2 апреля 2023 2.04.23 2 2173

The Cataclysm: Dark Days Ahead. Лучшая в своём жанре, но никем неизвестная.

+4

Предисловие

Наверняка многие из вас не понаслышке знакомы и щупали продукт именуемый как Project Zomboid. Ну вы знаете эти выживачи — начался апокалипсис, давай собирай манатки, бери чё нибудь острое или потяжелее, загрузись едой/водой и топай изучать очередной мир, а ведь за твоими плечами не один подобных выходок в различных играх! Ты бывалый ветеран в подобных мирах, где только тебе суждено выжить, и именно ты чудным образом не подхватил эту заразу, и лишь ты сможешь бла-бла-бла. Нет, сегодня без геройства, у нас тут довольно много раз пытались осветить одно чудо, что в нашем коммьюнити именуется как Катаклизм/Ката, но, увы, безуспешно, ибо само творение очень специфическое и неприступное, тут та же история что и с дворфами — тяжело втянутся, аналогично тяжело выпутаться, но обо всём по порядочку.

Для начала вот вам загадка: Если взять за основу Зомбоид, взять всевозможные бабкины и дедкины отвары с подвала, замешать литературу Лавкрафта, накидать учебников по всевозможным колдунствам и пару кинолент фантастики (впрочем, фэнтези тоже можно закинуть), смачно харкнуть и варить это адовое блюдо всю ночь, постоянно помешивая на медленном огне? На обед у тебя выйдет Катаклизм: Тёмные Дни Впереди, и к слову именно данным творением и вдохновлялся создатель Зомбоида, что можно понять если сравнить некоторые сценарии этих игр. И на самом деле как-то описать иначе данный продукт я лично не могу, сам автор сиего творения позиционирует его как «Традиционный рогалик-песочницу-выживач с ролевыми элементами в постапокалиптическом мире», были там ещё упоминания про глубокий сюжет и хоррор, но про это чуть позже, пора уже переходить к самой ягодке.

Самое родное для вас окошко на первые пару часов+ игры
Самое родное для вас окошко на первые пару часов+ игры

1. Пытаемся разобраться

Стоит отметить - в игре нет обучения. Нет, ну конечно там есть что-то типа обучалки прям самой базе и основам, но это настолько ничтожная часть от всего мира Катаклизма, что уж лучше сразу обратиться за помощью к гайдам или держать под рукой википедию, но от себя посоветую лишь выучить самое главное - управление, а оно как и подобает "интересным" и "экзотическим" играм тут весьма своеобразное. Для новичков можно использовать мышку, и в открывшейся менюшке выбрать одно из действий, расположенное в одной из вкладок, но опытный игрок понимает, что это слишком большие затраты времени на поиски нужного действия, потому выучивает всю ( без иронии ) клавиатуру наизусть. Так например простое нажатие "E" ( примечание: раскладку ставьте английскую, русскую не регает ) - отвечает за одно действие, а вот если у тебя включён капс или зажат шифт - уже за другое. И так практически с каждой клавишей, причём и цифры тоже отвечают за какие-то действия, в общем придётся напрячься и подохнуть не один раз, дабы понять самые базовые взаимодействия с миром.

Пример небольшой части клавиш, что требуются для игры
Пример небольшой части клавиш, что требуются для игры

И ладно бы одно управление доставило хлопот, ты уже ощущаешь себя пилотом самолёта, но у пилота ведь не только кнопочки и всякие рычажки, у него ведь ещё и экран есть!

Показатели Вашего персонажа. Всё не так страшно на самом деле, это наоборот весьма удобно, ибо ты осведомлён практически обо всём
Показатели Вашего персонажа. Всё не так страшно на самом деле, это наоборот весьма удобно, ибо ты осведомлён практически обо всём

Причём некоторые из показателей будут открыты лишь с условием. Узнать точное время без телефона или часов не получится, а определить точное кол-во здоровья твоей конечности или узнать калории, что находятся в тебе без особого оборудования или навыков - тоже не выйдет. Но в целом всё что тебе нужно для комфорта и доступно для тебя в начале - карта, информация о существах с разных сторон света и примерное понимание голода, жажды и температуры тела, всё остальное уже вторично. К слову как и упоминалось выше - игра пошаговая и перемещаешься ты по квадратикам, как и другие существа, потому тебе не придётся никуда спешить и ты всегда можешь всё обдумать, даже во время столкновения с кровожадной ордой что стоит в двух шагах от тебя, а обдумать тебе поможет вот такая чудная панель, где таится информация обо всём, что происходит вокруг

Это твой спаситель. Даже если ты не замечаешь врага - панель подметит его заранее и поставит паузу, а также она подскажет, что с определённого направления были слышны выстрелы, взрывы или рычание
Это твой спаситель. Даже если ты не замечаешь врага - панель подметит его заранее и поставит паузу, а также она подскажет, что с определённого направления были слышны выстрелы, взрывы или рычание

2. Всё про персонажа. Создание, мутации, бионика, боёвка и его здоровье

Создание и настройка мира как по мне не так интересна, там можно подстроить под себя здоровье и скорость существ, коэффициент спавна предметов и этих самых существ, размеры городов и их частота и прочее, если вы не планируете играть с модификациями - классический мир нам вполне подходит, потому перейдём к сладеньким плодам

Ещё помните Зомбоид? Ну там вам давали на старте выбрать профессию персонажа, напичкать его навыками или дебаффами и всякое такое. Тут та же тема, но гораздо глубже и обширнее. Для начала придётся выбрать сценарий, их весьма много: на дне шахты, в убежище, в окружении орды, жертва эксперимента и прочие, но самым оптимальным будет простой эвакуированный смертный, а теперь просто взгляните на кусочек необычных профессий для старта

Кому нужны эти офицеры полиции, бывшие военные, лесорубы или шахтёры, когда можно взять наркомана и не знать бед, просто оформив ещё одну тяжечку косяка?
Кому нужны эти офицеры полиции, бывшие военные, лесорубы или шахтёры, когда можно взять наркомана и не знать бед, просто оформив ещё одну тяжечку косяка?

По большей части выбор профессии влияет на стартовые снаряжение, но иногда те могут преподнести подарок в виде доп. навыков или даже спутников. Дальше раскидываем поинты в характеристики, рассматриваем навыки.

Если в двух словах:

Сила - наше здоровье, урон в жбан, переносимый вес. Это также влияет на эффективность владения тяжёлым оружием, силу натяжения лука или использование определённых предметов, + возможность пробивать более тяжёлые и защищённые преграды, такие как железные двери, бронированные стёкла и тд.

Ловкость - увороты, спец.атаки и проворство. Ловкий персонаж быстрее махает руками, с меньшим шансом упадёт на землю и более изящно перелезет через условный забор

Интеллект - чтение, взаимодействие с бионикой, НПС, крафт. На самом деле это одна из важнейших черт в начале, ибо мы будем много читать, и дабы усвоить информацию из книжки и вынести из неё много пользы - потребуется сильная и прокаченная мозга, да и при взаимодействии с компьютерами и бионикой без хорошего интеллекта не так сладки дела

Восприятие - шанс обнаружить прикольчик, ловушку, дальность обнаружение или "услышения" чего-либо, плюсом без хорошей внимательности вам не стать точным стрелком и быстрым убийцей, ибо шанс промаха уменьшается с каждым поинтом восприятия

По навыкам всё интуитивно понятно, за что они отвечают, повышаются они путём практики или чтением соответствующей литературы, а также те могут атрофироваться, если длительное время например не стрелять со снайперских винтовок или долго не крафтить.

Теперь то мы переходим к ещё одной сласти - черты. Черты делают вашего персонажа уникальным, непохожим на того болванчика, которого вы погубили в прошлой партии. Будет ли ваш персонаж шизофреником с астмой, что может пробежать десяток километров и не выдохнуться и ловко отпинать толпу зомбарей своим опытом самообороны, или же вы сделаете маниакального психопата дистрофика, что не может жить без крови в своей жизни и сможет питаться только мясом, вороча нос от зерновых или растительной пищи в целом?

Это уже выбор игрока, и это даёт просто уйму возможностей для любителей ролеплея и отыгрыша своего персонажа, тут можно продумать действительно много сценариев и каждая партия может стать уникальной историей, где персонаж героически падёт при столкновении с гигантом зомби, либо отравится несвежим яблоком и помрёт от дикого поноса.

Особое внимание я бы уделил экипировке и боёвке, ибо тут стоит полагаться только на твоего персонажа и его действия во время стычки, ты не сможешь за низкоуровнего нищугана замочить убер-вумбер киборга, придётся прокачиваться. Персонажа можно одевать в несколько слоёв, накинуть ему там майку, рубаху, куртку, жилеты всякие, кобуру, ремень для оружия, ножны, подшлемники, нацепить на пояс всякие там cчётчики, компаса, индикаторы и тд, и чем неудобнее одежда или чем больше слоёв - тем больше скованности на определённой его части тела. Так например скованные руки мешают попадать по врагу и быстро перезаряжаться, скованность ног прыгать, бегать, а скованность рта затруднит восстановление выносливости и уменьшит издаваемый шум от крика.

Что касаемо боёвки, то тут главным параметром будет скорость персонажа и его непосредственные навыки, ибо быстрый персонаж может сделать несколько тычек, пока враг пытается очухаться, а боевые искусства показывают зрелищность и эффективность, и условная крав мага может повалить врага с ног, тхэквандо позволяет махать ногами, а карате чаще попадать и выбивать дыхалку врага резкими ударами по слабым точкам.

Оружия холодного тут тоже взахлёб - мечи, топоры, кувалды, копья, катаны, кинжалы, кастеты, и каждое оружие может иметь уникальные свойства, которые усиливаются при соответствующем стиле боя. Огнестрел тут спорный - шумный, патроны в дефиците, а урон зачастую против хайлевел мобов не впечатляет, да и найти хороший ствол дело не из лёгких, а ведь его ещё нужно модифицировать для большей эффективности..

И как подобает выживачу - персонаж у нас весьма капризный, особенно если у него нет пригодных качеств для выживания. То ему скучно и нужно почитать, поиграть или принять дозу героина, то ему подавай яства отборные, то у него перегрев левой руки или переохлаждение правой ноги, а уж если ты себе сломал конечность то пиши пропало - придётся долго отсиживаться в тёплой постельке и лелеять свою лапку сломанную, ибо даже без одной конечности очень проблематично путешествовать, драться уж тем более. Соответственно для особых болезней есть особые средства - астматикам ингалятор, шизофреникам таблеточки особенные, а свежую рану надобно обработать, выпить аспиринчик и перевязать.

Причём в процессе самой игры персонажа можно изменить по своему желанию с помощью бионики и технологий, превращая себя в натурального киборга, правда это весьма дорогостоящее удовольствие - качественная бионика находится в опасных зонах, а её установка без должного опыта и оборудования может сделать только хуже и изуродовать вас, также для большого количество гаджетов в вашем теле потребуется большой запас энергии, и тут уж придётся либо нашить на себя солнечные панели, либо воткнуть в задний проход розетку, когда вы вернётесь из очередного похода ( а ведь такое действительно есть..

Небольшой пример усовершенствований для своего персонажа
Небольшой пример усовершенствований для своего персонажа

Но если ты ярый противник подобных нанотехнологий и топишь за натуральное тело без посторонних железок, то есть альтернатива в виде мутаций. Мутации могут быть вызваны множеством способов, есть даже мутагены в баночках, выпив которые ты обретёшь мутацию по своей воле, и зачастую та может быть не самой позитивной. Да, мутации могут быть нейтральными, полезными и злокачественными, хотя буду честен исходя из своего опыта - идеального мутанта не существует, ты рано или поздно ощутишь негативные последствия твоего решения. Так например толстая кожа защитит тебя от ранений, или ты можешь выработать устойчивость к ядам, инфекциям или паразитам, но бывают и побочки, вплоть до шизофрении, химического дисбаланса или нарколепсии. Но это всё цветочки, как насчёт направленной мутации? Если по простому - это мутация определённой части тела, которая может быть свойственна определенному существу. Так например кошачья мутация может подарить тебе ночное зрение, тёплый мех или более лёгкую походку на подушечках, а мутация паука и вовсе дикость - хитиновая оболочка, отрастишь себе полноценные лапы паука и, как в следствии, сможешь плести паутину и аки человек паук сползать с высоких зданий, ты получишь иммунитет даже к самым тяжким отравлениям и сможешь САМ отравлять. Ну круто же, да? Правда вот мутации абсолютно случайны, и нет значения что ты делал: попил нечистой водички или сожрал ногу зомби, либо чутка хлебнул мутагена - эффект случайный и непредсказуемый. Спишь ты такой, а ночью ощущаешь, что ты уже гриб/химера/медведь/громадный паук.

У игроков даже есть свой тирлист мутаций!
У игроков даже есть свой тирлист мутаций!

3. Игровой мир и что тебя в нём ожидает

На этом этапе можно задержаться основательно, но всё же буду пытаться уложиться в какие-то нормы. Хочется прояснить, что действия происходят в Новой Англии, США, на 5 день после начала глобального конца, и причин тут весьма множество. Холодная война США и Китая, вторжение межпространственных и инопланетных монстров, активное размножение умных грибов и распространение зомбирующих живых существ спор, вырвавшийся из лаборатории "Сгусток", мутации и рост агрессии обычных планетных существ и их там ещё с десяток, вкратце - мир не спасти, это конец. Наиболее частым противником станут как раз таки жертвы "Сгустка", он же в своём роде зомби-вирус, который не передаётся укусами, он оживляет трупы и делает их крайне агрессивными, вынуждая искать новых жертв для распространения болезни, зачастую те просто убивают живое существо ( зачастую их интересует именно гуманоид, животные или насекомые не в их вкусе ), а вирус в форме слайма проникает в тело, проходит инкубационный период и поднимает тело. Впрочем, данная ходячая мертвечина хоть и многочисленна, но по одиночке особой угрозы не представляет, по крайней мере в начале игры, со временем вирус мутирует, грибы и пришельцы эволюционируют, а порталов в четвёртое измерение может поприбавиться, появляются более опасные версии обычных тупоголовых ходячих. Смерть будет подстерегать вас повсюду, и далеко не факт что та одинокая пещера, или эта заброшенная шахта могут стать вашим опорным пунктом, быть может вас там уже ждут..

Грибные зомби - результат поражения живых существ спорами
Грибные зомби - результат поражения живых существ спорами

С врагами разобрались, что там с наполнением мира? Поскольку мир весьма громаден, то большую часть времени мы будем топать или колесить, тут уж как повезёт, по дорогам, путешествуя между городами и временами сворачивая поглубже в лес, в надежде найти интересные локации. Тут тебя никто не будет гладить по головке и предлагать залутать пустой город, любезно предлагая пробраться в полицейский участок или оруженый магазин, оу нет-нет, Джони, ты влип серьёзно! Города просто кишат ордами мертвечины, один неудачный чих, вопль или хруст разбитого стекла, и вся эта не шибко проворная, но злопамятная куча начнёт твоё преследование, и не дай бог среди них будут собаки, бегуны или плевуны, ты далеко не утопаешь! Сражаться с такой армией нет смысла, разве что ради благой цели или удовлетворения своих маниакальных желаний, в остальном же это лишь помеха твоим путешествиям по городу, а в городке то уж точно есть что исследовать. Жилые дома, парки, торговые центры, больницы, полицейские участки, различные магазины электроники, садовые, одежды, оружия, супермаркеты и этих зданий в городах валом, и генерируются они абсолютно случайно. Так например один жилой дом может быть забит едой и иметь подвал, что может послужить неплохим пунктом передышки, а в другом есть гараж, где может находится вполне целёханькая бибика, но про транспорт попозже. Мир ещё не успел разрушиться основательно, потому часто во время прогулки можно встретить различные поля фермеров, убежища, бункеры, одинокие лесные хибары, мосты через могучие моря или мирные речки, всяческие башни, полицейские или военные блокады, пещеры, пентхаусы, грибные или инопланетные владения, одинокие церкви и многое-многое другое.

Сам мир делится на уровни, мы изначально находимся на поверхности, тобиж на 0 уровне, подьём на 1 этаж вверх - это плюс уровень, спуск - соответственно минус уровень, я лично много путешествовал через метро на дрезине, если позволяла ситуация, и там я бывало встречал много жути, а уж что творится в глубоких пещерах или шахтах.. Это всё конечно весьма познавательно, но эти локации не так интересны для ветеранов и бывалых странников Новой Англии, они имеют совсем другие цели, так например вызовом может послужить военная база или лаборатория. Что первая локация, что вторая - имеют очень вкусный лут, но и требования к рейду таких злачных локаций соответствующие. Так например на военной базе ты обязательно наткнёшься на турели - одного из страшнейших врагов этой игры, ибо если условный бандит может промахнуться, то точности турели или ботам нет равных, и бывает достаточно одной-две пули, чтобы ты улетел сидеть в недопонимании в главное меню, а уж преодолев первую линию обороны будь готов ко встречи с военными дронами, зомби-киборгами, или, чёрт возьми, автоматическими танками, которые подорвут и тебя и твой стул, запустив снаряд с другого конца базы. Лаборатория имеет более экзотические средства защиты от непрошеных гостей - по коридорчикам и комнатам гуляют мутанты, зомби и уникальные монстры и твари из иных измерений, которые одним текстовым описанием могут вынудить вас пойти подмыться и поменять нижнее бельё. Единственными следами цивилизации тут могут послужить разве что дроны, что борются за выживание, выкашивая слабейших и рано или поздно станут жертвами монстра покрупнее либо кувалды игрока ( турели в лабораториях кстати тоже есть :c  )

Небольшой кусочек мира на карте, это лишь начало твоего пути
Небольшой кусочек мира на карте, это лишь начало твоего пути

Как-то вскользь я упоминал сюжет.. Как таковой сюжет ты можешь узнать разве что с вики и читая описания некоторых предметов. Лор Катаклизма очень даже интересный, но читая одни лишь буковы многое ты не усвоишь, придётся повстречаться лицом к лицу со многими ужасами, в том числе и с НПС. Да! В этой игре есть разумные и ЖИВЫЕ люди помимо нас, и принцип их схож со Сталкером. Каждый из них имеет своё личное мнение о тебе, которое можно менять в разные стороны, выбивая более разумные цены на товары, а сами неписи могут побаловать тебя квестиками, реализация которых весьма привычная для выживача - принеси-подай, убей, найди, пойди туда и вернись сюда. Есть даже отдельные базы выживших, которые считаются полноценной фракцией, и уж зарабатывая репутацию и хорошие отношения с полноценной группировкой, а не отдельным НПС, есть возможность регулярно закупаться или сбагривать мусор, да и это будет какой никакой оплот против заразы, правда тут не существует бессмертных непесей как в том же Скайриме, потому если враг сильнее и способен выкосить всю жизнь на базе, то он это и сделает, такова суровая реальность. К слову насчёт торговли - в этой игре нет какой-то определённой валюты, всё построено на бартере и тут ценятся именно практичные вещи, а не дорогостоящие побрякушки. Торговец более охотно выхватит у тебя ружьё, траву, древесину или штурмовую винтовку, нежели отполированные драгоценные металлы или крокодильи подкрадули.

4. Система транспорта

Честно, я так и не дошёл до убер мобиля своей мечты, ибо всегда предпочитал ходить пешочком, так сказать разминаю ножки и поддерживаю ЗОЖ, не желаю излишек выхлопных газов в и без того гиблую атмосферу выпёрживать. Но это я такой, один из немногих дурачков, что не хочет окунуться в одну из самых интересных систем в данной игре. Механика транспорта весьма глубока, если вкратце, то каждый элемент твоей машины живёт своей жизнью, и если какой-то из них отвалился, то это может повлечь за собой развал всего транспорта в целом, особенно если он не лучшего качества. Для удобства берётся военный транспорт - он и бронированный, и надёжный, и свой стационарный пулемёт туда можно засобачить, а после переделывается под желания игрока. В теории можно построить передвижную неприступную крепость на колёсах, в пределах которой тебе не страшны никакие беды, правда на это придётся убить основательно времени и перетащить немало ресурсов, да и навыки персонажа должны быть на достойном уровне, чтоб он это всё смог слепить, и тут потребуется солидный запас сварки. Причём как я заметил - популярно делать именно сухопутный транспорт, ибо морской весьма ситуативен, а воздушный.. м-м.. с ним весьма много проблем, по большей части с технической части игры, потому оптимальный вариант решения это проверенный временем ездовой форт на основе перелопаченного БТР-а.

Окно транспорта
Окно транспорта

В мире регулярно встречается и заброшенный транспорт, но зачастую кроме велика или той же дрезины - работают они через раз, а если тебе и удастся его завести, то либо топлива маловато будет, либо движок скоро издаст предсмертный хрип прямо в центре города. Некоторый транспорт особенно интересен, так например военные фургоны или грузовые тачки могут содержать неплохой лут, спорткар часто работает от солнечных панелей и вполне себе рабочий, а уж побродив достаточно по полям можно найти комбайн, что в нашей ситуации будет очень даже неплох для сбора гнилого урожая, до тех пор пока в лопасти не попадётся напичканный напалмом зомби и не подорвёт вашу новую игрушку.

5. Крафт

Ну куда же в выживалке-песочнице без возможности собрать из груда своего хлама новенькую плазменную винтовку? Крафт в Катаклизме имеет очень важную вещь - он не душнит в плане определённых предметов для вещи, крафт эластичный и ты можешь предложить альтернативу если она имеется. Пример: мне нужно чем-то стерилизовать бинты, и будь ты в скучном и непродуманном выживаче, то тебе потребовалась бы ИМЕННО бутылка спирта, а тут всё иначе. Есть алкоголь высокого градуса? Годится! Завалялся концентрированный мёд? Вполне неплохая затея! Или например мне требуется сделать перевязь как аналог рюкзаку, вместо того чтоб искать изысканные бархатные ткани с дальнего востока я могу просто сорвать занавеску, порвать её на тряпки и смачно плюнув сделать надёжную перевязь, и не нужны никакие ультра качественные материалы, всё под рукой. Или например есть весьма бесящая вещь в некоторых играх, ты потратил множество ресурсов на какую-то конкретную вещь, попользовался ей и она тебе более не нужна, но после разбора ты получаешь просто мизерную часть всех тех затрат, что ты вложил в этот предмет.. Несправедливо? Определёно, в Кате от такого вас избавят, и собранная вещь позволяет себя разобрать на всё то, из чего она состоит, потому тут вполне имеет смысл выносить навороченную технику и разбирать её на множество ценных компонентов. Про само обширие крафта даже не буду заикаться - гигантские списки, который растёт с каждой прочтённой книгой или разбором чудо техники/предмета, и если у персонажа в достатке ресурсов, есть все необходимые инструменты и голова с руками на месте, то творить можно многое и в промышленных масштабах.

Крафт в этой игре прекрасен также из-за томного ожидания, пока твоя новая вещь создаётся. Сначала добудь ресурсов, подготовь все необходимые инструменты, накинь сварочную маску или очки химические если необходимо, тащи всё к верстаку, кузне или химическому столику и приступай к творению. Тут не создаётся всё по щелчку пальца, если не учитывать совсем уж простые конструкции, условная ковка, химические процессы или создание электроники с нуля будет занимать основательно времени, ту же самую кувалду персонаж будет выковывать часами, варить особый мутаген можно целые сутки, и скорость, качество и успех самого создания напрямую зависит от пряморукости твоего болванчика. Конечно, многие предметы можно найти в этом мире и самостоятельно, но ведь сделанное своими руками всегда лучше, правда? И он великолепен от начала и до конца, начиная с простеньких деревянных копий, самодельных самопалов и рогаток, заканчивая созданной в домашних условиях бионикой, силовой бронёй и убер-стимуляторами, вколов который ты обретёшь мощь двадцати медведей.

Дай бог получить после разборки фонарика стекляшку и пластик, что уж говорить про начинку
Дай бог получить после разборки фонарика стекляшку и пластик, что уж говорить про начинку

6. Чутка про механики и жизнь мира, которые я не уместил в другие заголовки

Расписать всё, что есть в этой игре - проблематично, да и я более чем уверен что за сотню с копейкой часов я многое ещё чего не изучил, но играя в данный продукт всё больше и углубляясь в определённые сферы ты просто поражаешься даже самым незначительным механикам. После того как ты полностью выпил бутылку воды или использовал канистру бензина, персонаж не съедает их как в других выживачах, данную тару вполне можно использовать дальше и хранить в ней различные жидкости, в том числе набрать воды из речки и закинуть обеззараживающую таблетку, дабы потом спокойно пить. Либо грязная одежда, снятая с мертвечины, может не только настроение твоё подорвать, но и ещё более охотно приманивать живность или вовсе передать тебе болячку. А что насчёт шизофреников? Это вообще удивительная черта: с тобой начинает общаться топор он всячески с тобой дискутирует, беседует о жизни, поддерживает тебя, тебе временами мерещиться лут, существа или какие-то события, а ещё хочется временами покричать в воздух из-за навязчивости топора, который кричит тебе: "УБЕЙ ЭТОГО МАЛЫШ-ЗОМБИ!!". И недалеко уходя от галлюцинаций - в игре есть фотоаппарат, и сфоткав на него определённую зону и проявив фотку можно убедиться - есть там кто-то или это всё плод воображения. Мало? Окей, каждый блок в этой игре подвержен разрушению, потому в теории ты можешь прокопать шахту просто забросав в одну точку достаточно убойную взрывчатку, а возможно ты пробудишь древнее зло.. Квесты на убийство в игре могут выполняться сами собой, ибо существа не живут лишь в пределе твоего экрана - они функционируют сами по себе, потому условный отряд зомби в сотнях кило от тебя может подорваться на мине и задание будет выполнено само собой. Или же если у тебя есть некий дефицит еды то не проблема - можно напиться воды и персонаж на какое-то время притупит чувство голода, я уж молчу про витамины и минералы, которые тоже нужны твоему организму. Для особых гурманов-каннибалов "баловство" с трупом может тоже доставить море удовольствия. Каждый труп можно выпотрошить, разделать, вскрыть, поковыряться на наличие бионики, снять скальп, выкачать кровь, а уж особо крупную тушу придётся разделывать соответствующим инструментом, предварительно подвесив на крюк, и там уже пирушка не за горами! А как быть с минами? Не хватит просто бросить в неё камень и та подорвётся - слишком маленький вес, а вот условный металлический стул или шар для боулинга уже другое дело!

Небольшой отдых для глазок от текста, посмотри в зеркало и полюбуйся собой
Небольшой отдых для глазок от текста, посмотри в зеркало и полюбуйся собой

Всё в этом мире постоянно меняется, а хорошо знакомый для нас "Сгусток" даёт о себе знать после длительного времени. Развитие мутаций делает из обычных вирджин зомбяшек на костлявых лапках ультра прокаченных чадов джаггернаутов, которые достаточно грозно посмотрев на стенку деформируют, а игрока отправят в главное меню. Также в игре регулярно случается всякая ересь - можно найти на дороге или на обочине разбитую колонну военного транспорта, или трупы студентов, или наткнуться на войну пауков с инопланетянами, а может ты хочешь стать свидетелем жестокой зарубы грибов и орды зомби? Это уж как повезёт. Примечательно, что в игре есть то ли секретные, то ли очень редкие существа. Так например я повстречал в очень глубоком тёмном лесу некого Джеки - смутную персону с бензопилой, фартуке и маске с улыбкой. Сам он не был опасным, это был обычный человек и он слёг с дроби в пузо, но это был забавный опыт.

Самих ивентов в игре пруд пруди, но это всё спойлеры, да и наступают они после нескольких недель+ после начала игры, а до этого ещё нужно попытаться дожить, и зачастую сами события попытаются тебя "испытать на прочность", потому неопытный игрок отъедет если не от инфекции, то от какой-то глобальной катастрофы

7. Два лагеря игры

Стоило бы про это отметить в начале, но как получилось. Наиболее популярная версия игры именуется как DDA, или же Dark Days Ahead, и она по мнению большинства является каноничной и правильной, но другая группа разработчиков так не считает. Со временем случился раскол и появился второй лагерь, что именует себя как Bright Nights, и его идеалогия весьма проста: "Cataclysm - весёлая игра, и мы хотим датю волю мододелам и обрубить на корню маразм DDA". По мнению BN - "каноничная" версия игры слишком уж душная и занудная. До определённого момента там вполне приветствовались лазеры, роботы и турели, но разработчик DDA помахал мальчиком и всё это вырезал, ну и понятное дело что под скальпель попали любые футуристические, нереалистичные или фэнтези штучки, ибо у нас тут знаете ли игра про реализм и выживание, а не Вархаммер. Это если вкратце, там весьма интересный конфликт получился, но суть одна - разные взгляды на правильную игру. И в свою очередь DDA больше сконцентрирована на жесточайшем реализме без фурри-ботов, плазменных пулемётов и участия Лавкрафта, а BN даёт тебе и мододелам свободу, и две эти версии игры имеют место быть и определённо найдут своего любителя.

8. А что мне собственно делать?

Для себя я на вопрос давно ответил - пешая прогулка по этому дивному миру с целью изучения и документации своих историй в архивную папочку. А вот что делать другому игроку - это уже решать, само собой, ему придётся самостоятельно, ибо игра предоставляет контент для разной стези игроков. Строительство? Рейды опасных локаций? Ролеплей? Фермерство? Попытка сделать из себя особенного мутанта-киборга? Бесконечная резня и геноцид всего живого? Тест модификаций? Обустройство собственной базы выживших? Устроить полигон монстров? Детально погрузиться в лор? Создать свою армию киборгов и турелей? Выкопать свою личную шахту? Подорвать пару ядерных бомб, а самую большую обнять во время подрыва? Если я продолжу то могу закончить уже к следующему утру, и то, только потому что не смогу вспомнить и основную часть занятий в данном продукте. Это творение уникально, и оно способно затягивать с головой как зелёных новичков так и прожжённых ветеранов, ибо изучение данного продукта, особенно если подключить всякие моды, может занять тысячи часов. Нельзя описать словами, в это нужно именно сесть и поиграть, хотя бы пару деньков, довольно проблематично выразить на клавиатуре эмоции, которые испытываешь от действительно уникального явления, которое вероятно уже никто не повторит. Да, будут копии, игрой вдохновляются, существуют различные аналоги, но они ничтожны по сравнению с оригинальным творением, которое предоставляет десяток сценариев, сотни+ профессий и просто тысячи, а может и десятки тысяч интересных историй, которые будет и внукам не стыдно рассказать

Только тебе решать - какой путь ты изберёшь, падаван
Только тебе решать - какой путь ты изберёшь, падаван

9. Пару слов про модификации

На изучение оригинальной игры можно потратить основательно времени, но тут на поле боя врывается лучший товарищ любой песочницы - моды. Я бы расписал столько, что хватило бы на пять масштабных блогов, но просто дам понять с чем ты имеешь дело. Как насчёт.. Магии? Магия, да, и это не просто огненные шарики или ледяные стенки - это полноценные школы и направления. Пиромант, друид, некромант, биомант, громовержец, кальвинист, архимаг, и ведь это не просто красивые слова - свои школы уникальны по своему. Так например громовержец может устроить тотальный экстерминатус небесным залпом или зажарить врагов разрядом из своих ладошек, а кальвинист вознести свои молитвы к Богу и получить его благословение, либо призвать архангелов для защиты от всемирного зла. Или как тебе фэнтези моды? Драконы, демоны, возможность путешествовать в аду или раю, делать магическое оружие и встречать полноценных боссов? Что уж говорить про более классические моды, что ещё больше расширяют кол-во монстров, предметов, огнестрела или холодного оружия.. Есть правда один большой минус - годные моды делают на китайском, а перевод их занимает основательно времени, но и английских модов вполне хватает.

По особенно масштабным и популярным модам на западных форумах пишут весьма таки обьёмные гайды. Отрывочек школ магии из Магиклизма
По особенно масштабным и популярным модам на западных форумах пишут весьма таки обьёмные гайды. Отрывочек школ магии из Магиклизма

Подводим итоги

Сама идея написания данного блога родилась не спонтанно, ибо данный продукт наконец получил освящение и разработчик таки загрузил эту великолепную игру в Стим! Конечно не без минусов, так например там нет поддержки модификаций ( пока что ), по отзывам - это старая версия игры, да и оригинальная версия абсолютно бесплатна, тут же вам потребуется отвалить 700 православных тугриков за сие чудо. Тут уж каждый решает сам, но я настоятельно рекомендую ознакомиться с бесплатной версией на гитхабе, а в дальнейшем уж только вам решать - поддержать творчество чеканкой или позалипать в сие творение побольше, да прикрутив всяких модов. Не забывайте также, что есть альтернативная версия BN, которая на мой взгляд более весёлая, но не менее хардкорная, просто там будет поменьше акцента на суровом реализме и ты аки тимфортровский инженер сможешь забацать себе базу окружённую турелями, рвами с Бармаглотами и колдовать армагедоны.

Единственное чего пожелаю при ознакомлении - терпения. Терпеть придётся многое: управление, несправедливые и быстрые смерти, жестокость мира, но уж поверьте, это окупиться со временем!

Мы с пацанами собираемся в первый рейд
Мы с пацанами собираемся в первый рейд

Полезные ссылки

Гитхаб версия DDA

Стим версия DDA

Bright Nighs

Русский фандом ( там же и находится стартовый гайд для зелёных )

Крупнейшее РУ сообщество ВК


Лучшие комментарии

Увы, да. Данная игра завязана на крафте и чтение книжек, сам проводил недели+ на базе по принципу «Прочитал — Поел/Попил — Устал — Поспал — По новой»

Страшная игра, ещё страшнее зомбоида. В тот я хоть 5 минут поиграл, а тут уже на моменте чтения стартового гайда «займитесь шитьём» Ну так я и пошёл шить чехол для стула, а игра, ну как нибудь в другой раз. Такая сильная фиксация на крафте делает из игры напоминалку о домашних делах.

Да и отсутствие главного мотиватора по Фрейду тоже не способствует желанию играть. Вечно приходится придумывать какие то дикие цели, что бы не просто так жрать, спать, срать.

Читай также