«Низкобюджетное паломничество за чашей Христовой» — обсуждаем The First Templar
«The First Templar» видеоигра, которую, наравне с многими другими, я когда-то выхватил на распродаже в «Steam», после чего благополучно о ней забыл. Учитывая обстоятельства объективной действительности, и тот момент, что легально игры для россиян в сервисах цифровой дистрибьюции более не приобрести, я всё чаще обращаюсь к тем архивам, которые успел насобирать за годы благоденствия. Настал черёд и сего произведения.
Собственно, я ещё в момент покупки понимал, что приобретаю продукт второго, а то и третьего эшелона, и многого здесь ждать не стоит. О чём-то таком бесхитростно сообщали скриншоты на странице игры, и сам жанр слэшера для ПК, о котором никто никогда и не слышал. Но «The First Templar» и по сей день пользуется любовью аудитории, имея солидные 74% положительных отзывов в «Steam», что на мой взгляд немного завышено, я бы дал игре честные 60 из 100. Но, не без удовольствия пройдя «The First Templar» до конца, я понимаю, за что игру можно любить, и почему в неё даже стоит поиграть тем, кто до сей поры вообще не знал о её существовании, о чём и хочу поделиться.
Как можно заметить, я склоняюсь не к беспристрастной аналитике игры, а к такому будничному, даже эмоциональному переложению своих впечатлений и реакций. В данном случае считаю это оправданным, просто потому, что «The First Templar» и на момент выхода выглядела посредственно, а по современным меркам игра просто никакая, и в таком разрезе здесь и говорить нечего — есть тысяча образчиков, более достойных внимания к себе, чем этот. Но это если быть объективным, расчленять игру по критериям, приводить сравнения и прочее. Мне же объективным быть не хочется, потому что игра мне симпатична, у неё, несмотря на очевидные проблемы, есть своё очарование маленького, бюджетного, но уютного произведения, очень прямолинейного в том, что оно может предложить своему зрителю.
«The First Templar» это очевидное инди, ещё и 2011-го года выпуска, однако технических проблем с ней практически не было. Разве что графические настройки пришлось оставить на средних позициях, иначе игру начинало немного ломать и подёргивать. Графических изысков здесь всё равно не встретить — в «The First Templar» есть неплохие и даже приятные на вид пейзажи, дизайн интерьеров скудный, но для средневековья тоже сгодится, а вот люди и всё, что с ними связано, выполнено в диапазоне от приемлемого до убогого. Ничего такого, что нельзя простить, но, скажем, лучше бы в игре вообще не было анимаций добивания, чем они есть в таком виде — выглядит это так, будто тряпичную куклу, изображающую противника, бьют даже не мечом, а железной палкой, из-за чего она тяжеловесно летит куда-то в сторону.
Иногда протагонист и вовсе забывает, что он находится в сравнительно достоверном сеттинге, после чего решает схватить противника в прыжке и пронестись вместе с ним в штопоре, пока не оба не рухнут на землю. Другие добивания выполнены аналогично нелепо.
За исключением смешных добивающих ударов, скупых на жестикуляцию катсцен и того, что большинство рычагов, которых в игре под сотню, активируется техникой бесконтактного прикосновения, а оружие в руках героев исчезает и появляется мгновенно, без всякой анимации его доставания, к визуализации игрового процесса претензий особо-то больше и нет. В среднем, игра выглядит неказисто, но не отталкивающе, даже напротив, симпатично.
Персонажи, вражеские единицы, также неплохо выглядят в кадре. Игра большую часть времени придерживается реалистичного отображения мира, благодаря чему некоторые виды противников, такие как рыцари и европейские пехотинцы, выглядят вполне себе живо и фактурно, и мечом орудуют с силой и ловкостью, характерной для живого человека. Сарацины получились хуже, куда более пластиковыми, эффект чего лишь усиливает яркая цветовая гамма в их дизайне, и слишком топорные, деревянные движения.
Рыцари, сарацины — я не упомянул, но игра переносит нас в конец 13-го века, в Святую землю в качестве воина ордена Тамплиеров, который, не много не мало, ищет Святой Грааль. При чём ищет он его всю жизнь, но приблизиться к цели довелось только сейчас. Откровенно говоря, я понял лишь половину рассказанной здесь истории, поскольку распознавать русификатор игра категорически отказалась, а мои собственные знания английского находятся на уровне оскорблений от школьников в «Dota 2». Но кое-что понять я таки сумел.
Канва сюжета такова, что при событиях Первого крестового похода девять рыцарей основали орден Тамплиеров, им же довелось отыскать в Святой земле чашу Христову, Святой Грааль, который наделил их даром бессмертия и, возможно, иной силой и властью — сами персонажи говорят о их родстве с богами. Со временем одному из девяти гроссмейстеров Тамплиеров стало очевидно, что сила, дарованная Граалем, оказалась чрезмерной для его братьев, развращая их и отводя от прежних клятв, потому он выкрал Грааль у ордена и спрятал его. Он, как и его братья, был бессмертным, но по какой-то причине позабыл о том, кем был, став рядовым тамплиером — главным героем игры. Надо сказать, не самая дурная кульминация для сюжета, половина которого посвящена каким-то совершенно необязательным вещам, вроде обороны города Акры, который всё равно будет завоёван сарацинами.
Оставшуюся часть сюжета игры мы сражаемся со злой инквизицией, потом неожиданно с французским королём, а потом и вовсе с воинами собственного ордена, потому что нынешний гранд-мастер Тамплиеров жаждет вернуть Грааль, а главный герой, постепенно восстанавливая правду, решает не позволить этому случиться. У протагониста имеются два спутника, чередующиеся по мере прохождения — Роланд и Мария — первого похищают инквизиторы, пытают и заставляют преступить свои клятвы, а вторая названа ведьмой и тоже, не вполне понятно, зачем нужна сюжету. Вроде как она показывает герою древнюю рукопись, которую сам протагонист когда-то и написал, но забыл не только факт того, но и шифр, которым тогда пользовался. Но это не точно, с английским у меня, опять же, плохо, в отличие от местных арабов, которые только на нём и говорят.
Пусть я не понял многих частностей, вроде того, кто такая Мария и зачем инквизиторы кошмарят крестьян то тут, то там, но структурно сюжет простой и прямолинейный, что на деле совсем не плохо. Сценарий позволяет герою с очередной главой посещать новые разнообразные локации, инициирует регулярное общение между персонажами, что немного да вовлекает в историю, придаёт ей живости, ну и ставит перед протагонистом понятную и важную цель, так что необходимый культурный минимум рассказанная здесь история соблюдает, глупо ожидать от неё большего.
Местный сюжет можно характеризовать так же, как и игру целиком — она простая, глуповатая, немного невнятная и уютная. Собственно, последнее обстоятельство, вероятно, и позволило мне пройти «The First Templar», затратив на это часов 12. В процессе игры мне даже вспомнился фильм «История рыцаря» с Хитом Леджером, тот вызывал похожие эмоции — тоже был чертовски поверхностным в плане работы с сеттингом, тоже был пронизан голливудскими мотивами и влиянием, и тоже рассказывал простенькую и бесхитростную байку без претензий, которую было приятно послушать и которая не обременяет своего зрителя лишними стилистическими и драматическими элементами.
Геймплейно «The First Templar» точно такая же. Я прошёл её на средней сложности, почти не прерываясь. Это было в меру легко и энергично, потому увлекало. Боевая система здесь походит на всё ту же «Batman: Arkham Asylum», разве что герой не прилипает к атакуемому противнику и импакт от ударов здесь почти не чувствуется. В целом, оно со своей задачей справляется — ты машешь мечом в толпе врагов, либо фиксируясь на одной цели, либо раздавая всем поочерёдно, в результате чего враги входят в стан-лок, или же нет, но тогда они предупреждают о сокрушительной атаке со своей стороны, которую можно блокировать, можно контратаковать, а можно просто увернуться.
Играть в это просто, удобно и комфортно. Игрока сложно убить, а враги хоть и не дохнут с трёх ударов, но в целом являются предсказуемыми, нерасторопными и просто уязвимыми для выверенных действий. Это могло бы быть скучным, и для кого-то непременно будет, но, как и в серии «Batman Arkham», игрок здесь не столько играет, преодолевая препятствия, сколько любуется собой, совершая агрессивные и стремительные приёмы, раскидывая врагов настолько эффективно, насколько позволяет сноровка и изученный мув-лист персонажа.
Опять же, я повествую не столько об игромеханической стороне процесса, потому что во множестве других игр с механикой «Batman Arkham» обращаются куда более умело, ежели здесь. Я говорю с позиции такого предельно казуального времяпровождения, когда тебе хочется поиграть в простую, но энергичную игру, где есть какой-то вызов, но ты как игрок находишься в позиции безопасности и не должен, как говорят у нас в «Доте», потеть.
Вот так бы я геймплей в «The First Templar» и описал бы. Да, на «нормале» игрока вполне себе могут убить, но здесь навинчено столько механизмов, чтобы этого не допустить — когда ты кувыркаешься, то почти неуязвим; блок щитом гарантированно блокирует любой урон кроме как от пары конкретных оппонентов; в случае смерти героя ты можешь взять в управление второго члена отряда и воскресить себя; на пути регулярно встречаются кувшины с водой, которые здесь отвечают за восстановление здоровья; и, наконец, протагонист сам научится лечить себя и союзника, правда, ко второй половине игры. А если ты таки умер, то по игре очень щедро расставлены контрольные точки и свой прогресс ты не потеряешь.
Со стороны оно так и выглядит, но в действительности у геймплея «The First Templar» есть проблемы, и это не только смешные добивания врагов. Одну из проблем игры я бы назвал «имитацией боевой системы». Заключается она в том, что на манер «Sleeping Dogs» здесь к механике из той самой игры про Бэтмена тоже прикрутили систему комбо-ударов. И эта система комбо-ударов не делает никакого смысла. То есть, ударил ты три раза подряд мечом, или два раза мечом и один раз щитом, или два раза щитом — ты не видишь никакой разницы, и не можешь понять, что из этого сильнее, что слабее, что и когда предпочтительнее использовать. Все эти комбинации делают, за незначительной разницей, одно и то же. Потому использовать что-то кроме закликивания левой кнопкой мыши имеет смысл лишь в декоративных целях.
Другая проблема обстоит с механикой контратаки. Если блок щитом работает безотказно, то контратакует герой чёрт знает как. В одном случае это получается, в другом случае нет и ты терпишь урон там, где мог преспокойно закрыться от атаки. Может быть это зависит от положения руки атакующего, от замаха оружием, но зачем тогда над ним загорается огромный символ того, что эту атаку можно отбить, да и не похожа игра на ритмичный слешер с таймингами. Откровенно говоря, это и не слешер вовсе, как заявлено, а битемап, что опять же не означает ничего плохого, но для понимания игры это уточнение будет уместным.
У протагониста есть щит, а следовательно есть удар щитом, что на правую кнопку мыши. Он ничем толком не отличается от взмаха мечом, разве что немного отталкивает противника, но главная беда с ним в том, что эта кнопка нажимается тоже почему-то не всегда. Хочешь такой ударить щитом, а он не ударяет, и чё делать, непонятно.
Только что я заявил, что «The First Templar» комфортна для прохождения и не требует больших усилий, проходится медитативно и приятно. Это всё так, но где-то с середины игра начинает прям душить. А душит она при помощи рыцарей со щитами. Особенность рыцарей со щитами — они игнорируют любой урон, пока ты сильной атакой не выбьешь у них щит. И есть проблема с сильной атакой, использовать её очень неудобно. Она требует зажатия левой кнопки мыши, и почему-то тоже срабатывает будто бы не всегда, может быть по причине таймингов, не знаю. Эти самые щитоносцы ожидать сильную атаку от героя тоже не хотят и бьют его на опережение, сбивая эту самую сильную атаку. А ещё сильная атака требует местный аналог маны, которого будет много или мало в зависимости от того, как ты развиваешь героя. Мало того, что тебе надо пробивать этих парней, а у тебя ещё не всегда это получается, так враги ещё умеют опрокидывать тебя на пол, после чего затыкивают там же. Опять же, не смертельно, но, опять же, раздражает.
Щитоносцы душат своим количеством, но они тоже не являются смертельной преградой, и один за другим устраняются сравнительно ловко. Но с их появлением хрупкая кривая веселья в «The First Templar» начинает немного ломаться, потому что в игре и так небогатый способ расправы над врагами, но пока ты подвижен, тебе весело, а с указанными рыцарями каждый бой становится абсолютно схематичным — видишь щитоносца, сближаешься, блокируешь атаку, зажимаешь кнопку атаки, ломаешь щит, повторить десять раз. Далее игра будто осознаёт, что это было лишним, и количество бойцов со щитами резко снижается в пользу куда более удобных копейщиков, но эпизод с их преобладанием рискует быть утомительным и несколько отвадить от игры. Потому что, опять же, в «The First Templar» мы не преодолеваем вызов игры — для этого геймплей здесь не годится — мы развлекаемся, методично устраняя вражеские единицы насколько можно проворно, а тут игра решает сломать всю динамику и вместе с тем веселье.
«The First Templar», желая разнообразить энергичные, но однотипные поединки, периодически учиняет разные игровые ситуации. Где-то удачные, как мини-игра с требушетом и поединки с «боссами», а где-то не слишком удачные, как принуждение к стелсу и защите союзников. Длятся эти секции недолго, но осадок тоже оставляют. Вообще, в «The First Templar» самый смешной бутылочный стелс, что я в играх видел. Бутылки уже стоят в строго определённом месте, игрок их, так сказать, активирует, в результате чего бутылка летит в строго заданную скриптом точку, а враги без всякой реакции удивления просто тупо идут стоять в отмеченную бутылкой точку. Глупее сделать практически невозможно, но зато хоть несложно.
Касательно развития героя, игра рисует огромное такое древо навыков, и хоть среди прочего там есть и очень полезные вещи, но навыков так много, и все они такие ситуативные в духе «вы восстановите немного здоровья, если поднимете вашего мёртвого союзника», что в какой-то момент я просто перестал вникать, изучая что-нибудь наугад.
Вообще героев в «The First Templar» целых три — протагонист, трюкачка Мария и тамплиер Роланд. Игра позволяет пермаментно находиться лишь с двумя, сводя и разводя главного героя с напарниками по воле сюжета. И хоть каждый из них по-разному вооружён — от двуручного меча до кинжалов — разницы в геймплее между персонажами практически никакой. Что протагонист поглощает весь урон щитом, что Мария делает то же самое при помощи своих дамских ножей. Различаются они лишь некоторыми способностями, и тем, как устроено древо талантов у каждого из них, что скорее путает игрока. Поэтому я всегда управлял строго протагонистом, так удобнее.
«The First Templar», кстати, предполагала кооперативное прохождение, но это было давно и неправда, на сегодняшний день все сервера мертвы. Впрочем, компьютерный соратник, на удивление, справляется совсем неплохо, даже слишком хорошо для такой игры. Большую часть времени напарник не умирает, блокируя атаки по себе, и даже сам способен убивать слабых противников, а однажды он сподобился выбить щит у рыцаря, правда, только однажды. Союзник настолько хорош, что даже большую часть ловушек обходит без всякой помощи и ошибок.
Загадки и ловушки. Пришла пора поговорить и о них. Где-то треть игрового процесса в «The First Templar» мы не бежим и сражаемся, а рыщем по подвалам и древним криптам, избегая ловушек. Ещё процентов десять игры мы ищем сундуки с бонусами и иногда нарядами для героев, но это так, к слову.
Того, что действительно можно назвать загадками, шутки три на всю игру, и только на одной из них, с ассиметрично опускающимися платформами, я немного задумался, скорее потому, что не сразу понял концепт. В остальном это апофеоз логических уравнений древних тамплиерских зодчих, состоящий из таких примеров как «поставь одного героя на плиту с рисунком, затем при помощи другого героя нажми рычаг с этим рисунком», или «поэтапно нажимайте рычаги и двигайтесь вперёд, открывая друг другу ворота». Более всего меня умиляет, что в этой игре рычаги, открывающие двери, всегда находятся снаружи этих самых дверей, чтобы ты точно вошёл в наши потаённые тамплиерские схроны. Зато этих рычагов два и их нужно активировать одновременно — ну что, ты такого не ожидал, странник, да?
Игра, как и сказал, придерживается добротного отображения средневековья, но во всём, что касается подземелий и ловушек, это полное фэнтези. Канализация под Акрой архитектурно и в площадях в несколько раз превосходит сам город, да даже современные метрополитены так не строят. А ещё там полно ловушек из «Принца Персии» — всех этих столбов с крутящимися по горизонтальной оси лезвиями и ездящих туда-сюда поленьев с шипами. И с ловушками в «The First Templar» такая ситуация — они тупые, очень тупые, но они меня бесят.
В чём идея — нажимаешь специальную кнопку и герой начинает видеть, какие из нажимных плит выстрелят в него шипами. Прищуривается, так сказать. Огненные ловушки по заветам жанра то плюются огнём, то не плюются, а брёвна, соответственно, катаются и давят. В теории, избегать всего этого просто, и это действительно просто, ведь ловушки эти исключительно на внимание.
До финального этапа игры у меня не было с ними сложностей. Да, глупая забава, чтобы сменить тон геймплея и позволить отдохнуть от нескончаемых битв, да и побродить по этим огромным катакомбам интересно, потому что интерьеры в игре сделаны очень недурно. Но ближе к концу ловушки меня откровенно задушили. Их слишком много, всё утыкано ими. Каждые два метра нажимать на «прищуривание», чтобы убедиться, что ты сейчас не встанешь на плитку с шипами, постоянно ждать, ждать и ждать, пока этот огонь потухнет, и постоянно попадать в стан-лок, если всё-таки напоролся или обжёгся обо что-нибудь — это не сложно, но это так выматывает. Благо эти ловушки не убивают, хотя иногда убивают, потому что тебя начинает бросать от шипастых брёвен к огню и обратно, а персонаж на это лишь беспомощно орёт. Эти секции длятся не так долго, но они беспрерывные и очень интенсивные, и под конец я откровенно устал от этих ловушек. В отличие от боевой системы ловушки совершенно неинтересная часть игры — ты либо как аутист отсчитываешь секунды, чтобы перешагнуть через шипастую яму, либо тебя бросает из стороны в сторону, словно в маршрутке на ремонтируемом участке дороги. Я ещё и единственный в игре баг словил в самой душной комнате с ловушками, где ты стоишь посреди узенькой комнаты и тебя со всех сторон обдаёт пламенем, а выхода нет, потому что там должна быть разрушаемая стена, а она не разрушается. Благо хоть мучился недолго, загрузка на контрольную точку решила проблему. Опять же, как и всё в игре, это несложно, но тебе, то есть мне, абсолютно не хочется морочиться с этими ублюдскими ловушками. Некоторые я тупо пробегал, если мог. Меня обжаривает пламя, а мне плевать, лишь бы этот уродский этап скорее миновать. Не думал, что что-то настолько простое может вызывать у меня столько гнева.
Собственно, вот и всё. Ничего большего в игре и нет. Ну, разве что, финальный «босс», который владеет бесчестным выпадом, пробивающим блок. В первый раз я ему проиграл, потому что мужчина всё-таки суровый, после чего игра решила поиздеваться и бросила меня во второй раунд вообще без здоровья. Благо, что этот тип очень легко эксплойтится, и я просто бегал от него в разные концы арены, чтобы помолиться и восстановить здоровье, пока сей гражданин неспешно брёл за мной.
Ну, и ещё финальный выбор — сохранить Грааль и использовать его силу для возрождения угасающего ордена, или уничтожить его, потому что людям не дано использовать такую силу во благо. Выбор номинальный, само собой. Игре вообще не хватает определённого такта и экспозиции — демонстрации того, как мы пересекаем местности, добираемся куда-то — потому сразу же после принятия того или иного решения она пускает титры.
Что сказать, я прошёл игру за два вечера на одном порыве. Пару раз игра пыталась этот порыв оборвать при помощи неудачных геймплейных решений, но в общем и целом я получил от «The First Templar» то, на что и не надеялся — мне было интересно, мне было легко и комфортно, а даже когда было дискомфортно и неприятно, то игра всё равно оставалась проходимой, не позволяя застрять на одном месте слишком надолго. Простодушное и стремительное приключение, с неуклюжим и неровным, но простым, медитативным геймплеем, который всё-таки пытается быть разнообразным, с переменным успехом. За эту безмятежную посредственность, за неуклюжую попытку сделать яркую и нетребовательную игру, в которой всего ровно столько, чтобы не заскучать за отведённые 12 часов геймплея, мне «The First Templar» и полюбилась. Думаю, когда-нибудь я её даже перепройду, когда появится желание побить мечами по голове толпу врагов без лишнего нарратива и геймплейных сложностей.
Лучшие комментарии