2 ноября 2022 2.11.22 2 1273

Лучший тайтл Макото Синкая:

+13

Коротко о главном:

В ожидании нового полнометражного аниме от маэстро японской романтики Макото Синкая ,,Судзумэ закрывает двери,, я решила вспомнить прошлые его работы и обсудить, что они из себя представляют и какими особенностями они обладают. После пересмотра всех тайтлов в очередной раз убедилась, насколько его работы исключительны, замечательны, необычны ну и само собой шедевральны. В итоге ребром стал вопрос, а есть ли среди всех этих полнометражек самый лучший? Многие скажут, что это конечно же Твоё имя, ведь именно эта работа прославила Макото Синкая на весь мир и стала неким эталоном. Одни не согласятся с этим мнением и вспомнят ,,Дитя погоды,, которая является отполированной до блеска и более совершенной версией предыдущих работ Синкай. Олды и более изощрённые зрители так или иначе наградят титулом лучшего ,,5 сантиметров в секунду,, за самый тягучий, печальный и чувственный во всех смыслах сюжет. Некоторые вопреки всем мнениям считают, что Сад изящных слов всё же лучший тайтл автора. К этим некоторым отношусь и я. Хотела бы высказать своё мнение по поводу данного аниме, излить свою душу так сказать, посвятив ему целый блог. Приятного вам прочтения!

История создания:

После неоднозначного фильма, вышедшего до Сада изящных слов под названием Ловцы забытых голосов в 2011 году, Макото Синкай решил вернуться к своему прежнему стилю, которая наиболее заметна в 5 сантиметрах и Голос далёкой звезды и выдал по-настоящему шедевральный проект. В  2013 году кроме Сада слов также вышла 6-ти минутная метафоричная и очень интересная короткометражка ,,Чей то пристальный взгляд,, , но особого внимания со стороны аудитории она не имела. В этом же фильме Синкай, как и в других своих работах использовал авторские идеи, собственные наработки, необычные сюжетные ходы и выдал чуть ли не самый лучший анимационный тайтл года. Сам Синкай особенно отмечал важность этого проекта для себя, ведь рассказы о самом неосязаемом чувстве были первостепенными в его работах. И Сад изящных слов в этом плане ничуть не уступал другим тайтлам. Более того из-за скрупулёзного отношения создателей к проекту, Сад слов очень выгодно и особенно выделяется.

От изящного музыкального сопровождения с крайне органичным использованием струнного-смычковых инструментов и фортепиано до  отполированной, живой и банально красивой картинки - после первого просмотра казалось, будто вы только что посмотрели лучший анимационный фильм и что вас уже нечем теперь удивить. Некая чувства пустоты и грусти накрадывается в мыслях, но об этом чуть позже. Словом, знаковый и значимый тайтл как для Синкая, так и для студии Comics Wave. Особыми наградами увы оно не было удостоено. Рейтиги и оценки у него следующие:
IMDB: 7.4
Кинопоиск: 7.8
WordArt: 8.7

Сюжет:

 

Трейлер Сад изящных слов

  Раскаты грома
Вдалеке едва слышны,
Всё небо в тучах;
"Коль дождь начнется, тебя
Увижу я, быть может?"  

 отрывок из Японской поэзии; Манъёсю 

Тут я постараюсь без спойлеров, ибо я сама себя не прощу, если кому то испорчу впечатления об этом фильме:). Можно долго распинаться над сюжетом фильма и выдвигать разные теории по поводу концовки, но тут он на самом деле очень даже понятен. Во главе истории стоит конечно любовь, и не та любовь в привычном нашем понимании, а немного необычная. В чём же необычайность? История уже с самого начала веет своей безысходностью и определённостью. Главные герои, а именно школьник Такао и загадочная женщина Юкино понимают, выйти сухим из воды, точнее из под дождя у них не получится. Сами обстоятельства оборачиваются против них. Он - обычный подросток, учащийся в школе и мечтающий стать сапожником. Она - таинственная но при этом обычная женщина со множеством комплексов и некой грустью в душе. После общения между персонажами зритель замечает, насколько они не похожи друг на друга. Они хорошо ладят, находят общий язык и им очень приятно находиться в компании друг друга, но темперамент у них разный и на мир они смотрят по разному.

Это мы ещё зачёркиваем разницу в возрасте между ними. Не считаю это спойлером, так как по анимации лица Юкино видно, что она зрелая женщина. Тут я бы хотела обратить внимание на маленькую деталь. Как вы знаете, Японцы - сами по себе очень консервативны и если молодое поколение более обширно смотрит на мир, то старое поколение не с особой охотой принимает что-то новое, предпочитая уже знакомое старое. Они серьёзно относятся к семейному институту и женитьбе. Искажения и отступления от нормы они всяческие отрицают. Это так для справки.

Сюжет фильма очень красиво и понятно показывает чувства и мысли персонажей. Второстепенных персонажей то особо и нет, а члены семьи, одноклассники, коллеги по работе являются лишь крайними динамическими силуэтами. Появляются они лишь в некоторых эпизодах и на маленький срок. Основная часть повествования посвящена ему и ей. Конечно, ведь продолжительность фильма всего 46 минут. Сам Синкай отмечал, что данная продолжительность больше всего подходит для рассказа подобной истории. Также авторы крайне виртуозно показывают смена времён года и изменение характера персонажей. Взросление для него и познание для неё. Многие подумают, что действующих лиц в аниме всего 2, но самом деле есть ещё один, он почти всегда в кадре и при тщательном изучении, крайне заметен. Это дождь. Да, Синкай некой метафорой вписал природное явление как отдельного персонажа и это может только он. В одних произведениях это электрические столбы, в других поезда, тут же нечто необычное.

Пейзажи парка — полноправные герои фильма. Кроме того, дождь тоже является действующим лицом. Можно сказать, что он обладает своей душой, и в свою очередь является единственным связующим главных персонажей.

Макото Синкай о Саде изящных слов

Также статическими, но в то же время до боли красивыми кадрами художники умело передают, как быстро течёт время. 

Визуальное исполнение:

Тут сложно даже что-то сказать, ибо всё настолько красиво и изящно сделано, что буквально дух захватывает. Подобный визуал можно спокойно считать неким эталоном для полнометражных аниме, чтобы все художники максимально стремились сделать также. Всё же не стоит отрицать, у аниме может быть свой визуальный стиль, но проработка этого стиля является не менее важной задачей. В саде изящных слов всё сделано великолепно. Токио показана в самых разных красках, пафосных и броских, но в то же время естественных. Отражение выпавших листьев на мокром асфальте, свет преломляемый каплями дождя, тени от зелёных и пушистых деревьев, живая мимика лиц - всё это лишь незначительная часть отображаемой картинки в фильме. Такое чувство, будто функция трессировки лучей появилась у японских художников ещё в 2013 году или 3д картинку адаптировали в 2д аниме. 

Фотореалистичная манера анимации была выбрана, чтобы показать реалистичность этой истории.  Все пейзажи, которые вы увидите в аниме, это мой взгляд на реальные места. Обычно я не использую фотографии непосредственно для создания пейзажа, но по ним я тщательно изучаю местность, которую хочу показать в фильме. Так, для создания этого фильма я сделал тысячи фотографий токийского района Синдзюку. Опираясь на эти фотографии, я рисовал пейзажи в компьютерных программах.

Макото Синкай о Саде изящных слов

Музыкальное сопровождение:

Музыка в Саде слов сделана почти на недостижимом уровне. Ни в каких работах Синкая, включая даже такие саундтреки, как «Sparkle» в аниме Твоё имя или «Grand Escape» в дитя погоды и другие песни в сотрудничестве Синкая с группой RADWIMPS. Они тоже по своему прекрасны, но наиболее удачно интегрированными песнями в итоге оказались именно они:

1.«A Rainy Morning ~Main Title~» 

2. «Greenery Rain» 

3. «Rain Of Recollection» 

4. «While Hearing Sound Of Rain» 

5. «A Silent Summer» 

6. «The Afternoon Of Rainy day»

7. «A Rainy Morning ~Epilogue~»

Все эти песни можно слушать бесконечно. Если брать их отдельно от фильма и никак не отождествлять, то такого особого эффекта они не вызовут. Но в купе с фильмом, слушать и воспринимать их - это отрада для слухового аппарата. Особенно отметила бы песню Rain от Motohiro Hata в титрах, которая очень сильно опечаталась в моей памяти. До сих эта песня занимает почётное место в моём плейлисте. Как говорилось выше, все саундтреки исполнены в консервативном, медлительном стиле. Использовались струнно-смычковые инструменты, в особенности фортепиано. В большей степени сотрудничество шло с композитором Дайсукэ Касивой. Словом, музыка в саде слов просто изящная.

Личные впечатления:

Каждый понимает любовь по-своему. Не думаю, что смогу рассказать об этом в одном предложении. Если говорить об аниме «Сад изящных слов», то я говорил не о той любви, которая понята европейцам (у японцев она называется «ай»), но, скорее, о любви, которую японцы называют словом «кой». «Кой» - древний иероглиф, выражающий любовь как чувство грустное, как чувство одиночества, и мне захотелось показать нечто подобное в новом произведении. Главные герои далеки друг от друга, они одиноки, но отчаянно пытаются кого-нибудь найти. Это любовь без взаимности. Это и есть «кой», любовь более японская, чем в других моих фильмах.

Макото Синкай о Саде изящных слов

Всё же пришло время подвести итоги и скомпилировать вышеизложенное эссе. Ведь одними фактами и одами сыт не будешь. Их конечно полно и можно вечно вспоминать яркие и грустные моменты, смотря в окно, где идёт дождь попивая зелёный чай, как это делают персонажи в фильме и обсуждать о самых абстрактных вещах, но предел всему всё же есть. Изящный сюжет, изящная подача, изящное музыкальное сопровождение, изящные персонажи - всё это есть в Саде изящных слов. Произведения Макото Синкая буквально пронизаны чувственностью, печалью, мечтательностью и Сад изящных слов не является исключением. После просмотра любого его фильма кроме кучи мокрых платков от реки слёз человек получает некую разрядку души, будто одним только мультипликационным фильмом можно дать человеку отдышаться, забыть о своих вечных проблемах, погрузиться в себя, подумать о любви и взаимоотношениях. В Саде слов нет никакой особой метафоры, глубинного смысла или подтекста. Многое лежит на поверхности и все мотивы авторы понятны зрителям. Фильм вовсе не торопит события, монотонно развивается, не забывая при этом акцентировать внимание на характерах персонажей. Уже в середине просмотра не хочется, чтобы это аниме заканчивалось. Первыми только кадрами зритель погружается в транс очень мудрого и опытного психолога. В итоге эффект сразу же ощущается. Никогда бы не подумала, что аниме фильм может вызвать столько эмоций, переживаний, грусти и сожаления, что 46 минутной полнометражкой можно заставить такого несентиментального человека, как я плакать кубометрами слёз. Это действительно что-то невообразимое.


Читай также