Каждый из нас знает множество историй, но в некоторых из них можно найти схожие черты, схожее начало и финал. Например, сюжет «Голодных игр» кажется очень похожим на «Дивергент» или «Бегущий в Лабиринте», а при ближайшем рассмотрении мы неожиданно находим параллели с Оруэллом, Замятиным и… Genshin Impact?
В мировой культуре ясно прослеживаются основные сюжеты
литературы: от триктсерского романа до производственного романа. И видеоигровая
индустрия, конечно, опирается на эти сюжеты в своих сценариях. Ведь игры, как
некая сумма различных видов искусства, включают в себя не только музыку,
операторскую и режиссерскую работу, геймплей, но и огромный пласт литературы и,
рассказывая свою историю, игры неизбежно повторяют уже известные нам сюжеты.
Что за «Робинзонада» такая?
Предлагаем вам сегодня остановится на таком сюжете как
«Робинзонада», получившим свое название в честь произведения Даниэля Дефо «Робинзон
Крузо». Для тех кто в танке, напоминаем:
Сюжет книги «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо рассказывает
историю заглавного героя, который решил стать моряком и отправился в свое первое
морское путешествие в возрасте 18 лет. Его приключения начинаются, когда он
становится капитаном корабля и отправляется в торговую экспедицию в Гвинею, но его корабль терпит крушение у берегов
Африки. В результате Робинзон оказывается один на необитаемом острове, имея при
себе только некоторые инструменты и вещи, которые он смог спасти с корабля. На острове Робинзон начинает жить сам, строя себе
жилище, охотясь на диких животных и занимаясь земледелием. Он также находит на
острове дикаря Пятницу, который был спасен от пиратов и стал его верным
помощником.
Чувствуете что-то знакомое? Да-да, это типичная установка
для любого выживача. И вот уже повеяло духом Minecraft, Terraria, а если меняем джунгли
на джунгли бетонные, а диких животных на зомби, то открываем ещё один огромный
пласт игр. Однако, не смотря на схожесть обстоятельств, они мало влияют именно
на сюжет, на повествование истории, а сейчас мы говорим именно об истории. Давайте пока закроем глаза на попытку
интегрировать сюжет в выживачи (Привет тебе, The Long dark и Forest) и закончим краткий пересказ книги.
Так вот, через несколько лет Робинзона находят другие
моряки, которые забирают его с собой в Англию. Вернувшись в Англию, Робинзон
обнаруживает, что его плантация в Бразилии процветает, и он становится богатым
человеком. Он решает провести остаток своей жизни на родине, в Йорке.
Таким образом, сюжет книги «Робинзон Крузо»
завершается счастливым концом, когда главный герой возвращается в Англию
богатым и успешным человеком, готовым начать новую жизнь.
И что теперь?
Что мы имеем в сухом остатке, если
посмотреть на историю в общих чертах? Человек попадает в новые условия, новый
мир, пытается менять его и не меняется сам, старается сохранить в себе то, что
ему важно — вот основной сюжет Робинзонады. И ещё раз списочком, чтоб как в школе:
Персонаж попадает в новые условия, новый мир
Герой меняет свое окружение, мир или других персонажей
Герой сохраняет в себе какую-то важную черту
Конечно, мы могли бы иначе
рассмотреть эту историю и увидеть в ней некий «Путь к успеху», преодоление
трудностей, но это уже «Производственный роман» и у него свои отличительные черты. Для затравки скажем, что «Производственный роман» очень ярко проявляется
в серии игр GTA. (Думали ли бедные филологи, что слова «Производственный роман»
и GTA окажутся так близко…)
Однако, вернемся к теме. Как же влияет сюжет
Робинзонады на культуру и видеоигры? Начнем, с того, что сюжетная канва очень
похожа на типичный иссекай. Иссекай — это
японский термин, обозначающий жанр аниме и манги, в котором главный герой или
группа героев попадают в новый мир или измерение, обычно через внезапное или
неожиданное событие. В этих историях часто присутствуют элементы фэнтези,
магии, мечей и битв, а также уникальные персонажи и сюжеты. (Только
не стоит говорить в школе, что Робинзон Крузо — это иссекай. Дополнительные седые
волосы на голове вашей Марьи Ивановны обеспечены). Однако, вы чувствуете как
уже начинает попахивать Genshin?
Один абзац, чтобы оправдать заголовок
Эта игра, представляющая собой в первом акте
(Мондштате) типичный иссекай, очень подходит под сюжет Робинзонады. Главный
герой (героиня), не смотря на свое участия в событиях, продолжает искать свою
сестру (брата), попутно меняя мир и встреченных персонажей. Однако, сюжет
Робинзонады присутствует в основном в первом акте. В Ли Юэ неожиданно возникает
сюжет романа-карьеры, а в Инадзуме мы сталкивается с типичным романом-антиутопией.
Но дело не ограничивается одной гачи-игрой. Идеалом этого сюжета всё
же являются survival-игры,
погружая игрока, имеющего определенные знания о своем реальном мире в новые
обстоятельства. В данном случае конкретного главного героя с его установками и
привычками нет — им выступает сам игрок. Схожий сюжет мы можем найти и в других
играх, пусть и не в чистом виде. Так, например, главный герой серии игр Bioshock явно
типичный Робинзон, оказавшийся в новых условиях. Сюда же относим героев серий
игры Metro,
Stalker…
Уже чувствуете привкус выживача от игр с таким сюжетом?
В итоге мы имеем вполне ясную картину — игрово-иссекайно-робизонадную
тему, присутствующую в видеоиграх. Плохо ли это? Хорошо ли? Да черт его знает. Но
это позволяет нам понять, чего ожидать от Stalker 2 (тут должна быть шутка
про ждалкер) и какой общий сюжет будет в играх схожего жанра.
P. S. Автор будет рад обратной связи, чтобы продолжить разбирать основные сюжеты в играх, и
особенно он будет рад, если вы накинете примеров Робинзонады в играх без налета
выживача, так как он сам их найти не смог.
Первый и главный вопрос — вы книгу-то читали? Крузо провел на острове (не)добрых 28(!!!) лет, постепенно сходя с ума от одиночества. Причем первых людей он встретил спустя 20+ лет, и это вызвало у него паническую атаку. Так что если сравнение с выживачами вполне понятно, то сравнение с геншином в корне неверно. Хотя бы из-за отсутствия этого самого одиночества. Сколько секунд проходит в Монштате до встречи с первым НПС?
Также вызывает вопросы изменение «окружения, мира или других персонажей». В отличии от «Таинственного острова» Жуля Верна, Робинзон фактически не пытался изменить остров, не мессианерствовал, обращая дикарей-каннибалов к Христу, а почти все его действия были продиктованы заботой об собственном выживании.
Если уж искать корни, то скорее в романах типа «записки о путешествиях», где описываются выдуманные и/или сильно приукрашенные страны. Подобные книги полны преувеличений, а их герои склонны к спасению принцесс, свержению деспотов и изменению судеб стран и народов одним неосторожным чихом. Ничего не напоминает?