В игре NieR: Automata есть особенный неигровой персонаж — Эмиль. Он представляет собой шар с нарисованными глазами и улыбкой. Геймдизайнер игры Таро Ёко (Yoko Taro) не раз появлялся на мероприятиях, надев жутковатую «голову-маску Эмиля». Но что это за персонаж и почему у него такой вид? Ответы на вопросы содержатся в другой игре серии в Nier Replicant, выпущенной в 2010 году. В 2021 году вышло переиздание игры под названием « Nier Replicant ver. 1.22», которую я прошла с удовольствием и теперь готова рассказать все, что узнала про Эмиля.
Nier Replicant рассказывает о событиях, произошедших задолго до событий NieR: Automata. По сюжету игры главный герой при поддержке необычных компаньонов должен спасти свою младшую сестру Ёну (Yonah) от загадочной болезни черных каракулей (англ. Black Scrawl). Действие игры разворачивается в мире, пережившем апокалипсис и наполненном странными существами под названием Тени (англ. Shades).
Я играла с японской озвучкой и английскими субтитрами. Далее в тексте буду приводить свои переводы диалогов и текстов с этих языков. Также буду приводить оригиналы текста для желающих перевести самостоятельно. Полное прохождение можно посмотреть здесь.
Первая встреча с Эмилем
Однажды сестра главного героя Ёна (Yonah) просит брата помочь ее другу по переписке. По словам героини, мальчик болен и находится в беде.
Ёна: У меня очень важная просьба. Я хочу, чтобы вы спасли моего друга. Он мальчик. Он болен. И он в беде. Я хочу, чтобы вы с Вайсом помогли ему вылечиться. Он живет в большом доме на юге. Кроме тебя никто не сможет выполнить эту просьбу.
ヨナ「大事なお願いなの。お友達を助けて欲しいの。男の子のお友達。その子は病気で困っているんだけど。お兄ちゃんと白ちゃんで病気を治してあげて欲しいの。あのね、南の方にある大きな家に住んでいるらしいの。お兄ちゃんにしかお願い出来ないの。」
Согласившись помочь, главный герой, имя которому я дала Нир (NieR), отправляется вместе с книгой заклинаний Вайсом (Grimoire Weiss) и напарницей Кайне (Kaine) к дому мальчика. Мрачное каменное здание в английском стиле 18 века находится на вершине холма. У входа встречает дворецкий и приглашает пройти внутрь.
Интерьер дома выполнен в классическом английском стиле. Стены декорированы обоями и украшены портретами. Комнаты обставлены дорогой деревянной мебелью. Дом освещается высокими напольными подсвечниками, и местами в полумраке видны следы разрушения. Дворецкий сопровождает героев в обеденный зал, где предлагает подождать хозяина. Кайне решает отдохнуть на диване, а Нир с Вайсом отправляются осматривать комнаты.
В одной из комнат они встречают мальчика, который играет на фортепиано. Он одет в красивую европейскую одежду 18 века, а его глаза прикрывает плотная повязка. Это Эмиль.
Из разговора с Эмилем герои узнают, что он ничего не знает о письмах, и предлагает им спросить у дворецкого. А еще узнают, что Эмиль обладает способностью превращать предметы в камень своим взглядом. Поэтому он вынужден носить повязку на глазах.
Эмиль: Меня зовут Эмиль. Я хозяин этого дома.
Нир: Так значит, это ты отправлял письма?
Эмиль: Письма? О чем ты говоришь?
…
Эмиль: Нет, не приближайся ко мне. Это опасно. Мои глаза! Я могу превращать предметы в камень, только взглянув на них.
Эмиль: По поводу писем… Возможно, дворецкий знает о них.
Эмиль: ...僕はエミール。この館主です。
Нир: じゃ、手紙をくれたのは、君?
Эмиль: 手紙?いったい、なんのことですか?
…
Эмиль: ダメ。近づかないでください。危ないんです。僕の目は、ものを見石にかえてから。だからこうやって...
Эмиль: 手紙の件は...もしかしたら執事をしているかもしれません。
Получив от Эмиля ключ «от всех дверей» и карту дома, герои начинают поиски дворецкого. Исследовав помещения, столкнувшись ни раз с Тенями (Shades), они находят его в комнате, где вскоре появляется и Эмиль. Оказывается, письма Ёне писал никто иной, как дворецкий, имя которого Себастьян.
Себастьян обеспокоен заточением своего хозяина и пытается найти способ ему помочь. Он слышал о подвигах Нира и отправил ему письма в надежде на помощь. Однако ответ получил от Ёны, сестры героя. Дальше дворецкий сообщает, что лекарство для Эмиля находится в этом доме, но место, где оно хранится, захватили Тени, с которыми он не знает, как справиться. Об этом он и просит героев, которые не могут ему отказать. А еще хотят найти пропавшую Кайне.
Нир: Мы здесь, потому что моя сестра получила несколько писем из этого особняка.
Дворецкий: Да. Я написал эти письма… Простите мою дерзость. Как вы, возможно, заметили, хозяин Эмиль глубоко огорчен из-за своих глаз и поэтому закрылся от мира. Он очень страдает из-за этой повязки на глазах, и я считаю своим долгом помочь ему. Я слышал рассказ о подвигах начинающего героя и поэтому отправил вам письмо от имени хозяина Эмиля. Но вместо этого я получил ответ от некой мисс Ёны.
Нир: Подождите, выходит, друг Ёны по переписке — это вы?
Дворецкий: Это так, сэр. В своих письмах я просто просил вас приехать в особняк. У меня не было никаких злых намерений… Тем не менее, я очень рад видеть вас здесь. Я давно мечтал о том дне, когда мы сможем что-нибудь сделать с глазами хозяина. Пожалуйста, мы так близки! Лекарство находится в этом самом особняке. Но, увы, место, где оно хранится, превратилось в логово этих отвратительных Теней, и мне не хватает навыков для борьбы с ними. Я умоляю вас: победите Тени и верните хозяину Эмилю зрение!
Герои соглашаются, получают от Себастьяна новый ключ, и Эмиль присоединяется к ним, чтобы оказать необходимую помощь. Втроем они отправляются на поиски, которые приводят их в библиотеку, где они сталкиваются с опасным противником — книгой под названием Гримуар Рубрам (англ. Grimoire Rubrum).
В разгар сражения с книгой в библиотеке появляется Кайне. Совместными усилиями героям удается справиться с противником. Гримуар рассыпается на листы и в одном из них представлен «Отчет об исследовании окаменения» (Research Report on Petrification). Это именно то, что искал дворецкий. Но к разочарованию героев, текст оказывается зашифрован. Себастьян просит предоставить ему расшифровку и обещает сделать все для этого возможное.
Нир: О нет. Эта страница написана с использованием кода.
Дворецкий: Пожалуйста, позвольте мне разобраться с этим, хозяин Эмиль. Я приложу все усилия, чтобы расшифровать код! Сколько бы времени это ни заняло, я не подведу вас.
Нир: Oh, no. This page is written in some kind of code.
Дворецкий: Please, allow me to handle this, Master Emil. I shall put on my efforts into deconstructing the cipher! No matter how long it takes, I will not fail.
Сцена в библиотеке заканчивается, и герои переносятся во двор, ко входу в дом. Эмиль прощается со всеми, но особое внимание уделяется прощанию с Кайне. Героиня просит Эмиля понять, что все произошедшее с ним — это не его вина, и открывается ему, рассказав о своем проклятии и своем секрете, который сообщает ему шепотом на ухо, скрыв его от нас, игроков. На фоне откровений герои сближаются эмоционально, и дальше это перерастет в искреннюю дружбу между ними.
Кайне: Эмиль, пойми.
Кайне: Это не твоя вина. Это тело не твоя вина. Это важная часть тебя. Никогда не забывай это.
Эмиль: Что это? Почему?
Кайне: Это проклятое оружие. Я думала, что теперь, когда моя месть закончилась, оно мне больше не нужно. И я думала, что со мной тоже покончено. Но так же, как у этой руки, как у меня все еще есть смысл жизни. У тебя тоже должно быть будущее.
[Кайне говорит что-то Эмилю на ухо]
Эмиль: Вот что… Кайне-сан, я обещаю! Я никогда, никогда не сдамся. Поэтому и вы, Кайне-сан, не сдавайтесь!
Кайне: エミール、覚えておけ。
Кайне: これは罪ではない。これ自体に罪はない。大事なお前自身だ。決して忘れるな。
Эмиль: これは?どうして?
Кайне: これは呪われた兵器。復讐が終わった今はもう必要のないものだと思っていた。そして、私自身も終わりだと思っていた。この腕も、私もまだ生きる意味があるように、お前にも未来があるはずだ。
[Кайне говорит что-то Эмилю на ухо]
Эмиль: そんな。。。カイネさん、約束ですよ。絶対に、僕は絶対にあきらめません、だから、カイネさんも。
Кто же такая Кайне?
Кайне появляется в игре во время первого посещения Ниром и Вайсом деревни «Орлиное гнездо» (Aerie Village). Двигаясь по туннелю в сторону деревни, герои находят небольшую изолированную зону, где размещается ветхая хижина. Осматривая хижину на обратном пути, героев привлекает венок из цветов. Это легендарные цветы под названием «Лунная слеза», — сообщает Вайс. А появившийся из ниоткуда женский голос грубо приказывает не прикасаться к цветам.
Девушка атакует героев, и им приходится защищаться. А через некоторое время на территории появляется огромная Тень и тогда противники объединяются в борьбе против монстра. Тень отступает, а девушка, обессилев, теряет сознание. После ее пробуждения герои общаются и узнают ее имя. Ее имя Кайне.
Позже мы поймем, что легендарный цветок «Лунная слеза» важен для Кайне как память о бабушке, которая ее воспитала. Но цветок имеет огромное символическое и сюжетное значение и для игры в целом.
Впервые о цветке мы узнаем из диалога Нира и Ёны. Согласно легенде, если найти этот редкий цветок, то можно стать богатым.
Нир: Вчера я слышал от Пополы легенду о цветке под названием «Лунная слеза». Если найти этот цветок, то можно стать богатым. Если я найду «Лунные слезы», то я смогу накормить тебя всем, что ты пожелаешь.
Ёна: Я хотела бы лекарство, которое вылечит меня…
Нир: Какой бы ни была болезнь, за деньги можно купить любое лекарство.
Нир: えと〜、昨日ポポラさんに月の涙伝説を聞いたよ。花の名前だよ。その花を見つけると、お金持ちになれるってさあ。月の涙を見つけたら、ヨナの好きなものを何でもお腹いっぱい食べさせてあげる。
Ёна: ヨナ病気の治る薬が欲しいが...
Нир: どんな病気だって治す薬も買えるわ。
Легенда вдохновляет Ёну отправиться в одиночку на поиски цветка в Затерянный храм (Lost Shrine) и Ниру приходится ее спасать. В залах храма герой встречается с книгой заклинаний Гримуаром Вайсом (англ. Grimoire Weiss), которая становится его постоянным напарником.
После знакомства Кайне прогоняет Нира с Вайсом и присоединяется к ним только при следующей встрече, когда герои снова появляются в деревне, чтобы остановить вторжение огромной Тени. Победа над Тенью значила для Кайне осуществление ее мести, а значит, и окончание ее жизни. Но с помощью героев она смогла найти для себя новый смысл. Это то, чем она поделилась в особняке с Эмилем. Детальную же историю Кайне мы узнаем после первого прохождения игры. В трогательной беседе с Эмилем у костра героиня погружается в воспоминания.
Но вернемся к Эмилю.
Нападение Теней на деревню
Следующая встреча с Эмилем происходит в кабинете Пополы (Popola) в библиотеке в деревне, где живут Нир и Ёна. Обессиленный после дороги, лежа на кушетке, он сообщает о приближении Теней.
Эмиль: Я вижу их. Воздух… Он вибрирует… Я чувствую это своими глазами. Такое давление… О боже, их так много. Бегите. Бегите из деревни. Тени приближаются.
Когда Тени оказываются у ворот, Нир предлагает всем жителям укрыться в библиотеке, а сам вступает в сражение. Несмотря на все усилия, мощнейший монстр «Червонный валет» (Jack of Hearts) все-таки проникает в деревню и атакует библиотеку. Там же появляется и Лорд Теней (Shadowlord). Он ранит Нира и похищает его сестру Ёну. Достигнув своего предела в сдерживании монстра за дверью, Кайне просит Эмиля использовать его силу и превратить ее в камень.
Кайне: Похоже, мы полностью проиграли. Простите меня, я достигла своего предела. Эмиль, не плачь. Напоследок я собираюсь разобраться с этим [монстром]. Преврати меня в камень. Запри этого парня.
Эмиль: Кайне, я не смогу сделать это. Так нельзя. Не могу.
Кайне: Твоя сила предназначена для защиты своих друзей, ведь верно? Сделайте это. Поторопись! Я не могу дальше держать дверь закрытой, я на пределе.
Кайне: どうやら、私たちは完敗らしいな。申し訳ない、こっちはもう限界だ。泣かないエミール。最後にこいつだけはちょっとだけをかたずけてやる。私を...私を石化しろ。こいつを閉じ込める。
Эмиль: カイネ、そんなこと...いけません。ダメです。できません。
Кайне: お前の力は仲間を守るためのもの、だろう。早くやれ。もう扉を抑えておくの、限界だ。
По завершению диалога разработчики предлагают игрокам выбор:
- Превратить Кайне в камень и запечатать Тень / Petrify Kaine and seal away the Shade.
- Ничего не делать и быть уничтоженным / Do nothing and be annihilated.
Я выбрала, конечно же, первый вариант, и Эмиль превратил Кайне в камень, остановив таким образом Тень. На этом первая часть игры заканчивается, а вторая часть переносит нас на 5 лет вперед, где мы почти сразу же получаем письмо с хорошими новостями от Эмиля.
Трансформация Эмиля и спасение Кайне
В письме Эмиль сообщает, что обнаружил записи, которые могут помочь спасти Кайне от окаменения. Он просит Нира прийти и посмотреть вместе.
Привет, Нир!
Привет, это я! Эмиль! Извини, что я так долго молчал. У вас с Вайсом все в порядке? Он все еще говорит умные слова и заставляет всех чувствовать себя глупыми? Могу поспорить, что так и есть!
В любом случае, недавно я наткнулся на некоторые записи, которые могут помочь нам вылечить окаменение Кайне. Не могли бы вы прийти сюда посмотреть?
Спасибо! Я буду ждать!
Нир отправляется в особняк Эмиля. За прошедшие пять лет он возмужал, а Эмиль, к его удивлению, совсем не прибавил в росте и никак не изменился.
Мальчик показывает героям документ, где говорится о создании архивной комнаты для хранения записей, о методах, используемых для контроля и/или отмены всех форм магии, включая окаменение и звериную трансформацию.
Archival Storage от 8.2.2026 / После недавнего инцидента с номером 6 мы решили создать архивную комнату. В этой комнате будут храниться записи о методах, используемых для контроля и/или отмены всех форм магии, включая окаменение и звериную трансформацию, а также позволят продвигаться вперед другим проектам…
Эмиль предполагает, что в этой комнате он сможет найти способ управлять своими способностями. Поэтому они отправляются в Подземный комплекс (Underground Facility). Пройдя множество помещений, герои находят новый документ по проекту под названием «Белоснежка», где появляются первые намеки на природу Эмиля.
Из документа:
Донорское тело Халуи было выбрано из семи кандидатов для перехода на следующий уровень. В целях защиты гостайны все оставшиеся кандидаты, кроме одного, будут уничтожены. Но донорское тело Эмиля будет храниться на складе в качестве меры безопасности.
«Белоснежка и семь гномов» — это название одной из сказок братьев Гримм. По одной из версий, имя Эмиль было выбрано как раз в честь одного из братьев. Проснувшаяся в финале игры Ёна сравнила себя с героиней еще одной сказки — «Спящая красавица», но за авторством уже Шарля Перро. 「物語のお姫様になったみたいね」"Я как будто стала принцессой из сказки», — говорит героиня.
Проследовав дальше, на арене герои видят огромного размера безобразное тело, прикованное к стене, созерцание которого заставляет Эмиля вспомнить свою историю.
Эмиль: Я оружие. Я вспомнил. Я все вспомнил. Когда-то мы [с сестрой по имени Халуя] были людьми. Люди тогда были повсюду. Мы были детьми. Но с помощью экспериментов с магией мы стали оружием. Чтобы создать мощнейшее оружие, эксперименты повторялись. И в конце концов, мы подверглись сильнейшему магическому воздействию. Имя этому оружию Номер 6. Но оно вышло из-под контроля. Чтобы запечатать его, было создано новое оружие, с силой превращать предметы в камень. Это было оружие Номер 7. Это был я. Я был оружием.
エミール「僕は...兵器.。思い出しました。全部思い出した。僕たちはかつて本当の人間でした。人間のどこにでもいる。子供だったんです。そして、僕たちは魔法実験によって兵器になりました。最強の兵器を作るために繰り返された実験。やがて、究極の魔法の影響をみださられることになったんです。その兵器の名前は六号。ですが、制御のふうをなした失敗作でした。逃走した六号を封印させるためにつくられた石棺力をもつ兵器。それが七号。僕のことです。僕は兵器だったんです。」
Безобразное существо — это то, во что превратилась его сестра Халуа в результате экспериментов. Она — мощнейшее оружие под номером 6. А он — оружие под номером 7, созданное, чтобы запечатать ее.
Существо срывает цепи, прыгает на платформу и проглатывает Эмиля. И героям ничего не остается, как вступить с ним в бой. Смерть существа пробуждает сознание Халуи, и она прощается с братом, обещая всегда за ним присматривать.
Халуа: Все в порядке, Эмиль. Все закончилось. С этого момента я всегда буду за тобой приглядывать.
Халуа: 大丈夫よ。もういいの。これからはずっと見守ってる。
После этого происходит их слияние, в результате чего Эмиль теряет свой прежний облик и превращается в безобразное существо, которое теперь обладает мощнейшей силой. Эмиль ужасается своему новому облику, но герои успокаивают его и принимают с любовью. Ведь что бы ни случилось, они всегда будут связаны.
Нир: С возвращением, Эмиль, ты справился.
Эмиль: Я… Мое тело… Как я могу быть рядом с вами, таким…
Нир: Я ведь говорил? Что бы ни случилось, мы всегда будем связаны.
Нир: お帰り、エミール。よく頑張った。
Эмиль: 僕...体が...こんな体で、皆さんの前に...
Нир: 言っただろう。何があっても俺たちは付いている。
Эмиль впервые смотрит на Нира без последствий и понимает, что наконец, проклятие его глаз ушло.
Втроем они отправляются в библиотеку в деревню Нира, где находится окаменевшая Кайне. С новой магией Эмилю удается снять с нее окаменение, и она возвращается к жизни. Несмотря на новый облик Эмиля, Кайне узнает его, как будто никаких страшных трансформаций с ним не произошло.
Эмиль: Оживай! Кайне-сан, оживай! Пожалуйста, возвращайся!
Кайне: Вы? Эмиль, меня кто-то звал, это был ты.
Эмиль: Ты узнаешь меня?
Кайне: Эмиль, конечно. Я ничего не путаю.
Эмиль: Спасибо, Кайне-сан.
Эмиль: 生きて!カイネさん、生きて!戻って来てください!
Кайне: お前たち...エミール、私を読んでくれていたのは、お前だな。
Эмиль: 僕のこと分かるんですか?
Кайне: エミールはエミールだ。私は間違えない。
Эмиль: カイネさん、ありがとう。
В завершении сцены Нир дарит Кайне «Лунную слезу». И этот цветок будет украшать ее волосы во всей второй части игры. Герои объединяются, и теперь вчетвером они пытаются найти похищенную Ёну.
Жертва Эмиля
В продолжении игры команда не раз сталкивается с сильными противниками, в сражении с которыми новая сила Эмиля оказывает решающее значение.
Вернувшись третий раз в «Орлиное гнездо» (Aerie Village), герои встречаются с монстром Венди (Wendy). Во время боя с ним Эмиль теряет над собой контроль и мощным взрывом уничтожает не только монстра, но и всю деревню, о чем потом горько сожалеет. Но благодаря Эмилю герои остаются в живых.
Эмиль: Простите. Из-за меня погибли невинные люди…
Нир: Эмиль, ты спас нас, разве нет? Если бы не ты, мы бы погибли. Спасибо тебе.
Эмиль: 皆さん、ごめんなさい。僕のせいで、罪のない人まで...
Нир: エミールは私たちを救ってくれたじゃないか?エミールがいなければ、俺たちは死んでいたよ。ありがとう。
Благодаря Эмилю герои спасаются и в замке Лорда Теней (Shadowlord Castle) почти в финале игры. В гневе Попола пытается уничтожить всех, и Эмиль создает защитное поле, находясь внутри которого, они пытаются покинуть опасную зону. Попола захватывает поле и тянет его назад. Тогда Эмиль решает отделиться и пожертвовать собой, чтобы остальные смогли выжить и двигаться дальше. Он прощается с друзьями, убеждая их, что с ним все будет в порядке, а потом порождает мощнейший взрыв. На фоне звучит трогательная главная тема Эмиля. Возможно, это был его конец.
Эмиль: Все в порядке. С малых лет я обладал силой превращать предметы в камень. С тех пор, как мое тело стало таким уродливым, я по-настоящему ненавидел свой новый облик. Но в то же время я гордился! Благодаря новому облику я смог подружиться с вами. Спасибо всем. Сейчас я искренне благодарен за то, что могу служить оружием для защиты людей. Теперь уходите. Со мной все будет в порядке… Ох. Кайне-сан грубиянка, а Широ-сан такой брюзга. В глубине души я надеюсь, что они не будут ругаться. Я больше не смогу быть им посредником. Но я очень хотел бы встретиться с ними снова. Я не хочу умирать. Я не хочу умирать.
エミール「大丈夫です。僕が少年だった頃、石棺かさせてしまうでも。この醜い体になったから、姿も本当に嫌でした。だけど、同時に誇りでした!だって、その姿おかげで、みんなと仲間になれたものは。みなさん、ありがとうございます。今、人を守るために兵器になれること、本当に感謝しています。さあ、行ってください。僕なら、大丈夫ですから。・・・やれやれ、カイネさんは乱暴だし、白さん口うるさいし。感じの深きに、喧嘩しないといいけれど。もう、僕は仲裁できませんからね。そう、僕はあなたに、もう一度会いたい。あなたに。死にたくないな。死にたくないよ。」
В этой сцене мы прощаемся с Эмилем в игре Nier Replicant. Герои продолжат свою миссию уже без него. Но мы вновь встретимся с ним в игре NieR: Automata, где Эмиль предстанет уже в новом облике и в новой роли. В одном из квестов герой поделится с нами воспоминаниями, и мы узнаем, что произошло с ним много лет спустя после событий Nier Replicant. Но это уже другая история.
Другие мои статьи про Эмиля и NieR Replicant:
Лучшие комментарии
Чудесная статья к одной из самых потрясающих игр, что заставляет вспоминать всех персонажей как родных. Спасибо вам за то, что показываете и напоминаете людям о тех персонажах и играх, которых сейчас не хватает к сожалению. Йоко Таро доказал, что способен делать на равне с Кодзимой одни из самых потрясающих игр с удивительным лором и историями, которые не сможешь забыть даже спустя столько после их выхода.
Автор спасибо вам)
спасибо! я помню ваш комментарий в блоге про прощание с 2B, тогда мне захотелось собрать все про Эмиля в одну статью. Как оказалось, в Нире автомате квестов с ним намного больше, чем я нашла, а роль в Репликанте не маленькая. Поэтому решила разделить его историю на 2 части: история в Репликанте и уже история в Автомате. Надеюсь, вторая история тоже будет интересна :)
Спасибо прежде всего вам. Автомата в купе с Репликантом стоят друг друга, особенно в плане историй. История Эмиля, как и в прочем всего мира игры стоят того, даже несмотря на то, что он там второстепенный персонаж, но даже в таких маленьких квестах, там есть чему умиляться, есть из-за чего пустить слезу, если вспоминать через что вы проходили с ними в Репликанте. Удачи вам большой с материалом, буду ждать, как и все) Я бы порекомендовал еще ознакомиться с серией Drakenguard, т.к. она тоже очень связана с серией Nier и есть чему удивиться. Игры старенькие, но в них все равно есть то, чего нет у нынешних игр — душа. А когда у игры есть душа, то значит разработчикам было не наплевать на свою аудиторию, им было не наплевать ради каких людей они делают то, что умеют лучше всего — рассказывать и создавать потрясающие истории, которые стоят тех эмоций, ради которых живем мы игроки той индустрии, которую мы к сожалению потеряли. Еще раз спасибо вам за материал и до скорых встреч в сиквеле так скажем))