21 декабря 2023 21.12.23 3 671

История героя: The Rocketeer. Часть третья

+9

Незадолго после поступления в художественную школу вселенная поставила Дэйву Стивенсу очередную палку в колеса. У Дэйва был обнаружен рак крови, и он сразу же начал лечение. Химиотерапия, конечно, не позволяла ему рисовать в таком же темпе, как раньше, и он не мог посещать конвенции столь же активно, насколько ему хотелось бы. Но он продолжал работать – рисовал обложки для DC и других издателей, а с 2006 года работал над автобиографическим артбуком Brush with Passion. И работа над этой книгой познакомила Стивенса с Лорой Мартин, художницей и колористкой, на тот момент уже зарекомендовавшей себя в индустрии. В основном она работает в цифровом формате, особенно когда дело касается колорирования комиксов, и именно ей выпала честь попробовать себя в придании цвета некоторым работам Стивенса для Brush with Passion.

Сказать, что Стивенс был доволен работой Лоры Мартин, это ничего не сказать. Другое дело, что Стивенс не успел увидеть свою же собственную книгу на прилавках. Дэйв Стивенс умер от последствий химеотерапии 11 марта 2008 года. На этом заканчивается история творца, художника и автора, создавшего и воплотившего на страницах комиксов пилота Клиффа Секорда. Но приключения этого самого пилота на страницах комиксов продолжились. И продолжились людьми, которые явно любили и уважали его работы.

Последний автопортрет Дэйва Стивенса
Последний автопортрет Дэйва Стивенса

Потому что, давайте будем честными, большинство старомодных авторов и художников в индустрии, да и за её пределами, любили и уважали Дэйва Стивенса и его работы. Да и более молодые специалисты не отстают, посмотреть хоть на Криса Донио, художника по костюмам, который работает с Marvel и открыто признается в любви The Rocketeer, или на итальянскую художницу Марию Лору Санапо, которая, даже родившись в небольшом итальянском городке, попала под чары рисунка Дэйва Стивенса. Но буквально за неделю до своей смерти, Стивенс передал права на The Rocketeer в руки своих товарищей – Келвина Мао и Дэвида Мандела. Это решение было связано с тем, что Стивенс под конец своей жизни решил, что Клиффу Секорду вновь пора взлететь.

Мао и Мандел решили не пытать судьбу с DC или Marvel, а обратились к Скотту Данбьеру, продюсеру в IDW Publishing, ответственному за лимитированные издания и особые проекты. И Данбьер мало того, что не отказал в просьбе вернуть The Rocketeer на полки магазинов, он решил сделать всё по-умному. Первым делом, в 2009 году IDW выпустила полное издание всех ранних работ Дэйва Стивенса, посвященных Ракетчику. В твердой обложке, с множеством дополнительных материалов и с полностью новой цифровой перекраской за авторством вышеупомянутой Лоры Мартин. Так на свет и появился The Rocketeer Deluxe Complete Adventures. И как ни крути, но это издание - это лучший ныне вариант ознакомиться с классическими похождениями Клиффа Секорда. Потому что арт Стивенса с цветами Лоры Мартин выглядит совершенно волшебно.

На этом останавливаться тоже не стали. Все так же с благословения Келвина Мао и Дэвида Мандела IDW запустили лимитированную серию Rocketeer Adventures. Это было не сюжетное приключение, а скорее антология работ, посвященных Ракетчику от различных авторов и художников. Причем, что очень важно, каждый художник работал в своём стиле, и далеко не каждый пытался приблизиться к рисунку Дэйва Стивенса. И по-моему, это довольно правильный подход. Без Дэйва всё равно не выйдет показать The Rocketeer в том же самом стиле, так почему бы и не развлечься немного?

Кадр из Rocketeer Adventures #1, 2011 год
Кадр из Rocketeer Adventures #1, 2011 год

Куда интереснее здесь форматы историй, которые рассказывались на протяжении четырех выпусков Rocketeer Adventures. И, честно, тут есть на что посмотреть. Есть простые геройские сюжеты, где Клифф спасает Бетти или кого-нибудь еще из обычных людей, есть трогательные истории, вроде той, где Бетти ждёт писем от Клиффа, пока тот воюет в Японии в 1945, есть совсем веселые рассказы, вроде того, где детишки пытаются устроиться к Ракетчику подмастерьями, не зная, естественно, кто скрывается под шлемом. В третьем выпуске даже опубликовали полноценную повесть о Ракетчике за авторством Джо Лансдейла и Брюса Тимма. Прямо как в тех самых журналах про героев из тридцатых годов.

Кадр из Rocketeer Adventures #2, 2011 год
Кадр из Rocketeer Adventures #2, 2011 год

В остальном же Rocketeer Adventures была отличным подарком для фанатов персонажа. Ведь мало того, что впервые за два десятка лет на страницах комиксов появились новые приключения Клиффа Секорда, так еще и множество авторов и художников получили возможность выразить свою любовь к работам Дэйва Стивенса. Ведь не одними комиксами едиными жил Rocketeer Adventures. Там публиковались и различные арты, как от сторонних художников, так и из архивов самого Стивенса. Чудо, да и только. А годом позже запустили и Rocketeer Adventures 2, созданную по такому же принципу. Тоже очень советую оценить.

Кадр из Rocketeer Adventures 2 #4, 2012 год
Кадр из Rocketeer Adventures 2 #4, 2012 год

Но дальше только больше. В 2012 стартовала серия The Rocketeer: Cargo of Doom, совершенно новая полноценная история с участием знакомых героев. Которая, достаточно неожиданно, затрагивает одну из поздних идей Стивенса о том, в каком направлении двигать историю.

Что самая главная проблема обычных людей? Правильно, бюрократия. Клиффу нужно сдавать документы по своей пилотской лицензии, так тут еще и племянница Пиви Салли тоже пытается сдать экзамен. Ситуацию портит толстосум из правительства, который открыто домогается Салли в самолёте во время полёта, а после этого еще и угрожает Секорду забрать у него лицензию. Благо Ракетчику права и лицензии не нужны. И это важно, потому что мимо Лос-Анджелеса проплывает корабль, побывавший на таинственном острове Черепа. И очень низок шанс, что плывущие на этом корабле люди оттуда привезли только впечатления. Особенно учитывая, что они заинтересовались Ракетчиком и его ранцем.

Кадр из The Rocketeer: Cargo of Doom #3, 2012
Кадр из The Rocketeer: Cargo of Doom #3, 2012

Путешествие Клиффа на остров Черепа было в планах Стивенса, но в данном конкретном случае сюжетом просто не заинтересовались издатели. Конечно, наверняка работа Марка Уэйда и Криса Самни не совсем попадает в изначальный концепт, но это не настолько и важно. Потому что, вне зависимости от того, как именно эта идея пришла авторам в голову, ведь истории об острове Черепа идеально подходят временному периоду, в котором происходят события The Rocketeer. Потому что, давайте вспомним, когда вышла одна из наиболее популярных версий Кинг-Конга до 2005 года? То-то же.

Самого Конга, правда, здесь не будет. Кто знает, может права не сумели получить, а может и в планах у авторов этого не было. Но зато другие обитатели острова Черепа тут появляются, и они довольно мощно меняют атмосферу комикса. В Cargo of Doom больше жестоких сцен и крови, чем в предыдущих выпусках. С динозаврами иного ожидать и не стоило, конечно. Чего я не ожидал, так это неожиданной работы с персонажами, благодаря которой каждый из основной троицы героев оригинального комикса раскрывается с новой стороны.

Кадр из The Rocketeer: Cargo of Doom #4, 2012. В униформе племяница Пиви Салли
Кадр из The Rocketeer: Cargo of Doom #4, 2012. В униформе племяница Пиви Салли

С Пиви всё еще относительно просто – он и в оригинальных комиксах был наставником и помощником Клиффа, так что здесь наличие племянницы, о которой он тоже беспокоится и заботится, не слишком сильно меняет ситуацию. Другое дело, что заботу к племяннице он проявляет не так, как к тому же Клиффу, что довольно логично. С Клиффом все еще проще – он продолжает здесь своё общее развитие из оригинальной серии – пытается использовать свои новые возможности во благо, чуть больше следит за языком, хоть время от времени и выпаливает что-нибудь неподходящее, и пытается больше внимания уделять Бетти. С которой здесь все заметно интереснее.

Кадр из The Rocketeer: Cargo of Doom #1, 2012
Кадр из The Rocketeer: Cargo of Doom #1, 2012

Первое что важно отметить – Салли Клифф довольно-таки небезразличен. Она помогает ему в полётах, в любимом кафе героев, и с некоторым презрением смотрит на Бетти. Которая в свою очередь, если посмотреть со стороны, Клиффу внимания вообще не уделяет, устраивает скандалы, так еще и ревнует активно к каждой юбке. И вот эта самая ревность становится определяющим фактором в поведении Бетти в Cargo of Doom. Конечно, пилоту и летающему супергерою проще будет сойтись характерами и потребностями с пилотессой и механиком, нежели с моделью с тяжелым характером. Но насколько много времени понадобится Бетти на то, чтобы понять это?

И вот сюжетно к Cargo of Doom не придраться, отлично написанная история, пусть и немного запредельная, со всеми этими динозаврами. Но вот с картинкой всё немного неладно. Рисунок моментами выглядит намерено небрежным, немного простецким. Подобные стилистически работы были в Rocketeer Adventures, но на то там и была антология от разных авторов, за счет чего разные стили рисунка ощущались как местная фишка. И вот в случае таких произведений, как The Rocketeer, авторы всегда будут находиться на перепутье – пытаться повторить стиль оригинала, до которого в любом случае дотянуться не выйдет, или же выполнить новый комикс полностью в собственном стиле, который хоть и будет смотреться чужеродно, но зато будет полностью оригинальным. Авторы Cargo of Doom выбрали второй подход, и он, что бы я ни говорил ранее, достоин уважения, как ни крути.

Не проходит и года, так на полках магазинов появляется еще одна история про Ракетчика The Rocketeer: Hollywood Horror. И эта история использует в качестве вдохновения другое известное медиа из тридцатых годов, с которым, правда, большинство знакомы лишь по наслышке.

В Голливуде новая проблема. Через предсказания страшных событий, войн, голода и страшных разрушений, культ Космицизма Отто Руна привлекает к себе новых участников и собирает неплохие пожертвования. Казалось бы, очередной культ, таких много. Но этот особенно успешен, и многие люди, подобравшиеся к нему близко, пропадают с лица земли – как, например, известный ученый Оджи Ловкрофт и журналистка Далия Дэнверс, соседка Бетти по комнате. Тут бы Клиффу начать расследовать это дело, да вот только за ракетным ранцем вновь пришли высшие чины. И на этот раз они не готовы отступать.

Кадр из The Rocketeer: Hollywood Horror #1, 2013
Кадр из The Rocketeer: Hollywood Horror #1, 2013

Кто-то спросит, а что тут такого от культурного кода тридцатых? Ну, если фамилия похищенного ученого вас ни на что не навела, то давайте я еще вот что скажу – Отто Рун поклоняется необычному существу, которое состоит, считай, только из различного вида щупалец, и называет его сложнопроизносимым именем. Романы с аналогичными идеями выходили как раз по ходу тридцатых годов и создавались неким Говардом Лавкрафтом. Вот вам и культурный элемент.

Правда, в сравнении с Cargo of Doom, подход Hollywood Horor выглядит совсем иначе. История 2012 года рассматривала возможность существования острова Черепа и существ, обитающих на нём, буквально, а вот Hollywood Horror реальных лавкрафтианских ужасов не демонстрирует, к сожалению или к счастью. Но вдохновение явно заметно. При этом вдохновение не сильно глубокое, потому что история касается данной тематики очень вскользь, но при этом все равно неплохо отличающее данную конкретную историю Клиффа Секорда от других.

Кадр из The Rocketeer: Hollywood Horror #4, 2013
Кадр из The Rocketeer: Hollywood Horror #4, 2013

Конфликт с Отто хоть и является главным для Hollywood Horror, но большую часть истории проходит фоном для Клиффа. Основную информацию собирает никто иная как Бетти. Да, всеми любимая фотомодель вновь получает свою долю внимания, на этот раз, правда, её конфликт с Клиффом строится не за счет ревности, а из-за нежелания пилота вовлекать Бетти в дела своего альтер-эго. Бетти тут попытается показать Клиффу, на что она способна, и удастся у неё довольно неплохо.

Кадр из The Rocketeer: Hollywood Horror #2, 2013
Кадр из The Rocketeer: Hollywood Horror #2, 2013

Сам же Клифф тут находится, можно сказать, между молотом и наковальней. Он хочет помогать людям, пытается следить за Бетти, пока она и ходит по съемкам, и ведет расследования, а создатели ранца всё более и более настойчивы в попытках его отобрать. Насколько далеко Клифф зайдет в своем желании продолжать свою карьеру, как виджиланте, и что он будет делать, если ранец таки выпадет из его рук? На эти вопросы Hollywood Horror отвечает хоть и не как-то особенно однозначно, но в достаточной степени удовлетворительно.

Кадр из The Rocketeer: Hollywood Horror #3, 2013
Кадр из The Rocketeer: Hollywood Horror #3, 2013

Но некоторые сюжетные элементы Hollywood Horror вызывают вопросы. Повествование ведется от второго лица, от имени некого голливудского актера, который пару раз столкнулся с Клиффом на улицах города. Как он может эту историю рассказывать, и как он вообще связан с происходящим – вопрос. Еще больше вопросов, правда, возникает к паре детективов, которые постоянно и неожиданно возникают в самых важных для сюжета местах. У них даже имен нет, и они существуют для того, чтобы давать персонажам сюжетно важную информацию. Хотя пара харизматичная, этого не отнять.

Вообще, Hollywood Horror по всем фронтам ощущается чуть слабее, чем тот же Cargo of Doom. Рисунок чуть более карикатурный и стилизованный, и привыкнуть к нему немного сложнее. Отто как злодей не внушает совершенно, а его гиммик в виде способностей гипнотизера не приносит героям совершенно никаких проблем. Да и часть событий по ходу сюжета слабо влияет на происходящее в финале, что, конечно, обиднее всего. Но даже с учетом этого, Hollywood Horror имеет смысл прочитать самому. Удовольствие от него получить вполне можно.

И вновь, меньше, чем через год на полки поступает очередной комикс в серии The Rocketeer. И вновь Клифф Секорд пересекается с персонажем из культуры околовоенного времени. Но на этот раз с героем куда более близким непосредственно комиксной индустрии.

Знаете ли вы такого автора, как Уилл Айснер? Вероятно, что нет, потому что рождённый в 1917 году Айснер является одним из отцов современной комикс-индустрии в целом, и супергероики в частности. Именно благодаря ему в обиход вошло такое понятие как «графический роман», к примеру, и его именем названа одна из крупнейших премий в индустрии. А еще он известен по комиксам The Spirit, которые изначально публиковались в газете Register and Tribute Syndicate с 1940 по 1952 год, и рассказывали о приключениях мстителя в маске, который борется с преступностью в отдельно взятом американском городке. И не только.

Кадр с обложки The Spirit #2, издание 1974 года
Кадр с обложки The Spirit #2, издание 1974 года

Когда-то его звали Дэнни Кольт, но один неудачный день на службе оборвал молодому криминалисту жизнь. И казалось бы, какая тут может быть дальше история? Ан нет – Кольт не умер, а был помещен в стазис. Очнулся он уже на кладбище и решил, раз уж Дэнни Кольт мертв, то с преступностью сможет бороться новая личность – которой не придется ограничивать себя полицейскими методами. Так и появился Мститель, он же тот самый Spirit. Он живет в склепе под своим надгробным камнем, ходит по улицам, никогда не снимая маски, и обеспечивает себя как раз за счет борьбы с преступностью. И еще пользуется немаленьким наследством от отца, но это мелочи.

Кадр из The Rocketeer & The Spirit: Pulp Friction #3, 2014
Кадр из The Rocketeer & The Spirit: Pulp Friction #3, 2014

Изначально The Spirit можно принять за стандартный детективный нуар в комикс-форме, и никто вас винить за это не будет. Но чем больше читаешь комикс, тем разнообразнее становятся истории. В рамках The Spirit публиковались и ужасы, и комедийные истории, а впоследствии в рамках историй все эти жанры могли перемешиваться между собой, создавая совсем убойные комбинации. И объединял все эти истории лишь титульный герой. И некоторые другие второстепенные персонажи, которые нам, в данный момент, неинтересны.

Важно здесь понимать, что The Spirit это серия, которая эстетику и дух сороковых годов несла внутри себя на протяжении всего времени своего существования. А героя помотать успело еще немало после первоначальных публикаций – он даже в комиксах DC успел засветиться, столкнувшись с Бэтменом. И после такого кроссовера, как не столкнуть мстителя в маске с определенным летающим человеком из маленького американского городка?

Кадр из The Rocketeer & The Spirit: Pulp Friction #1, 2014
Кадр из The Rocketeer & The Spirit: Pulp Friction #1, 2014

Так на свет и появилась серия The Rocketeer & The Spirit: Pulp Friction. Автором сюжета выступил известный уже нам по Cargo of Doom Марк Уэйд, а вот с художниками вышло куда интереснее. Над серией работало три разных команды художников – одна над первым выпуском, одна над вторым, и одна над третьим и четвертым. И давайте этот вопрос сразу отбросим в сторону – Pulp Friction в каждом выпуске выглядит отлично. Но стили работы каждой из команд плохо сочетаются друг с другом. Особенно сильно эта претензия касается третьего и четвертого выпусков – они выглядят чуть более карикатурно и современно, что-ли, в то время как первый и второй, несмотря на смену художников, сохраняют единый общий стиль, очень похожий на таковой в некоторых комиксах Золотого Века.

Хотя чисто сюжетно подобный подход можно оправдать, поскольку первая половина истории происходит в пригороде Лос-Анджелеса, где известен Ракетчик, а вторая переезжает к выдуманный, хоть и списанный с Нью-Йорка Централ Сити, на территорию Мстителя. И визуальный стиль меняется соответственно, что, если подумать, довольно умно. Но тогда вопрос – а что вообще происходит в сюжете комикса, и как именно будут взаимодействовать два столь непохожих друг на друга героя?

Кадр из The Rocketeer & The Spirit: Pulp Friction #1, 2014
Кадр из The Rocketeer & The Spirit: Pulp Friction #1, 2014

В США произошло великое открытие. Бизнесмен Бенедикт Траск регистрирует не что иное как телевидение – возможность передавать посредством радиосигнала не только звук, но и изображение. Траск, естественно, желает управлять и распространять технологию сам. Конгрессмен Каннингем против – из-за чего и умирает. Каким-то образом, правда, тело Каннингема оказывается за много километров от того места, где он должен находиться.

А причем тут Клифф и Мститель? Да все очень просто – Каннингем должен был находиться в родном для Мстителя Централ-Cити, а оказывается невдалеке от Лос-Анджелеса, где его уже мертвым обнаруживает Бетти. Клифф хочет потрясённую произошедшим Бетти защитить, а Мститель, наоборот, хочет добраться до неё, поскольку она является единственным свидетелем. Дальше следует недопонимание двух героев, столкновение их друг с другом физически, морально и идеологически. Всё в принципе, как от подобных кроссоверов и ожидается.

Кадр из The Rocketeer & The Spirit: Pulp Friction #2, 2014
Кадр из The Rocketeer & The Spirit: Pulp Friction #2, 2014

То есть да, определенный дух соперничества между героями прослеживается по ходу всего комикса. И первоначальная их схватка друг с другом, произошедшая из-за простого недопонимания, это лишь начало. Потому что, например, Бетти очень уж заинтересовалась мощным джентльменом в шляпе и маске. А Клиффу постоянно проявляет знаки внимания Эллен, дочка комиссара полиции Долана, близкого друга Мстителя. Правда самому Мстителю то все равно, он амурными вопросами не интересуется, а Клиффа ситуация напрягает. Да и что уж говорить, чисто по подходу к разрешению ситуаций герои очень разные. Клифф головой вперед полетит в самое пекло, в то время как Мститель предпочтет разработать план и подумать. Что тоже вызовет между мужчинами определенного рода терки. Но, конечно же со своими проблемами герои разберутся. Конечно, они помогут друг другу в те моменты, когда это действительно будет нужно. И, конечно же, разойдутся по своим городам в конце как ни в чем ни бывало.

Арт из полного издания The Rocketeer & The Spirit: Pulp Friction, рисунок Дарвина Кука, цвета Джей Бона
Арт из полного издания The Rocketeer & The Spirit: Pulp Friction, рисунок Дарвина Кука, цвета Джей Бона

На фоне такого, казалось бы, центральный сюжет отходит на второй план, да? Но нет, Pulp Friction умело балансирует историю о необычном телевизоре, странных перемещениях и криминальном синдикате во главе со старым соперником Мстителя Спруттом, с приятным взаимодействием персонажей между собой. Ни один из данных элементов не ощущается лишним в общей картине комикса, и с одинаковым интересом наблюдаешь как за центральным сюжетом, так и за тем, как Клифф наведывается к Мстителю в гости. Прямо в его склеп, да.

Кадр из The Rocketeer & The Spirit: Pulp Friction #3, 2014
Кадр из The Rocketeer & The Spirit: Pulp Friction #3, 2014

И так выходит, что если закрыть глаза на непостоянство картинки, то Pulp Friction отлично работает и как самостоятельное произведение, и как точка знакомства с сериями The Rocketeer и The Spirit, и как отличный подарок для фанатов обеих серий комиксов. Наверное, для обеих – The Spirit я особо не читал, увы. Но, почему-то мне кажется, что и фанаты комикса Уилла Айснера были довольны.

The Spirit с IDW надолго не задержался – в 2015 лицензию приобрело издательство Dynamite Comics, а уже парой лет спустя мститель в маске засветился в еще одном кроссовере. На этот раз под раздачу попал Зелёный Шершень, герой сериалов и радиопостановок тридцатых годов. Но это совсем другая история, а мы вернемся к The Rocketeer. Потому что IDW останавливаться с публикациями явно не собирались. Уже в 2015 на полках книжных магазинов появились новые комиксы о похождениях Клиффа Секорда. И на этот раз его затянуло в самое, пожалуй, страшное место.

На войну. На Североафриканскую кампанию Второй Мировой Войны, если быть точным.

Клифф Секорд как никак патриот своей страны. Поэтому он и отправляется добровольцем в армию США, и ракетный ранец передает обратно законным владельцам. И без того ведь приключений достаточно – то на передовой спасешь красивую рыжую пилотессу, то в ангарах остановишь нацистского шпиона, который за какой-то секретной деталью прибыл. Так еще и у армии есть особое задание непосредственно к Ракетчику. Нацисты хотят воссоздать реактивный ранец, и кому же, как не самому опытному пользователю данного чуда техники, поручить выведать всю необходимую командованию информацию и, в идеале, положить конец планам Германии. Которые явно не ограничиваются лишь созданием летающих солдат.

Кадр из The Rocketeer at War #1, 2015
Кадр из The Rocketeer at War #1, 2015

С одной стороны – война, грязные окопы, бомбы и истребители, свистящие над головами солдат. Страшное зрелище, как ни крути. При этом, каким-то образом, The Rocketeer At War умудряется быть одной из наиболее легкомысленных историй про супергероя с ракетным ранцем. Не так, чтобы тут не было своих масштабных и серьезных событий – в конце концов Клиффу придется спасать Нью-Йорк от полного уничтожения, но в основном наблюдать за происходящим в комиксе попросту весело. Благо ситуации попадаются в сюжете довольно необычные – посмотреть хоть на то, как Клифф галлюцинирует под водой, представляя себе обнаженных сирен вместо подводных мин. Или вон, гляньте на то, как вышеупомянутая пилотесса Рокси то ли цапается с устроившейся в женский корпус армии США Бетти, то ли пытается пристроиться третьей в их с Клиффом отношения. Главного злодея, который выглядит как тёмная версия Ракетчика, зовут буквально Капитан Блицкриг, вот как это можно воспринимать всерьез?

Кадр из The Rocketeer at War #4, 2016
Кадр из The Rocketeer at War #4, 2016

И подача сюжета общему настрою сюжета идет только на пользу. Клифф здесь не замолкает ни на минуту, а когда он молчит, с читателем говорит его внутренний голос. И говорит чаще всего различными шутками и подколками то ли в сторону своих собеседников и соперников, то ли вообще в сторону читателя. И вот тут, конечно, можно придраться, мол Клифф никогда таким не был, он предпочитал действия словам. Но, с другой стороны, Клифф всегда был достаточно высокомерным, и отношение к противникам, которое напоминает чуть ли ни Питера Паркера, ему в определенном смысле идёт. Особенно с учетом того, какую историю выстраивает комикс.

Кадр из The Rocketeer at War #2, 2016
Кадр из The Rocketeer at War #2, 2016

В определённом роде он выглядит чуть ли ни как отсылка на пропагандистские фильмы и брошюры времен Второй Мировой Войны, которых в своё время в США выпускалось немало. И если так посмотреть, то The Rocketeer At War идейно вполне себе имеет смысл – пропаганда была такой же частью культуры США, как и самолёты, Ктулху и Кинг-Конг. Но некоторая наивность повествования и не совсем четкое попадание в характер главного героя не позволяют воспринимать The Rocketeer At War всерьез. Знакомиться с персонажем посредством данного комикса точно не стоит, но фанатам возможно понравится. А в полном издании от 2016 года в комплекте еще и идёт небольшой рассказ за авторством Лизы Мортон.

Кадр из The Rocketeer at War #2, 2016
Кадр из The Rocketeer at War #2, 2016

В 2017 IDW продолжила серию Rocketeer Adventures, и обсуждать её толку мало – это все еще собранная с любовью к персонажу антология, которую стоит прочитать любому фанату персонажа. А дальше – тишина. Следующие пять-шесть лет Клифф Секорд практически не появлялся на страницах комиксов. Насколько это связано с тем, что про франшизу вспомнили в Disney – вопрос. Но, прежде чем переходить к тому, что именно Disney решили сделать с наследием культового фильма, давайте взглянем на две серии комиксов, которые IDW выпустила на прилавки в 2023 году – The Rocketeer: The Great Race и The Rocketeer In the Den of Thieves. И начнем по хронологии с The Great Race.

Кадр из The Rocketeer: The Great Race #2, 2023
Кадр из The Rocketeer: The Great Race #2, 2023

Предвоенное время. Напряжение в мире растет, и, казалось бы, в такое время Ракетчик как никогда нужен людям. Но нет, в ходе очередной вылазки на базу проникших в США нацистов, Клифф Секорд чуть не погибает. Так поневоле и задумаешься, насколько стоят твоей жизни все эти геройства. Особенно когда любимая женщина практически умоляет тебя взяться за ум и выбрать работу побезопаснее. И тут, как нельзя кстати, с Пиви и Клиффом связывается известный изобретатель Делтон Нкоси и предлагает пилоту принять участие в трансконтинентальной гонке на самолетах. Оплату обещают неплохую, Нкоси в результате получит достаточно данных по своему новому прототипу топлива, а Клифф не только опробует современный самолет, но и сможет обеспечить себя и Бетти. Казалось бы – предложение беспроигрышное. Но кто готов поспорить, что и в подобном событии так или иначе проявится рука фашистской Германии? Особенно если учесть, что в качестве приза выступает кубок из неназванного, но крайне редкого металла.

Кадр из The Rocketeer: The Great Race #2, 2023
Кадр из The Rocketeer: The Great Race #2, 2023

Так подумать, синопсис не обещает особенно много, ну, Ракетчика. В том смысле, что Клиффа то предостаточно, а супергероики как-то не видать. И в некотором роде подобные опасения верны. Клифф отложил ранец со шлемом буквально в долгий ящик. Ну как «долгий», по ходу сюжета комикса, естественно, знакомую экипировку надеть ему придется. Но если уж ситуация требует, то что поделать. Да и сам Клифф будто бы не особо горит желанием вновь принимать облик своего альтер-эго. Хотя, горящий в его крови адреналин простыми самолетными гонками затушить явно не удается.

Хотя гонка то пытается. На самолете необходимо перелететь из Нью-Йорка до Лондона, а оттуда прилететь в Париж. И трансконтинентальный перелет — это далеко не такое простое задание, как может показаться. Особенно с учетом того, что фаворит гонки, датский пилот по прозвищу «Барон», не против того, чтобы вести грязную борьбу. Причем как в воздухе, так и на суше; как в самолете, так и в баре, пристав к выпивающим спокойно пилотам. Благо и достойные соперники попадаются – вроде известной тест-пилотессы Дебби Севилль, к примеру. Ну и Пиви с Бетти никуда не денутся, конечно же.

Кадр из The Rocketeer: The Great Race #3, 2023
Кадр из The Rocketeer: The Great Race #3, 2023

Конечно, чисто сюжетно The Great Race особенно сильно не впечатляет – половина комикса напрямую посвящено гонке, еще четверть – подготовке к ней. Более-менее масштабный конфликт проявляется только в четвертом выпуске, и тот на деле оказывается достаточно локальным. Хоть и связанным с нацистами, конечно же. Другое дело, что даже при подобном построении сюжета, The Great Race умеет поднимать ставки и держать в легком напряжении. Сумеет ли Клифф долететь до Лондона, потратив больше топлива, чем планировал; что еще вытворит Барон на очередном этапе гонки; все ли будет в порядке с Бетти, которая прилетела в Париж на финал гонки? И что вообще этот Барон скрывает?

Кадр из The Rocketeer: The Great Race #4, 2023
Кадр из The Rocketeer: The Great Race #4, 2023

Благо подача сюжета вернулась в более серьезное русло относительно The Rocketeer at War. Картинка относительно предыдущих выпусков, естественно, тоже поменялась, но это та вещь, которой уже нет смысла удивляться. В остальном же, The Great Race ощущается даже ближе к работам Стивенса, чем любые другие предыдущие приключения Клиффа, выпущенные под эгидой IDW. Не поймите неправильно, это были отличные истории, но в The Great Race Клифф и Бетти получают столь необходимое им развитие, причем и как пара, и как по отдельности друг от друга. Не то, чтобы Бетти им была обделена, конечно, но все-таки. И наблюдать за этим невероятно приятно. Особенно с учетом того, что это, в некотором роде, лишь начало.

Кадр из The Rocketeer: The Great Race #4, 2023
Кадр из The Rocketeer: The Great Race #4, 2023

Потому что The Rocketeer In the Den of Thieves пусть и не продолжает напрямую сюжет The Great Race, но четко демонстрирует, что происходит именно после данной истории. Что позволило наконец-то выстроить хоть и шаткую, но целостность канона The Rocketeer.

События Den of Thieves проходят не сильно позже The Great Race. Клифф оставил ракету в прошлом, отчасти по собственному желанию, отчасти из-за определенных обстоятельств. И, казалось бы, жизнь идёт своим чередом – отношения с Бетти процветают, выступления на старом-добром GeeBee проходят без сучка без задоринки, Пиви спокойненько работает над самолётами, что еще нужно? Но, естественно, в предвоенное время жизнь не может быть однозначно спокойной. И когда немецкие шпионы похищают Пиви для того, чтобы тот завершил концепт их собственного ракетного ранца, Клифф оказывается на перепутье. Потому что Клифф чувствует, что обязан действовать, но вернуться к реактивному ранцу и морально и физически крайне сложно.

Кадр из The Rocketeer In the Den of Thieves #1, 2023
Кадр из The Rocketeer In the Den of Thieves #1, 2023

То есть да, события The Great Race напрямую влияют на некоторые моменты завязки Den of Thieves и на определённые события его сюжета. Но этим дело не ограничивается. В одном моменте упомянут Салли из Cargo of Doom, в другом – одну из историй, выпущенных в Rocketeer Adventures. А The Rocketeer At War, например, вполне себе может иметь место быть после событий данных комиксов, почему бы и нет?

Den of Thieves использует и некоторых персонажей из The Great Race, конечно. Более того, Бетти и Клифф тут продолжают свои линии развития из The Great Race, и, честно, то, к чему они сводятся конкретно здесь, не вызывает ничего, кроме безграничного уважения к автору обеих серий Стивену Муни. Муни, кстати, рисовал The Great Race сам, а вот Den of Thieves принадлежит руке художника Дэвида Мессины. И при всем уважении к Стивену Муни, но арт Мессины куда лучше подходит общей стилистике The Rocketeer. Комикс выглядит моментами как пин-ап портреты, или как поп-арт времен тридцатых годов. Что может быть лучше?

Кадр из The Rocketeer In the Den of Thieves #3, 2023
Кадр из The Rocketeer In the Den of Thieves #3, 2023

Тем более, что художнику было что рисовать. Плотность событий в комиксе чуть больше, чем в том же The Great Race – события начинают разгоняться уже в конце первого выпуска из четырех, и с каждым последующим выпуском будут разгоняться еще сильнее. А какой тут финал, ух –достаточно напряженный, полный экшена и полетов. Пожалуй, самый насыщенный из финалов среди всех приключений Клиффа Секорда, после, может быть, Cargo of Doom. Потому что, серьезно, что может переплюнуть бои против динозавров?

Кадр из The Rocketeer In the Den of Thieves #4, 2023
Кадр из The Rocketeer In the Den of Thieves #4, 2023

В общем, если что нам и показывают The Great Race и Den of Thieves, так это то, что у The Rocketeer вполне себе есть будущее. Насколько сильно IDW планируют вложиться в постоянный выпуск историй о Клиффе и его друзьях – это уже другой вопрос, конечно. Но выпуск компанией двух серий комиксов, за авторством одного и того же человека, с историей, которая плавно переходит из одной серии в другую – это хороший знак. И я очень надеюсь, что IDW и в 2024 году не разочарует.

Кадр из The Rocketeer In the Den of Thieves #4, 2023
Кадр из The Rocketeer In the Den of Thieves #4, 2023

А что там с Disney? Ну, у них до сих пор есть права на киноадаптации комикса Дэйва Стивенса. И если работы IDW демонстрировали, как с уважением продолжать наследие великого художника, то Disney… Disney, в определенном роде, поступили так, как от них и ожидалось.

Во второй половине 2010-х появились слухи, что Disney планирует вернуть The Rocketeer на экраны в виде мультсериала. Чисто теоретически идея – огонь. Особенно если бы мультфильм обходил стороной трехмерную картинку, и стилистически не особенно далеко отходил бы от работ Стивенса. Хорошо было бы верить в чудеса, конечно, но планы у Disney были другие. В 2018 было объявлено, что мультсериал The Rocketeer будет направлен на дошкольную аудиторию. И будет рассказывать о похождениях семилетней девочки Кит Секорд, которой реактивный ранец достается в качестве подарка на день рождения.

Сюжет в общем-то этой фразой и описывается. Есть девочка Кит Секорд, которая на день рождения получает шлем и реактивный ранец. Она живет в небольшом городке Хьюсвилл, и решает, как и оригинальный Ракетчик из сороковых годов, начать помогать людям и бороться с местной преступностью. Которая в случае детского сериала ограничивается комически глупыми мошенниками и ворами, не более того.

И эпизоды выстроены именно так, как от детского сериала и ожидаешь. Завязки простейшие, иногда даже глупые до невозможности. Поведение героев соответствующее, хоть и не раздражающее. Кит особенно приятно смотрится, и роль главной героини ей подходит отлично. Другое дело, что в подобном произведении, естественно, у главной героини практически все выходит сразу и как надо. И летать она умеет сразу, и в самолетах разбирается, и с окружающими общий язык находит.

Второстепенные персонажи не сильно хуже. С Кит постоянно работает её дедушка Амброз Секорд, который здесь играет роль, аналогичную Пиви в оригинальном сериале – поддерживает морально, и время от времени латает её снаряжение. А еще он, пожалуй, совершает самую страшную ошибку, которую можно совершить в рамках франшизы The Rocketeer, но об этом немного позже. В дополнении к этому Кит помогает еще её друг Митеш. Он поддерживает её с земли, приезжая на место происшествия на своем прокачанном велосипеде. И иногда возит с собой бульдога Бутча, созданного, кажется только для того, чтобы в сериале было веселое животное. Ну и в качестве отсылки на работы Стивенса, конечно.

Мультсериал вообще богат на отсылки к фильму и даже к оригинальным комиксам. Кафе Бульдог – на месте. Самолет GeeBee – присутствует. Билли Кэмпбелл – озвучивает отца Кит Дэйва Секорда. Общая любовь к самолетам – тоже на месте. А какая тут классная общая эстетика. Это явно современность, но маленькие пасторальные домики, обилие старомодных машин на дорогах и дизайн взрослых явно отсылают к культуре прошлого. Умело, ничего не сказать.

Особенно с учетом местных, так называемых, злодеев. Появляются они не в каждом эпизоде, естественно, иногда истории крутятся вокруг определенных ситуаций, из которых персонажам необходимо выпутаться. Так, например, первая серия буквально повторяет общий принцип первого полета Клиффа Секорда – Кит, как и её предшественник, спасает пилота прямиком из сломанного самолета. Но если уж упоминать непосредственно злодеев, то здесь есть и отсылки к комиксам, каr тот же Великий Орсино, названный в честь бывшего работодателя Клиффа из Cliff’s New York Adventure. Есть такие, кто отсылает к другим аспектам культуры прошлого – как, например, сёстры Лора и Харли, которые своим дизайном и общим поведением явно отсылают к комедийному дуэту Лорела и Харди. Они начали свою работу еще в немом кино в 1927 году, и вряд ли такая отсылка создавалась для детей, а не для общей приверженности эстетике комикса. Или вот, мошенник с множеством костюмов Сильвестр Слэпдэш, который эти самые костюмы меняет за секунды – многие считают, что он отсылает к актеру водевиля Сильвестру Шафферу младшему. Отсылка к злодеям из фильма тоже есть, но она уже возникает ближе к концу сериала.

Который, честно говоря, фанатам The Rocketeer смотреть скорее не стоит. И нет, дело не в том, что сериал плохой, или в том, что роль героя берет на себя кто-то другой, кроме Клиффа Секорда. Просто это сериал по всем фронтам детский. Его сюжеты не будут настолько интересны для взрослых или даже подростков, а отсылок к фильму и комиксам не настолько много, чтобы оправдать его просмотр. А еще – они испортили шлем! Здесь оны выглядит как что-то среднее между классическим форматом The Rocketeer и идеей про шлем NASA, которую предлагали Disney для фильма. Зачем было это делать – не ясно. Что, в принципе, относится и к самому сериалу. Не думаю, что в эпоху супергероики детям был интересен сериал про старомодного героя с реактивным ранцем.

Сериал закрылся после одного сезона, что и не удивительно. И дело не только даже в популярности сериала, или его качестве. Нет, оценки у него были достаточно положительные, как от аудитории, так и от зрителей. Просто мультсериалы Disney иногда закрываются без особой для того причины. Так и The Rocketeer бы закрыт неожиданно и без особых анонсов. Почему? Кто знает. Но вот что интересно – в 2019 году IDW планировали релиз комикса Rocketeer Reborn. В этом комиксе действие бы тоже происходило в современности, и на главной роли тоже была бы женщина. Но выпуск комикса был отменен. Совпадение ли? Наверное совпадение. Но кто знает.

Предварительная обложка первого выпуска комикса Rocketeer Reborn, 2019
Предварительная обложка первого выпуска комикса Rocketeer Reborn, 2019

Disney всё еще владеет правами на киноадаптации The Rocketeer. Брайан Эндрюс, режиссер «марвеловского» мультсериала What If…? упоминал в интервью, что у него было желание ввести Клиффа Секорда в MCU. Он бы отлично вписался в самый первый эпизод, где Капитаном Америка становилась Пегги Картер. А что, оба герои Второй Мировой, почему бы и нет. Но Эндрюс в последствии от идеи отказался. Это было бы сложно реализовать с правовой точки зрения, это выглядело бы странно, поскольку Ракетчик сюжетно никак не связан с Marvel, а еще Говард Хьюз не вписался бы в MCU в своей роли из фильма – потому что во вселенной есть Говард Старк. Так что в рамках большой вселенной мы Ракетчика пока не увидим.

Но можем еще увидеть на экранах телевизоров. Пару лет назад в сети проскакивал анонс фильма The Return of the Rocketeer. Фильм был бы посвящен новому Ракетчику, неназванному пилоту неофициальной группы пилотов «Пилоты из Таскиги». Это была группа темнокожих пилотов, которая проходила обучение в городе Таскиги, штат Алабама, в честь чего и получили своё название. Исторически интересные люди – первые афроамериканские пилоты в рамках Вооруженных Сил США, шутка ли. Продюсером и исполнителем главной роли должен выступить Дэвид Ойелоуо, двукратный номинант премии «Золотой Глобус», а сценарий к фильму писал Эд Рикоурт, работавший над «Джессикой Джонс» и первым фильмом серии «Иллюзия Обмана». А режиссером должен был быть Джей Ди Диллард, снявший в 2022 высокооценённый байопик «Двойная Петля». И возможно именно из-за этого Диллард и ушел от The Return of the Rocketeer – не хотел снимать очередной авиационный фильм. Теперь ходит слух, что перезапуск перезапустили, и теперь фильм будет рассказывать о темнокожей женщине, которая будет пытаться защитить ракетный ранец от вражеских агентов в период Холодной Войны. Правда или нет – посмотрим, а что нам еще остается делать. Идея то, на бумаге, выглядит неплохо.

В остальном же, мне кажется, у The Rocketeer сейчас дела идут неплохо. Персонаж никогда не был в мейнстриме, и нынешняя модель создания комиксов в IDW, с выпуском одной-двух минисерий с Клиффом в главной роли в год, ему вполне подходит. Главное, чтобы сценаристы и художники были умелые, и понимали, с каким мощным культурным наследием они работают. А там может и популярность герою придёт со временем. Может фильм выстрелит, может еще что произойдет. Но, что важнее всего, свой след The Rocketeer в истории уже оставил. Посмотрите на современное кино, на комиксы, на работы художников. Вы можете этого даже не подозревать, да и они в принципе тоже, но за ними, за тем самым вдохновением, которое побудило этих людей заняться искусством, может стоять удачно замеченная в детстве страница комикса Дэйва Стивенса.

И пока люди будут о нём помнить, Ракетчик еще взлетит в воздух.


Лучшие комментарии

Можешь пожалуйста подсказать где купить хоть какие-то бумажные выпуски в России?

Честно — понятия не имею. На русском будто-бы совсем информации по ним нет, не говоря уж о лицензии. Я находил в интернете англоязычные варианты и читал их, только так

Спасибо. Жалко конечно

Читай также