Всем доброго времени суток! В этой небольшой статье расскажу весь мой скромный опыт работы и настройки VR шлемов для игры в PCVR.
Есть несколько типов игры в VR:
- PCVR - игра с компьютера, где шлем подключен удаленно или через провод
- Игра со шлема. Скачивается\покупается APK, устанавливается на шлем. Запускается через внутреннее меню
PSVR - Игра с консоли
В этой статье я разберу нюансы настройки шлема для игры на PCVR.
Минимальные требования для игры в VR с компьютера:
Видеокарта - от 4 гб видеопамяти. Я начинал с 3050, установленного на ноутбуке. Играть было очень тяжело, неприятно. Но возможно
Процессор - Ryzen 5 3500 \ I5 11 gen, сойдет для начала. Слышал, что некоторые люди вывозили и на более слабых камнях. Но для меня меньше - некомфортно
Оперативка - меньше 16 идти не стоит. Один процесс игры будет занимать от 6 до 12 гб оперативной памяти, в зависимости от самой игры.
Интернет - 1200 мбит\с, если компьютер не подключен к роутеру интернет-кабелем. ~700 мбит\с, если компьютер подключен к роутеру интернет-кабелем. Сеть должна поддерживать соединение к роутеру через 5Ghz канал.
Представим себе, что у вас есть все - шлем, будь то китайский пико, как у меня, или настроенный под ВПН квест 2\3. Есть компьютер, готовый тянуть современные VR игры. Что делаем дальше? Конечно - устанавливаем софт.
Есть бесплатные инструменты для стриминга компьютерной игры на шлем. Для квеста это AirLink, для Pico - Streaming Assistant. В них все довольно просто - ставишь соответствующую софтину на компьютер, скачиваешь приложение на шлем. Нажимаешь одну кнопку - тебе подбираются индивидуальные параметры, игра начинается. Для ленивых задниц самое то. Но у этого подхода есть некоторые недостатки:
- Невозможно запустить пиратскую копию игры. С этих программ можно запустить только те игры, которые есть в вашей официальной библиотеки Steam\oculus
- Нет возможности обходить ограничения по рантайму. К примеру, если у вас шлем не от окулуса - не получится запускать игры от них. Они используют разный рантайм, и, используя бесплатный инструмент стриминга, не получится запустить игру на другом рантайме.
- Рекомендованное, но не лучшее качество. Программа ориентируется на комфортную производительность, и при этом не имеет многих функций оптимизации как качества, так и скорости работы стриминга. В бесплатных инструментах нет апскейлеров, есть плохие, недоработанные функции асинхронного стриминга. Через аирлинк и стриминг ассистант невозможно получить лучшего качества картинки в соотношении с производительность.
Инструмент, о котором буду писать дальше, называется Virtual Desktop. Он стоит 20 долларов, что, учитывая очень переменчивый курс, около ~3 тысяч рублей, включая плату за аренду иностранной карты. Покупается один раз, на один аккаунт в шлеме. В разных магазинах покупается по-разному, то есть если вы купили его в шлеме Окулуса, в магазине пико лицензия активированной считаться не будет.
Установка Virtual Desktop на компьютер:
Переходим по этой ссылке - https://www.vrdesktop.net/
Это стример на компьютер. Т.е. программа, которая принимает удаленный сигнал со шлема, обеспечивает передачу данных.
Открываем, получаем следующую менюшку:
Вставляем свой никнейм, чтобы компьютер автоматически подтверждал подключение шлема. Заходим в панель Options.
В Preffered Codec ставим следующие значения в зависимости:
Если скорость интернета 1200 мбит\с и выше - H264+, или если при этом шлем - Oculus Quest 3 - AV1
Если скорость интернета ниже 1200 мбит\с и выше 500 мбит\с - HEVC 10-bit.
Если скорость ниже 500 мбит\с - HEVC.
В OpenXR Runtime ставим следующие значения в зависимости:
Если у компьютера меньше или равно 8 гб видеопамяти: VDXR
Если у компьютера больше 8 гб видеопамяти: SteamVR
Audio Streaming ставим так же, как и на картинке
Галочки ставим по вкусу. Рекомендую поставить Boost Game Priority. Обязательно ставим Automatically adjust bitrate.
Компьютер настроили. Заходил в шлем:
Покупаем и устанавливаем VD. Запускаем через шлем. Если правильно ввели свой никнейм и шлем подключен к той же сети, к которой компьютер подключен по кабелю, то шлем должен автоматически подключиться к компьютеру. Получаем следующие менюшки:
Панель Streaming. Разрешение ставим в зависимости от вашей видеокарты, рекомендации подписаны около кнопки разрешений. Эта опция влияет на конечное качество картинки, которое пойдет на линзы.
VR Bitrate, при условии, что стоит галочка Automatically adjust bitrate на компьютере, всегда держим на максимуме.
Sharpening ставим по вкусу. Опция делает объекты более резкими и легкими для восприятия, но кому-то может не понравиться
Gamma ставим по вкусу. Опция осветляет\затемняет пространство
SSW - отдельная история и очень интересная технология. По простому - генерация кадров в мире виртуальной реальности. Без SSW компьютер должен будет сгенерировать 90 кадров и передать их на шлем. Если включить SSW - компьютер должен будет генерировать 45 кадров, а остальные 45 передавать на шлем необработанными. Шлем их подстроит под ряд и обработает самостоятельно. Из плюсов - значительно повышает производительность игр. Из минусов - появляется небольшой инпутлаг, заметить который новичку, иногда даже опытному, очень непросто.
Апскейлер всегда держим включенным. Опция не приносит никаких минусов, одни плюсы. На стороне шлема апскейлит изображение, которое передает компьютер.
Видео буфферинг всегда держим включенным. Что делает - не знаю, но написано, что в чем-то помогает.
Increase Video Nominal Range включаем по вкусу. Я разницы в картинке не увидел.
Show Perfomance Overlay не трогаем. Нужно для тестирования и баг-репортов.
VR Frame Rate берем по вкусу. Чем выше значение - тем быстрее разрядится ваш шлем и тем больше нагрузка на ваш компьютер.
Панель Settings.
Галочка use optimal resolution по умолчанию должна быть включена. В противном случае могут быть проблемы с соотношением разрешения компьютер-шлем.
Enviroment Quality ставим по вкусу. Влияет только на продолжительность жизни батареи шлема, на игры или компьютер не имеет никакого значения.
Frame Rate тоже самое, что и VR Frame Rate. Ставим по вкусу.
Desktop Bitrate, если не смотрим фильмы, держим на минимуме. Влияет на качество трансляции картинки с компьютера, но не с игры. Если сидим в онлайн кинотеатре - выкручиваем на максимум, для лучшего качества видео.
Boost Clock Rates используем по ситуации. Своеобразный разгон шлема - позволяет быстрее процессору на шлеме выполнять операции. Если вы записываете видео прямо со шлема, или выполняете другие операции на нем в во время игры, рекомендуется включить, чтобы повысить производительность гарнитуры. В противном случае лучше отключить, т.к. опция влияет на расход батареи шлема.
Поздравляю, все настроено! Вы готовы отправиться в мир игр. Как запускать игры?
Запуск лицензионных игр:
Качаем со стима SteamVR, заходим внутрь с подключенным шлемом. Внутри - библиотека, выбираем нужную игру, нажимаем играть. Через некоторое время мы окажемся в игре. Все, наслаждайтесь.
Запуск сторонних игр:
Большинство сторонних приложений поддерживают интеграцию со SteamVR. Если вы скачали стороннюю игру, и разработчик пишет, что она поддерживает этот рантайм - включайте SteamVR и запускайте игру через ярлык. Стим автоматически определит игру и включит вас в нее.
Если вы скачали стороннее приложение, которое поддерживает только Oculus рантайм, воспользуйтесь следующим батником под Virtual Desktop:
"C:\Program Files\Virtual Desktop Streamer\VirtualDesktop.Streamer.exe" "WrathGame-Win64-Shipping.exe"
Где первый путь - путь к установленному стримеру, а второй - путь к exe-шнику самой игры. Лучше всего поставить батник в корень игры, и делать ярлык на рабочий стол. Запускать игры такого рантайма нужно не включая SteamVR, а запуская их напрямую через этот батник.
Поздравляю всех, кто вступает в чудесный мир виртуальной реальности! Надеюсь мое руководство хоть немного, но облегчило ваши страдания по настройке софта и вы быстрее сможете окунуться в чудесный мир человеческих выдумок
Лучшие комментарии
так… поправь меня если я не прав, но вроде от скорость ИНТЕРНЕТА никак не влияет же. ты буквально можешь отключить кабель инета от роутера и все будет работать т.к взаимодействие просходит в локальной сети: компьютер-роутер-шлем.
т.е тут зависимость скорости подключения по Wi-Fi между шлемом и роутером, и по LAN между роутером и ПК. поэтому и советуется подключать шлем минимум к 5Ghz Wi-Fi т.к пропускная способность намного выше. и интернет вообще на это не влияет
у меня 100Мбит/с канал интернета, но все работает с кодеком H264
Разницы никакой. Главное — подготовить компьютер, педали, и руль. Без них, просто на контроллерах, водить будет неприятно
А у меня вопрос возник, я вот к примеру люблю серию игр ETS 2 и ATS, да тот самый пресловутый сим. дальнобойщика. Хотел бы совета, какой шлем выбрать под эту игрульку?
Эх, значит пока откладываю покупку VR беру педальки с рулём)
Проверю эту информацию. По опыту, который был у меня — зависимость от скорости сети есть. С каналом в 700 (когда роутер проводит до гигабита) в локальной сети H264+ не тянет — только HEVC