26 сентября 2023 26.09.23 8 1052

Цикл: доисторические консоли/первое поколение. Magnavox odyssey 500 «Первый Графон»

+13

Сегодня у меня долгожданный финиш и кульминация «сотенной» серии консолей Magnavox. Боялся что с моей систематичностью написания - не доживу до этого момента=)

По сути на декабрь 76 года у Magnavox в обороте было три консоли в разных ценовых сегментах. Семидесятидолларовая 300 серия – с одномерным управлением. Стодолларовая 400 серия – с подсчетом очков и разнообразным управлением. И царь-консоль – сто тридцатидолларовая 500 модель, которая собрала в себе все фишки более простых моделей, но самое главное – отображала цветной интерфейс а вместо стандартных «полосок» отбивающих мяч, на поле отображались схематичные фигурки игроков.

 Для осознания общего контекста технологичности данной консоли – прошу вас обратить внимание, что телеканалы ABC и CBS запустили регулярное цветное вещание только в 62 и 65 годах соответственно (первыми в США), всего за 10 лет до выхода этой консоли.

И вот вам в 76 году предлагают не просто поуправлять на экране своего домашнего телевизора абстрактными кубиками или линиями, вам предлагают яркую игру с насыщенными цветами и пускай и схематичными но хоккеистами, теннисистами, сквошистами(?)

Начинка/цена/комплект

Собственно основой консоли все еще оставался тот же чип который был сердцем большинства консолей этой серии (100, 200,400,500) - TI SN764xx. Все фишки консоли, сверх привычных нам, достигались при помощи дополнительно распаянных на плате чипов. За цвет и за генерацию графики персонажей отвечали отдельные чипы, что можно увидеть на схеме которая находилась в инструкции консоли.

В нее также как и в младшие модели был встроен динамик и был распаян звуковой чип, так что игра не проходила в полнейшей тишине.

Стоило сие чудо на момент выхода (и на протяжении всей жизни, т.к. срок актуальности консоли в то время был крайне мал) 130 долларов, что в пересчете с учетом индекса инфляции на момент публикации блога составляет примерно 700 долларов или 70 000р.

Ощутимо дороже своих младших сестер, но эта переплата в 30 баксов выглядела более чем оправданной с учетом того ЧТО предлагала консоль, для того времени. Odyssey 500 была первой домашней консолью с цветной графикой и схематичным изображением игроков.

Открывая коробку – нас встречал стандартный набор того времени. Собственно сама консоль, блок питания, переходник на антенну, инструкция.

Корпус не претерпел особых изменений в сравнении с младшими моделями, но нужно признать, панелька с переключателями под дерево выглядела дорого-богато в сравнении с 300 и 400 моделью.

Наклейка под дерево
Наклейка под дерево

Из интересного на корпусе:

1)      Так как консоль стала выдавать цветную графику, это позволило дифференцировать игроков по цвету, что и отразили цветными наконечниками, украшавшими верньеры управления. Нужно признать оттенки подобраны приятные и в целом немного оживляют мрачноватые тона корпуса.

2)      Поскольку выбор игры теперь осуществлялся помимо прочего выбором визуализации игрока – правый переключатель теперь отвечал не за выбор количества платформ(весел, ракеток), а за выбор визуализации игрока.

Во всем остальном – более чем стандартно для серии.

Игры

Забавно, но Magnavox в рекламной компании помимо цвета решила сделать упор на то что данная консоль предоставляла на выбор ЧЕТЫРЕ ИГРЫ! Четвертую игру обозвали SOCCER. Однако это было очень условное деление, поскольку игр на самом деле в консоли было одновременно и больше и меньше. Сейчас объясню почему.

Нужно обратить внимание, на то что все консоли данной линейки начиная с 100 по 500 делили предоставляемые возможности на несколько игр, но только деление это было очень условным. Т.е. переключатель не запускал НОВУЮ игру, он менял правила текущего поведения элементов на экране. (а в 500 модели еще и менял цветовую гамму, у каждого поля была своя цветовая гамма)

Ставя переключатель в режим «Теннис» - игрок получал полностью проницаемую для мяча сетку, и два непроницаемых и управляемых «Весла»

Включая режим «Хоккей» - игрок получал две непроницаемых для мяча стены с отверстиями по разным краям поля.

Включая режим «Сквош» - игрок получал одну непроницаемую для мяча сетку.

В некоторых моделях был второй переключатель отвечавший за количество «весел». Однако в 500 модели, его назначение заменили. Теперь данный переключатель отвечал за модельку игрока отображаемую на экране. Теннисист, «сквошист», хоккеист.

Именно разным сочетанием полей и моделей игроков и считали игры. Но Magnavox решили что сочетание «Хоккейного» поля и игроков в «Сквош» это и есть тот самый новый «Соккер».

Внимание! Соккер, он же Футбол=)
Внимание! Соккер, он же Футбол=)

Отчего было не пойти дальше и не выдумать названия для оставшихся вариантов – хоккеиста на теннисном поле или теннисиста на хоккейном не понятно. Впрочем как не понятно и то, почему нельзя было не упоминать эту эфемерную возможность запуска четвертой игры.

В остальном же, не думаю что стоит повторяться и рассказывать про правила игр. Базовая концепция осталась та же, т.к. игры генерировались все тем же процессором что и в остальных консолях и в своей основе были совершенно идентичны играм на младших версиях приставок.

Резюме

Magnavox буквально за полтора года выкатили обширную линейку консолей на тот момент закрывшую все ценовые ниши рынка. Начиная от пробных шаров в виде 100 и 200 моделей и заканчивая перебором в ценовом диапазоне от 70 до 130 долларов 300,400 и 500 моделями.

Причем завершили линейку максимально красиво. 500 модель была логичным пиком для домашних консолей 76 года.

Она была идеальным экспонатом для продавца электроники того времени, потому что очень хорошо позволяла отвечать на вопросы «зачем?» и «почему?».

«С чего бы вам платить за нее лишние 30 баксов? Да вы же управляете самыми настоящими хоккеистами…не нравится хоккей? Теннисистами. Сэр, это же волшебство, ей богу. Что говорите? Нет цветного телевизора? Так нам как раз вчера НОВЕЙШУЮ партию завезли, тоже Magnavox. Заодно посмотрите на Дика Кавета в цвете, это же совсеееем другое дело.»


Pong

Платформы
Жанр
Дата выхода
29 ноября 1972
13
4.2
13 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

С первым есть нюансы
В ходе поисков материала оказалось, что в первом поколении есть буквально мифические консоли. Они раз или два встречаются в виде названий в каких нибудь списках, но в информационном поле полностью отсутствуют хоть какие-то фотографии или информация.

Тут страдает мой перфекционизм. Когда начинал — хотел пройтись по ВСЕМ моделям по времени выпуска, но часть выпадает из-за отсутствия информации.

А переходить ко второму хочется как-то логично, чтобы прослеживалось развитие. Вон магнавоксы вообще как по мне любопытны именно в контексте с ближайшими родственниками, а каждая модель сама по себе — менее интересна.

Но это так мысли в слух

В общем в итоге думаю действительно — либо доберусь до самого конца магнавоксов через все поколения, либо остановлюсь все же на самых экзотичных.

Уж очень много в тех поколениях мелочей являющихся клонами других производителей с измененным шильдиком. Как пытаться разобраться в моделях карманных тетрисов из 90х)

Автор, пили еще! Если первым поколение у Магнавокс закончилось, то было бы интересно почитать про конкурентов в первом поколении Coleco Vision и проч.

Было бы интересно увидеть сборник самых необычных представителей первого поколения. Ну и второе поколение тоже, напрашивается!

Вот на Coleco Vision как раз посматриваю, но она вышла уже в 76, это конкурент 300 серии, а там еще в 75 была такая вундервафля как «Binatone TV Master»(выглядит как пульт управления кораблем из стар-трека 60х=), хронологически логичнее тогда про нее)

Ну либо переходить к следующему поколению магнавоксов, возможно вырваться таки из черно-белых полосок и квадратиков будет интереснее?)

Я просто сам в свое время заинтересовался первым поколением, но споткнулся на списке в википедии, где упомянуто около тысячи моделей. Там в одном только 1977 году вышло более 500 разных. После этого разбираться в этом болоте желание пропало напрочь. Но некоторые прям привлекают дизайном и какой нибудь общий обзор с самой самой экзотикой — я бы почитал)

Но второе поколение прям интересно. Там все же каждая консоль была уникальной, со своими контроллерами, своими играми. Очень интересно.

Буду ждать твоих новых блогов ;)

Читай также