26 декабря 2022 26.12.22 14 991

God is dead: мнение о Shin Megami Tensei V

+18

Я начала играть в Shin Megami Tensei V еще весной, но потом сделала перерыв в несколько месяцев и вернулась к ней только осенью. Игра была со мной большую часть этого года: в голове или на экране консоли. Она стала моим первым знакомством с миром Мегатена и навсегда меня с ним подружила. 

Токио в руинах

Первое, что меня впечатлило в Shin Megami Tensei V — это дизайн стартовой локации “другого” Токио. Прошла вступительная часть игры с кусочком повседневности и нас переместили на опустевшие улицы города, едва проступающие сквозь песчаные дюны. На песке и держалась вся атмосфера моего знакомства с руинами Токио. Мелкие частицы висели в воздухе, как защитная дымка, а песчинки под ногами переливались в лучах золотистого солнца и будто излучали тепло. Мир, который по логике должен напугать, принял главного героя лучше, чем серо-синяя реальность его школьной жизни. Здания — прямоугольники без изысков, торчащие из дюн, как доказательство того, что для создания запоминающейся игры не обязательно нужна реалистичная графика.

Отправляемся гулять по Токио. Ну или по тому, что от него осталось.
Отправляемся гулять по Токио. Ну или по тому, что от него осталось.

Интерфейс Shin Megami Tensei был для меня слишком сложными — сказывался острый дефицит JRPG в моей жизни. Начиная от экрана сражений и заканчивая фьюженом демонов — я понимала лишь малую часть происходящего. Чем Dyad Fusion отличается от Reverse Fusion? Или от Reverse Compendium Fusion? Даже подсказки Софии, хозяйки World of Shadows, не внесли в это ясность. И почему сохранение игры подписано как Chronicle Deeds? Короче говоря, ничего не понятно, но очень интересно! 

Вокруг было слишком много нового и незнакомого, но игра-то мне все равно нравилась! Поэтому первые несколько часов я плавала на поверхности: атаковала слабые места демонов, лечила своих и набирала в команду первых встречных. Пользовалась только тем, что раньше подсмотрела у мужа в прохождении пятой Персоны. Казалось, что моя стратегия работала: битвы кое-как выигрывались и деньги зарабатывались (хотя их я тратила только на восстановление своей пати у фонтана). Поэтому я шла дальше по миру и не слишком пыталась разобраться во всем остальном.

Это я, когда начинала понимать очередную механику боевой системы SMT
Это я, когда начинала понимать очередную механику боевой системы SMT

Но довольно быстро игра мне намекнула, что такой подход здесь не прокатит. Мне стали подкидывать противников, которых я не могла победить тупым выбиванием WEAK. Пришлось напрячь извилины и разобраться в статусных эффектах и начать наконец фьюзить новых демонов с более подходящими мне скилами. Оказалось, победить надоедливого демона легче, если кинуть ему двойное снижение атаки, а перед ультой — Seal на все его способности. Игра до самого конца давала мне все новые испытания и подталкивала к изучению нового. 

Менеджмент демонов для начинающих

Больше всего в SMT V мне понравилось создавать новых демонов, добавлять себе и им перед важным боем нужные скилы и резисты через Essence Fusion и в целом работать менеджером своей демонической команды. Какой-нибудь босс, перегородивший путь к следующей локации, приносил удовольствие не только интересным боем, но и самой подготовкой к нему. Меня даже не смущали первые сражения по 20-30 минут, которые все равно завершались моей смертью. Наоборот, с каждым таким разом хотелось стать сильнее и умнее, чтобы наконец доковырять сильного демона и продвинуться дальше по сюжету.

Хи-хо! Теперь я лично знакома с Джеком Фростом, который стал чуть ли не самым главным символом компании Atlus.
Хи-хо! Теперь я лично знакома с Джеком Фростом, который стал чуть ли не самым главным символом компании Atlus.

Ну и похвалю дизайн демонов! Мне не только захотелось обзавестись артбуком из лимитированного издания, но и (шок!) постоянно держать его рядом и листать. Все нарисованы с любовью: начиная от милашек вроде котика в сапогах и заканчивая всякими дамами с кишками наружу. Но мой фаворит — это потрясающе красивый Чернобог из славянской мифологии, которого украсили россыпью грибов. Кстати, в Shin Megami Tensei даже нашлось место бурятскому духу Муу Шубуун. Спасибо разработчикам, которые добавили описание к каждому из демонов — было очень интересно читать. Получился такой небольшой экскурс по мифологиям разных стран и культур. 

Все атаки демонов прекрасно анимированы. Здесь нет ленивого подхода, как в Покемонах. Если демон делает кусь или царапает врага когтями — на экране появится соответствующая анимация. Атака холодом превратит врага в ледяную скульптуру, а статусный эффект Sleep заставит демона сползти на пол и смачно похрапывать. А какими красивыми бывают всякие специальные атаки! Один из демонов, например, мог материализовать огромную раскаленную сковородку и тут же начать водить ей по головам подгорающих врагов.

Иногда встретившиеся в бою демоны могут начать диалог. С моей Русалкой заговорил Келпи, водяной дух из шотландской мифологии. Тему выбрали интересную для обоих — утопление моряков.
Иногда встретившиеся в бою демоны могут начать диалог. С моей Русалкой заговорил Келпи, водяной дух из шотландской мифологии. Тему выбрали интересную для обоих — утопление моряков.

Самый лучший саундтрек

Саундтрек отлично дополняет упадническое настроение мира Shin Megami Tensei V. Но при этом не стесняется уходить в более позитивные ноты. Например, когда сопровождает разговор с очередным демоном-остряком. В игре фоновая музыка меняется при переходе из одной части карты в другую. И делает она это максимально бесшовно. Например, спрыгиваешь на нижний уровень локации Chiyoda и звуки на фоне становятся более мрачными и тягучими — под стать темным оврагам с кучей опасных демонов. Открытие каждой новой локации меня невероятно радовало. Ведь я не только посмотрю на ее дизайн, но и услышу новую музыку на фоне!

Нахобино и его честные 100 баллов по шкале фотогеничности. 
Нахобино и его честные 100 баллов по шкале фотогеничности. 

Он действительно стал для меня лучшей музыкальной находкой этого года наравне с остом Neon White. По духу он очень напомнил первый альбом HEALTH. А трек -dancing crazy murder- так вообще можно подкинуть в их сборник ремиксов 2008 года Health//Disco и никто не вычислит самозванца. Atlus, в отличие от некоторых, спокойно выкладывают осты к играм на стриминговые сервисы. Поэтому все 117 треков из оригинального саундтрека Shin Megami Tensei V звучали в нашем доме весь этот год. Но мы еще на всякий случай купили его пятидисковое издание с буклетом — теперь оно стоит на полке, радует взгляд и ждет появления в доме хоть одного девайса, способного проигрывать CD. 

 

Хорошо, но мало

Сюжет для меня не стал самой сильной стороной Shin Megami Tensei V. Но все-таки я полюбила эту игру за интереснейшую боевую систему и общую атмосферу мира в руинах. Так что все сюжетные недосказанности заставляли меня включать воображение и додумывать героям свои мысли и мотивы. Но, конечно, хотелось больше узнать про парочку Shohei Yakumo и Nuwa, а также получить побольше сюжетных квестов уровня спасения школьников от демона Lahmu. Я была бы безумно счастлива, если бы разработчики увеличили масштаб игры и расширили сюжетную линию. 

Я задержалась в игре дольше среднего времени прохождения. Чтобы дойти до финала мне потребовалось более 70 часов. Это я еще не закрыла все подай-принеси квесты и не собрала всех Миманов — маленьких безобидных существ, которых нужно вернуть владельцу магазина в обмен на валюту для прокачки. Потом я обязательно вернусь, чтобы закрыть все долги и еще раз побегать по населенному демонами Токио. Хочется выбить для себя еще пару десятков часов в этом потрясающем мире, из которого так не хотелось уходить в конце игры.

Как показала начатая недавно Shin Megami Tensei III Nocturne, эти светящиеся цилиндры и раньше отвечали за быстрое перемещение. В пятой части они используются только для прыжков между двумя версиями Токио.
Как показала начатая недавно Shin Megami Tensei III Nocturne, эти светящиеся цилиндры и раньше отвечали за быстрое перемещение. В пятой части они используются только для прыжков между двумя версиями Токио.

Что не понравилось

Признаюсь, меня немного задушнили местные данжи: Demon King’s Castle и The Temple of Eternity. И если в королевском замке хотя-бы попадались интересные механики с потоками воздуха, то беготня по храму от демонов меня уж совсем утомила. Так и хотелось скорее выпустить Нахобино на волю — в узких коридорах ему явно было слишком тесно. Оба данжа встретились мне во второй половине игры и казалось, что так разработчики пытались растянуть время прохождения, не делая нового контента. 

После Shin Megami Tensei V я уже успела немного поиграть в две другие игры от Atlus: Tokyo Mirage Sessionsи ремастер Shin Megami Tensei III Nocturne. Там тоже есть данжи, но они приятные для прохождения и интересные! Возможно, это проблема во мне и когда-нибудь я пойму прелесть лабиринтов пятой SMT. Но сейчас они мне портят настроение и злят. Но эти данжи не смогли повлиять на мое общее впечатление об игре.

А можно поскорее выйти наружу?
А можно поскорее выйти наружу?

Я без сомнения назову Shin Megami Tensei V своей игрой этого года. В ней меня покорило всё: уникальный дух умирающего мира, щепотка богохульства, фантастический саундтрек и сложная боевая система, которую я смогла освоить и полюбить. Теперь я внимательней присматриваюсь ко всем прошлым релизам Atlus и с нетерпением жду новых игр в серии Shin Megami Tensei или ремастеров старых.


Лучшие комментарии

ждет появления в доме хоть одного девайса, способного проигрывать CD.

То самое чувство, когда у тебя дома 8 устройств, способных проигрывать CD...))

Спасибо за текст, было любопытно почитать мнение. Сам пока игру отложил, так как немного переел Мегатенов после Soul Hackers 2, Tokyo Mirage Sessions и Persona. После передышки снова сяду, уж больно стильная, красивая и богатая внутреннее вещь. Тем более, что на свитче ее можно проходить в любом удобном формате.

А Tokyo Mirage Sessions, к слову, великолепная, и, имхо, недооцененая вещь

Я Tokyo Mirage Sessions начинала сразу после прохождения SMT V. И сейчас понимаю, что надо было делать между ними небольшой перерыв. Так как на контрасте с Shin Megami Tensei она показалась уж очень анимешной. Хотя впечатления в целом оставила хорошее. Доиграю в неё позже. В планах тоже пройти Soul Hackers 2 и все Персоны, до которых смогу дотянуться)

У SMT V высокий порог вхождения. Явно не первая игра для начала знакомства с серией. Проще например погонять в Персоны, они полегче. Игра хороша (хотя я из SMT прошёл только III — V части, до спин-оффов пока не дотянулся).

Tokyo Mirage Sessions #FE хороша, типичная jrpg. По сути кроссовер между SMT и FE (Fire Emblem).

Да, сюжета там маловато, но я готова простить это игре. Скромный дизайн локаций с минимумом деталей мне наоборот понравился) Это общее ощущение опустошенности и одиночества хорошо проявилось в окружении, как мне кажется. С предыдущими частями не могу сравнивать — пока только в Nocturne поиграла часов пять.

Тут да, я больше говорю в сравнении. Просто было ощущение, что почти каждая локация состоит из одинаковых блестящих ассетов домов Unreal Engin'а. Мне не хватало eerie feeling из остальных частей, но в целом игру всё ещё люблю, но к последующим релизам отношусь скептично (учитывая нынешние акценты студии).

Кстати, подземелья в пятёрке еще щадящие, в Strange Journey есть такое чудо:

Какой лучше выбрать для смт5? И где ключи взять?

Удачи в нелегком деле, это очень объемные игры)

О, как раз планировал попробовать сыграть на эмуляторе(раз русик есть). Есть вопрос к знатокам. Гугление не выдало новых инструкций по эмулятору, все они датируются годом назад. Там нужно какие-то 2 эмулятора установить и сейвы отдельно скачивать. Может кто дать актуальную инструкцию по установке эмулятора(какого именно) и этой игры? Буду крайне благодарен.

Инструкций полно в интернете. За год они не поменялись. Эмулей всего 2: Yuzu и Riujinx. Нужно ставить и пробовать, разные игры лучше идут не одном или другом. Для обоих нужны ключи, ставьте 15.0.1, для Riujinx последняя прошивка. Настроек в них минимально: OpenGL или Vulkan (лучше), разрешение, настройки касающиеся кеша. Никакие сейвы ставить не нужно. SMT V должна хорошо работать.

Установите и пробуйте. SMT V я проходил на свиче, на Riujinx — Xenoblade Chronicles 3 и Bayonetta 3, на Yuzu — Yoshi's Crafted World с сыном. Вводите в поисковике «15.0.1 prod keys», «switch firmware 15.0.1», и устанавливаете. Для Yuzu нужны только ключи. По настройкам эмулей есть куча гайдов, там настраивать особо нечего, всё очень легко.

Я думаю, это связано с культурой самой Японии, которая очень плотно связана с духовным миром.

Честно говоря, к игре смешанные чувства. Она вроде бы и поддерживает атмосферу серии, музыка планку держит, но… чего-то в ней не достает.

Наверное из-за слабого сюжета. Можно назвать его минималистичным в духе Ноктюрна, но он далеко не той выдержки и слишком разрозненный. Если попробовать представить в голове события и персонажей, то едва ли вырисовывается единая картина.

И второй элемент — однообразный открытый мир. Локации в предыдущих частях мне показались более интересными.

Читай также