25 сентября 2023 25.09.23 3 1402

Провальный клон Gears of War. Quantum Theory (2010 )

+16

Вы наверняка слышали фразу: «Что бы ты не делал, всегда найдётся азиат, который делает это лучше тебя». Но сейчас я вам докажу, что это не так. Давайте для примера возьмём серию Gears of War.

В далёком 2006 году с первой Gears стартовал бум кавер-шутеров, то есть тех шутеров от третьего лица, где основа геймплея – перекаты между укрытиями, регенерация за теми самыми укрытиями и отстрел толп врагов. Этот жанр был невероятно популярен на седьмом поколении консолей, то есть на третьей плойке и 360-ом боксе. Kane & Lynch, Uncharted, Binary Domain, Spec Ops: The Line… А на одной консоли можно было зарубиться в прекрасную серию Army of Two или в F.U.S.E. Это был ключевой жанр того времени – что ни игра, то шутер от третьего лица с укрытиями. Как сейчас всякие экшены в открытом мире.

Spec Ops: The Line
Spec Ops: The Line

В 2010-м году вышел самобытный японский взгляд на жанр. Безумно драйвовый, яркий, с трэшовым (в хорошем смысле) сюжетом. Но, к моему сожалению, я сейчас говорю не о Quantum Theory, а о Vanquish. И, да, в 2010-м году издательство Koei Tecmo выпускает невероятно амбициозный шутер Quantum Theory, о котором вы, скорее всего, никогда не слышали.

В конце нулевых Koei Tecmo захотело себе третью игровую франшизу для завоевания зарубежных рынков. У них была серия Ninja Gaiden и Dead or Alive, которые стабильно приносили прибыль, а в помощь им разрабатывался шутер от третьего лица, с изначальным прицелом на западную аудиторию, чего авторы не скрывали в промо-материалах к игре.

Dead or Alive от тех же Koei Tecmo
Dead or Alive от тех же Koei Tecmo

Вплоть до конца 2009 года считалось, что Quantum Theory станет Gears of War’ом для PlayStation, ведь ровно до декабря 2009 игру обещали выпустить только на PS3, но по каким-то причинам от эксклюзивности отказались. К радости игроков на Xbox 360, Quantum Theory в сентябре 2010-го выходит и на их платформе.

Разрабатывала игру внутренняя студия Team Tachyon, часть самой Koei Tecmo. Туда входили авторы хоррора Fatal Frame, и до Quantum Theory разрабы отличились экшеном Rygar: The Legendary Adventure для PS2 и Wii, а ещё экшеном Undead Knights для PSP. Опыта работы с шутерами не было. И, несмотря на этот факт, гордые разработчики вместо того, что взять и сделать шутан на юнити, решили взять свой движок из Ninja Gaiden Sigma 2 и переработать его под стрельбу, перекаты и укрытия. Какой смысл в этом, когда есть готовые решения? Чёрт его знает, вот Lost Odyssey тоже кое-как на западный движок посадили и консультировали потом по вопросам его работы. А Koei Tecmo решило всё же не брать двигло от западных партнёров. Хотя казалось бы, что такого, если ты ориентируешься при разработке на западный рынок. Это, на мой взгляд, было первой ошибкой.

Ninja Gaiden Sigma 2
Ninja Gaiden Sigma 2

Сюжет написан единолично товарищем по имени Masayuki Nagamine, в чьём портфолио сценариста значится… ничего.

Это первая игра, для которой автор пишет сценарий. Что я считаю второй ошибкой. Да, разработкой руководил Makoto Shibata, сценарист серии Fatal Frame и хоть какой-то сценарист с опытом в этой сфере, но он руководил, а не писал для игры сюжет. Напомню, мы говорим об игре, на которую авторы делают ставку, как на будущую крупную франшизу.

И, вы знаете… Если не играть, а посмотреть только на завязку сюжета со стороны, то он не так плох.

Тут у нас постапокалипсис. Планета, на которой происходит действие, погибла из-за мировой войны. В живых осталась горстка людей, у которых дела очень плохо. Повсюду появляются некие башни, из которых прут агрессивно настроенные гады, а в сами башни пройти нереально из-за мощных систем защиты. Но в стартовой сцене нам показывают, как наш герой вместе с девушкой по имени Никс умудряется уничтожить башню изнутри, правда ценой жизни Никс. Очень дурная сцена, ибо Никс просто падает – герой не пытается её спасти, а после сцены разрушения башни нас резко показывают живым и невредимым где-то на свободе. Но вопросы лучше не задавать…

Дальше сюжет делится на три этапа: два коротких и основной. Вначале будет этап, где главный герой по имени Сид добирается до новой башни в компании выживших людей. Правда, выживших временно – все они помрут по пути, но не переживайте, вы даже не успеете привязаться.

Потом начнётся основной этап – поход на вершину башни, и прервётся он лишь небольшим флешбэком, где нам расскажут о том, откуда у главного героя шрам на лбу. И очень мило покажут, что Сид забрал винтовку своего бывшего командира и теперь с ней не расстаётся.

Ну а башня… Башня – это некое живое строение. Внутри башни распространяется странная штука под названием «Диаблозис». Эту болячку пытается вылечить Филена – единственная жительница башни, которая не пытается Сида убить. Сид же башню хочет развалить, а не лечить, но Филена всё равно соглашается идти с нами вместе. И так вот наша парочка пойдёт на вершину. Но уровней, где герои вместе, меньше половины – игра постоянно разлучает нас с аниме-тянкой.

Филена
Филена

Периодически мы будем встречаться с Диаблозисом – это окажется не болячка, а живое существо, помешанное на хаосе. Перед вершиной башни с ним придётся сразиться как с финальным боссом. А на самой вершине башни Филена решает уничтожить свой дом, убить своих клонов, развалить некий кристалл (который её создал и по сути является её отцом) и разрушить башню, потому что почему бы и нет. Но в отличие от Никс, которая померла на старте игры, Филена выживает, и после титров нам показывают, что она идёт вместе с нами крушить следующую башню.

К сюжету вопросов лично у меня нет. Не потому что он хороший, а потому что шутаны от третьего лица хорошим сюжетом редко могут похвастаться, а тут ещё и пилотный выпуск для франшизы. Поэтому хрен с ним – здоровый мужик с аниме-тян идут уничтожать башни, допустим.

А вот с геймплеем прям беда.

Позвольте напомню – речь об игре 2010-го года. Два года назад, в 2008-ом, вышла Gears of War 2. Чуть раньше, в том же 2010-ом, вышла Army of Two: The 40th Day. Обе игры с кооперативом, хорошей (для консолей) графикой, физикой стрельбы, тел, разнообразным оружием.

Army of Two: The 40th Day
Army of Two: The 40th Day

И вот Quantum Theory. Army of Two я упомянул именно для понимания, что в этом же году, на той же консоли выходили добротные шутеры. Сравнивать же Quantum Theory имеет смысл именно с Gears of War, потому что тут всё прямо кричит нам о том, что это клон «шестерёнок войны». Но клон дефектный. Всё, начиная с перезарядки и закачивая фирменным оружием главного героя, скопировано из рук вон плохо. Стоп, перезарядку даже не стали копировать!

На всякий случай поясню для тех, кто не в теме – в Gears of War была такая штука как «активная перезарядка». Чтобы динамика сохранялась, игроку давали возможность вручную перезарядить оружие быстрее – нужно лишь попасть в ритм кнопкой. Кажется мелочью, но это переосмысление механики перезарядки делало геймплей в разы динамичнее. В Quantum Theory решили «не списывать точь-в-точь» и сохранили обычную перезарядку, хотя даже интерфейс похож на Gears, нашли чего стыдиться.

При этом фишку с фирменным оружием переняли. У Сида есть фирменная пушка. Но есть нюанс: это просто пушка с 10 патронами в обойме, стреляющая одиночным выстрелами. У неё нет особого заряженного удара, функции приближения прицела или хотя бы цепной пилы в качестве ближней атаки. Это просто оружие, которое невозможно убрать из слота. Две пушки можно взять на выбор с павших врагов, но это всё временно, а фирменная пушка тебя никогда не бросит. Точнее тебе не дадут её бросить.

Но если ты вдруг хочешь что-то бросить – брось Филену.

Знакомьтесь – перед вами основная фишка геймплея. В нескольких уровнях мы будем драться бок о бок с Филеной, и в эти моменты мы можем бросить её во врага. Долгое нажатие кнопки броска отправляет тянку прямиком в лицо врагу, а короткие нажатия отправляют Филену ввысь, откуда она оглушает врагов. Кидать женщину в лицо врагам весело, конечно, но на сложности выше лёгкой за время броска можно схлопотать в лицо столько пуль, что хватит для отправки на тот свет.

На этом «польза» от Филены не заканчивается. У Сида есть атака ближнего боя – простой удар прикладом. А вот когда он вместе с Филеной, эта атака превращается в комбо из трёх ударов. Зачем оно в шутере? Это не NeverDead или Dead to Rights, где боевая система комбинированная и стрельба смешана с ближним боем. Quantum Theory – шутер, а удар нужен разве что для того, чтобы оттолкнуть врага и добить очередью. И вот этот удар превратили во вполне себе убийственное комбо… Опять же – на лёгкой сложности, наверное, можно бежать на врага и забивать его вдвоём ногами-руками. Но даже на средней ценность этой механики приближается к нулю.

Справедливости ради, бежать с цепной пилой в Gears тоже дурацкая затея, но там это хотя бы выглядит зрелищно. В Quantum же проблема усугубляется дешевизной разработки. На анимациях и физике сэкономили, поэтому враги после убийства просто разрываются в воздухе в виде зелёной жижи. Выстрелом ли вы его убили, пинком – анимация смерти всегда одна.

Из-за отсутствия физики тел стрельба тоже ощущается слабее, чем в других шутерах, прицел ещё такой дурацкий. Серьёзно – тут стандартный прицел при приближении превращается в хрен пойми что, какой же бред… И, возможно, на этом бы стоило закончить. Сказать, что Quantum Theory – поразительно плохая игра, избегайте её и не тратьте время. Koei Tecmo обманули сами себя, решив, что такой проект сможет стать франшизой, ещё и игроков пытались обмануть, написав на дешёвом клоне Gears of War, что это игра – непохожая ни на что, что вы видели раньше. Вот уж реально не понимаю, как можно было такое написать.

Но всё же был как минимум один человек, который реально старался, работая над игрой. Это тот, кто придумал концепт живой башни. Каждый уровень уже внутри башни и каждая деталь в ней концептуально продуманы. К сожалению, геймплейно всё так же ни черта не продумано, но вот визуальный дизайн локаций на высоте, при этом выдержана идея о том, что каждый уровень – это один из органов башни.

В Quantum Theory использован стиль ар-нуво. Это очень редкий гость в играх, я с ходу вообще не могу вспомнить другие проекты в этом стиле. Да, он смешан со всякими инопланетными технологиями, реакторами, но оттого и интересен.

Но, как я уже заспойлерил, геймплейно это никто продумывать не стал. Чтобы на практике показать, что башня живая, авторы использовали пару странных трюков. Первый – это парочка уровней, где ландшафт меняется прямо во время боя. Фишка-то может и классная, но искусственный интеллект здесь на очень низком уровне, и враги на перемены никак не реагируют. Если это враг с дальнобойным орудием – он как сидел в углу, так и будет сидеть в углу. Другие враги (с дробовиками или автоматическим оружием) как пёрли напролом на игрока, так и прут.

Второй трюк – это элементы чего-то, что я попробую назвать платформером. Также где-то в двух-трёх уровнях у нас будут летающие мосты. Сид цепляется за них и катается до точки назначения. Всё бы ничего, но в одном из последних уровней нужно прыгать с моста на мост, потом на статичные платформы, и так до конца уровня. Надо ли говорить, что прыжки работают ужасно, несмотря на то что они скриптовые?

Причём реально видно, что работали только над башней. Стартовые уровни, где Сид подходит к башне, отличаются. Там дизайнер просто хаотично натыкал укрытий посреди городской улицы, накидал разбитых машин так, что видно использование функции «копировать-вставить», а для башни будто левелдизайнера сменили. Появились реально запоминающиеся пейзажи. Где-то ар-нуво смешано с живыми растениями, а где-то, в местах, где башню запятнал Диаблосис, то же ар-нуво уже смешано с мрачными видами в духе «Чужого». И обидно, что труд автора этой идеи, как и труд художников, нивелируется никакущим геймплеем.

Да, Koei Tecmo обманули сами себя. Quantum Theory не стала франшизой. Quantum Theory ничем не стала. Это забытое, никому не нужное прошлое, сознательно убитое ещё на этапе разработки. Оригинальный концепт живой башни смешали с идеей «а давайте тупо скопируем Gears of War, но чтобы никто не понял, что мы скопировали, мы сознательно не возьмём активную перезарядку и кооператив». Кстати, оригинальный кооператив, где геймплей между Сидом и Филеной отличался, мог бы хоть как-то исправить положение. Но кооператива нет.

Quantum Theory стала третьей и последней игрой подразделения Team Tachyon. Koei Tecmo его расформировало, сотрудники перешли в Team Ninja, которую вы можете знать по дилогии Nioh, Wo Long: Fallen Dynasty или вот Stranger of Paradise: Final Fantasy Origin – там главный злодей, как и в Quantum Theory, тоже помешан на Хаосе. К слову, Koei Tecmo всё же получила новую франшизу как раз в лице Nioh. А к шутерами, кажется, решили больше не притрагиваться. Может, оно и к лучшему.

И у текста есть видеоверсия. Ну, если вдруг...

 

Quantum Theory

Платформы
PS3 | X360
Жанр
Дата выхода
24 сентября 2010
21
2.8
7 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Да ну епрст! Про видео версию надо в начале писать!

Году в 2011-2012 посматривал в её сторону, поскольку Гирсяты уже до дыр были затерты. Но потом глянул на ютубчике геймплей и перестал посматривать.)

Читай также