3 ноября 2023 3.11.23 26 1673

Мысли о серии Legacy of Kain. Часть III. Как создать временной парадокс и не умереть в процессе

+22
Свобода воли это иллюзия

Итак, Soul Reaver продался очень хорошо, понравился игрокам и критикам, так ещё и закончился на такой нечестной концовке. И вот, спустя два года, фанаты узрели продолжение истории. И каким же оно вышло? Получилось ли у Crystal Dynamics оправдать ожидания? А это, любезный читатель, мы и попробуем выяснить.

Читатель, рекомендую тебе ознакомиться с первой и второй частью рассказа об этой серии игр. Возможно тебе захочется освежить память о событиях вампирской саги. Так же напомню, что здесь мы не будем сильно затрагивать процесс разработки, а по геймплею пробежимся в конце. Эта статья не выставляется скромным автором как обзор или история серии, а лишь пересказ сюжета и краткие итоги после. Мои ошибки всех разновидностей отмечайте в комментариях, всё смотрю и стараюсь на всё отвечать. Приятного чтения.

Игра встречает нас напоминанием о том, какое событие изменило Носгот навсегда — Каин отказался от жертвы. С тех пор мир стремительно умирает. Однако в этой части нам доведётся поглядеть на Носгот в разных эпостасиях. Затем мы видим довольно красивую кат-сцену, которая, в несколько измёненном виде, повторяет концовку предыдущий части. Встретившись с Мёбиусом, Разиэль сразу показывает своё отношение к хранителю Времени, угрожая расправой. Но последний знает, что умрёт не от рук поглотителя душ и умело выкручивается, рассказывая нашему герою как близки они были, когда синекожий как воин жрец сарафан и каким благородным тот был. Тут же мы видим, что посох Мёбиуса нейтрализует призрачный Похититель Душ Разиэля. Так же мы узнаём, что находимся в крепости охотников на вампиров, которая раньше принадлежала ордену Сарафан.

Мёбиус сразу провёл нам экскурсию, показав зал, в котором Ворадор когда-то убил шестерых из круга. Теперь там есть фрески с этими событиями
Мёбиус сразу провёл нам экскурсию, показав зал, в котором Ворадор когда-то убил шестерых из круга. Теперь там есть фрески с этими событиями

Хранитель показывает нам, что Колонны Носгота до сих пор стоят и не осквернены безумием. А рядом с ними нас дожидается Каин. Мёбиус поддерживает Похитителя Душ в его стремлении убить вампира, но выбраться из крепости охотников он нам помочь не может. Хотя это проблема уже не Разиэля, а самих охотников. Перед уходом замечаем ещё одну комнату с машиной времени, которая нам понадобится в дальнейшем.

Говорил же, это проблема охотников
Говорил же, это проблема охотников

Немного побродив по крепости, к нам возвращается наш астральный клинок. После мы обнаруживаем последнее пристанище Уильяма Справедливого, которого Каин убил ещё в первой части, что спровоцировало геноцид вампиров. На самом саркофаге правителя лежит его оружие — Похититель Душ, сломанный в последней битве хозяина. Приближаясь к нему, Разиэль испытывает странное чувство смещения и чем ближе он подходил к мечу, тем сильнее было это чувство.

Дотронувшись до физической копии своего меча, Разиэль впервые почувствовал его сущность, стремящуюся воссоединиться со своим двойником. Наш герой на время стал беспомощным, пока Похититель высасывал его душу, чтобы восстановиться. И, когда синекожий уже был на грани, клинок отпустил его. Физическая его версия была восстановлена и оказалась в руке Разиэля. Тогда он понял, что его оружие обрело подобие разума. Рядом удачно оказался Мёбиус, ещё и без своего посоха. Получив новую порцию угроз, хранитель внезапно признаётся, что тоже служит Старому Богу. Увидев страх в глазах старика, Разиэль бросает клинок и уходит, говоря что хранитель ему больше не угроза.

Пройдя дальше по крепости мы окажемся у мемориала лучших воинов Сарафан. Здесь были убиты Разиэль и его братья по оружию. На изображениях можно увидеть человеческий облик будущих кровавых лейтенантов Каина. Сам же герой испытает чувство обиды за то, каким чистым и благородным он был и чем стал в итоге.

Наконец выбравшись из крепости, Разиэль видит Носгот до его разрушения отказом Каина. Прекрасный и наполненный жизнью край. От этого он лишь укоренятся в своей решимости убить бывшего хозяина, который обрёк на мрачную судьбу не только самого Разиэля, но и весь мир. Нужно скорее добраться до колонн.

По пути в бывшем вампире начинает появляться понимание, что никакой праведности в походе против вампиров нет. Ведь местные кровососы не напоминают тех безжалостных хищников из эпохи империи Каина. Тут же происходит полноценный геноцид с пиками точёными, сжиганием и кольями.

Вскоре мы добираемся до Колонн. Они предстают в своём первозданном виде, ещё не испорченные безумием Круга. В центре нас ждёт Каин. У Разиэля с ним завязывается диалог в процессе которого Колонны чернеют, что значит лишь одно… Ариэль только что была убита, её дух пытается добраться до Колонн, а Напраптор впадает в безумие, заражая им всех членов Круга, в том числе и Каина, рождённого в этот самый момент.

Получается, что Каин с самого рождения был запятнан безумием и не мог быть готов к своей судьбе хранителя Баланса. И, надо признать, последствия убийства Ариэль были гениально просчитаны. Ведь по итогу беловолосый стоял перед выбором: выпадет орёл и он, последний вампир Носгота, приносит свою жизнь в жертву, что значит вымирание расы детей ночи; либо выпадет решка и он отказывается, обрекая мир на медленное разрушение. Как говорится, the game was rigged from the start…

Именно этот разговор посеял в нашем герое сомнения
Именно этот разговор посеял в нашем герое сомнения

Но что если есть третий вариант, разгадка к которому кроется в самом присутствии Разиэля здесь. Ведь если подкинуть монету достаточное количество раз, то однажды она упадёт на ребро. Однако, выяснить эту тайну нам предстоит самостоятельно. После этого Каин исчезает, давая Разиэлю самому найти ответы. Главная цель меняется и теперь вместо мести нашему создателю, мы попытаемся раскрыть что за игра тут ведётся.

В пути Разиэль подмечает, что за ним кто-то следит, а чуть позже находит странную дверь, на которой изображено существо с крыльями, синей кожей и трёхпалыми руками. Да, внимательный читатель, существо с рисунка очень похоже на нашего синего убийцу. Так ещё и дверь открывается с помощью Похитителя Душ.

Совпадением такое не назовёшь
Совпадением такое не назовёшь

Внутри мы обнаруживаем комнату с девятью колоннами. Похоже, что эта постройка так же стара как и сами Колонны Носгота. Помимо этого, на стенах нанесены фрески с изображением синих крылатых созданий, так похожих на Разиэля, их война с какими-то демонами, сам Похититель Душ и проклятие жажды крови. Интригует, не так-ли, терпеливый читатель?

От размышлений нас отвлекает Старший Бог, вновь пытающийся настроить Разиэля на убийство Каина. Однако герой в открытую дерзит, высказывает сомнения в могуществе своего «покровителя» и даже называет гигантским кальмаром. Здесь видно, что теперь бывший вампир не верит никому и пытается докопаться до истины. Приятно видеть рост персонажа.

Выглядит Старший Бог действительно не особо могущественным
Выглядит Старший Бог действительно не особо могущественным

Выбравшись из пещер, оказываемся на ещё одном знакомом для игравших в Blood Omen месте — болотах Термогентского леса. Сразу же замечаем ещё одну комнату с устройством Мёбиуса. Вернёмся к ней как-нибудь потом. Вскоре мы так же видим нашего таинственного наблюдателя, которым оказывается Ворадор. Неплохо было бы с ним поговорить, всё же этот лесной житель как-то уже помог молодому Каину. Для этого нужно сделать небольшой крюк.

Ещё один старый знакомый из самой первой части
Ещё один старый знакомый из самой первой части

Добравшись до террасы, на которой мы заметили зелёного вампира, мы не находим его. Но зато находим ещё одну дверь, отпираемую Похитителем. Внутри же обнаруживаем ещё изображения с крылатой расой и кузницу, наделившую наш спектральный клинок элементом Тьмы. Это поможет нам решать больше головоломок в дальнейшем путешествии и повысит урон от оружия.

Подобные кузницы планировались ещё в предыдущей части, но, как и многое другое, были вырезаны 
Подобные кузницы планировались ещё в предыдущей части, но, как и многое другое, были вырезаны 

По выходу из кузницы, нас встречает Ворадор. Он расспрашивает Разиэля, пытаясь выяснить кто он и чего хочет. Но и сам синекожий не знает что он теперь такое. Ответы можно было бы получить у Яноса Одрона, но тот уже 5 веков как мёртв. Это была бы проблема, но, как внимательный читатель может помнить, у нас есть уже две комнаты с машиной времени, так что зайти в гости к Яносу труда не составит.

Лесной житель опять оказался полезен и при этом не пытался как-то манипулировать главным героем
Лесной житель опять оказался полезен и при этом не пытался как-то манипулировать главным героем

Возвращаемся в крепость Сарафан. По пути снова говорим со Старшим Богом, выслушивая жалкие попытки манипулирования. Разиэль всё так же в открытую дерзит кальмару и продолжает путь. Рядом с крепостью находится ещё одна кузня, в этот раз с элементом Света. Получив новое улучшение нашего оружия, мы теперь можем пробраться в крепость. Внутри мы снова встретимся с Каином, который, судя по всему, уже давно нас ждёт. Бывший наставник рассказывает, что всё решится здесь, что их встреча здесь была предрешена и течение истории не изменить, но… как тогда объяснить смерть Уильяма?

Каин поднимает Похититель с саркофага Уильяма и направляется в сторону Разиэля
Каин поднимает Похититель с саркофага Уильяма и направляется в сторону Разиэля

Ведь убийство будущего тирана отменило поход Немезиса, изменило историю. Всё из-за меча — Похитителя Душ. Ведь он был в руках и Каина, и Уильяма. Это создало парадокс, достаточной силы. И именно Мёбиус был архитектором этих изменений. Рука Разиэля хватается за меч и будто сама пытается убить Каина. Ведь именно это и должно случиться, судьба неизбежна… или нет? Герой находит в себе силы противостоять истории и направляет Похититель в саркофаг бедного Уильяма. Это меняет всё. Беловолосый предполагает, что возможно теперь судьбы Каина и Разиэля вернутся к первоначальному плану хранителя Баланса и спасителя Колонн соответственно, а сами роли хранителей вернутся законным наследникам — вампирам.

Внутри же снова встречаем Мёбиуса, который выглядит растерянным. Сыпя насмешками, заставляем его настроить машину времени на перемещение в прошлое, во времена жизни Яноса Одрона. Слепо доверившись подлому хранителю, Разиэль совершает прыжок во времени.

Уверяю вас,  мне можно доверить настройку машины времени
Уверяю вас,  мне можно доверить настройку машины времени

Как только синекожий покинул комнату, сразу становится понятно что подлый Мёбиус перенёс нас куда-то в будущее. Крепость разрушена и заброшена. Сразу же сталкиваемся с новыми врагами — странными монстрами, которые телепортируются прямо к нам, так ещё и продолжат попытки убить нас и в спектральном мире. Продвигаясь к выходу и сражаясь с монстрами и людьми, Разиэль видит мрачный памятник хранителю Времени.

На выходе из руин крепости нас встречает призрак Мёбиуса, который снова пытается убедить нас в необходимости убийства Каина, ведь это из-за него мир стал таким. Но Разиэля уже не переубедить, всё же слишком подозрительно, что его так сильно пытаются убедить в необходимости смерти бывшего наставника. Похититель Душ угрожает что поглотит дух Мёбиуса, если тот и вправду является духом. Это заставляет хранителя исчезнуть. Теперь нам надо наведаться на болота.

Свою участь он заслужил
Свою участь он заслужил

Проходя мимо Колонн мы снова встречаем знакомое лицо — Ариэль. Она, будучи привязанной к этому месту и немного сойдя с ума, так же винит во всём Каина. И тут Разиэль начинает спорить с ней, доказывая, что смерть вампира может ничего и не изменит. Даже уйдя в спектральный мир, бывшая хранительница не укрыться от упрёков поглотителя душ. Там он припоминает ей, как она манипулировала Каином, скрывая его предназначение, как она натравила его на Круг, начав с её возлюбленного — Напраптора. Но потом он вспоминает что надо бы на свои вопросы ответы поискать и поэтому пора продолжить путь.

Снова оказываемся в комнате со Старшим Богом, который сразу же обвиняет нас и говорит что разруха вокруг случилась из-за отказа Разиэля убить своего бывшего хозяина. В ответ кальмар снова получает насмешки и весьма точное наблюдение, что пока Носгот утопает в хаосе и безумии, само божество будто процветает. Возможно, что Старший Бог паразит похуже вампиров.

Кальмар действительно становится больше, когда мир в упадке. Или мне просто показалось?
Кальмар действительно становится больше, когда мир в упадке. Или мне просто показалось?

В комнату с машиной времени на болотах нам пока не попасть, поэтому пройдём дальше. Через ранее недоступный проход оказываемся в новой локации — Уштенхайме. Именно этот городок (или скорее даже деревушку) терроризировал Янос Одрон. Однако единственное подтверждение этому — рассказы сарафанцев. Не самый надёжный источник. Сейчас городок, как и всё вокруг, заброшен. И лишь монстры составят нам компанию.

Раньше наверняка было милым местечком
Раньше наверняка было милым местечком

Неподалёку находится логово крылатого вампира. Сейчас смысла туда идти нет, сам Янос то уже давным давно мёртв. Тут мы снова сможем поболтать с Каином. Он говорит, что в глазах противодействующих им сил они с Разиэлем союзники, как бы последнему этого не хотелось. Так же Каин убеждает нашего героя, что сам Мёбиус, великий манипулятор Носгота, не более чем пешка. После разговора, находим рядом ещё одну кузницу, в этот раз — Воздуха. Помимо этого синекожий находит подтверждение, что крылатые создатели Колонн были первыми вампирами. После улучшения получаем возможность создавать потоки ветра на специальных платформах и разбивать хрупкие преграды. Одной из таких преград оказывается дверь во временную комнату Мёбиуса на болоте. Разиэль устремляется туда и без предварительной настройки аппарата прыгает в неизвестность. И ему повезло, попал он куда хотел — во времена жизни Яноса Одрона, но в этом же периоде проходит поход ордена Сарафан против вампиров. Теперь можно вернутся к убежищу древнего вампира.

В этом времени нашими противниками станут бывшие братья по оружию Разиэля — сарафанцы, которые нашему герою уже не кажутся такими благородными. Снова добравшись до крепости главного вампира, видим, что она предназначалась для кого-то, у кого есть крылья. А у Разиэля они, к сожалению, малопригодны для полёта. Однако, используя все формы Похитителя, попадаем на самый верх, где нас уже ожидает сам Янос.

Сам древний вампир оказывается весьма гостеприимным и с охотой рассказывает нам всё, что мы хотим знать. Готов, терпеливый читатель? На самом деле хранителей было не девять, а десять. Последним как раз и является Янос Одрон, который должен был оберегать Похититель Душ, выкованный древними вампирами (для нас это уже не секрет, ведь именно им мы открывали двери в кузницы, внутри которых он часто был на фресках). Сами Колонны Носгота так же были созданы расой крылатых и они же должны были хранителями, но из-за проклятия жажды крови не могли продолжить род и стали вымирать, а Колонны избирали себе хранителя с рождения, поэтому ими становятся люди, цивилизация которых как раз начала процветать в это время. С течением веков человеческий род стал забывать истинную историю Колонн, а единственный выживший из древних вампиров — Янос — стал почти дьяволом и источником ужасной вампирской болезни, которого люди боялись и ненавидели. Таким образом, убивая вампиров, люди сами вели себя и мир к гибели. Но при всём этом, никакой ненависти к людям Янос не испытывает. Сам же Разиэль действительно является спасителем Колонн и всего Носгота соответственно.

На чудовище из историй сарафанцев он не тянет, верно?
На чудовище из историй сарафанцев он не тянет, верно?

После объяснений, древний демонстрирует герою сам Похититель Душ. Разиэль чувствует одновременно и огромный страх и дикое желание прикоснуться к клинку. Но всё прерывают воины ордена Сарафан, которые, по всей видимости, следили за нашим синекожим. Янос не даёт нам вступить в бой и телепортирует подальше: в соседнюю комнату, где как раз расположилась последняя кузница, дающая нашему спектральному оружию силу Огня. С её помощью открываем дверь и видим, как воины, используя посох Мёбиуса, лишили крылатого вампира сил и готовятся убить его. И честь эта выпадает никому иному как… самому Разиэлю. Вернее его версии из этого времени. Вспоров грудь Яноса и вырвав его сердце, наше прошлое сталкивается взглядом с настоящим и немного так удивляется. Да, сарафан Разиэль навряд-ли понял, кто перед ним, но по выражению лица явно что-то почувствовал. Убежище начинает рушиться и воины сбегают, прихватив с собой Похититель.

Попросив у умирающего вампира прощение, Разиэль придумывает план. Сердце Яноса существует чтобы возвращать вампиру его (не)жизнь, поэтому с его помощью можно воскресить самого древнего. К тому же следует забрать Похититель Душ. Ведь, как сказал Одрон, создан только для нас. В пути встречаем демонов, которые, очевидно, не являются какими-то монстрами из мрачного будущего Носгота и пришли именно за нашим героем. В очередной раз поговорим со Старейшим Богом и тут Разиэль уже сомневается в том, что кальмар вообще имеет какое-либо отношение к его воскрешению и просто оказался рядом.

Один из демонов, кстати, чем-то похож на финального босса Blood Omen. Но это лишь рядовой противник, который в пути до крепости будет встречаться по несколько особей за раз
Один из демонов, кстати, чем-то похож на финального босса Blood Omen. Но это лишь рядовой противник, который в пути до крепости будет встречаться по несколько особей за раз

Попасть в крепость уже не составит труда, да и найти наш меч было подозрительно легко. Но прежде чем мы успеваем его взять, нас приветствует Мёбиус, нейтрализующий наш спектральный клинок с помощью посоха, и ещё одно знакомое лицо, точнее шлем — Малек, хранитель Конфликта и защитник Круга.

Суровый взгляд
Суровый взгляд

К этому моменту становится ясно, что хранитель Времени манипулировал Разиэлем с самого начала, чтобы тот привёл его убийц к Яносу и мечу. Разговор прерывает крик, знакомый каждому фанату серии, ведь он взят напрямую из Blood Omen. Приятный штрих. Именно в этот момент Ворадор делает из Круга Девяти полукруг (хехе), отомстив за убийство своего наставника. А привели к такому исходу мы, снова сыграв на руку Мёбиусу. И как ты, внимательный читатель, можешь помнить, Малек опоздал на эту бойню, от чего и был обречён на столь мрачное существование духа в доспехах. Собственно игра показывает нам причину этого опоздания — Мёбиус. Хранитель времени не пускает защитника выполнить свой долг, утверждая что именно Разиэль является главной угрозой. Однако когда синекожий берёт в руку Похититель, он всё-таки отправляет Малека на помощь, предварительно заперев перед нами дверь. А вот с другой стороны дверь не заперта и за ней нас ждёт начало своеобразного босс-раша в котором мы сразимся с шестью воинами Сарафан знакомыми нам по предыдущей игре. Первыми станут Мелкая и Зефон.

Став вампирами в будущем, эти двое будут самыми слабыми из шести лейтенантов
Став вампирами в будущем, эти двое будут самыми слабыми из шести лейтенантов

Отныне, с Похитителем Душ в руках, Разиэль становится неуязвимым. И переходить в спектральный мир мы больше не можем. Помимо этого герой становится более яростным, чувствуя злобу и гнев своего оружия. Следующими на пути встают Рахаб и Дума. Глядя на них, Разиэль наконец осознал всю глубину и тёмную иронию поступка Каина — он сам предоставил последнему трупы своих товарищей. Но другого выхода нет, убить эту двоицу было так же не сложно. Поэтому переходим к следующему брату — Турелу. В прошлый раз нам так и не довелось свести счёты, но сейчас есть возможность отыграться на нём.

Последним врагом станет молодой Разиэль. Сперва наш поглотитель душ не хочет убивать свою версию, но поговорив с ним немного и поняв какой тот высокомерный, передумывает. Классика. Бой с этим боссом длится дольше, чем с предыдущими, но никакого шанса проиграть у нас нет, поэтому итог очевиден…

Иронично, не так-ли, читатель?
Иронично, не так-ли, читатель?

После этого, призрачная часть клинка пробуждается и воссоединяется с физической и, внезапно, стала враждебна к Разиэлю и тут появляется ещё один сюжетный поворот. Сам клинок не создавался как похищающее души оружие, а голодная сущность, которую наш герой ощущал до этого была… им самим. Поэтому меч был уничтожен, когда Каин пытался сразить им Разиэля в предыдущей игре — Похититель не может поглотить собственную душу. Клинок вонзается в тело синекожего, пытаясь поглотить, и в этот момент появляется сам Каин. Он советует своему невольному союзнику не сопротивляться и в последний момент, когда реальность снова смещается, вытаскивает Похититель из тела Разиэля, тем самым снова создав парадокс и изменив ход истории, но…

Новые воспоминания нахлынули на вампира, а вместе с этим на лице его стал появляться ужас. Каин говорит, что они угодили прямо в ловушку Хильденов и что Яноса нельзя воскрешать. Но Разиэль, обессиленный, проваливается в спектральный мир, а на его руке, как и всегда, находится призрачный Похититель, его собственная душа. А это значит, что он не смог избежать своей мрачной участи, он лишь отсрочил её, ведь история не терпит парадоксов.

Что же, терпеливый читатель, давай теперь обсудим некоторые аспекты игры.

История вновь обрывается, оставляя финал распахнутым. Второй раз подряд. Но я уже говорил, что клиффхэнгеры не вызывают у меня негодования, главное чтобы конец истории был продуман. Тут, как внимательный читатель мог заметить, событий и персонажей куда больше, чем в предыдущей части, что не может не радовать. И сама история стала увлекательней, довольно естественно вплетая сюжет и персонажей из самой первой части. Приплюсуйте ещё и раскрытие Колонн, Похитителя, мотивов некоторых персонажей и получите образцовый сюжет сиквела. Да, остаются пробелы в истории, которые приходится додумывать, и условности сюжета (к примеру зачем Янос спрятал Разиэля в другой комнате, если тот всё равно по сути бессмертный), но в целом я доволен больше, чем первым Soul Reaver.

Музыка с озвучкой прекрасны, как и во всех предыдущих частях. Пусть треки часто повторяются, но слушать их не надоедает. А благодаря озвучке не устаёшь от кат-сцен и диалогов. Вообще это касается всей серии.

Визуальная часть тоже внушительно обновилась, что неудивительно, ведь игра выходила уже на вторую PlayStation. Благодаря стилизации, которая мне показалась совсем чуток мультяшной или, возможно, комиксной, слегка резкие движения персонажей в кат-сценах (а так же их мимика) смотрятся куда естественней. Собственно даже сейчас Soul Reaver 2 не выглядит вырвиглазно. Анимации в геймплее же куда более плавные и приятные. Виден хороший скачок. К тому же добавили больше роликов, что опять-таки игре в плюс.

Управление стало удобнее, сам Разиэль двигается плавнее, камера мешает меньше. Но всё ещё бывают проблемы. Благодаря новым особенностям нашего оружия головоломки стали интереснее. Да, порой у вашего верного автора случались затупы на таких этапах, но на то они и головоломки, верно? Так же сами локации с головоломками стали разнообразнее, и весьма интересно выглядят визуально.

А вот боёвка напротив. Некоторые вещи вырезали, к примеру глефы. Но не сказать, что они были очень полезны, тем более для их активации требовалось зайти в радиальное меню и выбрать там нужное, а это уже слишком много действий, как по мне. А ещё в этой части мы не будем драться с вампирами, поэтому врагов не надо насаживать на шипы/сжигать/топить. Это тоже не какой-то минус, всё же отсутствие нужды в этом мало того, что обусловлено сюжетом так ещё и подняло динамику. Но сами бои меня в какой-то момент задушили настолько, что я просто пробегал мимо противников. Сперва всё идёт хорошо: охотники Мёбиуса редко ставят блок, атакуют не слишком часто, а урон впитывают охотно. Но чем дальше идёшь, тем противники искуснее.

Этот тип противников способствовал резкому повышению температуру в моей комнате
Этот тип противников способствовал резкому повышению температуру в моей комнате

К примеру сарафаны атакуют быстрее, после чего уходят в глухую защиту, а атаки для пробития блока у нас нет. А вот у врага такая имеется. И ладно бы речь шла про больших демонов, но тут каждый враг может заблокировать любую атаку (кроме атак с Похитителем) создания, которое душами питается. И тут читатель может вспомнить про уклонения, и да, они в игре есть, но работают так же не очень хорошо. Иногда уклониться получается, а иногда атака врага достаёт тебя куда бы ты не перекатился. В добавок к этому сарафанцы с копьём атакуют с большей дистанции чем Разиэль, с таким же копьём в лапах, ведь первый удар им он наносит не той частью. Кто его этому учил? К тому же эти копейщики способны бить полукругом и уклонение в большинстве случаев не спасает, а потом ещё они могут заспамить тебя одним ударом. И как бы ничего такого, после смерти в обычном мире протагонист отправиться в спектральный, где у него всегда есть Похититель в руке и самые слабые противники (если в этот момент вы не сражаетесь с демонами, они вас и в спектральном мире достанут), а в этом месте я вообще не умирал. Но бесит не столько сама смерть, сколько сама ситуация. Остаётся либо активировать Похититель, либо ловить соперника перед его атакой. Звучит то может и неплохо, но на деле весьма душно. В общем-то, боёвка не особо интересная как и в предыдущей части. Да, на момент выхода, она была наверняка воспринималась иначе, но состарилась не очень (не отрицаю, что тут сыграла криворукость автора). Изменилась система спектрального клинка: теперь мы можем активировать его в любой момент. При этом души убитых нами врагов он будет забирать себе и становиться сильнее, но если не следить за шкалой его гнева, то он уже перейдёт на нас. Однако у меня такой проблемы не было.

Локации стали разнообразнее, но пропали секреты и появился бэктрекинг. Сперва кажется, что он не особо ужасный, ведь места нашего пребывания каждый раз визуально меняются, как и типы врагов на них. Но при длительной игре немного неловко носится туда-сюда от болот до крепости и обратно до логова Яноса, а потом обратно на болота и т. д. Теряется чувство масштабности. Будто ты всё время бегаешь по коридору, периодически заглядывая в разные комнаты. Хотя стойте, так и есть! И да, в предыдущей игре локации были однообразные в плане визуала, но куда более разветвлённые. Секретов и опциональных локаций так же нет.

Добавили карту, ура. Правда, тут она не нужна, в отличие от первой Soul Reaver. Иронией пропитана вся игра
Добавили карту, ура. Правда, тут она не нужна, в отличие от первой Soul Reaver. Иронией пропитана вся игра

Боссов в принципе нет. Да, я ранее писал про подобие босс-раша, и да, братья Разиэля посильнее рядовых противников, но какой смысл в этом, если мы и в бою с обычными солдатами не можем умереть насовсем, а в битве с будущими вампирскими сыновьями Каина и вовсе бессмертны? Из этого и получается, что на кону ничего не стоит, проиграть мы в этом бою не можем. Оттого битва с ними была больше сюжетной, хотя с таким же успехом можно было бы сделать убийство шестёрки лучших воинов сарафанцев кат-сценой.

По итогу вышло хорошее сюжетное приключение, с неплохой даже на сегодняшний день графикой, интересными головоломками и персонажами, крутой музыкой и шикарной игрой актёров, но с минусами в виде боёвки, бэктрекинга и коридорности. Делают ли эти минусы игру плохой? Определённо нет. Упрощения по большей части направлены на повышение динамики и кинематографичности, чего разработчикам, в общем-то, удалось достичь. Даже сейчас, более чем двадцать лет спустя, я прошёл её с удовольствием за два вечера (а прохождение занимает 10-12 часов).

А в следующий раз мы поговорим про тёмную лошадку в серии — Blood Omen 2, которую фанаты признали в лучшем случае неоднозначной. Всего вам доброго и скоро увидимся.


Legacy of Kain: Soul Reaver 2

Платформы
PC | PS2
Жанры
Дата выхода
31 октября 2001
313
4.4
161 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Говорят сюжет второго ривера пришлось переписывать из-за как раз таки блад омена 2 и изначально там вроде как парадоксов не было никаких.

Ничёсе, не только я помню эту серию оказывается

Спасибо большое автору за такое крутое продолжение описание этой замечательной серии. Есть моменты, которые и сам знал, есть то, что узнал из этих «Мыслей...»

Не терпится дождаться манифеста про «Defiance», ибо для меня одна из самых ламповых и близких игр за всю геймерскую карьеру.

Вперёд и вверх, как говориться!!!

P.s. Зарегался на Stopgame только для того, чтобы поставить плюсик и дать автору знать, мол, людЯм интересно, ждём продолжения))

Как всегда хорошо, но, как всегда, подушню.)

1. Мёбиус НЕ знал, что Разиэль его прямо сейчас не грохнет. Он не может видеть его действия, в отличие от всех остальных. Поэтому только убалтывание.

2. Сцена в гробнице Уильяма не просто всё меняет. Там даже реальность потемнела, т.к. судьбу жизнь к такому не готовила, и она не могла найти комфортный выход из сложившегося. И не нашла. Тот случай, когда монета упала ребром, т.к. ей плевать на сценарий мира. Ну и, собственно, это новый таймлайн, в котором теперь возможен ВО2, т.к. Каин спас Разиэля. В оригинальном Каин умер у гробницы и не спас Разиэля в финале. Ну и, собственно, поэтому в Defiance его меч такой не очень сильный. Логично и геймплейно и сюжетно.

3. Да, Элдер действительно вырос. А в старом Носготе вообще мелким был.))

Согласен. Для начала хотя бы адекватные ремастеры выпустить, которые без проблем подружатся с современными системами. В них можно ещё и визуал подтянуть, подправить некоторые огрехи. Ещё и в коллекцию всё это объединить. Красота была бы.

А о будущем серии мы ещё поговорим в отдельной части) Там и отменённым проектам время уделим.

Насчёт первого. Я думал Мёбиус при встрече у гробницы не знал точного исхода. А когда Разиэль только появился, никакого парадокса случиться не могло. Поэтому Мёбиус и был так уверен. Может я как-то не так понял, но у гробницы он вёл себя совершенно по другому. И в конце как раз говорит, что второго шанса не будет

Насчёт элдера я сначала подумал может у меня воспоминания исказились) Реально паразит, получается

Дело не в парадоксе, а в свободной воле Разиэля. Все, кроме него, пассажиры, как и говорил Каин. Соответственно, Мёбиусу даже предугадывать не надо — он знает действия каждого. А вот с Разиэлем не проканает. Его нет в потоке времени. Потому все так с ним и носятся — от него зависит буквально всё. Кто уболтает лучше — тот и победил.

Элдер да — паразит в чистом виде.

Так он вроде и после отказа убивать Каина и обрёл свободную волю, нет? Каин его потом и называет Champion of a free will. Типа историю можно изменить только в момента смещения, как у могилы Уильяма. Единственное я не совсем понял почему сам Каин такую волю не обрёл, после того как не умер в месте, где должен был

Нет. Он обрёл её в момент возрождения в озере, на что и надеялся Каин, когда сбрасывал его туда. Он очень долго изучал знаки, пророчества и прочее для спасения мира и пришёл к выводу, что Разиэль — ключ. Это было в тот момент, когда он увидел крылья, т.к. фрески с крылатым чемпионом он тоже видел. И именно поэтому Разиэль и смог не убить его. Это был выбор, а не что-то предначертанное. И поэтому у Каина и нет свободной воли после того момента — пощада является следствием свободной воли, а не причиной.

Ну да, я вот только что в Defiance увидел, что Каин и говорит о том, что свобода воли появилась из-за переделки, грубо говоря. Немного запутался с этими моментами.

Вообще логично, не будь свободной воли, то как бы он не убил Каина в тот момент

Не страшно.

Именно так. Он должен был убить его и попасть в меч после того, как убил сам себя. В первом таймлайне это и произошло. А в этот раз Разиэль поступил по-другому. Хз почему, но из-за этого и события пошли по-другому. И на выходе мы имеем Defiance и ВО2.)

Ну ВО2 вышла конечно странной, в плане сюжета. Допройду Defiance сейчас и может понятнее станет

Немного станет. Но она всё равно стоит особняком. Станет ясно, откуда вылупился главный хилден, и с какого чёрта мы там видим Яноса. На большее не рассчитывай. Но боёвка там классная.

На большее и не рассчитывал, честно говоря)

Хотя внешний вид того же Ворадора из ВО2 неплохо было бы и объяснить)

Факт его существования неплохо бы объяснить. Гуляет теория, что дело рук Каина, но это теория.

Вообще странно, но в Defiance Мёбиус говорит, что они схватили Ворадора, а напоследок ещё скажет, что ему нужно на казнь посмотреть. А Разиэль уже говорит Яносу, что Ворадор закончился. Хз, мне кажется казнь на тот момент ещё не совершилась.

Да и честно говоря сам Ворадор в ВО2 уже не тот. Так что его добавление это лишнее

Так а вроде казни шибко ничто и не мешало.

Ну да, безвольный какой-то.

Так была возможность помешать) Янос то сразу считай воскрес, и спросил. А Разиэль в мертвецы записал. Хз, может это специально так было сделано.

Читай также