11 декабря 2023 11.12.23 1 974

История героя: The Rocketeer. Часть вторая

+10

Еще в 1983 году Дэйв Стивенс продал права на киноэкранизацию The Rocketeer продюсеру и режиссеру Стиву Майнеру. Выбор на тот момент достаточно необычный, потому что Майнер тогда активно работал над хоррорами – три части серии «Пятница 13-е» в его портфолио не дадут соврать. Неудивительно, что идеи Майнера не нашли отклика в душе Стивенса, и автор права отозвал уже 1984. Но немногим позже к нему обратился дуэт сценаристов, состоящий из Дэнни Билсона и Пола Де Мео. В 1984 году они, правда, только еще начинали работу над своим первым фильмом – научно-фантастическим боевиком «Трансеры». И недостаток опыта у сценаристов роли особой не играл – ведь Стивенса в первую очередь заинтересовала любовь сценаристов к персонажу, и понимание общей атмосферы и идеи комикса. Недаром ведь историю для The Rocketeer Adventure Magazine мужчины будут писать уже втроём.

Дэнни Билсон и Пол Де Мео, кадр из документального фильма Dave Stevens: Drawn to Perfection
Дэнни Билсон и Пол Де Мео, кадр из документального фильма Dave Stevens: Drawn to Perfection

Идей касаемо фильма у парней было множество. Они сначала вообще хотели снять фильм своими силами – сделать черно-белое кино, в духе упоминаемого ранее King of the Rocket Men, но к тому моменту для проекта уже нашелся высокоранговый режиссер. Таковым стал Уильям Диар, к тому моменту известный по комедии «Гарри и Хендерсоны», в которой рассказывалось о бигфуте, попавшем в обычную человеческую семью. Обновлённым составом был написан полноценный сценарий – чуть отходящий от комиксного оригинала в плане подачи и истории, и чуть адаптированный под аудиторию семейного кино – потому что так было бы проще пропихнуть фильм большим студиям.

И даже этого оказалось мало. В середине восьмидесятых студии не смотрели всерьез на экранизации комиксов, тем более уж созданные под прямым влиянием эстетики прошлого. Чисто для понимания – «Бэтмен» Тима Бёртона выйдет только в 1989, «Дик Трэйси» Уоррена Битти – в 1990. The Rocketeer был слишком смелым для того, чтобы без проблем прорваться на экраны, и недостаточно популярным, чтобы проложить дорогу новому формату.

Кадр из фильма "Дик Трейси", 1990 год
Кадр из фильма "Дик Трейси", 1990 год

Казалось бы, ситуация почти безвыходная. Что делать? Надеяться на чудо, разве что. И не знаю, насколько чудом можно считать наличие у Стивенса огромного количества фанатов в киносреде, с учетом многих лет работы Стивенса в индустрии, но именно оно в конечном итоге и произошло. Экранизацией заинтересовался некий Стивен Спилберг, на тот момент уже работавший со Стивенсом над фильмами про Индиану Джонса. Спилберг и сам был бы рад заняться фильмом, но навязываться в уже сформированную команду не стал. Вместо этого, если верить слухам, по крайней мере, тот пошел в Disney, протолкнуть фильм им. Причем вполне успешно. Не в последнюю очередь за счет того, что Ракетчик как персонаж прям просился на мерч – на фигурки, игрушки и прочие вещи. Как тут можно было отказаться?

Мерчендайз по мотивам The Rocketeer, кадр из документального фильма Dave Stevens: Drawn to Perfection
Мерчендайз по мотивам The Rocketeer, кадр из документального фильма Dave Stevens: Drawn to Perfection

Но Disney не были бы Disney, если бы не хотели сделать всё по-своему. Продюсеры хотели полностью переработать сценарий и увольняли Билсона и Де Мео с проекта три раза – и три раза возвращали их обратно. Они перенесли фильм с релиза на подростковом лейбле Touchstone прямиком на Disney Pictures, что потребовало еще большей переработки сценария. Так под раздачу попала Бетти – её из бурлеск-фотомодели переделали в актрису. И переименовали в Дженни – чтобы совсем не создавать ассоциаций со скандально известной звездой пятидесятых. Даже шлем, и тот изначально продюсерам не понравился, и они хотели, внимание, дать герою шлем, похожие на таковые у космонавтов НАСА! В конце концов Уильям Диар устал от постоянного вмешательства в производственный процесс и покинул проект.

И тут стоит отдать должное троице Стивенс-Билсон-Де Мео. Они боролись за каждую мелочь, за любой элемент сценария и эстетики, который можно было сохранить в данных условиях. Продюсеры были недовольны, но турнуть Дэйва Стивенса со съемочной площадки было никак нельзя – он же был правообладатель, всё-таки. Так еще и новый режиссёр, присоединившийся к проекту, встал целиком и полностью на сторону сценаристов. Этим режиссером был Джо Джонстон, к тому моменту прославившийся культовым «Дорогая, я уменьшил детей», а позже подаривший зрителям «Джуманджи» и первый фильм про Капитана Америку в рамках MCU. Джонстон был и остается фанатом комиксов The Rocketeer, и, естественно, он отстаивал каждое решение Стивенса. Шлем, например, отстоял именно он.

Джо Джонстон и Дэйв Стивенс на съемках фильма The Rocketeer, кадр из документального фильма Dave Stevens: Drawn to Perfection
Джо Джонстон и Дэйв Стивенс на съемках фильма The Rocketeer, кадр из документального фильма Dave Stevens: Drawn to Perfection

Кастинг тоже не обходился без проблем. Так Стивенс не хотел брать на роль Клиффа Секорда именитого актера, в то время как Disney, естественно, желали обратного. Они хотели видеть на главной роли Джонни Деппа, но не вышло. На роль не подошли Кевин Костнер и Курт Рассел, а Винсент Д’Онофрио так вообще отказался от прослушивания. А вот Стивенсу с Джонстоном понравился неизвестный на тот момент Билли Кэмпбелл. Продюсеры, естественно, выбором довольны не были, но против одновременно Джонстона и Стивенса выстоять было сложно. Кэмпбеллу понравилась идея роли, хоть с комиксом он и был не знаком, да и летать парень боялся. Но комикс он прочитал, культурой проникался, слушая музыку сороковых, а страх перед полётами победил благодаря координатору воздушных сцен Крейгу Хоскинсу. Много ли еще нужно?

Пиви в исполнении Алана Аркина и Клифф в исполнении Билли Кэмпбэлла, кадр из фильма The Rocketeer, 1991 год
Пиви в исполнении Алана Аркина и Клифф в исполнении Билли Кэмпбэлла, кадр из фильма The Rocketeer, 1991 год

Другие актеры тоже нужны, верно. Актерский состав у фильма был довольно сильный, хоть громких имён было немного, да и некоторых актеров заполучить не вышло. На роли Пиви хотели видеть Ллойда Бриджеса, но тот отказался, и на эту роль был взят комедийный актер Алан Аркин. Роль Эдди Валентайна, одного из приспешников главного злодея, писалась под Джо Пеши, но пришлось довольствоваться другим актером схожего типажа – Полом Сорвино. На роль злодея же фильма рассматривались Чарльз Дэнс и Джейсон Айзекс, но выбор остановился на Тимоти Далтоне, в тот момент вполне ещё Джеймсе Бонде. А роль Дженни, местного аналога Бетти, досталась Дженнифер Коннелли. Которая в процессе съемок начала встречаться с Билли Кэмпбелом. Вот что значит, идеальное попадание.

Дженни и Клифф, кадр из фильма The Rocketeer, 1991 год
Дженни и Клифф, кадр из фильма The Rocketeer, 1991 год

Завязка у фильма в принципе аналогична таковой у комикса. Есть Клифф Секорд, он пилот, работает на некоего богатея и мечтает пробиться на национальный уровень в гонках на самолётах. Есть Пиви, его друг, умелый механик, работавший долгое время с Секордом над новым самолётом. Есть мафиози, которые стащили откуда-то реактивный ранец и в попытках скрыться от ФБР спрятали его в одном из ангаров. Всё вроде как в оригинале.

Но после тех событий, которые составляли первую главу комикса, то тут то там начинают возникать расхождения. Федеральные агенты и мафия здесь не настолько быстро выслеживают Клиффа, проблем с управлением ранцем у него несколько меньше, а весь финал первого рана серии так вообще исчез из фильма. Почему? Ну потому что Стивенс и сотоварищи для фильма использовали идеи The Rocketeer Adventure Magazine. История из которого, на секунду, к тому моменту окончательно выпущена еще не была. Да и некоторые вещи из оригинального рана прокрутили в довольно неожиданном направлении.

В оригинальных комиксах создателем ракетного ранца был Док Сэведж, еще один представитель прото-супергероики. Правда в комиксе он был жуть как похож на Говарда Хьюза, вплоть до того, что можно было его запросто перепутать, благо имени персонажа напрямую на страницах не упоминается. Так почему бы его не сделать непосредственно Хьюзом? А что, он основоположник идей авиации в принципе, почему бы ему, революционеру в области инженерии, не разработать реактивный ранец? Вот есть Лотар – явно больной гигантизмом мужчина, преследующий главных героев, и способный чуть ли ни стены проламывать голыми руками. Только если в Adventure Magazine то был трагичный злодей с личной неприязнью к Секорду, то в фильме он превратился в обычного жёсткого и сильного прихвостня на службе у главного злодея.

И вот с главным злодеем тут все максимально интересно. Основой для актёра Невилла Синклера стал скользкий фотограф Марко из оригинальных выпусков комикса, но только поверхностно. Большая часть его образа выстроена на основе реального голливудского актёра тридцатых годов, а именно Эррола Флинна. Он тоже играл в тогдашних блокбастерах, тоже вел довольно фривольную личную жизнь и подозревался в связях с нацистами. И если в случае с Флинном обвинения были сняты, то с Синклером они не просто правдивы, но и работают на пользу сюжету. Синклер здесь пытается как с помощью мафии, так и своими силами получить ранец, чтобы передать его своим товарищам из Нацистской Германии. Он активно подкатывает к Дженни, но не только из-за того, что она ему нравится, но что куда важнее, из-за её связи с Клиффом. А значит и с драгоценным представителем американской инженерной мысли.

То есть фильм умудряется одновременно быть и дословной экранизацией, и адаптацией, и оммажем на уже выпущенные и еще не появившиеся на прилавки истории. Стивенс с друзьями очень умело подошли к процессу написания сценария, выбирая только те вещи, которые подойдут киноформату, понравятся Disney и при этом будут близки духу первоисточника. В таких условиях написать достойный сценарий невероятно сложно. Тем приятнее видеть, что трио Стивенс-Билсон-Де Мео умудрились со своей задачей справиться.

Тут стоит понимать, The Rocketeer это фильм довольно медленный и не сильно богатый на экшен. Большинство хоть сколько-нибудь активных сцен здесь не связано с драками или перестрелками. Нет, в основном фильм красуется полётами. Ну а как же иначе, серьезно. И, честно скажу, полёты даже сейчас выглядят достаточно захватывающе. Конечно, плохая графика заметна – а как же иначе, когда фильму уже почти 25 лет. Но на неё довольно легко не обращать внимания, потому что режиссерская работа и общее качество компьютерной графики до сих пор смотрится вполне себе неплохо. Как минимум. Чему удивляться то – над фильмом работали специалисты из Industrial Light & Magic. На которых и Стивенс успел поработать в своё время. Бои в фильме в том или ином виде тоже есть – некоторые достаточно простые, а некоторые прям мощно цепляют взгляд. В основном даже не столько за счет реализации, а за счет идейного оформления. Финальная конфронтация на верхушке летящего дирижабля, например, мощно врезается в память.

И так посмотреть, идейно вполне себе в духе первоисточника. Оригинальный комикс тоже не радовал какими-то забористыми экшен-сценами и в основном фокусировался на представлении персонажей. Так и фильм по ходу примерно первых минут сорока из своего почти двухчасового хронометража демонстрирует перед зрителями героев, общий сеттинг и завязку сюжета, причем в демонстрации всего этого не так чтобы спешит вперед. Но при этом сюжет на месте стоит редко. Что-то важное для истории происходит практически постоянно – то нам покажут разлад Дженни с Клиффом, то тестовые полёты на ранце, то ужин Синклера с Дженни в дорогущем ресторане. То есть фильм чуть больше разговорный, нежели полноценно приключенческий. Что как бы неплохо и, опять же, в духе оригинальной работы.

Но для зрителей подобное построение фильма могло вполне оказаться минусом. Потому что, серьезно, вы идёте на супергеройский блокбастер от Disney, а получаете медленный фильм, в котором полётов мало, приключений тоже немного, но зато много крутой эстетики тридцатых, отлично написанные диалоги и сценарий, и первоклассная актерская игра. Без шуток, ни к кому из актёров не придраться, свои роли все отыгрывают на ура. Особенно хороша злодейская сторона – Тайни Рон Тейлор, на тот момент экс-баскетболист, выглядит совершенно устрашающе в своём гриме; Пол Сорвино в роли гангстера Эдди Валентайна способен и достойно угрожать, и излучать изо всех щелей харизму. А как тут играет Тимоти Далтон, ух, глаз не оторвать. Герои тоже хороши, взять хоть того же Пиви, или Говарда Хьюза, но злодеи просто доставляют немного больше. Да и Клиффу подрезали немного отрицательных сторон, за счет чего он просто выглядит чуть скучнее, чем мог бы.

И при том, насколько сильно за приверженность первоисточнику радели режиссер, сценаристы и сам Дэйв Стивенс, я считаю немного ироничным то, что эта самая приверженность вполне могла послужить причиной довольно умеренного кассового успеха The Rocketeer. В штатах он собрал 46 миллионов долларов, при бюджете примерно в 40, а в других странах он набрал и того меньше. В Великобритании так вообще фильм провалился с треском, еле-еле набрав миллион фунтов за две недели показа. Конечно, мало кто мог знать заранее, каким выйдет фильм. Но вы посмотрите на основной постер, выполненный в стиле арт-деко. Как можно было ожидать от фильма с такой рекламой чего-то обычного, чего-то ординарного, чего-то популярного. Так, кстати, и посчитали в Disney, забраковав незадолго после старта рекламной кампании постер, и состряпав другой, лучше демонстрирующий звездный каст фильма. Может слабая реклама и была причиной провала фильма, может проблемы были в чем-то другом, кто знает. Журналисты то фильм оценили довольно положительно, хоть критике и подвергался центральный сюжет, да и зрителям он тоже нравился. Но, увы, истории уже не изменишь. The Rocketeer не стал хитом, и планы на два будущих сиквела улетели в никуда. Зачем было связываться с неприбыльной франшизой, и при этом еще два фильма терпеть несносного режиссёра, который постоянно ставит продюсерам палки в колёса?

А самому Стивенсу фильм был норм. Просто норм. В интервью он говорил, что доволен был фильмом на 70%. Ему нравилась режиссура Джо Джонстона, актерский состав и музыка, но изменения в сценарии и некоторых моментах постановки вызвали эмоции скорее отрицательные. И честно, это не удивительно. Стивенс был перфекционистом, он свои то работы не считал достойными даже тогда, когда профессионалы индустрии убеждали его в обратном. Джонстон, например, очень доволен тем, как он поработал над фильмом, и вдохновлялся приобретенным на съемках опытом при работе над «Капитаном Америкой». Так что, не так-то всё и плохо вышло.

И слава богу, что никто из них, скорее всего, не видел видеоигр по мотивам фильма.

Вот как понять логику Disney? У компании были контакты с одними из лучших разработчиков видеоигр на планете. К 1991 году они уже работали с Sega и Capcom и эти сотрудничества приносили очень достойные плоды. Но, то ли большим японским корпорациям разрешено было работать только с мультфильмами, то ли логика совсем покинула Disney, но права на разработку игр по мотивам двух фильмов 1990 года выпуска, а именно Dick Tracy и The Rocketeer улетели к Bandai.

Dick Tracy, с позволения сказать, повезло появиться на рынках раньше, и, если вы смотрели AVGN, то вы уже в курсе, насколько бедному детективу в желтом костюме не повезло с адаптацией. Если же нет, то поясню. Dick Tracy для NES это запутанная и неудобная игра, в которой даже с полным знанием того, что необходимо вам сделать, черт ногу сломит. В этой игре были интересные идеи – попытки совместить платформенные сегменты с поездками по городу на автомобиле, добавить в игру элементы расследования, и в определенном роде в игре была даже система морали. За стрельбу в безоружных противников у игрока отнимали часть здоровья, и таких противников следовало нейтрализовать с помощью кулаков. Но выслеживать улики по локациям было невероятно сложно, нормально проехать по городу, не потеряв большую часть здоровья от разбросанных по городу снайперов так вообще невозможно, а необходимость постоянно высматривать оружие на соперниках для того, чтобы не ухудшить свое собственное положение дел, высасывала последние доли веселья из и без того не сильно выдающегося платформинга.

 

Angry Video Game Nerd, выпуск посвященный игре Dick Tracy для NES

Понятное дело, что издателя винить в качестве игры стоит не в самую первую очередь. Есть смысл упомянуть и разработчика. Dick Tracy разрабатывала американская студия Realtime Associates, к тому времени уже отметившаяся, например, портом Maniac Mansion на ту же NES. В основном они работали с играми по другим лицензиям, причем не только с Bandai и не только с NES, но и с платформами от Sega и с другими издателями. В основном их игры ранжировались от просто неплохих, до, ну, уровня Dick Tracy. Так что ожидать от их игры по мотивам The Rocketeer чего-то большего смысла не было никакого.

Кадр из игры The Rocketeer, версия для NES
Кадр из игры The Rocketeer, версия для NES

И, ну, так оно примерно и вышло. Но стоит отдать должное, поначалу игру не то, что критиковать не хочется, а есть даже желание похвалить. Посмотреть хоть на вступительный ролик. Прожектора, которые освещают известную надпись Hollywoodland, и музыка Джорджа Сангера, который в будущем выступит композитором дилогии The 7th Guest, сразу настраивают на нужный лад. Как и следующие за этим сцены – великолепно выполненное лого игры, приятное меню, выполненное в виде того самого ангара аэродрома Bigelow, в котором мафия и спрятала злосчастный ранец. А после нажатия заветной кнопки Start совсем как-то выпадаешь в шок.

Кадр из игры The Rocketeer, версия для NES
Кадр из игры The Rocketeer, версия для NES

Мало того, что в Realtime Associates потратились на довольно приятные катсцены, пересказывающие сюжет фильма, так еще и уровни, которых в игре всего шесть, хочу заметить, называются в игре не иначе как Chapter One, Chapter Two и так далее. И Стивенс именно таким образом называл главы и в своих самых первых публикациях комикса! Что это было, внимание к деталям или просто совпадение? Сказать сложно, потому что по ходу непосредственно игры к целостности сюжета и логике происходящего будут возникать мощные такие вопросы.

Кадр из игры The Rocketeer, версия для NES
Кадр из игры The Rocketeer, версия для NES

Но первый уровень выглядит ещё достаточно неплохо. Игра начинается в ангарах аэродрома, которые уже битком кишат мафией. Которые не брезгуют и огнестрелом пользоваться. И поначалу выглядит так, как будто Клифф находится в проигрышной ситуации, ведь в его распоряжении есть лишь собственные кулаки, которые бьют очень недалеко. А ведь автоматы мафиози бьют заметно дальше, чуть ли ни через половину экрана. Приходится подходить к противникам вплотную и дубасить в позиции полуприседа. Но как только вы найдете патроны, или выбьете их из какого-нибудь мафиозника, ситуация сразу станет проще. Потому что у Клиффа есть и своё оружие. И даже не культовый Маузер, а целый арсенал из других пушек, включая автомат, гранаты и даже ракетницу. За счет этого справляться с любыми видами противников становится заметно проще, и первая локация пролетается влёт.

Кадр из игры The Rocketeer, версия для NES
Кадр из игры The Rocketeer, версия для NES

Дальше больше – уже на второй локации игрока учат еще и использовать реактивный ранец. Для него, естественно, нужно топливо, но его можно как находить на уровнях, так и выбивать из попадающихся врагов. С попеременным успехом, естественно, равно как и патроны со здоровьем. И вот с ранцем управляться довольно трудно – управление на нем довольно резкое, за счет чего одновременно летать и обороняться от противников как-то не удается. Так и приходится его использовать только когда на то возникает необходимость – взлететь на крышу дома, к примеру.

И пока мы бегаем в ангарах, проблем считай и не наблюдается, причем как геймплейно, в плане баланса игрового процесса, так и в плане соответствия первоисточнику. Правда Маузер в арсенале у Клиффа почему-то отсутствует, и на его месте находится какой-то совсем обычный пистолет. Но это можно посчитать мелочью и допущением, верно?

Кадр из игры The Rocketeer, версия для NES
Кадр из игры The Rocketeer, версия для NES

А вот что сказать о других противниках с ракетными ранцами, которые начинают появляться в конце первого уровня, и будут докучать тем или иным образом до самого конца? Мало того, что наличие врагов с джетпаками напрочь ломает всю логику оригинальных произведений, так еще и чисто геймплейно из-за этого игра становится заметно сложнее и куда хаотичнее. Они отвлекают взгляд, пролетают сквозь любые препятствия и всегда держат самую неудобную для игрока позицию и дистанцию от главного героя. И ладно, на первом уровне игроку необязательно взлетать в воздух, и у земли они не настолько опасны. Но вот, например, на третьем летать приходится практически обязательно, хоть и не часто. И каждый раз, когда Клифф взмывает в воздух, на экране появится чертов солдат в белом скафандре, от которого даже улететь просто так не получится. А если уж с экрана пропадёт этот, то тут же появится другой.

Кадр из игры The Rocketeer, версия для NES
Кадр из игры The Rocketeer, версия для NES

И, как бы ни было иронично, но именно третий уровень является низшей точкой игры. Мало того, что здесь вас обязывают летать на слабоуправляемом ракетном ранце, так еще и мера с фантазией подвели именно на этом уровне разработчиков сильнее всего. Постоянно вылетающие из-за границ экрана летучие люди — это еще ладно, так в небе повсюду еще висят какие-то спутники, от которых Клифф не только получает урон, но и отлетает назад, а по земле расставлены мины и даже артиллерийские орудия. В безопасности ощутить себя очень сложно.

Кадр из игры The Rocketeer, версия для NES
Кадр из игры The Rocketeer, версия для NES

Кто-то скажет, ну так в игре же есть много видов оружия, пользуйся им. И с одной стороны, да, пользоваться ими стоит. Автомат быстрее стреляет, второй пистолет бьет в трёх направлениях разом, ракетница уничтожает одним выстрелом любого, а гранаты летят по определенной траектории, следовательно ими можно бить неудобно стоящих врагов. Пролистывается оружие кнопкой Select, что, чисто в теории, звучит нормально. Но на деле, система оружия в принципе в игре крайне неудобна и, я бы даже сказал, перегружена.

Потому что игре не нужно столько видов оружия. Зачем нужен автомат, если он бьет не дальше пистолета? Гранаты штука крайне ситуативная, и использовать их будет смысл раз десять за всю игру. А постоянно прокликивать все виды оружия, чтобы добраться до ракетницы во время битвы с босом, к примеру, попросту неудобно. И нет, я не прошу меню с оружием как в каком-нибудь Mega Man, например, игра у нас тут в разы проще. Но, возможно, стоило подубавить количество оружия, или вообще дать Клиффу пистолет по умолчанию. Ведь все равно с ним ходить в разы удобнее, чем с кулаками.

Кадр из игры The Rocketeer, версия для NES
Кадр из игры The Rocketeer, версия для NES

Ну и да, боссы. Боссы это как вишенка на торте той посредственности, которой является The Rocketeer для NES. Что уж говорить, первый уровень буквально закрывается пресловутым боссом-вертолётом, который уничтожается парой выстрелов из ракетницы. И дальше лучше не будет. Лотар тут спокойно забивается кулаками, а про Синклера и говорить нечего – бой с ним представляет собой один из самых простых сегментов игры. Что интересно – поскольку, игра сама по себе хоть и не слишком сложная, но непростых моментов в ней достаточно. Как минимум за счет постоянного респауна врагов.

Кадр из игры The Rocketeer, версия для NES
Кадр из игры The Rocketeer, версия для NES

Вот и получается, что The Rocketeer для NES это прям олицетворение «типичной игры по лицензии» в рамках платформы. Она не плохая сама по себе, и удовольствие от неё получить не сложно. Но множество геймдизайнерских ошибок, как мелких, так и крупных, очень среднее убранство уровней и малое количество музыки игре явно не идут на пользу. Знакомиться с франшизой с этой игры, конечно, не стоит. Но, уверен, я был не один из тех, кому эта игра попалась на одном из картриджей для старой доброй Dendy в далеких нулевых.

Да и тем более, грех жаловаться. Ведь мы могли играть в версию для DOS или SNES.

Несмотря на контакты Disney в крупных студиях, до компьютеров ни одна из игр, разработанных для консолей в конце восьмидесятых и начале девяностых по мотивам их IP, не добралась. Вместо того, чтобы портировать на компьютеры хитовые игры от той же Capcom, Disney предпочитала создавать для аудитории PC совершенно другие проекты. Чаще всего, они представляли себя наборы мини-игр, нежели осмысленные сюжетные произведения. И, естественно, сравнивались отрицательно со своими собратьями с игровых консолей.

Собственно, если The Rocketeer для консолей оказался игрой довольно средней, то на ПК, возможно, получится что-то получше, верно?

Увы, но нет. Совсем нет. Потому что разработчики из NovaLogic сделали всё такой же сборник мини-игр. Причем мини-игр либо скучных, либо активно раздражающих, либо и тех и других одновременно.

Кадр из игры The Rocketeer, версия для DOS
Кадр из игры The Rocketeer, версия для DOS

Но, прежде чем начать разносить игру, давайте похвалим разработчиков за то, за что есть смысл хвалить. За сюжет, например. Не так, чтобы он тут был какой-то особенно сложный, но The Rocketeer для PC рассказывает оригинальную историю, которая продолжается буквально с того момента, на котором остановился фильм. Пиви воссоздает ракетный ранец по найденным чертежам, а Клифф в это время начинает участвовать в гонке на самолётах. Только вот в самый главный момент, перед тестом нового джетпака, на ангар нападают нацисты, а потом и вовсе похищают Дженни. Клиффу, естественно, предстоит догнать похитителей и спасти Дженни от нацистов.

Кадр из игры The Rocketeer, версия для DOS
Кадр из игры The Rocketeer, версия для DOS

Я говорю, конечно, что история здесь новая, потому что, фактически, так оно и есть. Но на деле происходящее в игре выглядит как урезанный вариант истории фильма. Все основные сюжетные идеи на месте, и даже финальный уровень проходит на дирижабле. И, с одной стороны, понятно, почему так было сделано, покупая игру по фильму игроку захочется увидеть элементы сюжета фильма. Но с другой – а стоило ли тогда вообще огород городить с «новым» сюжетом»?

Сюжет тут подается в катсценах, и выполнены они в комиксной стилистике. Выглядят неплохо, хоть и до рисунков Стивенса, конечно, не дотягивают. Более того, игра еще и полностью озвучена. Голосов из фильма в ней ожидать, конечно, не стоит, как и какой-то выдающейся актерской игры, но восприятию идёт на пользу.

Кадр из игры The Rocketeer, версия для DOS
Кадр из игры The Rocketeer, версия для DOS

Да и за пределами катсцен игра выглядит неплохо. Вместо легкой мультяшности NES версии на компьютерах игроки наблюдали, с позволения сказать, реалистичную картинку. Спрайты иногда выглядят как сбежавшие из Mortal Kombat фотосканы, а фоны пытаются реалистично изображать задуманные локации. Другое дело, что некоторые спрайты по стилю немного отличаются от того же главного героя, за счет чего картинку каким-то цельным образом воспринимать не выходит. Но это мелочи.

Потому что игру цельным образом воспринимать тоже не выходит.

Вот вопрос – с чего бы вы начали игру по мотивам The Rocketeer? Особенно, с учетом того, что ранец у Клиффа тут есть уже с самого начала. И если вы подумали о чем-то другом, кроме гонок на самолётах с самым ублюдским представлением происходящего игроку, то я вас могу поздравить, вы мыслите разумно. В отличии от разработчиков из NovaLogic.

Кадр из игры The Rocketeer, версия для DOS
Кадр из игры The Rocketeer, версия для DOS

Да, прежде чем Клифф сможет хотя бы воспользоваться реактивным ранцем, ему придется победить в двух гонках на самолётах. Самолёт даже выбрать дают, и среди предлагаемых моделей есть каноничный GeeBee. Другое дело, что сам экран гонки выстроен невероятно обманчиво. Большая часть экрана показывает панорамный взгляд на аэродром, в то время как настоящая игра происходит в небольшом участке в углу экрана. Именно там можно сзади посмотреть на свой самолёт, и в соответствии с этим правильно расположить его для прохождения поворотов. И если знать, куда смотреть, то проходятся гонки практически без труда. Но это ведь надо еще понять. А поначалу, как ни крути, вы будете тыкать во все кнопки в попытке понять, что же именно происходит на экране, и почему ваш самолет сам по себе время от времени падает на землю. И да, ответ прост – смотрите в угол экрана, не врезайтесь в столбы и умело проходите повороты. Повторить несколько раз.

Но благо гонки, это лишь один из четырех вариантов развлечений, которым нас пытается порадовать игра. Второй уровень представляет из себя тир, но не простой, а немного похожий на Wild Guns от Natsume. Суть данного формата заключается в том, что ваш персонаж физически присутствует на экране и перемещается по нему влево и вправо вслед за курсором. Естественно, враги тоже могли стрелять в главных героев, но для этого в Wild Guns и были механики, позволяющие избегать урона. Гранаты и динамит можно было откидывать во врагов, а от чужих пуль, при условии правильного тайминга, можно было увернуться. И против Wild Guns как источника вдохновения для второго уровня The Rocketeer я ничего сказать не могу. А вот против самого уровня – вполне.

Кадр из игры The Rocketeer, версия для DOS
Кадр из игры The Rocketeer, версия для DOS

Две основных проблемы здесь – затянутость и невозможность разглядеть противников. Со вторым всё довольно просто – враги сливаются с фоном, и выцеливать их довольно сложно. Из-за этого вы теряет и время, и здоровье, которое тоже не резиновое. Восстанавливать его можно появляющимися время от времени бонусами, но не слишком сильно, да и подгадать их появление невозможно. Но это ладно, а вот затянутость бьет по уровню куда сильнее. Здесь можно спокойно потратить минут пять реального времени, отстреливая плохо прорисованных врагов, потому что прогресс прохождения уровня зависит от количества убитых! И если этого мало, то в конце еще и приходит босс, на которого тоже нужно время потратить.

Кадр из игры The Rocketeer, версия для SNES
Кадр из игры The Rocketeer, версия для SNES

Ладно, что там дальше? Два скроллерных уровня. Давайте о них уже вкратце – в теории выполнены неплохо, но обилие проджектайлов высасывает из их прохождения всё удовольствие. А если этого мало, то отвратительные хитбоксы вас добьют окончательно. Наткнётесь, играя за Клиффа, на одного из летающих в воздухе солдат Вермахта – пишите пропало, ваше здоровье упадёт до нуля за считанные секунды. На четвертом уровне, где вы уже управляете самолётом, с этим дела попроще, но играть все еще малоприятно. И это, пожалуй, первый уровень, где игра выглядит хоть немного небезнадёжно. Первый и последний.

Потому что финальный пятый уровень совершенно отвратителен. Его можно было бы назвать файтингом, да вот только на его фоне даже Karateka 1984 года выпуска играется лучше и понятнее. Вам нужно пройти по дирижаблю к главному злодею, пока он насылает на вас своих подручных. Естественно, если они встают у вас на пути, то их придется бить до тех пор, пока они с этого самого пути не уйдут. Только вот ужасно выполненные хитбоксы и анимации ударов делают из уровня непроходимое нечто, в котором проще всего жать «вперёд» и давить на кнопку атаки как можно чаще. И даже так далеко не факт, что вы сумеете дойти до конца.

Кадр из игры The Rocketeer, версия для DOS
Кадр из игры The Rocketeer, версия для DOS

Собственно, пройти The Rocketeer на PC это сам по себе подвиг. Это сложная и скучная игра, которую даже фанатам фильма и комикса советовать не выходит. Она, кстати, еще и попала на SNES, в процессе потеряв систему паролей и став еще более затянутой и неудобной. Если уж вам так не терпится поиграть в игру про Ракетчика, то запустите лучше вариант для NES. Пусть она не была идеальной, но она хотя бы ощущалась полноценной игрой. А не набором плохо реализованных идей.

И это были не последние интересные варианты мерча по фильму. В том же 1991 году вышел комикс The Rocketeer – Official Movie Adaption за авторством легенд индустрии Питера Дэвида и Расса Хита. Конечно, комикс по мотивам фильма, который в свою очередь был адаптацией комикса, это какой-то уроборос уже, но интересно же глянуть на тот же самый сюжет под другим углом.

Кадр из The Rocketeer - Official Movie Adaptation, 1991 год
Кадр из The Rocketeer - Official Movie Adaptation, 1991 год

И чисто сюжетно, комикс мало что интересного может предложить. Есть пара дополнительных панелей, конечно, но часть сюжетных моментов была ужата или вырезана. Восприятию истории это, правда, не мешает, так что это простительно. Куда интереснее картинка, и, что можно сказать, Расс Хит — это совсем не Дэйв Стивенс. Но это и не плохо. У Хита есть свой стиль, который довольно неплохо ложится на формат The Rocketeer. А еще он раньше активно работал с Playboy над комиксом Little Annie Fanny. Согласно чему для Стивенса, ценителя женской красоты, это, скорее всего, был идеальный выбор. Сам же комикс вышел неплохим, хоть и для смотревших фильм совершенно необязательным.

Кадр из The Rocketeer - Official Movie Adaptation, 1991 год
Кадр из The Rocketeer - Official Movie Adaptation, 1991 год

В общем, опыт переноса The Rocketeer в кино вышел для Стивенса достаточно неприятным. Да, фильм вышел хорошим, но сам Стивенс был им не особо доволен, да и постоянные терки с Disney тоже на пользу ему не пошли. И с учетом конфликта с Comico, он был ограничен в рамках того, чем он мог заниматься в данный конкретный момент. Стивенс проработал много идей в этот турбулентный период – анимационный проект Wee Willey про похождения мальчика газетчика и странного монстра в Лос-Анджелесе тридцатых готов; комикс Outriders про американскую гоночную команду, состоящую из ветеранов Второй Мировой войны; графический роман The Mad World of Mimi Rodin, рассказывающий о фантастических похождениях симпатичной воровки, списано внешне с образа культуристки Марлы Данкан. Концептуально много интересных вещей, но, увы, ни один из этих проектов Стивенс не довел до конца. А жаль, звучат эти идеи невероятно интересно.

Концепт-арт мультфильма Wee Willey, кадр из документального фильма Dave Stevens: Drawn to Perfection
Концепт-арт мультфильма Wee Willey, кадр из документального фильма Dave Stevens: Drawn to Perfection

Благо к Стивенсу обратилось известное издательство Dark Horse, и предложило выпустить последнюю главу приключений Клиффа Секорда в Нью-Йорке. Стивенс согласился, но из-за того, что под дедлайнами он работать попросту не мог, ему на помощь было нанято несколько других авторов и художников. И если про вклад сценаристов фильма в комикс мы уже в курсе, то художников Dark Horse приглашала как из США, так и из Европы – все ради того, чтобы как можно лучше передать стиль Стивенса. Результат – третья глава комикса вышла в 1995 году и мощно закрыла историю Лотара, Клиффа и его таинственного нанимателя. Ничего такого, что не было сказано ранее, тут упоминать не стоит – стилистически и сюжетно третья глава ни капли не выбивается из тех, что были выпущены под началом Comico.

Кадр с обложки The Rocketeer Adventure Magazine #3, 1995 год
Кадр с обложки The Rocketeer Adventure Magazine #3, 1995 год

Стивенс думал продолжить The Rocketeer, и идей у него было предостаточно. Была мысль выстроить сюжет на основе похищения Пиви, идеи о похождения Клиффа во времена Второй Мировой, и даже кроссоверы с Кинг Конгом и Суперменом задумывались. Только вот после постоянных терок с издателями и сложного процесса производства фильма,Стивенс немного выгорел комиксами как таковыми. Но не так, чтобы Стивенсу было нечем заняться. Он познакомился с Бетти Пейдж и тратил немало времени на заботу о ней. Плюс к этому Стивенс, будучи художником-самоучкой, решил прокачать свои навыки и пошел в художественную школу. И там он очень хорошо себя проявил, что не удивительно. А сам процесс обучения подарил Стивенсу вдохновение продолжать творить. Правда, к The Rocketeer он уже не вернется.

Продолжение следует...


Лучшие комментарии

В игру не играл.А вот фильм в те времена мелькнул (!!!) в видеосалонах и притом далеко не во всех.О нем я впервые прочел в журнале «Ровесник», а чуть позже получилось и посмотреть.

Читай также