Разбор официальных и пиратских версий. Ещё один Аладдин от Sega.
Официальный Аладдин
Nintendo Entertainment System (1994)
Разработчик – NMS Software
Это не та игра, которая была у нас в детстве… Зато легальная! Перед нами порт Disney’s Aladdin с Sega Mega Drive. Та самая яркая, волшебная игра от Virgin Interactive. “Сеговский” Aladdin по праву заслуживает звание одного из главных эксклюзивов Mega Drive. Популярность шедевра Virgin Interactive была настолько высока, что Samsung, владевшая правами на Sega Mega Drive в Южной Корее, переименовала консоль – Super Aladdin Boy. Что могло пойти не так?
Всё! Ведь NMS Software портировала Aladdin на Game Boy. Компания решила не заморачиваться и за основу взяла портативную версию. В итоге мы имеем сильно пережёванную версию… Дело в том, что жизненный цикл NES подходил к концу, этот порт создавался всего для нескольких европейских рынков. В Северной Америке и Японии эта игра не вышла. Capcom к тому времени уже выпустила целую линейку новых игр Дисней на SNES. К 1994 году уже вышло 8 консолей пятого поколения, включая Sega Saturn и PlayStation 1.
Сначала о хорошем. NMS Software смогла перенести большую часть оригинальной игры. Вырезаны были только уровни: “Внутри волшебной лампы” и бонусная мини-игра с обезьянкой Абу. На этом хорошие стороны заканчиваются. Сюжет присутствует только на первом и последнем уровне, игра тормозит… сильно тормозит! FPS привязан к атакам противников, что страшно раздражает. Большая часть врагов вырезана. Чтобы переключиться на яблоки, нужно нажать кнопку SELECT, при этом игра не сигнализирует, что вы сменили оружие. Но хуже всего это – баги и недоработки. Труп босса не оставил лут. Я оббегал целый уровень и, вернувшись назад, обнаружил, что босс все-таки оставил предмет, необходимый для окончания уровня. Уже на другом главаре у меня закончились яблоки, и новых мне не выдали! Пришлось умирать…
Ну и вишенкой на этом фекальном торте стала цветовая палитра. Игра просто ужасно раскрашена. В творении NMS Software всего два музыкальных трека, и от них скоро начинает болеть голова. Боевая система полностью испорчена – в игре очень тяжело драться на мечах, яблоки эффективны, но они могут закончиться. В общем треш.
Game Boy
Game Boy (1994)
Разработчик – NMS Software
Эта версия была адаптирована под возможности Super Game Boy. Геймеры могли поиграть в раскрашенную версию на SNES, если использовать специальный адаптер. Порт на Game Boy оставляет приятное ощущение, по сравнению с NES. Больше мелодий, заставок, доработанная боевая система. Яблоки по-прежнему слишком мощные, но хотя бы некоторых врагов можно убить саблей без получения урона. В игре меньше багов и неплохая производительность. Но самое лучшее – это более приятная цветовая палитра… По крайней мере в начале игры.
NMS Software – трешеделы. Компания выпустила целую кучу плохих портов для портативных приставок (Pinocchio, RoboCop Versus The Terminator). Прорывом для компании стал выпуск Mass Destruction и Hyper 3-D Pinball. Полноценные игры для актуальных систем. Но общее качество оказалось очень низким, что привело к закрытию NMS Software.
Game Boy Color (2000)
Разработчик – Crawfish Interactive
Но был ещё один 8-битный Аладдин на консолях Nintendo! В интернете можно увидеть информацию, что это просто заново раскрашенная версия с классического Game Boy, но это не так. Это ещё один порт Disney’s Aladdin с Sega Mega Drive, но сделанный заново.
Crawfish Interactive добавила недостающие заставки, музыку, при нажатии кнопки SELECT меняется иконка оружия. Потерянные анимации и контент вернулись в игру. Единственная проблема – это резкость Аладдина, но порт на GBC хотя бы не тормозит. Ещё хочется отметить, что графика могла бы быть лучше. GBC мог выдавать красивую картинку.
Crawfish Interactive также занималась играми по лицензии для GBC и GBA. Больше всего прославилась благодаря серии про Годзиллу (Godzilla: The Series, Godzilla: The Series - Monster Wars). Ещё был неплохой порт Street Fighter Alpha и X-Men: Mutant Academy на GBC.
Пиратство
Super Aladdin
Dendy (???)
Разработчик – Super Game
Очень хороший Аладдин! Эта версия была у моего друга Михи, и мы часто устраивали споры, какая игра лучше. Анимации и графика были бережно перенесены из флагманской версии, а музыкальные треки получили неплохие 8-битные аранжировки. Да, этому Аладдину не хватает красок, но Super Game всё равно справилась лучше, чем большие официальные студии. Super Game оригинально подошла к управлению. Чтобы кинуть яблоко, нужно нажать SELECT. Не понимаю, почему разработчики просто не взяли схему управления из Castlevania? В игре странная физика и хит-боксы, но они на стороне геймеров. Этот порт получился лучше версии для Game Boy Color. Увы, Super Game не доделала игру до конца, в ней всего 4 уровня.
Super Game была действительно достойной пиратской студией. Китайские разработчики сделали как минимум 6 игр. Самые известные из них: The Super Shinobi, Boogerman, Earthworm Jim 2 и Super Lion King.
Aladdin II
Dendy (1994)
Разработчик – Chengdu Tai Jing Da Dong Computer Co
Ужасный слабоиграбельный кусок кода. Визуальный стиль скорее напоминает пародию на Аладдина. Механики игры полностью сломаны. В это играли исключительно из-за бренда “Аладдин” и возможности выбрать уровень. Единственным просветом можно считать несколько весёлых музыкальных треков. Я не смог пройти эту игру до конца, и вам не советую.
За страшным названием скрывается сразу несколько китайских студий, поэтому установить точное авторство довольно проблематично. Эта компания выпустила пиратские версии Super Donkey Kong и Super Contra X. Впоследствии Chengdu Tai выбрала себе более лаконичное название Waixing и разрабатывала пиратские игры до 2014 года.
Aladdin III
Dendy (1995)
Разработчик – Hummer Team
Та самая игра! Именно этот Аладдин был у меня в детстве. Наконец-то не калька с SMD. Трудно поверить, что Aladdin III сделали пираты. Мы с друзьями часто вспоминали творение Hummer Team, когда выбирали самые красивые игры на NES.
В Aladdin III фантастические картинка и музыкальное сопровождение. Мне очень нравятся новые локации, которых не было на Сеге. Контраст дворца султана и улиц Аграбы поражал воображение. Сокровищница, переполненная золотыми скелетами, внушала страх. Меня бесил уровень на бревне, но он был сделан хорошо и честно.
Этой игре удалось предать характер Аладдина. Яблоки лишь ошеломляют врагов, а прыжки по головам больше подходили герою, чем удары саблей. Мне очень нравится акробатика Аладдина. Прыжкам на платформах и раскачиваниям на турниках нужно учиться. При желании можно пропрыгать целые секции уровня по головам врагов. Aladdin III намного лучше отрабатывает базовые механики, чем легендарная SMD версия. Это очень напоминает почерк Capcom. Ведь это и была игра Capcom!
Только вот оригинал вышел на Super Nintendo Entertainment System. В старшей версии присутствуют заставки, поясняющие сюжет, а у Джафара есть полноценная вторая фаза. Графика, музыка и физика на SNES мне понравились больше, чем на Dendy. Я по-прежнему люблю Aladdin III, это хороший пиратский порт. Для меня SNES версия стала ремастером к игре детства.
Hummer Team были настоящими рок-звёздами в пиратском мире 90-х. Street Fighter II: The World Warrior, Super Mario World, Tekken 2 и многие другие игры “вышли из-под пера” этой студии.
Sega 8-бит
Master System/Game Gear (1994)
Разработчик – SIMS
Абсолютно самостоятельная игра! Aladdin для Master System сразу поражает своим подходом к подаче сюжета. Мне сложно вспомнить что-то похожее в третьем поколении. Пожалуй ближе всего была Tecmo с её Ninja Gaiden. Конечно в Aladdin нет такого экшена и крупных спрайтов, как в Ninja Gaiden, компания SIMS по-своему рассказала историю.
В игре есть классические заставки, ролики на движке игры и внутриигровые сюжетные переходы. Только на Master System и Game Gear можно увидеть полную историю мультика! Знакомство Аладдина и Жасмин, коварные козни Джафара, только в этой версии можно поиграть за Принца Али, ну а точней Али Абабуа!
В Aladdin огромное количество диалогов, и SIMS очень постаралась, чтобы связать сюжет и игровой процесс. Ковёр-самолёт показывает нам путь к лампе, а во время бегства из Пещеры Чудес Аладдину нужно спасти Абу.
SIMS оригинально подошла к игровому процессу. Первый уровень представляет собой ранер. Сначала мы удираем от стражников, а потом бежим наперегонки с Жасмин по крышам Аграбы. Дальше следует шикарная заставка, где мы просто болтаем с Жасмин и смотрим на закат.
Второй уровень сильнее всего напоминает Prince of Persia – размеренный темп, специфическая физика, небольшие загадки. Дальше следует сцена в сокровищнице, где… Нельзя собирать короны и бриллианты! Взяли лишний золотой – смерть. Ведь пещера предупреждала, что взять можно только лампу.
Полёт на ковре-самолёте получился очень простым на фоне других 8-битных версий. Но зато финал оправдывает все ожидания! Именно во Дворце султана начинается настоящий геймплей. Стелс, загадки и даже небольшой лабиринт! Аладдин в этой версии не воин, он может только ненадолго ошеломить охранника камнем, а с помощью яблок и хлеба хитрый воришка восстанавливает своё здоровье. При этом версия для Master System очень простая, в игре бесконечные жизни и много чекпоинтов.
Дальше следует довольно эпичный полёт вместе с Жасмин на Ковре-самолёте и просмотр ночных фейерверков. Заканчивается игра битвой с Джафаром на ранер-уровне. Лишь в самом конце Аладдин берёт меч, чтобы наказать подлого змея.
Мы получили отличную игру, настоящую спрятанную жемчужину Master System. Конечно к ней можно придраться. Игра слишком короткая, и её физика сильно не дотягивает до старенькой Prince of Persia. Но это отличный “Аладдин”, выполненный с большим уважением к первоисточнику. Жаль, что у нас в 90-е никто не знал про эту игру. Пираты вновь и вновь копировали одни и те же игры.
Game Gear версия была основной, ролики и заставки на ней лучше оптимизированы. Но порт на Master System обладает большим разрешением, и в нём безупречная музыка. SIMS была одной из сильнейших студий, создававших игры для Master System и Game Gear. Компания создала: Ninja Gaiden, Master of Darkness и многие другие игры.
Ну вот и всё! Конечно, тему пиратских “Аладдинов” можно продолжать ещё долго. Я не стал брать игры, в которых изменён один спрайт, и новодел. Спасибо всем, кто меня читал. Играйте, любите, живите!
Лучшие комментарии
Спасибо, гифка с Game Boy (1994) сделала день
Спасибо, интересно было окунуться в воспоминания.
Сам играл в версии для Денди и Сега Мегадрайв. Насколько помню, каких-то проблем технического характера не испытывал.
Иногда бывает, запускаю версию для Сеги на эмуле. Но надолго уже не хватает. Надо времени прилично потратить, чтобы заново адаптироваться к тому геймплею и невозможности бесконечно перепроходить какой-то сложный участок))).
Так Disney Classic Games: Aladdin and The Lion King это тоже эмулятор жеж
играл на сеге, не знал что на денди есть! А какая первая вышла?
На SMD вышла раньше.
Disney Classic Games: Aladdin and The Lion King вышел ведь — не нужны никакие эмуляторы. Я играл в игры которые в этом сборнике представлены — что Король Лев что Аладдин, они на пк ещё были
Да наверно, я на пк играл просто во все эти игры (хоть их и на сеге тоже видел), и когда они только появились, и когда в 2019-м году переиздание сделали, в виде сборника. Переиздание кстати нормас вышло — показаны по три версии каждой игры, для разных стран, можно посмотреть прохождение в самой игре, куча фансервиса, заставки, музыка, прям видно что хотели сохранить эти игры в истории, чтобы они нигде не потерялись, и чтобы те кто играл в них когда то, могли снова без проблем их найти и запустить
К возможности в эмуле делать сохранения в играх, где такая возможность изначально предусмотрена не была, я как-то до сих пор нормально не привык)