19 марта 2023 19.03.23 1 673

Всеобъемлющее обсуждение экранизации The Last of Us

+5

Привет, StopGame!
На связи молодой подкаст «Популярная культура». В прицеле нижележащего диптиха оказалась экранизация   «Одних из нас» от HBO. 

Первый выпуск полностью посвящён пилотному эпизоду. В нём мы по косточкам анализируем увиденное, вспоминаем историю создания оригинальной игры и делимся личными впечатлениями от предпринятых Нилом Дракманном и Крейгом Мейзином художественных решений.

 

Второй выпуск охватывает весь остальной сезон. В этой беседе мы останавливаемся на самых важных (и не очень) моментах истории и том, с какими изменениями они перекочевали из игры в сериал, рассказываем интересные факты о разработке экранизации и, само собой, ругаемся на не самые удачные решения.

 

Если вынести четырёхчасовую болтовню вы не сможете, то основные противоречия сериала мы расписали и в текстовом виде.

Несмотря на безумную популярность свежей адаптации «Одних из нас» и внушительные оценки проекта как от зрителей, так и от критиков, сериал, на наш взгляд, получился спорным. Проблема тут в том, что одни решения авторов вызывают неподдельный восторг и заставляют поверить в разрушение вездесущего проклятия экранизаций видеоигр, а другие — тотально сбивают с толку, рождая в голове погружённого в контекст зрителя риторический вопрос «за каким бесом вы это сделали?».

Попробуем разобраться в этой дихотомии на конкретных примерах.

Расширение истории и лора

С одной стороны, адаптация дополняет сюжет игры небольшими завершёнными эпизодами, развивающими контекст вокруг основной линии.

Можно вспомнить вступление ко второй серии, где нам через призму миколога показывают начало эпидемии в Джакарте. Учёная призывает бомбить города, узнав, что кордицепс теперь способен захватывать человеческий разум.

Ещё один хороший пример — эпизод в начале финальной серии, который раскрывает причину иммунности Элли. Объяснение, которое авторы дают этому феномену, снижает пафос вокруг условной «избранности» 14-летней девочки и прокачивает приземлённый реализм.

Оказалось, что мама Элли была укушена в момент родов. Она оперативно перерезала пуповину, но, судя по всему, какая-то часть вируса успела попасть в кровь новорожденной.

Маму Элли, кстати, сыграла Эшли Джонсон, что очень красиво на уровне концепта.
Маму Элли, кстати, сыграла Эшли Джонсон, что очень красиво на уровне концепта.

С другой - мы имеем, к примеру, многострадальную 3 серию, которая практически полностью посвящена Биллу и Фрэнку... Сама по себе она и написана, и поставлена, и сыграна отлично, но в общем контексте оказывается банально не нужна и, что ещё хуже, обесценивает тёплые отношения между главными героями.

В оригинале химия Джоэла и Элли казалась единственным лучиком света в непроглядной тьме наступившего апокалипсиса. Это отлично работало на контрасте с происходящей вокруг жестью и дополнительно прокачивало сопереживание героям, ведь, если они погибнут, то в этом мире как будто бы больше не останется любви.

В сериале же само наличие этой красивой лавстори говорит о том, что пандемия кордицепса, хоть и внесла свои коррективы, но не стёрла любовь с лица земли. Градус напряжения, связанного с судьбой Джоэла и Элли, из-за этого в какой-то мере снижается.

Да и переосмысление образа Билла, которое в игре достигалось при помощи намёка на его горе и реакции на него главных героев, драматургически работало лучше, чем сериальная сюжетная арка в вакууме.

Изменение деталей сюжета

Довольно часто экранизация кадр в кадр повторяет катсцены из игры, однако местами и не следует букве оригинала (что, собственно, и случилось с огромным сегментом про Билла).

Сюжетная ветка Тесс, к примеру, тоже заканчивается иначе. В игре её гибель, довольно драматичная сама по себе, была блёкло обставлена и происходила за кадром. Сериал же заменяет отряд FEDRA на толпу заражённых и в красках показывает сцену самопожертвования героини, дополняя её символическим поцелуем, отсылающим к их любовной недосказанности с Джоэлом. В данном случае изменение однозначно пошло на пользу художественной выразительности истории.

Режиссёром второй серии выступил сам Дракманн, поэтому благодарить за постановку этой сцены стоит именно его.
Режиссёром второй серии выступил сам Дракманн, поэтому благодарить за постановку этой сцены стоит именно его.

Диаметрально противоположная ситуация, как нам кажется, случилась с сюжетной веткой Генри и Сэма. В сериале её нагрузили полноценным антагонистом в лице Кэтлин, которая денно и нощно мечтает отомстить Генри за то, что тот сдал её брата бойцам FEDRA ради получения лекарств для Сэма. Проблема здесь в том, что вся эта информация подаётся исключительно через диалоги. Это создаёт ощущение информационного перегруза и ненадобности всех накрученных новшеств.

А Сэма авторы сериала зачем-то сделали нарочито, даже приторно, драматичным. Теперь он не просто ребёнок, который пытается выжить, скрываясь от рейдеров, а фанатеющий от супергероев глухонемой мальчик, ещё и болеющий чем-то, что вынудило его брата пойти на предательство. Попытка драматизировать персонажа и добавить ему контраста с Элли превратилась в гипертрофирование эмоции, по степени чрезмерности сравнимое с убийством одноглазого щеночка.

Адаптация игровых механик

Это то, обо что киноделы чаще всего спотыкаются, когда работают над фильмами по мотивам видеоигр. Однако в случае с «Одними из нас» авторам сериала удалось перевести некоторые геймплейные особенности на язык кино.

Самый яркий пример — комиксы, которые в оригинале представляли собой коллекционные предметы, спрятанные в укромных уголках локаций. Они выступали поощрением за эксплоринг мира и открывали опциональные диалоги, проливающие свет на лор и отношения Джоэла и Элли.

В экранизации комиксы становятся полноценным повествовательным инструментом: они подчёркивают глубоко скрываемую Элли детскость, что является очень важной частью её сериального образа, и позволяют ей найти общий язык с Сэмом.

Говоря про отображение геймлейных механик, стоит отметить и забавную отсылку на вездесущие подсаживания и переносы лестниц в финальной серии. Даже здесь это не просто «подмигивание» для тех, кто в курсе, а полноценное действенное решение сцены, позволившее на время разделить героев для создания интриги и саспенса.

В то же время авторы напрочь забыли про метание предметов, которое очень помогало побеждать тех же щелкунов в оригинале. Отсутствие этой детали может помешать полноценно погрузиться, к примеру, в экшен-сцену в музее из второй серии, где герои как раз сталкиваются со слепыми заражёнными.

Описанные выше противоречия прежде всего призваны проиллюстрировать, что у авторов сериала, предпринимающих те или иные художественные решения, возникают проблемы с нащупыванием трудноуловимого баланса между основным и сопутствующим/новым и старым/важным и лишним. Это, к сожалению, не даёт однозначно полюбить или возненавидеть творение HBO. Больше всех тут повезло людям, которые в глаза не видели оригинальную игру — им попросту не с чем сравнивать. Игравших же будет постоянно метать из крайности в крайность.

Авторы этого блога считают, что положительные стороны адаптации всё-таки перевешивают. Не стоит забывать про восхитительную работу всей производственной команды, включая гримёров, художников-постановщиков и реквизиторов. Отдельного низкого поклона, на наш вкус, заслуживает и Ксения Середа, работавшая над большей частью сериала в качестве оператора-постановщика, и режиссёрская группа, и всё ещё прекрасный Густаво Сантаолалья. Ну а Педро Паскаль...

Однако до звания однозначного шедевра уровня оригинальной игры сериал всё же не дотягивает в силу массы спорных решений.

Чтобы обсуждение получилось по-настоящему «всеобъемлющим», всем неравнодушным мы предлагаем развёрнуто высказаться в комментариях. Общими силами попробуем прийти к какому-то итоговому знаменателю и на ближайшие пару лет закрыть обсуждение сериала по The Last of Us.


The Last of Us

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5
Жанры
Дата выхода
14 июня 2013
5.3K
4.6
4 761 оценка
Моя оценка

The Last of Us: Left Behind

Платформы
PS3 | PS4 | PS5
Жанры
Дата выхода
14 февраля 2014
1.3K
4.2
1 063 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Хз хз друг, мне сцена гибели тесс показалось ужасно глупой здесь. В частности благодаря тому что вокруг нее буквально ящики с гранатами валяются, которые она в упор не замечает и тыкает неработающую зажигалку снова и снова.

Это даже какой то комичности сцене добавляет, которой там явно быть не должно

И как Джоел ни одной гранаты не взял? Это не майндсет выживальщика! Гранаты на дороге вообще то не валяются

В то время как серия про гей-утопию вообще отлично зашла и в целом пример почти идеальной филлерной серии, которые в каждом сериале есть но не такие обычно. Показали историю любви и как она закончилась достаточно трагично, потому что цивилизация пала и нам показывают остатки человечества, которому тоже конец придет, красивый или не очень — но в любом случае конец и безнадега. Такой посыл я уловил и серия выглядит органично. По крайней мере органичнее последующих про Гарри с Сэмом ненужно растянутой арки аж на 2 этим дурацким поселением в городе

Читай также