Кто давно читает мой блог знает, что меня сильно привлекают игры с морской тематикой, несмотря на сильный страх глубины. Однако взаимодействовать с самой большой, опасной и прекрасной экосистемой на нашей планете и при этом не находиться непосредственно в ней – звучит воодушевляюще. Подробнее о моей любви к подобным играм уже рассказывал в обзоре на Abzû (что в сравнении с этим проектом кажется мне куда более красочным и увлекательным, несмотря на рвение разработчиков в реализм).
Просто помня свой восторг и яркие эмоции после Abzû, от этой игры как будто ожидал чего-то подобного, плюс уклон в реалистичность симуляции подводной жизни подкупал. Однако Beyond Blue во многих своих аспектах может только разочаровать, но никак не вдохновить. Хотя посыл проекта хороший и мог быть раскрыт более глубоко. Ведь тема выбрана абсолютно благостная – защита и огромная значимость океанической среды для планеты и всех населяющих её существ.
Давайте погрузимся в эту игру и разберёмся, что же с ней не так и кому она вообще может понравиться.
Краткое описание и отзывы
«Beyond Blue» – это образовательная приключенческая игра про подводные погружения, разработанная и изданная американской студией E-Line Media. Вышла в свет на Windows, PS4 и Xbox One 11 июня 2020 года, а Nintendo Switch получила релиз через год. Ранее студия занималась разработкой более известного проекта – Never Alone – игра о приключениях девочки из коренного северного племени инупиак и её друга-песца.
Beyond Blue скорее не игра, а проводник в красивый подводный мир с сильной образовательной базой. Разработчики вдохновились документальным сериалом от BBC «Голубая планета II», где рассказывается о многообразии океанической жизни. В игре довольно много минусов, из-за которых воспринимать её как продукт игровой индустрии достаточно сложно. По общей атмосфере сильно бьёт нереалистичность жизни под водой и низкая графика с плохо проработанными персонажами и их топорными движениями.
Разработчики тесно сотрудничают с компанией OceanX, которая объединяет науку, технологии и средства массовой информации для исследования и повышения осведомлённости об океанах и «создания сообщества, занимающегося их защитой». Есть ощущение, будто игра была заказана медиа подразделением компании для просветительской цели. И это совсем не плохо, ведь привлечь внимание и интерес к своей деятельности через игры – это хороший рабочий вариант, не будь сам этот продукт посредственным и низкого качества.
Beyond Blue получила по большей части «смешанные или средние» отзывы от игроков. Был хорошо принят обучающий аспект, и это почти единственное хорошее в оценках. По большей части проект ругают, и есть за что.
Ребекка Стоу из Push Square хвалила атмосферу игры, повествование, музыку и озвучку, при этом негодовала на отсутствие реалистичной морской фауны и флоры.
Рэйчел Уоттс из PC Gamer назвала проект «блестящим образовательным инструментом», однако из-за слабого проработанного сканирования окружающей среды, природа казалась пустой, а повествование игры «односложным».
Джордан Дэвор из Destructoid высказался об игре как об «созерцательном путешествии» с «прекрасными образами» и «божественной» музыкой, при этом раскритиковав симуляцию мелководий.
Если в Subnautica игроку предстояло каждый день бороться за своё выживание в очень недружелюбном морском пространстве, а в Abzû с комфортом и интересом исследовать разнообразные зоны «древнего океана» – в Beyond Blue ему предстоит выступить в роли студента университета, где читают лекции по морской биологии и экологии. Ругать образовательный контент в игре просто глупо, так как это единственная самая сильная сторона данного проекта. Beyond Blue и игрой назвать сложно, это скорее инструмент взаимодействия с подобием подводной жизни, чтобы слушать эти самые лекции было не скучно.
Структура и сюжет
Повествование начинается со знакомства с главной героиней и остальными действующими лицами. Под управление игрока попадает молодой дайвер-учёный Мирай Сото. Самой большой страстью девушки является океан и киты. Ещё с бабушкой она в детстве занималась свободным дайвингом и уже тогда влюбилась в голубую бескрайнюю гладь и её обитателей. Вместе с двумя другими исследователями – Андрэ и Ириной Мирай следит за семьёй кашалотов и изучает их песни для взаимодействия друг с другом и окружающим миром. В семье пополнение, так что Мирай ещё пристальнее наблюдает за этими удивительными животными.
Игра состоит из 8 погружений, перед каждым исследователь делится с нами своими личными переживаниями и мыслями, целями и задачами. Девушка работает в разных частях Тихого океана, и окружение показано достаточно многообразно. Игрок будет плавать в разное время суток и глубине, что интересно. Он побывает у мелководных рифов, залитых солнечным светом, и спустится в так называемую «сумеречную зону», где увидеть что-то можно только со светом на костюме героини и от подводных дронов. Периодически в погружениях Мирай ведёт прямую трансляцию, там вместе со своими коллегами рассказывает много интересного о флоре и фауне.
После каждого задания Мирай возвращается на свою подлодку, где можно в близи рассмотреть её вещи, так или иначе связанные с пройденным заданием, и пообщаться с членами исследовательской группы и младшей сестрой девушки. Однако все разговоры ощущаются пустыми, так как почти не получают никакого развития.
И вот чем дольше играешь, тем быстрее приходит понимание, что с сюжетом всё плохо. Игра попросту слишком короткая и однообразная. Главная героиня прописана минимально для галочки, чтобы просто игрок не управлял молчаливой моделькой, как в той же Abzû (и то даже в том персонаже была цепляющая сюжетная деталь, пусть он за всё время не произнёс ни слова). Поднимается несколько потенциально хороших сюжетных веток, однако они либо просто обрываются, либо глупо сливаются. По этой причине у игрока создаются в начале ложные ожидания от игры, которые по итогу портят от неё впечатления. И вот думаешь, что вот-вот начнётся новый виток сюжета и произойдёт что-то увлекательное, но всё заканчивается на коротком обсуждении проблемы на подлодке, и это вообще забывается.
Вводятся личные проблемы Мирай, которые её тревожат, она немного обсуждает их с Ириной, но они показаны настолько поверхностно, что гг не очень-то сопереживаешь. Складывается такое ощущение, что её больше заботят эти самые кашалоты, нежели собственные члены семьи.
Игроку показывают иллюзию открытого мира, однако нигде кроме как данных по заданию зон плавать нельзя. Да, после прохождения сюжета открывается свободный режим, и вроде как наконец можно бороздить морские просторы, но это снова не так – персонаж упирается в невидимые стены, где это будет угодно игре. И по сути плюс свободного режима заключается в исследовании и сканировании разных видов животных в своём темпе и без диалогов других персонажей. Как по мне: однотипное сканирование рыб, чтобы потом просто посмотреть на их 3Д модельки в журнале – это скучно и однообразно. Закинули хотя бы в эту энциклопедию побольше информации с реальными фото и видео – было бы гораздо интереснее в образовательном плане хотя бы.
С этой целью хорошо справляются короткие фильмы о морской жизни, интервью с учёными и исследователями, которые выступили консультантами при разработке игры, и многое другое. Вот от их огня в глазах, когда они с восторгом говорят о своей работе и делятся огромным багажом знаний и опыта заражаешься большей заинтересованностью этой темой, чем от самой игры.
Геймплей
Процесс игры очень слабый и однообразный, а сама механика топорная. В игре плохо то, что она себя ограничивает, хотя казалось бы, такая многообразная тема для простора игрока. Но всё что нужно делать – плавать к 2-3 точкам по навигации и сканировать животных, в основном всё тех же китов, иногда брать микрообразцы со дна или кораллов. Из-за полной монотонности геймплея можно и забросить игру, так как сюжет или персонажи ничем зацепить не способны.
Единственным свежим элементом будет тогда, когда игроку придётся плавать на большой глубине с нулевой видимостью, ещё и без навигации. Но опять же, не в открытом море, а в простенькой системе лабиринтов, где просто невозможно потеряться. Погибнуть нельзя, проиграть тоже, выбор вариантов ответов в диалогах на концовку никак не повлияет.
Помимо журнала с отсканированными животными и микро-фильмами есть ещё раздел «Подводный театр», где в разное время суток камера будет прокатывать игрока под водой, показывая приятные, но пустоватые виды. Вряд ли конечно кто-то вообще будет заходить туда, ведь раздел только сильнее показывает скудное наполнение игры: пара китов, стайки рыб, немного акул и дельфинов.
Единственный большой плюс в игре это общее ощущение окрылённости от виртуального дайвинга и приятная атмосфера. И то если вам в принципе нравятся такие неспешные исследовательские бродилки по местности. Хотя бы скриншоты получатся симпатичными.
Визуальное оформление и музыкальное сопровождение
К общему виду мне придраться сложно, всё выглядит красиво, вот тут создатели постарались с симуляцией подводного мира хотя бы в эстетическом плане. Ну и меня просто привлекает и одновременно напрягает эта бескрайняя синева. Когда плывёшь в открытом море и не видно ничего, кроме бесконечной синей материи, простирающейся далеко вперёд и вниз. Особенно тревожно рассекать морскую черноту на большой глубине, где свет фонарика выхватывает только частички мусора, песка или внезапно проплывающего мимо удильщика. Ты как будто в космосе. Тем не менее, напряжение от такой обстановки теряется, ведь никакой опасности в водах нет и нельзя сбиться с курса и потеряться в водной глуши.
Если начать приглядываться, то будет видна и низкая графика, и скудность окружения, несмотря на хороший дизайн и проработку живности, близкой к реально существующим видам.
Единственное место, где мне действительно было интересно находиться – соляное озеро на одной из локаций. Это вообще очень необычное и удивительное место, ещё и побывать в симуляции подобного – дух захватывает. Это выглядит как край бездны на дне океана, окружённой завесой рассеянного песка и сверхсолёной воды. Словно плотный туман окутал поверхность обычного озера.
Из саундтрека только две неплохих красивых композиций, остальное же это сборник песен с купленной лицензией исполнителей, который можно послушать на подлодке после очередной однообразной миссии.
С образовательной функцией разработчики в общем-то справились, но в создании запоминающейся и увлекательной игры точно нет. И так почти в любой её сфере, за какую ни возьмись. Везде создатели будто не дотянули до какой-то усреднённой планки качества. Графика низкая, сюжета почти нет, геймплей слабый, механики примитивные. Несмотря на это Beyond Blue погружает игрока в самую важную и колоссальную проблему современного мира – негативное влияние человека и индустриализации на океан, а следовательно – на всю нашу планету в целом. И то, это говорит не сама игра, а больше мини-фильмы. В ней же вред человека как будто бы не заметен, а мелкие следы загрязнения создают картину, что люди и не оказывают своими действиями разрушительного воздействия на подводную экосистему, как есть на самом деле.
Beyond Blue – очень короткая и скупая на эмоции игра, которая может порадовать разве что научным потенциалом людей, интересующихся тематикой океана и его обитателей. Игра конечно выглядит красиво и приятно, но печально то, что не она сама побуждает возможный интерес игрока к той или иной теме, а дополнительные файлы (и то если их вообще будут смотреть). Хотя если подумать, игра – это такой мощный инструмент для влияния на эмоции и чувства человека, что идеального средства для представления такой важной темы просто не существует. Однако с этим, к сожалению, E-Line Media не справилась.
Лучшие комментарии
Игра навеяла воспоминания о том, как я обнаружила старенькую Diver's Dream на первую плоечку.
Как же жутко выглядят кашалоты.