Трансформеры хоть и являются известной франшизой, но свою основную аудиторию они создали благодаря фильмам и мультсериалам. Игры про огромных роботов не пользовались большим спросом, если только среди самых преданных фанатов. Да и признаться честно, многие игры по этой франшизе не могут похвастаться качеством.
Но одна из игр явно опередила свое время – Transformers Fall of Cybertron, вышедшая в 2012 году. Сегодня я расскажу, как игра про разноцветных механизированных существ может показывать ужасные современные проблемы.
Большая часть рассказа пойдет именно про сюжет, однако перед этим нужно отметить некоторые традиционные вещи для рассказа об играх.
Transformers Fall Of Cybetron в своем ядре - это шутер от третьего лица, разработанный High Moon Studios.
Геймплей базируется на том, что мы играем за продвинутую расу, поэтому у нас есть футуристичный дизайн оружия, а также возможность трансформироваться, то есть изменять форму наших героев в транспорт, который придется использовать для передвижения по некоторым участкам уровней. К тому же, из этой формы можно вести сражение, ведь наши машинки также оснащены огнестрельным оружием. Также помимо стандартного оружия персонажи могут пользоваться различными гаджетами, которые облегчают сражения. Тут и боевой дрон, который хорошо выкуривает противников, граната в виде черный дыры, уничтожающая всех, кто в неё попадет, а также не боевые модули, которые восстановят здоровье и боеприпасы. Но лично я не испытывал сильней потребности в данных гаджетах, их можно найти в процессе прохождения уровней либо купить в специальных терминалах
К слову о покупках, в таких вот терминалах можно покупать оружия - как основное, так и вторичное (тяжелое), улучшать их характеристики, но не все будет доступно сразу, сначала нужно поискать чертежи на уровнях, и только после этого новая пушка появится в терминале и её можно будет взять, чтобы разбить пару железных лиц.
Покупки производятся на некоторые частички энергона. Игра на самом деле никак их не называет, но что еще может выпадать из наших трансформеров. Либо можно найти специальные ящики на локациях и разбить их, дабы получить драгоценную валюту.
И разнообразие противников тоже есть, тут и простые пехотинцы, и ракетчики, и крайне опасные на ближней дистанции противники с дробовиками, и огромные титаны, которых нужно долго ковырять, и танки на четырех ногах. В общем, игра старается закидать игрока разными противниками, чтобы мозг не скучал при баталиях. Еще есть инсектиконы - трансформеры, принимающие формы насекомых, которые чуть глупее двух наших основных фракций, но некоторые из них обладают речью. Ну и в тактику они плохи, поэтому зачастую пытаются брать числом. Есть эпизод с почти обязательным стелсом, игра вас вроде бы и не принуждает к нему, но особый вид противников только для этого уровня, при обнаружении вас становится небольшим непробиваемым танком, которому сложно противостоять в открытом бою. Но такой эпизод будет лишь один раз за игру.
Также и доступные нам для игры персонажи могут похвастать некоторым разнообразием. Ну, во-первых, первую половину мы будем проходить уровни за автоботов, а вторую за десептиконов, смотря на конфликт с разных сторон. Под управления нам попадут не только адепты наземной техники, но летающие трансформеры, огромный десептикон Грубикус с таким же огромным запасом здоровья. Эпизоды за него можно охарактеризовать как уничтожение тараканов тапками. Его боевая мощь превосходит даже дивизион автоботов. Ну, это хороший способ подарить игроку эмоции такого хозяина поля битвы, хоть и ненадолго. И за похожий момент будет за сторону автоботов, когда под управление нам попадет Grimlock (Смельчак для русской адаптации) из спецотряда Диноботов- логика такая же как и с инсектиконами.
И наконец о локациях - они достаточно прямолинейны и за несколько прохождений лично у меня ни разу не возникал вопрос –“куда же тут идти то?”. Однако на некоторых уровнях можно найти небольшие ответвления, где находятся все вышеупомянутые вещи: оружие, чертежи, ящики с валютой, гаджеты. Также можно найти аудиокассеты, которые слегка раскрывают лор отдельных персонажей и войны между Автотоботами и Десептиконами.
Для общего сведения думаю нужно напомнить, почему же автоботы и десептиконы воюют, собственно. Скажу сразу - этот лор куда глубже, чем кажется на первый взгляд, война между ними шла аж несколько звездных циклов и еще есть истории нации, населявшие кибертрон до транформеров, словно Ису до людей во вселенной Assassin Creed. Так еще и в самом сообществе существуют несколько канонов, трактовок истории транформеров. Но если сказать максимально доступно, то война между ними - это война двух разных пониманий путей жизни. После падения империи Квинетессонов, местная форма Ису, общество разделилось на ученых автоботов, бывших рабочих, и солдат десептиконов, бывших охранников планеты. Разумеется, вся политическая власть со временем оказалась у автоботов и их больно миролюбивый образ жизни не устраивал десептиконов, что привело к вечной войне между ними. Собственно, первый десептикон, который заявил об угнетении простых рабочих, верил, что только силой можно добиться кардинальных изменений в политике Мегатрон. Его идейный и более рассудительный противник Оптимус пользовался большей популярностью у местного совета старейшин, что вызывало у Мегатрона чувство несправедливости и готовность вести целую войну.
Ну а теперь самое время поговорить про виновника тожества - сюжет игры.
Война между Десептиконами и Автоботам на планете Кибертрон, с одной стороны, подходит к концу, а с другой - не утихает ни на секунду.
Инициатива находится на стороне десептиконов, автоботы находятся в процессе эвакуации с планеты. Не знаю уж, ставили ли разработчики цель показать современную войну, как она есть, через трансформеров. Случайно или нет, как мне кажется, получилось до страшного очень аутентично, настолько, насколько это слово применимо к войне.
Первым нашим игровым персонажем становится Оптимус Прайм - лидер автоботов. Отсюда мы можем поговорить про роль лидера в боевых действиях. Забегая вперед скажу, что за лидера десептиконов - Мегатрона - тоже дают возможность порвать парочку автоботов. Ну если быть точнее, на первую миссию нам дают Bumblebee, которая является обучающей, и по ее итогу нас откидывают в прошлое, чтобы показать все события до этого момента. Создают так сказать интригу. Поэтому первые миссии мы играем за Оптимуса.
Лидер на войне
Оптимус не просто генерал, который сидит в штабе где-то далеко от линии фронта и отдает приказы. Он отдает приказы, находясь на поле боя вместе со своими солдатами. Очевидно, что это показывает его доверие к своим товарищам, что он не боится выходить к вооруженным солдатам, которые находятся в очень тяжелом положении в этой войне. Так еще и не боится выходить к ним, даже после решения забрать часть энергона - местного вида энергии, от которого питается буквально все, и наши роботы, дабы пустить его на артиллерийские орудия, чтобы снизить плотность огня по ковчегу, кораблю, на котором автоботы хотят покинуть свой родной дом подальше от войны. Это решение продлевает пребывание автоботов в войне, ибо теперь нужно найти еще энергона, дабы запустить двигатели Ковчега.
К Оптимусу обращаются скорее как к самому сдержанному из них, всегда передают ему всю информацию, чтобы он принял верное решение, и он помогает своим братьям по несчастью чем может. В том же первом уровне есть два эпизода, показывающие убежище автоботов. В этот момент игрок может поговорить с рандомными солдатами, узнать, как они страдают и как хотят сражаться до конца, оптимус в свою очередь может поддержать их парой слов. И оптимус предстаёт перед нами хоть как и лидер войны, но для него все еще важны жизни его собратьев, он не станет направлять всех подряд, раненых и полуживых в бой, лишь бы выиграть. Перед ним стоит задача, спасти как можно больше из своих, так сказать. Одного из солдат, например, вводят в стазис, ибо из-за потери энергона он стал не боеспособен, хотя он все еще настроен решительно сражаться до конца. Если товарища можно поддержать, оптимус не откажет в помощи, как помог местному врачу Ретчету пока тот стабилизировал одного из автоботов после ранения. Даже когда один из автоботов Grimlock покидает важный пост, оставляя тыл без прикрытия, все считают это предательством, но только Оптимус был единственным, кто верил, что на это есть веская причина. На том же уровне в небольшом эпизоде Оптимус винит себя за то, что не смог спасти своих братьев, которые были жестоко убиты. Сцены с "трупами" десептиконов также можно найти непосредственно в игровом процессе.
Никто из автоботов его не боится, не пытается принести красивую картинку для “главного”, чтобы не расстроить того, кто стоит выше по званию. Напомню, что “Прайм” - это статус лидера автоботов в их уже бесконечной войне. Оптимус также не пытается уйти в харизматичный тип правления, когда один из автоботов (Warpath) предлагает Оптимусу сказать мотивационную речь перед одной из перестрелок, он отказывается, позволяя своему другу это сделать. Возможно Прайм не хочет казаться выше других, он понимает, что на войне все едины, в одном горе, и он пойдет с ними в бой как простой солдат ради цели, которую они поставили. Либо же он понимает, что может умереть в любой момент, учитывая то, что он часто не просто на передовой, так еще и впереди неё, врывается в бой как в последний раз. А если случится его смерть, автоботам нужен будет новый символ, чтобы сохранять мотивацию сражаться. Точнее даже тот, кто сможет идти не за лидером, а за ценностями - жизнь товарищей важнее отдельных успехов. Лидер, который также будет уважать в первую очередь жизнь своих солдат, а не победу любой ценой. Но и также позволяет Warpath’у почувствовать себя героем, который ведет в бой небольшой отряд, что тоже заряжает мотивацией перед схваткой. Также, единение со своими товарищами, не смотря на статус “прайм”, игра старается показать даже в мелких моментах. Иногда в игре нужно нажать одну кнопку, чтобы персонаж сделал действие. QTE, но с одной клавишей, назовем это так. Проходя первые миссии за Оптимуса, нужно помочь подлатать союзника и убрать препятствие с пути с помощью этого самого QTE. Игра позволяет игроку инициировать действие, а не просто наблюдать за кат-сценой.
Хотя, не смотря на его солдатско-дружеские отношения со всеми, он не забывает, что он лидер. Когда наш герой добирается до имбачки под именем Метроплекс - огромного автобота, он именно не просит, а приказывает ему помочь в этот трудный час нужды. И непосредственно в геймплейном сегменте, когда нужно самому наводиться на пушки, которые вносят сильный дамаг по кораблю, чтобы Метроплекс подошел и пафосно разнес их, несмотря на то, что сам он находится на небольшом расстоянии и очевидно может их видеть.
К слову, Метроплекс раскрывает еще одну особенность современных методов введения войны - это повышенная роль артиллерии. В современной войне условные танки являются наверное самой часто всплывающей техникой в голове при слове война. А артиллерия всегда в тылах, ее не видно. Но современные системы отслеживания, спутники, GPS сделали работу артиллерии невероятно быстрой и смертоносной. В игре такой артиллерией выступает Метроплекс и его орудия. Игрок может указать направления выстрела, и всё в этой небольшой области уничтожится. Причем это помогает как сюжетно, так и геймплейно опять же. В сюжете часть энерогона из Ковчега ушла на подобные орудия, чтобы сдержать натиск штурма, как раз в этот игровой сегмент нужно уничтожить некоторое количество танков, которые ничего не могут нам противопоставить. В геймплее иногда Оптимусу нужно сражаться с более мелкими танками, но все еще серьёзными врагами. Обычным оружием ковырять его придется достаточно долго, но один выстрел Метроплекса - и дорога свободна. Ну и в принципе ею можно пользоваться в большинстве моментов в миссиях за Оптимуса и облегчать себе жизнь.
Возвращаясь к лидерам, отличным примером в свою очередь, важности лидера на войне показывает Мегатрон, собственно лидер десептиконов. Лучше даже сказать, что он показывает символичную важность лидера.
Поначалу он кажется полной противоположностью Оптимуса, отдает приказы и хочет, чтобы они были выполнены несмотря на потери. Игра это показывает прям наглядно, Мегатрон казнит пленных и вообще бей своих чтобы чужие боялись. После он умирает, и лидерство берет на себя Starscream (Скандалист), главный подпевала Мегатрона и мечтавший о власти и справедливости для своего честного имени. Но после того, как он приходит к власти, происходит тоже самое, что мы думаем о Мегатроне. Он отправляет все силы на рисковый бой и теряет много подчинённых, желая видеть только победу. Так происходит в миссии, где нужно остановить транспортник автоботов, и победа в этом бою важна, ибо на кону самый большой запас энергона, оставшийся после опустошения планеты войной. Также из кат-сцены мы понимаем, что десептиконы сами испытывают проблемы и с его приказами, и что план должен быть безупречным, ибо у них у самих нет много энергона на повтор подобной штурмовой атаки. Однако десептиконы все равно идут на смертельный штурм за еще неутвердившим себя лидером. Это, конечно, последствия того типа власти, когда правитель считается мудрейшим/сильнейшим, и неважно кто занимает этот пост, важна сама символичная сила титула. В этом случае важны не ценности, а статус лидера. Лишь некоторые, более умные, лояльные Мегатрону десептиконы, очевидно недовольны приказами Старскрима, остальные просто идут за тем, кто им кажется сильнее, а потом за тем, кто унаследовал пост после этого сильного.
Эти недовольные нарушают приказ об отступлении, когда даже Старскрима напрягло количество потерь, но в итоге они так и остановили транспортник, выполнив задачу. Однако Старскрим приказывает их арестовать, так как они ослушались приказа. Разумеется, тут сразу видна разница между типами лидерства на войне, либо жизни солдат, либо выполнение приказов “сверху” любой ценной.
Но в определённый момент Мегатрона возвращают к жизни, и тут начинаешь понимать, что контраст между ним и Старскимом был сделан не зря. Мегатрон правит за счет силы, он сам и верил, и говорил, что только сильный достоин править, но он не был единоличником, так как уважал отдельных десептиконов за их навыки. Shockwaw’a, местного ученого, за его изобретения, Soundwaw’a за технические навыки, он его и вернул к жизни, Грубикуса за силу. А вот Триптикона, огромного десептикона, финального босс компании еще из первой части серии Transformers: War for Cybertron, Мегатрон использовал его тело в свои целях, чтобы создать корабль, ибо тот, несмотря на всю свою силу, не смог победить автоботов. Еще в одном эпизоде он попросил Грубикуса очистить ему дорогу и вскрыть дверь грубой силой, хотя Мегатрон вполне мог сам с этим справиться, учитывая то, что на протяжении всей миссии нам реально дают прочувствовать его силу. Только в эпизодах с Мегатроном нам дают сражаться с автоботами, автомобилями и танками, они появлялись и до этого, но до этого это было либо на открытой локации, где мы сами большую часть были в виде транспорта, что позволяло поравняться в скорости. Либо нам давали артиллерию в виде Метроплеска, чтобы аннигилировать танки, или мы могли поливать их огнем с воздуха. Оружие и активная способность Мегатрона просто сделаны, чтобы вносить огромный урон, поэтому и с теми самыми преградами он мог справиться сам, со своим упорством то тем более. Да и автоботы показывают страх перед Мегатроном в своих монологах/диалогах, которые можно услашать во время боя. Также он в любом случае советуется с товарищами и доверяет им задания, а не считает себя за мессию способную на всё, а остальных вокруг не простыми солдафонами.
По итогу мы имеем 2,5 примера лидера на войне. Но Мегатрона и Оптимуса объединяет уважение к товарищам, просто для Оптимуса все, кто сражается с ним товарищи, а для Мегатрона те, кто чем-то силен, кто может принести пользу в бой, а остальных можно сделать сильными на лояльность. Также они оба не боятся идти вперед в бой, а сидят где-то вдалеке. Старскрим тоже так делал, но в случае сопротивления тут же отступал. Оптимус и Мегатрон верили в свои цели до конца, они реально хотели выиграть.
Старскрим же использовал положение дел, чтобы получить власть и славу. Больше думал о своей коронации, нежели чем о войне. Хотя он попытался сделать из этого ритуал, чтобы и остальные приняли его как достойного лидера. Таким ритуалом для Мегатрона было сражение на арене еще в мирные времена, когда он показал свою невероятную мощь. Для Оптимуса - это помощь товарищам, которые хотят развиваться, а не воевать, ну и ко всем относиться с уважением, даже с Мегатроном пытался договориться до последнего. Но пока они верили в свои цели, продолжать сражаться, Старскрим лишь хотел выиграть политических очков, словно политтехнолог, который пытается за счет войны нажить себе власти. Но если вы начинаете, ведете войны не с определённой целью, картиной будущего и достойными причинами ставить свою жизнь под огромный риск, как автоботы шли на жертвы ради Оптимуса, ибо верили в его идеалы, ценности, то вы априори проиграли ее, вы потеряете лицо среди тех, кого называли товарищами, и живые ресурсы будут потрачены неизвестно на что. Старскрим - это пример худшего сценария не просто лидера, но и войны. Он будет использовать все вокруг, не жалея жизни солдат, лишь бы добиться успеха для себя. Позже он придает Мегатрона и хочет заполучить Гримлока для своих целей, но и тут терпит крах. Опять же он проиграл изначально.
С другой стороны, Оптимус и Мегатрон - более крепкие лидеры, они все-таки стремятся к более глобальным целям. Но Оптимус - лидер мирного времени, он был бы идеальным демократическим правителем Кибертрона и заботился бы обо всех жителях, Мегатрон же не знал ничего, кроме боя и сражений, поэтому он скорее лидер войны, чем государства, к тому же вместе с ним умирает и система, Старскрим попытался стать таким же харизматичным лидером, но ему не хватило силы как у Мегатрона, чтобы держать эту систему.
Вот с такими данными мы приходим к финалу, где нужно выбрать, за кого вы будете играть в последний босс файт. И, с одной стороны, этот выбор не имеет особого значения, ибо в финальной кат сцене понятно, что оба из героев выживают, не смотря на серьезные ранения которые они получают во время боя. А если вспомнить, что официальным продолжением игры является мультсериал Transformers: Prime, то и после падения в портал они оба выживают.
Однако ценность этого выбора не в самом выборе, а в его концовке. По итогу война заберёт у вас все, каким бы лидером вы не были, как бы эффективно не вели войну, война уничтожит все. Демократические лидеры не смогут привносить пользу в общество, а будут вынуждены ложить свои головы в боях. Стиль харизматичного лидера очень временный, ибо когда война закончится, он будет также воинственно управлять уже мирной странной, полагаясь на силу и угрозы, что далеко от эффективности. Ну и как уже было сказано, после его смерти системе нужно будет перестраиваться. Уж не знаю, это ли хотели показать разработчики, но я видел это сквозь всю игру - как война меняется, но ее разрушительный эффект остается, никому она по итогу не выгодна. Бессмысленность выбора и столь обрывистая концовка, опять же, по моему предположению, была сделана намерено, чтобы показать этот разоряющий эффект для любого из-за войны.
Даже десептиконы решили уйти с планеты, чтобы найти больше энергии, ибо на кибертроне ее уже не осталось. Что, к слову, показывает расползающийся эффект войны, если она забрала ресурсы из одного места, она пойдет в другие, пока еще насыщенные. Также в сюжете Гримлока есть этот эффект разрушения, он - пример солдата с ПТСР, потерял память, да, из-за экспериментов Shockwaw’а, но разработчики интересно использовали его историю, и все что им движет это гневные эмоции. Благодаря не самым приятным воспоминаниям, которые ему напоминает один Инсектикон, он впадет в ярость и обходит блокировку на смену формы, ну и его трансформация работает на гневе, в который он временно впадает, чтобы покрошить пару железных лиц. Чтобы накопить этот гнев, нужно убивать врагов, собственно.
Ну и война приносит в общество таких, которые не знают ничего, кроме решения проблем силой/оружием. Гримлок теряет память, поэтому война становится для него единственным опытом. Он хоть и не терпит десептиконов, но и не хочет работать с Оптимусом, ибо тот для него слишком слаб, слишком нерешителен, нужно действовать жёстко и наверняка, словно Мегатрон словно лидер войны, а не автоботов. Ну и думаю тут сложно спорить, что война дает много негативных эмоций, она словно манит влиться в нее со всеми своими эмоциями, что потом вызывает усталость и полную апатию по отношению к ней. Реальность уже словно не может казаться другой кроме как с фоновой войной, хотя относиться позитивно к этому миру и людям является более объективным путем.
Заключение
Возможно, разработчики не ставили перед собой цель показать ужасы возможной современной войны. Хотя если вспомнить главный VGA Cinematic Trailer, то в нем Оптимус тащит раненого Бамблби, своего лучшего друга, посреди жестокого поля боя. В общем, романтизацией войны тут и не пахнет. И на промо материалах Оптимус не выглядит как моделька, с которой можно сделать кучу красивых игрушек и продавать - он помятый, грязный, весь в ранах. Да и песня для трейлера, думаю выбрана не случайно- The Humbling River - Puscifer явно не гордая и не вызывающая желание двигаться песня. Наоборот, ее слова говорят, что только вместе мы можем преодолеть такое тяжелое горя как война ("The hands of the many must join as one, and together we'll cross the river"). Не забывайте, что вы не одни, не теряете знакомых друзей, любые социальные связи в трудный час, когда вы не способны влиять на мир, но все еще способны быть с теми, с кем вам всегда хорошо, с кем вы чувствуете силу и хотите двигаться вместе чтобы решить одну большую проблему, которая больше вас одного, но вместе мы можем стать еще больше.
Война делает хуже абсолютно всем, лидерам, трансформерам, в этом случае можно сказать и людям, ибо трансформеры продолжили ее на Земле. Забирает у целой расы возможность развиваться. Война действительно способна уничтожить целую планету.
И никогда не забывайте о всех тех ужасах, что приносят нам войны.
Лучшие комментарии
Почему игнорируется первая часть? 0 упоминаний что это сиквел...
Война, уничтожь планету