Вышедшая в бородатом 2016 году игра из серии Shin Megami Tensei, Apocalypse по сей день является предметом споров у истинных фанатов, считается ли она хорошим продолжением или просто фанфиком для оригинальной четвёртой части. В этом материале я постараюсь показать, почему она заслуживает Вашего внимания.
ГЛАВА I: Арт-дизайн
Основные претензии от фанатов были к стилю, он далеко уходил в аниме, а персонажи и их оформление очень сильно отдавали серией Persona, спин-оффом SMT. Серия всегда была про мрачность, философские темы, а нам тут концентрированное аниме суют? Никогда такого не было, и вот опять.
Казума Канеко-один из важнейших персонажей в разработке серии. Именно его арты ассоциируются с каноничными частями, которые глубоко засели в сердца миллионов людей по всему миру. Работавший в 20 лет над Приключениями Мишек Гамми (внезапно), он решил, что это не его, и, недолго думая, подался в Atlus. После работы над Devil Survivor в качестве дизайнера демонов и над Strange Journey уже как обычно, в компании что-то пошло не по плану, и основного арт-дизайнера было вынуждено сменить.
Начиная с основной четвёртой части, мнения фанатов разделились на два лагеря: кто-то считал, что Канеко-икона серии, без него будет уже не торт, серия умирает и далее по списку. Другие же, напротив, утверждали, что серии нужен новый глоток воздуха, эксперименты дадут серии вторую жизнь и привлекут новых игроков. В любом случае, наш дизайнер к работе над серией не вернулся, и далее только помогал в сценарии и дизайнил демонов.
Но все вопросы дизайна-вещь субъективная, и сказать точно, было ли это решение правильным на все сто процентов, нельзя. Было в Apocalypse ещё другое нововведение, нацеленное на новых игроков. Дело в том, что большинство игр серии ни разу не нацелены на массового потребителя: несмотря на пошаговую модель ведения боя, они невероятно сложные. Сыграл и фактор продаж: спин-офф серия Persona, упомянутая ранее, является намного доступнее, и, в том числе из-за этого, продаётся в разы больше. Не отходя далеко от сложности, давайте затронем, что в ней поменяли.
ГЛАВА II: Play real SMT game, like Nocturne or Strange Journey
Все из вас хоть одним глазком видели этого парня. Это-Матадор, гроза всех игравших в третью часть серии, Nocturne. Он храбр, красив, силён, пунктуален, он буквально вызывает главного героя на смертельную дуэль. Он также стал символом сложности и взрыва тысячи стулов. Матадор-квинтэссенция страха у ветеранов и причина психического расстройства у новичков.
Так что же поменяли так сильно, чтобы игроки после прохождения чувствовали, что они прошли очередную часть Персоны? А я Вам отвечу, что изменений в сложности в сравнении с четвёртой частью не шибко много.
В Shin Megami Tensei IV после смерти всех сокомандников вы отправлялись к Харону, перевозчику душ умерших. Вам давали выбор: заплатить некоторое количество Макки (местная валюта), чтобы продолжить на моменте, где Вас убили, либо отправиться на титульный экран. Это вынуждало лезть в меню и сохраняться перед каждым боем, либо терять Макку (при чём довольно круглую сумму). В Апокалипсисе же, сюжетно, с Вами путешествовал бог Дагда, который каждый раз после смерти воскрешал Вас бесплатно, повторяя одно и тоже «тебе рано умирать, мой убийца богов». Для кого-то это может стать проблемой, но лично по моим наблюдениям, разработчики подкорректировали экономику, и это не вызывает сильного диссонанса. После Апокалипсиса, вышеупомянутый Харон и его система жизни в ипотеку вспоминается со слезами на глазах.
Второе изменение-это система «Partners». В оригинале время от времени к нам, помимо основной команды демонов, присоединяются сюжетные персонажи, которые после завершения нашего хода, делают свой, в зависимости от способностей их демонов. В сиквеле Партнёры с нами большую часть игры, за исключением сюжетных моментов. Их можно выбирать, они прокачиваются обособленно от основной «пачки», у каждого из них, сделайте удивлённое лицо, свои способности и тактика ведения боя. Тут ситуация уже немного однозначнее: это действительно очень большое упрощение, но опять же, стоит вдаваться в дебри, сколько у врагов количество здоровья, ведь в игре это попросту скрыто.
Остальные аспекты игры, такие как боёвка, скрещивание демонов, остались практически без изменений. Очевидный плюс (или для кого-то минус), это то, что ранее упомянутые Партнёры путешествуют с Вами на протяжении игры. Они сидят в меню и во время процесса эксплоринга не видны, но комментируют некоторые действия, такие как выполнение квестов, сбор расходного материала и т. д. Так чем же эти «персонизированные» герои смогут вас оттолкнуть? Давайте узнаем.
ГЛАВА III: PERSONAжи
На переднем плане второй картинке первой главы Вы могли наблюдать основной ростер партнёров. Он пополняется по ходу сюжета и убавляется, если…
Вы захотите порубить каждого из них, возглавить Вселенский трон, создать новую реальность, отвергнуть Кришну, и, вместе с ним, «божественный плюрализм».
Герои из списка партнёров хорошо выписаны, у них есть мотивация и бла-бла-бла. Вопреки претензиям, они не надоедают, у них есть очень чёткая химия и причина любить или ненавидеть друг друга. Кто-то из них оказывается не тем, кем кажется, кто-то хочет защитить родной дом, а у кого-то и вовсе биполярное расстройство.
И это очень хорошая корреляция, которая свойственна тому же Devil Survivor, Strange Journey, If… и другим спин-офф играм серии. В пятерке, Ноктюрне, или приквеле Апокалипсиса, в силу своего сценария, тамошние герои не успевают вызвать чувство привязанности, скорби и ностальгии от проведённого вместе времени. Апокалипсис является экспериментом, который не предаёт формулу Shin Megami Tensei, а добавляет в неё новые элементы, которые скрасят Ваше долгое приключение.
Во избежании больших спойлеров про личность того или иного героя, предлагаю перейти к следующему аспекту, а именно, к сюжету и миру Shin Megami Tensei IV: Apocalypse.
ГЛАВА IV: The God is Dead
Основной темой серии является старое доброе убийство Создателя/Люцифера/убийство своих друзей или становление мессией, который несёт разрушение, или,напротив, спасение. Всё это варьируется и зависит от ваших действий. Апокалипсис слегка изменяет привычную формулу, и с самого начала даёт напарника (или хозяина?) Бога Дагду, целью которого является узурпирование трона YNVH (создатель в серии SMT) и создание нового мирового порядка. Соглашаться с ним, принять сторону Люцифера или Создателя, Ваш выбор, который сформируется после часов диалогов с персонажами.
Мир игры остался практически без изменений, изредка добавляя секретные проходы и новые мини-локации. И это я могу приписать к настоящему минусу, так как новая карта пошла бы игре к лицу. По моим личным субъективным ощущениям, бродить по карте игры после чертвёрки гораздо приятнее, сделав годовой перерыв. Вы почти забудете основные локации, но будете хорошо ориентироваться на машинальном уровне и вспоминать прохождение оригинала.
Саундтрек игры состоит из треков приквела, при этом добавляя много хороших и приятных композиций в уже работающую схему. Он как всегда меланхоличен, с нотками хаоса, и при этом, заметно прибавил в глубине.
За изменениями мира как никогда приятно наблюдать, в нём хватает неожиданных поворотов, ненавистных противников и антагонистов. Опять же, в силу спойлеров, не хочу зацикливаться на этом, так как это основная прелесть игры.
ГЛАВА V: Final
Apocalypse, или как он называется на родине, Final, является экспериментом. Экспериментом, как по мне, очень хорошим, ибо то, что я увидел в пятой части, меня не цепляет. Грубо говоря, пятёрка-это Ноктюрн с графоном и персонажами, которые появляются в начале и в конце. И это очень большая проблема для серии, так как сама возможность выбора должна основываться на достаточном количестве информации и понимании идеологии персонажей. Shin Megami Tensei IV и Shin Megami Tensei IV: Final дают это понимание слихвой. Выход на маломощной консоли не помешал им иметь хорошую историю, мир, персонажей и боёвку.
Выбирать, играть ли в Апокалипсис или пропустить, выбор полностью Ваш. Но если Вы играли в оригинал, получили от него удовольствие, полюбили его, то я настоятельно рекомендую дать Финалу шанс раскрыться. Я надеюсь, что этот маленький материал чуть помог Вам, если Вы сомневались в игре.
Лучшие комментарии
Очень хороший материал, спасибо!
Хотелось бы ещё немного фотографий из самой игры вместе с геймплеем (ради этого же всё-таки в SMTIV:A и играют), или хотя бы из сцен.
Я абсолютно не сомневался. Прошёл сразу после IV-ки с удовольствием. На Citra с HD-текстурами играется прекрасно. Достойная часть серии SMT.
Ну тут дело вкуса, да. Мне, допустим, нравится, когда сюжет комплексный и даёт раскрыться всем персонажам засчет сайдов (как в той же персоне), первое моё знакомство с серией было такое: мэн без хорошего английского вайбует с пятёрки, качается под музыку и грустит с проблем школьников.
Так же, скоро буду готовить большой материал по Persona 5 Royal, может, Ваше мнение чуток изменится)
Боже, какие же трудные у меня отношения с этой серией. Уже сколько хожу вокруг да около. Все не пойму как погрузиться.
Пытался два месяца назад поиграть в пятую персону. Мол самая расхайпленная, самый легкий порог входа и бла-бла-бла.
И, блин, сюжет интересный, визуал просто пушка, стиль прям во всем, концепция мое почтение, саундтрек шикарный, боевка тоже очень даже неплохая. Креатив прям во всем. И казалось бы кайфуй не могу. Но… БОГИ КАКОЙ ЖЕ ТАМ ОТВРАТИТЕЛЬНЫЙ ТЕМП. Я не знаю игры с пейсингом хуже чем там. Это уровень малоизвестного японского треша категории очень Б. Полнейшее отсутствие уважения к свободному времени игрока. Абсолютно никакущая раскачка событий. Ужаснейшая режиссура. Хуже всего то что я понимаю зачем это сделано было. В угоду аутентичности. Чтоб полностью погрузиться в жизнь японского школотрона. Но неужели никому не было дела до того насколько душно и уныло это играется? Я через силу, зная о том, что ярпг часто долго раскачиваются, заставляя себя прошел первого большого босса (наказал Нагие… Камошиду). Но когда узнал, что в дальнейшем спокойно могут быть ситуации где неделями в игре вообще ничего не будет происходить просто задушнился и с горечью дропнул. До сих пор обидно)
Я люблю комплексные сюжеты и не имею ничего против сайдов (особенно учитывая, что в пятерке они более чем хороши). Меня конкретно напряг лишь пейсинг. Он отвратный в этой игре. Абсолютно безмерный. Со стороны выглядит будто художники, композиторы, сценаристы, геймдизайнеры — сделали свою работу на пятерку. Но главный их руководитель просто не вывез образовавшуюся махину.
Сильно сомневаюсь, но посмотрим)