Лучшее поколение игр по легендарной франшизе! Пытаюсь разобраться, что круче – Sega Mega Drive или Super Nintendo Entertainment System?
Mighty Morphin Power Rangers – любимый экшен-сериал из детства! Я кайфовал от простой формулы первых сезонов шоу. Простые истории, наивный юмор и, конечно же, боевые искусства! Что ещё нужно для счастья? В детстве мне нравилось как каждая серия набирает обороты. Сначала бой бесполезными патрульными Риты в человеческой форме, затем схватка рейнджеров со злодеем недели и, наконец, эпичная дуэль Мегазорда с раздувшимся монстром.
Забавно то, что до нас сериал дошел в сильно исковерканном виде. Дело в том, что “Могучие Рейнджеры” являются своеобразной адаптацией японского шоу в жанре токусацу – Super Sentai. Из 16 сезона Super Sentai были вырезаны все сцены с японскими актёрами… Американская версия получила свою собственную историю, поэтому логика в некоторых сериях иногда провисает. В сериале много киноляпов, особенно с жёлтым рейнджером. Ведь в Super Sentai его роль исполнял мужчина, а в Power Rangers девушка… Но в детстве я не замечал подвоха и с удовольствием бежал к телевизору после школы. Оба сериала остаются популярными и сегодня. При этом в сериале Power Rangers продолжают использовать кадры из Super Sentai.
Лицензию на производство видеоигр крепкими лапами держала японская мега-корпорация Bandai. А точнее её подразделение Banpresto. Компания Bandai всегда умела зарабатывать деньги. Детские игрушки, значки и прочий мерч по популярным брендам всегда приносили хорошую прибыль. Banpresto стала японской LJN, она брала популярный бренд и насыщала магазины игрушек сопутствующей продукцией.
Компания прославилась играми по вселенным: Sailor Moon, Super Robot Wars, Gundam и, конечно же, Power Rangers. “Дочка” Bandai практически всегда выступала в роли издателя, но её стиль управления оказывал сильное влияние на разработку видеоигр. В 90-е Banpresto редко портировала и предпочитала выпускать отдельные игры на конкурирующих платформах. Часто Banpresto задействовала сразу несколько маленьких студий, при этом привлекая специалистов из материнской компании. После образования Bandai Namco компания перестала заниматься видеоиграми и сосредоточилась на рынке детских игрушек. В 2019 году Banpresto была переименована в Bandai Spirits и существует по сей день.
Mighty Morphin Power Rangers
Разработчик – Nova
Очень странный файтинг. Боевая система задействует всего две кнопки на геймпаде, что сильно ограничивает количество движений. Удары не ощущаются, в игре плохие хитбоксы, а бросков вообще нет. Битвы за зордов получились лучше, чем за рейнджеров, но разделение ростеров убило весь фан. Дело в том, что рейнджеры не могут драться против зордов, что сильно ограничивает разнообразие. Добавьте к этому отсутствие зеркальных матчей и получите абсолютно проходной файтинг. Мне эта игра напомнила Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters, но даже файтинг про черепах был более весёлым.
Основным разработчиком являлась небольшая японская студия Nova. С графикой ей помогала Winds, а за звук отвечала USP. Nova была маленькой студией, тесно сотрудничающей с Bandai. В основном она делала игры для SNES и Game Boy. В целом, компания делала хорошие игры, которым всегда чего-то не хватало. Из значимых проектов – порт Battle City на Game Boy, Super Wagan Land и The Great Battle II: Last Fighter Twin для SNES.
Sega CD (1995)
Разработчик – Orion Technologies
Типичная Full Motion Video (FMV) игра для Sega CD, сделанная довольно халтурно. Перед нами сокращённые эпизоды сериала. Весь геймплей строится на QTE. Мы просто должны долбить на определённые кнопки в нужный момент. При этом наши действия абсолютно не влияют на происходящее на экране. Рейнджеры будут уворачиваться, получать удары и бить независимо от наших действий! Если мы попадаем в ритм, количество очков увеличится, а если ошибёмся, количество ХП уменьшится. На этом всё!
Вся игра занимает примерно 45 минут, при этом качество видео сильно страдает. Разрешение и битрейт находятся на шакально низком уровне. Ситуацию мог бы спасти ещё один аддон для SMD под названием 32x, но, увы, игра его не поддерживает… Тем не менее стоит упомянуть, что эта версия была успешной. Маленькие геймеры не замечали обмана, да и сам концепт сериала неплохо ложился на FMV рельсы. Если бы в детстве я узнал, что такая игра существует, то у моих родителей не осталась бы выбора, кроме как купить заветный диск.
Super Nintendo Entertainment System (1994)
Разработчик – Natsume
Рейнджеры от Natsume! Перед нами странная смесь платформера и 2D битемапа. Игра интересна тем, что дает возможность поиграть за классический состав рейнджеров без костюмов. Поначалу геймплей выглядит неплохо. Та самая музыка и любимые герои делают своё дело. Но всё рушится из-за репетативности геймплея и слабой боевой системы. На геймпаде задействовано всего две кнопки – удар и прыжок. Рейнджеров постоянно атакуют одинаковые патрульные, и от такого геймплея устаёшь в первые 15 минут.
После морфирования гемплей немного разгоняется. Рейнджеры обладают своим фирменным оружием, а ещё умеют наносить мощные супер-удары. Но, увы, запала на долго не хватило – играть скучно. Отдельным кругом ада стали платформенные секции. У рейнджеров слишком большие спрайты, а уровни с прыжками плохо продуманы.
При этом нельзя сказать, что разработчики не старались. В игре довольно много контента, неплохие боссы и грандиозный файт на зордах в финале. Natsume не смогла продумать базовые механики и связать все части воедино. Отчасти такой результат получился из-за того, что Natsume создавала игру в сжатые сроки на основе Ninja Warriors Again. Кроме движка по наследству “Рейнджерам” достались ряд спрайтов и звуковых эффектов. Жаль, что Natsume не хватило времени и сил, чтобы отполировать игру.
Natsume была одним из лучших разработчиков 8-битных игр. Mitsume ga Tooru, Shatterhand, Shadow of the Ninja, Power Blade – настоящая классика Famicom. Тем не менее компания сильно сдала на четвёртом поколении консолей (Spanky's Quest, Pocky & Rocky, Wild Guns). В последствии Natsume сосредоточилась больше на издательстве японских игр в Америке. Тем не менее Power Rangers для SNES отлично продалась. В 1994 году SNES находилась на пике продаж и обладала огромной базой уже проданных консолей. Мерч по сериалу приносил немыслимую прибыль, и Natsume выпал шанс создать ещё одну игру про Могучих рейнджеров.
Natsume до сих пор жива и тесно сотрудничает с Marvelous Entertainment – владельцем прав на Harvest Moon. Японская компания пытается вернуться в разработку игр и занимается возрождением своих классических серий (Wild Guns Reloaded, Shadow of the Ninja - Reborn, Pocky & Rocky Reshrined).
Mighty Morphin Power Rangers Move
Выход полнометражного кинофильма (Могучие морфы: Рейнджеры силы) послужил стартом для нового противостояния Sega и Nintendo.
Разработчик – SIMS
Любимая игра детства! Топовая графика, крутые заставки, лучший ОСТ в истории видеоигр и, конечно же, мастерски сделанный геймплей! Если верить моим детским воспоминаниям, Power Rangers Move – это топовый эксклюзив для SMD и одна из лучших игр на платформе. Пройдя игру сегодня, я испытал крайне двойственные ощущения.
Начнем с хорошего. Мне очень понравилась проработка базовых механик. В игре качественная и продуманная боевая система. Power Rangers Move – очень плавная и в неё тупо приятно играть. Конечно, можно докопаться до мелких различий между рейнджерами… Но все сомнения развеивают бои с использованием мехов. У нас есть целых четыре зорда! Игра преображается, когда мы до них доходим: боевая система и управление меняются. SIMS отлично удалось передать кайф от управления гигантским роботом, но самое крутое это то, что мы можем крошить врагов вместе с другом. В отличие от игр по сериалу, в Power Rangers Move есть кооператив!
Я по-прежнему считаю музыку в этой игре крутой. Хикоши Хашимото создал самый лучший 16-битный кавер на легендарную песню из сериала. Заставки сделаны качественно, ну а графика неидеальна, но вполне терпима.
Увы, у игры есть очень большие проблемы. Power Rangers Move самая простая игра на SMD. Вы вряд ли сольете все жизни, даже если её проходить на харде в первый раз. В детстве я редко проходил игры, поэтому мне нравилась низкая сложность. Я знал, что смогу пройти всю игру без проблем, и даже секретный босс не вызывал особых трудностей. Но сегодня я считаю, что SIMS перегнула палку. Нет смысла разбираться в боевой системе, если Power Rangers Move позволяет пройти себя с закрытыми глазами.
Но самый большой недостаток игры – это маленькое количество врагов. Всего 2 вида противников – это несерьёзно. Да, каждый уровень уникален, но два вида врагов – это слишком мало для битемапа. Power Rangers Move – слишком короткая и репетитивная. Мне очень хочется сравнить эту игру с “рейнджерами” от Natsume. SIMS смогла проработать базовые механики, но забыла наполнить свою игру контентом. В итоге мы получили два средних битемапа.
SIMS – давний партнёр “Сеги”. Компания выпустила целый ряд хороших 8-битных игр для Game Gear. Для SMD она создавала игры, ориентированные на японский рынок (Shura no Mon, Ninja Burai Densetsu). SIMS делала, как правило, странные и безумные игры (From TV Animation Slam Dunk: Kyougou Makkou Taiketsu, Crayon Shin-chan: Arashi o Yobu Enji). После провала Dreamcast генеральный директор Нобору Мачида смог выкупить все акции у Сеги. SIMS существует и сегодня, но последние годы компанию сильно штормит, и у неё плохо с финансами.
Super Nintendo Entertainment System (1995)
Разработчик – Natsume
На SNES компания Natsume выпустила другую игру под тем же названием. Natsume не стала заморачиваться – взяла спрайты и движок из своей прошлой игры про могучих рейнджеров… Но не спешите отчаиваться! Natsume полностью переработала геймплейное ядро Mighty Morphin Power Rangers. Теперь перед нами чистокровный двухмерный платформер. Отказ от элемента битемапа пошёл на пользу геймплея.
Сильнее всего мне хочется провести параллель с другой игрой, использующей тот же движок – Ninja Warriors Again. Первый уровень Ninja Warriors Again очень динамичен, большинство врагов умирает от одного удара. В то время как последний этап (несмотря на свою эпичность) очень сильно теряет в темпе – у монстров слишком много жизней и они долго не умирают. Mighty Morphin Power Rangers Move в плане динамики –- это первый уровень Ninja Warriors Again умноженный на 2. Natsume очень ловко перемешала платформенные и экшен сцены, поэтому играть не надоедает до самых финальных титров.
Одним из нововведений стало упрощение боевой системы. Mighty Morphin Power Rangers Move не пытается прикинуться битемапом, и это упрощение пошло на пользу динамики. Весь геймплей строится на том, что рейнджеры, враги и боссы могут прыгать на задний фон. Игр, использующих подобную идею, было много, но Natsume очень грамотно подошла к реализации.
Дело в том, что из каждого побеждённого врага выпадает энергия. С её помощью мы можем превратиться в могучего рейнджера. Игра заставляет нас, буквально, охотиться за врагами, ведь вредные патрульные так и норовят сбежать с ценным ресурсом. Платформенные секции также построены на механике двух линий, и некоторые препятствия действительно заставляют напрячь мозги.
Ещё одной крутой идеей стал второй уровень шкалы энергии. Собрав достаточно молний, мы можем высвободить оружие рейнджеров, только вот такое усиление дается на очень короткий период времени. Пока рейнджер “заряжен”, мы можем провести мощнейшую атаку, которая уничтожит всех врагов на экране. Благодаря такому подходу, последние уровни превращаются в сложную тактическую загадку. Я специально не собирал энергию, чтобы в нужный момент пройти сложный участок на уровне. Разумеется подобные идеи были в большом количестве игр, но Natsume смогла собрать все элементы воедино.
Отдельно хочется рассказать про эстетику Mighty Morphin Power Rangers Move. В городах есть мирные жители, рейнджеры гоняют на катерах и крышах поездов – Natsume смогла сделать крутой и, что самое главное, живой мир. Однообразие патрульных больше не раздражает. Во-первых, у нас есть много других врагов, помимо стандартных патрульных. Во-вторых, Natsume подошла к проблеме с юмором – патрульные эпично появляются, прячутся и постоянно пытаются рассмешить игроков. Больше всего это напоминает Клан Фут из Teenage Mutant Ninja Turtles IV: Turtles in Time.
Подводя итог, я могу сказать, что Mighty Morphin Power Rangers Move для SNES – это одна из самых крутых и интересных игр про могучих рейнджеров. Natsume провела большую работу над ошибками, и у игры только один серьёзный недостаток – отсутствие битв на зордах.
Mighty Morphin Power Rangers: The Fighting Edition
Super Nintendo Entertainment System (1995)
Разработчик – Natsume
Но Banpresto и Natsume не забыли о главной “фишке” фильма, поэтому владельцы SNES получили ещё одну игру про рейнджеров. 2D файтинг про гигантских боевых роботов. ФАЙТИНГ ПРО ГИГАНТСКИХ БОЕВЫХ РОБОТОВ! В детстве файтинги для меня были особым жанром. Мало что могло сравниться с турнирами между друзьями… Мы часами могли рубиться даже в очень посредственные игры. Долгое время я был уверен, что Exo Squad входит, как минимум, в пятёрку самых известных и крутых игр на SMD. Боевые роботы автоматически добавляют сразу 3 балла к итоговой оценке игры. Поэтому новость о ещё одном файтинге про рейнджеров сразу вызвала у меня энтузиазм.
Natsume справилась. Заставки, графика и музыка выполнены на очень высоком уровне. Фоны анимированы, и игра отлично передаёт ощущение от пилотирования любимых зордов. Мне нравится, как Natsume смогла передать вес и габариты боевых машин. В Mighty Morphin Power Rangers: The Fighting Edition хорошие хитбоксы и импакт от ударов. Каждый мех имеет свой собственный мувсет с супер-ударами.
Главной особенностью Fighting Edition можно назвать полоску энергии. Раз в несколько секунд полоска энергии заполняется и, если в нужный момент прожать супер-удар, наш зорд получит усиление. Эта особенность делает игру разнообразней, ведь нам не нужно попадать в противника, чтобы получить усиление. Я часто жадничал и терял преимущество, ожидая усиления. Для Fighting Edition обычное дело, когда два робота из разных концов арены стреляют в пустоту супер-ударами.
Мне понравилась Fighting Edition, но я не могу назвать её хорошей игрой. 8 бойцов – это очень мало, к тому же геймплей за монстров получился вялым. Игра даже не дотягивает до лучшего файтинга про роботов на SNES, ведь в 1996 году Natsume выпустила на том же движке Shin Kidō Senki Gundam Wing: Endless Duel… Именно благодаря Mighty Morphin Power Rangers: The Fighting Edition компания Natsume смогла зарекомендовать себя как разработчика файтингов про роботов. Gundam: Battle Assault 2 стала легендарной игрой. Ну а настоящей вершины достигла Capcom с её Cyberbots: Full Metal Madness.
Разработчик – ???
Неожиданный пиратский порт на SMD. Интересно, что это был один из первых пиратских файтингов на “Сеге”. Существует теория, что Natsume слила исходники тайваньским разработчикам, но это не точно. Графика выполнена на вполне достойном для пиратов уровне, и в статике порт на SMD даже выглядит нормально. Но хитбоксы, тормозное управление не оставляют сомнений, что перед нами подделка. Добавьте к этому ужасную музыку, напоминающую китайские гирлянды, и получите представление об этом пиратском порте.
Power Rangers Zeo: Battle Racers
Super Nintendo Entertainment System (1996)
Разработчик – Natsume
Для давних фанатов ретро-игр не секрет, что Nintendo долгое время тормозила с выпуском консоли четвёртого поколения. Для того чтобы отбить рынок у конкурентов Nintendo нужна была ярко выраженная, уникальная фишка. Ей стала особая технология SNES – Mode 7. Графический режим использовал всего один графический слой, зато консоль могла его масштабировать и поворачивать. Mode 7 позволял достичь эффекта перспективы. Для юных геймеров Mode 7 выглядел чем-то фантастичным, казалось, что SNES может тянуть 3D графику. Разумеется это было ненастоящее 3D. Тем не менее на SNES вышел целый ряд игр, полностью основанный на графическом режиме Mode 7. Как правило, это были гонки и спортивные симуляторы.
F-Zero, входившая в стартовую линейку SNES, произвела фурор. Графика казалась чем-то недостижимым, а геймплей инновационным. Super Mario Kart смогла отшлифовать технологию и довести игровой процесс до идеала. Успех этих игр привёл к появлению целого ряда клонов. Power Rangers Zeo: Battle Racers один из них. Главной проблемой игры стало то, что в ней нет ничего нового. Power Rangers Zeo: Battle Racers – это бессмысленный клон Super Mario Kart без единой новой идеи. Про неё мне просто нечего рассказать. Мы гоняем по кругу, а ещё можем стрелять по врагам. В игре нормальная графика и управление, но очень скучный дизайн трасс.
Большой проблемой Power Rangers Zeo: Battle Racers стало разделение экрана в одиночном режиме. Да, также было и в Super Mario Kart, но между этими играми 5 лет разницы. Я в детстве обожал серию OutRun, но OutRunners я так и не смог полюбить из-за раздражающего разделённого экрана. Стоит также учесть, что в картридж с Power Rangers Zeo: Battle Racers был встроен специальный чип SA1. Он помогал SNES с вычислениями, но из-за этого Power Rangers Zeo: Battle Racers стоила дороже, чем среднестатистические игры.
Gekisou Sentai Car Ranger
Super Nintendo Entertainment System (1996)
Разработчик – Natsume
Игры про рейнджеров кончились… Но у нас остался Super Sentai! Вообще, учитывая концепцию двух сериалов, было бы логично увидеть игры с сильными региональными различиями… Но увы, Banpresto практически проигнорировала родной японский рынок. Лишь в конце жизненного цикла SNES, японцы получили игру с любимыми героями.
Перед нами балдёжный платформер в чиби стилистике. На этот раз Natsume отказалась от своего древнего движка и надоевших спрайтов. Gekisou Sentai Car Ranger сделала маленькая команда в сжатые сроки. Вначале эта игра меня разочаровала. Уровни линейны, врагов слишком мало, но главная проблема – это примитивный геймплей. Мне не понравилось, что главное различие между рейнджерами – это оружие, которое нужно подбирать. Оружие редко выпадает, и, если рейнджер получает урон, то теряет ценный артефакт. Более того, оружие не сбалансировано. Бластер синего рейнджера позволяет устроить геноцид врагов и боссов.
Со временем Gekisou Sentai Car Ranger разгоняется. В игре очень интересные и смешные боссы. Каждый босс имеет свой уникальный дизайн, для их уничтожения необходимо подбирать тактику и стратегию. Natsume сделала целую кучу разных врагов, при этом некоторые боссы хитро спрятаны на уровне. Первые уровни были всего лишь затравкой. Gekisou Sentai Car Ranger таит много секретов, и в ней интересный геймдизайн. Однажды я просто случайно упал в яму, и там на меня напал секретный босс! Я обожаю такой подход к построению уровней. Gekisou Sentai Car Ranger не заставляет себя исследовать, но невнимательный игрок обязательно получит плохую концовку.
Можно сказать, что Gekisou Sentai Car Ranger – это Mega Man X, сделанный для детей. И это круто. Natsume смогла взять всё лучшее из большого хита Capcom и сделала маленькую, но очень комплексную игру. Gekisou Sentai Car Ranger имеет свою уникальную геймплейную механику – ближний бой. Подкаты, прыжки очень хорошо сочетаются с пинками и ударами. Более того геймплей за Зеро в Mega Man X4, вышедшей 1997 году, сильно напоминает детище Natsume. Как знать, возможно Кэйдзи Инафунэ тоже фанат могучих рейнджеров.
Итог и новое начало
Без сомнения, сегодня в противостоянии двух великих консолей победу одержала SNES. На SNES вышло больше игр про могучих рейнджеров, Natsume справилась с поставленной задачей. Тем не менее для Banpresto рынок аркадных игр всегда был ключевым. Очень похожие игры выходили на аркадных кабинетах Bandai, и их качество, как правило, было на порядок выше домашних версий. Хотите крутой битемап? Pretty Soldier Sailor Moon и Denjin Makai ждут вас. Для фанатов файтингов существуют Mobile Suit Gundam и Dragon Ball Z. Даже для фанатов гонок существует Masked Riders Club Battle Race. Поэтому тему токусацу и аниме игр можно ещё долго продолжать.
Данная статья была во многом для меня экспериментальной. Я хочу продолжить тему, но не знаю насколько она интересна читателям моего блога. Я не хочу устраивать голосование, поэтому напишите в комментариях, о чём Вам интересно почитать. А вот мои идеи:
- Могучие Рейнджеры 8-бит! Разберём ранние игры по легендарной франшизе! Великая битва NES Vs GB Vs GBC Vs GG.
- Могучие Рейнджеры GBA! Ещё больше крутых 16-битных игр. Смогут ли японцы удержать планку качества и вывести франшизу на новый уровень?
- Сейлор Мун 16-бит! Подборка файтингов и битемапов про прекрасных воительниц в матросках!
- Годзилла GBC и GBA! Хорошие игры по кинолицензии? Исследую библиотеку карманных приставок Nintendo.
- The Great Battle! Грандиозный спин-офф от Banpresto. Все любимые герои серий Gundam, Gundam и Ultraman собрались вместе! Нас ждут 5 крутых забытых игр на Super Nintendo Entertainment System!
На этом всё! Рейнджер, помни! Используй только лицензионную пасту для полировки своего шлема и надевай подштанники с начёсом в минусовую температуру.
Лучшие комментарии
Меня лично игра со Snes очень впечатлила, в детстве много на эмуляторе в нее играл. Там механики действительно разнообразные в плане боя, для простенького битемапа это нетипично. Можно разные типы ударов делать и способностей, например розовый рейнджер ходит с луком и она может как драться им, так и стрелять из него, если нажать вниз+удар. Два типа захватов еще есть, можно об землю врагов кидать, а можно откидывать. Но платформинг да, не самый удобный. Однако сама атмосфера и звуковое сопровождение порадовали, пишу коммент, в голове аж играет музыка с боссфайта со скелетом в шляпе.
Майти Морфины Муви на Сеге были одной из любимых игр! прошел наверно не меньше 20-30 раз на всех сложностях
а вот пиратского файтинга(который в те времена никто не знал что он пиратский) у меня никогда не было и в продаже не попадался. но у друзей периодически появлялись картриджи с ним и мы тогда залипали в него не меньше чем в какой-нибудь Ультимейт МК3 или Примал Рейдж
Хорошая статья, но всё же игра называется MMPR: The Movie, ибо сделана по полнометражному фильму.
Сериал из детства. Сейчас смотришь что за нелепость, а раньше было хорошо.