22 августа 2023 22.08.23 7 2499

История Серии CHASE H.Q.

+25
Лучший блог недели
2000 ₽

Каких только новшеств в гоночном жанре мы с вами не видели на рассвете игровой индустрии. Гонки на время, гонки на выживание, гонки за первенство, на гоночных болидах F1, на микромашинках, на картах и мотоциклах. Для фаната рэйсингов это были золотые времена, ведь что не игра, то либо эксперимент, либо просто крепкий представитель своего жанра.

 Наш сегодняшний герой выпуска сочетает в себе оба качества. С одной стороны, он пытается смешать напряжённую гонку со временем и разрушительные бои на скорости при этом взяв за основу полицейские погони. С другой, смесь эта получилась очень выверенная и ядрёная, отчего игры этой серии неплохо играются и по сей день. А вот сколько этих игр было, что из себя представляют спин-оффы и как серия чувствует себя в современности – всё это мы с вами узнаем в этом материале.

 

Видеоверсия

За серией игр Chase H.Q. стоит компания с многолетней историей, а именно японсикй мастодонт аркадных игр – Taito. Только вдумайтесь, начиная свой путь в начале 70х они до сих пор выпускают игры. Пусть в основе своей и небольшие и преимущественно для мобильных платформ, но всё же. А еще они портировали Half-Life и Left 4 Dead на игровые автоматы! Зрелище забавное, но ничего против не имею. Даёшь хиты Valve в широко-узкие японские массы!

Но вернёмся во времена не то чтобы сильно спокойнее нынешних, а именно в 1988 год. Ведь именно тогда увидела свет подсветки экрана аркадного автомата игра Chase H.Q.

Возьмите на себя роль доблестных блюстителей порядка Тони Гибсона и Рэймонда Броуди. Сядьте за руль люксового Porsche 928, задумайтесь о том, что нихрена себе в полицейской части бюджеты и со всей силы творите порядок и охраняйте закон, разбивая машины нарушителей и свою заодно, начиная подозревать, что начальство явно имеет пару автосервисов.

В начале каждого заезда наша коллега Нэнси даёт ориентировку на очередного преступника на очередной спортивной машине. А тут у нас молодчики как на подбор: маньяк на Lotus Esprit, грабитель на Lamborghini Countach, драгдиллеры на Porsche 911, похититель на Ferrari GTO (очень странный выбор машины, с её то крохотным багажником) и шпиён на Porsche 928, таком же как у наших героев.

Из-за крайне короткого рабочего дня, у вас есть всего минута чтобы догнать негодяя, удирающего со скоростью Икеи из санкционной России, и опять-таки минута, чтобы разбить его тачку и уткнуть мордой в землю. В теории всё просто. На деле – вам то и дело будет подсирать ваши полицейские будни извилистая трасса и мешающие машины гражданских, которые почему-то едут лишь в одну сторону.

Но и на помощь вашей нелегкой службе не поскупились. Ориентироваться в паутине трасс вам поможет вертолёт. Его обзор с высоты птичьего полёта, позволяет видеть преступников и направление их движения, и когда впереди маячит разветвление дороги, пилоты любезно вас направят на путь истинный с помощью яркой стрелки в пол экрана. И когда направление задано, запах внезаконников уже витает в воздухе, а время сильно поджимает – самое время для нитро ускорения, коего в вашем распоряжении три заряда. Активируйте этот турбо поджопник чтобы быстро сократить расстояние до цели, либо поскорее снести очередного гражданского или вылететь с трассы.

И кстати о трассах. Мне многого не надо – разнообразные локации и половина моей любви к игре уже обеспечено. И здешнее богатство видов с лёгкостью завоёвывает моё признание. Зелёные аллеи на фоне города, бездорожье с мешающими кустами и камнями, цветочные поля у холмов, побережье, предгорье, жилые районы и вездесущие тоннели, что эти виды закрывают.

Но лишь окружающими красотами сыт не будешь, пусть со мной и поспорят любители визуальных новелл. Нужен ещё и геймплей, с чем опять же поспорят вышеназванные граждане. А с игровым процессом всё отлично и по сегодняшний день. Ведь в игре заложена простая, но неустанно рабочая формула. Драйвовые, динамичные и эффектные поталкушки на машинах были весёлыми раньше, остаются весёлыми и по сей день.

И не удивительно, что проект сыскал любовь, уважение и популярность среди игроков, что стало уверенным толчком к долгому и плодотворному развитию серии. Прежде всего, первую часть портировали на прорву платформ: NES, GameBoy, Sega Master System, TurboGrafx-16, Game Gear. В зависимости от консоли игра выглядела, звучала и ощущалась по-разному, но в целом дебют серии в независимости от версии приняли очень тепло. Были, конечно, недовольства в адрес скромного графического и аудио оформления в портативных переизданиях, но это нисколько не помешало заняться продолжением.

И оно вышло спустя год под названием Chase H.Q. II: Special Criminal Investigation (прошу отдельно обратить внимание на двойку в названии). Снова со временной эксклюзивностью для аркадных автоматов.

Сиквел явно создавался под девизом «больше, лучше, безумнее!». Хоть в целом идея серии осталась неизменной, но почти каждый аспект был расширен или изменён. Главные герои остались неизменны, но теперь за рулём Рэймонд Броуди, Тони Гибсон теперь же в роли пассажира. Наша напарница Нэнси теперь обрела лицо и довольно таки миловидное. Машина была заменена на только представленный в то время Nissan 300ZX ( Z32 ) Twin Turbo T-Top. (Интересный факт: рекламу этого автомобиля режиссировал Ридли Скотт.)

 Это что касается мелочей.

 В более глобальных вещах также произошли некие нововведения. Нам дали огнестрел. В руках нашего напарника всегда его служебный пистолет, а в некоторые особо счастливые моменты с вертолёта нам сбросят и ракетницу. Чтобы стрелять по единственному противнику или по гражданским? - спросите вы.

Не совсем. Дабы бум палка не стала бесполезным источником спецэффектов или наоборот имбой против нарушителей, на протяжении всего пути нам будут досаждать разношёрстные шестёрки нашей главной цели. И могут это быть и малоопасные будущие герои Road Rash, и уже доставляющие неудобства автоматчики на машинах. Да и сами главгады отрастили зубы и ощетинились. Теперь они не просто пытаются удрать или пободаться на трассе, но и не прочь пострелять по нам, кинуть десяток-другой ящиков или бочек, а то и вовсе главная цель сменяется с тягача на босс-вертолёт, шмаляющий ракетами!

С трассами ситуация двоякая. Тут добавили пару интересных локаций, да. Те же водопады, нагорный серпантин у обрыва и мост через море смотрятся интересно, но остальные не сильно то и отличаются от первой части. Но добавленные интерактивные вкрапления в виде сменяющейся погоды, падающих камней или едущего поперёк автобуса вносят долю разнообразия, так что трассы мы в минусы не заносим.

В целом же проект получился очень драйвовым, безумным и динамичным. Быть может порой он и скатывается в сумбур, но вряд ли это как-то уменьшает градус веселья. Но если рассматривать эту часть как именно продолжение оригинала – тут уже можно и попридираться. Напряжённая погоня и бой машинами превратился в почти что шутер на колёсах, со множеством противников, взрывов и спецэффектов. Но ни в коем случае нельзя сказать, что идеи были провальными и серия свернула не туда. Наоборот, довольно интересно чем будут удивлять следующие части. А ведь очередная из них уже ждёт нас в 1992 году.

НО, у нас притаились парочка спин-оффов, удивительных и беспощадных.

Вот как вы себе представляете игровое ответвление по мотивам гоночной серии? Можете написать свой вариант в комментариях, а можете просто представить. Если представили…

Знакомьтесь – Crime City.

Игра в жанре run and gun эксклюзивно для аркадных автоматов. Нам наглядно показывают, чем занимаются наши герои, пока их автомобиль находится на очередном ремонте после очередного задержания. Причинять спокойствие и порядок теперь придётся не железным конём, а не менее железным огнестрелом. Изначально в вашем распоряжении только пистолет, но никто не запрещает подобрать автомат или дробовик. Правда если патроны закончатся, то орудовать придётся либо кулаками, либо приёмом колобка.

А против кого? Конечно же инопланетян под видом человеческих организмов! Ладно, шучу. Противостоять нам придётся излишне расплодившейся преступной нечисти в городе. Видов врагов достаточно, чтобы посметь заикнуться об их разнообразии. Тут у нас и милишники с ножами или палками, и вооружённые различными свинцоплевательным изделиями бойцы, и молотовометатели, и мотоциклисты, и боссы разной степени сложности, которых вся эта гоп компания охраняет.

Если вы играли хотя бы в несколько проектов подобного жанра, вряд ли найдёте в Crime City что-то новое. Тут есть интересные моменты по типу смены плоскости или экшн сцен на эстакаде или лифте, но это не спасает от налёта вторичности. Если решиться в неё поиграть, то она явно не успеет надоесть, ведь длится она около 15-20 минут, а уровни сменяются крайне быстро, но не поиграв в неё ничего толком то и не потеряете. А ещё тут очень интересная таблица результатов, где своё имя\ник\лого можно изобразить дырками от пуль. А можно просто нарисовать там письку.

Но у нас есть ещё один спин-офф и вот он способен удивить.

Quiz H.Q. Вы правильно поняли название. Это действительно квиз по мотивам Chase H.Q. Наша ненаглядная Нэнси задаёт вопросы, нам нужно на них отвечать. Дали правильный ответ – приблизились к цели, неправильный – соответственно теряем скорость и начинаем отставать. Стадия боя происходит ровно по тому же принципу.

Перевода даже на английский эта игра не имеет, поэтому оценить её можно лишь имея широкую душу и узкий разрез глаз. Для кого, для чего это появилось и существует – не совсем понятно. Но здесь очень няшная Нэнси, так что кто мы такие чтобы осуждать игру. Лучше просто не будем терять времени и перейдём к полноценному продолжению.

Хоть после второй части удивить чем-то было сложно, но триквел сумел привнести нечто новое. Самое главное и заметное нововведение – вид от первого лица. В остальном же костяк остался тем же. Те же докучающие городу грабители, похитители и прочие криминальные элементы. Всё та же милашка Нэнси. И всё та же стрельба как в прошлой части…хотел бы я сказать, но видимо после выпиливания половины города в Crime City, пистолет у нас таки отобрали. Так что мы пришли к истокам и вновь придётся биться с преступностью в честном кумите машинами.

Тут, кстати, кроется забавный факт в лице выпущенной в том же году игре от Namco - Lucky & Wild, что с первого взгляда ну уж очень похожа на серию Chase. Правда в намкотворении как раз-таки взяли шутерную механику за основу. Так что при похожести в целом, полными копиями они не являются.

Возвращаясь к Super Chase H.Q., возникает закономерный вопрос: а если убрали огнестрел, то и того безумия, что творилось во второй части можно не ждать? Но на удивление градус экшена здесь не убавился. В нас по-прежнему летит всевозможное калечущее нечто: от пуль, до динамита. На нас снова охотится вертолёт.  Нам на капот запрыгивает безумец с битой! При этом все повреждения не в какой-то полоске ХП, а вполне себе представляют собой разбитое окно и мятый капот. Выглядит всё это потрясающе и захватывающе, правда огрызаться в ответ на атаки мы уже не очень-то и можем.

Зато впервые в серии нам дадут прокатится на разных автомобилях. Правда выбора как такового нет, но всё же. И если наш верный Ниссан хорош в городских условиях, то для грязевых покатушек нам уже понадобится внедорожник. А когда цель представляет собой здоровенный тягач, то и нам нужно бы обзавестись таким же.

И всё это завораживающее безобразие происходит на фоне просто потрясающих видов. Переход с 16-ти на 32 бита явно пошли на пользу. Трассы в этой части – самые красивые, что есть в серии. Вы только взгляните на эти залитые солнцем пляжи, в море плавают разноцветные виндсёрфы, волны старательно омывают побережье, а на улицах происходят беспорядки с поджогом машин. Или горы с их узкими мостами над пропастью, постоянными трамплинами и редкой, но красивой архитектурой. Города теперь наполнены жизнью. Хайвеи сменяют окружение от знойных пустыни, до индустриальной зоны. А отдельные участки трасс по типу прорыва сквозь ворота и орды врагов или проезд сквозь кафе с пиццей на лобовухе заставляют повизгивать от радости созерцания этой феерии пикселей.

Но всё это справедливо лишь для аркадной версии. Данная часть была очень жадной на порты. И получила таковой лишь Super Nintendo. И вышел он явно слабее оригинала. Данная версия имела куда более скромные графическое и звуковое оформление. Трассы выглядят не так впечатляюще, концентрация вау-моментов многократно уменьшилось, а возможность управлять разными автомобилями исчезла. Камера от первого лица осталась, но вид нашего протагониста при столкновениях будто он увидел курс рубля несколько забавляет.

Помимо Super Chase H.Q. в том же году вышла и Chase H.Q. II. Всё верно, это уже вторая вторая часть. Что интересно – это единственная игра в серии, которая не выходила в виде аркадного автомата. Более того, это был эксклюзив для SEGA Genesis\SEGA Mega Drive. И именно поэтому это моя любимая часть, т.к. в другие я в то время не играл, да и не мог.

Главной особенностью здесь является выбор среди трёх транспортных средств. Быстрый, но хрупкий спорткар. Универсальный внедорожник. Медленный, но крайне больно бьющий трак. Как можно понять, каждая машина имеет свои плюсы и минусы, поэтому к подбору железного коня нужно подойти с умом перед каждым заездом. Благо наша ненаглядная Нэнси подробно расскажет, что за дорожная обстановка нас ждёт и на каком автомобиле движется преступник.

В остальном же тут присутствуют все знакомые составные серии. Дерби с противником на безумной скорости, нервирующий таймер, симпатичные пейзажи и приправляющий весь этот коктейль экшен. Правда здесь он ограничивается парой десятков взрывов, вызванными вертолётом и гранотомётчиком в кузове одной из преследуемых машин, но всё же.

И хоть сейчас я понимаю, что в сравнении с другими играми серии данная часть проигрывает по множеству параметров, но на то время (да и сейчас), для меня это был один из лучших гоночных проектов на любимой мной сеге. Пусть здесь и очень резко нарастает сложность с каждой картой и почему-то среди преступников ни одного негр…ну и почему-то преступники все на одно лицо. Тут либо косяк охраны в тюрьмах, либо лень художников.

И на этом бы и закончен был бы рассказ о серии Chase H.Q., но тут внезапно в 2007 году в виде аркадного автомата выходит Chase H.Q. 2. Видимо двух вторых частей было слишком мало.

За 15 лет графика заметно скакнула вперёд, правда это если избегать сравнения с другими играми, выпущенными в примерно эти года. Сел шейдинговое оформление не хватает звёзд с неба технологического прогресса, но для аркадного автомата в целом картинка приятная.

В лучших традициях другой второй части нам на выбор предлагают три автомобиля. Ламборгиниподобный спорткар, мустангоподобный маслкар и то, что мы первым дело представляем при словосочетании «полицейская машина».

Место действий теперь полностью перенесено в городские и окологородские локации и из всего их ростера вам может запомниться разве что трасса Nascar. Просто потому что это необычное и странное место для погонь. Остальные вряд ли заслуживают особого внимания и признания.

По противникам ситуация примерно такая же. Вас явно порадует здоровенный тягач, в прицепе которого как оказывается спрятана ракетная установка, да босс вертолёт…который убивается одним прикосновением.

И со всем этим можно мириться, а вот за что обидно – импакт от тарана противника будто бы хуже, чем у 16-ти и 32-х битных предшественников. Ощущение будто машинки на экране надувные, т.к. при столкновении они весело друг от друга отлетают, благо без соответствующего забавного мультяшного звука.

И что остаётся то в итоге, если все составляющие игры находятся на среднем или ниже среднего уровне? Да ничего особенного. Как аркадный автомат это имеет право на жизнь, безусловно. Быть может в особой атмосфере заведений, где в подобное можно поиграть от данной игры и можно получить удовольствие. Ну а если рассматривать данный проект как отдельную боевую игровую единицу – то и пытаться не стоит, если честно. Ведь на то время уже были всевозможные Burnout да NFS Hot Pursuit, в которых уши серии Chase H.Q. видны очень отчётливо.

Оттого возникает двоякое чувство. Пусть данная серия не получила достойного продолжения в современности, но она так или иначе внесла свой вклад в появление и развитие других любимых многими и мной лично серий гоночных игр. По крайней мере, мне хочется в это верить.


Chase HQ

Платформы
GB | GBC | NES | SNES | WII | Amiga | C64 | Atari | SMS | SMD | GG | PCE | MSX | ZX
Жанр
Дата выхода
20 июня 1988
25
3.6
13 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Хороший выдержанный влог без нагромождений, мне понравилось.

Да, надо бы засесть за эту серию. Но залипал в некое переосмысление на PSP — Pursuit force. Там было больше драйва, разнообразия и сложностей. Chace HQ отпугивала уже устаревшей графикой. На эмулях игровых автоматов запустить не удалось, но опять же это всё не про плавность и баланс. Аркадные автоматы сделаны лишь для вытягивания монет. Порты слишком уж отвратны по графике и сегодня уже тяжело проходить. Поэтому остаётся только Pursuit force две части. Про другие пока не слышал.

Много играл во «вторую» часть на сеге, по моему в детстве доходил до последнего уровня, но так и не прошёл. А ещё долго искал первую часть… Только с появлением интернета понял что её просто не было.

Очень хорошо. Обработать напильником, и можно даже а штат SG брать)

NES'овский Chase HQ прошёл на три круга. До сих пор не понимаю, как смог это сделать, игра просто невыносимо сложная. Ещё прошёл SNES'овскую часть, но там игра совсем маленькая, быстро пролетела.

Ох и полыхало у мелкого меня с нее на сеге....

Читай также