Рассказываю о замечательной игре в жанре стелс-экшен и о её сокрушительных проблемах
Уже давно утратил воспоминание, когда именно мне довелось приобрести "Velvet Assasin" в "Steam". Кажется, это был 2014-й, если не раньше. Все эти годы игра принципиально отказывалась открываться, без всякой ошибки или запуска связанных с игрой процессов. За это время я успел полностью сменить и технику, и операционную систему - никаких перемен. Игра, на самом деле, много у кого отказывалась работать, и в "Steam" есть гайды, как всё это можно починить, но те решения мне не помогали. Не знаю, что побудило меня попробовать ещё раз и откуда у меня в принципе взялся столь настойчивый интерес к игре, о которой я не знаю совершенно ничего, но на сей раз "Velvet Assasin", будто в благодарность за многолетние надежды, неожиданно запустилась и работает почти без нареканий. Не знаю, кто в ответе за приведение магазинной версии "Velvet Assasin" в жизнеспособное состояние - издатель или сам "Steam" - но благодаря им я наконец-то узнал эту игру, и полюбил, хоть к финалу она, будто эксцентричная красавица, и постаралась жестоко порвать со мной.
У "Velvet Assasin" много корневых проблем, которым легко можно найти лаконичное объяснение - игра вышла 30 апреля 2009-го года, а уже 25 августа 2009-го "Replay Studios", разработчик игры, объявила о банкротстве. Очевидно, что игру доделывали уже на издыхании, следствием чего стали, например, совершенно несбалансированные и непродуманные последние уровни, а также отсутствие у игры какой-либо внятной концовки. Сюжет "Velvet Assasin" тоже с трудом подпадает под определение оного, что так же могло стать итогом спешной сборки игры воедино.
И даже с теми проблемами, что неисправимо изувечили её, "Velvet Assasin" это замечательная видеоигра, настолько выдающаяся, насколько позволяло время её выхода и трудности разработки.
Сюжета, как и сказано, в игре толком нет. Есть общая экспозиция, позволяющая узнать, что действие игры происходит в 1943-м году, а вверяют под управление игрока британскую шпионку Виолетту, которая ведёт подрывную деятельность против Нацистской Германии, выполняя друг с другом несвязанные задания в тылу противника.
Сюжетной особенностью "Бархатного убийцы" является то обстоятельство, что на манер одной из частей "Хитмена" все миссии игры, кроме двух последних, являются воспоминаниями лежащей в коме героини, обстоятельство чего и связывает воедино разрозненные эпизоды. Перед каждой новой миссией случается небольшая катсцена, где ещё бессознательная Виолетта - чьё имя, если не ошибаюсь, даже не звучит в игре - слышит, как её судьбу решают незнакомые ей люди, споря о необходимости выдать шпионку солдатам СС. Кульминации у этой интриги не будет, закончится она тем, что к очередному эпизоду Виолетта очень своевременно пробудится и столкнётся с нацистскими штурмовиками уже наяву, без какого-либо резонной причины и последующего сюжетного сопровождения. Даже те двое, что всю игру настойчиво дискутировали на тему того, как поступить со шпионкой, в оконцовке никакого участия в истории уже не примут, разве что тело одного из них можно будет встретить неподалёку. Завершается же игра абсолютно случайной сценой, в которой девушка от бессилия и отчаяния падает перед горящей сельской церковью, в которую незадолго до этого нацисты в наказание согнали местных жителей.
Оценивая те обрывки истории, что остались в игре, можно предположить, что расправу над селянами нацисты устроили именно из-за укрывательства на их территории главной героини, а навёл их на след один из спорщиков, которых Виолетта могла слышать ранее. Это мог быть грандиозный драматический момент, ведь вина за произошедшее ложилась бы как на шпионку, так и на стукача, надеявшегося задобрить нацистов. Тем более, что до того героиня бесстрастно лишила жизни другого агента, попавшегося в руки Гестапо, дабы знания, имевшиеся у него, не смогли никому навредить. Разумеется, история, рассказываемая игрой, не должна была обрываться на полуслове, у неё должен был быть более внятный и закономерный эпилог, а кульминации с церковью полагалось быть срежиссированной как эмоционально сильный, переломный для героини момент, а не так, как это выглядит в итоге - какой-то глупой спонтанностью. Прискорбно, но сюжет в "Velvet Assasin", при всех задатках и присутствующей кинематографии, остался на уровне концепции, не получившей ни полноценной презентации, ни адекватного завершения. Вместо того он так и остался набором коротких сценариев о саботаже на территориях, оккупированных Германией.
У игры нет сюжета, но есть антураж. Немало видеоигр занимались репрезентацией атрибутов нацистской Германии - облика войск "Вермахта", тоталитарной гитлеровской идеологии, тяги нацистов к бесчеловечным зверствам и их же одержимости оккультизмом и сокровищами. И, надо сказать, "Velvet Assasin" делает это лучше многих прочих. Игра полностью лишена какой-либо мистической подоплёки и театрального гротеска, вместо того враги в лице немецких солдат изображены здесь настолько достоверно, насколько это требуется для выполнения художественных задач игры. Германские офицеры, за которыми главным образом охотится Виолетта, это беспринципные садисты, заслужившие свои высокие посты самоотверженной преданностью интересам Тотальной войны и бессчётными преступлениями против человечности, в то же время из диалогов простых солдат можно услышать, что одни из них безоговорочно верят в своего вождя и его цели, другие же относятся к войне с иронией отчаяния, шутя шутки, за которые полагается отдых в Гестапо, а кто-то просто беспокоится о семье, оставшейся в Кёльне, который бомбит авиация союзников. Ну и о шлюхах, само собой, говорят, о чём же ещё.
В то же время преступления нацистов в игре поданы без какой-либо патетики и демонстративности, без истерики и содрогания перед творимыми ими изуверствами. Лишь спустя половину игры Виолетта выбирается в разрушенный город, в котором ведутся боевые действия, где, среди прочего, можно встретить несколько расстрелянных у стены людей, мёртвого ребёнка, лежащего на разбитой каменной клади, в последующем можно будет обнаружить семью трактирщика, повешенную на дереве за связи с партизанами - это всё, конечно, есть в игре, но изображены эти вещи без всякого акцента на себе, являясь чем-то столь же страшным, сколько и будничным для мира, увязшего в истребительной войне за свободу. Виолетта никак не комментирует подобное - она в целом немногословна, но периодически всё-таки делится репликами о нацистских живодёрах.
Экспозиция жестокости многократно нарастает к концу игры, когда героиня оказывается в охваченной огнём деревне, что тоже является своего рода эмоциональной эскалацией истории - потому что как бы механистично и буднично порой ни выглядела работа шпиона далеко за линией фронта, это не отменяло правды того, что где-то совсем рядом происходили чудовищные вещи. "Velvet Assasin" замечательно передаёт это настроение войны, когда боевые действия становятся привычными обязанностями, но не всегда удаётся сдержать накатывающий в их процессе ужас.
"Velvet Assasin" при всех графических изъянах игра, способная быть чертовски красивой за счёт сочной палитры красок и общей живости рисуемого окружения. К сожалению, большая часть игры проходит в бункерах и иных подвальных помещениях, где от буйства красок не остаётся ничего. Игра в любом случае хороша визуально, чаще за счёт избранного стиля, чем благодаря графике как таковой. Здесь замечательно передано чувство света, тёплого и окутывающего, разгоняющего холодный полумрак затхлых немецких бастионов, будто игра нарисована масляными красками.
Сама Виолетта героиня обаятельной внешности и типажа, практично и при том стильно одетая, хоть её наряд всё равно сугубо кинематографичен и бесконечно далёк от подлинного шпионского облачения. Девушка Виолетта немногословная, подобно Максу Пейну предпочитающая высказываться языком метафор, сухим и сдержанным тоном, за которым прячутся подлинные эмоции, прежде всего гнев. С Максом девушку роднит ещё одна особенность - если отставной коп плыл по канаве своей судьбы всегда имея под рукой упаковку болеутоляющих, то Виолетта предпочитает принимать морфий. И сам факт того, и визуальный эффект, которым сопровождается применение морфия, подталкивает меня к мысли, что эта черта тоже должна была стать значимым элементом сюжета и качеством, характеризующим героиню. Прискорбно и ожидаемо, но в самой игре морфий не несёт никакой нарративной ценности, являясь сугубо геймплейным элементом. Но даже так главная героиня игры, её характер и высказывания, в немалой степени помогают воспринимать сеттинг "Velvet Assasin" достоверным и отстранённо-мрачным - пусть не сюжет, но сам персонаж создаёт должное настроение художественному произведению.
Как ни старался, не смог вспомнить, кем могла бы быть вдохновлена героиня игры и где я мог видеть подобный женский образ в иных художественных произведениях.
И, наконец, геймплей, отнюдь не последнее достоинство игры. Впрочем, он закономерно имеет проблемы, обостряющиеся ближе к финальной части игры. "Velvet Assasin" это стелс-экшен в самом прямом смысле этого определения - Виолетта настолько же проворна в скрытности, насколько умело обращается с оружием, и оба эти умения она будет применять в равной степени.
Сам по себе стелс одновременно стандартный, и вместе с тем имеет ряд уникальных моментов. Игра, надо сказать, очень узкая и коридорная, открытые пространства здесь почти не встречаются, но даже при таких условиях в игре четыре вида стелса - стелс за укрытиями, стелс в траве, стелс в тени и переодевание. Со стелсом в траве всё понятно - сидим в траве и враг нас не видит, разве что двигаться при этом нужно очень медленно, иначе героиню обнаружат. Стелс за укрытиями тоже целиком является тем, что от него ожидаешь. Стелс в тени гораздо интереснее, тем более, что это основной способ скрываться в игре. Здесь Виолетта подражает Гаррету из серии "Thief", при чём скорее из 3-й части - как и там, противник может в упор не замечать находящегося на расстоянии вытянутой руки протагониста. Только если в "Thief" было несколько уровней незаметности, то в "Бархатном убийце" их всего два - Виолетту либо видят за километр, либо не видят в принципе.
И можно было бы сказать, что это чертовски глупо, но такова условность видеоигр, а в данном случае свои условия дополнительно диктует крошечный левелдизайн. Но выглядит это всё равно порой абсурдно, потому что даже находясь на улице, под ярким закатным небом, Виолетта ухитряется быть абсолютно незаметной, прячась в тени под козырьком крыши. Проблема кроется не в самой этой механике, а в том, что работает она некорректно, и визуально далеко не всегда очевидно, где Виолетта действительно может укрыться, а где только кажется, что может. Потому больше приходится ориентироваться на соответствующий индикатор, поскольку в случае с тенями единого правила для игрока не существует. Проблем это приносит действительно много, потому что ты можешь незаметно ползти у всех на виду в тени от забора, но стоит тебе попасть под дюймовый лучик света как тебя немедленно обнаруживают и начинают стрелять. Убивают героиню очень быстро, а бежать как правило некуда, потому это всегда перезапуск с контрольной точки.
Со стелсом есть ещё одна большая проблема - враги здесь имеют очень примитивные маршруты движений, и при том чрезвычайно дёрганые. Вдвойне проблематично это потому, что героиня ползёт на согнутых ногах невыносимо медленно - лишь с полной прокачкой незаметности она будет способна обгонять немецкого солдата, идущего лёгкой походкой. Потому нередко возникает ситуация, когда солдат, дойдя до очень интересной ему стены, тотчас решает развернуться и отправиться обратно, а шпионка и половины нужного пути к нему ещё не проползла. Вначале такое положение дел обескураживает, но с этим можно научиться справляться, опять же при помощи умений Виолетты сливаться с тенями даже в полдень в чистом поле. Также героиня умеет свистеть и привлекать внимание врагов, о чём я постоянно забывал по ходу прохождения. Способность полезная, но пользоваться ей нужно осторожно, потому что взбудораженный противник быстро идёт на сближение, а отползает девушка опять же очень неспешно.
У "Velvet Assasin" есть одна очень интересная особенность - стелс здесь всегда жестокий. В игре нет возможности обезвредить врага, только убить его. Никаких безопасных удушений до потери сознания - только стилет, вогнанный в горло или под ребро. Более того, противников надо убивать - у многих из них могут быть ценные вещи, аптечки, патроны или регалии, дающие героине очки опыта. Но если и это не аргумент, то некоторые нацисты имеют при себе ключи, без которых дальше по уровню уже не пройти, и украсть их нельзя - только снять с мёртвого тела.
Позволю себе ремарку - считаю жестокий стелс очень верной идеей даже вне зависимости от сеттинга, потому что в действительности никакой диверсант или оппортунист не будет подвергать себя опасности быть разоблачённым, применяя к врагу более долгие и трудные в исполнении приёмы борьбы из-за какого-то там гуманизма и моральных соображений, а потом ещё и тащить на себе его тело подальше от посторонних глаз. Впрочем, в "Velvet Assasin" мы всё равно оттаскиваем убитых, что кажется ещё более глупым, во-первых, потому что миниатюрная девушка складирует с места на место мужчин вдвое крупнее себя, а во-вторых враги не оставляют после себя ни капли крови. Да и что касается болезни всего жанра в виде постепенно утихающей тревоги и теряющих интерес к трупу врагов "Velvet Assasin" исключением не стала. Имеет место лудонарративный диссонанс, но и понятно, почему он существует - игра сделана с учётом всех своих многочисленных концептуальных идей и технических ограничений, и даже со всеми приведёнными условностями пройти её непросто.
Что касается убийств, выполнены они также интересно. При приближении героини к цели экран вспыхивает алым, что как бы ретранслирует её чувства, ведь какой бы сдержанной и хладнокровной шпионка ни была, но убийства явно даются ей нелегко. Анимаций убийств в игре приличное количество, некоторые из них ещё и контекстные, зависящие от имеющего у героини оружия. Не знаю, намеренно так сделано или нет, но анимация, при которой Виолетта остервенело наносит врагу пару десятков ножевых ранений, проигрывалась у меня только к концу игры. Хочу думать, что это тоже авторская задумка, дополняющая психологический портрет персонажа.
Последним видом стелса в игре является возможность Виолетты переодеваться в сотрудницу СС и перемещаться у немцев на виду. Виолетта девушка пристойная и чтобы переодеться ей нужно скрыться от посторонних глаз в шкафу, или в туалете системы "очко", ничего не поделаешь. Выглядит этот игровой аспект так же, как в каком-нибудь "Хитмане" - маневрируем между субъектами, стараясь держаться от них дальше, иначе они могут нас разоблачить, о чём свидетельствует специальный индикатор.
Хороший момент в том, что в некоторых случаях игра оставляет возможность применения такой возможности за игроком, не навязывая её как обязательную. Плохой момент, что эта механика бесит и навевает мне флешбеки из "Hitman: Absolution", который я зачем-то проходил на высокой сложности. Если быть точнее, бесила она меня в одном конкретно взятом месте, в тюремных помещениях Гестапо, где мы пытаемся передать пойманному агенту цианид, и именно там все изъяны хорошей, в общем-то, идеи вылезают наружу.
Умирал я в "Velvet Assasin" немало и до того, но вот здесь игра начала меня откровенно душить. Врагам, в отличие от тех, что в "Хитмане", даже смотреть на тебя не надо - они затылком чувствуют, что с тобой что-то не так. Чего там, они даже сквозь стены тебя ощущают. В ситуации, когда нужно перемещаться между несколькими ярусами, пролезая между бездумно патрулирующими взад-вперёд надзирателями, игра постепенно начала превращаться в пытку. Быстрых сохранений в игре нет, сейвскамить не получится, проходи как есть. Хорошая новость, что хоть на каблуках нельзя красться, на них же можно бегать, хотя игра до того предупреждает, чтобы ты, будучи замаскированным, ничего странного не делал. Ещё одна хорошая новость заключается в том, что если убить кого-то из оружия без глушителя, само это обстоятельство ещё не позволит тебя обнаружить. В итоге мне пришлось всех перестрелять, потому что, чтобы я ни делал и как бы тихо себя ни вёл, солдаты за дверью уже меня искали, и потому, что идёт в задницу этот сегмент. Легко тоже сказать, перестрелять.
Как было упомянуто ранее, стрелять в игре доводится не меньше, чем прятаться. Поскольку "Velvet Assasin" признаёт только устранение противников, и почти всегда сделать это легче, чем их обойти, то и пистолет с глушителем в руках героини будет незаменимым орудием в этом деле. Правда, как и Итан Томас из "Condemned", Виолетта отказывается брать с собой на задание больше одного магазина к оружию. Геймплейно понятно почему, нарративно неизбежно странно. Этим пистолетом арсенал игры, впрочем, не исчерпывается, и по ходу миссии героиня может находить другие, куда более шумные стволы, и лихо использовать их в открытом бою. И если в том же "Хитмане" взяться за огнестрел значит сломать первоначальный замысел игры, то в "Бархатном убийце" такой дилеммы будто не стоит и оружие воспринимается неотъемлемой часть прохождения, к тому же, его всё равно мало. Стрелять в "Velvet Assasin", с некоторыми допущениями, даже приятно - игру немного отшлифовать и был бы добротный шутер второго эшелона, по меркам своих лет, естественно.
Оружие важная часть этой игры, и в нарративном смысле, потому что Виолетта не беззащитная жертва, а шпионка в рядах врагов, и в геймплейном, потому что применение того же пистолета с глушителем открывает новую тактическую глубину и позволяет планировать свои действия с учетом его наличия. В случае же обнаружения, что будет случаться по игре часто, уж поверь, оружие выступает альтернативой безоговорочной смерти, возможностью выйти из безнадёжной ситуации. Сама игра построена так, что возможность открыть огонь не нарушает её хрупкий баланс вокруг механики стелса, которая всё ещё ключевая.
Казалось бы, стелс-экшен, где поощряется стрельба - уже причудливо, но игра идёт ещё дальше и создаёт отдельные ситуации, в которых принуждает игрока стрелять. Например, в игре есть две миссии, по итогу которых героиня что-то минирует и должна за отведённое время покинуть уровень, что полностью исключает возможность скрытности. Игра в этот момент сама вручает героине оружие для его полноправного применения, требуя расправляться с нацистами как можно быстрее. Последний уровень "Velvet Assasin" это уже тот самый шутер второго эшелона, потому что героиня получает автомат, и продвинуться дальше, кроме как используя его, возможности у неё нет. "Velvet Assasin" настолько заигрывается с этой механикой, что последний её сегмент натурально превратился в отстрел нескольких волн врагов.
Ежели оружия у Виолетты нет, а раскрытие неизбежно, то инструментом последнего шанса становится нож, которым можно попытаться заколоть противника. Это непросто, от стрельбы в упор героиня долго не живёт, но решение небезнадёжное и многих неприятелей я убил именно так.
Среди всего этого в игре есть ещё и морфий (или морфин - не знаю). Если сюжетное значение морфия осталось нереализованным от слова совсем, то в геймплейном смысле он очень нужный и полезный инструмент. С его помощью героиня на короткое время входит в подобие транса, что делает её невидимой для глаз оппонентов, с помощью чего можно как миновать трудный участок пути, так и подобраться к кому-нибудь вплотную с целью вскрыть глотку. Несколько сюрреалистичная выдалась механика, но это, кстати, можно объяснить тем, что морфий присутствует только в тех миссиях, которые являются продуктом спящего разума Виолетты. Морфий я лишний раз старался не использовать, сохраняя его на случай крайней нужды, что тоже было скорее зря, потому что, в целом, по уровню шприцов с этим анестетиком разбросано вдоволь. В том самом сегменте в Гестапо морфий мне, увы, не помог.
Ну и, под занавес, последние два уровня - госпиталь и деревня. Тот момент, когда игра начала разваливаться. Да, я частенько умирал в ходе всего прохождения, и справедливо, и нет, и относился к этому нормально, но вот госпиталь - в госпитале игра задушила меня настолько сурово, что я начал её оскорблять. Каждый сегмент этого места требовал по пять-шесть перезагрузок, отдельные моменты и все пятнадцать - помещения в сравнении с остальной игрой как будто сузились в два раза, тебе здесь даже прятаться негде, в лучшем случае обползать одну и ту же колонну, укрываясь от вражьих глаз. Как бы я играл, прокачивай я что-то кроме незаметности - не знаю, да и знать не желаю. При том, что и оружия более нет совсем, кроме ножа, и морфий тоже больше недоступен. Прохождение "Velvet Assasin" в целом заняло у меня часов десять, два из которых я угробил на этот проклятый уровень.
И под самый занавес этого уродского уровня, будучи уже вне себя от злости и обиды на игру, я столкнулся с сегментом, который настолько конченый, что уже при взгляде на него я понял, что я его не пройду. Проглядываемое со всех сторон озеро с мостиком посередине и несколько немецких парней, которые с любопытством смотрят на то, как ты по нему перемещаешься. Это было настолько отвратительно в плане как геймдизайна, так и отношения к игроку, и меня настолько вымотал этот мерзотный уровень в целом, что я пошёл искать читы. В итоге, да, пришлось через конфиг-файл опустить атаку врагов до нуля и одного за другим перерезать их ножом, человек восемь почти в коридоре - как это проходить ещё? Это вообще тестировал кто-нибудь? Там ещё и лютый эпизод со стрельбой, где нам дают автомат и гонят на нас с десяток врагов, и тоже проходи как хочешь, на самом деле. Последний уровень выдался относительно адекватным, при том условии, что стелс-элемент игры там умер, и лишь на этом идиотском отстреле волн, погибнув в какой-то там раз, я сдался и вновь скрутил врагам урон, но уже не из гнева, а просто из желания наконец-то закончить игру, не растеряв к ней симпатии. Потому что вся предыдущая игра, со всеми её неровностями и злящими моментами, была всё-таки отличным стелсом своего времени, а от последних уровней просто натурально больно.
И да, в награду за отвратную перестрелку с волнами врагов игра обрывается на полуслове, оставляя на память чувства обманутости и досады. Не так должно было закончиться это приключение. "Velvet Assasin" - это замечательное произведение, которое рассыпается на глазах, превращаясь в неиграбельную бессмыслицу. Игра далека от завершения, не то, что до идеала. И да, мне грустно. Я полюбил эту игру, за то, как она выглядит, за то, что в ней есть и за её уникальные особенности, за главную героиню и то, какая история поначалу складывалась вокруг неё. Какая жалость, что по итогу это лишь фрагмент, а целого не существует.
Но и то, что есть, в игре прекрасно.
Лучшие комментарии
О, впервые узнал про эту игру в журнале «Страна Игр» за ноябрь 2006-го. Тогда она ещё была в разработке и называлась «Sabotage», и ГГ тогда выглядела пострашнее, и вся игра, вроде как, должна была быть чёрно-белой. В дальнейшем я про неё долго не слышал, думал что разработку отменили, а потом узнал про игру «The Saboteur» от EA, и решил что это та самая игра, потому что она и про борьбу с фашистами, и фишка с чёрно-белым изображением; и меня тогда позабавило что ГГ сменили пол. Я стал разбираться как так вышло, и узнал что это вообще другая игра, но именно из-за неё «Sabotage» и переименовали в «Velvet Assassin».