К своему стыду не играл в Disco Elysium, но видел видео и стримы. Мне как и многим понравилась идея с голосами разных частей тела и сознания главного героя, и при этом меня не отпускала мысль, что где-то это уже было, но не у Паланика))
Сегодня, разбирая старые книжки в шкафу, увидел томик Хлебникова. И вспомнил, что этот замечательный поэт серебряного века написал маленькую пьесу «Госпожа Ленин» (в последнем слове ударение на второй слог :)
Не знаю, говорил ли кто об концептуальной схожести этих произведений, но мне кажется — оно очевидно есть, и это забавно и хорошо)
Поскольку пьеса действительно маленькая, хочу привести её здесь полностью. Надеюсь так можно делать на этом сайте)
Госпожа Ленин
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Голос Зрения. Голос Слуха. Голос Рассудка. Голос Внимания. Голос Памяти. Голос Страха. Голос Осязания. Голос Воли.
Время действия — 2 дня в жизни г-жи Лени́н, разделяемые неделей.
Сумрак. Действие протекает перед голой стеной.
ДЕЙСТВИЕ 1-е
Голос Зрения: Только что кончился дождь, и на согнутых концах потемневшего сада висят капли ливня.
Голос Слуха: Тишина. Слышно, что кем-то отворяется калитка. Кто-то идет по дорожкам сада.
Голос Рассудка: Куда?
Голос Соображения: Здесь можно идти только в одном направлении.
Голос Зрения: Кем-то испуганные, поднялись птицы.
Голос Соображения: Тем же, кто отворил дверь.
Голос Слуха: Воздух наполнен испуганным свистом, раздаются громкие шаги.
Голос Зрения: Да, своей неторопливой походкой приближается.
Голос Памяти: Врач Лоос. Он был тогда, не очень давно.
Голос Зрения: Он весь в черном. Шляпа низко надвинута над голубыми смеющимися глазами. Сегодня, как и всегда, его рыжие усы подняты к глазам, а лицо красно и самоуверенно. Он улыбается, точно губы его что-то говорят.
Голос Слуха: Он говорит: «Добрый день, г-жа Лени́н!» А также: «Не находите ли вы, что сегодня прекрасная погода?»
Голос Зрения: Его губы самоуверенно улыбаются. У него на лице ожидание ответа. Его лицо принимает строгий вид. Его лицо и рот принимают смеющееся выражение.
Голос Рассудка: Оно делает вид, что извиняет молчание; но я не отвечу.
Голос Зрения: Его губы принимают вкрадчивое выражение.
Голос Слуха: Он снова спрашивает: «Как ваше здоровье?»
Голос Рассудка: Ответь ему: «Мое здоровье прекрасно».
Голос Зрения: Его брови радостно шевельнулись. Лоб наморщен.
Голос Слуха: Он говорит: «Надеюсь…»
Голос Рассудка: Не слушай, что он говорит. Скоро он будет прощаться. Скоро уйдет.
Голос Слуха: Он продолжает все еще что-то говорить.
Голос Зрения: Губы его не перестают двигаться. Он смотрит мягко, просяще и вежливо.
Голос Догадки: Он о чем-то нужном говорит.
Голос Рассудка: Пускай говорит. Он не получит ответа.
Голос Воли: Он не получит ответа.
Голос Зрения: Он удивлен. Он делает движение рукой. Несмелое движение.
Голос Рассудка: Необходимо подать ему руку, несносен обряд.
Голос Зрения: Его черный котелок плывет в воздухе, поднялся и опустился на русые кудри. Он повернулся черными прямыми плечами, на которых оставшаяся от щетки белая пылинка. Он удаляется.
Голос Радости: Наконец.
Голос Зрения: Он, темнея, мелькнул за деревьями.
Голос Слуха: Слышу шаги в конце сада.
Голос Рассудка: Он не придет сюда снова.
Голос Слуха: Калитка стукнула.
Голос Рассудка: Скамейка влажна, прохладна, и все тихо после дождя. Ушел человек — и опять жизнь.
Голос Зрения: Мокрый сад. Кем-то сделанный чертеж круга. Следы ног. Мокрая земля, мокрые листья.
Голос Разума: Здесь страдают. Зло есть, но с ним не борются.
Голос Сознания: Мысль победит. Ты, одиночество, спутник мысли. Нужно избегать людей.
Голос Зрения: Прилетевшие голуби. Улетевшие голуби.
Голос Слуха: Открылась снова дверь.
Голос Воли: Я молчу, я избегаю других.
ДЕЙСТВИЕ 2-е
Голос Осязания: Шевельнулись руки, и пальцы встречают холодный узел рубашки. Руки мои в плену, а ноги босы и чувствуют холод на каменном полу.
Голос Слуха: Тишина. Я здесь.
Голос Зрения: Синие и красные круги. Кружатся, переходят с места на место. Темно. Светильник.
Голос Слуха: Опять шаги. Один, другой. Они громки, потому что кругом тишина.
Голос Страха: Кто?
Голос Внимания: Шли туда. Изменили направление. Идут сюда.
Голос Рассудка: Сюда — только ко мне. Они ко мне.
Голос Слуха: Стоят. Все тихо.
Голос Ужаса: Двери скоро отворятся.
Голос Слуха: Щелкает ключ.
Голос Страха: Ключ повертывается.
Голос Рассудка: Это они.
Голос Сознания: Мне страшно.
Голос Воли: Но все же слово не будет произнесено. Нет.
Голос Зрения: Дверь раскрылась.
Голос Слуха: Вот их слова: «Госпожа больная, будьте добры перейти. Господин врач приказал».
Голос Воли: Нет.
Голос Сознания: Буду молчать.
Голос Зрения: Они обступили.
Голос Осязания: К плечу прикоснулась рука.
Голос Воспоминания: …белому, когда-то.
Голос Осязания: Пола коснулись волосы.
Голос Воспоминания: …черные и длинные.
Голос Слуха: Они говорят: «Держи за голову, возьми за плечи! Неси! Идем!»
Голос Сознания: Они несут. Все погибло. Мировое зло.
Голос Слуха: Доносится голос: «Больная все еще не переведена?» — «Никак нет».
Голос Сознания: Все умерло. Все умирает.
1909, 1912
Единственная цель которую я преследую: рассказать о находке, которая показалась мне самому интересной. Надеюсь вам тоже понравилось и вы узнали для себя что-то новое) Любите видеоигры и любите русскую литературу: 3
Лучшие комментарии
Могу предположить, что связь Элизиума и пьесы не случайна. Компания-разработчик Элизиума называется ZA/UM, Велимир Хлебников был одним из авторов, эксперементировавших с заумью — техникой работы с языком, где на первое место выходит интуитивно-эмоциальное восприятие текста.
Даже не знал что разработчики так называются) Тогда действительно — случайности не случайны)