12 декабря 2022 12.12.22 9 3044

История серии игр Spot

+43
Лучший блог недели
2000 ₽

Сделать крутую рекламу – задача непростая. В ход идут креатив, большие бюджеты, звёзды, нативность, юмор и заседающие в памяти песни.

Но иногда всё заходит слишком далеко и приходит понимание, что одними рекламными роликами по телевизору всю мощь торговой марки не показать. Вот тут на помощь приходят сериалы, фильмы, некие активности в реальном мире и, конечно же, игры.

Раз уж данная рубрика посвящена играм 80-90-х, то и вспомнить стоит такую игрорекламу как игры про Честера (Chester Cheetah: Too Cool to Fool, Chester Cheetah: Wild Wild Quest), бесконечные проекты McDonald's (McDonald's Treasure Land Adventure, M.C. Kids, Global Gladiators, Donald Land, McDonald's Treasure Land Adventure), Pepsiman, UFO Kamen Yakisoban, Zool а также героя данного выпуска – серию игр Spot.

Как появился и куда пропал этот кругляш? Чем обоснованы различия европейской версии Cool Spot и американской? Что из себя представляли первые Спотовские игры и почему они так халтурны? Короче говоря, снова интриги, снова скандалы, снова старые игры, снова настраиваем свой ностальгиметр на нужную частоту и снова погружаемся в прошлое.

 

А поможет вам в этом текстовая или видеоверсия данного блога на выбор. Приятного просмотра\прочтения!

В конце 80-х годов 7up’овцы оглянулись вокруг, проанализировали рынок, внимательно проследили за конкурентами и пришли к самому логичному и правильному выводу – для успеха им крайне нужен свой талисман. И пока Честер любил Читос, МакДональдский Рональд распространял боязнь клоунов, мамы доверяли, а дети обожали кролика Квики, маскотом 7up стал…нет, не Спот. Ну, пока что.

На помощь в выборе такового пришла Сью Роуз - американский мультипликатор, что предложила некоего Фидо Дидо в качестве мультлица бренда. И предложила, надо сказать, очень удачно. Ведь этот нарисованный парниша остаётся талисманом и по сей день.

Фидо Дидо
Фидо Дидо

«Па-па-пагади, а где Спот? Если всё началось с Фидо и по сей же день красуется везде он?» - спросите вы. Вот люблю я вас за такие вопросы! Давайте же окунёмся в пучину газировочного бизнеса. Ну так, аккуратно окунёмся, по щиколотку.

Дело в том, что в США и за их пределами торговой маркой 7up владеют разные фирмы -  Dr Pepper Snapple Group и PepsiCo соответственно. Впервые Фидо Дидо появился и обосновался в телевизионной рекламе именно в штатах. Но в 1988 году права были переданы PepsiCo, что отныне означало его присутствие в рекламе за пределами самой демократической части планеты.

Одного талисмана отдали, значит самое время создавать нового. А идея тем временем лежала на поверхности. Точней на бутылке 7up. Осталось лишь представить, что этот кружок может выбираться из этикетки, добавить пару атрибутов, добавляющих крутости и сходства с Микки Маусом, отснять пару роликов для ТВ и создать игру.

Большинство знают этого кругляша по играм на сеге, но первой игрой с участием Спота была Spot: The Video Game 1990 года. Название не блещет оригинальностью, зато только оцените «гениальность» выбора жанра.

 В то время как платформеры с безумной скоростью завоевывали рынок, умы и сердца геймеров разной степени юности, разработчики из Virgin Mastertronic сделали игру в жанре…головоломки.

Версия Nes

Главная цель игры – занять больше места на доске своими фишками, чем противник. Перемещаясь на расстояние до двух клеток, вы либо дублируете свою фишку, либо забираете вражеские стой они на вашем пути. И вот так, ход за ходом, вы заполняете всё место на доске, где победителем станет участник с бОльшим количеством фишек своего цвета.

Роль же нашего героя выпуска тут примерно, как у Брюса Уиллиса в последние годы актерства. Нет, Спот не стал лицом российского оператора. Всё участие сводилось в появлении, необходимости светануть своей внешностью и сделать пару движений.

Версия MS-DOS

В целом это всё из чего и состоит проект. Перемещаете фишки, смотрите несколько заготовленных анимаций, слушаете не менее заготовленные для этих анимаций звуки. Интересно ли это? Как минимум залипательно пару игр. Хочется ли после этого навернуть игристого гастритного зелья? Ничуть. Скорее испить чаю оттопырив мизинчик, ведь пока всякая чернь тупела в бродилках, вы тут бешено умнели в логически-стратегически-хрензнаетнакогоориентированном шедевре среди логически-стратегически-хрензнаетнакогоориентированных игр. Но необходимость следовать жанровым трендам очень скоро дала о себе знать.

Ведь это было лишь начало. Низкий бюджет этой видеоигровой пробы пера позволил прощупать почву без ощутимых последствий и сделать нужные выводы. Поэтому спустя всего два года на свет появился результат слияния игры про Чипа и Дейла, Марио и эксклюзивности Game Boy...креативу аналитической группы 7up можно только позавидовать.

Что касается непосредственно игры, то это, как уже было упомянуто, дитя Chip ’n Dale Rescue Rangers и Super Mario Bros. При этом такое дитя…ну, знаете…где мама не хотела, папа не старался. Бегаем, прыгаем, кидаем ящики, слушаем писк здешнего саундтрека, эпично сражаемся с единственным боссом, смотрим на серые задники, ища смысл жизни в этом сером мире. «Какая-то халтура», - скажете вы. А я отвечу: «ещё большая чем вы думаете».

Симбиоз Visual Concepts в качестве разработчика и Virgin Interactive в качестве издателя – это прекрасный пример любви к производству игр по рекламным лицензиям и не любви к работе. Хотя это больше относится к первым, ведь Visual Concepts на сегодняшний день заняты разработкой серии игр NBA и WWE качество которых порой удручает.

Откуда такие слова? Дело в том, что уши бурундуков и усы итальянца, торчащие в игре тут и там, конечно имеют место быть, но прежде всего это относится к другому проекту - McDonaldland. Так вот, Spot: The Cool Adventure – это ничто иное как рескин нужных моделек для рекламы нужного продукта. В остальном – те же уровни, тот же геймплей, тот же один босс, с которым не понятно, что у нас за разногласия, да считай та же самая игра!

Короче говоря, играть в это неинтересно, как реклама — это ещё более странное творение чем первая игра (ведь продвигать что-то, что должно быть очень узнаваемым не в последнюю очередь своим цветом на устройстве с монохромным экраном – «интересное» решение), Cool Adventure оказалось не таким уж cool, расчехляем нормальные приставки и переходим к уже узнаваемым многими проектам.

1993 год в видеоигровой индустрии ознаменовался выходом целым ворохом всеми любимымых хитов, самой технологической игрой на Sega, а также новым витком развития для нашего краснолицего персонажа.

Virgin Interactive избавилась от видимо мешавшего придатка в виде сторонних разработчиков, нарастила бюджет, осталась предана жанру платформеров и при этом частично сохранила полухалтурный подход к работе, который почему-то не так выражен в других разрабатываемых и изданных ей играх. Позже объясню в чём это выражается, пусть и прошедшие Cool Spot понимают о чём речь.

Сразу хочется забежать вперёд и похвалить большой скачок как в игровом, так и рекламном плане. Уже в начальном меню перед нами предстаёт бутылка 7up’а во весь экран из которой появляется главный герой и лихо рассекает на ней словно мы смотрим сиквел «На гребне волны». После такого неподготовленные детские умы тут же бежали сгребать всю газировку из ближайших магазинов.

Хотя тут кроется интересный факт. Всё ещё помните, что на тот момент за пределами США талисманом 7up был Фидо Дидо? Так вот, вышеописанная заставка в меню фигурировала исключительно в американской версии. В европейской – этикетка 7up была удалена, оставив лишь голую бутылку с запиской внутри. Удалена она была и в бонусных уровнях, стыдливо заменившись надписью Pop.

Что же касается игры в целом, то это наконец новый крепкий представитель прыгалок-бродилок с приятной графикой, плавными анимациями, оригинальными и очень узнаваемыми звуками, а также парой проблем. Но обо всём по порядку.

Перед нами уже столь знакомая формула «беги, стреляй, собирая монетки», что видел в то время юный геймер уже не один, а то и не десятки раз (в зависимости от денег в семье и количества друзей с приставками, готовыми обменятся картриджами), но с некоторыми особенностями. Например – стреляем мы не просто камушками, яблочками, энергосгустками или, прости господи, соплями с пердежом (но к этой теме мы вернемся в ближайших выпусках), а пузырьками с воздухом. Вроде мелочь, а внимание к деталям. Ну а монетки нужны не для просто каких-то бонусов, а необходимы для прохождения уровня. Накопил достаточно монет – сможешь вызволить друга из клетки. Да, игра поднимает темы коррупции и продажности законны охраняющих.

Правда почему другие Споты оказались в заточении и почему они находятся в данных локациях – непонятно. Но фантазия нам дана не только для разглядывания батиной кружки с нарисованной полуголой тётей (а наполнение кружки кипятком и вовсе позволяло нам взрослеть чуть быстрее…мда, мир не заслуживал таких технологий). Так вот, уровни.

На самом деле вряд ли дизайн здешних локаций сможет принести что-то новое в наш игровой опыт. Неужели мы с вами не видели подвалов домов, покрытые паутиной? Полные металлических конструкций заводы? Или пляж с играющим регги на фоне, после которого хочется пустить уже пустую бутылку от 7up в дело?

Ну а если серьезно (а как быть не серьезными в наш предпенсионный почти тридцатник с хвостиком), у уровней есть некие проблемы.

Начнём с забавного. Всё ещё помните слова о своеобразном подходе к работе издателя ныне ставшим и разработчиком? Так вот, уровней в игре, если не брать бонусные затычки, 11 штук. «Ну и нормально» - скажете вы. Нормально, да, вот только локаций 7. По прохождению 6го уровня, вам придется посетить все предшествующие места в обратном порядке, кроме разве что тех, что были в 4м левеле (и это очень хорошо, да вот только принцип его прохождения остался тот же и это уже очень плохо, но об этом чуть дальше). Некоторые не увидят здесь ничего плохого, но не все такие фанаты 4го Devil May Cry и удовольствия от такого решения не то чтобы много.

Но справедливости ради нужно добавить, в версии для SNES, попытались сгладить ситуацию, набросив на пару повторяющихся уровней немного косметики. Будь то частичное разрушение окружения или смена времени суток.

Второй момент. Более, так сказать, бросающийся в глаза. Глядя на данные кадры, не возникает ли у вас каких-либо неприятных ощущений?

Сделать красивый фон в игре – дело нелегкое. Придумать, нарисовать, оптимизировать – всё это требует множества человекочасов для конечной реализации. Вот только не менее важно всё это великолепие ещё и продумать с геймплейной точки зрения. Здесь же в отдельных уровнях мы видим явную победу графона над геймдизайном. Перегруженный задний план, порой даже со сливающимися цветами с передним, больше мешает наслаждаться игровым процессом нежели восхищает своими видами.

Ну и наконец. Кривая сложности здесь напоминает выборы президента США 2020. В том смысле что в этой кривой явно затесалась некая ступенька. Короче, прохождение первых трёх уровней вряд ли вызовет большие проблемы у хоть немного прошаренных игроков. Беги себе, стреляй газиками, да собирай фишки без особых препятствий. А вот потом приготовьте заранее скребок, ведь вам понадобится чем-то соскребать со стен остатки вашей размётанной сракушки.

4й уровень достаточно короткий, но очень богат на эмоции и при своей компактности может отнять у вас больше всего времени. А дело в том, что он состоит из трёх уровней отдельных платформ. Причём платформы есть и обычные ровные, не таящие никаких сюрпризов, те что позволяют еле-еле уместить свой плоский круглый зад на них, те что не против скинуть вас вниз, ну и без скользких поверхностей под углом также не обошлось. И коль случилось с них упасть и промахнуться мимо нижних островков, то готовьтесь к минус жизни. А если посчастливилось всё же приземлиться на твердую поверхность, то просто начинайте всё сначала. Добавляет перчинки в этот праздник ненависти к человечеству и камера. При прыжке она движется ровно за персонажем, что означает что вы не будете видеть место вашего приземления во время полёта. А некоторые платформы и вовсе прячутся где-то за кадром, поэтому в такие ситуации вас спасёт лишь удача или невоспламеняющиеся материалы в доме. А, ну и про врагов не забываем. Они никуда не делись и всё так же с удовольствием снесут ваши ХП.

А 6й левел пусть не столько сложный, сколько просто бесит. Ведь его особенность - лабиринтоподобное построение и вездесущие горки с которых вы со свистом летите вниз, либо мучаете кнопку прыжка чтобы продвинуться чуть дальше и чуть выше. Подобное мне с радостью обеспечивают коммунальные службы в моём городе каждую зиму.

Но несмотря на все минусы игра получила высокие оценки от игроков и критиков. Может быть и заслуженно, но лично я не очень разделяю такого восторга. Скорее всего из-за того, что к прикоснулся я к Cool Spot’у довольно поздно, когда за плечами были многие другие игры в подобных жанрах, а также сиквел под названием Spot Goes to Hollywood.

Но давайте немного задержимся в 93м, чтобы обнаружить интересную вещь. А именно игру про второго маскота 7up дата выхода которой планировалась в один год с Cool Spot.

Некоторые из вас могут предположить, что данная игра предназначалась прежде всего для европейского рынка, где в рекламных роликах вкусной воды с газиками фигурировал именно Фидо Дидо? Может быть. А может и нет. Игру отменили, причём, когда она была фактически завершена. Спустя много лет один из разработчиков выложил в интернете образ игры, где были готовы все уровни, работали все механики, активировались все чит коды.

Если очень кратко, то перед нами предстаёт…представал бы очередной платформер с лёгким налётом головоломки. Путешествуем по разнообразным уровням (а тут они действительно разнообразные и это круто и это я люблю), находим необходимые предметы для продвижения дальше по локации, катаемся на американских горках, летаем на НЛО внутри сеги, узнаём интересные факты о динозаврах, катаем на сёрфе, участвуем в боях на бумажных самолётиках и это ещё я перечислил далеко не всё.

Звучит интересно? Определенно! Интересно ли играется? Ну, чуть шлифовки бы некоторым аспектам не помешало, но в остальном данная игра явно бы нашла место среди других хороших бродилок и в ностальгических уголках души игроков. Но нашла лишь забвение, закрытие издателя и скромные упоминания много лет спустя.

Но сам Фидо ещё успеет ощутить вкус победы, славы и испитой во всех рекламных роликах газировки. Ведь талисманная жизнь Спота стремительно подходила к концу, но напоследок одарив нас одним из лучших приключенческих проектов.

Начало-середина 90-х для Virgin Interactive выдались довольно продуктивными, но и не менее напряжёнными. В работе было множество разработок игр по различным лицензиям фильмов, мультфильмов и торговых марок. Тут у нас и Robocop vs Terminator, и Aladdin, и две части Dune, и The Lion King, и теперь вы наконец поняли, что вообще из себя представляет неоднократно упомянутые Virgin’ы.

Плотность релизов в один момент заставила отдать разрабатываемую The Jungle Book сторонней студии Eurocom, которая очень аккуратно отнеслась к имеющимся наработкам и успешно превратила их в готовый и очень качественный продукт. Этот случай привёл к ещё одному интересному нам сотрудничеству, где Eurocom стал ответственным за весь процесс разработки Spot Goes to Hollywood. Но только версии для 16 битной сеги. Владельцы же Playstation и Sega Saturn обязаны появлению Голливудских приключений Спота на своих платформах Burst Studios, которая принадлежала опять-таки Virgin.

Финансовый успех множества выпускаемых студией проектов позволял наращивать бюджеты для новых игр и Spot Goes to Hollywood это демонстрирует во всей красе. Великолепная красочная графика, псевдо 3д, впечатляющее разнообразие локаций и механик, богатство секретов, пасхалок, отсылок и всё это что касается только сегомегадрайвогенезисовской версии! На более мощных платформах игра ещё краше, приятнее звучащая, а также приоткрывающая хоть какие-то детали сюжета.

 

Согласно FMV ролику (к слову очень качественному), что был лишь в версиях для PS и Sega Saturn, наш красномордый друг, пережив череду некоторых событий попадает в кинопроектор с неким набором фильмов, став в них непосредственным участником. Mega Driv’овская версия, о которой мы пока и поговорим, объяснением завязки нас не балует, поэтому будем придерживаться версии с проектором. И такой сюжет позволил создать непохожие друг на друга локации, появление героя в которых вполне обоснована.

Вы посетите пиратский корабль, займётесь дайвингом на дне моря, полюбуетесь в зеркала с работающими отражениями в доме с привидениями, прогуляетесь по старинному замку, уменьшите популяцию обезьян в джунглях, оцените юмор разработчиков и пожарную безопасность в центре Земли, с ветерком прокатитесь на Барнаульском метро, спасёте человечество от восставших машин в пучине ядерного огня, почувствуете себя Люком Скайуокером, попадёте в виртуальный мир внутри виртуального мира и сразитесь с батькой чужих.

Как можно заметить, сюжет построенный на участии в различных фильмах, неумолимо ведёт к референсам к кинохитам тех времён. Здесь вы найдёте недвусмысленные намёки на Терминатора, Звёздные Войны, Чужого, Трон. А вот чему посвящены уровни в подземельях, джунглях, на корабле и доме с приведениями, я лично не совсем понимаю. Есть, конечно, предположения, но давайте лучше поделитесь своими мыслями вы, ведь зачем ещё нужны комментарии.

Проработка каждой локации вызывает восхищение. Как в графическом плане, так и дизайнерском. Каждый уровень имеет собственное лицо и атмосферу, отличительный набор врагов и подбираемых бонусов, а порой и вовсе изменение геймплея. При этом количество скрытых комнат, нычек с бонусами и прочими секретами не может не радовать. Это одна из тех игр, где приятно и хочется заниматься исследованием каждого уголка, поиском скрытых проходов и проверкой на разрушаемость\нажимаемость подозрительных предметов и зачастую это не остаётся невознаграждённым.

И звучит это всё так вкусно и интригующе, что не игравшие уже пошли на сайт с эмуляторами, но видя в глазах прошедших эту игру некие флешбеки, должен предупредить кое о чём. Чтобы насладиться данным проектом вам нужно пройти через все стадии принятия здешней камеры и своеобразного управления ей вызванным.

Когда вы перемещаетесь по полуоткрытой местности, где нет никаких ловушек, препятствий и врагов – проблем никаких. Но вскоре при встрече с платформами размером с однушку в новостройке эконом класса, которые ещё и разрушаются как волгоградские коллекторы, вы испытаете грусть, тоску и экзистенциальный кризис. А дойдя до полёта на X-wing’е с АлиЭкспресса вы по достоинству оцените идею с инвертированным вертикальным управлением.

Бой с противниками тоже не назвать приятным. Тут опять в дело вступает управление, из-за которого сложно прицельно атаковать, быстрое перемещение некоторых врагов и их толстокожесть. В среднем чтобы хоть как-то впечатлить недруга своими пузырьками, нужно попасть около 10 раз.

Также лично моя претензия – музыка. Она старается задавать нужную атмосферу каждого фильма, но не всегда у неё это получается. По мне, музыкальное сопровождение получилось каким-то мрачным и напряжённым. Вместо того, чтобы расслаблять, воодушевлять или подчеркивать окружение мира, саундтрек больше давит на игрока, создавая ощущение, что все фильмы в которых предстоит побывать – исключительно триллеры и хорроры, что кстати недалеко от правды, но всё же и приключениям тут есть место. А ещё само качество звука какое-то странное. Звучанию явно не хватает объёма и будто бы качества, что особенно заметно на ударных. Просто давайте послушаем несколько отрывков, и вы сами всё поймёте. Или не поймёте. Но всё равно послушаем:

 

Как вы, наверное, могли услышать, ситуацию с музыкой в PS\Sega Saturn версии немного поправили. Что поправили ещё? Да практически всё. Если вы по какой-то причине стали фанатом Спота и прошли обе игры на 16-битной сеге, то можете смело пройти её и на 32-битных платформах, ощущается она практически как самостоятельный проект, нежели просто порт. Улучшенная звуковая часть, преобразившаяся графика, частично новые локации (хотя некоторые из старшей версии и убраны), новые механики, новые ловушки и секреты, новые противники и боссы, новое управление очень бы пригодилось, но увы оно такое же неудобное.

Но дабы хоть как-то упростить жизнь и добавить удовольствия от игрового процесса, противников сделали чуть более восприимчивей к нашим выстрелам, отчего теперь нужно потратить куда меньше времени и пузырьков на их уничтожение. Идея эта безусловно хорошая, а вот запрятать интересные уровни под замОк bonus level’а – идея уже отвратительная. Ведь лишь совершив определённые условия вы сможете побывать в мире дикого запада, парке юрского периода и поучаствовать в звёздных войнах.  Без них же мы имеем всего три биома, каждый из которых разделён на 5-6 уровней, пусть и старающихся выглядеть по-разному, но всё же хотелось бы большего разнообразия.

Но разнообразие, правда уже талисманов, не нужно было 7up’овцам. За те годы, что Спот появлялся лишь на экранах телевизоров благодаря рекламным роликам и видеоиграм, Фидо Дидо набирал обороты, красуясь на канцелярии, баннерах, одежде, комиксах, короче говоря на всём, что хоть как-то годилось для продвижения марки. Таким образом сравнив популярность и узнаваемость каждого из персонажей, победителем вышел далеко не наш красный друг. Расширив права на использование уже на весь мир, с конца 90-х единственным маскотом газировки 7up стал Фидо.

Вот такая история взлёта и падения знакомого и любимого многими персонажа. Что касается его столь короткого срока жизни, то на данный момент остаётся лишь возмущаться несправедливостью этого мира либо считать всё вполне закономерным.


Лучшие комментарии

И первым комментарием сразу интересный факт: Изначально 7up был слабоалкогольным напитком с тем же самым вкусом лимона и лайма.

Шикарная статья!

Я, как и многие, играл в детстве только в последнюю итерацию Спота, и она мне неимоверно нравилась. В первую очередь из-за уже упомянутого разнообразия и мрачной атмосферы игры. Управление раздражало, но как-то мирился с ним в детстве. А вот, скачав образ для эмуляции в прошлом году, натуральным образом взорвался от негодования — просто пыточное устройство, а не игра, по-другому и не скажешь. Версию для PS1 приобрёл значительно позже и она меня как-то совсем разочаровала своим подходом «несколько уровней в одной локации».

Спасибо за ностальгическое путешествие в мир агрессивного маркетинга газировок! Жаль, что игра про Фидо Дидо не была официально выпущена — выглядит интереснее большинства спотовских.

Как мне кажется, всякие джунгли-подземелья явные кивки в сторону Индианы Джонса и всяких фэнтези фильмов, которые тоже были популярны в те годы. Жаль конечно, что в итоге Спот не стал талисманом. Он как то лучше подходит, что ли, и идеально ложится на образ товара. Просто, но со вкусом. А Фидо скорее выглядит как талисман какой-то канцелярской продукции или просто иллюстрация из книги. Еще от него немного веет Уолли (которого на картинках искали). Хотя учитывая его немного «молодежный» (на те года) дизайн, он наверное неплохо бы вписался на какую-нибудь пачку кукурузных хлопьев/чипсов/сухарей/прочих закусок. Может даже при правильном маркетинге составил бы конкуренцию Честеру.

До сих пор тащусь от саундтрека Cool Spot 93-го года. Томми Талларико выдал абсолютный шедевр, впрочем как и всегда. Он же автор треков из дилогии про Червяка Джима, таких драйвовых и безбашенных.

Cool spot на игротеке в школе проходили. А дома на приставке Spot goes to Hollywood — отличная игруля!

Отличная статья, хорошо структурированная и с прекрасными видево-материалами!

Чтобы мыслить логически, нужно попить водически.

Примерно так думали разрабы головоломки, рекламирующей газировку. Жаль, сама газировка для этого плохо подходит.

Читай также