Этой осенью вышел в ранний доступ кооперативный хоррор Lethal Company, рейтинги которого обошли даже нашумевший летом Baldur’s Gate III. Игрой заинтересовались стримеры, что принесло ей огромную популярность. Однако, изучая информацию об игре на Stopgame, я не нашёл ничего, кроме игрового стрима, а также кратких сводок о разработчике, успехе игры и буквально пару строк о самом геймплее. Кажется, пора исправить эту оплошность и попытаться полноценно рассказать об этом проекте, дабы каждый мог понять, что он из себя представляет.
Разработка
Игра была выпущена в ранний доступ 24 октября разработчиком-одиночкой Zeekerss. Проект постепенно набирал популярность: начав с 500 игроков на релизе и получив свою первую тысячу отзывов лишь к концу месяца, ближе к концу ноября пиковое значение онлайна на короткое время обогнало таких мастодонтов, как Team Fortress 2, Rust и War Thunder.
Zeekerss ранее пробовал себя в Roblox. В Lethal Company слегка ощущается этот след в виде простоты некоторых элементов и своеобразной мемно-шутовой составляющей ужастика. Разработчик документировал производство своего проекта на Patreon, благодаря чему мы знаем о том, что он пережил несколько итераций: на первых этапах местом действия были исключительно закрытые помещения, а средством перемещения служил лифт вместо корабля.
Завязка
Как-такового сюжета здесь нет, за исключением каких-то записок, которые я эпизодически находил на первых этапах игры, да так и не прочитал.
Итак, всё очень просто: вы должники, попавшие в корпоративное рабство и теперь ваша задача собирать мусор на разных заброшенных планетах и сдавать их непонятному существу с щупальцами. Не выполните трёхдневную квоту по сбору мусора – будете выброшены в открытый космос. С каждой выполненной квотой следующая квота будет только расти, так что полёт в открытый космос – вопрос времени, ибо финала у этой игры нет. Сюжет здесь создают сами игроки своими приключениями и у меня это выглядело так, как это описано ниже.
Мне и моим товарищам удалось достигнуть квоты примерно в 900 единиц. Мы постепенно повышали уровень сложности, посещая всё более и более опасные планеты, мусор на которых был куда дороже и чаще появлялся. В конце концов мы решили замахнуться на самую опасную планету – Титан. Там мы знатно огребли от монстров, появлявшихся в огромном количестве, множества препятствий в виде мин и турелей, а также природных катаклизмов вроде затопления, из-за чего возможность добраться до данжа и обратно была крайне затруднена. После череды перезапусков мы были вынуждены признать своё поражение, после чего дружно полетели в своё последнее путешествие в открытый космос.
Маленький апдейт: в процессе работы над статьей нами были опробованы различные моды, благодаря которым наша штат расширился до восьми человек, а новая достигнутая нами квота составила около двух тысяч единиц. К сожалению, пока что это наш предел, ибо выполнить квоту в 2300 единиц нам пока так и не удалось, даже таким большим составом.
Визуал
Говоря о Lethal Company, первое, что бросается в глаза, так это её своеобразный визуал, выполненный в стиле графики PlayStation 1. Данный приём отлично подходит здесь, ибо у многих он вызывает ностальгию по первым 3D-хоррорам вроде Resident Evil или Silent Hill.
Подобная графика приводит к низкой детализации монстров, что не только упрощает работу разработчика, но и заставляет его акцентироваться на других их особенностях, в первую очередь на звуке. Внешне монстры здесь не особо страшные, местами даже смешные, однако звуки, которые они издают явно сообщают об их приближении и вызывают напряжение. Однако об этом более подробно в разделах про геймплей и звук.
Техническое преимущество такой графики в том, что она позволяет сэкономить на технических требованиях. В Steam игра весит всего 844 Мб, благодаря чему её можно скачать за пару минут и сразу же запустить. Я не удивлюсь, если эта игра доберётся и до мобилок, тем более она туда вполне вписывается.
Звук
В данной хоррор-игре полноценный эмбиент появился далеко не сразу, и мне посчастливилось застать версии игры, где его не было. Когда же он появился, то играл он преимущественно в открытых локациях, вызывая ассоциации с музыкой из Minecraft. Также в помещениях вас ждут различные звуковые эффекты вроде внезапного железного скрипа. На данный момент можно сказать, что над эмбиентом ещё стоит поработать.
В Lethal Company можно послушать и полноценные музыкальные композиции, купив полноценный BoomBox и бегая с ним на плече. Для поддержания атмосферы всеобщего веселья самое то. Более того, данное устройство можно использовать как помощь в навигации: зайдя в очередной данж, вы можете оставить его у выхода, чтобы позже, если вы заплутаете в бесконечных коридорах можно было вернутся к выходу, ориентируясь на музыку, ведь чем громче, тем ближе.
И вот тут мы переходим к одной из самых ключевых деталей игры – звук решает очень многое. Он позволяет вам определить расстояние до монстра по его шагам и звукам. Но не забывайте, что монстры тоже умеют слышать! Также для поддержания связи с игроками вам предстоит использовать войс-чат, и тут всё весьма реалистично: отойдёте друг от друга слишком далеко и будете еле слышать вашего напарника, а ваш голос и шаги будут разливаться эхом по тёмным помещениям, привлекая врагов. Это всё превосходно работает на погружение, особенно когда где-то недалеко вы слышите крик вашего напарника, который затем резко прервался.
Геймплей
И вот, мы добрались до главного аспекта, сделавшего этот проект столь популярным. Главная особенность местного игрового процесса заключается в кооперативе. Дабы выжить и собрать хоть сколько-то лута, вам необходимо работать сообща, передвигаясь вместе или недалеко друг от друга, поддерживая связь по рациям и совместно сражаться или спасаться от монстров.
Меня больше всего заинтересовало то, что игра, в силу ограничений в инвентаре позволяет разделятся на роли, благодаря чему у каждого появляется своя функция. Вот роли, на которые обычно разделялась наша команда:
Хакер. Этот игрок остаётся на корабле и поддерживает связь по рации с теми, кто отправился на вылазку. Следя за игроками на компьютере, он знает всё о приближающихся монстрах, имеет возможность на некоторое время отключать ловушки в виде мин и турелей, а также закрывать и открывать механические двери, что очень помогает в задержке тех же монстров. Когда же вы приобретаете телепорт, хакер может вытащить вас из опасной заварушки (пускай и без лута), а если он опоздает, то и ваше тело, дабы команда не получила штрафов. Казалось бы – самая безопасная роль в игре. Но не тут-то было: в определённое время вокруг корабля начинают бродить монстры и хакеру нужно не забывать закрывать дверь, ибо монстр может прорваться внутрь и быстро разделаться с ним!
Связист. Данный игрок ходит с рацией, по которой он поддерживает связь с Хакером и сообщает всем окружающим полученную от него информацию. Именно Связист просит Хакера открыть запертую дверь, обезвредить ловушку и т.д. Смерть Связиста – опасная ситуация, ведь его рация так и останется на его теле и будет очень неприятно, если добраться до неё будет невозможно или некому, ведь на первых этапах игры её стоимость весьма ощутима.
Бегун. Он всегда налегке. Его задача нахватать побольше мусора и добежать до корабля. С покупкой рандомного телепорта, позволяющего оказаться в случайной локации, его геймплей становится самым интересным на мой взгляд. Ты перемещаешься в случайную точку данжа, собираешь мусор и находишь выход. Если поблизости появятся монстры или ты поймёшь, что лучше по-быстрому отсюда сматываться, то можешь подать условный сигнал хакеру (в нашем случае это было быстрое вращение вправо-влево) и хакер вытащит тебя обычным телепортом. Конечно, мусор перенести не получится, но ведь пока ты жив и знаешь, куда идти, можно попытаться ещё разок)
Техник. У такого игрока всегда есть один-два предмета, позволяющие упростить продвижение. Это может быть простой ключ, которым можно открыть запертую дверь; фонарик, пронзающий тьму или раскладная лестница, позволяющая добраться до располагающегося на возвышенности пожарного входа.
Боец. Лопата или знак «STOP» – единственные средства борьбы с живыми угрозами. Правда только со всякими мелкими тараканами и слизнями, а вот если вы замахнулись на кого-то покрупнее, придётся попотеть и обратится за помощью к игроку, вооружённому световой гранатой или Zap-Gun’ом, благодаря которым победа над крупным врагом путём избиения его лопатами при должной координации и командной работе становится возможна. Самая опасная роль в игре, причём не только из-за необходимости драки с монстрами, но и из-за цены Zap-Gun’a, составляющей целых 400 единиц игровой валюты. Ну и нельзя забывать, что не всех монстров в этой игре можно победить – подземные черви в режиме затмения или гиганты скорее усмехнутся и съедят вас, чем почувствуют какой-то урон.
Конечно же, роли обычно сочетаются в одном игроке и подобное разделение крайне условно, однако оно даёт более чёткое представление о том, чем можно заняться в этой игре. И вообще, не мусором едины: на определённых планетах можно собирать ульи электрических пчёл: один отвлекает их на себя, а второй хватает опустевший улей и несёт его на корабль. Занятие крайне рискованное, ведь пчёлы бьют током (а однажды они залетели к нам на корабль и вообще убили всех).
Lethal Company не сразу дастся вам: скорее всего вы погибнете в полном составе на первом же рейде, но со временем вы разберётесь в механиках и научитесь избегать или обезвреживать угрозы. Дам только один совет: не гуглите, как контрить монстров, попробуйте методом проб и ошибок разработать свой уникальный способ борьбы. Ведь главное, что пугает нас – это неизвестность, и чем больше вы не будете понимать, как победить, тем дольше будет ваш ужас и удовольствие!
Lethal Company стоит всего 385 рублей в Steam, в ней нет поддержки русского языка, но она здесь особо-то и не нужна. Если вы ищите новых ощущений для вашей геймерской компании, но при этом хочется побыстрее начать и вкатиться в игру, то данный проект – ваш выбор!
Лучшие комментарии
Блин, а я столько начитался про «компашку», надеюсь будет интересно, хотя я уже знаю что будет интересно)