17 февраля 2023 17.02.23 15 1998

Как Silent Hill 2 спойлерит саму себя

 

Видеоверсия статьи

 Silent Hill 2 — произведение глубокое, комплексное и открытое к разного рода трактовкам. Это настоящая жемчужина индустрии, уровня художественного исполнения которой по сей день смогли достичь лишь единичные игры.

В большинстве подобных авторских проектов, сюжет подаётся маленькими аккуратными мазками и, к тому же, в очень завуалированном виде. Вспомнить хотя бы фильмы Николаса Виндинга Рёфна, Йоргоса Лантимоса или одного из вдохновителей Team Silent, Дэвида Линча.

Однако если в плане порционной подачи нарратива Silent Hill 2 следует этой формуле, то вот относительно завуалированности сюжета местами всё же возникают определённые сомнения. Недавно проходя игру уже в четвёртый раз, внимательно вслушиваясь в нечастые диалоги, я понял, что практически все персонажи говорят напрямую и пытаются всячески заспойлерить финал.

Первой пытается рассказать нам, что к чему, Мария. Когда Джеймс встречает её на набережной Роузуотер Парка, она спрашивает его:

— Я похожа на Мэри, да?
Ты любил её, верно?
Или, может, ненавидел её...

Джеймс резко обрывает её на этих словах, а едва начавшему погружаться в этот загадочный мир игроку кажется, что это просто какая-то дурацкая фраза, вставленная сценаристами не к месту.

Но человеку проходящему игру хотя бы второй раз эта реплика Марии отнюдь не покажется глупой или неуместной, ведь мы уже знаем, что Мария порождена Джеймсом, а, следовательно, её мысли тоже являются частью его сознания. Да и в финале, как бы то ни было, Сандерленд обязательно признается в этом открыто, своими собственными устами.

Так же от Марии в госпитале Брукхейвен можно услышать фразу:

— It’s Just a Hangover.

В версии, в которую играл я, её перевели, как «Я неважно себя чувствую», но одно из значений слова «Hangover» — похмелье. Если не затыкивать все стены в Heaven’s Night, можно вполне спокойно упустить момент с признанием Джеймса в собственном алкоголизме. Но, как мы видим, Мария переняла эту черту Джеймса и, пусть и вскользь, но обязательно о ней напомнит. Как говорится, от себя не убежишь.

Там же, в палате Брукхейвена на 3 этаже, если навестить Марию, она спрашивает Джеймса:

— Что если… Что если ты не найдёшь Мэри?
Что ты будешь делать?

Как мы с вами знаем, Джеймсу, действительно не суждено найти Мэри.

Эта сцена, происходящая в подсознании Джеймса, не в счёт.
Эта сцена, происходящая в подсознании Джеймса, не в счёт.

К слову, одним из главных намёков о нереальности Марии, принято считать то, что девушка называет Джеймса по имени, хотя тот ей не представлялся. Так вот, если посмотреть внимательно, Мария называет по имени и Лору, хотя Джеймс узнал её имя от Эдди в боулинге, куда девушка идти отказалась. При ней он ни разу не произносит этого имени. Однако, если зайти в Брукхейвен и сразу попытаться из него выйти, Мария произнесёт:

— Куда ты собираешься идти? Мы ещё не нашли Лору.

Однако, возможно, что имя Лоры ей подсказало не подсознание Джеймса, а частицы личности Мэри, по образу которой она и была сотворена Сайлент Хиллом. Так, в подвале госпиталя между Марией и Джеймсом происходит следующий диалог:

М.: — Мы должны найти её!
Дж.: — Кажется, ты действительно беспокоишься за неё. Ты её знаешь?
М.: — Я никогда её раньше не встречала. Но мне её так жаль. Она совсем одна…
И почему-то… Я чувствую, что должна защитить её.

Как мы и узнаём ближе к концу игры, Мэри в больнице очень поладила с девочкой и даже хотела её удочерить. По всей видимости, это желание и унаследовала Мария от своего прототипа.

Хотя и сам Джеймс не прочь приоткрыть завесу тайны раньше времени.

Самым жирным намёком является, конечно же его монолог после битвы с Эдди:

— Я убил человека… Человека… Мэри, ты действительно умерла от болезни 3 года назад?

После этого, в баре отеля «Лэйквью», если исследовать барную стойку, Джеймс скажет:

— Мы с Мэри любили посидеть в этом баре, выпить пару коктейлей. Иногда кажется, что это было так давно, а иногда думаешь, что это было как вчера

Собственно это, ещё один намёк на то, что со смерти Мэри прошло значительно меньше трёх лет. Хотя данный пример довольно спорный, ведь он говорит о времени, когда Мэри ещё не была больна, а значит, вполне вероятно, что двойного дна тут нет.

Интересным моментом является и снятый с билборда старый, потёртый рекламный баннер отеля «Лэйквью». Его можно найти на обочине справа от Nathan Avenue по пути в музей Сайлент Хилла. Как становится известно в конце, отель сгорел какое-то время назад и сейчас заброшен. Собственно, об этом нам аккуратно намекают по пути следования в гостиницу.

Пытаются пролить свет на происходящее и некоторые записки. Самым известным примером является надпись на стене в альтернативном баре «У Нили», в которой говорится о том, что чтобы увидеть Мэри, Джеймсу нужно просто умереть. Но тогда он может оказаться не там, где Мэри. Логика кристально ясна: Мэри мертва, ты её убил, поэтому, умерев, ты окажешься с ней по одну и ту же сторону жизни, но будешь гореть в аду за то, что сделал.

Менее известной, но от этого не менее явной подсказкой является записка в альтернативном госпитале Брукхеййвен. В ней говорится следующее:

Тот, кто недостаточно смел, чтобы выносить взгляд из бездны, недостаточно смел, чтобы заглянуть в неё самому.

Этот достаточно вольный оммаж на знаменитую цитату Фридриха Ницше работает сразу в двух плоскостях:

  • Приоткрывает завесу тайны над финалом, открыто говоря нам о том, что Джеймс просто боится увидеть тёмную и ужасную правду о себе. Схожая мысль подтверждается следующим письмом от этого же автора (? или что бы это ни было ?), начинающимся со слов: «Или, может, ты просто глупец. Правда обычно предаёт людей». Скорее всего, эти письма — внутренний диалог самого Джеймса со своим подсознанием, которое, с одной стороны, усердно пытается заставить его вспомнить о содеянном, а с другой, пытается огородить его от трагической травмы прошлого.
  • У Ницше эта фраза в контексте употребляется так: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». Понятное дело, что немецкий философ выражался иносказательно и говорил скорее о взаимовлиянии друг на друга враждебной среды и человека, ей противостоящего. Но в контексте Silent Hill 2 её можно рассматривать и буквально. На протяжении всей игры Джеймс сражается с различными порождениями, реальная сущность которых совершенно неясна. Есть довольно интересная версия, что большинство чудовищных порождений в Тихом Холме, на самом деле, являются обычными людьми.

Так, трупы, что находит Джеймс на улицах, одеты в обычную человеческую одежду, но при этом выглядят, точь-в-точь, как Лежачие фигуры.

Да и если, после прочтения это записки, в альтернативном Сайлент Хилле вернуться под мост, где состоялась первая битва с монстром, можно увидеть, что эта территория опечатана полицейской лентой, как самое настоящее место преступления.

Сражаясь с чудовищами или, вернее, думая, что сражается с чудовищами, Джеймс сам невольно стал порождением зла…

Очень тонка деталь, упустить которую проще простого. А теперь вспомните, как подобную же мысль доносили в лоб в  Silent Hill 3.

 

Ну и напоследок несколько интересных фактов, на которые я обратил внимание и которые мне раньше ни в одном видео по Silent Hill не попадались:

  • Музыка в кегельбане — это своего рода оммаж на заглавную тему сериала «Твин Пикс» за авторством ныне покойного Анджело Бадаламенти. Сравните сами:
 
 
  • Фотография главврача старого госпиталя «Брукхейвен» в музее Сайлент Хилла уж очень сильно походит на портрет Уолтера Салливана. Жутковато, учитывая то, какие «медицинские» методы практиковал Уолтер в четвёртой части.
  • В тюрьме необходимо найти три таблички с изображением разных грехов для решения головоломки с висельницей: «Прожорливая свинья», «Угнетатель» и «Соблазнительница». Последнюю Джеймс находит в тюремной душевой. Тут уж сами додумывайте, что к чему.
  • Бар в отеле «Лэйквью» носит название «Слёзы Венеры». Венера — богиня любви, красоты и плотских утех у древних римлян. Довольно символично, учитывая проблемы Джеймса в браке в течение последних лет.
Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"
Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"
  • Видео на кассете, которую смотрит Джеймс в номере 312 стилизовано под снафф. Разработчики довольно грамотно использовали этот приём, совместив его с полным отсутствием музыки и каких-либо звуков, отчего эта сцена смотрится вдвойне жутко.
  • Во время встречи на кладбище, в самом начале, Анджела говорит, что в город лучше не идти, и что туман — это не просто туман. Джеймс обрывает её, не обращая внимания на слова незнакомой девушки, на что она говорит ему: «Я не лгу». Здесь очень спорная ситуация, но, как мне кажется, большинство людей, сказав что-то очень сомнительное и увидев, что их собеседник не воспринял их слова всерьёз, оправдываются фразами в стиле «Я абсолютно серьёзно» или «Я не сумасшедший». Собственно, сам Джеймс и произнесёт эту фразу позже в разговоре с Анджелой.

    Учитывая прошлое девушки, наполненное насилием со стороны её отца, возможно (только возможно, подчёркиваю), она говорила об этом матери, но та ей не верила, отчего у Анджелы и сложилось болезненное восприятие на обвинение её во лжи.

    Однако в официальной новелле по Silent Hill 2, вышедшей в 2006 году, говорится, что мать Анджелы обо всём знала и говорила дочери, что она сама во всём виновата. Если честно, даже не знаю, как относиться к этой новеллизации, и насколько к ней вообще имели отношение оригинальные разработчики, поэтому просто оставлю здесь свою сомнительно обоснованную теорию.
  • Ну и последняя деталь на сегодня. Все помнят загадку с монетами в Blue Creek Apartment. На монетах, необходимых для решения этой загадки высечены надписи на греческом языке. Если вам всегда было интересно узнать, что же на них написано, но по какой-то причине вы этого так и не узнали, то вот:

Да, даже в таких шедевральных произведениях, как Silent Hill 2, порой буквы — это просто буквы.

***

А на этом у меня всё. Спасибо за внимание. Делитесь своими догадками и интересными находками по второй части Тихого Холма да и по всей серии в комментариях. С удовольствием прочитаю о том, что проскочило мимо моего поля зрения.

Любите игры!


Silent Hill 2

Платформы
PC | PS2 | PS3 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
24 сентября 2001
1.9K
4.7
1 331 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Каждый раз, когда думаю, что Silent Hill 2 максимально разобран и вряд ли по нему можно сделать видео с фактами, которых не знаю, кому-то удается меня удивить.

Спасибо за шикарный блог.

Как и сказано в первом комментарии — это «foreshadowing».

Не хочу никого обидеть, но эта вещь встречается в огромном количестве художественных фильмов и в не особо высоколобных книгах, для их вставок особо гением быть не нужно, и шедеврами от их наличия произведения не становятся.

Из наиболее популярных книг — франшиза Гарри Поттера, например. Роулинг в книгах крайне умело ими орудует.

Статью не прочел, чтобы избежать спойлеров, но подозреваю что речь скорее про foreshadowing

Рад, что угодил)

Спасибо за фидбек!

Ну так я и не делаю вывода о том, то гениальность СХ2 заключается в использовании foreshadowing. И об оригинальности игры именно в плане этого аспекта не утверждаю в статье. Просто обращаю внимание на конкретные примеры его использования, не освещённые в других популярных материалах по теме.

Никаких обид. Спасибо, что заглянули;)

Позволю себе заметить что в тексте присутствуют ошибки:

1) В абзаце музыку я увидел слово авторстdjм. Что это такое я не знаю.

2) В абзаце про встречу на кладбище после слов «лучше» и «внимание» текст идёт с новой строки, и предложение выглядит рвано.

Тоже самое в абзаце про бар Слёзы Венеры. После слова «красоты» текст также продолжается с новой строки.

В любом случае спасибо. Интересно прочитать про SH2 который я многократно проходил и узнать кое что новое.

Спасибо, поправил.

За авторстВОм — забыл раскладку сменить. Это фиаско, конечно)

А разрывы в тексте убирал. С компа выглядело нормально, а в мобильной версии кое-что таки всплыло.

Благодарю за отзыв и указанные технические помарки.

в русском же есть отличнейшее слово — «удочерить», ну что случилось?

Да чёрт его знает. Как-то машинально вписал и даже не обратил внимания на это. Хотя логично, конечно, использовать слово «удочерить».

Самое забавное, что даже на скриншоте, который я подобрал из игры, написано «удочерила».

Спасибо, поправлю.

На рутрекере сейчас Ehanced Edition можно найти — отлично работает, ни одного бага/фриза/вылета. Да ещё и графику по мелочи подтянули. При этом никакой отсебятины и колхозных модов. Так что, советую, как вариант.

Ну тут да, вполне возможно, что для кого-то он не похож будет. Я думал вообще, действительно ли он похож или мне кажется. Для пущей уверенности проверил на человеке, с серией не знакомым, показав две картиники. Ответ был резко положительный, ну я и решился впихнуть это сюда.

Рад, что понравилось. Спасибо за отзыв)

Статья интересная, проходил только один раз, поэтому как-то не задумывался об этих вещах, но блин:

очень поладила с девочкой
хотела её усыновить

в русском же есть отличнейшее слово — «удочерить», ну что случилось? Не перевод же статьи через гугл (хотя и он, мне кажется, разобрался бы)

Ну да, это он самый и есть.

А если не играл, то да, лучше не читать статью. Ремейк ведь намечается, лучше подождать.

Спасибо за отзыв!

Жалко, не прошёл я её.Четыре репака качал и все четыре на кат-сценах фризили.Мучался-мучался и скрепя сердце плюнул.

Спасибо, попробую.

Момент с Салливаном мне показался очень уж сильным натягиванием совы на глобус. Без смазки.

А в остальном очень интересно, спасибо!

Читай также