«Координаты филлера»
Спин-оффы в больших сериях — вещь не редкая, но непостоянная. В большинстве случаев такие отщепенцы делаются на коленке и без энтузиазма, но иногда рождается настолько уникальное и самобытное, что может встать в один ряд с главной линейкой игр (одним из таких примеров можно взять серию Persona). Помимо двух крайностей есть и те, кто держат (или пытаются) некую середину в этом вопросе.
Серия Ratchet and Clank давно стала одним из главных маскотов Sony, ставшие в один ряд с Кратосом и Нейтаном Дрейком. Помимо крупных игр в серии есть две игры для портативной консоли PSP, которые впервые разрабатывали не Insomiac: Size matters и Secret Agent Clanck. Первая игра получилась очень упрощенной версией игр с больших консолей, а вот вторая пошла по другой, более интересной дорожке.
«Квант неопределенности»
High Impact Games появилась в 2003 году из бывших сотрудников Insomiac и Naughty dog. Казалось бы что работники из таких студий должны были делать как минимум интересные игры, но чудо не случилось. Помимо двух игр по Ratchet and Clank и Jak and Daxter: The Last Frontier для той же PSP каких-либо ещё запоминающихся игр больше не выпускали, а в 2012 году была официально закрыта.
Также можно сказать и о разработке дилогии для PSP. Спустя год после создания Sony порядила студию сделать две игры для портативки, на разработку которых ушло 3-4 года. Если с первой игрой все прошло гладко, то про вторую узнали за пару месяцев до анонса на Tokyo Games Show благодаря резюме композитора серии — Дэвида Бержо (David Bergeaud). Не смотря на это обе игры вышли в 2007 и 2008 годах соответственно, собрали неплохие отзывы и продажи.
«Ломбаксы навсегда»
«Агентство» посылает Кланка на разведку в Болтарский музей из-за «Глаза бесконечности» — самого большого драгоценного призматического камня в галактике. И не успев Кланк проникнуть в музей как уже происходит два сюжетных поворота. Во-первых, камень был похищен и спрятан. Во-вторых, вором оказался никто иной как Рэтчет, лучший друг Кланка и герой сектора Солана. Не веря в это, наш агент начинает расследование с целью выявить того, кто подставил друга и украл камень.
Главный злодей и главный герой. Кто понял, тот понял
Локации получились простыми, но не без исключений. Гигантский музей робототехники, Роскошный особняк на летящем астероиде, пародии на некоторые города, классическое казино и т. д.
Сюжет получился приятным. Это хорошо сделанная пародия на шпионские боевики, в котором куча сюжетных линий переплетаются в единое целое и приводят к довольно очевидной кульминации. Но стоит выделить пару моментов:
- Линия Кварка. Не сказать что она получилась смешной, но смотреть на то как он переиначивает сюжет под себя (здесь он пишет книгу про свои «подвиги» и преследует Кланка) интересно.
- Каноничность сюжета. Лично для меня не очень ясно причины временного распада тандема и нахождения самой игры в таймлайне серии. Если вы знаток серии то прошу вас ответить в комментариях.
- Рэтчета здесь очень мало. Очевидно что разработчики сосредоточились больше на Кланке, но в итоге звезда серии стал персонажем-функцией и местным аналогом принцессы в беде.
«Казино Душниловки»
В отличии от Size matters SCA добавила новые геймплейные элементы и разделила между четырьмя персонажами: Кланком, Кварком, Рэтчетом и мини-агентами (технически их трое, но управляете все равно одним).
Самый неинтересный геймплей получился у Рэтчета. Когда он появляется в сюжете вам придётся сражаться на арене с волнами врагов в антураже планетарной тюрьмы. Конечно можно пройти только одну схватку и не париться, но если хотите заработать больше обычных и титановые болтов, то готовьтесь к испытаниям. Сами схавтки ничего особенного не представляют: волны противников из предыдущих игр серии, ловушки на арене и прокачка HP и оружия. В некоторых схватках вам дают модификаторы (например постоянное потеря здоровья), что может откровенно бесить.
За задачки по управлению отрядом ботов отвечают мини-агенты. Особых изменений нету: даёте команды и решаете проблемы. Помимо 4-х стандартных команд (следуй, ожидай, атакуй и ремонт) появилось команда «построение башни» на кнопку выстрела, благодаря которой вы можете забраться на высокие платформы.
Кварк впервые в серии получил геймплейный сегмент. Он занял нишу битв с боссами, которых Кланк побеждал в кат-сценах (а иногда были и выдуманные противники). Помимо боссов у него также есть и обычные схватки на арене, но в отличии от Рэтчета они хотя бы интересно обставлены. Кварк также прыгает, стреляет и бьёт, но сам горе-писатель вставляет вам палки в колеса и заставляет например драться с боссом при помощи пылесоса. Достаточно средний по сложности сегмент игры, т. к. аптечек нету, но слава богу чекпоинты хорошо расставлены.
Перейдем к самому вкусному и одновременно горькому куску игры. Кланк теперь у нас тайный агент, а вместе с тем в игре появились элементы стелса. Стандартные секции делятся на три этапа: обязательный и необязательный стелс, драки на аренах и платформинг. Интеллект противников был подкорректирован для пряток: добавили угол обзора, они слышат шум вблизи и наносят больше урона. Однако теперь противников можно уничтожить одним ударом с помощью небольшого QTE. Добивания пощряются дополнительными болтами, а за прохождение комнат без поднятия тревоги награждают дополнительными очками опыта.
Платформинг поменялся не сильно. Среди новых фишек можно выделить использование гаджетов для решения задач и ракетные бутсы. После получения бутсов Кланк может совершать двойные прыжки и даже медленно планировать на них (но эта фишка есть и в основных играх).
Сами гаджеты являются по большей части обычным оружием с прокачкой: бабочка-сюрикены, алмазы-гранаты, зонтик-электрошокер и т. д. Но и среди них есть интересные вещи:
- Ключ-отмычка. В ходе очередной мини-игры на совмещение правильных цветов вы пытаетесь открыть некоторые двери
- Монокль. Наводитесь на лицо противника и становитесь им на время. Главное перед оригиналом не светитесь иначе тревога.
- Ручка с чернилами. Идеален для устранения лазерных лучей.
Так как Рэтчет в тюрьме гонок в игре нету. На замену пришли погони, которые также являются пародиями на некоторые моменты из фильмов. Сбивайте или подрывайте противников, обходите препятствия и так до финиша. Помимо сюжетных погонь вам предлагают ещё два испытания: уничтожение определенного числа противников на время и сбор колец.
И по итогу все выглядит вроде бы неплохо, но есть одно но, которое перекрыло почти все плюсы — ритм-секции. Боль, сравнимая с попыткой впервые сыграть в OSU! на среднем уровне сложности без подготовки. Сами секции выглядят скучно и повторяются в плане анимаций. Ну и последнее — секции затянуты. ОЧЕНЬ ЗАТЯНУТЫ. Соболезную тем, кто это проходил на эмуляторе.
«Только для знающих глаз»
SCA — это спин-офф, который создавался для фанатов серии. Не знающему игроку будет человеку будет очень тяжело втянуться в местную историю персонажей.
Геймплей получился необычным миксом из идей больших игр. В нем есть хорошие идеи (простенький стелс, погони, игра за Кварка и т. д.), но и немало абсолютно невыносимых элементов (ритм-секции, QTE и арены Рэтчета). Эта игра сделана для своего времени и сейчас некоторые моменты сделаны намного лучше. Но для меня кроме ностальгии больше ничего не приносит.
Лучшие комментарии
Приятный бложик с отсылкой на Джеймса Бонда, очевидно плюс.