозы и местами запутанные уровни. Игроки же приняли игру не менее тепло и выпущенная в октябре игра до конца года разошлась тиражом в 247 000 копий. И хотя на сегодняшний день не так часто можно услышать о Dark Forces 2, у игры осталась своя база поклонников, которые периодически собираются в мультиплеере чтобы выяснить кто же лучше владеет Силой и световым мечом. Моддеры довели до ума графическую составляющую, что позволяет играть в игру сегодня и не смотреть на угловатые модели персонажей. Так что если вы поклонник Звездных Войн и до сих пор не поиграть в замечательный Dark Forces 2(что с вами вообще не так?), то сделать это нужно незамедлительно.
Star Wars: Jedi Knight: Mysteries of the Sith
Было время, когда дополнения для одиночных игр представляли из себя нечто большее чем набор усилителей опыта, скинов на оружие или броню и даже доспехов на лошадь. Да и вообще тогда трава была зеленее. Именно тогда в 1998 году, спустя 4 месяца после выхода Jedi Knight: Dark Forces II миру предстали Таинства ситхов - Mysteries of the Sith.
Разработка дополнения стартовала сразу после завершения другой игры - Outlaws(шутера от первого лица на движке первой Dark Forces про Дикий Запад), что позволило выпустить проект в очень сжатые сроки. В качестве игрового движка использовался тот же слегка улучшенный Sith, что и в оригинальной игре. Было добавлено цветное освещение, был улучшен язык программирования для скриптовых событий. Так же разработчики улучшили искусственный интеллект, который позволял NPC сражаться между собой без участия игрока. Ну и в лучших традициях качественных дополнений в игру были добавлены новые враги(например Ранкор), новые виды оружия и, конечно же, способности силы. Не забыли разработчики и о мультиплеере, поскольку в Dark Forces II он был достаточно популярен. В дополнении были добавлены новые карты, режимы и играбельные персонажи. Единственное что игра потеряла - это full motion video(FMV) в которых рассказывался сюжет между миссиями. Вместо них были обычных кат-сцены на движке игры.
Рассказанная в дополнении история, которую благодаря своей структуре можно сравнить с мини-сериалом, повествует о Кайле Катарне, его ученице Маре Джейд и их службе Новой Республике спустя 5 лет после событий оригинальной игры. Хоть сюжет и начинался с нападения остатков сил Империи на одну из баз Республики, которую пришлось предотвратить Кайлу, оставшиеся 3/4 истории посвящены заданиям Мары. Ей пришлось договориться о покупке оружия для Республики и КаПа Хатта, вернуть похищенный голокрон джедаев и даже спасти Кайла Катарна от соблазна перехода на Темную Сторону Силы. В лучших традициях серии, игрок в роли Кайла и Мары посетит новые локации во вселенной Звездных войн, столкнется со множеством разнообразных противников и познакомится с новыми персонажами. С мини-сериалом я сравнил сюжет из-за того что каждое задание Мары(или Кайла), хоть и пронизано связующей нитью, все равно воспринимается отдельной небольшой законченной историей.
И если к сюжету никаких претензий возникать не должно, то с геймплеем могут начаться проблемы, ибо у Mysteries of the Sith есть один серьезный недостаток: уровни получились более запутанными чем в оригинальной Dark Forces и часто основной проход оказывается запрятан так, словно за ним скрывается самый секретный уровень, а не новая комната для продвижения по сюжету. И в какой-то момент поиск прохода начинает сильно утомлять. В некоторых местах если вы не знаете куда идти приходится буквально тыкаться в каждый камень и прощупывать каждую стенку. Да, оригинальная игра болела похожей проблемой, но там все было более-менее терпимо. И не смотря на то что больше существенных недостатков у игры нет, мирится с таким положением дел очень сложно. В остальном же геймплей ничем не отличается от Dark Forces 2: способности силы так же позволяют ощутить себя настоящим джедаем, а световой меч все так же смертоносен.
Бонусом, для фанатов, в игре присутствует небольшой секретный уровень, в котором игроку представляется возможность поиграть за Люка Скайуокера и пройти его путь по Облачному городу на планете Беспин из пятого эпизода фильмов. А если продолжать тему бонусов, то стоит упомянуть Мару Джейд, появление которой в игре произошло не просто так. Это своеобразный подарок для фанатов расширенной вселенной Звездных Войн. Впервые она появилась в трилогии книг о генерале Трауне за 7 лет до выхода игры и быстро стала одним из самых популярных персонажей расширенной вселенной. Начав свой путь Рукой Императора, Мара пыталась убить Люка Скайуокера, впоследствии прониклась уважением к нему и перешла на светлую сторону Силы, стала Мастером-Джедаем и членом Высшего Совета Джедаев и просто женой Люка Скайуокера.
***
Эти две игры(и одно дополнение) лишь капля в море игр по вселенной Звездных Войн. Поэтому нет возможности рассказать обо всех в одной статье. Нас ждет долгое приключение...
Лучшие комментарии
Так совпало, не слежу за роликами) А изначально статью написал после просмотра девятого эпизода, в момент его выхода. Потом, через несколько лет, выложил ее на Дзен и вот на днях сюда.
Если бы не комментарий, то и не узнал бы про ролик :)
Да это штука. За такое время невозможно написать блог. Такой качественный по крайней мере
Про Jedi Academy?)
Да.
Спасибо большое! Про шутку я понял, просто разговор поддержал)
Блог к вышедшему вчера видео :)