Все лето я играл только в трилогию Ксеноблейд. Это было мое личное Ксеноблето 2022. Я прошёл сюжет, развил всех героев, остановился на 92 уровне. На все это у меня ушло 130 часов. Я не закончил часть сайдквестов, чтобы вернуться с выходом сюжетного DLC.
Третья часть сделала то, что не смогли две предыдущие — разбила мне сердце и заставила наматывать сопли на кулак. Я не нежная курочка, но игре удалось меня растрогать.
Столкновение идеологий
Меня полностью удовлетворили глобальная история, сюжет и финал. Немного огорчен, что в этот раз без «вот это поворотов», которые случались ближе к финалу первых двух игр, но зато без очередного пересказа истории Клауса и прочих. Если первые две части трилогии рассказывали об одном событии и последующем становлении миров, то Xenoblade Chronicles 3 выпустила эти миры на волю и дала им возможность столкнуться в буквальном и идеологическом смыслах.
Игра рассказывает о двух непримиримых народах, которые воют между собой до тех пор, пока группа молодых людей не открывает им глаза на правду. Затем народы начинают воевать с вышестоящим руководством и насаждаемым режимом. А все потому, что ничего кроме ремесла войны они не знают и не умеют. В этом смысл их короткой жизни — умереть на поле боя или прожить десять лет и попасть на церемонию «Вознесения». Если ты достаточно ловкий, смелый и умелый, чтобы не пасть в бою, то ты все равно умрешь под звуки флейты и в объятиях своей королевы. Благодатная почва, чтобы расцвели талантливые выскочки, которые решат выяснить «а что там с наши будущим? почему мы должны следовать этой тупой участи? что делать, если хочется еще пожить?».
Спасибо каналу Тори на Ютубе, которая рассказывает о жизни в Японии, старении нации, начальниках-консерваторах, которые держатся за «бесконечное сейчас». Используют в работе диски и дискеты, согласовывают документы через факс, требуют личного присутствия, проставления печатей и т. д. Так стало еще понятнее, кто такие начальники-Мёбиусы и молодые специалисты Уроборосы, и что Xenoblade Chronicles 3 фактически про актуальную социалочку и критикует устройство современной Японии.
Xenoblade Chronicles 3 могла бы стать отличным антивоенным высказыванием, если бы в игру добавили нелетальные способы нейтрализации врагов. А то с одной стороны наши герои транслируют идеи бессмысленности войны, а с другой достают ножи как только на горизонте замаячит редкий жирный таракан 103 левела.
Несмотря на отсутсвие втф-поворотов из первой части и втф-локаций из второй, Xenoblade Chronicles 3 умеет сыграть на чувствах игрока и имеет собственные втф-моменты в рукаве. Сюжет подается равномерно, следить за происходящим было интересно, а сайд-квесты и вовсе лучшие во всей серии.
Персонажи-герои, которые могут присоединиться к нашей команде, отличаются характером, настроением, чувством юмора и отношением к творящемся событиям. Их рассуждения и мысли помогают составить собственное мнение, благодаря чему игра не заваливается на один бок и не придерживается какой-то единой морали.
Тут тебе и практически дословное цитирование «Облачного атласа» Дэвида Митчелла о принадлежности наших жизней, и границы, при которых отважность становится признаком суицидальных наклонностей, и умение прощать врага, особенно если он помогает на грядке сажать картошку.
Для каждого героя нужно выполнить два сайд-квеста — один при знакомстве и еще один при соблюдении определенных условий. В разделе меню «Герои» заботливо описано, что нужно сделать, чтобы повысить персонажа и получить дополнительный квест. Третья часть вообще самая удобная, понятная и приятная игра в мире с кучей подсказок, настраиваемыми комбинациями кнопок и навигацией по миру и вообще.
И, господитыбожемой, истории Аширы, Мияби и Зиона не просто наваливают лора с горкой, они еще тупо интереснее, чем квесты половины главных героев. Обязательно прокачайте Мияби — ее квест с кулинарным поединком, пожалуй, самый смешной, трогательный и уютный во всей игре.
На скрине выше отличный пример сайд-квеста. Иногда NPC отправляют сообщение с просьбой пойти-принести конкретный предмет. Но в этот раз что-то пошло не так. Я подумал, что игра забаговала, а оказалось, что это NPC попал в беду и специально отправил такое сообщение, чтобы на него обратили внимание, проверили в чем дело и помогли выбраться из пещеры.
Дивный новый открытый мир
Прошлые части серии были по моим меркам «мелковаты». Там и высокоуровневых обезьян толком не обойти, чтобы не нарваться на какого-нибудь высокоуровневого грёбаного птеродактиля, и герои прыгали, как будто в киселе, а в XC2 еще и лут собирать было неудобно — подходишь к светящейся точки, нажимаешь кнопку, посмотрел анимацию, собираешь. Xenoblade Chronicles 3 стала больше, шире и выше. Кто-то жалуется, что мир совершенно пустой. В свою очередь замечу, что предыдущие части тоже не хвастались наполнением. Шутка ли, первую часть серии я хотел бездумно быстренько пробежать, но влюбился по уши на локации, которая одновременно мост и меч одного из титанов, воткнутый в тело другого титана. Все локации до этого просто были, я там что-то делал. Желания проверить каждый угол и заглянуть под каждый камень не возникало.
Здесь же нужно искать сундуки с полезными монетками, эфир, трупы солдат, которых нужно отпеть и «отправить душу на тот свет», вопросики с сайд-квестами и подмечать тросы, по которым получится передвигаться с середины игры.
Каким-то образом именно третья часть своим бездыханным миром и отсутствием разъяснений заставила ковыряться в истории. Мне было интересно прогуливаться по колониям, подслушивать чужие разговоры, а потом обсуждать услышанное внутри команды во время обеда. Иногда это были серьезные разговоры о том, какие все молодцы, а иной раз становились поводом для забавной перебранки между Ланцем и Юни, чья манера поведения напоминала персонажей великолепной актрисы Кэтрин Тейт. В игре очень много сквернословят, имейте в виду!
Боёвка «без огонька»
Боевая система Xenoblade Chronicles 2 в свое время отпугнула меня от игры. Я читал описание, ничего не понимал, расстраивался, опускал руки и думал, что это все не для меня, пойду в свои неторопливые пошаговые бои, кастовать хаму, медию и ракукажу.
Конечно, все приходит с опытом, поэтому я научился ускорять автоатаки, накладывать сферы и разбивать их цепными атаками, накладывать печати, чтобы враги не призывали подмогу, и испытывал восторг каждый раз, когда план срабатывал. Я закрывал глаза на фан-сервис, бесячих ме-ме-мекающих нопонов, неинтересных мне персонажей и прочие недостатки XC2, потому что в нее было тупо весело и интересно играть.
В Xenoblade Chronicles 3 тоже весело играть, но цепные атаки больше не такие эпичные и захватывающие, как раньше. Больше нельзя повесить на врага условную сферу огня и разбить ее атаками водной стихии. Вместо этого надо построить цепочку атак так, чтобы два твоих сопартийца превратились в Уробороса и запинали врага. Есть в цепных атаках свой элемент тактики, поскольку нужно за три хода (или больше) собрать как можно больше процентов урона, сделать overkill и получить дополнительный опыт.
В остальных аспектах боевая система лучше во всём и остается для меня самой лучшей в сравнении с другими современными JRPG. Сражение не переносится на отдельную локацию, индикатор всегда покажет позиционирование, на земле отмечаются зоны действия бафов и место, куда можно отбежать подлечиться.
В бою можно переключиться на любого персонажа и применить способность. Встречал мнение, что у сопартийцев тупой ИИ, но мне повезло больше — если через меню tactics даешь команду, чтобы придержали свои атаки и готовились к комбо, то комбо срабатывало почти всегда. Комбо не срабатывало, когда я сам затупил.
Когда впервые увидел трейлер игры, то очень сильно приуныл от интерфейса. Какие-то иконки справа, слева, зачем-то Fusion, что вообще происходит? Мне же из-за этих всех штук вообще ничего не видно! Оказалось, что во время боев игра превращается в припадочное месиво, и как раз нужно следить не за происходящим на экране, а за интерфейсом — видимость нулевая, иду по приборам. Смотришь на интерфейс и понимаешь готова ли атака, куда нужно отойти, кто из союзников при смерти (Сена, конечно же!) и можно ли уже прожимать цепную атаку или подождать третий уровень Интерлинка.
Не нравится бить на передовой или просто хочется отдохнуть? Это же «ролевая игра»! Можно переключиться на персонажа поддержки, лечить, кидать баффы-дебаффы и заканчивать комбо-удары. В Xenoblade Chronicles 3 на удивление не так уж сложно и одновременно весело играть за все классы. А при помощи Fusion-способностей можно создать себе хоть дамагера с умением лечить, хоть лекаря с двумя пистолетами, хоть настоящую «ведьму», специализирующуюся на проклятиях.
Как это всё звучит
Само собой, что в игре, где двое главных героев специализируются на отпевании погибших соратников, музыка будет играть важную роль. И с саундтреком Xenoblade Chronicles 3 у меня непонятные отношения.
Идеальный саундтрек для меня тот, который отлично работает в отрыве от произведения. До прихода в церковь имени Нинтендо в последний раз я покупал саундтрек к игре и слушал, как отдельный альбом одиннадцать лет назад. Это был ост третьего Макса Пейна от любимых HEALTH.
Я обожаю саундтрек первой Xenoblade Chronicles, мне нравится саундтрек второй части — могу по памяти наиграть мелодии и перенестись в воспоминаниях в Колонию 9 или на поля Гормотта. Тем не менее саундтрек Xenoblade Chronicles 2 казался мне слишком героическим, помпезным, самую малость избыточным, он как будто кричал мне «послушай, какой я замечательный, срочно влюбляйся в меня!». Это что, какой-то чертов Дисней?
В Xenoblade Chronicles 3 музыка как будто проще, более «фоновая», если позволите, менее броская. Он не пытается с ходу понравиться и прилагает усилия, чтобы перетянуть одеяло на себя и переключить внимание игрока.
Основаная музыкальная тема игры, конечно, вне конкуренции. Она трогательная, одновременно печальная и воодушевляющая. Но вместе с тем, я провел в игре больше времени, чем в предыдущих частях, но из ярких моментов могу с ходу вспомнить музыку в битвах с Мёбиусами и в песчаной локации, где под конец появляются гнетущие струнные, будто взятые у Клинта Мэнселла из «Реквиема по мечте».
Композитор Ясунори Мицуда хотел добиться аутентичности и стремился создать звук, который раньше никто не слышал. Поэтому флейты Ноа и Мио созданы с нуля. Приведу отрывок из интервью с разработчиками Xenoblade Chronicles 3.
Перед тем как Ясунори Мицуда начал писать музыку, он сказал: «Давайте сделаем флейты». Я удивился, зачем нам их делать. Но господин Мицуда добавил: «Сделав флейты с нуля, вы сможете создать звук, которого раньше никто не слышал». Мы заранее сказали господину Мицуде, что Тэцуя Такахаси хочет переплести две мелодии Ноа и Мио в одно музыкальное произведение. Господин Мицуда, похоже, решил, что создание флейт с нуля позволит ему свободно выбрать гамму и легче выразить себя. Кроме того, он сказал мне, что тот факт, что те же самые флейты, которые используются в игре, существуют в реальной жизни, будет убедительным и уникальным. Это показалось мне интересным и я решил попробовать.
Может быть саундтрек Xenoblade Chronicles 3 это не самая яркая лампочка в гирлянде, но я обязательно куплю его, если он официально выйдет на диске или в цифре, и посмотрю, как сработает моя память. Растекусь ли я в радостной улыбке узнавания и теплых воспоминаниях об игре или буду с негодованием задаваться вопросом «а где там играл этот трек?».
Моя самая любимая JRPG
Фанаты Xenoblade Chronicles называют игру «лучшей JRPG за последние 10 лет». Между прохождением и написанием текста мне удалось поиграть в несколько других JRPG, которые не удостоились таких же эпитетов. Знаете, готов согласиться с фанатами! Xenoblade на фоне других выглядит не просто прорывом и технологическим чудом, особенно когда играешь на розовой бздюльке Switch Lite, но и с легкостью укладывает на лопатки конкурентов в подаче истории, боевой системе, режиссуре катсцен, масштабах и умении «не перебарщивать».
Мне когда со всех сторон продавали пятую Персону Роял, то говорили, что там ТАКАЯ игра, там ТАКИЕ персонажи, что в конце ты как будто с друзьями прощаешься и больно отпускать. Вот с Персоной у меня такого не было, а некоторым ребяткам из команды Джокера попросту хотелось дать по морде. Зато «этот момент расставания» случился с Xenoblade Chronicles 3. Действительно, как будто с друзьями попрощался.
И то, что у меня на полках стоят фигурки персонажей из Персоны говорит лишь о том, что Good Smile Company необходимо как можно быстрее взяться за ум и напечатать всю шестерку главных героев с нопонами как минимум в рамках серии Pop Up Parade. Возьмите мои деньги, я беру оптом.
Пора сворачиваться
Xenoblade Chronicles 3 — это моя игра года. Единственная, в которой я провел 130 часов без мысли о том, что где-то чего-то не хватает, душновато, затянуто и слишком много пустых бесед и ненужных реплик, потому что ты тоже член команды, а значит должен высказаться (привет, Trails From Zero и Persona 5). Мало какая игра способна удержать мое внимание так долго и не надоесть. Для меня XC3 является лучшей во всей трилогии и уступает только в боевой системе из Xenoblade Chronicles 2.
Игра с неидеальным сюжетом, который может рассыпаться, если задать пару-тройку уточняющих вопросов о мироустройстве. Я это понимаю, но мне достаточно эмоций и впечатлений, которые я с радостью променяю на рациональное объяснение. Я из тех, кто любит удивляться фокусам, а не разбираться в том, как они работают.
Лучшие комментарии
Хороший текст, спасибо. Было любопытно увидеть еще одну точку зрения на одну из любимых игр этого года. Разве что я не соглашусь со званием «любимой игры на все века» — у меня это Xenoblade Chronicles 2. Вкусы к играм у нас разнятся — и это нормально. Третья, для меня, не смогла переплюнуть вторую — мне меньше понравились сюжет и музыка, однако персонажи хороши и там и там, лор мощнее у второй, а флоу\геймплей больше понравились в третьей. В обоих играх пришлось рыдать в конце и многократно пересматривать финальную сцену, чтобы все уложить в голове)
Ну и по XC2 я набрал мерча — оригинальные + фан-артбуки, фигурки Пайры и Митры)
Тоже надеюсь на релиз фигурок из XC3 — особенно Мио, Юни и Сены. Не говоря уже о касте Героев, где есть парочка, которые бы отлично смотрелись на полке.
Да замечательная игра вышла, от начального " аниме " ( первые 20ч игры / кат сцен ) был прост восторге. Но первую все равно люблю больше.
Очень надеюсь что к выходу dlc / аддона выйдет патч с новым уровнем сложности и я вернусь в этот мир еще раз .
Спасибо. Я тоже мечтаю о фигурках. Надеюсь, что удастся хотя бы урвать грядущие амиибки Пайры и Мифры.