4 марта 4 мар. 8 1881

Тот кто нарисовал настоящее

+33

Разговаривая о различной фантастике всегда, в той или иной мере, ты приходишь к точке начала отсчёта. И порой очень сложно определить, где же всё-таки всё началось, что послужило катализатором последующих событий. Точка отсчёта, послужившая старту сегодняшней истории, находятся во Франции и разговор мой пойдёт о Жане Жиро, французском художнике-комиксисте, который стал легендой еще при жизни, задал визуальный стиль для многих жанров и направлений, несколько раз изменил комиксы и создал киберпанк таким каким мы его знаем. При этом о творчестве этого маэстро мало кто знает и помнит. Вероятность, что его имя проскочит в разговоре о комиксах или кино, крайне, мала. Так что предлагаю окунуться в историю и вспомнить о пути Мебиуса.

 

Видеоверсия

Давайте обо всем по порядку. Родившись во Франции, Жан Жиро не был выходцем из какой-то богатой семьи и поэтому, когда в художественной школе он повстречал детей из богатых семей ему открывался удивительный новый мир того, с чем он не был знаком. Но именно это начало закладывать кирпичики в карьеру нашего главного героя. В возрасте 17 лет он на целых полгода отправился в Мексику. Как говорил сам Жан Жиро, именно эта поездка задала многие мотивы в его личном визуальном почерке. Также, как и служба в армии во времена алжирской войны. Всё это мы увидим в его работах позже, когда он Жан Жиро возьмет себе псевдоним Мёбиус.

Пилот, ковбои и след пустыни

И сейчас мы медленно, но, верно, подобрались к 1963 году. На свет появился комикс «Блуберри», это, как не удивительно, история о ковбое по имени Блуббери, путешествующем по Дикому западу и сталкивающимся со всеми его опасностями. Немного циничный герой, внешность которого была списана с Жана Поля Бельмондо, суровая природа, индейцы, мистика и просто опасные люди, все это оказалось отличным фундаментом для приключений. Комикс быстро набрал популярность у читателей, став популярным настолько что «Блуббери» издаётся и по сей день, а в 2004 году вышла экранизация, где главного героя играл Венсант Коссель. И я уже несколько лет всё никак не посмотрю этот фильм, но думаю я скоро это исправлю и как-нибудь расскажу о нём поподробнее…

Честно сказать, многим художникам подобный успех произведений только снится и такого творческого прорыва хватило бы чтобы вписать свое имя в историю. Но тогда этого разговора бы просто не было. Так что стоит взглянуть и на другие аспекты творчества художника. Потому что в том же 63 году он начинает работать с Майклом Муркоком (автором «Саги о вечном воителе», один из соавторов вселенной Warhammer) и иллюстрирует многие книги других известных авторов в число которых вошли Филипп Дик и Роберт Желязны.

Так проходит 10 лет. В течении этого срока и рождается Мёбиус. Жан Жиро работает в журнале «Pilote», где и выходят его комиксы, но наступает 1973 год. В печать выходит комикс под названием «Депрессия». Работа становится не самым типичным представителем комиксов того времени. История рассказанная там гораздо более мрачная и тяжелая по тону, чем все что было до этого. Именно здесь закладывается наиболее серьезный тон всех предстоящих работ автора.

Взлет «Тяжелого металла»

А уже через год Жан Жиро в вместе со своими коллегами основывают культовый журнал входящий и по сей день. Он называется «Metal Hurlan» или «Вопящий металл» более известный под названием Heavy Metal. Этот журнал становится местом, где авторы комиксов смогли найти способ самовыражения, получили возможность сделать что-то за пределами устоявшихся концепций, рассказывать новые истории, куда более взрослые истории, которые раньше были просто неприемлемы. Фантастика замешивалась в одном котле с изрядной долей насилия и эротики! Журнал моментально стал хитом. И не просто хитом. Он стал настолько успешен, что всего через несколько лет перебрался из Франции, через океан, в Штаты, где и стал называться собственно «Heavy Metal». И за годы его существования на страницах данного издания появилось не одна и даже не десяток культовых вещей…

Но это определенно тема для отдельного разговора, который когда-нибудь тоже будет скажем, когда вы попросите об этом в комментариях (но дело сие не быстрое, придется перелопатить огромный массив данных). Потому что сейчас я все-таки разговариваю не о журнале, а о творчестве одного конкретного человека.

«Арзак» можно назвать экзистенциальным взглядом Жана Жиро на свой творческий путь
«Арзак» можно назвать экзистенциальным взглядом Жана Жиро на свой творческий путь

Так что перейдем к одной из ключевых работ Жана Жиро. Именно в эти годы был создан «Арзак». Это был первый в истории комикс, в котором не было слов. И он тоже, мгновенно, стал бешеным хитом, а также оказал титаническое влияние на жанр супергеройских комиксов он не только на них. «Арзаком» вдохновлялись Майк Миньола, это тот самый чувак, что придумал Хеллбоя, Ганс Руди Гигер, но о нём чуть позже. И даже Хаяо Миодзаки говорил, что «Арзак» вдохновил его на создание многих из своих гениальных работ. Так что, кажется, мы уже добрались до того места, где Мёбиус начинает создавать современную массовую культуру и «Тяжелый металл» становится отличной творческой площадкой для подобной деятельности, занимая крайне весомое место в карьере Жана Жиро. До «Бегущего по лезвию» остается один год. И мультфильм вдохновляет визуальный образ города будущего, который погряз в пороке и запустении в том самом хай-тек лоу-лайф.

Такое же весомое, как и «Дюна» Александро Ходоровский, та самая Дюна, которую называют величайшим неснятым фильмом в истории. Это тот самый фильм, про который я уже говорил, во время рассказа о творчестве Дена О’Беннона, амбициозный масштабный проект, который должен был перевернуть представление о кино. А также неудачный артхаусный перфоманс умудрившийся достичь своей цели несмотря ни на что. Ведь этот самый фильм принёс массовую культуру такой же огромное количество концепций, как и журнал тяжёлый металл. Но проект схлопнулся под весом собственных амбиций. Зато именно он подарил миру «Чужого», «Бегущего по лезвию», киберпанк и много чего еще.

Сардаукар, Жан Жиро и Алехандро Ходоровски, угадайте кто есть кто
Сардаукар, Жан Жиро и Алехандро Ходоровски, угадайте кто есть кто

Именно во время производства «Дюны» Мёбиус познакомился с Алехандро Ходоровски, что само собой разумеющееся, так и с Деном О’Бенном и, именно, это знакомство становится еще одной точкой отсчета. На этот раз отсылающей нас к созданию киберпанка. Потому что, простаивая без работы во время подготовки к производству «Дюны» О’Беннон пишет рассказ «Долгое завтра», а Мёбиус превращает его в комикс. Который в свою очередь вдохновляет сразу несколько авторов при создании первых произведений в жанре киберпанка. Именно «Долгое завтра» впервые показывает мрачный город будущего, где технологии ушли далеко вперед от уровня жизни и культуры. Хотя, казалось бы, сама история очень простая, именно чувству кадра Жана Жиро. Ден О’Беннон вспоминал, как даже самая обычная сцена с превращением прекрасной девушки в инопланетного монстра заиграла новыми красками и стала буквально осязаемой благодаря всего одной детали, которую привнес Мебиус. Этой деталью стали согнутые пальцы на ногах. Мелочь, а рассказывает историю и передает мысли героя без лишних слов.

А спустя пару лет Жан Жиро уже работает с Деном О’Бенноном над «Чужим». И для создания дизайна монстра эти двое зовут Гигера, с которым познакомились во время подготовки к «Дюне». Но на этом влияние на кино не заканчивается. Для Мебиуса начинается голливудский период, в 1982 году выходит мультфильм под названием «Тяжелый металл». В этом мультфильме самая первая новелла является вольной экранизацией «Долгого завтра» тут мы уже видим киберпанк во всей красе. До «Бегущего по лезвию» остается один год. И мультфильм вдохновляет визуальный образ города будущего, который погряз в пороке и запустении в том самом хай-тек лоу-лайф, хотя комикс до этого сделал ничуть не меньше. Кроме того, в рамки основной истории, проходящей лейтмотивом сквозь весь альманах, является история Зел-Нара, загадочной зеленой сферы абсолютного зла. И кульминация этой истории, новелла про воительницу Т’аарну, является воплощением творчества Мебиуса.

Параллельно Жан Жиро Работает еще и над другим мультфильмом «Властелинами времени», который он создаётся вместе с Рене Лалу. Это мультфильм о космических приключениях, пугающей планете и настоящем героизме. Авторы в то время имели маленький опыт подобного рода работ и критики накинулись на фильм, обвиняя его в бедной анимации и малом бюджете. С высоты прошедшего времени этого не ощущается, но где-то рядом выходил мультфильм «Огонь и лед», «Полет драконов» и прочие, где анимация явно была побогаче. Зато у них не было такого уникального и выделяющегося арт-дизайна, вышедшего прямиком из-под пера Мебиуса. И если быть честным, то именно «Властелины времени» в свое время открыли для меня этого автора.

Двоюродный брат «Дюны», которой не было

Также именно в это время начинает выходит «Инкал». Это комикс, который вобрал в себя наработки не случившейся «Дюны». Вместе с Алехандро Ходоровски Мебиус воплотил в жизнь практически все идеи, которые должны были быть в величайшем не снятом кино. «Инкал» также стал культовым и в дальнейшем от него отпочковалась подсерия «Метабароны», эдакая адская смесь из насилия, секса, «Дюны» и Warhammer. К слову, сейчас идет предпродакшен экранизации «Инкала», режиссером которого числится Тайка Вайтити.

Такое вот кино

А между тем Жан Жиро прикладывает руку и к «Бегущему по лезвию», где он работает над дизайном костюмов и внешним видом окружения города будущего. Конечно, многие концепты делал Сид Мид и прочие талантливые люди. Но вклад Мебиуса отдельно отмечал сам Ридли Скотт. Вдобавок к этому Мебиус успел поработать и над другим киберпанком того времени, а именно над фильмом «Трон», показывающем виртуальный мир за много лет до выхода «Матрицы». Фильм был прорывным в плане технологий, да и самого подхода. Тут Жан Жиро тоже занимался костюмами.

Но это еще не все. В 84-м году выходит «Навсикая из долине ветров» вдохновлённая работами Жана Жиро, а между двумя легендами Мёбиусом и Миядзаки завязывается дружба так что Жан Жиро даже называет свою дочь в честь героини этого мультфильма или правильно говорить аниме. В дальнейшем в работах Миядзаки можно будет неоднократно проследить некоторые моменты подсмотренные у Жана Жиро. Это ни в коем случае не умаляет величия творчества режиссера, скорее наоборот. Ведь, по сути, оба автора выросли в чем-то похожих условиях и были детьми своего времени. Хаяо Миядзаки в интервью заявлял, что подсматривал в «Арзак», но взял оттуда совсем не то, на что указывают злые языки. Жан Жиро же подчеркивал, что и сам вдохновлялся работами автора.

Но, давайте, вернемся к теме, потому что, все, о чем я сказал это далеко не все работы, связанные с кино. Мебиус успевает поработать над многими культовыми проектами своего времени. Скажем «Бездна» Джеймса Кэмерона, один из забытых фильмов режиссера на фоне «Чужих», «Терминатора» или «Аватара». Тут Кэмерон разошелся и на полную включил свою любовь к подводному миру, Жан Жиро же работал над общей концепцией визуального стиля, в котором прослеживаются абсолютно его стилистические приемы, например сцена с лицом, так и влияние Гигера, особенно в моментах с космическим кораблем пришельцев. Также Мебиус поработал и с Джорджем Лукасом на его продюсерском проекте «Виллоу», сейчас фильм, снятый Роном Ховардом, считается классикой, но в свое время он провалился. Хотя культовый статус позволил спустя почти 40 лет выпустить сериальный сиквел.

Также художник работает над приключенческим мультфильмом «Немо и приключения в стране снов» созданным Японии по сценарию Криса Коламбуса (того самого который снял первых «Гарри Поттеров» и «Одного дома» мультфильм), но, к сожалению, про него мне сказать нечего.

Еще и другие комиксы

Жан Жиро же тем временем взял, да и перевернул комикс индустрию во второй раз. Потому что пришло время начал работать вместе с самим Стэном Ли и принес свое видение в историю Серебряного Серфера. И, именно, благодаря Мебиусу Серебряный серфер сейчас является тем самым персонажем, которого мы все с вами знаем. Для художника это был новый интересный и уникальный опыт, причем уникальным этот опыт был и для самого Стэна Ли. Жан Жиро вспоминал это время как нечто необычное и не привычное. Совсем иной подход к работе, совсем другой темп и совсем другие истории. Именно Мебиус добавил драматизма к образу Серебряного Серфера, привнес в него больше жизни и вывел основной конфликт персонажа.

Лихие 90-е

Время же не стояло на месте и в 90е рука мастера, вновь, дотянулась кинопроектов и если в «Космическом джеме» практически не чувствуется никакого влияния фирменного стиля. То «Пятый элемент», наоборот, потому что Люк Бессон снял фильм являющийся буквально визуально экранизацией работ мастера. И тут надо вернуться немного назад, ведь после того, как «Дюна» Ходоровски не удалась, Жан Жиро не прекратил работать с режиссером и вместе они создали комикс «Инкал», послужившим вдохновением для «Пятого элемента». Ведь если смотреть на эскизы и на зарисовки Люка Бессона, то визуальные референсы мгновенно становятся очевидными. Впрочем, французский режиссер никогда ничего и не отрицал. Скорее наоборот, говорил, что вдохновлялся в том числе и «Инкалом». Хотя, конечно, основным источником вдохновения были «Приключения Валериана». Но это уже совсем другая история уже про Люка Бессона.

В двухтысячных годах Жан Жиро продолжал работать над комиксами. Но также стал сценаристом некоторых проектов. Вышла экранизация «Блуббери», которая пускай и не хватает звезд с небес, но имеет некоторую популярность. Кроме того, Мебиус занял режиссерское кресло и снял экранизацию своего комикса «Арзак». Она получилась довольно атмосферной, но не особо дорогой. Кроме этого, Жан Жиро принял участие в проекте по иллюстрированию божественной комедии, где создал изображения для Рая.

Но в 2012 году, после долгой борьбы с раком, Жан Жиро Мебиус скончался. До самой смерти он занимался творчество. Создавал новые иллюстрации и комиксы. Но наследие его живет и по сей день. Многие авторы вдохновляются работами мастера или делают проекты, посвященные ему и его творчеству. Из самого свежего вспоминается «Царство падальщиков» буквально копирующее визуальный стиль, но не только оно. Например, игра Sable или Journey, также отлично передают стиль и атмосферу работа Жана Жиро.

И на самом деле влияние творчества Жана Жиро на современную фантастику невозможно полностью оценить. Можно много говорить о сюжетах, о сценариях, о персонажах. Но то, как все это выглядит, а следовательно, и воспринимается нашими зрительными рецепторами, за это следует благодарить именно Мебиуса. Он буквально нарисовал то, как выглядит современная фантастика и влияние этой деятельности мы видим буквально каждый день.


Journey

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | iOS
Жанры
Дата выхода
13 марта 2012
2.1K
4.3
1 413 оценок
Моя оценка

Sable

Платформы
PC | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
23 сентября 2021
235
3.4
60 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Так автор же значимый для поп-культуры. А я когда искал материалы, ни разу не натыкался) Только на документалки на Youtube

Очень интересно, хотя комиксы очень далёкая от меня тема, и «всем известный Серебряный Серфер» таковым для меня не является.

Но ужасающая гора опечаток, ошибок и «лишних слов» в тексте, которые находятся не на своем месте, из-за которых читать интересный материал трудно, приходится через силу.

И множество «позже», «откладываний на потом», что тоже бьёт по восприятию.

Надеюсь на исправление, но плюс и уважение за любопытную тему, даже подпишусь на дальнейшие материалы.

Плюс определённо поставлю за статью, интересное, но уже не первый раз вижу в блогах сказ о Мёбиусе и его житие. Так что даже интересно, что будет написано в следующей статье о нём)

А как же мультсериал про «Серебряного Сёрфера», который был по СТС? Году в 2006-2009 он шёл и заканчивался титров «The end?». 

И мне казалось я хорошо причесал текст. Видимо не достаточно) 

Нет, не смотрел. И да, сейчас пробежался по некоторым явным местам — исправлено, намного лучше и понятнее смысл, спасибо.

А для меня это детство. Пришел со школы, классе в 5-6, телек плохо ловит канал, а там Серфер: «говорит ко мне моя доска»)

Читай также