12 февраля 2023 12.02.23 8 1458

Моя история принятия Resident Evil

+16

Я родился в один год с выходом самой первой игры этой легендарной зомби-саги. В детстве очень быстро полюбил хорроры и эстетику различных монстров. А первая Playstation до сих пор вызывает у меня тепло на сердце, перенося в беззаботное детство. Казалось бы, я обречен в скором времени стать поклонником Resident Evil, но что-то меня все время отталкивало. То ли геймплей мне казался каким-то нудным и скучным, то ли утомляла постоянная беготня туда-сюда, да еще и камера жутко неудобная. Каждый раз, когда я видел геймплей классических трех частей Resident Evil они вызывали у меня только чувство скуки и зевоты. Просто не понимал почему эти игры так любимы у некоторых моих знакомых, и они готовы часами ходить по этим мрачным комнатам, стреляя в туповатых, неинтересных зомби.

Шли годы, выходили новые части, а я так и не смог решить эту странную загадку – почему людям так нравится эта серия? Даже мой друг, который терпеть не мог все связанное с зомби, почти что влюбился в тогда еще свеженькую четвертую часть. И когда мы в очередной раз собирались поиграть в Mortal Kombat: Shaolin Monks на PS2, мне приносят диск с четвертым резиком и долгое время мне пели оды геймплею, сюжету, постановке и графике. Он включил мне самое начало игры и с воодушевленным лицом наблюдал, как я снова и снова пытался попасть в голову самому первому деревенщине, а затем пытался убегать от целой толпы прекрасных людей. В итоге сразу после надписи «Resident Evil 4» я выключил игру, вытащил диск и отдал его обратно другу в руки. В тот момент мне показалось, что он или расплачется или прогонит меня вон. Таким расстроенным я никогда его не видел. Он так хотел найти единомышленника, с которым разделить с ним его страсть и увлеченность, а в итоге он увидел постную рожу вперемешку с раздражением. В тот момент мне очень хотелось полюбить это мрачное, странное приключение, но просто не смог. Не для меня эти игры и все тут.

Из мертвого космоса на мертвую землю

Решающий момент случился в 2008 году, когда мой старший брат купил журнал «Страна Игр» и выпуск за тот же год. Насколько я помню, он был посвящен Red Alert 3.

Тот самый журнал
Тот самый журнал

Я просто сидел и лениво листал страницы в поисках чего-нибудь интересного. И тут я увидел странного человека в железном костюме, покрытого кровью и держащего в руках причудливый пистолет. А на скриншотах были по-настоящему страшные монстры, будто живых людей вывернули наизнанку, а затем жестко изувечили. Такого сплава мерзости и креативности я тогда еще не видел.Тогда то и  понял, что должен поиграть в это как можно скорее. Но смущало только одно выражение, которое часто сопровождало разные материалы по Dead Space: «Resident Evil в космосе». И сразу перед глазами это тугое танковое управление, раздражающие противники и так далее. Но я так был воодушевлён этим космическим хоррором, что даже это мог потерпеть ради такой атмосферы и дизайна локаций. И не прогадал.

Ну мощно же
Ну мощно же

Начиная вступительным сообщением Николь и заканчивая босс файтом с разумом роя – все это сделано с огромной любовью и трепетом. Да, если начать капать глубоко, то обнаружится сумасшедший микс из первого «чужого», «нечто», «сквозь горизонт» и прочее. Тут и биохоррор, и научная фантастика, и религиозные культы с любовной линией. В итоге получилась довольно-таки самобытная вселенная со своим шармом. Я был с Dead Space до самого конца, до самой третьей части. Благо, появился второй шанс в виде недавнего ремейка, но, про это уже в другой раз.

Dead Space действительно оказался грамотной работой над недостатками Resident Evil 4, сделав механики куда более плавными и дружелюбными и открыв дорогу для нового поколения в жанре. Наконец-то сурвайвал – хоррор нашел тот идеальный баланс между выживанием и зрелищностью, которого не хватало лично для меня. И очень надеялся, что Capcom учтут все недостатки прошлых резидентов и сделают достойного конкурента мертвого космоса.

Немного тайм-скипа

А вот тут придется хорошенько пробить пространство и время и переместится прямо в 2017. Дело в том, что Resident Evil 6 я просто…пропустил. Шестая часть просто пронеслась яркой информационной вспышкой и пропала за горизонтом. До меня доходили вопли фанатов о том, что серия превратилась в какой-то сумасшедший боевик, где все герои это чуть-ли не полубоги, где уже больше зомби боятся тебя, а не ты боишься зомби. Тем более в 2012 я открыл для себя трилогию Mass Effect и очень надолго для меня другие игры просто перестали существовать.

Диалогия Уинтерсов

Такое чувство, что Capcom очень лично и глубоко восприняли критику шестой части, которая окончательно выкинула тормоза и кинулась на встречу экшену и японскому флексу. Подход к серии не просто сделал шаг в сторону, а разбежался со всех ног и прыгнул с утеса прямо в бездну, в которой снова ждут узкие коридоры, отрешенность и жуткие твари. Когда я впервые увидел геймплей седьмой части, то просто растерялся: «а это точно резидент? Тут какая-то ошибка! Первое лицо? Новый герой? Плесневелые гомункулы? Что б.…ть?» И это говорил я! Человек, который всю свою жизнь был довольно сильно отстранен от Resident Evil в принципе. Про давних фанатов вообще промолчу. А заставил меня впервые поиграть в новый резидент…вайбы Dead Space. Снова тесный, мрачный и сгнивший от обитающей внутри мерзости лабиринт. Снова главным героем руководит не просто «А я прост любознательный, лол», а желание найти и спасти любимого человека. Это всегда куда более сильно располагает к персонажу и вызывает хотя бы базовое сочувствие. Снова транспорт, на котором мы приехали оказывается превращен в горящий металлический мусор (уничтожили его довольно креативно, кстати) И как раз снова я ощутил этот почти идеально выверенный баланс между «куда мне, падла, идти?» и «О! Нашел» Ты уже готов пойти в объятия старой доброй фрустрации, но в последний момент все же находишь нужную дорогу или решение головоломки

Кулинарные шоу в три часа ночи
Кулинарные шоу в три часа ночи

Семейка Бейкеров действительно выглядят и пугающе и харизматично одновременно. Могут, как и шею тебе свернуть, так и черного юморка подсыпать. Все они знают, что практически бессмертны, так что могут спокойно пошутить над увечьями, которые им наносит Итан.

Сам Итан довольно странный персонаж. Такое чувство, будто его изначально хотели сделать немым, но в последний момент передумали, а времени на реплики и отыгрыш уже оставалось совсем немного. Итан вроде и реагирует, произносит слова, но именно на эмоциональном уровне реагирует крайне скупо и сдержано, будто его уже вообще ничего в жизни не удивляет. Жена озверела и хочет порубить меня на куски, хотя несколько минут назад была вполне адекватна? Ну вскрикну пару раз и пойду дальше месить плесень и решать головоломки. Всякое ведь в жизни случается, правда?

В целом семерке удалось проломить стену, которую я выстраивал годами и начал появляется живой, настоящий интерес ко всей серии в целом. Меня точно нельзя была назвать фанатом резика, но заинтересованным лицом – вполне.

А вот Village удивила меня по-настоящему благодаря своей…атмосфере! Скорее всего японцы создавали эти пейзажи, чтобы пугать западных игроков восточно-европейскими деревнями, но для меня, как думаю и для многих, есть что-то родное в этой грязище, домиках с покосившимися заборчиками. А внутреннее убранство помещений, так и вовсе могут вернуть в детство. Местная деревня не вызывает у меня какого-то первобытного ужаса как в той же Outlast 2, а скорее наполняет чувством любопытства и легкой тревоги. Злодеи (за исключением дочерей) запоминаются как внешне, так и своей механикой боя. В Village как по мне одни из самых запоминающихся боссов в серии.

Один предпочитает старую добрую драку, второй будет бить исподтишка, а третий так и вовсе подарит вайбы Silent Hill. Весь эпизод в доме куколок будто сбежал из тихого холма и случайно оказался в этой обители.

И в очередной раз мои ментальные стены начали трещать: «Может так и чувствовался четвертый Resident Evil 4? Может я реально был тогда глупым и туповатым, а теперь нашел просветление, ведь деревня и есть духовный наследник четверки»? Так или иначе, Village меня покорила окончательно я пришел игру три раза и ни разу не пожалел о потраченном времени. Серия действительно сделала сильный шаг в сторону, но ей, как по мне, пошло это только на пользу.

Ремейки

Вот мы и добрались до того, что и вдохновило меня на написание этого материала. С ремейками вообще получилась довольно смешная штука. Ремейк второй части стал первым резидентом в моей жизни, который я осознанно купил. (еще до Village) Промо-материалы сделали свое дело. Игра выгляделf сногсшибательно. Даже и не верилось, что за всем этим стоит игра 1998 года выпуска. Конечно, и до этого были очень качественные ремейки (вспомним того же дракончика Spyro) но там ты все-таки виделся старый скелет, на которого натянули новые мышцы и кожу, оставив ядро оригинала нетронутым. А тут игра, созданная буквально с нуля, да еще и с такой любовью к деталям. Проект выглядел как наивная мечта ребенка 90х, но еще лучше и краше. И когда настал тот самый день релиза, я запустил игру, а через какое-то время понял, что просрал деньги… и вернулся к этому проекту только после деревни.

Оставь надежду, всяк сюда входящий
Оставь надежду, всяк сюда входящий

Ремейк очень мастерски притворяется довольно обычным зомби-боевиком…пока не открываются двери полицейского участка. И тут начинает приходить понимание, что самая сердцевина геймдизайна из 1998 года осталась на месте. Тот же огромный уровень -  лабиринт с многослойной системой дверей и ключей. Сначала было капец как некомфортно. Я словно попал в альтернативный мир первой Silent Hill. Бесконечные двери, за которыми еще двери, где можно будет найти еще одну дверь. Полицейский участок начал напоминать один сплошной кошмарный сон, от которого просто не получается проснутся, где ты все время бежишь, снова и снова. Хочется убежать из этого здания как можно скорее, выйти на свежий воздух и больше никогда не возвращаться в это проклятое место. А потом мое сознание просто поймало какое-то странное чувство потока. Раздражение сменилось странным спокойствием, словно кто-то внутри головы резко переключил рычаг. И сразу же начали находится все ключи, решаться загадки и сюжет пошел дальше.

Топ-топ, motherfucker 
Топ-топ, motherfucker 

А когда появляется намек на скуку, на сцену выходит уже знаменитый по мемам мистер икс. Скажу честно, меня еще никогда не пугали звуки ШАГОВ. Когда тиран появлялся непосредственно в поле зрения, было в общем то понятно, как бороться с этим стильным здоровяком и его довольно легко обмануть и убежать. Но когда он снова начинает шагать где-то далеко, душа снова уходит в пятки. Обычные зомби, конечно, тоже представляют довольно сильную опасность. Но, если не торопится  и правильно держать дистанцию, зомби устраняются довольно легко.

После полицейского участка сюжет срывается с тормозов и несется как сумасшедший. Канализация и лаборатория проходятся очень быстро и бодро. Эти места прям очень контрастируют с полицейским участком, который был чуть не маленьким мирком для самого себя. В полицейском участке можно было спокойно оставить где-то четыре часа своей жизни, а то и больше, в то время как другие локации чуть ли не пробегаешь насквозь.

Что касается сценариев Клэр и Леона. Я всегда считал Леона вторым главным героем после Криса и играть за какую-то девчонку (пусть и его сестру) мне вообще не хотелось. Первое мое прохождение выпало на Леона и в общих чертах меня все устроило, хоть и линия с Адой показалась мне довольно сильно натянутой (в плане романтики). Запускал я сценарий Клэр с какой-то странной насторожённостью, боясь сильной вторичности прохождения и… как же ошибся. С прохождением этого сценария я словно поймал вайбы старой доброй AVP, когда на одни и те же локации ты смотришь со слегка другим ракурсом и временем. Вроде все тоже самое, но по-другому. У Леона и Клэр так вообще разные боссы в конце сюжета. Но даже не это меня покорило. Сценарий Клэр показался мне в итоге намного душевнее и человечней Леона. А все благодаря Шэри. Вроде донельзя избитый троп, где условная "мама" спасает условную "дочку", но каждый раз это работает как часы. Вспомните тех же «Чужих». Так что ремейк второго резика оставил у меня довольно приятные впечатления, пусть и по началу сильно фрустрировал своим полицейским участком.

RESIDENT EVIL 3

Выход третьей части для меня был подобен грому средь ясного дня. Спустя всего год на прилавки попала уже новая часть. Я знал, что оригинальная тройка тоже вышла спустя всего лишь полгода после оригинала, но чтобы даже так следовать оригиналу? Это вау. И вроде как все должны радоваться выходу новой-старой части резидента, но вместо этого на игру посыпались множественные притензии в малой продолжительности, порезанном контенте, превращении игры снова в тупенький боевик и так далее. И знаете, я до сих пор не понимаю претензий к трешке. Пусть и довольно смутно помню оригинал, но вроде и он не был таким уж продолжительным и делал куда более сильный упор на экшен составляющую, а не хоррор.

Да простит меня народ, но третья часть моя любимая. Да, она больше экшен. Да, ее можно пройти за три-четыре часа. Да в ней куда меньше головоломок, чем у предшественника. Но именно Resident Evil 3 вернула меня в раннюю юность. Во времена Playstation 3. Времена, когда игры были короткими, но напичканные таким количеством действа, что было просто страшно моргнуть, чтобы ничего не пропустить. Режиссура, графика, персонажи, актерская игра – все на высшем уровне.

Да, игра несется как угарелая, но именно в этой огромной скорости и кайф. Нет времени флегматично бродить по огромным лабиринтам. ЗА ТОБОЙ ГОНИТСЯ ОГРОМНЫЙ НЕУБИВАЕМЫЙ МУТАНТ ПЕРЕРОСТОК КОТОРЫЙ ХОЧЕТ ТЕБЯ СОЖРАТЬ. Некогда тут бродить и осматривать окрестности! Беги! Беги, что есть сил! Справедливости ради Немезис тут действительно ни столько пугает, сколько является поставщиком мощных и брутальных сцен сражений. Да, он выглядит крайне угрожающим и крутым, неубиваемой машиной смерти. Просто, если тот же мистер икс мог давить на нервы своей рандомностью и офигенным саунд дизайном за счет тесных маленьких помещений полицейского участка, то здесь, посреди настоящего хаоса из смерти и зомби, еще один мутант не особо пугает. Да, Немезис может ЖЕСТКО НАПРЯЧЬ в некоторых моментах, но никак не напугать или вызвать панику. Единственный эпизод, где немезис как раз таки напрягает, это момент, где тебе нужно подорвать его бочками или хорошенько накормить пулями чтобы выиграть время для открытия люка.

Третья часть, как по мне, намного лучше работает с персонажами. В химию между Джилл и Карлосом ты веришь. Они общаются между собой и учатся доверять друг-другу на протяжении всей игры. К тому же Карлос не лежен хоть и простенького, но приятного чувства юмора. А Николай? Вполне себя харизматичный циничный наемник, которого так и хочется придушить собственными руками. Джилл как образ и как персонаж отлично сбалансирована. Симбиоз военной выучки и профессионализма вместе с женской хрупкостью. Если честно, то персонаж подобный Джилл должен был быть на месте Эбби во второй The Last Us, а не тот качок в юбке. Я люблю образ сильной женщины и Джилл попадает в него идеально.

За четыре с половиной часа прохождения я получил куда больше эмоций, чем от второй части. Это не делает вторую часть плохой, ни в коем случае. Просто она другая. В третьей части отличный баланс между напряжением хоррора и боевиком, в отличии как раз таки от шестой части, где происходит уже полное безумие с взрывами погонями и странным кунг-фу. На сегодня это моя любимая часть серии.

ИТОГ

Даже и не думал, что написание вроде бы простой статейки про Resident Evil займет у меня так много времени. По мере написания этого блога я переделывал текст снова и снова, пытаясь проследить и осознать свою связь с резидентами. Я никогда не был поклонником этих игр, но сейчас понимаю, что они были со мной с того самого дня, как я начал активно играть и интересоваться видеоиграми. Даже играя в ремейки игр, оригиналы которых я проходил совсем маленьким и не осилил в силу возраста, даже так я чувствую что-то родное в Resident Evil. Вроде ты здесь никогда не был, но что-то внутри откликается и вызывает приятное чувство ностальгии.

И отдельно хотелось бы поблагодарить Васю Гальперова за его Magnum Opus в виде истории серии Resident Evil. Именно благодаря этому труду я, впервые, в 2012 году, попытался нырнуть в лор и сюжет этой зомби-саги, что отдельно помогло относительно безболезненно приобщиться к остальным частям и ремейкам.

Resident Evil одна из тех уникальных серий, что прошли проверку временем и перешли рубеж в 25 лет своей истории! А ведь это дорогого стоит. Эта игра, которая объединила несколько поколений игроков и разработчиков под одной крышей и продолжает привлекать новых игроков. Конечно, резидент никогда не блистал глубокими сюжетами и многогранными персонажами, но он умел преподнести простоту со вкусом и любовью. Именно любовь фанатов и самих разработчиков дает возможность не просто существовать серии сегодня, но и явив индустрии настоящий ренессанс дорогих и качественных хорроров, по которым многие из нас так скучали. И именно Resident Evil я говорю спасибо за то, что вернул к жизни Dead Space, который скорее всего получит вторую жизнь и займет достойное место рядом с резидентом.

В любом случае, Resident Evil 4 уже предзаказан. Если судьба снова пересечет меня с тем другом и он снова предложит мне поиграть в Resident Evil, я с удовольствием составлю ему компанию.


Лучшие комментарии

Парень, тебе еще только 26 лет. Всё еще впереди, 1-2 раза точно заметишь, что игровые вкусы поменялись или эволюционировали.

П.С. пробуй Evil Within если еще не прошел

П.П.С Резик — форева)

Могу предположить, что первые (оригинальные) Резиденты отпугнули ещё и неудобным управлением. Была такая шутка, что самый страшный враг в хоррорах — это управление.
А блог понравился, лови плюс.

Меня ужасно раздражало прицеливание лазером в четверке)) это просто издевательство

Evil Within все прошел на релизе)) Надеюсь, что серию не забросят

Первый Визин навевает приятные воспоминания)

Особенно легендарная Акуму, на которую я решился, вдохновившись Васиными стримами))

Долгое время считал серию унылой и не притрагивался. Типа, ну хоррор про зомби он и есть хоррор про зомби, и то к шестой части серия скатилась в боевик. Хотя прохождение седьмой части не без интереса посмотрел

В какой-то момент я осознал, что купил и прошёл в Стиме большинство игр, которые меня интересовали, но в которые я не мог долгое время поиграть. Хотелось чего-то нового. И тут мне на глаза попался бандл первой и нулевой части по скидке. Подумал: «Ну давааааай… Всё равно не во что толком играть, а серия культовая как-никак» В итоге сам не заметил, как вкатился в первую часть. Затем приобрёл также по скидке бандл ремейков второй-третьей части, потому что понравилось, как они смотрятся по видео. Потом приобрёл и бандл второй трилогии, поняв, что серия-то мне нравится: атмосфера, простенькие, но увлекательные головоломки, ненадоедающий бэктрекинг, нужда экономно и тактически тратить ресурсы и т.д. Ближе к выходу восьмой части купил седьмую, а там и саму Деревню, ещё и дилогию Revelations как-то между делом приобрёл

На данный момент прохожу пятую часть, уже где-то треть пройдена. В коллекции моих любимых игровых франшиз однозначно пополнение

А у меня другая история с серией Резиков: они мне геймплейно очень нравятся, и загадки тоже очень люблю, но в них играла только будучи в прошлых отношениях, а с животными рядом мне слишком страшно :) Нужно, чтобы кто-то под боком сидел, одна не могу.

Друже, если делай все же вычитку текста перед публикацией. Уже очень много ошибок. Особенно учитывая заявление про несколько раз переделанный текст )

Мой фаворит — «Диалогия Уинтерсов». )

Читай также