29 марта 2023 29.03.23 24 1452

Silent Hill: Так кто же похоронил серию?

+14

 Сайлент Хилл - это, с большой буквы, Легендарная серия. Вы могли не играть в нее и вообще не интересоваться хоррором но из какой вселенной родом Пирамидхэд вы знаете, это 100 с половиной процентов. За время своего существования она успела громко о себе заявить, стать эталоном, оставить в индустрии неизгладимый след, тоскливо сдохнуть, предпринять две неудачные попытки реабилитации и вот, кажется, сейчас она твердо намерена возродиться. Трейлеры новых Сайлентов пробудили ото сна древнюю фанбазу, мнения внутри которой сейчас царят довольно таки не единогласные. Побултыхавшись в обсуждениях, я, так и прочие, задался вопросом: а какие причины могут помешать Тихому Холму выползти из могилы? Ну, для этого нужно поразмыслить над тем, почему он, собственно, в этой могиле оказался, кто его туда загнал и как у него это вышло.

Период, когда франшиза потеряла доверие издателя и свое собственное Я, довольно очевиден - это середина двухтысячных. Связан он с тремя проектами: для начала The Room ознаменовал гибель Тим Сайлент, затем киноадаптация воспламенила задницы фанатов, ну а Homecoming... ну он, просто...

 Но, как и многое в этой серии, история ее упадка имеет под собой интересный скрытый подтекст, в котором я намерен разобраться.

 Давайте проговорю вслух. Это - очень субьективный материал и мое мнение может СИЛЬНО отличаться от мнения основной фанбазы, с большей частью которой у меня неплохой разрыв в возрасте, ведь с франчайзом я ознакамливался начиная, так, года с 2012. Я тогда был впечатлительным юнцом, только недавно познакомился с игровым хоррором через Fear и Dead Space, после которых при просмотре Ретрозора узнал о Тихом Холме, скачал первую часть и она купила меня за обьедки. Примерно за год я поглотил все сиквелы, кроме Downpour'ра, ну и фильм, разумеется, посмотрел, и ВСЕ эти продукты вызывали у меня по детски положительные впечатления, из-за чего уже в сознательном возрасте я осмыслял серию под весьма иным углом, нежели олдовые фанаты. Так, что, если в результате прочтения этого блога вы, не дай Бог, окажетесь на Марсе раньше SpaceX - я не виноват, идите в...

... мне очень стыдно за это...
... мне очень стыдно за это...

 Так какой же из вышеупомянутых проектов оказал наиболее негативное влияние на будущее Молчаливого Бугра? Мы препарируем их по очереди, но не в хронологическом порядке, а черти-как, в конце вы поймете почему.

А начнем мы с фильма.

 Он был снят канадским режиссером Кристофом Ганом, сценарий написал оскароносный Роджер Эвери, выпустила его компан... Как же здесь всем пох*й...

 Кино прекрасно окупилось и продало целую тонну мерча, но беда в том, что критики его разнесли, а фанаты оригинала, по большей части, - возненавидели. Этот факт когда-то стал для меня открытием, ведь мне казалось, что этот фильм смотрели буквально все и большинству он понравился. Сейчас, спустя время, это кино все еще является важным для меня, но его фанатом я себя не считаю: став более искушенным зрителем, я прекрасно понимаю его изьяны. Чего я не понимаю, так это почему фильм попускают за то, в чем он фактически не виноват. Говорить о положительных качествах киноадаптации порой воспринимается в сообществе дурным тоном. Кажется, не все всерьез рассуждали о том, почему картина вышла именно такой, какой вышла, и какое влияние оказала на франшизу, ведь если вы это сделаете, то рискуете избавиться от негативного отношения к ней. То, что Ган добивался прав на экранизацию несколько лет не является ни для кого секретом, как и то, что делал он это совершенно не из коммерческих побуждений. Этот мужик - что ни наесть, олдовый фанат серии, который долго и с позиции состоявшегося режиссера обдумывал какой должна быть киноадаптация. Как в ней передать суть первоисточника? ... И какова она вообще, суть Сайлент Хилла?

Посмотрите, как они радуются тому, что второй фильм будет полным шлаком. 
Посмотрите, как они радуются тому, что второй фильм будет полным шлаком. 

 Перед написанием этого текста я ознакомился с несколькими рецензиями на киноленту и они подтвердили мою давнюю теорию: никакой общепризнанной четкой картины фильма не существует. Он получился ОЧЕНЬ спорным. Один умный дядя мог сказать, что сюжет в фильме дерьмо, другой умный дядя - что сюжет здесь все-таки глубже, чем у большинства ужастиков. Кто-то назовет кино растянутым за счет беготни по городу, а кто-то - проведет параллель с оригиналом, который из этой беготни состоял. Две соседние статьи вполне могут называть фильм серым и ярким, скучным и запоминающимся, ругать и хвалить режиссуру или актерскую игру, и прислушиваться к этим мнениям не имеет НИКАКОГО смысла, ведь все зависит исключительно от перспективы с которой ты смотришь на эту работу.

 При первом просмотре, наивно не замечая дыр в сюжете, я оценивал, в первую очередь, визуальную составляющую ленты. Если тогда я счел ее крутой, то сейчас я считаю ее охренительно крутой. Видя сколько старания вложено в видеоряд, зная как он создавался, я не могу не уважать за него создателей, с чем согласны даже те критики, которые разнесли кино в прах. Да, многие эффекты состарились, но большая часть образов создавалась вручную, по этому фильм и сейчас является одним из лучших аудиовизуальных аттракционов в хоррор индустрии. Разумеется, аттракцион - это не тот статус, которым были бы довольны фанаты франшизы.

 Сценарий вышел очень спорным. Люди, которые не играли в оригинал, жаловались, что ничего не понимают, в то время как игравшие - жаловались, что от оригинала в сюжете почти ничего-то и не осталось. Добавим к этому несколько глупых дыр, не совсем нужную побочную линию, насыпем приторного антирелигиозного подтекста и выйдет то, что вышло, и... история довольно неплоха. Нет, вы можете разнести ее в щепы без особых усилий. Я и сам могу это сделать. Просто не хочу. Ведь, я понимаю замысел авторов и могу пояснить за большинство принятых ими решений. Что я понимаю максимально четко, так это то, почему фильм не стал экранизацией первоисточника с его персонажами и сюжетными тропами. Если игра имеет для вас около религиозное значение, лучше сразу перестаньте это читать, потому что... да НЕЧЕГО там было экранизировать.

 О глубине первой игры, ее метафоричности и свободе интерпретации в геймерском комьюнити ходят легенды. Ноооо... Говоря о множестве трактовок ее сюжета, люди часто забывают, что, вообще-то, разработчиками их предусмотрено всего две. Ни больше, ни меньше. Постигаются они путем получения четырех различных концовок, вот только три из них интерпретируют историю одинаково, и лишь одна концовка - самая плохая, делает игре ее славу, демонстрируя кардинально иную перспективу на произошедшие в ней события. Игрок может по разному обьяснять некоторые нюансы истории, но цельных и обоснованных трактовки сюжета не бесконечное множество, как это порой заявляет фанбаза. Люди в принципе забывают, что сюжет первого Сайлента - это сюжет игры на Playstation1 и никто при разработке не относился к нему так серьезно, как сейчас относятся упоротые фанаты.

Давайте разбирать по фактам.

О Гарри Мейсоне мы не знаем даже что он писал. Что он за личность? Каковы его моральные ценности? Хороший ли он вообще отец, или может он собственник поехавший? Протагонист здесь - это безликая фикция, с которой игрок должен себя ассоциировать.

Сибил в сюжете просто не нужна - она не делает ничего важного, не раскрывается сама и не способствует раскрытию других персонажей. Все, что мы о ней знаем - что она расследует дело о наркотиках. Все диалоги с ней, за исключением пары предложений в одном из финалов, - сухая экспозиция.

История Лизы, пожалуй, наиболее интересная и ее действительно стоило экранизировать, с этим бессмысленно спорить.

Далия - просто сумасшедшая. Мы не знаем почему она такой стала и что сподвигло ее убить дочь. Сомневалась ли она? Испытывала ли что-нибудь к Алессе, или ей изначально было насрать?

У Алессы и Шерил на двоих три осмысленных предложения - это вообще серьезно?

Кауфман хладнокровный и таинственный. Он циничный, он... Он...

В своей основе это все еще история про то, как злые культисты пытались призвать Сатану. И вот это все... никак не умаляет того факта, что первый СХ - это шедевр геймдева. Серьезно, ребят - от того, что вы будете его переоценивать еще лучше он не станет. Все-таки стоит понимать: для того, чтобы перенести его историю на рельсы фильма, вам нужно... написать историю.

Заменить протагониста на женского персонажа - это логичное решение. Во-первых, химия во взаимоотношениях матери с дочкой более очевидна. Во-вторых, сделав главным героем мужчину, но не сняв боевые сцены, создатели обрекут персонажа на статус слабака и тряпки, а сняв боевые сцены они превратили бы фильм в полнейший треш.

Роуз - хорошая героиня: в меру хрупкая, в меру сильная, именно такая, какая нужна была этой картине. Их совместная сцена с Шерон под деревом, при все своей скоротечности, раскрывает привязанность между родителем и ребенком полнее, чем весь хронометраж оригинала.

Сибил? Сделать персонажа из сексуализированной пустышки - это плохо? Просто задумайтесь над тем, насколько сложнее стала ее сюжетная конструкция: в начале фильма она относится к протагонистке негативно и вставляет ей палки в колеса, чем вызывает антипатию. Лишь позднее, когда она спасает Роуз, а мы, как зрители, узнаем о ее мотивах, то можем проникнуться к ней симпатией. Ее самопожертвование - не самая логичная, но все таки очень драматичная сцена.

Избавиться от плоских как их лица антагонистов в пользу чего-то другого? А почему бы и нет? Если взять их имена, но переписать наполнение, фанаты все равно обвинят в несоответствии канону, так какая разница? Получилась ли Кристобелла плохим злодеем? Да... нет. Она делает то, чего плохой злодей делать не станет - показывает положительные качества. При первой встрече она спасает героинь, дает девушкам убежище и помогает им в достижении цели сугубо из гуманистического посыла. Если бы Роуз не оказалась связанна с Алессой, Кристобелла так и осталась бы для нас положительной фигурой, что характеризует ее не как сумасшедшую сектантку, но как человека со своими пороками и достоинствами. "Мать - это Бог в глазах ребенка," - одна эта фраза стоит дороже буквально всего бреда, который несла Далия в первой игре. ДА. Люди воспринимают Бога как родительскую фигуру. Тема родительской любви и религии очевидно рифмуются - создатели не от пи*ды их вместе запихали. В этом и есть лейтмотив фильма: фигура близкого человека, который готов ради тебя на любые жертвы, несравнимо выше и светлее, чем фигура кумира, который требует жертв от тебя, и которому при этом на тебя насрать. Вы можете сказать, что мораль подается очень прямолинейно. Мол: фанатизм - это плохо, ведь он оправдывает насилие. Тысячу раз это слышали! Но разве... сегодня эта тема не является актуальной? Да и какая вообще мораль была в первой игре? Не сжигайте своих детей во славу Бафомета? Будьте внимательны на дороге? ... Х*ярьте бездомных собак трубой? 

Так что на счет СУТИ Сайлент Хилла? Действительно ли Ган не сумел ее передать? Главное достоинство СХ, - его атмосфера, - очень эфемерная штука. В искусстве нет никаких четких критериев атмосферности: это комплексное впечатление, производимое всеми элементами произведения. Оно всегда субьективно. Воспроизвести эту невидимую и неосязаемую эссенцию можно исключительно так, как ты лично ее воспринял. Кристоф Ган понял суть Тихого Холма ровно также, как ее понял ЛЮБОЙ фанат серии - со своей колокольни. Утверждение о том, что фильм является фанфиком, снятым на 50 лямов - абсолютно справедливо... и ничего плохого в этом нет. Плохо - это, например, голливудская экранизация Призрака в Доспехах, создатели которой срали на первоисточник настолько много и жидко, насколько только могли. Разница между этими двумя экранизациями - фундаментальна. Сравните их и поймете о чем я говорю. Сайлент Хилл 2006 - это фанатская фантазия, воплощенная с большим старанием. Кинокритики разнесли картину, оценивая ее сюжет и подачу в критериях кинематографа, а это ГОРАЗДО более высокая планка, чем критерии геймдева конца 90х - начала 2000х. Фанаты же разнесли картину за несоответствие канону, и тут, проверяйте, я говорю "В ПИ*ДУ КАНОН", после чего сотрудники Тим Сайлент хлопают меня по плечу и по очереди жмут мне руку. Ведь они отказались от него еще при разработке второй игры, и хотели отказаться в третьей. Многие из них работали над Шатред Меморайз, где они низвели канон до презренных атомов. Он не имеет и не может иметь никакой ценности. Ценность, - та самая суть Сайлент Хилла, - в СЕТТИНГЕ. В наследовании образов и концепций, которые раз за разом воплощаются в новых формах. У СХ глубокий самобытный сеттинг и самое тупое что можно с ним сделать - это затолкать его в рамки соответствия бессмысленному канону.

Яркий пример: почему бы создателям фильма не использовать в своей работе Пирамидхеда? Потому что это личный палач Джеймса Сандерленда? Х*ичный, бл*ть. Корни Пирамидхеда уходят в историю Тихого Холма - в показательные казни, совершаемые религиозными фанатиками. Джеймс срисовывал его облик с них. Так почему бы, скажите, Красной Пирамиде не быть чем-то более глубоким? Персонажем фолклора? Фигурой массового сознания, который может представать пред разными людьми в разных обличиях? Это самый сильный образ серии, почему вы хотите, чтобы она от него отказалась? Его лейтмотив во второй игре, фильме и Хоумкоминге одинаков - это правосудие.

 Как не сложно заметить, в киноверсии его, буквально, призывает Далия, из чего мы можем сделать вывод, что он является именно ее порождением, а не Алессы. Порождением ее злой, извращенной жажды справедливости и эта роль идеально вписывает его в фильм. Вы не считаете ироничным, что люди, которые так боготворят СПГС, при этом не могут додумать даже такой банальный элемент сеттинга?

...

 Вы еще здесь? Тогда давайте поговорим о наследии. Мне кажется, отношения фанбазы Сайлента с фильмом примерно похожи на отношения поклонников настольного Warhammer 40к и серии Down of War - они ее презирают, но при этом половина людей за игровыми столами оказалась в клубе, потому-что в детстве играла в ДоВ. Киноадаптация сделала сеттинг Тихого Холма массовым. То, что Акира Ямаока стал использовать именно ее образы для рекламы выступлений своей группы - это наглядный пример.

 Пирамидхед, а тем более медсестры, не стали бы настолько культовыми персонажами, если бы не успех фильма, воплотившего их ярко и помпезно, а многие из тех, кто с придыханием ждет будущего франшизы, сейчас бы этого не делали. Не смотря на все это, кино, как правило, ассоциируется с упадком серии, однако... оно ведь виновато в этом в ПОСЛЕДНЮЮ очередь. Провал игр франчайза - это проблема игр франчайза, а не произведений по его мотивам из совершенно другой индустрии. Оценивая фильм сейчас, я могу с уверенностью сказать, что не смотря на его недостатки, его влияние было сугубо положительным, с чем, разумеется, согласятся... возможно, кто ни будь.

 Ну а на сегодня у меня все. Возможно, после этой публикации, мне придется срочно уезжать из страны, спасаясь от фанатов первого Сайлента, но мне все же хотелось озвучить свое мнение. Это - только первая часть из запланированных трех: в следующей мы поговорим о Хомяке. О том, почему он вышел такой парашей, кто в этом на самом деле виноват и почему игра настолько же плоха, насколько и не понята.


Теги

Silent Hill

Платформы
PS | PS3 | PSP | PSV
Жанр
Дата выхода
31 января 1999
1.7K
4.5
1 153 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Меня зовут Ильяша, и я искренне люблю фильм по Сайленту. Более того, считаю его одним из действительно удавшихся ужастиков. Раз в несколько лет пересматриваю на равне с Мглой, и всё также доставляет. Надеюсь в следующем СХ от Гана, режиссёр хотя бы на том же уровне сделает (а если ещё лучше, то вообще бомба!). И да, вообще не понимаю почему фильм хейтят, да и КТО хейтит (друзьям тож фильм нравится)

Искренне и до сих пор считаю Сайлент Хилл одной из лучших экранизаций игр и не понимаю хейта в её сторону. Вполне себе достойный проект, кому не нравится вон творения Уве Болла попробуйте посмотреть, чтобы понять каким дном могут быть фильмы помотивчики

тем более странно хейтить сейчас, когда каждый второй (да блин каждый ПЕРВЫЙ) хоррор-фильм это однотипный кал со скримерами

Какой перевод стрелок. С фильма на весь жанр. От этого с дна фильм всё равно не поднимется. Хотя в экранизации ТХ1 именно это ультранасилие было крайне не уместно, как и вообще наличие Пирамидоголового. Вообще от всей переиначенной «помотивщины» и фансервиса (с других частей серии) в экранизации стоило бы отказаться.

А мне зашло! Плюс влепил, продолжение жду.

Действительно, порой оголтелые фанаты серии вызывают лютое раздражение. Ой, монстры не символичны! Ой, персонажи левые! Ой, канон переписан!

Вон, HBO чуть ли не покадрово воспроизвели The Last of Us, так на них ушаты помоев вылили. Дескать, ничего нового, какой смысл был это снимать? Я понимаю, что сериал от идеала далёк, его есть за что критиковать, но аргументы про «ничего нового» убивают. Не этого ли требовали от той же экранизации первого СХ?

И да, по поводу монстров, заплутавших в фильм из других частей — фанаты реально хотели лицезреть на экране битвы с собаками и птеродактелями?

Вы не считаете ироничным, что люди, которые так боготворят СПГС, при этом не могут додумать даже такой банальный элемент сеттинга?

Вот это прям 10/10 фраза.

Половина подобных любителей глубинного смысла смогла его в оригинальных играх нащупать только с помощью гайдов и видосиков на ютубе. Как бы ничего против этого не имею, но это очень хорошо объясняет костность их восприятия.

Кино, естественно, не лишено изъянов: те же упомянутые сцены ультранасилия (будь то сдирание коди живьём или тошнотворное кровавое месиво в концовке) выглядят так, будто бы их вообще из какого-то другого фильма категории Б занесло сюда. Но по меркам игровых адаптаций на большом экране первый Сайлент Хилл всё же очень хорош.

А мне кажется что серия сама себя похоронила. Конами также не понимала как должны выглядеть продолжения и всё что было после 3 части уже откровенный проходняк. Недоделанная четвёртая часть, странный origins с его кулачными боями, неплохой но не до конца раскрытый потенциал shattered memories, скучная homecoming и добротная downpoor.

Фильмы это так, уже следствие а не причина.

мне вот он не зашёл, вернее восторгов не разделяю, каких-то там невероятных художественных приёмов не увидел, а сюжет практически один в один «Ключ от всех дверей» только в другой обёртке

Он отлично создает напряжение, при этом не скатываясь в банальные скримеры. Сюжет простоват это правда, но тут клево работает ирония над современным американским консервативным комуниксом, благодаря чему и комедия и хоррор и все в одном флаконе. Возможно именно это сочетание и купило меня, хотя в любимые я бы его тоже не стал записывать, просто кроме него из новинок совсем уж ничего на ум не приходит

Это да, среди современников он получше будет. Мне из таких вот неплохих средненьких фильмецов ещё «Лекарство от здоровья» и «Страшные истории для рассказа в темноте» понравились; и ещё «Доктор сон» и сериал «Призраки дома на холме» — вот они прям годные (а вот Усадьба Блай от того же режиссёра уже такое себе)

Shattered Memories для меня — вторая любимая часть, после SH2 )
Да и Downpour сильно недооценен, скорее по техническим причинам.

Но согласен, что Конами сама же похоронила сериал (наравне с Кастеллванией и MGS), с головой уйдя в пачинко, мобилки, скейтборды и в «что угодно, лишь бы не нормальные игры» на долгие годы.

Посмотрим, выстрелит ли что из той заявленной пачки SH. Может нас ждет воскрешение франшизы. А может — пляски на костях.

ЗЫ. Эх, а могли ведь получить SH от Кодзимы, с атмосферой из P.T.

фанаты реально хотели лицезреть на экране битвы с собаками и птеродактелями?

— да реально, потому что это воплощение страхов Алессы и они имеют смысл в контексте этого произведения. А вот фансервисно сисястые медсёстры и Пирамидоголовый относящиеся к Джеймсу Сандерленду со второй части никакого смысла в контексте экранизации первой части не имеют. И «ничего нового» от экранизации первого ТХ лично я не просил.

Согласен, последний хоррор который прямо таки зашел это пожалуй Get Out был. (последний не с точки зрения что я смотрел, а по дате выхода)

Ну это адаптация. Не смотря на то что адаптации всегда получаются чуточку хуже оригинальных проектов, к ним требований больше ибо есть пример как надо, что создает контраст, который у фанатов очевидно вызывает припеканиие заднего место. Если при просмотре чего-то-там без знания оригинала ты увидешь места с недожатой атмосферой(ну в целом хорошо сделано), то скорее всего просто не обратишь внимание. А Вот когда есть этот момент с правильно сделаным напряжением в оригинале и ты видишь недожатость в адаптации…

неуместное ультра насилие.

Кроме западных слэшеров есть и другие виды ужасов

Проблема сериального TLoU как раз в том, что он НЕ следует игре, от слова совсем. Как раз при «покадровом воспроизведении» могло получиться хоть что-то толковое (да, с другими актерами \ не с теми типажами, но ок). Вместо этого напихали чертову уйму отсебятины, которая никуда не ведет и плохо клеится с оригиналом. Воспроизвели несколько «узнаваемых» сцен, но по дороге потеряли контекст, расставили не те акценты, да еще и сыграли их не так убедительно (где-то не та музыка, где-то сами актеры не понимают, чего от них хотят).

TLoU — это парад тупизны, сюжетных дыр и общего сценарного бессилия, а не «шедевр, лучшая игровая экранизация на все времена», как вокруг критики поют. Его лучшие моменты — это моменты прямиком из игры, вот только… в игре они лучше )

Сериал в лучшем случае посредственный. И «проклятие игровых экранизаций» точно не победил.

Из того что ты перечислил «Лекарство от здоровья» зашло тоже плюс минус, концепция интересная, пусть и не новая. Еще вспомнил «Неонового демона», он конечно постарше будет, зато санудтрек от туда сразу в плейлист утек

Только они почему-то деньги не приносят.

Ну вот тут и сразу ответ на вопрос )

Вообще ТХ это нишевая Б-шка

RE — это всем понятный трешак с зомбаками: «корпорация зла», крутые и симпатичные герои, сюжеты максимально простые. А как только ушли в сторону экшена, вообще сказка настала.

SH — это «что-то мутное, сложное», персы все «что-то мутят», включая главгероев, какое-то самокопание бесконечное, какие-то психи и сплошь «фрейдистские образы» в качестве монстров. SH, если не менять концепцию кардинально, продажи RE не светят никогда (разве что в форме автоматов пачинко )) ), потому что SH в принципе о другом и для другой аудитории.

Кодзима — это как раз тот человек в игровой индустрии, который делает «чисто авторские вещи», но умеет их продавать широким массам. Даже если потом далеко не все остаются довольны. Он уже такое имя себе сделал, что оно само что угодно будет продавать. Поэтому «SH от Кодзимы» вполне мог нужные деньги принести, но при этом остаться «чисто авторским».

Ну, тогда выходит, что весь жанр ужасов — это сферический мусор в вакууме (что это вообще значит?). Там повсюду слабые сюжеты и неуместное ультра насилие. Про больницу и помощь врачей в сюжете упоминается. «Мать — это цветное» — это лейтмотив фильма, а финал там, по сути, немой, и если он и подводит к какому-либо умозаключению, то им будет «что посеешь, то и пожнешь». Твой комментарий напомнил мне про людей, которые засирали «Нечто», потому что: «Если хотите крови — идите на бойню».

Читай также