В чём вообще суть
Я — большой фанат серии Metro и прошёл все части не один раз. В этом, возможно, эссе я хочу немного разобрать как связаны части, на что опираются, чем похожи и чем различны. Начнём с небольшого экскурса в историю.
Немного обо всём
Вся серия игр основывается на трилогии книг Дмитрия Глуховского «Метро». Какие-то части больше, а какие-то меньше. Студию «4A Games» писатель выбрал для создания игры сам. Он хотел чтобы проектом занималась молодая студия, не имевшая до этого опыта работы с шутерами.
В процессе разработки писатель давал разработчикам творческую свободу и возможно по этому эти игры получились такими, какие они есть. Ведь если бы книга переносилась «слово в слово», то, возможно, игра была бы не такой захватывающей. В книге довольно много времени уделено взаимодействию персонажей с миром, с людьми и внутренним переживаниям героя. Мы видим историю Артёма со стороны. Игры же устроены иначе.
Разработчики хотели чтобы игрок начал ассоциировать себя с Артёмом. Чтобы игроки становились одним целым с персонажем. В угоду этого они даже лишили главного героя голоса. Совсем. Он правда все три игры молчит!
С общим планом разобрались — двигаемся дальше.
Metro 2033
Именно эта игра открывает серию. Она полностью основана на одноимённой книге и повторяет её сюжет. Творческая свобода сделала своё дело и некоторые вещи всё-таки были изменены. Но это не бросается в глаза как недочёт или сюжетна дыра, так что на эти моменты можно и закрыть глаза. Ведь сам я заметил это только потому, что до прохождения прочёл книгу. Игрок, не знакомый с каноном, ничего не потеряет.
Самым большим отступлением от книги можно назвать вариативность игры. Вместо одной каноничной концовки, нам дают две. Как и положено — плохую и хорошую. Плохая концовка соответствует концовке книги. Хорошая же позволяет нам избежать того, к чему мы готовимся в плохом варианте. Для получения каноничной, или плохой концовки, вам нужно проходить игру убивая всех на своём пути, или хотя бы большую часть. А для получения не каноничной, но хорошей, вам понадобиться проходить игру по стелсу и стараться оглушать, а не убивать врагов. Запомните этот момент. Он перекочует в оставшиеся две части серии.
Что касается стелса — он построен на бинарной системе видимости. Враг вас или видит — или не видит. Это немного упрощает задачу по прохождению скрытно, но убивает некоторый азарт от этой скрытности. Игрок всегда знает, что противник не заметит его даже если подойдёт почти вплотную, если индикатор говорит что игрока невидно.
Кстати о индикаторе. Во всех трёх частях, на руке Артёма есть часы, позволяющие ему отслеживать свою «заметность» по средствам лампочки-индикатора, и самих часов, по которым игрок смотрит оставшееся время до смены фильтра в противогазе.
Оружием игрока не обделили. Его в игре много как и мутантов. На средней сложности проблем с патронами практически не возникает, если только не всаживать целые магазины в самые защищённые места противников.
Стволы делятся на разные типы, вроде пистолетов, пистолетов-пулемётов, автоматов, дробовиков и всего такого. Так же все эти пушки можно улучшать, повышая точнось, урон и делая их тише. Мне прямо очень понравилась возможность установки на дробовик, по сути, глушителя)
Пойдём дальше.
Metro: Last Light
Вторая игра серии основана уже не на основной книге, а на небольшом рассказе, хронологически находящемся между первой и второй книгой. Это рассказ «Евангелие от Артёма». В этот раз игра не повторяет книгу, а, скорее, вдохновляется ею. К сценарию так же приложил руку Дмитрий Глуховский.
История продолжается спустя некоторое время после плохой концовки первой части. Наш молчаливый главный герой уже не спасает всё метро от угрозы мутантов, а ищет маленького Чёрного. Но найдя его попадает в большие неприятности. Словом — приключения продолжаются.
Вторая игра рассказывает нам больше не про жизнь, борьбу с враждебным миром или не менее враждебными людьми, а про политику и немного приоткрывает для игрока быт местных. В метро власть поделена между несколькими небольшими, если можно так сказать, государствами. В своём путешествии Артём много узнает об одном из таких государств. Но мы собрались здесь не для пересказа сюжета.
В игре такой же бинарный стелс, такая же система получения концовок и такая же стрельба как в первой части. По геймплею обе игры похожи, за исключением локаций.
Если в Metro 2033 мы в большинстве своём путешествуем по тоннелям метрополитена и выбираемся наружу только когда по другому не пройти, то в Last Light всё обстоит иначе. Тут мы, возможно, треть игры проводим на поверхности. Сражаемся с мутантами в их доме, а не в своём. И признаться честно, зимняя Москва мне нравилась больше. Сейчас же снега нет и нас окружают серые дома и серо-зеленоватая растительность. А ещё Артёму предстоит скакать по кочкам в болоте, плавать то он не умеет. Так что если нырнул, то уже не всплывёшь.
По продолжительности игра сильно уступает своей предшественнице, но не уступает по арсеналу. Оружия, на удивление, не стало меньше. Вы можете на каждом уровне найти одну — две новых пушки. И это сильно радует, разнообразит геймплей и не даёт вам заскучать.
К счастью или нет, малая продолжительность игры компенсируется наличием большого числа дополнений. Некоторые из них сюжетные, некоторые нет, но в общем и целом все они не плохи. Некоторые расширяют наши знания о лоре, некоторые предлагают взглянуть на приключения Артёма с точки зрения другого персонажа, а некоторые дают нам возможность прожить совсем другие истории. В общем, тут каждый найдёт что-нибудь для себя, ведь сюда даже соревновательный режим завезли.
Merto Redux
Казалось бы — обе игры собрали большую фан-базу. Беги да делай триквел, но разработчики решили перейти со старого движка на новый и, для его теста выпустили на нём ремастеры первых двух частей. Metro Redux — это сборник из улучшенных первых двух игр. В них немного переработали уровни, крафику, освещение, баланс и искусственный интеллект противников. Изменения коснулись и внутреннего интерфейса игры. Больше про эти ремастеры сказать особенно нечего.
Metro: Exodus
Последняя, на данный момент, вышедшая игра серии. И, по сравнению с предыдущими частями это совершенно другой мир. И да — именно что МИР!
Наконец нам дана возможность выйти за пределы метрополитена и даже, подумать только, за пределы Москвы! Артёма с Орденом ждёт большое приключение, и чем оно кончится зависит, конечно же, от вас.
Эту часть можно без преувеличения назвать самой красивой игрой в серии, и да, самой масштабной тоже. Не хочу спойлерить, для тех кто не играл, но только подумайте! Мы начинаем игру в метро и кончается она тоже в метро, но уже не Московском!
Открытые локации хоть и тянут пойти именно по той тропинке, которую тебе заботливо проложил разработчик, но иногда можно отойти от главной цели и сходить к побочному квесту. Иногда это даже позволяет улучшить жизнь команде. Да и самому будет не так скучно в путешествии. Но стоит заметить, что побочными квестами эти задания назвать можно с натяжкой. Больше это похоже на аванпосты.
Оружием в этой части нас так же не обделили. В игру добавили более продвинутое улучшение оружия, необходимость его чистки и даже крафт. Да, теперь, если находить детальки можно самому делать, например, гранаты! От части удобно, но с другой стороны, попахивает способом заставить игрока хоть как-то исследовать мир.
Увы, локации хоть и большие, но искать на них что-либо кроме ресурсов для прокачки бессмыслено. Разве что, ходить и любоваться видами)
Это вообще отдельный разговор! Графика в игре потрясающая и на несколько голов выше чем в предыдущих частях, даже в Redux. Детализация мира, оружия, героев, освещения и вообще всего на очень высоком уровне. Во время прохождения получаешь удавольствие не только от самого прохождения, но и от картинки.
Но за всё нужно платить. Размеры локаций, их детализация, всё это сильно нагружает устройство. По этому загрузки в игре очень длинные, особенно на PS4.
Кстати, улучшение освещения, как оказалось, не меняет факта, то Артёма, пока он стелсит, или видно, или нет. Увы.
Подходим к концу. В Exodus, как и в первых двух играх угадайте сколько концовок? Правильно! Две! Хорошая и плохая. Какая из них каноничная, увы, не знаю.
После релиза было выпущено два, не побоюсь этого слова, шедевральных дополнения. «Два генерала» и «История Сэма». Все они, конечно же обязательны к прохождению, хоть и не рассказывают историю Артёма. Там много на что есть посмотреть.
В конце
Все три игры имеют как свои плюсы, так и минусы. Но в этой статье я хотел рассказать об этих играх для тех, кто ещё не играл в эти прекрасные игры. Эти игры — отличный пример хороших игр про постапок, как мне кажется, не хуже даже фоллаутов.
Лучшие комментарии
Вышел Metro Awakening