Здарова, нахалы! Думаю, не нужно долго распинаться и говорить о том, насколько потрясающая была и остаётся оригинальная Resident Evil 4.
Лично я после знакомства с этой частью отнёсся к ней довольно сдержанно, но со временем стал больше понимать её величие и значимость не только для самой серии Resident Evil, но и для игровой индустрии в целом.
Материалов по данной игре навалом на любом ресурсе. Уже были разборы багов, теории, юмористические пересказы, рассуждения, летсплеи и так далее. Понимаю, сказать что-то совершенное новое по данной теме будет крайне затруднительно, ведь многие из вас проходили четвёрку от корки до корки, многие изучали игру от пикселя до пикселя. Но я же не могу похвастаться такой же кропотливостью и потому захотел изучить ряд занятных материалов, дабы узнать об игре что-нибудь новое. Большую часть информации я подчерпнул из перевода японского гайдбука. Проверка фактов, разумеется, также была проведена. В итоге я действительно открыл для себя много нового, а потому хотел бы этим поделиться. А учитывая, что ремейк четвёртой части уже не за горами, я считаю, время довольно подходящее.
Я прекрасно понимаю, что некоторые (для кого-то, возможно, все) детали, которые я буду подмечать
кому-то покажутся жуткими баянами, но я старался брать максимально
незаезженные или совершенно новые для меня факты.
Разбираемые в материале фишки могут работать в одних
версиях и не работать в других. В качестве основы взята версия HD
Project (1.1)
Благодарю за ознакомление с дисклеймером!
Все формальности обговорили, теперь можно переходить к основной части:
Динамическая корректировка сложности
Многие прекрасно знают, что в игре существует динамическая корректировка сложности (в народе называемая "игровой режиссёр"), но не все знают, как именно она работает.
По сути, базовая сложность построена на так называемой
системе рангов.
Ранг динамически изменяется в зависимости от вашего стиля игры. Естественно, что чем выше ранг – тем сложнее становится прохождение.
Для того, чтобы его повысить – достаточно убивать врагов и при этом не получать урона. Но стоит допустить осечку, ранг вновь будет понижаться.
Как распознать, что вы играете с высоким рангом?
На самом деле, это не так уж и сложно. Достаточно обратить внимание на ряд деталей.
Что увеличивается:
- Урон, получаемый от противников
- Количество генерируемых противников
- Скорость их передвижения
- Количество ОЗ у Регенераторов
- Частота защитных паттернов у Ганадо
Что уменьшается:
- Урон, наносимый противникам
Бонус: В некоторых местах появляются дополнительные противники, а количество потенциальных ресурсов наоборот уменьшается
Что способствует повышению ранга ↑↑↑
- Нанесение урона врагам (причём, если задеть одним выстрелом или взрывом сразу несколько врагов, он будет расти быстрее)
- Убийство врага (чем сильнее противник, тем проще поднять ранг, но это не работает с Эль Гиганте и большими скоплениями Ганадо)
- Увороты от различных атак противников (за исключением QTE)
Также обращаю внимание: на уровне сложности «Professional» ранг всегда будет высоким.
Что способствует понижению ранга ↓ ↓ ↓
- Получение урона (чем его больше, тем быстрее идёт понижение)
- Промахи (не учитывается нож, Chicago Typewriter, огненные и светошумовые гранаты)
- Перезапуск после смерти
- Смена локации *
Урон, наносимый врагам, также зависит от ранга:
От ранга также зависит и количество получаемого урона:
Скорость передвижения персонажа зависит от состояния здоровья и экипировки:
Про криты (или критические выстрелы)
Отличаются от обычных выстрелов тем, что наносимый урон в десять раз больше. Криты в голову или хэдшоты бесполезно выбивать на Бензопильщиках и Джей Джее, плюс они также не сработают, если вы попадёте в броню или если противник будет загораживается руками.
Вероятность совершить крит обычным оружием составляет около 8%, но, если полностью прокачать начальный пистолет, то она увеличится до 42%.
Феномен чудесного выживания
Существует такая геймплейная фишка, условно называемая «Феномен чудесного выживания». К примеру, когда у вас ничтожно маленькое количество здоровья, и вы мысленно понимаете, что можете откинуться от любого касания или неосторожного действия. Но потом получаете довольно большой урон, при этом почему-то выживаете. Было такое? Вы, возможно, удивитесь, но этот феномен имеет реально обоснование.
Для того, чтобы он сработал, у Леона должно оставаться более 300 очков здоровья (если быть точным - 301), а урон от атаки, которую вот-вот получит герой, должен быть больше этого числа. В таком случае, вероятность проявления феномена – 25%. Если вы играете с низким рангом, то 100%.
Если вы вот-вот получите фатальный урон от взрыва, вероятность проявления феномена также составит 100%.
Интересные факты про стрельбище
Любопытно, что декорации содержат интерактивные
элементы.
Если, к примеру, на фоне расположилась хижина:
- Выстрелим в дерево - вылетят птички
- Выстрелим в улей – вылетят насекомые
- Выстрелим в трубу – в комнату просочится туман
- Выстрелим в окно - услышим голос поверженного Ганадо
Если на фоне замок:
- Если выстрелить в небо – сначала всё замерцает, а потом, когда появится падающая звезда, - на площадку рухнет метеорит. Все мишени, попавшие в зону поражения будут сбиты (включая Эшли-мишени)
- Выстрел по замку (а также по металлической балке) активирует смех Салазара. Где-то читал, что это, якобы, обнуляет количество очков, но я перепроверял это кучу раз и ничего подобного не было
- Если выстрелить сначала по луне, а потом по замку, можно запустить фейерверк. Эта красота прибавит вам 300 очков к итоговой сумме
И последняя деталь про тир связана с тем, что именно в
этой локации Торговца невозможно убить (что весьма логично).
Скутер
Как оказалось, на нём можно выполнять различного рода трюки, для этого достаточно зажать перед прыжком L1+R1 или L2+R2 (в зависимости от раскладки.
Если не укладываетесь в тайминг и проигрываете в этом сегменте, то срабатывает спасительный скрипт. Когда начнёте заново с контрольной точки, таймер автоматически восстановится.
Про вагонетку
Предметы можно подбирать, даже стоя в самой вагонетке, правда это требует определенного навыка, поскольку времени на подбор даётся мало; а все заработанные деньги, выпавшие с врагов, можно будет подобрать в черепах, которые расположены в следующей локации.
Если вы кидаете вперёд огненную гранату, то область поражения будет немного больше обычной, а значит, вполне вероятно задеть сразу несколько врагов. А при неосторожности - и самого себя.
Детали, баги и прочее
Входная дверь в начале игры, после того, как Леон впервые столкнётся с первым Ганадо, не будет открываться, даже если вы перестреляете всех врагов из окна. Герой будет отмечать, что «кто-то держит её с другой стороны».
Вот в этой катсцене Леон проделывает дыру в портрете Сэдлера, но впоследствии она таинственно исчезает...
В деревне обитают различные живые организмы: собаки (до поры, до времени не инфицированные Плагасом), коровы, курочки, птички-контрабандисты, много рыбов, летучие мыши, пауки, змеи и, что самое необычное, жуки-носороги, которые улетают, если в них выстрелить.
Эшли, конечно, на первый взгляд не отличается особыми физическими способностями, но, если заставить дверь тумбочкой, а потом подозвать девушку, произойдёт вот это:
В локации "Замок" есть эпизод, в котором Леону нужно отобрать ключ у одного из монахов (который ещё в красных одеяниях). Если промедлить - противник встретит спецагента турелью с пулемётом. Но тут можно схитрить и тупо покинуть комнату и зайти снова. Вам будет предоставлена вторая попытка достать монаха, но изюминка в том, что враг больше не сможет воспользоваться пулемётом, поскольку последний попросту испарится (хе-хе).
В сегменте игры за Эшли, не обязательно открывать горизонтальные ставни до упора, можно оставить небольшой промежуток и противник не сможет протиснуться, а вы будете спокойно исследовать локацию.
Также президентская
дочурка может выполнять суплекс не хуже Леона!
Можно ли освободить Эшли одним выстрелом (одной гранатой) ?
Не знаю, кому вообще пришло в голову это проверять, но меня это выяснить. В данном сегменте Эшли действительно можно освободить одной разрывной гранатой или выстрелом из RPG. Разумеется, прицелиться нужно идеально точно, ведь малейший просчёт приведёт к геймоверу.
Урон от падения с высоты
Если вы скидываете противников с лестницы – они получают определенную долю урона, в зависимости от продолжительности падения. Рассчитывается дамаг таким образом:
1. За единицу времени падения возьмём 1\30 секунды, такое время даёт 50 очков урона
2. Если, предположим, противник будет падать 9\30 секунды –
то это 450 очков урона, что равносильно трём выстрелам из стандартного
пистолета.
Вертолётчик
До поры до времени считалось, что у Майка, оказывающего помощь Леону в этом моменте, полностью отсутствует моделька. Но на самом деле, она существует и выглядит вот так.
А при попытке открыть по нему огонь, можно услышать вот такую забавную фразу:
По традиции поговорим про особенности японской версии. Разумеется, что не обошлось без ряда отличий. С одной стороны, японский текст отличается сдержанностью, но при этом и специфичностью.
Как обычно, поскольку мои знания японского оставляют желать лучшего, с этим сегментом мне помогали (спасибо Хао Куросаки за помощь!)
1. Коронная фраза Леона?
В японской версии, Леон на протяжении игры часто употребляет фразу
泣けるぜ, которая означает что-то вроде «Как трогательно» или «Сейчас заплачу». Ряд
источников указывает на отсылку к фильму Грязный Гарри, но я честно говоря,
этого не выкупил.
В английской версии такой повторяющейся словесной конструкции у героя нет. Леон просто произносит реплики, сообразные ситуациям.
2. Нужно меньше шуток
Также в родной японской версии отсутствуют многие шутки, поскольку большая их часть была добавлена только в английской адаптации, причём это было сделано намеренно.
В английской версии Луис в шутку называет старосту деревни «Big Cheese» (то есть, «большой шишкой»), а вот в японской версии – просто «боссом» (ボス). Шутка про макиаж тоже появилась исключительно в адаптации. Думаю, общий посыл вам понятен.
3. Про баллистику ( ͡° ͜ʖ ͡°)
В то же время, некоторые японские реплики, не поверите, получились более вульгарными.
4. Различие в деталях
Обе версии отличаются теми или иными деталями: порой разнятся названия предметов, фигурок, а иногда и детали в документах.
Рубрика "Вы и так всё это знаете"
Режим Новая игра+
Открывается сразу после первого завершения основной игры. Вот полный список всего, что перекочует вместе с вами в новое прохождение:
- Показатели максимального объёма здоровья Леона и Эшли
- Размер дипломата
- Все виды оружия, оставшиеся в дипломате (уровень апгрейда соответствующий)
- Деньги
- Сокровища и карты сокровищ
- Документы
- Бронежилет
- Фигурки
Уровень сложности "Professional"
Условия получения: завершение игры на уровне сложности «Normal»
Атрибуты: противники выносливее, наносимый ими урон больше, ранг игры всегда будет оставаться высоким
Все виды бонусного оружия в игре
Про бонусные костюмы
Некоторые бонусные костюмы не только радуют глаз, но и добавляют определенные игровые фишки. К примеру, костюм рыцаря делает Эшли фактически неуязвимой.
А у Леона в костюме гангстера появится крутая анимация, но для этого нужно экипировать пулемёт Chicago Typewriter:
У модельки Эшли есть целый ряд анимаций, так сказать, на все случаи жизни:
Про яйца
Подобранные яйца не только восполняют здоровье (белое – 400, Коричневое – 800, золотое – восстанавливает здоровье полностью), но и могут использоваться в качестве метательных снарядов. Ими даже можно разряжать ловушки. Кстати, если экипировать яйцо, то у каждого бойца будет уникальная анимация.
Зачем пропускать кат-сцены?
Некоторые игровые заставки можно пропускать, и это действие предоставит вам несколько драгоценных секунд, которыми вы можете распорядиться правильным или не совсем правильным образом.
К примеру, так можно получить преимущество в схватке с сёстрами Белла, забрать часы из сундука в ловушке с Гаррадором, плюс можно быстро проскочить сцену с лазерами (правда, третью и четвёртую порцию лазеров пробежать не удастся). Также, этот механизм не поможет сэкономить время в финальном сегменте с гидроскутером, поскольку пропуск катсцены не повлияет на таймер.
Прочие детали разной степени очевидности:
- Если освободить собаку, застрявшую в капкане не вручную, а выстрелом – игра посчитает, что вы никого не спасали, и пёс-компаньон не будет выручать Леона в схватке с Эль Гиганте :(
- Луис убьёт Леона, если получит слишком много урона в сцене в хижине
- Если пострелять в воду до боссфайта с Дель Лаго, можно умереть и заодно словить классный скример
- Если сбить 10 синих медальонов, получите бесплатный пистолет Punisher. А если отстреляете все 15, то он вдобавок будет немного прокачен
- Предметы в инвентаре можно не только перемещать и вращать, но и поворачивать другой стороной
- В сцене с грузовиком (при переходе в локацию "Замок") можно приостановить спамминг врагов, если идти спиной (камера должна быть направлена на входную дверь)
- В боссфайте с Салазаром внизу бесконечно генерируются Плагасы. С одной стороны, можно нафармить различное количество ресурсов, но с другой, стоит учитывать, что подобная активность приведёт к повышению ранга
- В боссфайте с двумя Эль Гиганте можно скинуть в лаву только одного, поскольку другого игра попросту телепортирует подальше от ловушки
Динамитная шашка взрывается исключительно после срабатывания
триггера. И можно очень долго оттягивать этот момент, если, к примеру,
много раз скидывать ганадо с лестницы.
Это смотрится довольно забавно :)
Вот такая получилась подборка. Надеюсь, вы узнали для
себя что-то новое. Благодарю за время, уделённое моему материалу! Ждёте ремейк?
Также, вам возможно будут интересны и другие мои статьи: трудности перевода Resident Evil Village или анализ всех головоломок Резидента.
С вами как всегда был Captain Valentine. Всего вам доброго и до новых встреч!
Лучшие комментарии
Неплохо вполне.
Можно было бы рассказать ещё о двух вещах:
1) У Эшли есть физика грудей, но не во всех версиях игры. Не буду врать, не помню точно, но вроде от региона зависит (японский не японский). При беге и остановке видно, как у Эшли трясётся грудь. В других версиях она статичная.
2) Если зайти в режим Наемники и выбрать героя, а после этого вместо выбора карты зайти в Новую Игру, то будешь играть за выбранного Наемника. Вероятно, это баг, связанный с тем, что в меню перезадаётся игровой персонаж, но при выходе из Наёмников не идёт сброс обратно на Леона (или Аду). Игра слабо проходима без специальных патчей (вернее, модов).
UPD:
3) Еще можно сказать, что «бесконечные» враги в Наемниках — миф. Они конечные, и их количество задаётся в специальном файле, где в виде «таблицы» задаётся тип врага и его параметры (здоровье, оружие, особенность поведения и т.п.). Так что, если очень хорошо играть, то можно убить буквально всех. Но это маловероятно без читов.
Текст пушка. Проходил на ПС2 в бородатые времена — сначала как-то не заходило, в итоге каааак зашло, что прошел запоем и сразу после титров включил New game+ ) Потом конечно огорчился, узнав, что это чуть ли не худшая версия… На ПК на старте тоже прошел спокойно на лицензии, просто геймпад подключил, не заценил тех самых проблем с портом
Мне все еще не дает покоя один интересный момент в этой игре… В самом прекрасном порту эвер RE4 на ПК, в локации, где весит ожерелье над колодцем, в 2008 году, прыгая через забор в поисках медальонов я попал в текстуры. Побегав по затекстурью, оказалось, что там лежит куча предметов, в том числе и прокаченный Страйкер (это по моей памяти). На PS2 версии вроде тоже был такой маленький секрет. Каких-то официальных подтверждений от разработчиков к причастности я самостоятельно не нашел, но есть ролики в этих ваших интернетах, можно ознакомиться. Кто и зачем это сделал — большая загадка
Благодарю за дополнение!
Спасибо за ностальгический комментарий!
И как я исходил игру вдоль и поперек без всего этого ума не приложу.
Такие кучки, на самом деле, есть абсолютно на каждой локации. Полагаю, это пример спавна предметов из ящиков и бочек.
Дробовик припоминаю, но он при подборе отмечается как дробовик Ады, но в инвентаре выглядит как стандартный дробовик.
Единственное отличие в той куче лута, как вы отметили, это наличие грязной подвески. Полагаю, для чистой есть своя модель, а если же роняете в колодец, то игра выдает ту, что уже заготовлена в кучке, грязную.