20 марта 2023 20.03.23 6 1061

Hidden Gem эпохи PS2.

+12

Эпиграф.

Японские ролевые игры часто упрекают в однообразии. По геймплею, мол, во всех играх жанра нужно просто кликать команду атаки. А по сюжету, чаще всего обычный парень случайно ввязывается в эпическое приключение, собирает команду и в конце сражается с Годзиллой. И подобные претензии зачастую оказываются справедливыми. Хотя, любой фанат вам за 5 минут пояснит, чем Final Fantasy отличается от Suikoden, например. Дьявол, как известно, в деталях.

У разработчиков из Японии отлично получается делать эти детали уникальными для разных игр. Эти затейники то прикрутят необычную систему магии (серия Kiseki, Legend of Legaia), то драться заставят в реальном времени (серия Tales of…), а в особых случаях еще и симулятор свиданий прикрутят (серия Agarest). Игра, о которой я сегодня хочу рассказать, на первый взгляд, тоже страдает от характерных для жанра болячек. Но благодаря своим уникальным находкам и механикам, производит впечатление на любого заядлого поклонника такого явления, как jRPG. Речь пойдет о Shadow Hearts.

Стартовый экран для затравочки.
Стартовый экран для затравочки.

О чем это?

Юрий Хьюга — обычный японский парень, который любит от души помахать кулаками. Благо, есть в кого, ведь его отец — военный, а также член клана, охраняющего Японию на протяжении многих веков. Особая фишка клана — все его представители являются гармонайзерами. Так во вселенной игры называют людей, способных поглощать души демонов и сливаться с ними для использования их сил в бою. 

Действие игры разворачивается в начале 20 века. Мировые события плавно подходят к началу Первой мировой войны. А раз у нас тут мистика во все поля, то надвигающееся бедствие усиливает концентрацию негативных человеческих эмоций. Что, в свою очередь заставляет активизироваться разную нечисть и людей, которые этой нечистью хотят стать. 

Впервые с Юрием мы встречаемся в вагоне поезда, где он становится свидетелем попытки похищения юной девушки каким-то подозрительным типом. Тип представляется Рождером Бэконом, говорит, что девушка по имени Алиса нужна ему для проведения некого ритуала по пробуждению древнего бога. Завладев его силой, негодяй хочет захватить весь мир. Однако, у Юрия другие планы, и он, слившись с демоном даёт бой врагу и спасает Алису. Герои оказываются посреди китайской глуши и направляются в ближайшую деревню, чтобы перевести дух и понять, что им делать в сложившейся ситуации. Ясно только одно — Бэкона необходимо остановить.

Так начинается путешествие длиной в добрые 40-50 часов. Герои посетят множество городов Азии и Европы. В пути они повстречают несколько весьма колоритных союзников, среди которых древний вампир, шпионка, китайский колдун, а также лидер хулиганов с рогаткой. Сюжетная арка последнего передает огромный привет поклонникам эксклюзивной для PS1 игры Koudelka и делает Shadow Hearts ее прямым сиквелом.

Карта европейской части путешествия.
Карта европейской части путешествия.

Благодаря такому пестрому набору героев за сюжетом весьма интересно следить, несмотря на его шаблонную для жанра структуру. В шкафу у каждого припрятано достаточно скелетов, которые нам предстоит вытащить наружу. А поскольку в боевом отряде может находиться только трое, разные комбинации героев по-разному будут реагировать на происходящее. Звезд с неба повествование не хватает, но с удержанием интереса до финальных титров справляется на отлично.

Как в это играть?

Главное, что выделяет игру — механика Judgement Ring. Как только игрок инициирует атаку, заклинание или использование предмета, на экране появляется кольцо, поделенное на сектора по которым начинает ходить стрелка. Задача игрока — вовремя прожать кнопку, чтобы успешно выполнить действие. В каждом секторе есть особая зона, попадание в которую усилит эффект применяемого действия. Атака нанесет критический урон, заклинание лечения восстановит больше HP, действие баффа увеличится на один ход и т. д.

Тот самый Judgement Ring. У каждого персонажа разное количество и площадь секторов, поэтому на автомате клацать атаку не выйдет. Самый требовательный к реакции герой — Кит. Его тайминги нужно буквально вызубрить.
Тот самый Judgement Ring. У каждого персонажа разное количество и площадь секторов, поэтому на автомате клацать атаку не выйдет. Самый требовательный к реакции герой — Кит. Его тайминги нужно буквально вызубрить.

Кстати о баффах и дебаффах. Они также могут действовать не только на героев, но и на Judgement Ring. Враги могут ускорить или замедлить бег стрелки, сделать сектора уже, либо вовсе уменьшить их количество. Игрок, в свою очередь, с помощью предметов увеличить количество секторов с 3 до 5, усилив тем самым свою атаку или расширить область критического попадания.

Но не только в бою игроку пригодится умение вовремя прожимать крестик на геймпаде. Хочешь получить скидку у торговца — пройди проверку. Вне боя нужно активировать какой-нибудь механизм — пройди проверку. Нашел лотерейщика и хочешь вытащить ценный предмет— ну, вы поняли. В общем, игра не дает расслабиться ни на секунду, тем самым поддерживая интерес даже в самых рутинных для JRPG процессах.

Для выполнения особых приемов и магии герои тратят SP. Но, это не Skill Points и даже не Special Points. В Shadow Hearts эти очки зовутся Sanity Points и отвечают за психическое здоровье персонажей. Любому, кто играл в настольные игры по мотивам произведений Лавкрафта (Древний Ужас или Ужас Аркхема), эта характеристика должна быть знакома. Герой, у которого SP опустились до нуля, становится безумным и более не поддается контролю игрока. Поэтому, бездумно спамить самыми мощными заклятиями и демоническими формами Юрия не получится.

Будучи гармонайзером, главный герой использует души демонов для перевоплощения в них. Помимо привычного опыта, после боя игрок получает души разных стихий. Всего их 6 — Тьма, Свет, Огонь, Вода, Земля и Ветер.

Шкала душ стихий.
Шкала душ стихий.

Каждой стихии соответствует свой монстр, в которого Юрий превращается, использовав в бою команду «Слияние». В каждой стихии доступно по три монстра, вернее, три формы одного монстра. Как только игрок наберет определенное количество душ нужной стихии, ему нужно отправиться на Кладбище — скрытое измерение в душе Юрия. Там его ждет битва с монстром и после победы — чудище в вашем распоряжении. Одновременно экипировать можно только три формы, но менять их можно в любой момент из меню. Для получения последней формы каждой стихии одних душ будет не достаточно, нужно будет найти специальный предмет. Для особо дотошных игроков, которые любят исследовать всё вдоль и поперек, доступен бонусный и по совместительству самый сильный демон в игре.

Кладбище. Каждой стихии соответствует своё надгробие.
Кладбище. Каждой стихии соответствует своё надгробие.

Отдельно хочу отметить боссов. По моей личной шкале определения степени крутости боссов в JRPG, если главаря можно просто запинать атаками и мощными скиллами — разработчики явно схалтурили. В Shadow Hearts к каждому боссу нужен индивидуальный подход. На битву с одним нужно надеть определенный аксессуар, другого лучше отравить сперва и только потом атаковать, третий реагирует только на определенную стихию. В общем, в боях с боссами придется подумать, а это я категорически одобряю.

Эти 4 маски — опциональные боссы. К каждой нужен свой подход, и уничтожать их нужно в определенном порядке, чтобы спасти дорогого Юрию человека. Независимо от того, справитесь вы или нет, в сиквеле за канон принят плохой исход противостояния с масками.
Эти 4 маски — опциональные боссы. К каждой нужен свой подход, и уничтожать их нужно в определенном порядке, чтобы спасти дорогого Юрию человека. Независимо от того, справитесь вы или нет, в сиквеле за канон принят плохой исход противостояния с масками.

Что касается остальных привычных для жанра механик, то тут всё довольно стандартно. Восполнять силы нужно отдыхая в гостиницах. Оружие, броню, предметы — покупать в магазинах и находить в данжах. Игра вышла в 2001 году, поэтому, все бои начинаются классическими random encounter’ами, пока вы исследуете очередное подземелье, заброшенный монастырь или старый замок.

Как выглядит и звучит?

Графика в игре, несмотря на возраст, выглядит весьма приятно. Спасибо заранее отрендеренным фонам, разнообразие которых радует. Что не мудрено, поскольку герои путешествуют по разным городам и странам. У каждой локации своё индивидуальное лицо, а антураж начала 20 века прибавляет к атмосфере еще несколько баллов. Анимации атак, заклинаний, монстров и прочих действий отрисованы добротно и подчеркивают индивидуальность персонажей.

Дизайн врагов и боссов также удался. Каких только тварей нет в игровом бестиарии — зомби, скелеты, ожившие доспехи, демоны и многие другие существа представлены в изобилии. Встречаются, конечно, перекрашенные модельки одних и тех же врагов, но крайне редко. Это нисколько не портит впечатления, а выглядит, как дань жанровым традициям.

Саундтрек также работает на нагнетание мрачной атмосферы. Однако, назвать его каким-то выдающимся не получается. Разнообразием мелодий радуют только мирные локации, а в данжах играет мрачный эмбиент, который быстро приедается. В целом, музыкальное сопровождение хорошо справляется со своей задачей, но звезд с неба не хватает.

Итоги.

Игровая пресса в 2001-м году приняла игру весьма тепло. Рейтинг на Метакритике составляет нестыдные 73 балла. Хвалили нетипичную для жанра мрачную атмосферу, интересную боевую систему и колоритных персонажей. Игра отлично продалась, и разработчики запустили производство сиквела, о котором я вам обязательно поведаю, если будет интересно.

Авторы игры смогли, не нарушая канонов жанра, сделать свою игру уникальной и запоминающейся. Предыдущая их игра — Koudelka заложила фундамент серии, а Shadow Hearts авторы смогли его развить, выработав свой собственный, уникальный стиль. Мрачная и жуткая JRPG очень выгодно выделяется на фоне собратьев по жанру и приковывает внимание.

Для меня же, игрока в JRPG, у которого за плечами серия Kiseki, Final Fantasy, Tales of… и множество других тайтлов, Shadow Hearts занимает особое место в сердечке. Несмотря на ряд шероховатостей, впечатления об игре остаются сугубо положительными. Смело могу рекомендовать игру всем фанатам жанра, пропустившим игру в своё время. Тем более, сейчас доступен отличный фанатский перевод на русский язык. Если ждать Final Fantasy XVI нет никаких сил, а добротной РПГ из Страны Восходящего Солнца очень хочется, то Shadow Hearts — отличный выбор.


Лучшие комментарии

Японские ролевые игры часто упрекают в однообразии

В Рамках серии, ещё можно(ага, как будто в западных играх в одной серии сильно отличаются), ну в рамках жанра. Финалка и DQ все же разные игры. Как и Trails и Atelier.

Я в эти ваши ЖэРПГ не игрок, но посмотреть или почитать о них люблю — очень уж они замысловаты на фоне того, во что привык играть я. Спасибо за материал, который увлек — прочел до конца и не заметил)

Тут бы с ПС2, Сатурном и Геймкубом разобраться сперва)

Например, на 3DS хидден гемов не меньшая по размерам хренова гора. Надеюсь, кто-нибудь доберется и настрочит пачку хороших мнений.

а в случае с 3ds сама консоль таковой не является? Как минимум для российского рынка?

Для российского рынка она является недооцененной консолью с кучей недооцененных игр) Я видел слишком много предвзятого к ней отношения =)

Читай также