16 декабря 2022 16.12.22 3 1026

Игра 2022 года: мнение о Xenoblade Chronicles 3

+11

Все лето я играл только в трилогию Ксеноблейд. Это было мое личное Ксеноблето 2022. Я прошёл сюжет, развил всех героев, остановился на 92 уровне. На все это у меня ушло 130 часов. Я не закончил часть сайдквестов, чтобы вернуться с выходом сюжетного DLC.

 Третья часть сделала то, что не смогли две предыдущие — разбила мне сердце и заставила наматывать сопли на кулак. Я не нежная курочка, но игре удалось меня растрогать.

Ноа и Мио за секунду до столкновения лбами
Ноа и Мио за секунду до столкновения лбами

Столкновение идеологий

Меня полностью удовлетворили глобальная история, сюжет и финал. Немного огорчен, что в этот раз без «вот это поворотов», которые случались ближе к финалу первых двух игр, но зато без очередного пересказа истории Клауса и прочих. Если первые две части трилогии рассказывали об одном событии и последующем становлении миров, то Xenoblade Chronicles 3 выпустила эти миры на волю и дала им возможность столкнуться в буквальном и идеологическом смыслах.

Игра рассказывает о двух непримиримых народах, которые воют между собой до тех пор, пока группа молодых людей не открывает им глаза на правду. Затем народы начинают воевать с вышестоящим руководством и насаждаемым режимом. А все потому, что ничего кроме ремесла войны они не знают и не умеют. В этом смысл их короткой жизни — умереть на поле боя или прожить десять лет и попасть на церемонию «Вознесения». Если ты достаточно ловкий, смелый и умелый, чтобы не пасть в бою, то ты все равно умрешь под звуки флейты и в объятиях своей королевы. Благодатная почва, чтобы расцвели талантливые выскочки, которые решат выяснить «а что там с наши будущим? почему мы должны следовать этой тупой участи? что делать, если хочется еще пожить?».

Запретите-ка вот это!
Запретите-ка вот это!

Спасибо каналу Тори на Ютубе, которая рассказывает о жизни в Японии, старении нации, начальниках-консерваторах, которые держатся за «бесконечное сейчас». Используют в работе диски и дискеты, согласовывают документы через факс, требуют личного присутствия, проставления печатей и т. д. Так стало еще понятнее, кто такие начальники-Мёбиусы и молодые специалисты Уроборосы, и что Xenoblade Chronicles 3 фактически про актуальную социалочку и критикует устройство современной Японии.

Xenoblade Chronicles 3 могла бы стать отличным антивоенным высказыванием, если бы в игру добавили нелетальные способы нейтрализации врагов. А то с одной стороны наши герои транслируют идеи бессмысленности войны, а с другой достают ножи как только на горизонте замаячит редкий жирный таракан 103 левела.

Несмотря на отсутсвие втф-поворотов из первой части и втф-локаций из второй, Xenoblade Chronicles 3 умеет сыграть на чувствах игрока и имеет собственные втф-моменты в рукаве. Сюжет подается равномерно, следить за происходящим было интересно, а сайд-квесты и вовсе лучшие во всей серии.

Мёбиус-сигнал, пора творить злодеяния!
Мёбиус-сигнал, пора творить злодеяния!

Персонажи-герои, которые могут присоединиться к нашей команде, отличаются характером, настроением, чувством юмора и отношением к творящемся событиям. Их рассуждения и мысли помогают составить собственное мнение, благодаря чему игра не заваливается на один бок и не придерживается какой-то единой морали.

Тут тебе и практически дословное цитирование «Облачного атласа» Дэвида Митчелла о принадлежности наших жизней, и границы, при которых отважность становится признаком суицидальных наклонностей, и умение прощать врага, особенно если он помогает на грядке сажать картошку.

А еще в XC3 самые не бесячие нопоны в мире! Рику настоящий джентельмен с голосом альфа-самца, а Манана ответственна за весь забавный кринж
А еще в XC3 самые не бесячие нопоны в мире! Рику настоящий джентельмен с голосом альфа-самца, а Манана ответственна за весь забавный кринж

Для каждого героя нужно выполнить два сайд-квеста — один при знакомстве и еще один при соблюдении определенных условий. В разделе меню «Герои» заботливо описано, что нужно сделать, чтобы повысить персонажа и получить дополнительный квест. Третья часть вообще самая удобная, понятная и приятная игра в мире с кучей подсказок, настраиваемыми комбинациями кнопок и навигацией по миру и вообще.

И, господитыбожемой, истории Аширы, Мияби и Зиона не просто наваливают лора с горкой, они еще тупо интереснее, чем квесты половины главных героев. Обязательно прокачайте Мияби — ее квест с кулинарным поединком, пожалуй, самый смешной, трогательный и уютный во всей игре.

На скрине выше отличный пример сайд-квеста. Иногда NPC отправляют сообщение с просьбой пойти-принести конкретный предмет. Но в этот раз что-то пошло не так. Я подумал, что игра забаговала, а оказалось, что это NPC попал в беду и специально отправил такое сообщение, чтобы на него обратили внимание, проверили в чем дело и помогли выбраться из пещеры.

Дивный новый открытый мир

Прошлые части серии были по моим меркам «мелковаты». Там и высокоуровневых обезьян толком не обойти, чтобы не нарваться на какого-нибудь высокоуровневого грёбаного птеродактиля, и герои прыгали, как будто в киселе, а в XC2 еще и лут собирать было неудобно — подходишь к светящейся точки, нажимаешь кнопку, посмотрел анимацию, собираешь. Xenoblade Chronicles 3 стала больше, шире и выше. Кто-то жалуется, что мир совершенно пустой. В свою очередь замечу, что предыдущие части тоже не хвастались наполнением. Шутка ли, первую часть серии я хотел бездумно быстренько пробежать, но влюбился по уши на локации, которая одновременно мост и меч одного из титанов, воткнутый в тело другого титана. Все локации до этого просто были, я там что-то делал. Желания проверить каждый угол и заглянуть под каждый камень не возникало.

Твой выбор: «дать пять» или «встать и уйти с недовольным лицом»
Твой выбор: «дать пять» или «встать и уйти с недовольным лицом»

Здесь же нужно искать сундуки с полезными монетками, эфир, трупы солдат, которых нужно отпеть и «отправить душу на тот свет», вопросики с сайд-квестами и подмечать тросы, по которым получится передвигаться с середины игры.

Каким-то образом именно третья часть своим бездыханным миром и отсутствием разъяснений заставила ковыряться в истории. Мне было интересно прогуливаться по колониям, подслушивать чужие разговоры, а потом обсуждать услышанное внутри команды во время обеда. Иногда это были серьезные разговоры о том, какие все молодцы, а иной раз становились поводом для забавной перебранки между Ланцем и Юни, чья манера поведения напоминала персонажей великолепной актрисы Кэтрин Тейт. В игре очень много сквернословят, имейте в виду!

Боёвка «без огонька»

Боевая система Xenoblade Chronicles 2 в свое время отпугнула меня от игры. Я читал описание, ничего не понимал, расстраивался, опускал руки и думал, что это все не для меня, пойду в свои неторопливые пошаговые бои, кастовать хаму, медию и ракукажу.

Конечно, все приходит с опытом, поэтому я научился ускорять автоатаки, накладывать сферы и разбивать их цепными атаками, накладывать печати, чтобы враги не призывали подмогу, и испытывал восторг каждый раз, когда план срабатывал. Я закрывал глаза на фан-сервис, бесячих ме-ме-мекающих нопонов, неинтересных мне персонажей и прочие недостатки XC2, потому что в нее было тупо весело и интересно играть.

Месиво на первый взгляд и весело по ощущениям
Месиво на первый взгляд и весело по ощущениям

В Xenoblade Chronicles 3 тоже весело играть, но цепные атаки больше не такие эпичные и захватывающие, как раньше. Больше нельзя повесить на врага условную сферу огня и разбить ее атаками водной стихии. Вместо этого надо построить цепочку атак так, чтобы два твоих сопартийца превратились в Уробороса и запинали врага. Есть в цепных атаках свой элемент тактики, поскольку нужно за три хода (или больше) собрать как можно больше процентов урона, сделать overkill и получить дополнительный опыт.

В остальных аспектах боевая система лучше во всём и остается для меня самой лучшей в сравнении с другими современными JRPG. Сражение не переносится на отдельную локацию, индикатор всегда покажет позиционирование, на земле отмечаются зоны действия бафов и место, куда можно отбежать подлечиться.

В бою можно переключиться на любого персонажа и применить способность. Встречал мнение, что у сопартийцев тупой ИИ, но мне повезло больше — если через меню tactics даешь команду, чтобы придержали свои атаки и готовились к комбо, то комбо срабатывало почти всегда. Комбо не срабатывало, когда я сам затупил.

Когда впервые увидел трейлер игры, то очень сильно приуныл от интерфейса. Какие-то иконки справа, слева, зачем-то Fusion, что вообще происходит? Мне же из-за этих всех штук вообще ничего не видно! Оказалось, что во время боев игра превращается в припадочное месиво, и как раз нужно следить не за происходящим на экране, а за интерфейсом — видимость нулевая, иду по приборам. Смотришь на интерфейс и понимаешь готова ли атака, куда нужно отойти, кто из союзников при смерти (Сена, конечно же!) и можно ли уже прожимать цепную атаку или подождать третий уровень Интерлинка.

Наелись и спят
Наелись и спят

Не нравится бить на передовой или просто хочется отдохнуть? Это же «ролевая игра»! Можно переключиться на персонажа поддержки, лечить, кидать баффы-дебаффы и заканчивать комбо-удары. В Xenoblade Chronicles 3 на удивление не так уж сложно и одновременно весело играть за все классы. А при помощи Fusion-способностей можно создать себе хоть дамагера с умением лечить, хоть лекаря с двумя пистолетами, хоть настоящую «ведьму», специализирующуюся на проклятиях.

Как это всё звучит

Само собой, что в игре, где двое главных героев специализируются на отпевании погибших соратников, музыка будет играть важную роль. И с саундтреком Xenoblade Chronicles 3 у меня непонятные отношения.

Идеальный саундтрек для меня тот, который отлично работает в отрыве от произведения. До прихода в церковь имени Нинтендо в последний раз я покупал саундтрек к игре и слушал, как отдельный альбом одиннадцать лет назад. Это был ост третьего Макса Пейна от любимых HEALTH.

Я обожаю саундтрек первой Xenoblade Chronicles, мне нравится саундтрек второй части — могу по памяти наиграть мелодии и перенестись в воспоминаниях в Колонию 9 или на поля Гормотта. Тем не менее саундтрек Xenoblade Chronicles 2 казался мне слишком героическим, помпезным, самую малость избыточным, он как будто кричал мне «послушай, какой я замечательный, срочно влюбляйся в меня!». Это что, какой-то чертов Дисней?

 

Главная тема игры

В Xenoblade Chronicles 3 музыка как будто проще, более «фоновая», если позволите, менее броская. Он не пытается с ходу понравиться и прилагает усилия, чтобы перетянуть одеяло на себя и переключить внимание игрока.

Основаная музыкальная тема игры, конечно, вне конкуренции. Она трогательная, одновременно печальная и воодушевляющая. Но вместе с тем, я провел в игре больше времени, чем в предыдущих частях, но из ярких моментов могу с ходу вспомнить музыку в битвах с Мёбиусами и в песчаной локации, где под конец появляются гнетущие струнные, будто взятые у Клинта Мэнселла из «Реквиема по мечте».

 

Dannagh Desert

Композитор Ясунори Мицуда хотел добиться аутентичности и стремился создать звук, который раньше никто не слышал. Поэтому флейты Ноа и Мио созданы с нуля. Приведу отрывок из интервью с разработчиками Xenoblade Chronicles 3.

Перед тем как Ясунори Мицуда начал писать музыку, он сказал: «Давайте сделаем флейты». Я удивился, зачем нам их делать. Но господин Мицуда добавил: «Сделав флейты с нуля, вы сможете создать звук, которого раньше никто не слышал». Мы заранее сказали господину Мицуде, что Тэцуя Такахаси хочет переплести две мелодии Ноа и Мио в одно музыкальное произведение. Господин Мицуда, похоже, решил, что создание флейт с нуля позволит ему свободно выбрать гамму и легче выразить себя. Кроме того, он сказал мне, что тот факт, что те же самые флейты, которые используются в игре, существуют в реальной жизни, будет убедительным и уникальным. Это показалось мне интересным и я решил попробовать.

Ко Кодзима, продюсер и режиссер игры

Может быть саундтрек Xenoblade Chronicles 3 это не самая яркая лампочка в гирлянде, но я обязательно куплю его, если он официально выйдет на диске или в цифре, и посмотрю, как сработает моя память. Растекусь ли я в радостной улыбке узнавания и теплых воспоминаниях об игре или буду с негодованием задаваться вопросом «а где там играл этот трек?».

Моя самая любимая JRPG

Фанаты Xenoblade Chronicles называют игру «лучшей JRPG за последние 10 лет». Между прохождением и написанием текста мне удалось поиграть в несколько других JRPG, которые не удостоились таких же эпитетов. Знаете, готов согласиться с фанатами! Xenoblade на фоне других выглядит не просто прорывом и технологическим чудом, особенно когда играешь на розовой бздюльке Switch Lite, но и с легкостью укладывает на лопатки конкурентов в подаче истории, боевой системе, режиссуре катсцен, масштабах и умении «не перебарщивать».

Мне когда со всех сторон продавали пятую Персону Роял, то говорили, что там ТАКАЯ игра, там ТАКИЕ персонажи, что в конце ты как будто с друзьями прощаешься и больно отпускать. Вот с Персоной у меня такого не было, а некоторым ребяткам из команды Джокера попросту хотелось дать по морде. Зато «этот момент расставания» случился с Xenoblade Chronicles 3. Действительно, как будто с друзьями попрощался.

И то, что у меня на полках стоят фигурки персонажей из Персоны говорит лишь о том, что Good Smile Company необходимо как можно быстрее взяться за ум и напечатать всю шестерку главных героев с нопонами как минимум в рамках серии Pop Up Parade. Возьмите мои деньги, я беру оптом.

Пора сворачиваться

Xenoblade Chronicles 3 — это моя игра года. Единственная, в которой я провел 130 часов без мысли о том, что где-то чего-то не хватает, душновато, затянуто и слишком много пустых бесед и ненужных реплик, потому что ты тоже член команды, а значит должен высказаться (привет, Trails From Zero и Persona 5). Мало какая игра способна удержать мое внимание так долго и не надоесть. Для меня XC3 является лучшей во всей трилогии и уступает только в боевой системе из Xenoblade Chronicles 2.

Игра с неидеальным сюжетом, который может рассыпаться, если задать пару-тройку уточняющих вопросов о мироустройстве. Я это понимаю, но мне достаточно эмоций и впечатлений, которые я с радостью променяю на рациональное объяснение. Я из тех, кто любит удивляться фокусам, а не разбираться в том, как они работают.


Лучшие комментарии

Хороший текст, спасибо. Было любопытно увидеть еще одну точку зрения на одну из любимых игр этого года. Разве что я не соглашусь со званием «любимой игры на все века» — у меня это Xenoblade Chronicles 2. Вкусы к играм у нас разнятся — и это нормально. Третья, для меня, не смогла переплюнуть вторую — мне меньше понравились сюжет и музыка, однако персонажи хороши и там и там, лор мощнее у второй, а флоу\геймплей больше понравились в третьей. В обоих играх пришлось рыдать в конце и многократно пересматривать финальную сцену, чтобы все уложить в голове)

Ну и по XC2 я набрал мерча — оригинальные + фан-артбуки, фигурки Пайры и Митры)

Тоже надеюсь на релиз фигурок из XC3 — особенно Мио, Юни и Сены. Не говоря уже о касте Героев, где есть парочка, которые бы отлично смотрелись на полке.

Да замечательная игра вышла, от начального " аниме " ( первые 20ч игры / кат сцен ) был прост восторге. Но первую все равно люблю больше.

Очень надеюсь что к выходу dlc / аддона выйдет патч с новым уровнем сложности и я вернусь в этот мир еще раз .

Спасибо. Я тоже мечтаю о фигурках. Надеюсь, что удастся хотя бы урвать грядущие амиибки Пайры и Мифры.

Читай также