8 февраля 8 февр. 7 2822

О великий и могучий современный гейминг: Фризы, статтеры и сотня других бед

+15

Сколько я играю в видеоигры, я никогда не задумывался о таких вещах, как что-то лагнуло или заикнулось на секунду, для меня это казалось нормой, впрочем как и для всех когда-то. Никто не знал, что такое фреймтайм, что такое количество кадров в секунду и соотношение 0.1 / 1,0 %. И вот мы на пороге современного гейминга.

У нас есть современный софт для мониторинга (RTSS, FPS Monitor, HWInfo64), куплены современные системы, мощные и красивые. Но почему-то до сих пор «лагает», интересно, правда?

Если говорить коротко: Не важно какого рода у тебя система и сколько стоит она — статтеры преследуют всех. Даже если у тебя 4090 и 14900К/7800Х3D.

Давайте сделаем так, чтобы вы сразу не подумали, что я какой-то фантазер, добавлю небольшой факт, моя ПК-система (современная) появилась в 2019 году, все это время я сидел исключительно на консолях (PS4, Xbox One/S/X и т.д) и мой ПеКа претерпел столько изменений, что я забыл как он изначально выглядел. Последние 1.5 года я перестал играть так сильно в игры, ведь моя жизнь закончилась на фризах и статтерах, но началась в BIOS любой материнской платы.

В целом как ситуации обстоит на текущий момент, есть множество факторов, которые заставляют получать рваный фреймтайм и идти искать решение на том же Reddit. Но не судьба.

Сама игра и её горе движок

Хороших современных движков сейчас очень мало, не все умеют задействовать нужные инструкции процессора, не все адекватно распределяют нагрузку между GPU | CPU, а также огромное множество пользуется старыми API: DirectX 11.0 или же OpenGL. К слову, DirectX 11 — существует несколько версий. Напишу об этом в другом посте.

Некоторые движки до сих пор едят один поток когда у тебя этих потоков 16+ по количеству. Тот же Unreal Engine 4 за долгие годы не обзавелся адекватной многопоточностью и часто его игры страдают от того, что пыхтит пару ядер, а все остальные отдыхают

Как вариант ещё и старые игры с их допотопными движками. Они не всегда могут запуститься на современной системе, и на это есть явные причины, которые не стоит объяснять, в силу возраста их технологий.

Система и её проблемы

Многие собирают ПК и надеются что всё будет работать с первого раза, идеально и гладко. Но представим небольшую ситуацию, актуальную на около бюджетных сборок на типаж Intel i5 12400 °F + 4060 Ti + 32 Gb DDR4, казалось, сборка должна порхать и пыхтеть, но человек заходит в игру и видит рваный фреймтайм. Даже в условной Counter-Strike 2. И здесь есть множество причин:

HAGS (Hardware Accelerated GPU Scheduling), Re-Bar (Resizable Bar) / SAM (Smart Access Memory).

Сама реализация подобных технологий довольно спорная история. С одной стороны, на бумаге это выглядит как идеальный вариант, покончить войну с микрофризами. Cкинуть нагрузку с процессора и распределить между собой. Но на деле — это лишь случай 50 на 50. Тут важно понимать, чтобы гарантировать идеальную работу того же Re-Bar/SAM нужен грамотный микрокод UEFI, этим занимается производитель вашей платы. Тот же Gigabyte на фоне других производителей плат не скрывает, что Re-Bar проблемная вещь и всячески улучшает в своих новых версиях BIOS.

Важный момент! Re-Bar на Nvidia работает лишь на сертифицированном списке игр, который полностью одобрен компанией. К тому же, принудительно включить для любой игры можно через Nvidia Inspector, чего «Зеленые» не рекомендуют. На AMD же наоборот, у них есть примерный список игр где хорошо, но работает SAM везде.»

Несовместимость оборудования

Да, вы не ослышались. Часто начинающих сборщиков преследует один кошмар, связанный с не учётом совместимости для сборок каких-либо комплектующих, например RAM которая не состоит в QVL (он же Qualified Vendor List) листе. Работать будет, но никто вам не гарантирует 100 % совместимость при ручном разгоне или использовании XMP/EXPO профилей. Даже SSD проходят эту верификацию у вендора и также написаны на сайте у производителя. Но если брать SSD от гигантов: WD, Samsung, AORUS, Crucial и т.д — то тут не переживайте, они всегда 100 % поддерживаются, а вот за чистый Китай с маркетплейсов уже страшно. Всегда после покупки сомнительного продукта следует провести с ним некоторые тесты на ошибки, битые сектора или RAM-тесты.

QVL Лист
QVL Лист

Разгоны, андервольты и ему подобные штуки

В разгоне как и андервольте нет ничего плохого, касательного второго дак вообще одни плюсы: Снижение нагрева чипа и его горячей точки, меньший шум от вертушек и следовательно увеличивается ресурсы их работы. А в каких-то сценариях так и вовсе — можно получить ложечку увеличения производительности! Но увы, есть и обратная сторона этих вещей: Тесты, и еще раз тесты. Не буду скрывать тот факт, что большая часть людей разгоняет и андервольтит по гайдам с ютуба, в этом нет ничего постыдного, это начальный уровень знаний, который нужен обычному пользователю, но и информация там простенькая.

Многие ютуберы до сих пор тестируют разгон процессора AIDA 64 через галки FPU, да это смешно просто. Если пройдет AIDA 64, не факт что он пройдет другой более тяжелый тест как Prime 95 или Y-Cruncher VST/VT3.

Гнать процессор условно говоря легче, чем видеокарту или же оперативную память, потому что и время на тесты уходит меньше и общая мат.часть значительно меньше, нежели изучение разгона по DRAM разгону. Там и формулы и тесты занимают по 10+ часов.

XMP профили тоже считается разгоном, но не совершенным, на DDR5 это до сих пор выглядит как хромая лошадь, вроде и дать результат нужный может, а вроде и работает с ошибками. У многих процессоров вообще указана официальная поддерживаемая тактовая частота разгона — это либо 2400/3200, либо 4800/5200/5600.

Главное помнить, что 4800 на DDR5 это тоже самое что и 2400 на DDR4, потому что контроллер памяти на DDR5 работает 1 к 2.


Если брать историю с андервольтом, а это тоже и процессор (Привет 13-е/14-е поколение Интела) и видеокарта. Во втором варианте это самое просто что можно сделать так, ничего предварительно не сломав, особенно на видеокартах AMD где сама компания тебе даёт полное добро и контроль над своей картой в панели Адреналина. Но и тестировать нужно знать как, многие могут крутануть на 120 мв относительно стоковой частоты, да и без теста играть в игры, ну не вылетает, да ладно. Однако, какой-нибудь 3DMark TimeSpy быстро по шапке надает за нестабильный андервольт, либо вылетит драйвер, либо пойдут ошибки по PCIE шине, а это ключ к многим проблемам до выявления стабильности.

Операционная система и любовь «твикать»

Давайте сделаем так: Вы устанавливаете свежую Windows 10/11 и ничего в ней не трогаете, кроме мусорных приложения по типу: Погода, Советы, OneDrive, Cortana.

Потому что твикеры и общая любовь пользователя вырезать всю рабочую систему до мелких лоскутов, лишь бы за ним не следили или что-то не мешало. Она крайне не здоровая для системы, всегда есть хороший вариант что-то сломать так, что обычные командами SFC /Scannow уже не восстановить, тут как минимум потребуется переустановка. Особенно веселят сборки со сторонних сайтов, где некий гражданин за всех решил, что нужно подрезать систему во всех направлениях, она будет и весить меньше при установке и будет кушать в простое меньше оперативной памяти. Да, такие люди до сих пор есть, которые предпочитают установить CD ZVER, нежели через MediaCreationTool + ключ за 5 $ на стороннем маркетплейсе.

Главное понимать одно: ваша операционная система не должна страдать от ошибок и проверять её каждый месяц командами «SFC /scannow; Dism /Online /Cleanup-Image /ScanHealth» это в разы сократит проблемы в будущем.

Блогеры на ютубе часто рекомендуют отключать таймеры вроде HPET, но делать этого не нужно. По умолчанию Windows не использует эти таймеры, а их отключение через команды вроде «bcdedit /deletevalue useplatformclock» может втройне сломать вашу стабильную систему.

Хардварные проблемы

Самое вкусное и неожиданное в ваших проблемах тот факт, как у вас подключена система. И это я говорю про самостоятельную сборку или неопытного сборщика из магазина. Некоторые до сих пор не подключают все провода, путают слоты A2/B2, а также вставляют видеокарту в самый нижний PCIE2 3,0×16 слот.

Недавно мне писал человек с просьбой о помощи, мол Alan Wake 2 у него нереально статтерит, оказалось дело в том, что он как-то умудрился засунуть огромный кирпич 4070 в самый нижний PCIE слот…

Cмотрите, за мной тоже есть грешок, я сам был не опытным в этом деле давно, видеокарта была подключена у меня одной косой, память вообще была вставлена в разнобой, а питание процессора было не до конца защелкнуто. Потом я начал заходить на форумы и узнавать всё больше и больше, позже люди наставили меня на путь, что видеокарту нужно подключать всегда отдельной косой, потому что есть риск проблем связанным с оплавлением портов на ВК. Я даже обращался в официальный саппорт Cougar, где мне любезно предоставили нужные сведения для подключения ВК.

Верный путь подключения ВК
Верный путь подключения ВК

Сторонние проблемы не связанные с вашим устройством

Для себя главное отдавать отчёт в ситуации, где не все проблемы с играми могут на вашей стороны. Большая часть людей привыкла играть со статтерами и называет их ласково «тормоза» и часто не замечает их, я больше скажу, многие люди действительно не различают 30 кадров в секунд и 60. У меня есть такие знакомые и знаю таких людей в медиа пространстве.

Нельзя решить все проблемы в мире просто заменив одну железку на другую, всегда есть условные факторы которые незаметно влияют на ваши проблемы. Например, обновлением Windows которое несёт с собой замедление SSD дисков или крупное сезонное обновление которое полностью ломает производительность в играх, как это было с Windows 11 22H2. Да та же прошивка на мониторе может влиять на производительность в играх, что у меня и было на мониторе от Samsung, когда я полгода играл на проблемной прошивке и монитор пропускал кадры, тогда я пересобрал весь ПК и не нашел причины, пока Samsung сами не выпустили пресс-релиз и не признались с проблемой.

Общие советы основанные на моём опыте

Иногда лучше в целом забить на проблему и не ломать голову над тем, как её решить. Если мониторинг или сторонний софт ничего не показывает, значит можно не убиваться и не искать причину. Ведь причина — в самой игре, а это значит нужно сместить фокус на что-то другое. Но если прям сверлит от этой мысли, то лучше полазить по форумам или поискать знакомые запросы на Reddit, там всегда найдутся единомышленники по этой проблеме и возможному её решению.


Лучшие комментарии

Эх, а мы уж себе нафантазировали) Битвы эпические, препирания легендарные напридумывали) 

У игры есть два состояния — «тормозит» не «тормозит». Все остальное от лукавого.

Что-то я вообще не понимаю о чем блог для кого.
Автор вбрасывает кучу терминов, заведомо ожидая, что читатель должен знать, что такое ReBar, например, но для опытного юзера статья ни о чем. Если это гайд для начинающих, то слишком мало пояснений. Если это статья для «прошаренных», то тут вообще ничего нет нового. Как сборник советов блог тоже не работает.

Откуда столько плюсов то?

Никакой драки. У блога сначала абзацы дублировались из-за бага, один парень сострить пытался мол «Это приём такой?», а мы с автором в унисон сказали «Нет», а он ещё и починил блог. Проблема решилась — мы все устранились.

Они 100% есть. Только материал ни для кого в итоге. Что должен вынести читатель, дочитав до финальной точки? Максиму, что можно сделать — пойти гуглить все термины и новые фразы, которые он не знает. И полученные знания будут явно не заслугой автора блога.

Может между «начинающими» и «прошаренными» есть ещё степени?

Читай также