Привет, StopGame!
На связи молодой подкаст «Популярная культура». В прицеле нижележащего диптиха оказалась экранизация «Одних из нас» от HBO.
Первый выпуск полностью посвящён пилотному эпизоду. В нём мы по косточкам анализируем увиденное, вспоминаем историю создания оригинальной игры и делимся личными впечатлениями от предпринятых Нилом Дракманном и Крейгом Мейзином художественных решений.
Второй выпуск охватывает весь остальной сезон. В этой беседе мы останавливаемся на самых важных (и не очень) моментах истории и том, с какими изменениями они перекочевали из игры в сериал, рассказываем интересные факты о разработке экранизации и, само собой, ругаемся на не самые удачные решения.
Если вынести четырёхчасовую болтовню вы не сможете, то основные противоречия сериала мы расписали и в текстовом виде.
Несмотря на безумную популярность свежей адаптации «Одних из нас» и внушительные оценки проекта как от зрителей, так и от критиков, сериал, на наш взгляд, получился спорным. Проблема тут в том, что одни решения авторов вызывают неподдельный восторг и заставляют поверить в разрушение вездесущего проклятия экранизаций видеоигр, а другие — тотально сбивают с толку, рождая в голове погружённого в контекст зрителя риторический вопрос «за каким бесом вы это сделали?».
Попробуем разобраться в этой дихотомии на конкретных примерах.
Расширение истории и лора
С одной стороны, адаптация дополняет сюжет игры небольшими завершёнными эпизодами, развивающими контекст вокруг основной линии.
Можно вспомнить вступление ко второй серии, где нам через призму миколога показывают начало эпидемии в Джакарте. Учёная призывает бомбить города, узнав, что кордицепс теперь способен захватывать человеческий разум.
Ещё один хороший пример — эпизод в начале финальной серии, который раскрывает причину иммунности Элли. Объяснение, которое авторы дают этому феномену, снижает пафос вокруг условной «избранности» 14-летней девочки и прокачивает приземлённый реализм.
Оказалось, что мама Элли была укушена в момент родов. Она оперативно перерезала пуповину, но, судя по всему, какая-то часть вируса успела попасть в кровь новорожденной.
С другой - мы имеем, к примеру, многострадальную 3 серию, которая практически полностью посвящена Биллу и Фрэнку... Сама по себе она и написана, и поставлена, и сыграна отлично, но в общем контексте оказывается банально не нужна и, что ещё хуже, обесценивает тёплые отношения между главными героями.
В оригинале химия Джоэла и Элли казалась единственным лучиком света в непроглядной тьме наступившего апокалипсиса. Это отлично работало на контрасте с происходящей вокруг жестью и дополнительно прокачивало сопереживание героям, ведь, если они погибнут, то в этом мире как будто бы больше не останется любви.
В сериале же само наличие этой красивой лавстори говорит о том, что пандемия кордицепса, хоть и внесла свои коррективы, но не стёрла любовь с лица земли. Градус напряжения, связанного с судьбой Джоэла и Элли, из-за этого в какой-то мере снижается.
Да и переосмысление образа Билла, которое в игре достигалось при помощи намёка на его горе и реакции на него главных героев, драматургически работало лучше, чем сериальная сюжетная арка в вакууме.
Изменение деталей сюжета
Довольно часто экранизация кадр в кадр повторяет катсцены из игры, однако местами и не следует букве оригинала (что, собственно, и случилось с огромным сегментом про Билла).
Сюжетная ветка Тесс, к примеру, тоже заканчивается иначе. В игре её гибель, довольно драматичная сама по себе, была блёкло обставлена и происходила за кадром. Сериал же заменяет отряд FEDRA на толпу заражённых и в красках показывает сцену самопожертвования героини, дополняя её символическим поцелуем, отсылающим к их любовной недосказанности с Джоэлом. В данном случае изменение однозначно пошло на пользу художественной выразительности истории.
Диаметрально противоположная ситуация, как нам кажется, случилась с сюжетной веткой Генри и Сэма. В сериале её нагрузили полноценным антагонистом в лице Кэтлин, которая денно и нощно мечтает отомстить Генри за то, что тот сдал её брата бойцам FEDRA ради получения лекарств для Сэма. Проблема здесь в том, что вся эта информация подаётся исключительно через диалоги. Это создаёт ощущение информационного перегруза и ненадобности всех накрученных новшеств.
А Сэма авторы сериала зачем-то сделали нарочито, даже приторно, драматичным. Теперь он не просто ребёнок, который пытается выжить, скрываясь от рейдеров, а фанатеющий от супергероев глухонемой мальчик, ещё и болеющий чем-то, что вынудило его брата пойти на предательство. Попытка драматизировать персонажа и добавить ему контраста с Элли превратилась в гипертрофирование эмоции, по степени чрезмерности сравнимое с убийством одноглазого щеночка.
Адаптация игровых механик
Это то, обо что киноделы чаще всего спотыкаются, когда работают над фильмами по мотивам видеоигр. Однако в случае с «Одними из нас» авторам сериала удалось перевести некоторые геймплейные особенности на язык кино.
Самый яркий пример — комиксы, которые в оригинале представляли собой коллекционные предметы, спрятанные в укромных уголках локаций. Они выступали поощрением за эксплоринг мира и открывали опциональные диалоги, проливающие свет на лор и отношения Джоэла и Элли.
В экранизации комиксы становятся полноценным повествовательным инструментом: они подчёркивают глубоко скрываемую Элли детскость, что является очень важной частью её сериального образа, и позволяют ей найти общий язык с Сэмом.
Говоря про отображение геймлейных механик, стоит отметить и забавную отсылку на вездесущие подсаживания и переносы лестниц в финальной серии. Даже здесь это не просто «подмигивание» для тех, кто в курсе, а полноценное действенное решение сцены, позволившее на время разделить героев для создания интриги и саспенса.
В то же время авторы напрочь забыли про метание предметов, которое очень помогало побеждать тех же щелкунов в оригинале. Отсутствие этой детали может помешать полноценно погрузиться, к примеру, в экшен-сцену в музее из второй серии, где герои как раз сталкиваются со слепыми заражёнными.
Описанные выше противоречия прежде всего призваны проиллюстрировать, что у авторов сериала, предпринимающих те или иные художественные решения, возникают проблемы с нащупыванием трудноуловимого баланса между основным и сопутствующим/новым и старым/важным и лишним. Это, к сожалению, не даёт однозначно полюбить или возненавидеть творение HBO. Больше всех тут повезло людям, которые в глаза не видели оригинальную игру — им попросту не с чем сравнивать. Игравших же будет постоянно метать из крайности в крайность.
Авторы этого блога считают, что положительные стороны адаптации всё-таки перевешивают. Не стоит забывать про восхитительную работу всей производственной команды, включая гримёров, художников-постановщиков и реквизиторов. Отдельного низкого поклона, на наш вкус, заслуживает и Ксения Середа, работавшая над большей частью сериала в качестве оператора-постановщика, и режиссёрская группа, и всё ещё прекрасный Густаво Сантаолалья. Ну а Педро Паскаль...
Однако до звания однозначного шедевра уровня оригинальной игры сериал всё же не дотягивает в силу массы спорных решений.
Чтобы обсуждение получилось по-настоящему «всеобъемлющим», всем неравнодушным мы предлагаем развёрнуто высказаться в комментариях. Общими силами попробуем прийти к какому-то итоговому знаменателю и на ближайшие пару лет закрыть обсуждение сериала по The Last of Us.
Лучшие комментарии
Хз хз друг, мне сцена гибели тесс показалось ужасно глупой здесь. В частности благодаря тому что вокруг нее буквально ящики с гранатами валяются, которые она в упор не замечает и тыкает неработающую зажигалку снова и снова.
Это даже какой то комичности сцене добавляет, которой там явно быть не должно
И как Джоел ни одной гранаты не взял? Это не майндсет выживальщика! Гранаты на дороге вообще то не валяются
В то время как серия про гей-утопию вообще отлично зашла и в целом пример почти идеальной филлерной серии, которые в каждом сериале есть но не такие обычно. Показали историю любви и как она закончилась достаточно трагично, потому что цивилизация пала и нам показывают остатки человечества, которому тоже конец придет, красивый или не очень — но в любом случае конец и безнадега. Такой посыл я уловил и серия выглядит органично. По крайней мере органичнее последующих про Гарри с Сэмом ненужно растянутой арки аж на 2 этим дурацким поселением в городе