Всем привет! Сегодня, как некоторые скорее всего поняли, речь пойдёт про недавно переведённую на английский язык и вышедшую в Steam кинетическую новеллу от небезызвестной студии Visual Art’s/Key. Казалось бы, есть ли смысл в принципе разбирать кинетическую новеллу, в особенности зная, какими получились в своё время Planetarian и Harmonia? Причина же кроется, как ни странно, в сценаристе — на этот раз студия Key снова позвала известного в узких и не очень кругах Ryukishi07. Заварите себе чай, устраивайтесь поудобнее и расслабьтесь!
И всё началось с…
Итак, прежде чем приступить к разбору новеллы, следует коротко обозначить произведения и помощь в написании оных самого Рюкиши.
Как и многие авторы того времени, он вдохновлялся работами Насу (Тсукихиме, Фейт) и ранними работами студии Key. Под их вдохновением, и заодно вплетая свою уникальную стилистику, он выпустил свою довольно известную визуальную новеллу «Когда плачут цикады», в будущем очень быстро набравшую популярность. И в тот момент, когда он выпустил «Когда плачут чайки», многие уже были знакомы с его особенным стилем хоррора, детектива и временных петель.
Ещё позже, в не таком далёком 2011 году, Рюкиши успел поработать вместе со студией Key над их произведением Rewrite, полностью проработав рут Лючии, где виделся его авторский подход вкупе с основной темой Перезаписи. И каким бы спорным тот ни был, этот рут дал читателям, пожалуй, одну из лучших историй внутри самой визуальной новеллы.
И теперь, после нескольких других произведений и пятой части серии «Когда плачут…», Рюкиши принял предложение Key поучаствовать в создании полноценной кинетической новеллы, лаконично названной LOOPERS.
Временная петля Key
У нас есть сценарист Рюкиши07, издатель в виде легендарной студии Key и известный многим иллюстратор Кей Мочизуки, о которой я расскажу позднее, — кажется, идеальный рецепт для будущей популярной визуальной новеллы. Что может пойти не так? Правильный ответ… ничего! Ну точнее почти ничего, и вскоре я объясню почему. Заодно поделюсь своими мыслями о произведении и не только, но сначала о сюжете самой новеллы, чтобы иметь представление о мире игры и его персонажах:
Главный герой или скорее центральный персонаж Тайлер (в будущем я буду использовать их псевдонимы, а не реальные имена, ибо новелла большую часть оперирует именно ими) с детства увлекается геохантингом (геокэшингом) — поиском разнообразных сокровищ, спрятанных другими людьми в легко- и труднодоступных местах, отмеченных специальным значком в GPS для других искателей сокровищ. В основном, там лежат маленькие и памятные предметы, которые можно забрать, оставив взамен своё сокровище для других людей.
В один из дней, когда его мать посещала больницу, он встретил лежавшую на кровати девочку. Разговорившись, они успели быстро поохотиться за сокровищём, которое припрятал сам Тейлор, — жёлтым, светящимся в темноте трицератопсом-резинкой — после чего отдал его часть девочке на память об их небольшой игре.
Дальше нас переносят к уже повзрослевшему Тайлеру, который до сих пор посвящает всё своё свободное время геохантингу. По пути он встречает старых друзей — Хильду и Леону.
Уговорив их пойти с ним к ближайшему спрятанному сокровищу, Тайлер в приподнятом настроении спешит поскорее найти его. На месте Хильда, после нескольких минут поисков, встречает не то призрака, не то заблудившуюся девочку, повторявшую одни и те же слова, что станут понятны ближе к концу. Тем временем Леона нашла сокровище и с гордостью показала его Тайлеру, который затем похвалил её и отправился к другой точке на карте, оставив подруг наедине. Когда они дошли обратно до магазина, в котором работала Хильда, Леона, после ставшего привычным удара головой подруги, внезапно сорвалась на неё так, как не срывалась никогда прежде, после чего внезапно впала в кому. Шокированная Хильда побрела домой, где её начали посещать видения встреченного ранее «призрака» и Леоны. Шум в её голове всё нарастал и нарастал, и она в порыве злости столкнула собственного отца, пришедшего проведать дочку, с лестницы, впоследствии убив его. Не верящая в происходящее девушка легла спать и проснулась… на мосту близ магазина, куда она убежала после случая с Леоной.
Тайлер в свою очередь нашёл спрятанное сокровище, вписал свой псевдоним и дату в список нашедших коробочку и пошёл домой. По пути однако он встретил молодого человека, который вышел из дома, где только что произошло убийство. Приняв его за преступника, Тайлер нагнал его в парке. После пустого обмена словами, молодой человек начал убегать от Тайлера, но тот не отставал. В итоге, когда он почти нагнал его, Тайлера остановила странная девушка, которая впоследствии растворилась в воздухе, словно её и не было.
На следующее утро он обнаружил себя не в постели собственного дома, а всё там же, у телефонного столба, где он нашёл сокровище и где он встретил убийцу. Быстро догадавшись, что происходит нечто странное, он решил встретиться с ничего не понимающей Хильдой.
После разборки с впавшей в кому Леоной, они встретили на пути Мию, которая коротко объяснила им что происходит, а затем отвела к Саймону. Там они узнали про Спираль, в которую попали уже 10 человек, включая двух наших героев, и про то, что она в конце концов завершится, потому что были подобные случаи и до этого, которые однако мало афишировались из-за паранормальности подобного.
Следующие несколько дней Тайлер и Хильда развлекаются. Тайлер по предложению Саймона больше и больше времени начал проводить с Мией, предложив ей первой попробовать поучаствовать вместе в геохантинге. После, он привлёк в это остальных участников команды LOOPERS, найдя к каждому свой подход. Тем временем, Хильда проводила каждое утро вместе с впавшей в кому Леоной, разговаривая с ней и надеясь, что она в итоге очнётся. И о чудо, она в итоге очнулась! Спустя несколько постыдных историй из детства, конечно.
Таким образом к геохантингу подключился ещё один участник. Дни шли, а романтические отношения между Тайлером и Мией виднелись всё отчётливее. С этим же последовала хорошая новость — скоро появится портал, через который они наконец смогут вырваться из петли! И вот, дождавшись нужного дня, группа притащила двух других участников LOOPERS, что впали в кому до прихода Тайлера и Хильды, и затем по одному вошли в портал, не будучи уверенными действительно ли это выведет их обратно. Когда настала очередь последних двух участников — Тайлера и Мии — войти в уменьшающийся с каждой секундой портал, последняя убежала в лес, объяснив это тем, что ей нельзя возвращаться обратно в реальный мир. Тайлер, однако, был ответственен за жизнь одного из впавших в кому подростка, поэтому не мог остаться с ней, и потому вошёл в портал, оказавшись на другой стороне. Там его встретили целые и невредимые друзья, которые однако тут же начали спрашивать о том, где сейчас Мия, после чего они нашли небольшую записку от девушки.
Оказывается Мия страдала от синдрома Клейне-Левина (он же синдром спящей красавицы, однако в реальности работает не так, как описано здесь). Она спала сутками с каждым днём погружаясь в сон всё глубже и глубже.
Однажды, неизвестный мальчик рассказал ей красивую историю о том, что если пожелать о чём-то, держа в руках сокровище, а затем передать это сокровище многим другим людям из рук в руки, то в какой-то момент оно обязательно сбудется. И маленькая Мия, сжав в руках голову жёлтого трицератопса пожелала, чтобы день длился вечно. Так и появилась временная петля, в которую попали герои.
Собравшись с силами, группа приняла решение во чтобы то ни было вызволить оставшуюся там девушку из петли и помочь ей принять своё будущее. Дополнительной причиной тому послужила постепенно разрушающаяся петля, исполнившая своё предназначение. Согласно той же легенде, что рассказал Мие Тайлер в детстве, желание можно отменить, вернув владельцу обратно его сокровище, то есть Тайлер должен был найти голову трицератопса среди множества разных спрятанных сокровищ, отмеченных в приложении для геохантинга.
Поиски длились почти весь день, и Тайлер, уставший от длительных поисков, добрался до парка, куда они вернулись с петли, и услышал еле различимый голос призрака, которой оказалась Мия.
В конечном итоге он не успел… Мия, оказавшись в разрушающейся петле, попала в ничто, и её физическое тело в реальности впало в кому. Однако, и у этой истории есть счастливый конец. Вспомнив про брошь с сердечком, что он нашёл в самом начале истории вместе с Леоной и Хильдой, Тайлер загадал желание и воспользовался известной легендой, чтобы вернуть Мию обратно.
Своё объяснение я начну с простого утверждения — LOOPERS следует «читать словно фильм», как выразился в своём интервью Рюкиши. Здесь есть хорошая история с законченным финалом, не оставляющая после прочтения каких-либо серьёзных вопросов, красивое, притягивающее взгляд визуальное оформление и отличная работа актёров озвучки с неплохим музыкальным сопровождением. Одним достаточно и этого, другим… Если вы хотели от проекта чего-то большего, то давайте углубимся подробнее в детали.
Что такое продукт студии Key? Это в первую очередь эмоционально заряженная визуальная новелла с привычными многим неуклонными тропами про семью, вечную дружбу и т. д., от которых они почти никогда не отходят, и это на самом деле не так плохо, как кажется на первый взгляд. Они всё ещё могут поразить, могут заставить плакать (пусть и в последнее время более «искусственным» способом в угоду сценария), могут вовлечь в сюжет и рассмешить там, где нужно, — это то, что всегда делала данная студия. Их последний серьёзный проект, не считая Heaven Burns Red, — Summer Pockets — был одновременно и эпитомией всего, что они создали до него, и чем-то новым, в основном благодаря небольшому смещению акцентов тут и там. Сам Дзюн Маэда, сооснователь Key, их известный писатель и композитор, считал этот проект духовным наследником своего раннего творения — Air. И пусть в итоге получилось действительно хорошее, я бы даже сказал отличное произведение, но бремя ожиданий висело над ним, словно дамоклов меч. Читатели справедливо сравнивали Summer Pockets с Clannad, опускаясь до заявлений о том, что это лишь небрежная копирка их старых работ, и в чём-то они были правы. Как минимум в том, что рассказанная десятки раз история начала приедаться, и все «неожиданные повороты» становились ужасно предсказуемыми, не говоря уже о структурно одинаковых концовок, где менялись лишь место действия, посыл и героиня. И таким образом студия Key сделала полный круг… или скорее спираль?
Теперь о самой визуальной новелле. На бумаге LOOPERS хороша. Я ни разу не ловил себя на мысли, что мне неинтересно читать или не хватает достаточного погружения в сюжет благодаря тому, что новелла активно смещает фокус тогда, когда это необходимо, а для такой короткой истории это действительно важно: с повседневности на хоррор, затем на мистику, небольшой триллер и снова повседневность, и так далее. История настолько эмоциональна, насколько нужно, некоторым персонажам в какой-то мере сопереживаешь. К тому же, если протагониста определить не так трудно, то женского центрального персонажа довольно умело и плавно переключают с Хильды на Мию, пусть и небольшой пролог ранее дал намёк на того, кто ею будет (или само главное меню с рекламными постерами, но предположим, что их нет и не было). Однако есть очень большая проблема, которая убивает все видимые достоинства визуальной новеллы, если вы заранее не знаете, что от него следует ожидать, прямо как я и, наверное, значительное большинство, и вы наверняка догадались какая именно.
LOOPERS слишком коротка. Она занимает от силы 6 часов на чтение, и как вы думаете, успевает ли она раскрыть за всё это время 8 основных персонажей? Конечно же нет. Ни предыстории, ведь все здесь чистый лист с двумя-тремя строчками их прошлого, кроме женской главной героини, и даже это под вопросом; Ни полноценного развития, ведь ни перед кем не ставится личная проблема, которую так или иначе необходимо решить; Ни нормального придания уникальности их заезженным характерам по ходу повествования, из-за чего у нас снова те же безликие персонажи, которых можно вполне заменить на других без каких-либо потерь. Тем не менее в историю они вписываются натурально, и перечисленные выше проблемы полноценно замечаешь лишь после прочтения, что, естественно, не делает их менее значимыми. Атмосфера, несомненно лучшая часть истории, хорошо работает только в начале и конце, когда как в середине не только временная петля как будто отходит в сторону, так и не хватает какого-никакого напряжения в редких эмоциональных моментах. В конце концов само повествование сильно спешит, мало заостряясь на значимых моментах. Вы можете сказать, что никто бы не смог за такой объём времени подать столь эмоционально сильную историю, когда дело касается визуальной новеллы. Не знаю, корректно ли подобное сравнение, но у меня есть отличный пример того, где всё это работает так, как нужно и в отрыве от самого произведения, — To The Moon. Запоминающиеся персонажи, затрагивающая все струны души история, прекрасная атмосфера на протяжении всей игры, и всё это за те же несколько часов прохождения.
Главная причина того, почему LOOPERS получилась такой неудачной, как по мне, заключается в том, что Рюкиши старался как можно сильнее подражать стилю Key, и у него это, к сожалению, получилось.
Кей как главная причина покупки кинетической новеллы
Хватит о грустном, поговорим теперь о чём-то более хорошем. Кей Мочизуки (Kei Mochizuki) — известный иллюстратор с уникальным стилем рисовки, работы которой особенно популярны в Японии, что неудивительно. Для примера:
Этот красивый и грубоватый лайн-арт, преобладание определённых цветов и легко узнаваемый стиль рисовки притягивает взгляд. В новелле подобное работает куда лучше, чем я ожидал: у всех персонажей свои узнаваемые черты, да и сами они заметно выделяются практически везде (хотя учитывая общее количество всех CG-сцен, ситуаций, где это пригодилось бы, нет, кроме той, что собственно стоит на обложке); сам стиль также интересно резонирует со сценарием Рюкиши, делая персонажей такими, какими пытается описать нам автор — пугающими в случае Леоны в самом начале, милыми в лице одной лишь Мии, самоуверенными как Тайлер с его геохантингом, встревоженными и взволнованными словно переживающая за судьбу своей подруги Хильда, потерявшими надежду и т. д.; ну и просто-напросто он выглядит очень свежо в среде визуальных новелл, аж глаза радуются.
Моя единственная претензия — в кинетической новелле ни у кого больше нет спрайтов, кроме основных персонажей, даже у двух других членов команды LOOPERS, которые всю временную петлю провалялись в коме, а затем появились в конце на пару строчек. Возможно таково было решение Key, возможно сама мисс Мочизуки не хотела делать больше, чем ей сказали, но в итоге мир буквально выглядит пустым.
Кто в итоге виноват?
Это должна была быть секция для моего вывода, такого же простого и безвкусного, но за время изучения материала у меня накопилось много тем, из-за которых по большей части появился этот пост.
В первую очередь, почему я так и не затронул сам сюжет, кроме недопересказа в спойлере? Он скучный. Вот честное слово очень скучный. Его не вывозят ни персонажи, ни неожиданные повороты, ни мистика, ни что бы то ни было ещё. Причин много, и я перечислял те, которые на мой взгляд оказались главными, но хочу ещё добавить, что Рюкиши заметно вырос по сравнению с рутом Лючии в Перезаписи. Да, романтическая линия оказалась не такой интересной в силу робкости Мии и здесь нет как такового экшена, но история в целом стала сбалансированной и затягивающей без использования ненадёжного рассказчика или нелинейного повествования, как в его основных работах.
Возвращаясь к скучному сюжету, на самом деле я выразился немного неправильно. Он стерильный и пресный. Всё по заветам студии Key и их предыдущих недавних произведений, что мало подходит самому Рюкиши. Эти «30% хоррора, 70% слёз», указанные сценаристом в интервью о новелле, работают так прямо, как могут: весь хоррор заканчивается в начале попадания в петлю, во всём остальном — повседневность и драма с лёгким налётом мистики. Нет никакого образного меча, что нависает над головами персонажей по типу неопределённого будущего в петле, или саспенса, что держит в напряжении до привычной кульминации. Нет ощущения постоянно повторяющегося дня и постепенного падения в пучины безумия, лишь несколько предложений от персонажей о длительности их нахождения в петле, из-за чего словно нет и самой петли и нас просто пытаются обмануть, подготавливая какой-то другой сюжетный поворот. Нет никаких страшных секретов или последствий чего-либо. И подобные аспекты этой кинетической новеллы напрочь лишают меня какого-либо сопереживания за судьбу персонажей. «Слёз», кстати говоря, тоже не было. Я рыдал почти на всех рутах ранее упомянутого Summer Pockets, ещё больше я рыдал в Little Busters! , даже planetarian в итоге заставила меня плакать, но здесь ничего. Абсолютно. Я конечно выдавил из себя улыбку под конец истории, но эмоциональных качелей Key здесь как будто бы не хватило.
Я в который раз говорю «студия Key то, студия Key сё», словно виню их в том, что вышло в итоге. Что ж, у меня есть причина. Смотрите: Little Busters! Refrain — история о группе друзей, повторяющих одни и те же действия на пути к поиску выхода из созданного ими мира, чтобы в итоге спасти всех. LOOPERS — история о группе собравшихся поневоле друзей, ищущих выход из созданной временной петли, чтобы в итоге спастись всем вместе. Конечно, я очень сильно упростил, да и тропы у них совсем разные, но дух почти один и тот же, только первая на часов 50+ с выбором рутов, когда вторая кинетическая и на 6 часов. Я уверен, что будь у этой кинетической новеллы больше времени на прохождение, то Рюкиши смог бы поподробнее раскрыть все указанные недочёты, показать больше хоррора, выжать больше слёз, и избавился бы от этой неопределённости между двумя стилями. Уверен, потому что сейчас история парадоксально читается с интересом.
И вот, я снова хожу вокруг да около. Помните, что я писал в начале моего разбора? Эту новеллу следует читать словно фильм. Если последовать этому совету и полностью погрузиться в произведение, то оно действительно выглядит как фильм. Короткая, с множественными упущениями, но передающая всё, что нужно, законченная история. Это может быть старая добрая история дружбы, интересное приключение во временной петле с неясным до какого-то момента концом, романтическая история двух влюблённых, простирающаяся от начала и до конца, или всё вместе в одном небольшом произведении. В своём вакууме LOOPERS на удивление прекрасна. И как воспринимать её решать только вам. Лично я всё же на стороне тех, кому она понравилась, несмотря на все недостатки. Спасибо вам за прочтение столь долгого блога с повторением одних и тех же поднимаемых тем и надеюсь вам было интересно!
Так как у меня работы Кей Мочизуки ассоциируются с некоторыми работами Omutatsu, то вот вам под конец немного красивых артов:
Лучшие комментарии
Спасибо. Я в основном больше по JRPG, но визуалки иногда заходят, например Danganronpa, Steins;Gate и подобное.
Спасибо за обзор, прочитал с удовольствием!