Они уже здесь. Кажется, как-то так начинается книга по мотивам которой снят фильм «Пролетая над гнездом кукушки». Но о другом.
Сейчас я говорю про искусственный интеллект — нейросети, которые буквально за пару лет из чего-то фантастического превратились в обыденность. Даже в создании данного текста нейросети приняли активное участие. Но об этом позже, потому что в современном мире нейросети используются практически во всех сферах жизни. С помощью нейросетей создаются изображения, анимируются персонажи и даже создаются целые фильмы.
Сегодня попробую ответить на вопрос: могут ли нейросети создать настоящее кино? Умеют ли они писать сценарии? Конечно, я не упущу возможность посмотреть на примеры произведений, созданных с помощью нейросетей.
Меня зовут Роман, и вот тут я приложу видео версию ролика:
Недавно YouTube начал предлагать посмотреть видео, где Гарри Поттер и другие персонажи представлены в стиле Balenciaga и других модных брендов. Это не серьёзная анимация, а просто картинки, которые немного двигают ртом. Но, во-первых, эти самые картинки сгенерированы нейросетью, а во-вторых, озвучка также выполнена нейросетью. Люди с этим поиграли и забыли, как и многие мемы. Когда подобные ролики появились в конце 2022 года, это казалось просто баловством. Но мы не смотрели глубже, и наша бдительность была немного притуплена. Потому что спустя несколько месяцев прогремел грандиозный скандал. Я опущу основные детали — вы сможете узнать о них по ссылке в описании. Суть в том, что с помощью нейросетей смогли использовать голос человека без его разрешения, причём делать это в коммерческих целях.
И, вот тут мы, понимаем, что нейросети — это не игрушки. Проблема заключается не только в том, что нейросети могут скопировать голос человека и даже преобразовать голос одного человека в голос другого. Основная проблема в том, что с юридической стороны люди могут оказаться не защищены от деятельности нейросетей и тех, кто за ними стоит. Именно это произошло с Алёной Андроновой. В этом случае виновником была крупная компания, и её каким-то образом всё-таки можно привести к ответственности. Но представьте, если подобного рода инструмент окажется в руках телефонных мошенников. Вашим голосом будут просить деньги у друзей или родственников. Причём злоумышленник может использовать технологию DeepFake и делать это с вашим лицом. Киберпанк наступил, а мы даже не заметили.
Но так как тема нашего обсуждения — не общество, а культура и искусство, у нас появляется ещё одна проблема. Если можно синтезировать любой голос, создать любую анимацию и даже написать сценарий, то зачем нужны живые люди? Производители контента захотят сэкономить деньги, заменив сценаристов, художников, аниматоров и актёров озвучки парой достаточно мощных компьютеров. Нейросети становятся лучше, умнее, бесконечно и безостановочно приближаясь к идеалу. Но нужно помнить, что нейросеть не может создать ничего нового. Она берёт всё то, что в неё загружено, перерабатывает множество раз и выдаёт удивительные результаты, исходя из своего прошлого опыта. Именно это делает нейросеть потрясающим инструментом, помогающим при создании абсолютно любого контента — будь то изображение, текст или даже программный код.
На самом деле, нейросети уже давно снимают фильмы. Пример — фильм «Zone Out». Несмотря на то что тут играют настоящие живые актёры, всё, что мы видим на экране, как минимум странно. А диалоги убивают своей умопомрачительностью.
Ещё более радикальный пример — фильм «Out». Извините, если я неправильно произношу название. Этот короткометражный фильм полностью снят с помощью нейросетей. Смотреть его временами жутковато не из-за того, что искусственный интеллект создал что-то потрясающее, а из-за того, как это звучит, как это выглядит и из-за банальности происходящего.
Конечно, можно сказать, что проекты эти были созданы давно, на заре появления нейросетей. Вы будете правы. Если посмотреть на трейлеры новых нейрофильмов, они не сильно отличаются от того, что было несколько лет назад. Да, качество картинки подросло, анимации стали более естественными, как и внешний вид персонажей и окружения. Но в каждом кадре всё равно ощущается эффект зловещей долины, который появляется из-за того, что нейросеть следует определённым паттернам и выйти за их рамки практически невозможно.
Как я уже говорил ранее, нейросеть может служить отличным инструментом для создания контента, в том числе музыкальных клипов. Благодаря деятельности нейросетей мы получили клип «Lost» от Linkin Park. Песня должна была войти ещё в их второй альбом, но тогда её отложили в сторону. Спустя много лет, после смерти Честера Беннингтона, к 20-летию альбома «Meteora» был создан клип, и клип этот был создан с помощью нейросетей.
Перейдём дальше. Есть ещё интересные примеры. Мультфильм «Камень, ножницы, бумага». Я хотел рассказать о нём в отдельном видео, но именно работа над тем видосом переросла в то, что вы сейчас смотрите. Команда Corridor Crew, ребята, которые на YouTube разбирают VFX эффекты из фильмов и рассказывают, как это сделано, заморочились с нейросетями, зелёным экраном, отсняли кучу материала и сделали из этого анимационный фильм. Вокруг идиотской смешной идеи. Я никогда не видел более пафосной игры в «Камень, ножницы, бумага». Эта короткометражка на 90% состоит из работы нейросетей, но её созданием занимались креативные люди. Они правильно задали вектор движения, провели серьёзную работу и получили на выходе хороший результат. Если бы это был единственный пример, я бы сказал, что это исключение, которое подтверждает правило.
Ещё один пример — заставка к сериалу Marvel «Секретное вторжение». Она тоже создана с помощью нейросетей и смотреть её решительно невозможно. Не только потому, что качество сериала и заставки оставляют желать лучшего, но и потому, что те, кто занимался этим сериалом, подошли к нему спустя рукава. Disney даже пытались этим как-то козырнуть, но, так как качество сериала и заставки оставляют желать лучшего, Disney, мягко говоря, опростоволосились.
Если вам хочется меня помучить, вы можете написать в комментариях и попросить сделать видео про «Секретное вторжение». Но всё-таки я надеюсь, что среди моих зрителей нет садистов, и мне удастся избежать такого злого рока. Разумеется, Disney не была единственной корпорацией, которая хотела использовать нейросети в своих проектах. О бесконечном количестве артов с аниме-девочками для разных игр сомнительного толка я говорить не буду, но уделю внимание проекту от Netflix — аниме короткометражке «The Boy and the Dog». Здесь нейросети использовались для создания задников. Этот факт вызвал бурную реакцию среди общественности. Многие, как и я, этот момент упустили, но активисты в интернете предлагали бойкотировать Netflix, отписаться от их сервиса, так как подобный подход отнимает у художников работу. Да, разумеется, это так. Но как и в анекдоте про Василия Ивановича, есть один нюанс.
Нейросети можно сравнивать с появлением звука в кино. Это средство, которое упрощает производство и позволяет уделять больше внимания другим аспектам — лучше проработать сценарий, анимацию, разгрузить творцов от рутинных задач. Нейросети — это прогресс, это будущее, которое уже наступило. Нам придётся с этим мириться, нам придётся с этим жить. Но, несмотря на все невероятные достижения, это всё ещё грубый инструмент. Потребуется ещё много времени, чтобы нейросети приблизились к человеку. А если говорить о чём-то творческом, то тут и вовсе переживать не о чем. Поэтому я с нетерпением жду новых проектов, созданных с помощью нейросетей. Это как минимум интересно. К тому же в этом году должен выйти целый фильм, полностью созданный с помощью этих технологий. Сейчас я говорю не про «Мятежную Луну» Зака Снайдера.
На этом всё.
Лучшие комментарии
Поверхностно.
Пугают не нейросети, а скорость, с которой они прогрессируют.
Сколько «немало времени» понадобится, чтобы они приблизились к человеку? 10 лет? 5 лет? Когда начинать беспокоиться людям, чья работа связана с сидением за компьютером?