7 февраля 2023 7.02.23 4 889

Shin Megami Tensei if… — «нулевая» Persona(?)

+12

Сегодня Лич-кулич поведает вам об игре, которая вкупе с небезызвестной мангой «Невероятные приключения ЖоЖо» повлияла на облик серии Persona. Встречайте — Shin Megami Tensei if…!

Бокс-арт версии для Super Famicom. Здесь чётко видна отсылка на фильм "if..." 1968-го года.
Бокс-арт версии для Super Famicom. Здесь чётко видна отсылка на фильм "if..." 1968-го года.
«…Обычная повседневность…
…Каждый день одно и то же…
…Наша молодость медленно утекает…
Что станет, если… всё это отобрать?
Что станет, если… нашу школу затянет в иной мир?
…Это история…

Молодого парня и девушки, потерянных в Макае…»
-Интро SMT if…

Мир без апокалипсиса

Вся концепция мира игры держится на том, что вторжение демонов и конец света не произошёл — т.е типичное «Что, если…?», но от Shin Megami Tensei. Здесь также старый добрый 199Х год, а главные герои — обычные японские школьники из старшей школы Карукозака. Однако, игра начинается не с этого…

…а с того, что нас встречает виртуальная предсказательница по имени Нова, которая задаёт нам ряд вопросов, причём весьма странных — например, «Носите ли вы нижнее бельё?», где один из ответов — «Не ношу в принципе». И этот опрос заменяет нам создание персонажа. Кстати, здесь впервые можно было выбрать герою пол (каноничным ГГ считается девушка по имени Тамаки Учида). Исходя из наших ответов, Нова выдаст нам один из 4 пресетов параметров персонажа (Сила/Скорость/Удача/Баланс) и отправит вперёд.

Но даже здесь игра не начнётся — перед нами явится парень по имени Идео Хазама и скажет, что ещё недавно он был обычным школьником, а теперь он — всемогущий Император демонов, повелитель Макая. И скоро он обрушится всей своей силой на школу. Именно Хазама и является главным антагонистом игры.

После этого игрок просыпается в классе после окончания уроков. Все потихоньку расходятся, но внезапно за окном темнеет, а здание трясётся по неясной причине. Когда же всё утихает, то выясняется, что школу закинуло в иной мир, и начинается паника. При выходе из класса нас встречает Юми Ширакава и предлагает пойти с ней и спасти школу. Затем мы можем найти ещё одного ученика, который сохранил голову на плечах — Шинджи Куроя, но все предпочитают звать его Чарли. Третьим персонажем, который хочет вернуться домой, является Рейко Аканезава.

И вот здесь игра вам не говорит одной вещи — выбор партнёра решает, по какому маршруту вы проходите игру и на какую концовку выйдете. Причём выбор нельзя отменить. Скажу, как выбрать персонажей:
Юми: сразу на старте, при выходе из класса.
Чарли: в классе 2-Е, предварительно откажите Юми.
Рейко: откажите Чарли и Юми, зайдите в музыкальный класс, затем походите по школе (посетите клубы на 1 этаже, иные классы) и вернитесь в музыкальный класс. Иногда может понадобиться походить подольше.

Наиболее интересно проходить игру с Рейко. Путь Юми не имеет одного данжа в конце, путь Чарли заменяет один данж и лишает ТРЁХ в финале. Ещё есть один персонаж-партнёр, доступный на НГ+, и о нём речь пойдёт позднее.

«Нормальные» пути прохождения

После получения партнёра и нахождения первичного снаряжения из числа спортивного инвентаря в клубах мы напарываемся на мелкого Гаки, внезапно напавшего на президента местного IT-клуба. Тот заводит нас в компьютерный кабинет и открывает нам главный сейвпоинт игры. Терминалов, как в других SMT, здесь нет — ходить придётся всегда пешком. Карты мира, кстати, тоже — вы перемещаетесь меж разными регионами Макая посредством порталов.

Нам говорят о программе призыва демонов, которую нам подкинул старый добрый Стивен, но для неё необходим переносной компьютер… и их мы можем получить на 3 этаже у одного из учителей. Также на 3 этаже мы можем найти комнатку, где прячется Джек Фрост в школьной форме — правда, пользы от него как от ученика немного, поэтому он присоединяется к нам как партнёр. Вместе с ним мы идём в спортзал, где Хазама призывал демонов и обрёл свою силу… и там мы находим демона, охранявшего Кольцо скромности.

Это кольцо может помочь нам выбраться из Школы, да вот незадача — все возможные выходы перекрыты дисциплинарным комитетом, которым управляет местный лаборант Оцуки… который слегка с придуром. Как оказалось, парень стакнулся с Хазамой и не выпускает никого из школы. При появлении в его лаборатории с кольцом он нападает на игрока… и внезапность драки может даже стать смертельной.

И здесь появляется главная механика в игре — стражи. Нормальные люди в Макае погибнуть не могут — при смерти в их тело войдёт душа демона, которая и оживит их. Стражи влияют на параметры игрока, а у партнёра они ещё добавляют магию. Правда, страж партнёра меняется лишь когда партнёр мёртв по окончанию драки (и воскрешает его с полным запасом здоровья и маны), а вот страж ГГ поменяется при первом же нокауте в драке, что не очень удобно на фоне прошлых частей. За прохождение без нокаутов главного героя до середины Мира зависти (или если к этому моменту протагонист окажется с самым сильным стражем) можно получить легендарный меч Хинокагуцути.

Сила стража определяется кол-вом очков стража при смерти персонажа. Шкала отображается в окне состояния героя при нажатии на Х. Красный цвет — страж станет мощней, жёлтый — слабее. Изменение изначально может произойти на 1 ранг, но со временем диапазон изменений может расшириться. Набор очков идёт чисто за победы над врагами. Игра также предусмотрела «слабейшего стража» — Человека-желе. Он выдаётся тем, у кого не хватало очков на повышение ранга стража при смерти со слабейшим стражем из заданного списка.

И да, стражи здесь именно заданы — на ГГ они зависят от стартового билда (везунчики и балансеры имеют одинаковый сет, прочие два билда — свои), на партнёре… очевидно, от партнёра (1 список на персонажа).

Собственно, после поражения Оцуки драпает из лаборатории с воплями в духе «вам не спастись!», и на третьем этаже становится возможно выйти из здания через пожарный выход. Правда, приводит он нас в странное место под названием Палата печатей. В ней находятся 6 выходов (вместе со школьным), а в центре — печать, при поднесении колец к которой игрок открывает один из миров Макая. Все связаны с каким-то из смертных грехов (разные миры — разные грехи), и первым миром является мир Гордыни.

Каждый мир в Макае имеет один и тот же принцип построения — везде можно найти лечебный фонтан и Собор теней/Обитель ереси (переводы разнятся в зависимости от японизма переводчика). А ещё сундуки, магазины и прочие вещи. И статую Хазамы, которая растолкует нам, кто обретается здесь.

Мир Гордыни достаточно базовый по структуре и не особо крупный. Здесь можно встретить некоторых неписей, которые пояснят нам за механики игры — виды демонов, стражей… и некоторые заведения. Также здесь встречается город — место, где нет врагов, зато есть магазины и даже предсказательница, которая даёт нам подсказки, что делать (не всегда понятные). Ещё здесь можно в разные фазы луны найти непися, дающего подарки, если оба персонажа в партии — женщины. Дело в том, что многие хорошие части экипировки здесь предназначены мужикам, и дамам придётся поворочаться без них. Поднимаемся наверх к боссу, который при поражении роняет колечко умеренности.

И так нам предстоит повторить 5 раз — найти босса мира и получить кольцо. Правда, каждый раз нам подкидывают приколы: во втором мире хозяин — это паразит внутри вечно голодного демона Оркуса. Завалить такую громадину нам не по силам, но зато можно найти микроплазму… которую держит у себя Оцуки. С нею мы влезаем в еду и вместе с ней попадаем в желудок демона, в глубинах которого обретается тот самый Паразит. Нет, серьёзно, босс так и зовётся — Паразит. Запинать его достаточно просто, и в целом, к этому моменту начинает казаться, что всё в целом нормально…

…вот только игра отправляет тебя в худший свой сегмент — мир Лени. Подземелье небольшое, но времени занимает просто дофига. Трюк в том, что третий этаж — это шахты, которые копают наказанные Хазамой «ленивые люди», и копают они медленно — 1 клетка за 1 полный лунный цикл, а там может находиться по 8 таких. Причём сколь-либо ценных вещей здесь немного, а вдобавок здесь можно найти деда, который поменяет вам врагов в мире на демонов тёмного мировоззрения — их нельзя нанять разговорами (правда, заболтать их до побега или вымогания предметов можно), но только за их истребление дают магнетит в дополнение к деньгам. Хозяином данного мира является демон Балам, и его запинать тоже просто, но в зависимости от условий… его можно даже просто не найти, подняв кольцо в одной из выкопанных шахт.

Затем игра ветвится: сторонники Чарли отправляются в мир Гнева, а любители школьниц — в мир Зависти. И оба эти мира достаточно неприятны. Причина — введение тёмных зон и зон с запретом на применение компьютера — т.е нельзя призывать демонов, разговаривать с ними и даже пользоваться картой! Иногда зоны и вовсе смешиваются, что превращает прохождение миров в ад. Мир Гнева их не имеет, но зато там 51 (!!!) телепорт — какие-то односторонние, а какие-то двусторонние.

На пути Чарли вы встретите его товарища, который пожалуется вам на то, что у него похитили подругу, и он её ищет. ГГ желает помочь, а эгоистичный партнёр — уходит восвояси искать кольцо в этом мире. При стычке с Хазамой тот согласится отдать нам кольцо взамен на прохождение его испытаний. Всего их три — притаранить ему тяжелую сферу (для её подъёма надо иметь юнита с суммой силы и живучести от 30 и выше), запинать его лакея Оцуки и унизиться перед статуей Императора демонов. В общем, садизм чистой воды, учитывая спутанность этого мира. К тому же, испытания мы делаем в одиночку, без Чарли и его товарища.

Конечно, партнёр позднее вернётся, но поздно — товарищ Чарли накинется на Хазаму и в итоге окажется в камне вместе со своей подругой, которую так искал (на иных путях их статуя окажется в мире Лени, и ничего там с ней поделать нельзя — даже с наличием Петради и подобных вещей). Когда же ГГ и Чарли находят изваяние, то садист-император предлагает «освободить их», разнеся скульптуру. Естественно, чуда не происходит — тела обоих по сути уничтожены этим манёвром, хотя вроде как в Макае обычные люди помереть не могут…, но найти этих неудачливых влюблённых так и не удаётся. Наградой за этот эпичный провал становится кольцо… Вот только с ним сюрприз. При попытке снятия печати вы внезапно сталкиваетесь с финальной формой Оцуки, где тот кибернетизировал себя до неузнаваемости. После его разгрома игра и вовсе наносит вам фатальный удар под дых, перекидывая СРАЗУ К ФИНАЛЬНОМУ БОССУ. Его я опишу позднее, но вкратце — здесь вас застают со спущенными штанами на персах 30-35 уровня… против врага 80-го.

С женскими партнёрами вы окажетесь в мире Зависти, где с самого начала ваш партнёр попадёт под действие чар — «идеальная кукла» от Хазамы просто заберёт вашу подругу почти до конца этого мира. И здесь творится ад чистой воды. Телепорты, движущиеся полы, тёмные зоны и зоны без компа… На фоне неимения партнёра, который с вероятностью 90% работал у вас основным хилером — неприятно. В общем, продираться через этот мир непросто, а если вспомнить прошлые… Кстати, враги здесь даже покрепче, чем в мире Гнева. По итогам всего кошмара нас ожидает драка сначала с воплощением зависти — Лилит, обладающим широким арсеналом навыков и возможностей. Затем на обратном пути нас ждёт Оцуки, не желающий сдаваться…, а зря.

В конце концов, игроки отправляются в весьма сложный мир Жадности с самым лучшим фоновым треком — расширенной версией 3D: Makai из SMT 2. Пройти этот мир непросто, т.к он весьма крупный и запутанный. К тому же, здесь есть фокус — в конце подземелья подряд стоят 15 сундуков. Взять из них можно всё, но тогда вы усилите местного босса. А с его смертью ящики исчезнут, а в них порой ценный лут. В общем, смотрите сами — только рассчитывайте сбор осторожно, т.к можете просто чрезмерно разогнать врага. В слабейшей форме там что-то около пары сотен ХП, в сильнейшей — за 2 тысячи, не считая адских резистов. Награда за победу — очевидно, пятое кольцо.

Вот только внезапно вломившийся Оцуки его забирает, и нам надо найти его в лаборатории на первом этаже этого мира. Дерёмся мы с ним в последний раз, и он не особо разнится со своей версией из мира Зависти, разве что покрепче да побольнее стучит. Отправив профессора на пытки к Хазаме за полный и бесповоротный провал, мы же идём снимать печать… и внезапно нас возвращает в школу, но вот теперь лестница на 4 этаж ведёт в данж, а не в тупик.

Данж школы крайне непростой, т.к здесь нам противостоят демоны 45-60 (!!) уровней. Некоторые знают инстакиллы, некоторые — крайне хорошо танчат физдамаг, иногда и вовсе Гиримекхала попадается (этот слоник отражает физатаки, но боится магии). В общем, дорога сложная. Здесь можно найти Ангру Майню — демона 80 уровня, этакого мини-босса, который даёт много опыта и затем может быть повторно вызван бронзовым ящиком. С него может выпасть годный пистолет, но мне его не дали, да и пользы от него не так много.

Подняться нам предстоит с 4 на 11 (!!!) этаж — император надстроил к зданию школы свою твердыню, но последние несколько ярусов в принципе не охраняются никем, да и крупные только 5-6 этажи. Наверху в копии кабинета директора с заменённым слоганом на заднем фоне ожидает сам Хазама, и он после своей тирады принимает форму Императора демонов.

И вот драка с этой формой достаточно затягивается, если у игрока плохо с бафами — т.к тварь владеет Ослаблением, которое снижает нашу эффективность в драке (атаку, защиту и меткость/увороты), но на удивление, в остальном его мувсет голый — набор аое не самых мощных аое и полное отсутствие диспела бафов/дебафов (только перекрывать ослабой). Задебафать босса по самые помидоры (в 4 слоя) запросто, к тому же некоторые особые навыки демонов хреначат по нему в 1.5 раза мощней. Стратегия шока и заморозки не проходит из-за иммунов, но огненный урон проходит — юзеры Хи-но-кагуцучи могут радоваться. В общем, спустя какое-то время 20к хп кончатся, и здесь идут концовки Юми и Чарли.

Если игрок шёл по пути Чарли, то он получит нечто в стиле концовки Хаоса. Школа останется в Макае, а Хазама просто отправит героев домой. Путь Юми — нечто ближе к Порядку: зло низвергнуто, школа возвращается назад вместе со всеми (не считая некоторых пострадавших). А вот путь Рейко…

…продолжается дальше. С помощью последнего кольца мы попадаем в разум Хазамы, где видим сцены из его жизни — то он плачется школьной медсестре (о том, что император относится к ней хорошо, ясно из того, что она единственная, кто остаётся в школе даже после похищения всех в ходе событий мира Лени и после исчезновения людей по окончанию мира Жадности), то сталкивается с Рейко, являющейся его сестрой (мать оставила Хазаму по неизвестной причине и живёт именно с Рейко), то терпит буллинг и насмешки. В центре данжа находится искажённый разум, который оскорблён нашим присутствием здесь… И выглядит оно… кошмарно. Да и драка здесь намного сложней.

Скажу честно — шиза Хазамы является одним из худших боссов франшизы. 30к здоровья снимаются долго, у босса появляется неприятная Декаджа, но самый ад — это Sol Cluster. Описание с вики предельно краткое: «Instantly kills 1 enemy (Curse-type)». Т.е это 100% инстакилл тьмой. Единственная защита от него — Тетраджа или предмет Final Guard (продаются в магазине в мире Жадности) с аналогичным эффектом. Причём шиза так и норовит шмальнуть им в ГГ, так что удачи защититься от него. Дырки в резистах всё те же — огонь, rush-мувы и удары мечом. Правда, скиллсет Хазаме всё же порезали — у него нет некоторых приёмов с первой фазы, но их и не надо — кластер вымораживает адски. Необходимо иметь более 20 ловкости, дабы 100% обгонять Хазаму при ходе и успевать при необходимости обновить щит (гад имеет Хамаон, который может срезать наших демонов и снимает щит от инстакиллов). Источник щита может быть любым. Ну и не забываем порезать статы супостата к чертям, он до сих пор не может их снять.

В общем, после тяжёлой победы игрок в одиночку вместе со своими демонами возвращается по очищенному разуму Хазамы, периодически слушая речи Рейко о том, как страдал её брат и как она хочет ему помочь, оставшись с ним навеки (игра вроде даже немного загибает в сторону не самых приличных вещей, но возможно, это уже искажение моего разума?). В конце нам говорят отпустить всех своих демонов, и те прощаются с нами, обещая встать при необходимости под наше ружьё вновь.

Затем мы также возвращаемся назад вместе со школой, и опять-таки: выжили не все, а инцидент втихаря покрыли. Под конец игра вне зависимости от концовки ткнёт-таки нам, что когда-нибудь грань миров треснет, и демоны вторгнутся в реальность. Правда, в зависимости от партнёра рассказ меняется — у Чарли нам напоминают, что Император всё ещё где-то там; рут Юми закончится тем, что нам скажут о том, что зло может вернуться (в конце концов мы тупо сохранили круг буллинга); а на конце Рейко нас ждёт именно заметка о том, что даже с падением Императора демонов сами демоны всё ещё могут строить свои планы, и вопрос «если произойдёт вторжение» не стоит — оно неизбежно.

Затем играет гимн Карукозаки и идут титры…, но не спешите откидывать игру, ведь впереди…

Сюрприз на НГ+: четвёртый рут

Прохождение игры хотя бы раз даёт нам возможность пройти её совсем иначе. Для этого надо найти Акиру Миямото — хулигана, который не в ладах с Хазамой. Тот пытается выйти через третий этаж, а затем может быть найден в одном из кабинетов. Договорившись с ним и добыв компьютеры, мы отправляемся к старику уборщику, который соглашается открыть люк в подвал, через который Акира и хочет свалить.

Однако, вместо этого мы падаем в Башню заточения, причём пролетаем с её верха и до низа. Всего там 47 этажей, ну, а мы просыпаемся в итоге на 8-м подвальном этаже. Там нас находит Хазама, который расправляется с недовольным Акирой и оставляет нас валяться в своей тюрьме. Однако, в этой же тюрячке чалится душа демона Амона (нет, не Амон-Ра из египетских мифов). Тот видит возможность отомстить Хазаме в невезучем хулигане и сливается с ним воедино, повышая статы парня на 1. С этого момента и начинается прохождение рута Акиры — особого маршрута игры.

Башня разбита на 6 номов: земли, неба и с первого по четвёртый. Верхний — ном неба, нижний — ном земли, который стал этакой тюрьмой для всех тех, кого Хазама считает недостойными. Здесь же обретаются и три египетских божества — Себек (25 уровень), Хатор (38 уровень) и Тот (42 уровень), каждый в своём мавзолее. Первый попросит иметь 13 силы на ГГ или Акире, вторую можно нанять лишь в новолуние, а третий поверит вам только при помощи прочих двух.

Изначально все части башни связывались провалами и гейзерами (вторые есть и в нормальном Макае, но они возвращают вас к выходу, а здесь — поднимают наверх), но все гейзеры ныне перекрыты и захвачены ставленниками Хазамы. Также ряд мест находится под контролем его «губернаторов». Первым таким является Апаоша, страж врат Джосера, разделяющие первые два нома. Но дорога до него долгая — нам предстоит посетить посёлок внизу нома (-10 этаж), где есть лекарь и сохранение — но враги здесь нападают! Магазины можно найти по ходу движения вверх, и в конце концов, вместе со всеми демонами мы находим ключ от врат и сталкиваемся с их охранником.

Драка с Апаошей сложнее по сравнению со всеми боссами Макая (не считая Хазамы) — тот может и диспелить наши эффекты, и весьма живуч — но всё же с поддержкой египетских божеств падает достаточно просто. За ним находится переход в первый ном, где можно найти полноценный город, но он оказался во власти демоницы Бушьясты, усыпившей всех местных. (Примечание: Возможно, это отсылка на самый первый Megami Tensei от Atlus. Там тоже был проклятый демоном город, но люди там окаменели — власть там взяла Медуза.) Одолеть её непросто, т.к она активно стремится выключить ваших сокомандников из драки путём паралича, яда или сна. Однако, всё же это реально — да и египтяне вроде как не боятся статусов. К тому же, из-за чего-то она не имеет Декунды.

Одолеваем её, открываем гейзер и идём во второй ном, где ситуация немного интересней. Здесь есть загадочная незнакомка, которая иногда предлагает игроку пройти вместе с ней через тёмные места…, но вот помощь эта с подвохом, т.к игроки из-за этого могут обратиться в мух. Данный статус весьма неприятен — да, по вам крайне трудно попасть, но ваша эффективность в драке ничтожна, а забить вас становится очень просто. И снять его можно только у лекаря. К счастью, структура этого места такова, что можно обойти все эти хитрости. Правда, с мухами могут заговорить… иные мухи, дающие подсказки по местной хозяйке — Друдж. И драка с ней тоже непроста, ведь у неё есть Мудоон и возможность обратить персонажа в муху (но всё это ломается о финальный щит и тетраджи). К счастью, босс не может снять дебаффы и не очень мощно дерётся — прочие атаки слабы.

Третий ном находится во владении демона Маммона. С ним всё интересно — до поры до времени это был ничтожный слабый демон, но с возвышением Хазамы он заработал себе возможность воспользоваться телом Амона. Из-за этого он является этаким личным врагом Акиры (на PSX это вылилось в спец. саундтрек для заклятых врагов Акиры-Амона) и сражается весьма рьяно, используя даже физический инстакилл и не боясь магии. Ну и диспелы тоже здесь. В общем, драка непростая, но каким-то чёртом ни один физинстакилл не срабоал на мне. Правда, перед проходом к нему надо найти ключ от врат Нетеров в нижней части нома.

Победив Маммона, игрок сможет достать меч Хи-но-кагуцучи заметно проще — надо иметь сумму живучести и силы не ниже 25. Попасть в хранилище не очень просто — в полнолуние один из телепортов меняет точку выхода. После этого игрок с чистой совестью может пройти в 4-й ном, который достаточно хитёр в плане построения. Фокус в наличии телепортов, тёмных коридоров, односторонних дверей/стен… и конечно же, бескомпьютерных зон. Здесь также есть некоторое подобие посёлка, но все заведения разбросаны по этажу, части которого связаны лишь двусторонними телепортами.

Местным хозяином является злой дракон Дахака — ещё один противник Амона, который в PSX-версии тоже имеет тему «Old Enemy» вместо стандартной темы босса (хоть и специальной для главы Акиры). Перед ним же игрока ожидает несколько мини-боссов — демоны, которые позднее встречаются как обычные враги. Сам же дракон имеет ориентацию на отравление, а в остальном — его урон не такой заметный, как ожидалось. Пройти его можно тупым автобоем, изредка отвлекаясь на лечение.

Последним подземельем становится ном Небес, и здесь-то нас ждёт затык. При каждой смерти герой вернётся в начало четвёртого нома, т.е все зоны без компьютера и т.п придётся проходить заново. К тому же, само последнее подземелье тоже не так просто — здесь обитают весьма мощные демоны, примерно равные тем, что обретаются в разуме Хазамы. Да и первый же этаж способен сбить с толку многих — темнота и неработающий компьютер вкупе с односторонними проходами и хитрым телепортом выбивают игрока из колеи (фокус в том, что надо три раза подряд воспользоваться одним и тем же входом)

Второй этаж последнего нома тоже хитёр из-за секций с отключением компа и массой телепортов. Также здесь есть секретный проход к сокровищу, но на этом этапе игрок скорее предпочтёт просто добежать к боссу, коим является сам Хазама. И вот здесь игрока ждёт драка с Императором демонов, который по способностям не отличается от других путей, что делает сражение до невозможного простым — ведь мощь и Акиры, и ГГ здесь повыше ввиду более простой добычи экипировки (Скажем, через казино — если в нормальном пути оно давало эквип чисто на мужиков, то в пути Акиры немного женской снаряги достать можно было) и более высокого уровня из-за более хитрой дороги.

В конце концов Хазама разбит, аналогично руту Юми, а его мощь ушла Акире, который почти окончательно демонизировался. Башня заточения возвращается в Макай, и партнёр отправляет игрока назад домой, без своих демонов. Затем примерно повторяется исход пути Чарли, но вопрос «а побеждён ли Император» идёт с пути Юми. В целом, секретный путь оставляет ощущения того, что мы пошли по пути, похожему на что-то в духе нейтрально-хаотичного конца: с одной стороны, мы полагались на свою силу и нас не заботила эта хрень со школой, но с другой — мы не особо гонялись за разрушениями и тиранией. Акира ко власти пришёл чисто из-за желания отомстить Хазаме и вряд ли его заинтересует власть над людьми.

Кстати, если игрок наберётся терпения и пройдёт игру через всех партнёров, т.е совершит 4 забега, то после титров к нему внезапно явится сам Стивен и похвалит за мастерское использование программы. И на этом можно закончить обзор сюжета игры.

Механическая часть

Фактически, единственное новшество — это система стражей (ну и апгрейд информативности карты в плане добавления иконок и подписи этажа). В остальном игра внаглую реюзает ассеты первых двух SMT (больше от второй, от первой я заметил разве что музыку, а демоны переходили по серии без изменений). Также при нокауте ГГ в драке теперь происходит «конец игры», где вас «просто» откидывают в начало данжа и меняют стража — ранее героя можно было и воскресить.

Клепание игры из осколков SMT 1 и 2 неудивительно — ведь с релиза SMT 2 прошёл год. Увы, из-за этого хромает и баланс. Видно, что торопились сдать вовремя. Также хромает и качество дизайна подземелий — особенно в «нормальных путях». Позднее, кстати, пару огрехов движка исправили в версиях на PSX и GBA.

Почему же Persona 0?

Протагонистку игры, Тамаки Учиду, можно было встретить в ходе первых трёх игр серии Persona. В первой части она ученица школы святого Гермелина, а в дилогии второй — вспомогательный персонаж в детективном агентстве… и внезапно, призывательница демонов! Да, Devil Summoner и Persona проистекают именно от SMT if…

Во многом из-за системы стражей и присутствия Тамаки в игре if и получил это прозвище. Даже сама идея сделать героями школьников, которые спасают мир с помощью призываемых богов и демонов явно идёт из «нулевой Персоны».

Итоги

Общая топорность игры может оттолкнуть вас, но погрузиться в границу между Персоной и SMT можно достаточно просто. Также не забываем, что отсюда идут и корни другой важной серии — Devil Summoner. Иными словами, пропускать эту игру не стоит. Как и торопиться с ней.


Лучшие комментарии

Спасибо. Насколько помню, фанатский перевод есть только в версии для SNES; остальные версии только на японском. Пока только планирую засесть за старые SMT, прошёл только III — V и все Персоны. А, ну и ещё Strange Journey Redux, он тоже к основной серии относится.

Я более радикально подошёл к вопросу и решил покрыть вообще всю вселенную СМТ в порядке выхода)) Вот закончил тут last bible 2.

Там спиноффов больше 20-и (не считая Персоны). Вообще всех игр вроде не меньше 50-и. Мне бы умудриться пройти основную серию и известные спиноффы (Devil Summoner, Devil Survivor); кстати очень хороши Digital Devil Saga 1-2, с удовольствием прошёл на PCSX2 с паками HD-4K текстур.

Ага, у меня список из 52 игр) Некоторые наверняка без перевода будут и если это окажется не какой-нибудь аркадный шутер во вселенной, то придется скипнуть. В целом норм на телефоне через эмули с ускорением боев, самое то.

Читай также