4 августа 2023 4.08.23 9 6712

Углубленный обзор Jagged Alliance 3. Отличная тактическая игра и образцовое произведение своей эпохи.

+13

Выход Jagged Alliance 3 — это, бесспорно, СОБЫТИЕ в индустрии, невозможно пройти мимо реинкарнации одного из родоначальников жанра «Пошаговая тактика». Что же это такое? Начнём с вводных данных: обозреватель неискушённый игрок в жанре и в предыдущие игры серии не играл (очень хотел, руки не дошли в своё время), но что называется «ребята играли, а я рядом стоял», так же за плечами имею пройденный несколько раз XCOM 2012 года. Данный материал создан на основе прохождения Jagged Alliance 3 два с половиной раза, полтора прохождения на сложности Коммандос и полное прохождение на сложности Миссия невыполнима с зачисткой всех секторов заняло более 100 часов. В будущем намереваюсь пройти игру еще раз точно.

Тут же на берегу оговорю два момента: первый, перед вами стена текста без картинок так как вы можете пройти и посмотреть видео в «этих ваших интернетах», второй, В ТЕКСТЕ БУДУТ СПОЙЛЕРЫ!

КОРОТКО О НЕГЛАВНОМ.

Оптимизация, она присутствует. Игра работает без нареканий на i7 3770 в паре с 1660 Ti, багов, артефактов, вылетов, нет, картинка радует глаз. Поддержка геймпада, «частично». Вроде поддержка есть, но играть неудобно. Если защищать планету от инопланетян с «джойстиком» от коробокса в руках было удобнее, то рулить ЧВК в центральной Африке всё-таки проще с помощью клавомыши. Перевод, есть. Перевод текста на великий и могучий присутствует, однако местами встречается «странное». Что-то пришло под влиянием переводов надмозгов первых двух частей серии, а что-то породили надмозги современные. Примеры: почему Charlene «Raven» Higgens внезапно «Сова»? Я понимаю, что в русском языке это парадокс, Во́рон не самец воро́ны, а Воро́на не самка во́рона, но почему не Рейвен если у вас тут же есть ЭмДи вместо МД и Айс, а не Лёд? Хотели угодить олдам? Ладно, позывные простим, другой пример: в игре есть немецкие гранаты времён ВОВ и за характерный вид они называются «stick grenades», что перевели как «липкие гранаты», переводчик посчитал ошибкой отсутствие буквы Y вероятно… Но как объяснить «ЗА КАДРОМ»? В оригинале, над находящимся в стелс режиме бойцом весит плашка «HIDDEN», что перевели как «ЗА КАДРОМ», извините чем вам не угодило «СКРЫТ»? В переводы реплик лезть не буду, не та рубрика. В сумме имеем искажение смысла того, что хотели сказать авторы, это местами путает, местами съедает шутки, что в целом играбельно. К игровому процессу и перейдём.

МЕНЕДЖЕР ЧВК ИЛИ ПОЛЕВОЙ КОММАНДИР?

Геймплей условно делится на 2 части, оперативная карта (вид со спутника) и тактическая. На оперативной карте, выполненной в виде планшета, мы видим регион вымышленного африканского государства Гран-Шьен, поделенного на квадраты, по которым мы передвигаем свои отряды. Всего доступных для исследования в тактическом режиме имеем около двухсот квадратов, три десятка из которых имеют особые точки интереса. Особые точки — это алмазные прииски, порты, поселения, больницы и мастерские. Передвигаемся по квадратам на своих двоих и в ускоренном темпе водным транспортом, для доступа к которому надо взять под контроль один из портов. На простых квадратах выбранному отряду можно приказать выполнить «операцию», простых «операций» четыре: разведка, лечение, ремонт и тренировка. На Особых точках доступны специальные операции: лечение в больницах, создание боеприпасов и взрывчатки в мастерских, тренировка ополчения, активный отдых и изредка появляются уникальные квестовые операции. На выполнение всех операций и передвижение тратится время, за течением которого можно следить по специальной ползущей ленте внизу экрана с кнопкой, запускающей и останавливающей ход времени, если отряду не отдать никаких указаний и запустить время, то наёмники будут отдыхать, понемногу восстанавливая Энергию необходимую для передвижения и влияющая на ОД (Очки Действия). Еще если ничего не делать понемногу восстанавливается здоровье и лечатся раны, но деньги вы платите наёмникам не за то, чтоб они отдыхали так что лучше действовать.

Вернемся к Операциям. Разведка, даёт различную информацию о квадрате, на котором находятся отряд и паре смежных квадратах. По окончанию операции вы получаете данные и случайный эффект, оперативники могут устать, могут быть ранены в развед-вылазке и могут найти немного ресурсов. Самое полезное в разведке на мой взгляд это раскрытие тайников, без разведки в тактическом виде тайники не обнаружить, так что перед входом в тактическую фазу разведка очень полезна. Лечение, само собой, лечит раны и восстанавливают здоровье, кроме времени расходует медикаменты из инвентаря отряда. Лечение людей, задача ответственная и если в разведку можно отправить любого, то медицинскую помощь может оказать не каждый, хотя и специальность «медик» иметь не обязательно, достаточно владеть соответствующим навыком выше необходимой планки. Ремонт предметов во всём аналогичен лечению ран, только вместо медикаментов тратятся запчасти и отвечает за ремонт атрибут Механика. Тренировка наёмников — это повышение характеристик ваших бойцов путём обучения друг друга. Выбираем нужный атрибут, выбираем ментора с высоким показателем искомого атрибута и выбираем учеников, жмём «ок», в следующие двое игровых суток тренер подтянет учеников на пару пунктов вверх. Забегая вперед, отмечу, что с помощью тренировок, при грамотном выборе наёмников можно всем своим подчинённым, все характеристики выкрутить под сотку, потому что нас никто не гонит спасать горящую в вооружённом конфликте страну (я закончил компанию спустя 500 с лишним игровых дней). Особые операции помимо времени расходуют деньги. В больницах можно вылечить наёмников эффективнее чем в полевых условиях и без траты своих медикаментов, но за внушительные деньги. В мастерских, как упоминалось выше, можно крафтить дефицитные патроны и взрывчатку, для этого в отряде должен быть специалист по минно-взрывному делу, а в инвентаре иметь нужные ресурсы. Так как противники постоянно рассылают отряды чтобы отбить у вас месторождения драгоценных камней и населённые пункты, на транспортных узлах и на самих приисках можно организовывать блокпосты. Для этого нужно тренировать ополчение из местных жителей, заниматься этим может любой наёмник в отряде правда с разной скоростью, чем выше лидерство, тем быстрее. Ну и после того, как все хозяйственные задачи выполнены можно и отдохнуть. В больших населённых пунктах весь отряд можно отправить в местный бар, это снимет усталость, ускорит восстановление здоровья и на несколько дней даст дополнительное очко (из зрительного зала) действий.

Тут поговорим про экономику. На старте игры мы имеем сумму денег, на которую мы можем нанять до шести бойцов. Оплата происходит вперед на срок до двух недель, по истечению оплаченного периода можно продлить контракт на следующий период, тут же замечу, что на поздних этапах игры не хватает кнопки «автоплатёж» чтобы не прокликивать продление контрактов каждые час-полтора реального времени. Основная статья расходов это зарплата нашим сотрудникам, еще деньги тратятся на специальные операции и в некоторых квадратах, в редких лавочках можно оставить пару тысяч условных единиц на оружие, снарягу и т. п. Основной доход получается с алмазных приисков, после установления над ними контроля. Прииски приносят постоянный посуточный доход, его можно увеличивать, выполняя уникальные операции и квесты в окрестных населённых пунктах, повышая тем самым лояльность населения. По истечению нескольких игровых месяцев, прииски истощаются и в итоги полностью иссекают, это является основной мотивацией не засиживаться на захваченных территориях и двигаться дальше в поисках новых доходов. Есть в игре дополнительный приработок, при исследовании квадратов можно найти драгоценные камни, драгоценные статуэтки и слитки золота, также их можно находить на телах поверженных врагов. Всё это добро можно продать, но рассчитывать на полученные таким образом средства не стоит, так как прииск за пару месяцев приносит больше, чем вы получите с продажи драгоценностей за всю игру. Ещё можно взламывать различные электронные устройства на локациях, вроде ноутбуков, и получать с этого копеечку, но, как и с драгоценностями это скорее приятный бонус, нежели серьёзный источник дохода. Чуть не забыл, еще есть кОрОваны и их можно грабить. Наши противники раз в неделю отправляют добытые алмазы с подконтрольных им приисков за пределы государства, их можно перехватить. Продав груз, мы получим 12000 вечнозелёных президентов США, что весьма недурно, учитывая постоянность, с которой эти кОрОваны выходят и относительную слабость охранения. Всё вышеизложенное собирается в нехитрую систему, с захватом приисков и транспортных узлов, с дальнейшей организацией обороны этих квадратов, перехватов кОрОванов. Наши сотрудники со временем набирают опыта, становятся эффективнее, соответственно требуют большей оплаты, это нас толкает ̶з̶а̶х̶в̶а̶т̶ы̶в̶а̶т̶ь̶ освобождать от террористов новые территории, а противник продолжает отправлять на нас отряды противодействия. Наши ополченцы на блокпостах несут потери и вот уже нам не разорваться между укрепрайонами и приходится нанимать ещё один отряд спецов из A.I.M., а это в свою очередь еще увеличивает расходы… На сложности Коммандос, вопрос финансов остро стоял у меня только в первые пару игровых месяцев, когда приходилось скрести по сусекам, ужиматься по операциям и заключать контракты дней на пять. В целом же экономика в Jagged Alliance 3 хоть и занятная, но рутинная. На сложности «Mission: Impossible» игра бросает более серьёзный вызов игроку в этом плане, но опять же, только на ранних стадиях игры.

Какой еще инструментарий нам предоставляет «Вид со спутника»? Управление отрядами: отряд можно разделить на несколько, выделив даже одного бойца, объединить обратно в один отряд, поменять участников отрядов местами. Здесь же видны иконки статуса бойцов: усталость, ранение, занятость на операции и т. д. Еще на экране нашего тактического планшета, в правом нижнем углу есть пять кнопок переключения отображаемой информации. Помимо основного режима, действительно полезными являются еще два, это «Заметки» и «Предметы и схроны». Схрон это условный сундук, имеющийся в каждом квадрате куда помещаются все найденные вами на локации предметы, не взятые в инвентарь. Предметы из схрона никуда не пропадают, даже если противник отобьёт у вас квадрат, в котором у вас есть схрон. По началу вы, как в выживаче, будете пылесосить с локации всё что не прибито к полу, но скоро потребность во многом отпадёт, инвентарь заполнится и всё больше вещей будет оставаться на локациях. С отображение схронов удобно просмотреть, что где лежит и при необходимости вернуться за необходимым расходником. Отображение «Заметок» поможет найти в каком квадрате искать разгадку очередного квеста.

В левом нижнем углом находится кнопка «КОМАНДОВАНИЕ», она доступна и в тактическом режиме тоже, под кнопкой прячется переход из тактического режима в оперативный и обратно, инвентарь, подсказки с разъяснениями игровых механик, меню найма новых наёмников и продления контрактов с уже нанятыми, меню задач и квестов и меню электронной почты, из которого что-то полезное извлечь сложно, но погрузиться в атмосферу и черпнуть лора можно. Также через эту кнопку можно перейти в меню наёмника для выбора нового перка после очередного ЛВЛапа.

Mercenaries

Наёмники, кто они? В Jagged Alliance 3, эти участники вооруженного конфликта, не являющиеся комбатантами, весьма колоритные персонажи. В основном это архетипы из кинематографа 90-х, тут и копы в отставке, и студентики, искатели приключений, и психопаты/отбросы общества и роковые красотки и настоящие «псы войны». Всего в A.I.M. доступно 36 персонажей, плюс можно создать одного в I.M.P., своего аватара так сказать (которому, что важно не надо платить жалование), плюс по ходу игры можно будет завербовать некоторых сюжетных персонажей. Игромеханически каждый наёмник состоит из биографии, статов, талантов и перков. Биография влияет на совместимость с другими членами команды и реплики в диалогах. Статы они же характеристики, отражают как много у него здоровья, сколько он может унести груза, как метко он стреляет… Всего характеристик 10 и как было сказано выше все их можно прокачать почти на максимум через тренировки, еще их можно повышать через прочтении соответствующей литературы, которую можно отыскать на локациях, ну и сами они качаются через использование того или иного навыка. Черты, они же перки, получаются при повышении уровня, выбором одного из доступных, доступ открывается с прокачкой пяти основных характеристик (здоровье, проворность, ловкость, сила, интеллект), ну и на старте есть несколько перков, соответственно уровню наёмника на момент найма. Так как характеристики мы можем выкачать, то и набор перков можем собрать по вкусу любому бойцу. Единственное что я не понял, как поднимается уровень? Проблема в том, что счётчика опыта нет, при этом за выполнение квестов показывают количество полученного опыта, но сколько его надо до следующего уровня? После 100 часов в игре мне это не ясно, и после яростного гуглежа яснее не стало. Ну и бог с ним, игра играется уровни растут, точно можно сказать, что максимальный уровень десятый, перки даются со второго это значит, что из представленных 45 можно будет взять 9, это надо учитывать при сборке наёмника с нуля. Самое главное в наёмнике — это его таланты. У каждого наёмника (кроме созданного в I.M.P.) есть один уникальный талант, который есть только у него, и до 3 талантов попроще, и вот именно таланты могут коренным образом поменять стиль игры. Все перки и таланты весомые, конечно специалисты в гейминге обязательно составят перечень самых эффективных и найдут «поломы», все остальные найдут над чем подумать, какую команду собрать и каким навыкам их обучить. Ну и про инвентарь пару слов. Тут всё просто, есть слоты под каску, броник и штаны, четыре клетки под оружие поделённые на два слота, рюкзак каждого наёмника и один большой мешок для боеприпасов всего отряда. Вот этот мешок сильно портит погружение в игру, так как вместимость его не ограничена и патроны из него поступают в магазины винтовок бойцов даже если они находятся на противоположных краях локации. Это удобно, но в игре про тактику, уникальность бойцов, с разнообразной системой улучшения оружия, выглядит этот элемент, мягко говоря, чужеродно и казуально.

ТАКТИКА?

Военная тактика, в широком смысле — это действие или ряд действий, направленных на достижение цели. Упрощенно это про то, кто где стоит, куда идёт и как стреляет. В Jagged Alliance 3 тактика есть. Перво-наперво это поле боя. Локации нарисованы от руки и продуманны, исследовать их и воевать на них не надоедает даже на третий, а то и четвёртый круг, есть большие и маленькие, есть даже несколько подземных уровней. На локациях присутствует рельеф, препятствия и постройки в два, а то и три этажа. В плане работы от ландшафта тут полный порядок, есть за что спрятаться, есть высоты куда поставить снайпера, есть где организовать перекрестный огонь. Присутствует разрушаемость на приличном уровне, капитальную постройку снести не получится, но обвалить кирпичную стену или пол под супостатом можно. Отдельно отмечу не самую удобную камеру. Она как-то не очень удобно подвешена и постоянно хочется её поднять ещё выше, так как на больших локациях хочется охватить ситуацию в целом, а такой возможности нет. Бойцы под нашим управлением могут принимать положения стоя, в приседе, лёжа и во всех трех положениях перемещаться независимо от положения в начальной и конечной точки пути. Например, присевший за камнем оперативник может перебежать «открытку» и занять положение сидя в конечной точке, а может преодолеть участок в приседе, если находится под огнём, чтобы уменьшить вероятность попадания по себе (кто не в курсе, именно передвижение по полю боя и есть основа тактики на уровне отделения). Помимо передвижения сотрудники могут стрелять, вступать в рукопашную, бросать гранаты, вставать в «овервотч», укрываться, плюс спец действия от талантов и оружия. До огневого контакта можно войти в уже упомянутый «ЗА КАДР». Это стелс режим, в котором время ещё не переходит в пошаговость, бойцы менее заметны и при особой сноровке могут по-тихому запырять часового ножом или застрелить из оружия с ПБС так чтобы тревога не поднялась. Режим корявенький, для стиля «КОМАНДОС» не хватает возможности таскать трупы, без этого ваше присутствие скорее рано, чем поздно обнаружат, но проредить ряды супостатов до непосредственного боестолкновения приятно и полезно. На всё это тратятся ОД, очки действий, их количество зависит от статов, перков, состояния и боевого духа. После уничтожения противников «пошаговость» выключается, и мы в реальном временем изучаем локацию, собираем случайно сгенерированный лут с трупов и интерактивных объектов, разговариваем с «неписямии». Из разговоров черпаем квесты и лор. Лут состоит из материалов для ремонта и улучшений, медикоментов, ценностей на продажу, расходников, боеприпасов, брони и оружия. Брони в игре мало и скучно, оружия много и круто. Подход к реализации арсенала игры отражает современные реалии и намекает на то, что это игра «про стрельбу» в первую очередь. Если холодняка в игре два вида и еще пара уникальных закреплённые за персонажами, то огнестрела около четырёх десятков поделённых на шесть типов, плюс револьверный гранатомёт, рпг и миномёт. Есть по-настоящему интересный «обвес», влияющий на возможности оружия, а так как специальные материалы ограничены то обвешать всё подряд не получится, придётся выбирать. Добавьте к этому шесть калибров, по пять типов боеприпасов в каждом (стандарт, бронебойный, экспансивный и т. п.). Из всего это многообразия, вкупе с разными типами стрельбы, погодными условиями и время суток (влияющие на точность), добавляем приятные и в то же время вполне реалистичные звуки выстрелов и попаданий, и как итог — стрельба в игре очень приятная. Это считаю большим достижением разработчиков игры, сделать стрельбу в изометрической пошаговой игре получше чем в некоторых шутанах от первого лица.

Враги представлены бандитами и наёмниками из конкурирующих организаций, отличающиеся модельками, оружием, способностями. Ещё есть зомби ну или живые мертвецы или заражённые, кому как нравится. Зомби представлены в некоторых локациях и их появление более-менее обосновали. Фауна представлена крокодилами и гиенами.

Из всего это получаются приятные, интересные, красочные перестрелки (кроме обороны контролируемых квадратов, но там можно отбиться автобоем), вместе с логичными диалогами и занятными квестами, получаем увлекательное приключение, в котором есть место и комедии, и фарсу, и триллеру с ужасами, и трагедии с драмой.

ВИДНО И СЛЫШНО.

Визуальную и аудиальную составляющие игры можно оценить как удовлетворительно. Вообще, как можно оценивать графику и звук в игре современниками которой одновременно являются Final Fantasy XVI и Vampire Survivors? Суперреалистичной картинки нет, но деталей много. В наличии тени, погодные эффекты, огонь и взрывы. В целом смотрится приятно и целостно, ничего не бесит и за прохождение не надоедает. Отдельно отмечу ростовые портреты персонажей в диалогах, анимации у них нет, но выполнены добротно. К интерфейсу есть некоторые вопросы, но не критичные. Музыка также без восторгов, она есть, она подходит происходящему, она не раздражает. Звуки вроде шагов и выстрелов аналогично. Отметить можно разве что озвучку персонажей. За репликами слышны ЖИВЫЕ люди, шутки смешные, местами есть немного кринжа, но это скорее задуманный сценаристом фарс чем актёры переигрывают.

БОЕВИК НАШЕГО ВРЕМЕНИ.

При старте новой игры нам предоставляют дисклеймер, в котором предупреждают что всё вымысел, все совпадения случайны и в каком-то смысле это пародия на боевики 90х, но я с этим не соглашусь. На протяжении всего прохождения ощущение от повествовательной части игры как от современных боевиком вроде «Extraction» с Хемсвортом, «The Gray Man» с Гослингом и Эвансом ну или «Triple Frontier» в котором отставники Оскар Айзек, Чарли Ханнэм и Педро Паскаль под командованием Бена Аффлека обносят наркокортель… У этих фильмов и Jagged Alliance 3 общая атмосфера эпохи что ли. Не чувствуется в том, что видишь и слышишь дух 90х, и даже не 00х, а вот современные реалии сквозят по швам очень сильно.

Итак сюжет. Кто боится спойлеров отвернитесь на 50 строчек.

3 апреля 2001 года. В офис компании A.I.M (Association of International Mercenaries или Международная ассоциация наёмников) поступает звонок от дочери президента вымышленной страны Гран-Шьен, Эммы Лафонтен. Она сообщает что её родина в огне, а её отец, Альфонс Лафонтен, президент страны похищен неким «Майором», главой незаконного вооруженного формирования «Легион». Прибыв на территорию страны, отряд наёмников из A.I.M встречается лично с Эммой Лафонтен и Корасон Сантьяго, оперативным директором корпорации Адонис. Корпорация Адонис занимается добычей драгоценных камней в Гран-Шьен и, вроде как, заинтересована в ликвидации хаоса в стране. По ходу событий выясняется что ваш отряд наёмников не первый на этой земле и до вас в страну прибыли наёмники из конторы M.E.R.C.. Найдя на просторах саванны одного из коллег по опасному бизнесу из M.E.R.C., одного из основателей этой фирмы Биффа Эпскотта и отбившись от атаки «Легиона», становится понятно, что всё не просто как казалось в начале. Бифф рассказывает вам что Корасон наняла бойцов из M.E.R.C. отбить алмазные прииски у «Легиона» до вас, но у них это не вышло. Также он сообщает что Майор был нанят Корасон для того, чтобы тот взял под охрану прииски, но вышел из-под контроля и решил сам наживаться на добыче алмазов. Позже вы встречаетесь с полковником Фошо, военным советником местной армии, который сообщает вам что тоже собирается предпринять усилия для освобождения президента страны. Корасон выходит с вами на связь и предлагает встретится в лагере беженцев чтобы объяснить, что и как произошло на самом деле. Прибыв на место, вы находи лагерь уничтоженным, а всех беженцев убитыми. Вас встречает полковник Фошо, он обвиняет вас в убийстве беженцев и объявляет военными преступниками. После этого страна наводняется военными и представителями других ЧВК. Разобравшись со всеми, кто желает вашей смерти, одолев по очереди наёмников Корасон, военных Фошо и бандитов «Майора», перед вами предстаёт общая картина. Корпорация Адонис под руководством Корасон решила прибрать к рукам все месторождения драгоценных камней в стране, для этого она наняла «Майора» Спайка Скэллиона для дестабилизации в стране и сговорилась с Фошо чтобы «победить» Майора и его группировку, увеличив тем самым влияние на президента и диктовать ему свои условия. Но «Майор» вышел из-под контроля и захватил президента в заложники. После этого Корасон наняла Биффа и его M.E.R.C. чтобы решить эту проблему, но Бифф не смог одолеть «Майора» и тогда Корасон подсказала Эмме нанять команду в A.I.M. для спасения президента. План был в том, что вы убиваете «Майора», Фошо убивает вас и вешает на вас все грехи этой страны.

Игра заканчивается после победы над «Майором», Корасон и Фошо, причём не важно в каком порядке, и что-то вообще может не произойти, в зависимости от ваших действий, их порядка и выбора в диалогах. В конце игры вас ждёт звонок от Эммы, в котором она вам расскажет, как обстоят дела в стране после того, как вы её покинули. Дела могут обстоять диаметрально противоположно, от вполне радужных перспектив до удручающей обстановки, ставшей еще хуже, чем до вашего приезда. Вариантов событий довольно много, для примера: Майора заявленного как главного антагониста в начале игры можно взять себе в отряд и вместе с ним, рука об руку, разобраться с Фошо и Корасон. А президент которого надо спасти может погибнуть и в конце управление страной возьмёт на себя его дочь.

Помимо главного сюжета игра полнится весьма занятными побочками. Тут и история коммунистов-революционеров во главе с Чегеварой «от Нетфликса», история местного крёстного отца, связанная с историей неразделённой любви, и зомби-хоррор, и маньяк любитель плюшевых мишек, и поехавший охотник на браконьеров, и супернаркотики, и призраки, и местная интерпретация «Ромео и Джульетты» и еще вагон интересностей поменьше. Всё это добро сопровождается локациями в нужном для каждого квеста антураже и отличными диалогами. В результате имеем задорное приключение с экшоном, юмором, и «вот это поворотами», что делает повествовательную часть игры одной из сильнейших сторон. Возможно, не уровня «ЭТО ШЕДЕВР!», но очень и очень хорошего уровня по современным меркам.

В КАЖДОЙ ШУТКЕ…или «ИВАН МЫ ЧТО ЗЛОДЕИ?»

Вернёмся к дисклеймеру, которым встречает нас игра при запуске новой компании.

"Когда серия Jagged Alliance впервые увидела свет, в ней с юмором обыгрывались штампы и шаблоны кинобоевиков девяностых. Jagged Alliance 3 продолжает эту традицию, не обходя вниманием современные события, а также поп-культуру. Jagged Alliance 3 представляет собой художественный вымысел, не основанный ни на каких реальных событиях, лицах и географических точках. Мы призываем вас вести себя рассудительно и здраво в процессе игры."

Строчка, «не основанный ни на каких реальных событиях, лицах и географических точках», как мне кажется, добавлена для того, чтобы прикрыть свою задницу, так как параллелей с реальностью я вижу в игре огромное множество. Всё в игре имеет реальные прототипы: география, политика, личности, события. Вернее будет сказать всё это, собирательные образы из реального мира и интерпретаций.

Начнём с географии. По всему следует что прототипом Гран-Шьен служит собирательный образ бывших колоний Франции, на западном побережье Африки, от Гвинеи до Габона. Об этом говорит в первую очередь то, что мы прибываем слева, а север на карте указан как положено вверху. Местность так же соответствует этому, тут вам и немного гор и чуть саванны и джунгли, которые зовут. Фауна немного противоречит, с одной стороны, Пятнистая гиена вполне себе живет на указанных территориях, как и крокодилы и слонов тут можно встретить, как минимум скелеты слонов, встречающиеся в паре локаций, в этих широтах могут быть, а вот зебры, недоеденные тела которых мы видим то тут, то там, водятся сильно южнее и восточнее от этих мест. Ну и то, из-за чего вся петрушка крошится, алмазы! В Африке добывается две трети всех алмазов на планете, в указанной области одни из центров добычи драгоценных камней, а именно Гвинея, Сьерра Леоне, Гана и Того, южная Африка конечно богаче алмазами, но и тут кое-что есть.

Исторический контекст и немного политики. В паре мест в игре мы можем увидеть флаг Гран-Шьен (например, на крыше резиденции губернатора Порт-Какао), это горизонтальные полосы, чёрная зелёная, красная, с гербом по середине. Понятное дело это не реальный флаг, но он чётко нас отсылает к «панафриканскому» флагу, разработанному Маркусом Гарви в 1920 году. Как мы видим в игре, местные жители говорят на французском языке или на английском с сильным французским акцентом ну и католический храм в одном из городков намекает на место действия. Если бы имелась виду северная Африка, скажем Сомали, мы бы скорее встретили мечеть, а местные говорили бы на арабском. Коммунизм, что по коммунизму? Кое-где на западном побережье Африки, социализм на правах государственного строя можно отыскать. Дело в том что помимо команданте Чемуренга и его Maqui, освобожденный президент рассказывает что он тоже в каком-то роде военный, будучи когда-то давно офицером армии (полковником если не ошибаюсь) участвовал в свержении коммунистической диктатуры в Гран-Шьен, после чего в этой стране и начались гражданские войны и вот это вот всё, после чего его избрали президентом. И вы не поверите, от Гвинеи до Габона можно найти страну с похожей историей, например Бенин. Республика Бенин, маленький кусочек земли между Нигерией и Того. С 1894го по 1960й год колония Франции, 1972ом там начали строить социализм, а уже в 1989 отказались от этой затеи и забили, с 1963го по 1977 в стране было 5 (!!!! ПЯТЬ КАРЛ!!!)) попыток государственных переворотов, четыре из которых закончились собственно переворотом. И вроде всё сходится только вот алмазов в Бенине нет, зато Бенин считается родиной Вуду. А еще в 1977 году последнюю попытку переворота в Бенине организовал сам «Король наёмников», легендарный Боб Денар, но об этом чуть позже. На какие еще детали мы можем обратить внимание? Оружие конечно! Это же игра про стрельбу. АК 47, может ли быть «калаш» в западной Африке? Сложнее найти страну, где нельзя встретить «калаш», а вот такие образцы как MP 40, MG 42 и Mauser 98k тут откуда? Ну «коряк» и мг 42 могли как-то прийти из северной Африки, а «шмайсер» после ВОВ, французы производили сами как раз для своих колоний. M 14, американская автоматическая винтовка, до сих пор стоит на вооружении Нигера, который граничит с Бенином. Браунинг Хай Пауэр, производится в Нигерии (не путать с Нигером), что тоже граничит с Бенином. FN FAL, стоит на вооружении Нигерии, да и без этого использующийся в вооруженных конфликтах в Африке и по всему миру, не просто так носит прозвище «правая рука свободного мира». Ну и ФАМАС конечно же, ужасное во всех смыслах французское огнестрельное нечто, само собой легко встретить в бывшей колонии Франции. Ещё погружают в реальность такие родные УАЗ 469, и что-то очень похожее на УРАЛ 4320… Это всё про декорации и реквизит, а что про сюжет и персонажей?

По сюжету имеем африканскую республику, разрушенную гражданской войной, что видно по населенным пунктам, небогатым местным жителям и огромным свалкам. После свержения коммунистической тирании имеем тиранию капиталистическую, в виде корпорации Адонис. Корпорация само собой не хочет делится прибылью от добычи алмазов с местными жителями и для этого устраивает государственный переворот руками наёмника «Майора» Спайка Скэллиона и это вполне реалистичный сюжет. Государственные перевороты — это нормальная тема еще со времен древнего Рима, привлекать для этого иностранных наёмников стали чуть позже, для примера призвание варягов на Русь, событие в чем-то схожее с нашей темой. В самой Африке переворотов было столько что вероятно про все из них, не в курсе мировое сообщество. Копипаст из ВИКИ: «В тридцати трех африканских странах в 1952–2000 годах произошло 85 государственных переворотов, из них сорок два — в Западной Африке». И в каждом из них не просто принимали участие нонкомбатанты, а скорее руководили этими событиями.

Собственно, сами наёмники появились раньше, чем солдаты регулярной армии и даже само слово «солдат» происходят от слова «сольдо», итальянской монеты, что в свою очередь происходит от римской монеты «солид». Но не будем углубляться так глубоко в историю, возьмём временной отрезок близкий к нам, а именно 60е двадцатого века и разработчики как мне кажется тоже ориентировались на это время. «Майор» Спайк Скэллион, хоть и кажется сперва аллюзией на полковника Куртца, сошедший с ума вояка, для которого всё потеряло смысл кроме войны. Но на самом деле «Майор» — это собирательный образ таких личностей как: Майк Хоар, Джерри Пюрен, Рольф Штайнер, Тэффи Уилльямс, Зигфрид Мюллер, Жан Шрамм и Робер Динар. Все эти люди были наёмниками, воевали в Африке и устраивали перевороты по всему миру. Для примера можно посмотреть на Конголезский кризис начавшийся в 1960 году, в котором все эти "прекрасные" люди принимали участие. За прототип Альфонса Лафонтена можно взять любого главу государств западной Африки, того же президента Республики Бенин Матьё Кереку, который также как и персонаж игры был военным, осуществил переворот и победил коммунизм в своей стране. А еще приближают к реальности группы наёмников, носящих в названии имена немецких композиторов либо словосочетания типа «черная вода».

И вот мы с помощью реалистичного окружения погружаемся в реалистичный сюжет и где-то на 15-20м часу игры после того, как увидим горы трупов, разрушенные населённые пункты, рабство, химическое и биологическое оружие, вроде как проникаемся состраданием к местным, но есть одно НО. Игра не обязывает игрока быть «хорошим парнем», всё что игра от нас хочет это выполнение основной задачи, спасение президента и постоянного пополнения счёта для выплаты сотрудникам. Все остальные геройства на ваше усмотрение, причём можете не заморачиваться и решать многие проблемы «радикально». Ещё о многом говорит графа «Убитые гражданские» в статистике наёмников. Ну и наблюдая очередной автобой за шахту, приходит осознание, что две группы чернокожих аборигенов, обученные и вооруженные белыми военными инструкторами, отличаясь по сути только цветом повязок, убивают друг друга за шахту, а деньги с неё получают эти самые белые господа. И тут закономерный вопрос, а чем мы отличаемся от наших врагов? И перед глазами всплывает известный мем «Ганс мы что злодеи?». Этому способствует возможность взять в отряд мягко говоря спорных персонажей, Пьера, первого "босса" в игре, Ларри, наркомана из конкурирующей организации M.E.R.C., Жана Боэна, охотника на браконьеров и конченого маньяка. Ну и самого «Майора», человека, погрузившего страну в хаос, можно без проблем взять к себе на службу, что окончательно стирает грань между хорошими и плохими парнями в мире Jagged Alliance 3. И это прекрасно! Это очень смелое и правильное решение разработчиков, показать мир реальным в котором нет хороших и плохих, а наёмники это лишь люди воюющие за деньги и только от командира этих наёмников зависит станут ли они военными преступниками или защитниками мирных людей.

ИТОГ.

Jugged Allianccce 3 отличная игра. Лояльный к игроку геймплей, реалистичный и интересный основной сюжет (хоть и нехитрый), проработанный мир, наполненный занятными побочными заданиями, приятные графика и звук. Под первыми обзорами можно увидеть комментарии от фанатов первых двух частей серии: «Рескин XCOM 2012 года». На это хочется ответить: «А разве XCOM 2012 года плохая игра?». Также этим хардкорным фанатам можно посоветовать дождаться масштабных модов в стиле LONG WAR, собственно, я сам вернусь к игре, когда подобный проект появится. Всем остальным советовать не буду, так как на мой взгляд обзор это не про оценки и рекомендации, а про содержание и впечатления, их я и постарался вам описать.

P. S. Данный материал я начал писать 23 июля, с целью показать как близок мир игры к реальности несмотря на дисклеймер и вот 26 июля наша реальность сама доказала на сколько она близка к вымыслу.


Jagged Alliance 3 (2023)

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
14 июля 2023
339
4.0
91 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Благодарю. По результатам и комментариям хотел узнать, интересна ли народу на Стопгейме историческая сторона игр. Уже готовлю следующий материал по Commandos 2. Выводы сделал, будет без геймплея и с массой пояснительных картинок.

И на всю огромную стену текста нет ни одного скриншота.

Исторический экскурс было занимательно читать. Можно было на нём и сфокусироваться и не расписывать дотошно механики игры.

И обрати внимания на размеры абзацев. Чаще их дроби, так легче воспрнимать инфу.

А про Коммандос я обязательно почитаю)

Толковая статья. Ну, чтоб побурчать, Сомали никак не Северная Африка, а Восточная, в районе Африканского Рога. И, конечно же, никаких шмайсеров в игре нет — есть МР 40 Erma

«Шмайсер» в тексте имеется используется в кавычках, так же как «калаш». По поводу Сомали согласен, виноват.

За Ларри обидно)) Он с катушек слетел после комбо — неизвестная наркота плюс контузия плюс сыворотка правды.

Его кстати можно вылечить в больнице Кроненберга от зависимости. Он получит бонус ктхарактеристикам, снимет шлем, постирается. И начнет гнать на Биффа))

Ларри не просто слетел с катушек, он слетает постоянно потому что он наркоман, об этом говорит его биография, диалог с ЭмДи, в котором он спрашивает «поможет ли он ему если у него опять случится проблема» и финальная реплика. Так что я не срою иллюзий по поводу Ларри.

Читай также