2 января 2023 2.01.23 5 2040

Ретрогейминг на Mac OS (и не только)

+21

Привет, СтопГейм. Закончился 2022 год, и именно из него у меня имелось особенно острое желание портануться куда-то подальше, в уже ставшее понятным и спокойным прошлое. Приглашаю вас отправиться со мной на 10 лет назад — в 2012 год. Помимо очевидных вех в виде конца календаря майя, общей лёгкой истерии по концу света, и просмотра в кинотеатрах Джанго, Прометея, и очередного Бэтмена, этот отрезок времени интересен ещё и тем, что где-то там стало больше не стыдно использовать ноутбук как игровое устройство. Играть в актуальные игры с нормальными настройками без скидки на мобильность.

Проводником в тот период времени сегодня будет выступать очередной ноутбук за тонны нефти в максимальной комплектации — Apple MacBook Pro 15 mid2012 в исполнении «на заказ». Давайте смотреть, что в него запихнуло Яблоко:

Мохав стоит не просто так - это последняя версия МакОС поддерживающая запуск 32 битных приложений. А так как подавляющее большинство нативных (выпущенных для МакОС, а не портированных с костылями) игр так или иначе задействуют софт не рассчитанный на х64, то это последняя ОС с возможность их запускать. Хотя сам ноут без костылей поддерживает следующую МакОС Каталина. 
Мохав стоит не просто так - это последняя версия МакОС поддерживающая запуск 32 битных приложений. А так как подавляющее большинство нативных (выпущенных для МакОС, а не портированных с костылями) игр так или иначе задействуют софт не рассчитанный на х64, то это последняя ОС с возможность их запускать. Хотя сам ноут без костылей поддерживает следующую МакОС Каталина. 

Нестандартность комплектации выдаёт старший камень от Интел — четырехъядерный восьмипоточный Core I7 3720QM на 2.6-3.6Ггц, являющийся одним из самых производительных мобильных камней того поколения. Помимо камня в ноутбуке 12 года мы видим 16 гигабайт оперативной памяти стандарта DDR3 12800, которые устанавливались мной двумя планками по 8гб примерно в 2016 — изначальная конфигурация включала 8гб двумя планками по 4гб.

МакОСь когда-то подсказывала юзеру варианты апгрейда своего железа. Но те времена закончились около 10 лет назад, увы.
МакОСь когда-то подсказывала юзеру варианты апгрейда своего железа. Но те времена закончились около 10 лет назад, увы.

Да, помимо прочего, это ещё и последний МакбукПро в котором оперативная память не распаяна. Следующее поколение, вышедшее в 2013 году, уже не модернизировалось так гибко, как поколение 2012. Ну да ладно, что там у нас ещё, накопитель данных?

Пусть вас не смущает надпись "Файлы иОС" - это резервные копии пары айфонов, а не занятое операционкой место.
Пусть вас не смущает надпись "Файлы иОС" - это резервные копии пары айфонов, а не занятое операционкой место.

В младших конфигурациях можно было обнаружить разной емкости быстрые жесткие диски, или дорогущие ssd объемом до 512гб. Причём опциональный твердотельник на 512 прибавлял 1000 долларов к стоимости устройства. Оно и понятно — дешевую в производстве TLC память (как во всех современных потребительских ssd) ещё не вывели на рынок в промышленных масштабах. С завода у меня стоял опциональный SSD Apple-Samsung 256gb MLC, который в последствии был заменён однотерабайтным же Самсунгом.

Дефолтная миниатюрка идёт с глянцевым дисплеем. А могли бы и проявить своё внимание к деталям, и в кастомных версиях показывать миниатюрку с матовым!
Дефолтная миниатюрка идёт с глянцевым дисплеем. А могли бы и проявить своё внимание к деталям, и в кастомных версиях показывать миниатюрку с матовым!

Отдельная песня — матрица. У нормальных людей, которые покупали такой МакБук в актуальное время стояли зеркальные матрицы с разрешением 1440:900. В моём же случае была заказана матовая версия экрана с разрешением 1680:1050.

Ну и гвоздём нашей программы является NVIDIA GeForce GT 650M c 1 гигабайтом видеопамяти GDDR5. Если бы не этот 1гб видеопамяти, то это была бы обычная видюха среднего уровня. Захлебнулась она у меня где-то в районе 2015–2016 года на Ведьмаке 3, до этого дав возможность пройти и GTA5, и Ведьмака 2, и ещё массу всего.

В сравнении с Виндой игр под МакОС на порядки меньше, но поиграть без костылей всё равно есть во что: Разные GTA, два Deus Ex- оригинальный 2001 года, и Human Revolution 2011ого, ведро релизов от Aspyr Media, которая занимала около 60% рынка игр для Макинтошей с нулевых по десятые. Из-под её пОртового пера вышла почти вся стопка ролёвок от BioWare, огромное количество всяких номерных Цивилизаций, различные автосимовые творения Codemasters, последние игры из франшизы Tomb Raider. Есть и игры от Larian Studios — почти вся серия Divinity. Всякие SimCity, Mafia, Frostpunk, Spore, вся серия Metro 203*, и масса-масса всего прочего.

Однако мы тут портуемся в 2012, так что, придется испытать полное погружение и во времени, и в шкуру геймера имевшего возможность играть только на этом ноутбуке.

А если так, то нам придётся ставить Windows. Есть масса интересных тезисов относительно таких инсинуаций, от банального «на маке винда работает лучше, чем на обычном компе» до «фу, что за осквернение». На мой субъективный взгляд, конкретно игры под Виндой работают лучше, чем под макОСью. Связано это с тем, что под макОСью работает гибридный режим видеокарт, когда одновременно батрачит и встроенная в камень видюха, и дискретка, за счёт чего возникают различные глюки и повышенная шумность. Под Виндой же встройка отключается наглухо, и система постоянно работает на дискретке без гибридных режимов и мук выбора со стороны энергосберегающего софта. Кстати, об этом софте… Да и в целом, о процессе наката Винды на Мак.

По вполне понятным причинам Винду стало возможным устанавливать на Макинтоши с того момента, как они поменяли архитектуру с Power PC на Intel. И до того момента, как они перешли на CPU своей разработки (М1-М2), которые сейчас используются в ноутах без дискретной графики (Air, младшие 13 дюймовые Pro). Сам процесс установки прост до безобразия (как и любая другая операция пользовательского уровня под МакОСью) — есть отдельное приложение, сразу входящее в ОС, которое за пару тыков позволяет накатить Винду в почти автоматическом режиме, и после установки самой ОСи ещё и ведро драйверов накатывает. Всё ОЧЕНЬ просто. Однако, в конкретно моём случае небольшой конфуз был вызван дровами ГыФорса — более новая версия ломала корректную работу герцовки и яркости монитора. Впрочем, каких-то иных проблем под любой из форточек замечено не было. За тот долгий путь, что этот Мак проделал со мной, на нём успели побывать в качестве альтернативных ОСей и 7, и 8, и 8.1, и 10, и даже 11.

Теперь, когда мы во всеоружии — пошли запускать игорей. Начнём с 2011 года, для разминки.

Что может быть лучше Скайрима в 2011? На самом деле, много чего, но начнём с него. Отличная работа, всё плавно на максималках. Разве что, лучше не переусердствовать со сглаживанием.

Господин Адам Дженсен показывает класс на максимальных настройках. Честно говоря, из всего списка игр, который я подготовил к этой статье Deus EX — Human Revolution является моим фаворитом. Одна из самых шикарных игр того временного периода, и я искренне жду Историю Серии от авторов СГ. Сразу после ИСки по ТЕС и Финалки. (Кстати, Даур, ну когда уже? Мы уже дождались ПиксельРемастера на Свич, а Ты всё пишешь и пишешь!)

На дворе был какой-то 2016 год, или около того, когда я решил познакомиться с серией Пана Сапковского. Вначале, я прочитал все книги, потом поставил на МакОСь первого Ведьмака, прошел, поставил второго, и удивился. Тогда было принято ругать за излишнюю тяжеловесность физический движок Havoc, но по прошествии лет стало понятно, что проблема была исключительно в оптимизации. Работал Witcher 2 нативно под МакОСью, и делал это с заметным натугом. Нет, ничего не тормозило, не лагало, не приходилось скидывать всё на минималки, нет. Просто система охлаждения прогревала стол насквозь, и по звуку Мак походил на взлетающий Боинг. Но Ведьмак был пройден. И не раз. Убийца Королей хоть и не дотягивает по свободе действий до своего последователя, и от него очень сильно воняет левелдизайном времён ПС3 и Хреноящика360, является отличной сюжетной игрой. Больше всего мне в нём нравится шикарно перенятый у BioWare приём пошагового увеличения эпичности происходящего. Мы начинаем с разборок с каким-то головоногим в болоте, и заканчиваем на какой-то эпической сходке всех сильных мира того.

Драконий Век 2 считается провалом серии, хотя на мой личный взгляд, это просто попытка откалибровать компас, по которому БиоВары хотели делать свои РПГ далее. Боёвка и геймплэй оригинала ещё в момент выхода уже вызывали подозрения в архаичности и перемудрёности, так что вторую часть просто пытались как-то притянуть к современным тендециям и стандартам попкорновости. Плохо ли это? Для любителей РПГ 90х- конечно. Для массового игрока — навряд ли. А что до работоспособности на нашем испытуемом — да всё огонь. Если не ударяться в сглаживания, блёр, и не выкручивать свет на максималки, то на них можно выкрутить и детализацию, и текстуры, и шейдеры. Играбельно, плавно, и приятно.

Вообще, серию Драгн Эйдж я люблю, так что вставлю сюда гостя из 2009. Это одна из тех игр, которые приучили меня пылесосить себя полностью. Эх, по ней бы тоже ИСку посмотреть. Сразу после ФФ, Деуса и ТЕС, ага. Ладно, пойдёмте в 2012 уже. А-то что я только старые (относительно МакБука) игры показываю!

2012 год открывает у нас лысый дядька киллер, который отлично работает на максималках. Всё тут хорошо, пойдёмте дальше, пока он нас не заметил.

К серии Душ я совершенно спокоен, и какого-то открытия для себя не обнаружил. Ну игра про перекаты, ну там где-то можно нафантазировать себе лор. Ну сложно, потому что нужно запоминать паттерны поведений мобов и боссов. Не моё, короче говоря. Я лучше проведу вечер в очередном книжном шкафу Ярла из Скайрима, или за чтением имэйлов на компах офиса «Пикус». Работает Prepare to die edition отлично, на максималках, с каким-то конским фреймрейтом. Но геймпад обязателен, если вы вдруг пропустили (как и я) последние лет 10 коллективного экстаза по симуляторам-перекатываний-по-таймингам.

Ох, я играл в Дьяблу 3 на релизе, и это было почти больно. Потом я играл в неё после нерфа аукционов. Потом я играл в неё после Reaper of Souls. Кажется, я её так и не прошел ни разу в соло, чтобы нормально проникнуться сюжетом — постоянные коопы с друзьями. Неизменно было одно — максималки, и отличный фреймрейт. Спасибо, Мак!

Ну, а где Дьябла, там и Торчлайт. Второй, в данном случае. Занятный момент — она у меня есть как и Дьябла, уже 10 лет, но Торчуху я так и не играл нормально. Несмотря на то, что её делали выходцы из Близзард, ответственные за бесспорный мастерпис в лице Дьябло 2, тут чего-то не хватает. Ну не цепляет она так же. Зато производительность на максимуме.

Я, конечно, подрасстроился вместе со всеми, когда итоги моего путешествия сквозь части и года свелись к светофору, но зато играть было очень приятно и красиво. Максималки. И в репликах, и в настройках. Удивительно, что одна и та же компания в один и тот же год умудряется выпускать МЕ3 и ДА2. Я бы порассуждал, почему они не натянули геймплэй МЕ2/3 на ДА2, и зачем нужен был этот поиск золотой середины между МЕ1 и ДА1, но нас ждут следующие игры. Да и вообще, это отдельная тема под выпуск а-ля «История жизнедеятельности BioWare», оставлю это лучше настоящим авторам.

Да нормально всё. Особенно, когда есть пушка, стреляющая пушками. Или она не из этой части? Впрочем, я не много поиграл — не люблю такой жанр, рисованную графику, и безумное безумие.

Нет совершенно ничего безумного в том, чтобы надеяться на стабильную работу хедлайнера графония 2012 года на ноутбуке 2012 года в 2012 году. Да и вышки ещё никому тогда навредить не успели. Честно говоря, я на столько подслеповат в плане прогресса в графике, что с трудом могу увидеть различия между первым Крайзисом 2007ого и третьим ФарКраем 2012ого. Помогите найти 10 отличий плез.

Тут хотя бы Краба можно носить в руках. Ну и, да, it CAN run Crysis.

Дисонорд одна из немногих игр в этой подборке, кто смогла сравняться по тяжести со вторым Ведьмаком. А почему? А потому, что тут тот же Хавок, но чуть лучше оптимизированный. Сама игра совершенный мастплэй, если вы а) ещё не умерли от старости б) являетесь поклонником Thief. Хотя… Даже если нет — всё равно мастплэй. Антураж, сеттинг, атмосфера, пердательства, заговоры, месть… Шикарная история для главного героя.

Серьезный Сэм 3 в актуальное время меня сильно удивил своим переездом в фотореалистичность, и сюжет разбавленный от полного безумия до полного безумия с военной драмой. Ну и графика удивила, тоже. А вот Мак не удивил- нормальная работа на околомаксимальных настройках. Вообще, серия Сэма на КрайЭнджине вызывает у меня искренний восторг своим колличеством настроек графики. Там можно как наколдовать отличную работу игры на тапке, так и повесить пару 4090ти в сли. Шикарная работа!

Честно говоря, я понятия не имею, когда там вышел под Винду Мастер Чиф Коллекшн. Зато я точно помню, что Хэйло Рич вышел в 2012 году. И тут он работает отлично в околомаксималках. На столько отлично, что даже куллеры не всегда начинают косплэить вертолёт. Приз в номинации «Оптимизация года» забирает Коллекция Чифа Мастера, однозначно. Ну и, приятно видеть, как игра в жанре стратегий в реальном времени представленная Стивом Джобсом как эксклюзив для платформы Макинтош через все пертурбации истории всё же работает на Макинтоше спустя около двадцати лет от презентации.

Алан вышел эксклюзивом для хреноящика360 в 2010 году, но в 2012 заглянул и на Винду. Хорроры я не очень люблю, но какое-то время поиграл в него. Мак не испытывает трудностей в отрисовке местного недоHDR, хотя работа со светом тут проведена просто шикарная. Максималки, играбельно, красиво.

И на этом я заканчиваю 2012 год. Но это ещё не конец, так как я припас ещё парочку игр из 2013, просто оценить возможность Мака быть пригодным к играм и после года своей актуальности.

Тут всё как обычно — помешать наслаждаться катсценами постоянных помираний Лары может только излишне выкрученное сглаживание. В остальном — супер.

Старкрафт 2 немного размазался по годам выпуска, но Сердце Улья вышло в 2013, что даёт мне возможность запихнуть его сюда. Особых изменений графики со времен Крыльев Свободы нет, так что всё отлично. Поигрываем с друзьями на досуге, претерпеваем в мультиплеере. Кажется, в Supreme Commander: Forged Alliance у нас получается значительно лучше, но тут же есть «Battlecruiser reporting!»

А на этом по теме статейки всё. Всё вышеперечисленное играется отлично (кроме Вальхлама), и не вызывает никакого ощущения стеснения от слабости железа. Да, были различные модели ноутбуков и до 2012, на которых мы проходили и первый ДрагнЭйдж, и Сталкера, и даже Крайзис (извращенцы), но из моих воспоминаний это всегда было сродни натягивания совы на глобус. Оно работает, конечно, и даже играбельно, но The way it’s meant to be played даже не пахло. А тут у нас уже вот прям ОНО. Закончу ещё небольшой стопкой фоток игр на Маке, да и пойдёмте уже в 2023, с надеждой на светлое-лучшее. Спасибо за прочтение, и до скорого!

Тут у нас каруселька с совсем старьём.

А тут каруселька со старьём помоложе.

Кстати, рассказать вам про MacPro (слева)? Это такой полусервер от Яблока по цене ФордФокуса с конской видюхой, и алюминевым корпусом весом под 40кг.
Кстати, рассказать вам про MacPro (слева)? Это такой полусервер от Яблока по цене ФордФокуса с конской видюхой, и алюминевым корпусом весом под 40кг.

Если есть желание понаблюдать за моими железками, то прошу в мой Телеграм.


Лучшие комментарии

И вновь увлекательно, как обычно. Большое спасибо за труд! Насчет макпро, само собой хотелось бы. Про такой агрегат вообще впервые слышу

Танцы с бубном… Я могу накатать и такое что-то, но это совсем не по тематике СГ будет, как как основная часть танцев будет вокруг софта, дров, и враперов… Но, я подумаю, как бы это завернуть поближе к СГ и подальше от Хабра. Про МакПро будет)

Кому занудно, а кому это и интересно, ахах. В любом случае, жду

При упоминании ретро, каждый раз жду рассказов про танцы с бубном и попытки завести на +- современных системах игры из нулевых. В рамках мака ждал какой-то истории про «никогда бы не подумал, что тут танцы с бубном не понадобятся»

Короче говоря, я получил не то, что ожидал или хотел, но остался куда довольней, чем ожидал. Отличный материал, жду блога про макпро

Спасибо, рад стараться! Про МакПро будет, но занудно и железно) Там такая боль его хотя бы просто обслужить, прям ухх.

Читай также