Привет, СтопГаме!
Чуть более полугода назад я написал первую часть опуса о двух ноутбуках Тошиба для ретрогейминга середины-конца девяностых. Статейка оказалась не достаточно тематична для блогов СтопГейма, так что, в этой части я буду выправлять баланс. Более того, придётся дилогию превратить в трилогию, так как если запихнуть сюда всё то количество картинок и описаний от обоих ноутбуков, то листать эту заметку придётся до обеда. Сегодня будем разбирать середину и конец девяностых годов на примере возможностей Toshiba Portege 3015CT.
Напомню вкратце характеристики нашего сегодняшнего проводника в ламповое (полупроводниковое) прошлое:
Pentium 1 MMX с частотой 266MHz за центральный процессор
64MB оперативной памяти
120GB SSD m2 через переходник на IDE
NeoMagic MagicGraphics 128XD 2MB за видемокарту
Yamaha OPL3-SA3 за звук
Матрица активная с разрешением 800:600
В целом, это достаточно хорошее железо на конец 90х, за типичным исключением видеокарты. Давайте же посмотрим, во что можно было на нём поиграть, и какие будут трудности.
Конечно глупо было бы ожидать, что игра-одногодка будет работать на ультра портативном ноуте в DirectX на максималках, однако такая рваность в софт рендере оказалась для меня сюрпризом, ведь у нас не самый слабый процессор (режим software rendering перекладывает рендеринг картинки с видеокарты на центральный процессор). Движок Half-Life взят от Quake 2, так что давайте посмотрим на работоспособность оригинала. Возможно, Вентили так сильно модернизировали его для Халвы, что он стал значительно прожорливее?
Увы, Quake 2 в оригинале показывает тот же рваный фрэймрейт. На недостаток объема видеопамяти это не похоже, так что, я грешу на тротлинг от перегрева, так как система охлаждения у нас тут пассивная. Штош! Мой внутренний тезис о ноутбуках «Хочешь хорошую производительность в ноуте для игр определенного поколения — бери ноут следующего поколения» остаётся актуален, и подтверждён в очередной раз. Увы. И раз уж у нас не срослось с Квакой2, надо узнать как там дела с первой.
Первая идёт совершенно нормально, но оно и не удивительно — в актуальное время её запускали и на 386 компах, а пень1ммх это вообще-то уже была заявка на графодрочерство. И раз уж мы пробились в этот временной период, и стоим рядом с экспонатом от ID Software, то можно сразу проверить работоспособность главной-игры-человечества. Его величества Doom! Один и два.
Ну естественно, всё ожидаемо — работает отлично и проблем в нативных 800:600 не замечено. Чего кстати нельзя сказать о первом Квэйке — он в нативном разрешении давал меньше 15 фпс, и приходилось скидывать до 400:300. Кратный скейлинг (масштабирование) позволял не испытывать боли при взгляде на картинку, а производительность повышалась до 30-40 фпс, что вполне приемлемо для игр того времени.
И раз уж мы потестили Дум, то что там ещё было легендарного на его движке? Ну конечно же Heretic. Сама по себе игра достаточно примечательная, и если вы не застали этот дум-в-фэнтези, то я рекомендую к ознакомлению. Весьма занимательный гибрид The Eldred Scrolls 1-2 с Думом.
А так как всуе были упомянуты первые Свитки, то почему бы не посмотреть на них? Естественно они работают отлично. С их то графикой и дальностью отрисовки сложно ожидать чего-то иного. Сами по себе доморровиндовые играются в 2022 достаточно сложно, особенно первая TES: Arena — отсутствие прямого управления мышью может поставить в тупик современного игрока. Однако, когда приноравливаешься, уже начинаешь смотреть на истоки этой серии, и кайфовать.
Стоит ещё отметить такой момент, что в первых свитках такое понятие как фреймрейт весьма условное — всё происходит не с вполне плавной анимацией. Чего уже нельзя сказать о TES 2: Daggerfall — тут можно прямое управление настроить на манер Morrowind, и отдельной синхронизации скорости работы мозга с происходящим на экране не требуется.
И раз мы так невзначай переехали из жанра FPS в жанр RPG, то давайте пройдёмся по недалеко ушедшей от стрелялок серии Diablo. Вообще, ТонкуюТошибу я покупал не только из чувства любви к прекрасному, но и для вполне определенных ретрогеймерских целей. Одной из них была как раз Дьябло 1, так как ТолстаяТошиба её крутила с заметным напрягом. Уже после покупки ТонкойТошибы мне подарили апгрейд оперативной памяти на Толстую, и там она внезапно заработала нормально. Но было уже поздно.
На ТонкойТошибе, конечно же, первая Дьябла летает без каких-либо апгрейдов. Но есть нюансы. В Дьябле1 нет возможности сменить разрешение экрана, и на помощь приходит Тошибовская возможность масштабировать малые разрешения на полный экран. В среднем по палате адекватность работы скейлеров на Тошибах того времени была весьма недурной. Но так как я сторонник нативных разрешений, то в первую Дьяблу буду играть на ТолстойТошибе, где нативное разрешение такое же как в Дьябле - 640:480.
А вот чем интересна Diablo 2 в рамках нашего сегодняшнего разбирательства, так это поддержкой разрешения 800:600! И она в нём безбожно тормозит. Да-бум-тссс.Сей факт в расстройство вводит меня (юный падаван). Во первых, это одна из моих любимых игр. Во вторых, она прекрасно работала у меня на компе со вторым пнём на 266 мегагерц в актуальное время. И в третьих, я очень хотел поиграть в неё именно на этом ноуте! В нативном разрешении, и с отрисовкой перспективы!
Более того, у Дьяблы2 была возможность ренедерить картинку в режиме перспективы с использованиям режима Glide, при наличии видеокарты от 3dfx — Voodoo 1-2-3-Banshee. На своём ВудуПК я посмотрел как это должно выглядеть, потом посмотрел в каком виде Дьябла2 играбельна на ТонкойТошибе и… Короче, на безрыбье и рак рыба — в 640:480 и софтрендере всё работает нормально, но игрой с девизом «the way it’s meant to played» это никак не назовешь. Остаюсь в поиске идеального ноута для игры в Дьябло2.
Вернёмся из страны грёз о ноутбуках с Voodoo в реальность конца 90х, и в жанр ролевых игр. Что ещё там знакового было? Конечно же серия Fallout!
Естественно, лишенные всяких графических наворотов (да и графических амбиций, прямо скажем) оба Фолыча тут отлично себя чувствуют, и способны открывать людям порталы в ностальгию. Равно как и ещё одна культовая рпг вышедшая на год позже нашей портальной платформы: Planescape: ***
Можно было бы ещё поставить Baldur’s Gate 1-2 с Icewind Dale, но это на столько объемные и реиграбельные штуки, что я решил пощадить самого себя. Кроме того, они все на одном движке, так что драматической разницы в работоспособности быть не должно. Что-то мы подзадержались в жанре ролёвок, пройдёмте в следующий зал славы — тут у нас RTS. А когда кто-то говорит «ртс», что за вопль слышен со стороны Южной Кореи?
Великое- без преувеличения- творения Blizzard Entertainment работает восхитительно. Более того, я хочу отдельно отметить тот факт, что играть в Старкрафт ещё никогда не было так тихо! После замены жесткого диска на ссд в этом ноутбуке не осталось ни одной движущейся части, что дало возможность играть во всё вышеперечисленное совершенно бесшумно, и это поразительные ощущения, которых совершенно не ожидаешь от ноутбуков тех времён. Особенно если учесть историю дальнейшего развития с появлением повсеместного активного охлаждения на следующем поколении процессоров. Так что, теперь слышать «Battlecruiser reporting!» ничего не мешает. Равно как и возгласы прочих юнитов из творений той же Метелицы.
C обоими WarCraft никаких проблем нет, так как они оба ещё под MS-DOS выходили, и их переиздания под Windows 95 ничем кроме оптимизации запуска и настроек не отличались. Как и переиздания прямых конкурентов Метелицы на поле стратегий в реальном времени - Westwood с их серией Command & Conquer.
И если к работоспособности первой части никаких вопросов нет изначально, так как она тоже ещё под дос выходила, то вот в работоспособности Tiberian Sun на нашей ТонкойТошибе были сомнения. Ложные, к вящей радости. Работоспособность прекрасная, не смотря на выход Солнца Тибериана в 1999 году - спустя год после релиза нашего устройства-для-провала-в-детство. И раз уж мы вспомнили обе главные серии РТС определившие внешний вид жанра, то нельзя оставить в стороне и третью — Age of Empires.
Ожидаемо отлично. Хотя, опять же, вторая часть вышла год спустя после выпуска нашего ноута. ТонкаяТошиба в моих глазах - эдакий идеальный инструмент для игры в ртс того времени, так как все мэйджр серии на нём идут отлично, как и ведро клонов оных. Это приятно, когда можно тихо и спокойно в 3 часа ночи возле спящей жены раскидывать Протосовскими батонами полчища Зергов. Рекомендую. А ещё я рекомендую поиграть в 4х стратегии, если вы ещё не пробовали. А если не хотите начинать, то рекомендую запустить с первые части Sid Meier’s Civilization для закрепления нежелания. С другой стороны, эту серию как один сплошной учебник развития здравого смысла в юзер интерфейсе можно использовать.
А если тематика UX и развития хомосапиенсной цивилизации не так близки, как развитие межгалактической тирании головоногих ложножных птеродактилей, то к вашим услугам альтернатива в лице серии Master of Orion. Хотя человеков там тоже можно развивать.
Но если это слишком головокружительные масштабы для вас, то нет проблем — развивайте один отдельно взятый город! SimCity 2000 очень давно и очень заслуженно занимает место в пантеоне лучших компьютерных игр всех времён и народов, потому что такого таймкиллера ещё поискать надо. Что там эти ваши Факторио =)
А если сидеть в креслах правителей и главнокомандующих становится утомительно, то всегда есть возможность пересесть за органы управления. Ну, или же обняться с белым другом после пары игровых сессий в, скажем, Descent.
Занятно, что эту серию сравнивали с Думом, и ещё более занятно то, что сейчас её разработчики делают серию Saints Row. Но мы где-то в конце девяностых, так что просто месимся в трёх измерениях, и боремся со своим вестибулярным аппаратом.
Но вдруг вам захотелось не вылезая из кокпита корабля побороздить просторы вселенной? К вашим услугам ещё одна игра от Volition — Descent: Freespace. Какой-то лорной связи с изначальными Десентами Фриспэйс не имеет- это космосим\космоаркада с сюжетом а-ля военная драма. Спасти-сопроводить гражданских, на фоне умирают все подряд, всёоченьплохо, и вы, бравый пилот, который вечно не успевает. Ещё больше этот трагизм развили во второй части, но она тут не то что не пошла — даже не запустилась. А вот в первую ещё можно поиграть со скрипом.
В 98 году я гонял в помотивчики по вселенной Star Wars, и особо больше ничем не интересовался из компьютерных игр. Но однажды мне в руки попал номер бумажной Игромании (а 98 год же, после кризиса - половина журнала была цветной, а вторая черно-белая на газетной бумаге) с прохождением Фриспейса, и я прям загорелся.
С тех пор я часто читаю прохождения перед тем как начать во что-то играть. Вот такая вот деформация. А во что я ещё играл? Давайте перепрыгнем на ещё одну серию, которая, в отличии от Десента, смогла дожить до наших дней. Need for Speed!
NFS мне никогда особо не нравился, так как был слишком простеньким. Что логично - ведь первым НФСом в моей жизни был NFS 2 со всеми его видео-обзорами машин, описаниями, индастриал-техно саундтреком, и даже какой-то физикой. NFS 2 одна из тех игр, из-за которых я вообще начал заниматься ретрогеймингом и ретрожелезками. Она не работала из коробки на всём младше вин98, что по итогу заставило меня купить отдельный ноут под эту игру. Но это другая история, вернёмся к ТонкойТошибе.
Очень красиво, но, к сожалению, мощности видеокарты не хватает даже в режиме софтрендеренга. Для корректной работы гонки нужно выставлять режим черезстрочной отрисовки графики. Это совсем забытые технологии из времён 286-386 компов, и лучше бы они там с ними и оставались.
А если учесть ещё тот факт, что теперь у меня 3 Вуду-компа, на которых вся эта радость в Glidе выглядит несравнимо лучше, то играть на ТонкойТошибе в эту серию не хочется совсем. Примерно та же история и с ещё одной игрой нашего детства, которая учит аккуратному и внимательному вождению. Речь о стимуляторе объезда пешеходов Carmageddon, конечно же. Не смотря на то, что игра вышла в 97 году, на нашем устройстве переноса сознания в детство работает она через пень-колоду.
Вероятно из-за того, что сразу писалась под уже существующие 3d ускорители. С другой стороны - идёт же. Равно как и ещё один мастерпис почившего ныне жанра - The Neverhood. Мой первый квест, который научил меня внимательности и осмотрительности. Через боль и унижения, но это детали.
Вот мы и подобрались к концу этого невероятно длинного фотоальбома из вспышек детства, с чем я всех нас и поздравляю. Как оказалось, эпоха раннего Виндоуса не ограничивается 2д платформами а-ля Prince of Persia 2: The Shadow and the Flame, а насчитывает массу трёхмерных и изометрических игр, названия которых мы до сих пор можем видеть в заголовках игровых изданий.
Спасибо что дочитали, или долистали! До встречи ещё через пол года (надеюсь), в заключительной части трилогии о играх 90х, и о игре на ноутбуках того времени. До скорого!
*Спойлеры:
Лучшие комментарии
Шикарно! От гифки с Doom испытал чистое эстетическое удовольствие :)
О, отличная вещь — у меня у самого такой. Из замен только умерший диск на CF Card + переходник на IDE и CMOS-батарейка. Ну и надо бы прикупить систему охлаждения новую — на эту жалуется уже при включении.
Правда я его использую не для ХР, которая в нём по умолчнию шла, а для Win98, благо она там тоже официально поддерживается (емнип, это последний синкпад с поддержкой 9х-ядерных систем). Идеальная машина для досовских игр — всё нативно запускается и работает, при этом есть возможность использовать юсб и вайфай для передачи игр.
Отличная коллекция! Моё почтение! За синкпады отдельный респект ;-)
Спасибо, рад стараться)
Спасибо! По одному из фиников будет блог через какое-то время. Перекрывает игры от винхп-винвиста периода, стероидный вариант т42, про который я тут уже писал)