Всем привет, давно хотел попробовать поиграть в серию Dragon Quest. В детстве в основном играл только западные РПГ, типа Готики или Обливиона, да и JRPG игр на ПК почти не выходило, так что про существование Dragon Quest я даже и не знал, хотя в Японии это одна из самых популярных франшиз. Раньше мне не хотелось начинать с самой новой части, и я всегда пытался узнать устоявшиеся серии игр с более ранних частей, даже если они сюжетом не связаны. Например, в Resident Evil поиграл в первый раз только году в 2017 и начал с ремейка первой части. И вот пару лет назад пытался начать с DQ7, но спустя 5 часов бросил. И как потом мне сказали, что это была возможно одна из самых душных частей и начинать с неё знакомство с серией очень плохая идея. В итоге через пару лет пришел к тому, что не обязательно знакомиться с франшизами со старых игр, а можно просто начинать с самых новых и удобных, так и пришло время пройти DQ11.
Итог
Если кратко то, конечно, стоит играть если вам нравятся классические JRPG. Или вы хотите попробовать в первый раз влиться в этот жанр, то эта игра очень даже подходит, чтобы быть вашей первой JRPG с пошаговой боевкой, но стоит учитывать, что игра довольно продолжительная и очень классическая.
Плюсы
1) Приятные персонажи, каждый со своими секретами. 2) Лучше дизайн локаций и их интересней исследовать чем у большинства других JRPG 3) Хорошая графика по меркам большинства JRPG 4) Неплохая, довольно увлекательная система крафта (например, недавно еще играл в Tales of Xillia и там вообще нет крафта) 5) Хорошая боевая система 6) Есть быстрое перемещение
Минусы
1) чтобы использовать предметы во время боя, например хилки, их нужно дополнительно каждому персонажу отдельно в инвентарь перемещать каждый раз 2) Сюжет иногда очень растянут 3) Нужно немного гринда 4) Мало озвучки 5) Дополнительные задания не интересные
Плюсы минусы вкусовщина+- 1) Очень классический сюжет (может понравится если вы наоборот устали от пост модерна и хотите классики) 2) Своеобразный стиль и дизайн от автора Dragon ball Акиры Ториямы (но мне лично не сильно нравится такой стиль аниме, а tales of или ni no kuni были больше на мой вкус визуально)
А если интересно подробно, то читайте дальше.
Про игру и разработку
Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age — JRPG от Square Enix. Одиннадцатая часть серии видеоигр Dragon Quest была выпущена в Японии в июле 2017 года и по всему миру в сентябре 2018 года. А Расширенная версия Dragon Quest XI S: Echoes of an Elusive Age - Definitive Edition была выпущена для Nintendo Switch в сентябре 2019 года и для остальных платформ в декабре 2020. Вот в последнюю версию я и играл.
Это была одна из первых игр, анонсированных для Switch, изначально хотели сделать в игре полностью открытый мир, но от этой идеи отказались, так как она противоречила истории, которую хотели рассказать разработчики. И это, кстати, первая часть, которую официально выпустили на ПК.
Разница переизданной версии с оригиналом заключается в том, что в улучшенной версии переносная кузня доступна почти любом месте. Можно настраивать скорость анимации во время боя. Появилась японская озвучка, и оркестровый саундтрек. И в любой момент можно переключить игру на классический вид в стиле игр с SNES. Но в оригинале была лучше графика, так как новую версию перенесли прямиком со Свича.
Создатель серии Юджи Хории упоминал в интвервью, что они пытались ориентироваться на первые три части Dragon Quest в разработке одиннадцатой. Они во многом хотели вернуться к самым корням серии. Даже лого игры отсылает к первой части, только дракон теперь смотрит в другую сторону.
Игра в Японии выходила одновременно и на Nintendo 3DS и на PS4, по сути две разные команды делали две разные игры на разных движках, (версию пс4 разрабатывали на unreal engine 4 кстати) но обе версии используют общие наброски сюжета и геймплея от Юджи Хории.
Интересный факт, только во время разработки одиннадцатой части Акира Торияма и Коичи Сугияма (композитор всех частей Dragon Quest) встретились лично в первый раз. До этого Хории не знал что за все это время Торияма никогда лично не встречался с Сугиямой.
Разработчики были с самого начала против любых ДЛС и Микротранзакций, они считали, что лучше направить ресурсы на полировку игры или на полноценную новую часть, чем делать ДЛС к 11 части.
Сюжет, Персонажи и Атмосфера
Действие игры происходит в мире Эрдреа. Главный герой игры – новорожденный принц королевства Дандрасил. И почти сразу после его рождения на замок нападает армия монстров, а при попытке спасти принца его роняют в реку и он живой уплывает в далекие края. Где его находит, плывущим по реке, старик по имени Чалки. Героя усыновляет дочь Чалки - Эмбер и он растет в их деревне. После церемонии совершеннолетия главного героя, Эмбер раскрывает ему правду о его рождении и усыновлении и отправляет его на встречу с королем Карнелианом из Гелиодора. Однако король обвиняет героя в том, что он злое существо и дитя демона и что все беды в королевстве от него и бросает героя в темницу.
А в тюрьме главный герой встречает вора по имени Эрик, который после того как увидел на его руке татуировку-знак Люминари понимает, что его встреча с героем не случайна и решает отныне помогать ему, и вместе они сбегают из тюрьмы и отправляются навстречу с древом Эрд, в центре мира, которое может дать ответы на вопросы.
Да сюжет очень классический: главный герой принц, потерявший своё королевство, и теперь он должен собрать свою группу искателей приключений и сразиться со злом (да даже Ни но куни 2, который недавно играл и про который писал, тоже имеет схожий сюжет). Но в этом отчасти и прелесть, видимо многие игроки из Японии больше всего любят этот сериал именно за преемственность традициям. Но и в этой игре есть свои неожиданные сюжетные повороты, так что не всё здесь прям совсем предсказуемо и очевидно.
Спойлеры к концовке!!!
Больше всего, что удивило в этой игре так - это ложная концовка. Игра очень долгая и я уже наиграл наверно часов 70 когда пришел в последний замок и завалил босса. Всё как полагается: есть логическое завершение сюжета, есть титры, вас выкидывает в главное меню и вы делаете сохранение для новой игры плюс. Единственное концовка с привкусом горечи, так как один из наших компаньонов погибает.
И что вы думаете? Можно продолжать играть после конца игры, находить новые квесты и болтать с НПС по всему миру и смотреть как они реагируют на окончание истории. Но самое главное - вы узнаете, что оказывается в этом мире с помощью одного артефакта возможно путешествовать во времени и после нескольких квестов и нахождения башни времени, вы перемещаетесь назад во времени, до того как умер ваш компаньон. Да, все правильно. Начинается Последний Акт. То есть первая ложная концовка - это 70% игры. Тут сказать, что я удивился это ничего не сказать. Такого я точно не ожидал.<br>
Главный герой, к сожалению, намного меньше нравится чем в Ni no Kuni 2. ГГ не озвучен, да это классика как в старых JRPG, но мне так не нравится, та же проблема и с Metro Exodus, например, кажется, иногда что персонажи очень странно разговаривают с главным героям, как будто он отсталый. Я понимаю отсутствие озвучки у ГГ в некоторых западных играх где очень много контента и из-за разветвленного сюжета у игрока больший выбор вариантов диалогов, как в Диско Элизиум, Dragon Age первом или Скайрим даже. Но здесь сюжет линейный и у вас очень редко появляется шанс выбрать в диалоге “да” или “нет”, при этом этот выбор ни на что не влияет. Вообще большую часть игры, кажется, что у ГГ нет своего характера.
Зато с компаньонами дела обстоят по лучше. Про каждого из компаньонов будут свои эпизоды в сюжете и их характеры и историю неплохо раскрывают со временем. Почти все компаньоны с двойным дном, у всех есть свои секреты, которые они не сразу раскрывают.
В любой момент можно остановиться и нажать в меню поговорить со своими компаньонами, у них всегда есть комментарии по поводу каждого момента из основного сюжета или они подсказывают и напоминают что делать дальше. Плюс можно еще после этого нажать отдельно на каждого из участников группы и у них будут еще отдельно от целой группы свои собственные комментарии. Но почти все они всегда не озвучены, озвучка есть только в основных катсценах. То есть всё равно, для меня DQ11 проигрывает здесь серии Tales of, но это понятно с tales of почти никто не может тягаться из серий JRPG что касается разговоров с со спутниками.
Интересный факт, кстати, из интервью узнал, что любимый персонаж у самих разработчиков был Сильвандо ( у меня он далеко не самый любимый). В японской версии он использует женскую манеру речи, что трудно было передать на английском языке.
В японской озвучке много известных голосов. Например, точно узал Akio Ōtsuka, который в японской версии озвучивает Снейка в MGS или Адачи в Yakuza 7, здесь он озвучил короля из города в испанском стиле.
Второстепенные НПС с облачками над головой иногда совсем ерунду рассказывают, а иногда что-нибудь интересное и дополняют деталями сюжет или делают отсылки на произошедшие события. По ходу игры у одних и тех же второстепенных персонажей иногда появляются новые диалоги комментирующие изменения в сюжете. С этим авторы запарились чтобы написать очень много дополнительных диалогов для всех НПС.
В игре каждый город стилизован под одну из стран реального мира. Есть королевства похожие на Италию и Испанию. Есть города похожие на Китай и Японию. Имена персонажей, названия и то как говорят персонажи на английском также стилизованы под эти страны.
Но самое главное, что игра очень атмосферная, можно заходить в дома в городах. Да там почти нечего делать, кроме как открыть сундук или прочитать одну книгу, но в каждом городе дома сделаны в своем стиле и просто интересно рассматривать интерьеры и проникаться атмосферой.
Да, стиль графики в игре анимешный, но он далек от, например, игр серии Tales of. Так как здесь дизайнер персонажей Акира Торияма то игра очень схожа с виду с аниме Dragon Ball, (как Ni no Kuni с аниме от студии Ghibli) то есть игра отдает таким приятным ламповым старым аниме, но в современной обертке.
Еще, кстати, в игре есть классные, супер графонистые CGI ролики, совершенно не похожие на анимешные вставки как будто из аниме как делают во многих других JRPG.
МУЗЫКА
В игре качественная, классическая для серии оркестровая (особенно в переиздании) музыка, но, к сожалению, она не на мой вкус. Саундтрек здесь очень торжественный и даже просто при чилловом исследовании локации играет слишком навязчивая пафосная музыка. Такая же ситуация была с Tales of Arise например. И здесь и там мне не хватало лёгкой чиловой, ненавязчивой музыки какая например есть в Зельда BotW или даже В Hogwarts Legacy недавнем.
Да над игрой работал всё тот же известный и бессменный композитор всей серии игр Коичи Сугияма. К сожалению в 2021 год он умер в возрасте 90 лет. Но он был очень активным и до самой смерти все еще писал новую музыку. В свое время его музыка послужила вдохновением для многих других известных композиторов из Японии. Конечно, очень уважаю его музыку, но всё-таки чисто субъективно она не совсем на мой вкус.
Еще разработчики, оставаясь верными классическим играм серии, я полагаю, оставили большинство звуков еще из первых частей игр. Все звуки что сопровождают вас, при нажатии кнопок в меню, получение уровня, поднимании предметов, всё как будто из игр начала 90х
ГЕЙМПЛЕЙ, Боевая Система И Исследование Локаций
Основа геймплея здесь очень классическая для JRPG. Приходите в новый город, там делаете пару сайд квестов, выполняете сюжет час или два, обновляете броню в магазинах и дальше в следующий город по пути проходя подземелья или просто гриндя немного в поле мобов. Так и кочуете от города к городу в разных сеттингах и биомах.
Боевая система тоже очень классическая для пошаговых JRPG, но есть, конечно, и свои особенности. В бою одновременно учувствуют 4 ваших персонажей и если они погибают, то на сцену выходит запасная команда, так что у вас есть второй шанс. Здесь полноценная пошаговая боевка, то есть противники ждут вашего хода, а не как в финалках времен 7-9 ходят сами если вы не успеваете выбрать действие.
Каждый важный сюжетный бой представляет собой новый продуманный челендж. У каждого вида противников, конечно, есть свои особенности, интересно продвигаться дальше по сюжету, потому что в том числе хочется увидеть новые виды монстров и понять в чем их слабости. Это делать интересно еще и потому как в Dragon Quest у противников необычный дизайн для тех, кто в первые играет в серию. Здесь есть свои классические монстры, кочующие из одной части в другую, но я играл в первый раз в эту серию, так что для меня они были все в новинку и большинство из них довольно сильно отличается от противников из серий Final Fantasy или Tales of например. А если вы наоборот знакомы со старыми частями франшизы, то будет приятно увидеть, как эти монстры выглядят в современной графике.
Противники с середины игры, конечно, иногда начинают повторяться. Можно встретить тех же самых первых монстров только другого цвета (но это тоже как почти везде в jrpg) но у них все равно появляются новые способности, которые могут застать врасплох.
А если бой длиться довольно долго, и ваши персонажи постоянно получают урон, то со временем они набирают шкалу и переходят на несколько ходов в режим ярости, который позволяет исполнить особую способность совместно с напарником, если вы подгадали и у вас несколько персонажей находятся одновременно в этом режиме.
Иногда, кажется, что босс вас уделывает без шансов, но стоит разобраться в его особенностях и немного изменить группу и тактику, так вы его легко побеждаете.
Я, например, где-то на 40% игры застрял на боссе, который очаровывает каждый ход, и чтобы его завалить нужно было, как минимум, отправить Сильвандо в основную группу и с помощью него снимать очарование.
Случайных битв здесь нет, (random encounters) кроме как когда путешествуете на корабле. На обычных локациях на суше, всех противников видно издалека и можно их либо обойти, либо успеть ударить первым, чтобы нанести часть урона до начала боя и получить преимущество.
Также можно настраивать союзникам тактику во время боя, и они будут драться автоматически и в большинстве случаях даже достаточно хорошо, так что, по сути, если захочется, то можно управлять только одним главным героем.
Прокачка и гринд понравились больше чем, например, в прошлом году играл в Якудзу 7. Там были особые несколько данжей в которых были бомжи (буквально такой противник), дающие огромное количество опыта и не было смысла качаться просто так на улицах в случайных битвах. И если про эту фишку не знать, то в якудзе можно было очень много времени потерять пытаясь гриндить просто на обычных случайных противниках. А в DQ11 почти на всех локациях есть шанс в обычной битве встретить металлических слаймов, которые дают в 10 раз больше опыта, к тому же их можно особенным способом еще и насильно призвать, использую супер способность трёх определенных персонажей одновременно. На Ютубе много гайдов насчет того как это сделать. Но здесь и без гайдов достаточно всё понятно и можно нормально прокачаться, просто убивая иногда дополнительных монстров между миссиями основного сюжета.
Интересно, что некоторая броня влияет не только на характеристики персонажа, но меняет и внешний вид. Было бы классно конечно если бы вся броня в игре меняла внешность, но для этого, очевидно, нужен был бы еще больше бюджет.
Дополнительных заданий кажется не очень много (хотя на самом деле их около 50 вроде). Обычно, когда приходите в новый город, вы можете взять 2-3 новых сайд квеста. Но чаще всего вас просят либо принести какой-то предмет, который можно выбить с определенного монстра или нужно победить монстра особым способ, например, добить его с помощью определенной способности.
Есть еще журнал со штампами, это немного похоже на первую часть Ni No Kuni. Собираешь штампы и на определенных вехах, когда соберешь их 5 или 10 получаешь награду. Но в первой части Ni No Kuni штампы давались за выполнение сайд квестов, а здесь ты просто находишь медальки разбросанные по всему миру, например, иногда они лежат в сундуках, и потом сдаешь их нпс.
Вообще игра довольно часто напоминала мне о Ni No Kuni, хотя конечно должно быть наоборот так как франшиза DQ намного старее. Но при этом всём в итоге DQ11 мне понравился меньше. Хотя здесь лучше раскрыты компаньоны главного героя и ты чаще с ними взаимодействуешь, но сам ГГ лучше в NNK.
В игре есть крафт, в переиздании этим можно заниматься почти где угодно с помощью мини кузни. Если вы пытаетесь создать предмет во время отдыха в лагере, то некоторые недостающие ингредиенты вам автоматически будет предложено купить у торговца. При создании вещей есть мини игра, почти у каждого предмета свой шаблон и нужно ковать в правильной последовательности, чтобы получить предмет с усилением, которой дает больше брони или урона. Новые рецепты для создания предметов можно найти, читая книги на полках в совершенно случайных зданиях или иногда просто болтая с второстепенными нпс.
Можно и просто покупать предметы у торговцев, например, вспоминая, Tales of Xillia, который играл недавно там крафта вообще не было.
Здесь можно прыгать (да для JRPG все еще редкость) и в некоторых особых местах использовать лестницы или пройти по тонкой балке, поэтому исследование локаций немного более продуманное и интересное чем во многих JRPG, но все ещё проще, сравнивая, например, даже со старыми западными РПГ типа Морровинд и Готика 2.
В определенный момент, наверно, процентах на 30 игры появляется почти настоящее ощущение опен ворлда и нелинейности. Кажется, что можно пойти наконец не прямо по одному пути, а, например, в любое из 3 мест, все доступны сразу, но всё-таки противники там разного уровня и все равно лучше идти по порядку. Да и потом через некоторое время игра снова становится довольно линейной.
К сожалению, в игре довольно много бэктрекинга (да знаю это часто неотъемлемая черта JRPG). Особенно становится заметно после середины игры. К этому моменту вы получаете особый красный ключ с которым теперь можно открывать половину дверей которые вы встречали ранее в игре, но не могли отпереть, при этом, кстати, остается все еще другая половина дверей, которую все еще нельзя открывать. Специально ради них не нужно возвращаться в большинство локаций, потому что даже по основному сюжету вас снова пошлют пройтись почти по всем предыдущим местам во второй раз.
В игре есть лошадь, но для меня она была немногим лучше, чем лошадь из Dragon Age Inquisition. Большую часть игры я её не пользовался, но здесь она хотя бы реально немного ускоряет, а не просто при зажатии шифта на экране появляются полоски, имитируя ускорение как в DAI. Максимум с её помощью можно на длинных обширных картах сократить время поездки на 5 секунд. Но что интереснее еще в игре есть система маунтов-монстров, на карте иногда можно встретить подсвеченных противников, и когда вы их одолеете, то сможете использовать как ездовое животное и у каждого из них есть своя особенность. Например, монстр похожий на страуса, если его победить, то можно будет с его помощью высоко прыгать и доставать новые сундуки.
В игре, к счастью, есть быстрое перемещение. Но, к несчастью, иногда по сюжету вам запрещают им пользоваться.
Еще, кстати, здесь есть своё казино, несколько разных игровых автоматов, в стиле однорукий бандит. Вначале вы меняете свои деньги на специальные жетоны, а потом крутите их в автоматах, если накопите огромное количество 50 тысяч, 100 тысяч, то можно будет их обменять на особые оружия. Но я не стал этим заниматься, покрутил минут 10 просто чтобы попробовать и да вроде есть какие-то схемы, как заработать быстро и правильно эти жетоны (без смс и регистрации), но я не стал этим заморачиваться. Совершенно не люблю карточные игры типа покера или казино в играх, так что и в Якудзе и В RDR2 например, полностью их игнорировал.
Ну вот на этом всё. В итоге игра понравилось и было интересно в первый раз окунуться во франшизу DQ, но она точно не станет одной из моих любимых JRPG.
www.twitch.tv/flimbli77 - сюда можно зайти побомбить, что я не прав)
Итоги, плюсы и минусы, если что были в самом начале текста.
Лучшие комментарии
Чую что мне звиздят
хах ну немного это понятие субъективное, иммел ввиду на каждый обязательный бой может еще 1-2 дополнительных и тогда 100% прокачки хватает. Там есть мобы которые попадаются случайно и дают просто море опыта, тут как повезет. Но в этой игре не самый страшный гринд из тех что встречал.
На фото с «Ториямой» на самом деле другой мангака, Нагаи Го.