Tsukihime — это визуальная новелла, разработанная компанией Type-Moon и выпущенная 27 декабря 2000 года на зимнем Комикете. Это первая игра в Nasuverse. Именно она впервые получила признание аудитории, благодаря чему и смогла дать толчок к расширению вселенной.
Прежде, чем начать разбор непосредственно игры, я бы хотел обозначить три важных момента. Во-первых, да, я считаю визуальные новеллы играми. Во-вторых, нет, я не намерен вести дискуссию на эту тему.
И в-третьих, Tsukihime — это эроге, то есть игра с сексуальным контентом. Соответственно, тут рассказывается о контенте строго 18+, я предупредил.
История разработки
Создание новеллы началось, как это обычно бывает, с идеи. Идея принадлежала Киноко Насу, который на тот момент собирался воплотить её в формате ранобэ.
Однако, после образования компании Type-Moon, история сменила свой формат на визуальную новеллу. Тем не менее, прежде, чем сюжет пришёл к тому, о чём мы будем говорить ниже, он претерпел довольно серьёзные изменения.
Так, изначально Арквейд Брюнстад, одна из главных героинь новеллы, обладала совершенно другим образом — она должна была быть стереотипным холодным вампиром. Тоно Шики же, главный герой новеллы, (Не путать с Рёги Шики, главной героиней Kara No Kyoukai) имел в основе старого измученного вампира, однажды убившего Арквейд. Сюжет в этой версии истории был куда мрачнее, а в основе лежали так называемые «едкие отношения между убийцей, который видит линии смерти, и вампиром». По итогу только эта концепция, пусть и в изменённом виде, дожила до конца.
Во время разработки сюжет менялся, менялись и персонажи. В итоге получился некоторый дисбаланс, ибо в игре было 5 главных героинь, у которых было крайне спокойные и вежливые отношения с главным героем. Поняв это, Насу решил переработать образ одной из героинь, чтобы придать ей более уникальное поведение. Для этой роли была выбрана Арквейд, единственная девушка, которой не было необходимости вести себя соответствующим образом. В итоге её образ был переработан полностью: из «холодного вампира» она стала «чисто белой девушкой», поражающей сочетанием жизнерадостности, непосредственности и невероятной опасности.
Образ Шики тоже был переделан: из уставшего вампира средних лет он стал японским школьником со слабым здоровьем и необычными способностями. Вероятно, это было сделано с расчётом на привлечение целевой аудитории проекта: молодых людей старшего школьного и студенческого возрастов.
Скорее всего, по той же причине в игру были добавлены сексуальные сцены. Судя по тому, как они написаны (о чём мы ещё поговорим), изначально они не планировались, либо их не планировалось показывать. Однако, понимая, что маленькой студии, коей тогда была Type-Moon, надо как-то привлекать покупателей, их добавили как продающие моменты в дополнение к хорошей истории.
До выпуска релизной версии у игры было несколько пробных. Первая из них являлась бесплатной рекламной версией, которую на трёх с половиной дискетах продавали тиражом в 300 копий на Comiket 56 в 1999 году.
Следующая демо-версия продавалась на Comiket 57 в том же 1999 году. Эта версия продавалась всего за 100 йен тиражом в 50 копий.
На Comiket 58 в 2000 году Type-Moon продавали Tsukihime Half Moon Edition. В данной версии были только две сюжетные ветки: Арквейд и Сиэль (так называемая «Ближняя сторона луны»). Также к ней прилагался бонус в виде купона, позволявшего получить полную версию игры, когда она выйдет. Данная версия продавалась тиражом в 300 копий по 1000 йен за штуку.
Полная версия была выпущена на Comiket 59 27 декабря 2000 года и принесла компании первую популярность и поклонников. Интересно, что, хоть новелла и была эксклюзивом для PC, официально была выпущена специальная программа, которая позволяла конвертировать купленную копию игры в ром для Game Boy Advance.
Не знаю, насколько удобно играть в визуальные новеллы на небольшом экране GBA, но, как факт, такое было.
Позже, в январе 2001 года, Type-Moon выпустила Tsukihime Plus-Disk. Это была обновлённая версия на новом движке, которая плюс к этому содержала две новые, по большей части филлерные, дополнительные истории: Alliance Of Illusionary Eyes и Geccha. Второе же издание Tsukihime+Disk снова сменило движок и добавило ещё две также филлерные дополнительные истории: Geccha 2 и Kinoko’s Masterpiece Experimental Theater.
Сюжет и персонажи
Начать разбор данной визуальной новеллы стоит с самого главного для этого жанра — с сюжета.
Напомню, что Tsukihime происходит во вселенной, не связанной с Kara No Kyoukai, поэтому не стоит пытаться искать отсылки на события того ранобэ. Тем не менее, сама история содержит отсылки к нему, из чего можно сделать вывод, что оба произведения происходят в одной мультивселенной.
Сюжет игры повествует о молодом японском парне по имени Тоно Шики.
Тоно Шики — молодой японец родом из знатной и очень влиятельной семьи Тоно. В детстве с ним произошёл некий инцидент, в результате которого он чуть не умер, но всё-таки смог выкарабкаться, получив в подарок гигантский шрам на груди, анемию (приступы которой он будет переживать на протяжении всей истории), а также необычные глаза.
Глаза Шики — это Мистические Глаза Восприятия Смерти. Да, те же самые, что были у Рёги Шики. Особенность этих глаз в том, что их обладатель способен видеть на предметах «линии жизни». Эти линии показывают, где это предмет будет проще все разрезать, чтобы «убить». Интересная особенность этих глаз состоит в том, что «убить» можно не только живые существа, но и предметы и даже неосязаемые сущности.
В это же время он встречается с таинственной женщиной по имени Аозаки Аоко (сестрой Аозаки Токо из Границы пустоты), которая даёт ему пару советов по поводу того, что резать всё под ряд может не очень хорошо повлиять как на психику мальчика, так и на его здоровье, ибо глаза сильно давят на мозг.
После этого она покидает маленького Шики. Тут же оказывается, что отец парня не очень доволен физическим состоянием сына. Макихиса Тоно в принципе был не лучшим человеком, поэтому, желая иметь сильного наследника семьи, он ссылает Шики родственникам, семье Арима, а сам назначает наследником сестру Шики, Акиху.
Так и остался Шики в дали от семейного особняка, пока не подрос. И вот, уже в старшей школе, он получает письмо от сестры, в котором его таки приглашают обратно. Связано это с тем, что Макихиса всё-таки умер, в связи с чем сестрёнка стала главой семьи Тоно, выгнала всех родственников, родственников родственников и т. д. из особняка и осталась там одна с парой служанок, чтобы спокойно жить с братом. Чувствуя вину за то, что оставил сестру одну надолго у строгого отца, Шики решает вернуться.
Встречают его одновременно холодно и тепло. Сестрёнка Тоно очень не довольна тем, что Шики так и не связался с ней за время своего «изгнания». И мало того, старший сын семьи Тоно совершенно отвык от высшего общества, из-за чего ему тяжело даются правила приличия, строгие правила особняка и взаимодействие со служанками — Кохаку и Хисуи.
Хисуи и Кохаку — это близняшки служанки. Они — единственные, кого Акиха оставила в особняке после того, как стала главой. Они абсолютно противоположны по характеру, но при этом очень преданы семье Тоно.
Кохаку — вечно весёлая девушка, отвечающая за готовку в доме. Она предпочитает одеваться в японском стиле и является личной служанкой Акихи. Однако её ни в коем случае нельзя подпускать к уборке, ибо, когда она начинает убираться, почему-то, каждый раз она лишь наводит больший бардак.
Хисуи же наоборот крайне спокойная и, наверное, даже мало эмоциональная девушка. Хисуи отвечает за уборку дома, но, в отличие от сестры, совершенно не умеет готовить. Она предпочитает одежду в западном стиле и становится личной служанкой Шики. Шики же, живший всё это время в обычной семье, не очень радует наличие служанки, что, в свою очередь, не очень радует Хисуи.
В этой непривычной обстановке Шики ложится спать. И именно в этот момент идёт разделение всего сюжета на две глобальные части.
Для начала нужно понять, что в игре всего 5 рутов на 5 главных героинь: Арквейд, Сиэль, Акиха, Хисуи и Кохаку. О трёх из них я писал уже выше, о двух других сейчас поговорим.
Арквейд Брюнстад — это главная героиня игры. Именно в её честь она была названа (Tsukihime — с яп. «Лунная принцесса»). Она — вампир. Однако стоит понимать, что в Насуверсе существуют два типа вампиров — истинные предки и мёртвые апостолы. Дело в том, что с развитием человеческой цивилизации и последствиями этого развития природа решила дать отпор и создала истинных предков. Они являются воплощением мощи природы, они практически неуничтожимы, обладают сильнейшей магией и не обязаны пить кровь людей, хоть она и делает их сильнее. Однако истинных предков ограниченное количество, поэтому они могут обращать людей в вампиров — таких обращенных и называют мёртвыми апостолами. Арквейд — это истинный предок. Так как со временем баланс сил между людьми и вампирами стал несколько иным, она сама охотится на мёртвых апостолов, что её и приводит в город, в котором живёт Шики — Мисаки.
Сиэль — ученица школы города Мисаки. Она учится на год старше Шики и на самом деле работает на Церковь, охотясь на вампиров в городе Мисаки.
Стоит отметить, что Церковь в Насуверсе — это довольно влиятельная организация. Она конкурирует с Ассоциацией Магии и пытается искоренить всех «Богопротивных Созданий» и «Еретиков». Интересно, что для этого они зачастую используют этих самых «Богопротивных Созданий». Кстати, Церковь тут именно католическая, ибо штаб-квартира её в Ватикане.
И так, на каждую героиню, кроме Кохаку, предполагается по 2 концовки. В итоге игрок сможет получить 9 концовок. Однако получить сразу любую концовку невозможно. Все руты делятся на две части — так называемые «Ближняя сторона Луны» и «Дальняя сторона Луны». Соответственно, чтобы увидеть руты «Дальней стороны Луны» (руты Акихи, Хисуи и Кохаку), надо сначала получить хотя бы по одной концовке каждого рута «Ближней» (руты Арквейд и Сиэль).
На самом деле разделение этих рутов довольно оправданное, ибо, если в рутах «Ближней стороны Луны» больше раскрывается мифология мира, говорится о вампирах, Церкви и магии, то руты «Дальней стороны» сосредоточены вокруг семи Тоно: её секретах и грехах, коих достаточно.
Разделение происходит в первую ночь и зависит от того, встретится ли Шики с мёртвым апостолом по имени Нрквср (Нерон) Хаос.
Нерон — это древний Мёртвый Апостол. Один из немногих, кто стал вампиром благодаря своим магическим изысканием. Как и многие Мёртвые Апостолы, его цель — бессмертие. Да, хоть номинально вампиры и бессмертны, их бессмертие не является идеальным. Им нужно постоянно подпитывать себя кровью людей, так как их оболочка со временем изнашивается. Нерон же решил, что ему одной оболочки мало. Он в себе держит множество существ. Само множество этих существ и называется Хаосом.
Если ночью первого дня Шики встречается с Нероном, то он переходит в руты «Ближней стороны Луны» и на следующей день встречает Арквейд, которую, из-за какого-то неясного (на момент начала игры) инстинкта убийцы разрезает на 17 частей. Это значительно ослабляет вампиршу, что вынуждает её припахать Шики охотиться на вампира, за которым она приехала. Если встречи не произойдёт, то игрок переходит в руты «Дальней стороны Луны».
Однако в этой игре есть и главный антагонист. Степень его участия в сюжете разнится от рута, тем не менее появляется он в каждом.
Роа (сокращённо его так называют) — это ещё один Мёртвый Апостол, тесно связанный как с Арквейд, так и с Сиэль и с семьёй Тоно. Он избрал несколько иной путь к бессмертию — перерождение в теле человека, которого он сам выбирает, чем и создаёт множество проблем всем вокруг.
После того, как игрок получит все 9 концовок, откроется Eclipse (Затмение) — небольшой эпилог, который и завершает игру.
Также упоминания заслуживают некоторые второстепенные персонажи.
Юмизука — это добродушная одноклассница Шики. Она в тайне им восхищается и имеет крайне трагическую судьбу. Не только в сюжете игры, но и за её пределами. Дело в том, что для неё планировался отдельный рут, однако он был вырезан. Благо в ремейке ей его таки сделали. Однако в оригинальной игре её всегда обращает в вампира Роа, из-за чего она погибает.
Арихико — друг и одноклассник Шики. Пожалуй, единственный персонаж в новелле, никак не связанный ни с какой мистической дичью. По сути является раздолбаем, который любит пошляться по ночам по улицам и пофлиртовать с девушками. По сути выполняет роль поддержки Шики в его школьной жизни. Важным персонажем его назвать сложно, но экранного времени он имеет достаточно.
Стоит сказать, что сюжет, по моему мнению, действительно является хорошим и комплексным. Каждый рут предоставляет игроку очередной кусочек пазла, которые в итоге создают единую картину. При этом читать новеллу действительно интересно, ибо Насу, как мне кажется, очень хорошо удаётся передавать психологическое состояние Шики в особенно напряжённых моментах, коих тут предостаточно.
А вот с чем Насу плохо справляется — это сексуальные сцены. Не, само их наличие не является чем-то плохим и является логичной кульминацией отношений с каждой из героинь. Однако то, как Насу описывает все эти действиям… Скажем так, разнообразные эпитеты, коими автор описывает мужское достоинство, стали мемом в коммьюнити этой вселенной. К сожалению, Киноко Насу ни в одной из следующих игр этот момент так и не исправил.
В целом, я считаю, что сюжет и персонажи — именно то, ради чего стоит попробовать эту игру.
Геймплей
Как бы ни было смешно заводить разговор о геймплее в статье про визуальную новеллу, в этом пункте я хочу поговорить про систему выборов и рутов.
И так, как и в любой новелле с выборами, игроку на протяжении всей игры предстоит принимать решения. По сути, выборы в этой игре можно разделить на два типа: влияющие на рут и критические.
Влияющие на рут выборы — это те решения, которые способствуют развитию отношений с определённой героиней. И так, во время разговора вам предоставляется выбор реплики либо действия. Если ваше решение будет по душе героине, вы получаете очко в пользу этой героини. В случае, когда вы набираете определённое количество очков у определённой девушки, вы переходите в её рут.
Критические выборы — это те решения, которые надо принимать в критические ситуации. Да, в этой игре вы можете умереть, если не сделаете правильный выбор в определённой ситуации. В связи с этим вам придётся действительно обдумывать свои действия, если вы, конечно, не хотите откатиться к предыдущему сохранению.
Однако, в случае, когда не удаётся избежать смерти, вы не увидите загробного мира. Перед вами появится небольшая комедийная сценка, в которой Сиэль в образе учительницы доступно объяснит, почему в этой конкретной ситуации вы были неправы.
В целом, выборы, по большей части, интуитивно понятны, хотя иногда и встречаются неожиданные ситуации, что я считаю плюсом.
Зарождение мема
Сейчас за пределами коммьюнити Tsukihime эта игра известна далеко не прописанными персонажами и глубоким лором. Она известна мемом. Знакомьтесь — Неко-Арк.
Неко-Арк - это чиби-версия Арквейд с кошачьими ушками, хвостом и глазами. С оригиналом она имеет мало чего общего за исключением задорного характера. Суть Неко-Арк - полное безумие и хаос. Где бы она не появилась, она привносит за собой разрушение четвёртой стены, отсылки на поп-культуру, тонну кошачьих каламбуров и фирменный клич - бураня.
В первой новелле мы видим зарождение этого мема. В выше упомянутых сценках с учительницей Сиэль иногда появляется Арквейд с кошачьими ушками, которая в иронической манере комментирует подсказки Сиэль.
Знали бы они в 2000 году, во что это всё выльется...
Графика
Собственно графику в игре можно рассматривать с нескольких сторон.
Сначала поговорим о фонах. В качестве фонов используются фотографии реальных локаций, что, как по мне, несколько выбивается из стилистики игры, хоть иногда и задаёт нужную атмосферу.
Второй аспект - спрайты персонажей. Художником в этой игре был Такаши Такеучи, сейчас уже легенда Type-Moon, но в то время бывший ещё новичком. И, на самом деле, это заметно.
Да, персонажи выглядят довольно уникально. По моему мнению, у Такеучи довольно интересный визуальный стиль, который хорошо подходит персонажам и делает их очень запоминающимися. Тем не менее в Tsukihime заметно, что он не был её профессиональным художником, из-за чего спрайты действительно выглядят несколько дёшево. Тем не менее я не считаю это минусом. Есть в этом какой-то шарм.
Последнее, о чём я бы хотел поговорить - это... сексуальные сцены. Нет, здесь я их показывать не буду, поэтому я предлагаю вам включить своё воображение. Скажем так, неопытность Такеучи здесь заметна тоже (особенно на фоне его работ в Fate/hollow ataraxia). Однако нарисованы сцены всё таки неплохо и довольно сочно. И определённо нарисованы лучше, чем они описаны. Любители подобного контента определённо не пожалеют о том, что будут играть в версию без цензуры.
Звук
Звуковое сопровождение игры довольно обычное. В первую очередь действия персонажей сопровождаются стандартными звуками по типу топота, лязга и т.д. Тут мало что можно сказать, кроме того, что звучат они довольно натурально и используются правильно в нужных ситуациях.
Музыка в игре хорошая. Хоть и количество треков довольно ограничено (штук 5 на игру), но звучат они атмосферно. Особенно хороша заглавная тема игры. Хоть она весьма минималистична, эта мелодия заседает в голове.
Однако здесь есть и некоторый минус. Так как треков довольно мало, уже на 30-ом часу игры постоянно повторяющиеся музыкальные темы довольно сильно приедаются. Тем не менее, как мне кажется, это не критично.
Как ознакомиться
С 21 августа 2003 года по 27 июля 2010 года под авторством Сасаки Шонена выходила манга Shingetsutan Tsukihime (Повесть о лунной принцессе).
Манга имеет довольно красивый рисунок и, насколько могу судить, адаптирует рут Арквейд со значительными отличиями.
Перевод этой манги полностью закончен, так что можно ознакомиться, однако надо понимать, что весь сюжет вы от неё не получите.
С 10 октября 2003 года по 26 декабря 2003 года выходило аниме Shingetsutan Tsukihime от студии J.C. Staff.
Аниме имеет крайне негативную репутацию у фанатов вселенной. Настолько негативную, что среди фанатов распространён мем "Аниме по Tsukihime не существует". Причинами такого отношения являются сильно переделанный и сжатый сюжет (12 серий всё таки) и крайне угловатая рисовка, которая вообще не похожа на стиль Такеучи.
Я лично считаю такого сильного негативного отношения данное аниме не заслуживает, но и чем-то действительно качественным оно не является. Просто середняк. Тем не менее аниме тоже адаптирует рут Арквейд с использованием элементов из других рутов, поэтому просмотра аниме не будет достаточно для ознакомления с сюжетом новеллы.
26 августа 2021 года Type-Moon выпустила первую часть ремейка данной игры под названием Tsukihime -A piece of blue glass moon-.
Ремейк сильно переработал сюжет. Настолько, что он не подходит для ознакомления с оригинальным сюжетом. Настолько, что ремейк заслуживает отдельную часть истории серии... когда мы дойдём до 2021 года.
В итоге, самым лучшим способом ознакомиться с сюжетом новеллы является прохождение оригинальной игры, как бы банально это не звучало. Игра идёт абсолютно на любом компьютере и полностью переведена на русский язык.
Перевод довольно качественный. Текст читаемый, его эффекты сохранены. Да, иногда встречаются опечатки, а иногда переводчики рофлят, но встречается это не так часто, так что я действительно могу посоветовать вам проходить в переводе, если не желаете возиться японским или английским.
Итог
Tsukihime - это прекрасная игра с интересным сюжетом и прописанными персонажами. В годы выхода игра получила положительные отзывы от критиков и игроков, что позволило ей стать первым успешным проектом в Nasuverse, что подтвердилось и продажами игры.
Именно эта игра стала фундаментом гигантской медиафраншизы, которую мы сейчас знаем. И не безосновательно, учитывая её качество. Однако в 2000 году ни о какой франшизе не было речи. И тогда маленькая студия Type-Moon, вдохновившись своим успехом, решила выпустить сиквел этой игры, о котором мы поговорим в следующий раз.
Лучшие комментарии
Просто эта история серии посвящена именно играм. А в нулевой части я говорю в основном про образование компании, про автора и про первые не игровые работы. Но, полагаю, да. Хорошая мысль в начале статьи давать ссылку на 0 часть.
Ну, я про определение Насуверса писал в 0 части истории серии. Про Неко… Я, видимо, слишком много кручусь в японской части интернета, поэтому я не подумал. Спасибо, учту.
Насколько я знаю, нигде официально она сейчас не продаётся. Так что только пиратский флаг
В июне, вроде, сказали, что ремейк таки на пк перенесут в 2024. И да, у меня тоже новелла на весь экран не растягивается. Полагаю, там разрешение залочено.
Можно попробовать на эмуле свича её запустить. А оригинальная Цукихимка и у меня на весь экран сейчас не врубается. Не помню было ли так всегда, мб сама 11я винда виновата…
Ух, было бы замечательно. А если там ещё вторая часть будет — вообще красота)
Благодарю за статью, жду продолжения этой темы.
Интересно, что будет в следующем блоге. Кагецу Тоя была забавной, а моментами очень смешной. Проходил где-то 3-4 года назад.
«В итоге, самым лучшим способом ознакомиться с сюжетом новеллы является прохождение оригинальной игры, как бы банально это не звучало.»
Так а как ознакомится? Она есть в стиме, гоге или только пиратский флаг ?
Еще на восьмой проходил, так что видимо не зависит от системы.
Манга мне в своё время понравилась.
Сам начинал с манги, и насколько я помню, там в рут Арквейд добавили элементы из всех рутов понемногу, и получилось довольно удачная адаптация, что обычно редко происходит при первоисточнике с несколькими рутами.
А так, новелла шикарная, пусть и дизайн оригинальный устарел, но вот сюжет по прежнему затягивает. Обидно, что ремейка нет на пк, и даже официального английского перевода, хотя вроде как что то анонсировали.
Кстати, у меня одного была проблема, что оригинальная новелла не растягивалась на весь экран? Вернее, ее можно было растянуть, но только с огромными черными полосками со всех сторон.
P.S. Эх, еще бы ремейк Fate/Stay Night, вот был бы праздник...