«Прошлое хранит печали, позволяет им забродить, настояться.»
Вступление
Disco Elysium — ролевая игра, в которой из привычных нам ролевых игр присутствует только диалоговая система, отметая какую-либо боевую систему. Казалось бы, игра должна стать скучной и однообразной, ведь кому будет интересно читать что-то всю игру, проще будет просто купить книгу. Однако игра может увлечь посильнее книги своими механиками, которая книга не располагает в себе. Однако, я не хочу рассматривать те методы, которыми игра может увлечь, но хочу изучить, как эти же методы и другие особенности игры позволяют раскрытию и всестороннему изучению проблемы, которая история игры всячески поднимает, а именно проблема влияния друг на друга прошлого и настоящего времени в жизни одного человека. И да, здесь будут серьёзные спойлеры к игре.
История начинается
Что вы в первую очередь делаете, когда запускаете RDR2 у друга? Изучаете здешнее окружение, выполняете миссии? Нет, очень вероятно, что вы на первой же минуте начнете с кем-нибудь ненужную перестрелку. Вам плевать на последствия в игре, вы запустили игру, чтобы пережить захватывающие эмоции сразу же. Вы не намерены ждать и потому сразу начинаете делать что-то необычное в игре. Если игра не дает этих эмоций вам, то вы пропускаете эту игру и переходите туда, где уже раньше переживали положительные эмоции. Мне кажется, Disco Elysium это учитывает и потому игра полна самых разных смешных и странных моментов, в которых Гарри выглядит безумным человеком. Это отлично работает для новых игроков в качестве маленьких эмоциональных крючков, которые способны задержать его хотя бы на один игровой день в течение 2-3 часов.
И за прохождение одного дня игрок будет эмоционально награжден: Гарри, заканчивая свой день, ложится спать, и ему снится сон, в котором выясняется, что в нем оказывается присутствует какая-то надломленность, трагедия в его прошлом, о котором игрок даже не подозревал. И все эти нелепые действия, которые игрок просто так выбирал, чтобы поразвлечь себя, вдруг обретают драматический смысл: все эти странные поступки — жалкие попытки отгородиться от своего неприятного прошлого, которое вдруг стало напоминать о себе во сне. Игрок, сам того не подозревая, достоверно отыграл роль человека, который не принимает своего прошлого и всячески бежит от него. Он словно утопающий, хочет схватиться за любой плавающий предмет, лишь бы не утонуть, так и Гарри готов пойти на любые безумные поступки, чтобы не вспоминать о своем прошлом. Таким образом, начинается главная история Гарри, и игрок в этой истории принял прямое участие.
Ревашоль
Поговорим о месте, где происходит действия игры, потому что это очень важно, так как история города, в котором происходят все события игры, тесно связана с главной темой Disco Elysium.
Ревашоль, а именно район города Мартинез выглядит полуразрушенным: тут и там находятся какие-то впадины, следы от выстрелов. А в ушах играет музыка, передающее настроение чего-то минувшего, чего-то такого, что раньше вызывало гордость, а сейчас какую-то тоску и, может быть, грусть. Город пережил кровопролитную революцию. А сейчас этот город несет в себе следы этих событий в виде отметин или людей, которые все еще «живут» в этом прошлом и не отпускают его.
Пройдя чуть дальше к забастовке, мы можем увидеть памятник, посвящённый давно умершему королю Ревошаля, который вел достаточно праздную жизнь. В то время он вызывал большое восхищение, а сейчас является лишь посмешищем. Прошлое города было странным и кровопролитным, но богатым. А сейчас, что этот город из себя представляет? Что в нем есть такого особенного, которое прошлое не имеет в себе? Не известно.
В процессе игры создается впечатление, что «современный» Ревашоль является лишь тенью перед Ревашолем «прошлым». Этот город, словно тот офицер, который носит на себе мундир минувшей эпохи, когда еще правил король. Этот офицер будто не хочет признавать, что эта эпоха давно прошла, выражая свое несогласие тем, что носит этот мундир, который воспринимается странно и неуместно, как и тот памятник королю, чье величие люди не воспринимают всерьез
Квест
Есть необязательный квест в игре, который заставил меня задуматься. Данный квест выдает лидер профсоюзной кампании: он дает нам договора, чтобы мы убедили людей, живущих в рыбацкой деревушке подписать данные договора. Суть договора была в том, чтобы дать согласие на постройку комплекса каких-то зданий рядом с ними. Загвоздка договора была в том, что строительство данных зданий может вызвать много шума, и люди, живущие рядом, будут вынуждены съехать. Этот квест может вызвать неприятные чувства, из-за того, что мы как будто пытаемся обмануть добрых и честных людей.
Местная бабушка не соглашается с этим договором, однако говорит, что поступит также, как и ее соседка. Внезапно, обратившись к соседке, она без каких-либо комментариев подписывает договор о строительстве. На наш вопрос, почему она так сделала, она ответила, что в договоре написано, что будут детские площадки и ее детям будет чем заняться в свободное время. Также она отметила, что в ее детстве не было подобного и от скуки ей приходилось вести достаточно грязную жизнь в этой рыбацкой деревушке. Она не хочет, чтобы такая же жизнь ждала и ее детей тоже Таким образом, подобный квест поднимает волнующий вопрос: «Стоит ли жертвовать приятной памятью о прошлом в виде старой рыбацкой деревушки для создания лучшего будущего? Можно ли так просто отпускать прошлое, чтобы жить в будущем лучше?». И даже в таком случае бабушка не подписывает договор, потому как считает, что не стоит верить этим людям из профсоюза. Квест можно выполнить, либо подписав самому документ, либо убедить бабушку подписать, либо просто бросить неподписанный конверт. А игрок в неведении: лишать спокойной жизни рыбацкую деревушку, ради светлого будущего детей, либо оставить все как есть, оставив жить дальше местных детей среди грязных, заброшенных хибар. Данный квест очень хорошо демонстрирует конфликт времен: прошлого и будущего.
Алкаши
Пришло время поговорить о людях. И самым типичным и ярким примером людей, чье прошлое поломало их жизни, являются алкаши. Мы их встретим в этой же старой рыбацкой деревушке.
Прошлое этих местных людей было отнюдь нерадостным. Кто они? Кто-то уже стал просто безжизненным телом, повторяющее чье-то женское имя и уже не осознающее себя, а кто-то среди них, например, персонаж по имени Дурак-от-роду-так, хоть и является талантливым рассказчиком историй, но проводит время рядом с этими алкашами и распивает с ними алкоголь, потому что когда-то потерял ключи от дома, а вместе с этим и престижную работу и девушку. Верить этому или нет решать вам, но факт в том, что это прошлое подавило их. Это прошлое, которое сейчас объективно не имеет никакой силы в реальности, давно осталось позади них, но оно имеет все еще ту силу в их сознании, как будто это происходит сейчас. Это прошлое может либо погубить свою жизнь, либо потратить оставшуюся жизнь на растрачивание своего таланта.
Человеку непросто переживать свое прошлое. Поэтому я стараюсь любой ценой этого избегать
Лильенн
Поговорим теперь о человеке, который принял свое прошлое таким, какое оно есть. Это Лильенн.
Эта женщина пережила пару лет назад смерть мужа, но она этот факт давно приняла для себя. Конечно, это событие повлияло на ее существование хотя бы тем обстоятельством, что без мужа жить стало небезопасно. Однако вместо того, чтобы горевать о муже, она адаптировалась к новым тяжелым условиям, просто держа рядом с собой меч, отпугивая тем самым местных алкашей, которых до этого отпугивал муж. Меч, как символ борьбы с трудностями настоящего, вызванные печальными обстоятельствами прошлого, передается в ходе одного квеста главному герою Гарри, который сам сломлен прошлым. Отсюда следует, что кто-то просто принимает тяжелые решения судьбы и, в связи с этим, адаптируется к новыми проблемам настоящего.
Клаасье Аманду
Роковая женщина с нелегкой жизнью. Прошлое ее криминально, так как она успела поучаствовать шпионом, внедрившись в разные большие кампании. Но все для нее завершилось плачевным исходом. Что-то пошло не так и теперь на нее устроили охоту сразу две кампании. Она, буквально убегая от своего прошлого, попала в Ревашоль и даже успешно там скрывалась, пока не попала в список серьёзных подозреваемых по одному локальному преступлению, который расследует как раз наш главный герой.
Клаасье понимает, что рано или поздно ее поймают, и потому пытается прожить каждый отведенный для нее момент в жизни. Она неспешно делает затяжку сигареты, отпивает немного кофе и созерцает открывшийся ей вид на балконе — вид Ревашоля, сам потерявшийся в своем прошлом. Ее голос неспешен, спокоен, но в то же время можно услышать в этом голосе нотки какой-то дрожи. Клаасье — это человек, за которым следует по пятам ее прошлое, не дающего никакой надежды на светлое будущее, потому остается только одно — настоящее.
Ким Кицураги
Наверное, каждый из нас когда-то задумывался, как бы пошла наша жизнь, будь мы кем-то другими.
Ким Кицураги проходит с нами практически всю игру. Ким — наш напарник, расследующий с нами дело о повешанном. Он, в отличие от других, описываемых нами людей выше, не так много говорит о своем прошлом, если что-то вообще говорит о нем. Он находится на работе по расследованию убийства, Ким дает необходимые данные Гарри о себе, которые способны повысить эффективность работы с ним и больше ничего. Ким — символ настоящего, символ «здесь и сейчас». И никакое прошлое его не заботит, только решение проблем настоящего. Достаточно отталкивающий образ вырисовывается. Однако, в процессе игры игрок и не может представить лучшего напарника, чем он. Как это работает?
Ким, несмотря на весьма странное поведение Гарри, принимает его таким, какой он есть. Ким не осуждает всячески Гарри, но предупреждает его о возможных последствиях какого-либо его действия. А если и происходит что-то сверхординарное, то оно не сопровождается какими-либо ненужными восклицаниями, а почти сразу же предпринимаются действия.
Складывается ощущение, что Ким Кицураги — это идеальный пример человека, который живет настоящим: что бы не случилось, он не будет выражать свое несогласие с каким-то очередным странным действием, которое уже произошло, он как будто бы говорит себе: «Ну что ж… значит будем как-то работать с этим». Поэтому Ким принимает Гарри таким, какой он есть. И очень символично, что именно Ким проходит с Гарри практически всю игру, проходит его с человеком, чье прошлое невероятно сильным образом ломает его.
Гарье Дюбуа
Его бросила по-настоящему красивая и приятная девушка. Это событие Гарри не принял, и потому он в первую очередь потянулся за бутылкой горячительного, чтобы, так сказать, поправить восприятие той неприятной жизни, в которой он живет, в которой существовала она. Но рано или поздно ясное сознание возвращается с его неприятным прошлым, и Гарри снова тянется за бутылкой до тех пор, пока полностью не стер алкоголем воспоминание о ней, да и о себе тоже. Но даже и в этой, казалось бы, глубокой амнезии память снова возвращалась, и все равно Гарри не принял эту память и в этом случае, и все пошло по старому проверенному алгоритму, которое ведет в забытие.
Это мир, парниша. И ты из него соткан. Каждый день, что ты в нем проводишь, ты создаешь еще немного себя из его кусочков. Боюсь, тебя уже не расплести. Всю эту дрянь уже не забыть.
Прошло 6 лет с того момента, как он расстался со своей девушкой. За такой большой промежуток времени память могла исказиться, и Дора, бывшая девушка Гарри, стала приобретать какой-то идеальный образ, оттого и мысль о том, что тебя бросила такая идеальная девушка стала невыносимой. Почему образ стал идеальным? Да потому что Гарри стал буквально ее боготворить, он, сам того не осознавая, начал воспринимать местного полубога, которого называют светочем, Долорес Деи и его бывшую девушку Дора, как что-то единое, из-за общего имени. И, по сути, в восприятии Гарри приходилось смириться с тем, что его отверг сам светоч. Трансформацию образа бывшей девушки Гарри в образ светоча мы можем понять, когда Гарри попадет в церковь, посвящённой данному светочу Долорес Деи, и будет переживать там сложные эмоции, происхождения которых Гарри не понимает.
Незадолго до конца игры Гарри приснится сон, где он встречается с бывшей возлюбленной, держащей в руке чемодан. Даже во сне он общается не с девушкой своей, а именно со светочем Долорес Деи. В этом сне происходило для Гарри осознание расставания с близким человеком: он всячески уговаривал ее остаться, не уезжать, принимался за самые странные попытки, чтобы ее остановить, оставить с собой, но она все равно покидает его. Гарри просыпается с тяжелым осознанием: его покинула прекрасная девушка. Как двигаться дальше? Как в таких условиях, когда жизнь отравлена большим количеством алкоголя и наркотиков, подниматься и действовать?
Это и есть настоящая тьма. Не смерть, не война, не насилие над детьми. У настоящей тьмы лицо любви. Первая смерть случается в сердце, Гарри.
«Something beatiful is going to happen»
Конец игры. Мы, наконец, находим убийцу. Казалось бы, все, конец! Но что-то начинает шевелится рядом, в камышах. Что-то начинает приобретать очертания, через несколько секунд мы видим уставившегося на Гарри большого насекомого — Островалийского фазмида, который до этого являлся легендой, сказкой, в которую верят только фрики. Однако, вот он! Перед нами! Гарри, проходя успешно проверку на внутреннюю империю, может даже поговорить с ним. Это какое-то чудо. Ким успевает сделать фотографию этого насекомого, рядом с которым стоит Гарри. В конце концов фазмид разворачивается и уплывает от нас восвояси.
Любопытно то, что, если бы появление фазмида не было в игре, то ничего бы в сюжете не изменилось. Однако, появление фазмида нужно для чего-то. Но для чего?
Давайте представим, что фазмида не было, так, как бы тогда выглядела история игры? Это была бы более-менее бытовая история, где два полицейских с разных участков расследовали убийство, и в итоге расследование завершилось успехом: убийца найден. И конец. Во время этого расследования Гарри параллельно борется со своим прошлым, и в финале даже непонятно — принял ли он свое прошлое или снова потянется за алкоголем.
Однако, появление фазмида — невероятно редкого насекомого, в чье происхождение верят от силы 20 человек — означает какое-то чудо в жизни Гарри. Алкаш и наркоман, который на протяжении 6 лет вел ужасный образ жизни, вдруг становится свидетелем чего-то прекрасного и невероятного. У Гарри теперь остается в памяти не только горе, но и то, что он был свидетелем невероятного. И стоит ли ради того, чтобы избавиться от негативного воспоминания, терять еще и воспоминание о чудесном? Нет. Да и вообще, если в жизни происходят такие невероятные вещи, то почему Гарри не сможет избавится от 6-ти летнего запоя? Ведь оказывается в жизни случаются чудеса.
В игре ничего не говорится о том, что я написал выше. Все это лишь мои домыслы. Но тем не менее, как мне кажется, у игрока появляется надежда на то, что дальнейшая жизнь у Гарри будет уже иной, гораздо лучше той, прежней жизни. Ведь основание на эту надежду есть, и это основание заключается в появлении этого самого фазмида.
Вывод
Disco Elysium — игра, которая способна дать надежду человеку, потерпевшего самые неприятные удары судьбы. Игра тебе не говорит об этом прямо, но ты явно чувствуешь ободряющий ее посыл: пока мы живы — всегда есть возможность встать с колен.
Disco Elysium невероятно хорошо и со всех сторон рассматривает эту тему. Спасибо большое игре за это. А вам спасибо за внимание.
Лучшие комментарии
Это лучшее что я читал за последние 367 лет своего существования ❤????
Спасибо за интересный блог, было интересно прочесть.
У меня сложилось впечатление, что всячески намекает на то, что прошлому лучше оставаться в прошлом, Гаррье мучим тоской по любимой, но как-бы он не старался прошлого уже не вернуть. Это подчёркнуто и самой механикой игры, если игрок заставит Гаррье позвонить своей бывшей, то даже короткого разговора его психика может и не выдержать, магний нужно жрать горстями!
Да и убийца по своей сути эдакий попаданец из прошлого, который в современном Ревашоле кажется полностью чуждым, как тот солдатик попавший в коробку с другой игрой.
Вступление напомнило.
Спасибо! Кстати, да, я про убийцу не упомянул, что ведь он сам не отпустил свое прошлое и обрек себя этим самым на бессмысленные страдания
Всякий раз как вижу блог по Disco, включаю саундтрек и с удовольствием читаю )
Касательно блога, а ведь я действительно не задумывался, зачем в игре фазмид и действительно, после данной встречи в его памяти останется невероятная встреча с этим существом. Отличная мысль.
А сон Гарри это прям обезоруживающая сцена, я на ней еле еле сдерживал эмоции.
На протяжении всей игры ZA/UM действовали на игрока разными способами, но сон Гарри, прям эмоциональная бомба)
Наверное причиной того что Гарри её боготворил является ещё и её нынешняя недоступность. Он уже потерял те отношения и находился в таком раздавленном состоянии и как это было передано… переживал как за себя.
Спасибо за блог, снова почувствовал атмосферу игры.
P.S.
«Это и есть настоящая тьма. Не смерть, не война, не насилие над детьми. У настоящей тьмы лицо любви. Первая смерть случается в сердце, Гарри.»
— Долорес Деи (во сне Гарри)
Вот это прям в сотый раз подчёркивает как тонко мыслят разработчики.