НИЧЕГО НЕ ЗНАЧАЩЕЕ ВСТУПЛЕНИЕ.
Позвольте представить свежий…
Как коньяк столетней выдержки…
…обзор открытого плей-теста В тылу врага 2. В его рамках доступны были далеко не все функции, например, зарубиться компанией против ботов было нельзя. Но была возможность изучить юниты, подразделения, собрать армию по вкусу и сделать то, ради чего игра и создавалась.
Устроить масштабный мордобой из танковых клиньев, банзай-атак пехоты на пулеметы и артиллерийские дуэли, когда противника не видать за холмами и горами.
Но обо всем – по порядку.
Кто подписан на канал давно, тот помнит обзор Man of war 2 Arena, с хреновым звуком и начиткой текста. С тех пор прошло аж два года… Кошмар, как время летит.
В тылу врага – одна из лучших игр в жанре стратегии, и, пожалуй, лучшая – в сеттинге второй мировой. Детализация, физика и возможность лично управлять юнитом выделяла серию среди соседей. Масштабы сражений меньше, чем в Блицкриге, но каждый юнит и солдат идут на вес золота и имеют значение.
Игр была не одна и не две, от разных команд и внутри этой хронологии можно даже запутаться. Пока что крайней вышедшей – и популярной до сих пор – является В тылу врага 2 Штурм, которая не в тылу врага, а вовсе даже Штурмовой Отряд, и от немцев, а не от украинской Бест Вей…
М-да…
НЕМНОГО ОБ УСОПШЕМ.
Бест Вей решила в 20 году напомнить, кто босс качалки среди стратегий. И выкатила Man of War 2 Arena – бесплатную фри ту плей стратегию, которая быстро умерла под тяжестью абсолютно уродливого доната.
Да, я понимаю, это фри ту плей, разработчикам надо кушать.
Но вдумайтесь: пока игрок не купит премиум аккаунт, ему доступны лишь начальные и средние юниты. В игре про Вторую Мировую игрок должен ДОНАТИТЬ, чтоб сыграть на Тигре, Пантере, Т-34-85 или танках серии ИС, символах той войны!
Тем не менее, свой кусок внимания игра отхватила, и разработчики сказали: все херня, Миша, начинай сначала.
И анонсировала отдельную игру, которая называется…
В ТЫЛУ ВРАГА 2.
Потому что война – это путь обмана, а запутанность внутренней нумерации серии недостаточна. Не буду изображать из себя фаната стратегий, у меня отношение к этому жанру сложное. Он мне нравится, но играю я в них очень плохо.
Неизбежно сравнение новой В тылу Врага 2 (не путать с другой В тылу врага 2, да, я вам мозг вынесу этой шуткой) с конкурентами, а их два. Первый – старый суровый Штурм 2. Второй – новый и хреново оптимизированный Gates of Hell. И в моих глазах MoW 2 их уделывает, причем с гарантией. А недостатки игры, которые находят ветераны Штурма и Адовых ворот, для меня являются либо несущественными, либо вообще достоинствами.
Начнем с технической составляющей, например, с оптимизации. И новичок выкатывает НЕДОСТИЖИМОЕ для конкурентов преимущество, в виде выделенных серверов. Да, выделенные сервера, ребятки, как вам такое? Никаких телепортирующийся танков или ЧУДОВИЩНЫХ лагов. За все время теста у меня было два вылета, и после них я ПЕРЕПОДКЛЮЧИЛСЯ к игре, и продолжил бой.
Вы понимаете? Это ж как человека на Луну отправить! Меня поймет лишь тот, кто во время почти выигранного боя отрубался и с ненавистью смотрел на экран с надписью «вы отключены за недостаточное быстродействие системы». Игра достаточно скромная в плане аппетитов и требуемого места на диске. Разумеется, даром ничего не дается.
КРАСОТА В ГЛАЗАХ СМОТРЯЩЕГО.
Не сомневаюсь, все мы хотим одного и того же: смотреть за УПРУГОЙ работой подвески, за жесткими СТВОЛАМИ танков, за СОЧНЫМИ взрывами и светом… Вот только у меня вопрос: насколько это надо в стратегиях? Большую часть времени, несмотря на возможность взять под прямой контроль *масс эффект 2 вставка* отдельный юнит, игрок должен командовать своей армией. И видит мир откуда-то сверху.
Да, моторчик тут стоит старый, но не бесполезный и способный на не самой мощной машине работать стабильно и плавно. Какой смысл в ДЕТАЛИЗИРОВАННЫХ моделях, сочных взрывах и физике, если работает это все у трех с половиной человеков, да еще лишь один из них в стратегии играет? Картинка находится на уровне «нормально, не идеально, но сойдет». Вот к чему можно предъявить претензии – это к освещению и цветовой гамме. Если сравнить с GoH все выглядит как-то игрушечно, недостаточно грязно и «по-военному», что ли? Еще детализация моделей прыгает по качеству, что не удивительно.
Происхождение не скроешь, отовсюду торчат уши Арены. Незадолго перед закрытием проекта там проводилась работа над модельками. Постепенно обычные заменялись на улучшенные версии. Отсюда – такой разнобой и неоднородность в стиле.
От вопросов технических – перейдем к геймплейным.
ГЕЙМПЛЕЙ.
И тут снова затык и критика от олдфагов. И многое сводится к тому, что игра стала проще. Тут не обойтись без уточнения деталей и описания Важной Внутриигровой Фичи.
У вас были солдатики в детстве? Чтоб играть в войну, и наверняка был любимый танк, или самолетик, или еще что-то? Это старое чувство можно воскресить благодаря система БАТАЛЬОНОВ.
Существует три типа подразделений – танковые, артиллерийские и пехотные. Берете под свое командование, комплектуете три эшелона через систему командных очков и идете в бой.
Танковые части имеют скидки для набора танков и самоходок, но штрафы для набора пехоты.
Артиллерийские подразделения – это гаубицы, противотанковые орудия и артиллерийские самоходки, и все те же проблемы с линейной пехотой. Зато можно взять диверсанта-корректировщика с рацией, который подскажет, куда лучше положить пакет из Катюши.
Пехотные подразделения – это не только обычные пехотинцы с автоматами и винтовками. Тут множество специальных юнитов, вроде элитных снайперов, диверсантов, разведчиков и саперов. Ну и всякие там бГоневички, зенитки, джипы с пулеметами.
Претензии завсегдатаев Штурма следующие.
Специализация и штрафы оставляют у игрока мало пространства для маневра и сужают доступные в отдельном бою юниты, игра стала слишком прямолинейной, мало микро менеджмента, мало пространства для тактики, игра стала больше именно про стратегию, где рулят большие батальоны, а не на тактику. Бой, где сходится пять Пантер, три ИС-2 и где-то бахает Штурмтигр – это обычное дело, а пехоту вообще никто не считает.
А я спрошу – назовите минусы?
Из игры убрали элементы, которые делали ее хардкорной, глубокой, безусловно, сложной – но отпугивающей новых игроков. Да, над техникой появилась шкала здоровья, но она там ВСЕГДА там была, просто теперь ее видно для быстрой индикации и понимания, что «этот танк получил много повреждений и его вот-вот убьют, лучше отправить его в резерв». Детализация повреждений техники по-прежнему модульная, танки ломают башни, стволы и гусеницы, которые надо чинить.
Да, теперь ты можешь вызвать на поле боя лишь те юниты, что доступны выбранному подразделению и те, что набрал себе в эшелоны. И, если играя на танковом батальоне, нужна помощь пехоты – то ты ничего не сможешь сделать, остается уповать на напарников по команде. Давай, капитан Сычов, пора начинать социально взаимодействовать и запрашивать сопровождение для своих танков.
Система батальонов действительно сужает возможности каждого отдельного игрока в бою. Если вы взяли саперов-штурмовиков, противотанковую артиллерию или подразделения ПВО, то придется отыгрывать свою роль. Минировать местность, играть от обороны или заливать огнем автопушек вражескую пехоту, подавляя ее в зданиях, чтоб союзный огнеметчик смог подойти и залить врагов огнем.
При этом есть подразделения-универсалы, которые способны на все по-чуть-чуть, но они проигрывают заточенным под конкретную задачу профи.
Каждой подразделение имеет свою карточку характеристик и описание. Почитайте ее, подумайте, что вам подходит, и выбирайте по вкусу. Впрочем, ваш вкус может столкнуться с особенностями поля боя и все пойдет прахом, и это действительно может заставить бомбить.
КАРТЫ.
Карты стали более просторными, открытыми и кажутся пустыми в сравнении с каким-нибудь Цехом? Ну и слава богу, наконец-то! Лично мне эта долбежка мужиков в форме посреди пространства два-на-два всегда казалась очень далекой от понятия «тактика». Кстати о локациях, где мы будем причинять массовые разрушения!
Доступные пока что карты разнообразием не отличаются и имеют общую черту – размер и рельеф.
Больше нет одной точки респауна, куда можно загнать врага и расстреливать его как в тире, развлекаясь. Теперь карты широкие и при попытке «дожать до конца» можно нарваться на удар во фланг или попасть в окружение.
Артиллерия – это артиллерия, она стреляет ДАЛЕКО, а гаубица Б4 это не просто возможность сложить дом. Это – средство контрбатарейной борьбы, очень дорогое и ценное. Само собой, это жутко бесит, когда посреди пехотной цепи прилетает фугас и кладет только-только призванных штурмовиков. Могу посоветовать, во-первых, изучить команды с разными построениями, во-вторых – дать команду увеличить интервал между солдатами и прятаться в складках местности.
Да, рельеф важен и засевший на холме пулемет или орудие – большая проблема, даже если у вас тяжелый танк. Как-то раз мы половину боя штурмовали одну высоту, залили ее из огнеметных танков, а потом, когда на нее поднялись… Вдруг поняли, что у противника в засаде было два пулемета и зенитка восемь-восемь, и вообще, нам надо было в другую сторону идти!
Кстати, если враг атакует, то можно пойти другим путем, начать изменять рельеф местности. Чтоб враг запутался и потерял волю к сражению.
Окопы заметно повысят шансы солдат на выживание. Главное не делать их слишком длинными, иначе от близкого разрыва снаряда окопы может схлопнуть. И, разумеется, ставить солдат надо не плечом к плечу, а с интервалом – для лучшего сектора обстрела и широкого фронта.
Также, если играете за пехоту, то советую поставить парочку бункеров, противотанковых ежей и помнить о том, что саперы могут использовать мины с подрывом по радио. Поэтому если видите какой-то удобный камушек, за которым наступающий противник может установить танк, есть смысл заранее заложить там взрывчатку, отвести саперов и дать врагу подойти поближе.
ИНТЕРФЕЙС.
Вот тут я хочу сказать много чего хорошего.
Несмотря на теплоту, ламповость и приемственность поколений, интерфейс серии В тылу врага дружелюбием не отличался. Да, жду с нетерпением комментаторов, которые напишут, что это я криворукий – и да, я криворукий. Как и большинство людей. А раз так, то я могу судить и говорить, что удобно и дружелюбно к пользователю, а что нет.
Так вот, интерфейс новой MoW2 – УДОБНЫЙ!
Он простой и лаконичный. Там, где в Штурме или GoH находятся стилизованные элементы – вроде вещмешка, куда можно ткнуть и посмотреть инвентарь юнита - MoW2 шлет антураж ради лучшего обзора.
Меню быстрых приказов интуитивное и удобное.
Меню быстрых сообщений цельнотянутой из шутеров и также удобное и интуитивное – можно быстро указать, где засело вражеское орудие или куда надо накинуть артиллерией, потому что там подозрительно упало дерево.
Можете играть через лобби. Собираете друзей, распределяете роли, и начинаете воевать. А можете – через автоподбор, с рандомами. Балансировка, честно говоря, не идеальная и есть над чем работать.
Серия В тылу врага имела богатый инструментарий для создания своих миссий или даже компаний. В новой части редактор также будет. Еще суровая мировая обстановка дала гигантский пласт материала для народного творчества, так что я догадываюсь, какой первый мод будет для игры первым после выхода.
КОМПАНИЯ И ЖЕЛЕЗЯКИ.
Да, копания будет, но по ощущениям игра нацелена именно на мультиплеер.
Для мульииплеера создана система батальонов, для комфортного мульииплеера оптимизировали интерфейс, и… Да.
Для мультиплеера добавили систему заданий, за которые получают облигации. А потом за эти облигации можно приобрести спеицальную технику, которая вызывает у ветерана танковых шутанов вьетнамские флешбеки. За время плейтеста я смог накопить достаточно облигаций, чтоб погонять в том числе и премиум-юниты. И никакой ОСОБОЙ ультимативности я в них не увидел. Интересные геймплейные моменты, необычный внешний вид или возможность получить юнит, который доставит врагу неожиданные проблемы – да.
Например, немецкие тяжелые противотанковые ружья. На начальном этапе боев, когда идут в бой разведка на джипах, броневиках и легкой технике, они могут доставить проблем.
Кстати, некоторые такие юниты интересные чисто с исторической точки зрения. Например, немецкое орудие… Легкая пушка… тяжелое противотанковое ружье 2,8 cm schwere Panzerbüchse 41.
В реальном мире это была любопытная штука, предназначенная для отстрела танков. Ствол имел переменный калибр и сужался к дулу от 28 до 20 мм, благодаря чему снаряд с вольфрамовым сердечником разгонялся до несусветных 1400 м с. Ну а в игре это очень легкая противотанковая пушка, которая способна до последнего сидеть в засаде, замотавшись в маскировочные сети и самый неприятный момент долбануть зарвавшегося танкиста в бочину.
Тут бы начать перечислять все представленные виды техники и подразделений, но они требуют своего разбора. Скажу лишь, что техники много и у каждой свои задачи. И какой-нибудь Шерман с «фугасницей» калибра 105мм нужен не для танковых боев, а для исполнения своих прямых обязанностей. Складывать фугасами дома, баррикады, выносить пехоту из укрытий.
Танки лучше жечь другими методами – артиллерией или ПТ-сау.
В конце концов, боевые действия это как театр, тут каждый исполняет свою роль.
МИНУСЫ БУДУТ?
И вот я вам описал всяческие достоинства игры, и вообще чуть ли не идеал… Да нет, на самом деле. Проблем у игры тоже хватает.
Начну с одного из главных - камеры. Она очень резкая и дерганая, причем мне настройки скорости не сильно помогли. Она начинает движение и останавливается моментально, хотелось бы чуть больше плавности. Это сложно объяснить словами и видео вряд ли способно передать – если начнете играть, поймете.
Далее – баланс. Система Батальонов постоянно вынуждает делать выбор. Что лучше взять по очкам?
Четыре танка Панцер 4? Две Пантеры? Или один Тигр? Да, Тигр опасная машина – но он один, и может быть лишь в одном месте. И бывают ситуации, когда два невзрачных Пазика и горстка пехоты куда полезней, чем один тяжелый танк. Отсюда следуют ситуации, когда сталкиваются игроки, сделавшие ставку на качество юнитов (тигры и пантеры) против тех, кто ставит на количество (средние танки, много пехоты на БТР). Это может вылиться либо в избиение младенцев, когда с гигантской дистанции вас расстреливают в лоб, либо в очень интересный матч.
Однако балансировать все это та еще задача, часто матчмейкинг заставляет сверлить взглядом таймер подбора по пять минут, и это не шутка. Да, можно сказать «на релизе допилят», но пока что так.
С обучением я справился быстро, но люди, не игравшие раньше в игры серии, жаловались, что не им было понятно далеко не все и подсказки вылезали с запозданием. Опять же – на релизе, наверное, допилят.
Далее встану на скользкую дорожку из хотелок и пожеланий.
Кто достаточно стар, тот помнит End War – стратегию имени Тома Кленси про третью мировую, где предлагалось брать под командование подразделение и воевать с ним, попутно развивая и качая специальные приемы. Например, у танков мог появиться спаренный с пушкой огнемет, а пехота получала снайперов с Барретами. Ну и наборы дизайнерских камуфляжей, да.
Недавно происходил тест другой стратегии – Broken Arrow, и там присутствовала богатая кастомизация юнитов. Там тоже, кстати, есть свой редактор батальона для сетевых сражений – и за изучением доступных модулей, моделей техники, модификаций и прочих заклепок можно зависнуть надолго. К сожалению, про геймплей BA сказать того же не могу. Это врагем, масштабы там еще больше, подразделения чаще всего обозначены чуть ли не значками на карте.
Вот в тактической стратегии (да, я знаю, что это звучит как тафталогия) подобная богатая система кастомизации пришлась бы кстати. Но ее не планируют – во-первых, сомневаюсь, что движок на это способен без серьезной доработки напильником. Во-вторых, специальная техника – вроде танка с минным тралом или огнеметных машин – и так в игре есть в виде отдельного юнита. В-третьих – все же сетинг второй мировой немножко не подходит для игры в конструктор.
Возможности сменить камуфляж или нанести на морду танку рисунок в игре нет… И, наверное, слава богу, потому что посмотрите на Осаду.
Да, чем дольше думаю, тем больше считаю, что это скорей плюс, чем минус. Босю представить, какие варианты форм и мундиров могли бы быть добавлены в качестве платных скинчиков.
ИТОГ?
Подводя какой-то итог, скажу, что надеюсь на успех игры.
Правда, одной из проблем является крайне тихая и невзрачная рекламная компания игры, будто разработчики кого-то стесняются.
Вторая проблема – это олдфаги, которым ВСЕ не нравится. От графики до геймплея. Будто выход новой МоВ у них отнимет их любимый Штурм или Гоху. Ребят, успокойтесь: хотите играть – играйте на здоровье.
Те, кто не играл в стратегии и решил начать, кто имеет такое же тяжёлое отношение с жанром, как я – тем добро пожаловать, буду рад видеть.
А на сегодня все.
До новых встреч.
Лучшие комментарии
Я все-таки надеюсь на успех проекта. Правда, непонятно, что там с продажей на территории России.
Там несколько модификация Шермана было, Панцер 3 и 4 тоже был в разных вариантах. Т-34 разные модели, так что это в игре есть.
Делать разные модельки с незначительными различиями — типа расположения приборов наблюдения или немного другой конструкцией башни — ИМХО трата ресурсов и времени. И так черт значет сколько игра в разработке!
Вот «фронтовые» импровизации да, было бы круто увидеть. Может, потом введут в качестве бонусных юнитов.
Насчет твоего предложения — всякая спец техника есть, это да, но 1. Ряд танков имел полевые\импровизированные модификации, и их можно например представить так. 2. Некоторые танки имели огромный модельный ряд, и иногда отличия были незначительны — и лучше бы было их возможно отдать таким образом.