24 сентября 24 сент. 25 1957

Один в поле не воин, а вот двое уже армия. Обзор Army of Two

2008 год – прекрасный год игровой индустрии. Время, когда разработчики еще не погрязли в бесконечных сиквелах, а пытались сделать если не прорывы в жанре, то как минимум что-то необычное в рамках оных. И даже Electronic Arts не была исключительно продавцом ящиков с добычей, а пыталась заманить людей необычными проектами, вроде первой Battlefield Bad Company, которая отошла от серьезного милитаризма и перешла в более юмористическое русло. Первой Mirror’s Edge, которая предложила нам «платформер» от первого лица в стерильном городе недалекого будущего, с передовой, на тот момент, механикой паркура от первого лица. Или первой Dead Space, которая взяла за основу Resident Evil 4, доработала эту основу и переместила действо в глубокий космос. Вот и сегодняшний наш гость, взяв за основу сеттинг частных военных компаний и позиционный геймплей Gears of War, выдал интересный результат. Взглянем же, чем нас порадовал EA в далеком 2008-м. Приветствуем Army of Two.

 

История повествует нам о периоде, когда мир немного повернулся на частных военных компаниях, однако затрагивает несколько лет сразу, а не какой-то один год. Начинается все в Сомали 93-го, где наши бравые протагонисты, Тайсон Риос и Эллиот Сэлем, немного устали лезть в пекло за спасибо и работать за государственные копейки. Тут-то им и подвернулось задание, где необходимо скооперироваться с одним из наемников компании Security and Strategy Corporation или SSC. Координатор ребят, Ричард Далтон, почуяв неплохую возможность и послушав самого наемника – Филипа Клайда, тоже решает перейти с казенных щей на что-нибудь повкуснее из частного сектора. Так наши ребята и начали свою деятельность в ЧВК.

С этого момента основной сюжет раскручивается не сильно охотно, а общая линия выстраивается постепенно. Особыми поворотами история тоже особо порадовать не может, однако держит игра необычным сеттингом, собственно, частных военных компаний. До Army of Two наемники не часто светились в игровой индустрии, разве что у маэстро Кодзимы в его Металлически-Шестереночной серии. Так что смена типичных «ура-патриотизмов» на задания за наживу было не самым плохим ходом. Дополнительно стимулировало интерес и разнообразие географии и временные промежутки. Игра разворачивается на протяжении десятка с лишним лет и предлагает побывать в разных уголках планеты, от Афганистана после событий 11 сентября 2001, до центра Майами во время шторма ближе к 2008. Временной период больше влияет на фон, нежели на что-то более заметное, но чем ближе к современности, тем больше заметно влияние наемных армий, что в истории тоже отображается.

И вовсе не злодей
И вовсе не злодей


Сама по себе сюжетка получилась не самой прорывной и вряд ли отложится в памяти как тот же MGS4. Канва понятная, повороты очевидны, откровений мало. Однако в закромах Army of Two остался еще один козырь – персонажи. Главные герои всего этого безобразия получились крайне харизматичными и веселыми ребятами. Тайсон Риос – огромный накачанный шкаф, который всегда держит внимание на выполнении задания, не сильно отвлекаясь на глупости. Вдобавок к этому явно интересуется теориями заговоров. В противовес ему привязан Эллиот Сэлем – озорной парень, который любит зарабатывать и прожигать бабло, старается не зацикливаться на важности событий или общей картине происходящего. И химия этих двух персонажей это тот самый клей, который крепит всю историю. Ребята постоянно что-то обсуждают - будь это текущее задание, общая политическая обстановка или просто кто какие ставки сделал на спортивных соревнованиях. Это не просто суровые квадратные вояки, которые ничего кроме «штаб, дайте цель» не знают, а люди со своими интересами и взглядами на происходящие события. Опять же, не стоит ждать Шекспировских персонажей, но это именно тот харизматичный дуэт, который помогает проникнуться происходящим.

При этом, не смотря на серьезность всей темы и происходящих событий, разработчики не боятся подбросить юмор. Сэлем и Риос регулярно шутят, подкалывают друг друга, то подбодрят, то подзатыльник отвесят. При этом геймплейно это тоже реализовано. Если нажать кнопку взаимодействия рядом с товарищем - они дадут друг другу пятюню или сыграют на воздушной гитаре, а если кнопку атаки – отвесят шлепок в ухо. Урона от этого никакого, влияния тоже, но функция есть, она не мешает и на атмосферу работает.

Шутки тут конечно редко переходят стадию гыгыков, но всяко веселее смотрится, чем бесконечная серьезность.

Но довольно об истории, что у нас тут геймплейно? А тут все просто, но не совсем. Если смотреть в общем и целом – это Gears of War. Огромные мужики в броне прячутся по укрытиям и стреляют во все что движется. Однако есть несколько довольно важных различий, которые сильнее выделяют Army of Two на фоне братьев по жанру.

 

Во-первых, и это самое очевидное – упор на кооператив. Игра не просто так называется Army of Two, она полностью рассчитана на командную игру и взаимодействие двух героев. Если вы играете в кооперативе, на выбор есть два варианта – онлайн и сплит-скрин. И это, пожалуй, лучший опыт от игры, т.к. герои умеют не только бегать и стрелять, но еще и взаимодействовать друг с другом. Тут тебе и полеты на парашюте, где один управляет, а второй стреляет, и подсадки на верхний этаж, и возможность ходить вместе за одним щитом, где один прикрывает, а второй отстреливается, и кооперативный снайперский выстрел и т.д. Активности возможно стандартные и не сильно выделяющиеся, но именно тут они реализованы весело. Но главной кооперативной фишкой являются сцены «спина к спине». Это скриптовый момент, когда на героев набегает огромная толпа противников. Герои становятся спиной к спине, время замедляется, входящий урон уменьшается, а игроки отстреливают толпы противников на 360 градусов. Прием, конечно, используется довольно часто, но какое-то время развлекает.

 

Выглядит кривенько, да и используется многовато, но больше такой фишки никто так и не делал.

Если же реального напарника вам не найти, то достанется напарник виртуальный, которому можно отдавать команды. Их всего 4, по 2 состояния на каждую – агрессивное и пассивное. Например - скомандовав стоять на месте, вы можете скомандовать просто стоять и ничего не делать, а можете сказать стоять и отстреливаться. Противники переключатся на напарника, а вы сможете обойти их с фланга. До гения компьютерному напарнику далеко, но совсем идиотом он не является.

Во-вторых - базовые механики и оружие. При схожих данных с Gears of War, EA Монреаль решили немного переделать базовые штуки под себя. Для начала это упомянутые выше команды для искусственного интеллекта. Система укрытий тоже немного изменилась. Если в большинстве игр с укрытиями для пряток за ними нужно нажимать отдельную кнопку, то тут герои прячутся за ним свободно. Есть кнопка подката к укрытию, но дальше героев ничего не ограничивает, выйти и войти можно свободно, никуда прыгать не надо, а стрельба из-за укрытия очень плавная. Это может показаться мелочью, но во время игры оно очень сильно ощущается, т.к. за героем остается больше контроля. Дополнительно игра предлагает кастомизацию оружия. Поскольку наши ребята наемники, то и зарабатывать им приходится на игрушки самостоятельно. Выполнили задачу – вот вам денюжа, выполнили побочку – вот вам премия. А заработанное пускаем на покупку и прокачку оружия. Арсенал не сильно большой, пара вариантов пистолетов, автоматов и дробовиков. Из особого оружия - снайперки, базуки, миниган и гранатомет. Кастомизация оружия тоже имеется в виде нескольких стволов, прикладов, магазинов. По мелочи, но варианты есть, да и в целом функционал забавный.

Да... И такую гадость сделать можно...
Да... И такую гадость сделать можно...

Наконец в-третьих – система аггро. Тут все просто – у кого самая большая и болючая бабаха, на того и все внимание. А раз один в центре внимания, то второй вне оного, а значит и обойти с фланга ему проще. В одиночной игре такие вещи реализовывать чуть сложнее, но все равно интересно, а в кооперативе это проще, но веселее. Есть еще дополнительно механика Overkill. Когда один игрок долго находится в том или ином состоянии, по нажатию кнопки врубается этакий Rage Mode и один игрок становится огромной приманкой, которая наносит огромный урон, а второй считай невидимкой и может накостылять всем без проблем. К слову, кастомизация оружия тоже влияет на аггро. Нацепил на автомат глушитель – аггро меньше, нацепил на пулемет щит – аггро больше.

 

Все перечисленное не переворачивает жанр с ног на голову, но приятно выделяет игру на фоне многих других представителей. В тактику, по типу классических Ghost Recon, это тоже не превращается, но и играть куда веселее чем в дуболомное «стреляй врагов, когда они тыковку покажут». Однако не все так гладко в этом празднике. Несмотря на попытки разнообразить процесс фишками, сама по себе стрельба, к сожалению, получилась довольно «пластиковой». Пушек несколько, но заметных различий среди них не сильно много, по крайней мере среди пушек одного класса. Да и покупать прям все нет особого смысла - скорее всего купив один ствол, вы будете ходить с ним всю игру, отвлекаясь на другие просто ради интереса. По части баланса местами тоже есть проблемы. Несмотря на в целом честную сложность, игра порой очень любит закидывать мясом в не самых удобных местах, так что порой приходится по 10 минут отстреливаться из-за укрытий без возможности как-то обойти. Ну и куда же без классических финальных уровней в стиле «ща мы закидаем игроков огромным количеством врагов в локации почти без укрытий, вот весело будет». Это не катастрофические минусы, но именно они могут решить интересно будет вам в это играть или нет, а финальные уровни вполне уже могут подпортить впечатление, особенно если играть на сложности выше нормы, где про слово баланс будто забыли.

Чем ближе к финалу, тем чаще придется таскать напарника, особенно если играть одному.
Чем ближе к финалу, тем чаще придется таскать напарника, особенно если играть одному.

Графически все вполне неплохо для 2008 года. Анимации добротные в большинстве, персонажи прорисованы приятно, эффекты хорошие, но тут есть небольшая оговорка. На PS3, где игра в данном случае и проходилась, есть типичные для мультиплатформы проблемы с производительностью. В единичные значения игра конечно не падает, но глаз порой режет. На X360 вроде с этим получше, а по обратной совместимости с XBOX ONE должно быть еще стабильнее. CGI ролики для 2008 тоже довольно неплохие, хотя местами проскакивают дешевенькие анимации, и количественно их вполне достаточно. Звук в игре двоякий. Стрельба, как было упомянуто, довольно вяленькая, но взрывы нормальные, фоновые звуки вроде есть, но редко о себе дают знать. Музыка хорошо ложится на происходящее, но в памяти не откладывается абсолютно. Откровенно радует разве что озвучка. Дуэт наемников озвучен очень бодро и весело, да и остальные персонажи тоже получились добротными. Один из злодеев получился настолько омерзительным, в хорошем смысле, что в его гадскую натуру верится охотно. Переводов не завезли, но никаких лингвистических изысков можно не ждать, так что базовых вещей вполне хватит.

Army of Two, к сожалению, затерялась со временем. Первая часть была принята достаточно положительно, вторая уже прохладнее, по некоторым причинам, а третья так и вовсе сгубила серию. Однако в узком круге людей, эта франшиза осталась как одна из необычных игр в закромах EA и надежды на ремейк/перезапуск все еще теплятся, хотя вероятность этого крайне мала. Пусть Army of Two и не достигла вершин Gears of War, но чего не отнять - у нее есть свой шарм, который и по сей день приятно выделяет ее на фоне конкурентов. 


Лучшие комментарии

youassa4 28 сентября, 20:42

Круто, с возвращением тебя, давно тебя не было в блогах. До сих пор жду твои обзоры на Trails of Azure и Trails of Cold Steel 3, 4, Ys IX. Благодаря тебе я познакомился с сериями Ys и The legend of heroes

Ворон 24 сентября, 12:32

Возвращение легенды :3
Недавно как раз думал, что тебя миллион лет в Блогах видно не было, а тут оп — и выкатил что-то)
Хороший Блог, таких обстоятельных обзоров тут очень не хватает) Пиши ещё)

Радик Сабиров 26 сентября, 1:17

Проходил 2ю и 3ю части, неплохие проходные шутаны. А в первой части доисторическое управление, по типу стрельба и прицеливание на л1 и р1(лб и РБ для бокса) поэтому не смог пройти ее, день переучиваться было

DeniDevil93 29 сентября, 6:28

Спасибо за ностальгическую статью! Помню, как году в 2007 впервые увидел синематик на Gameplay TV по спутниковому ТВ. С тех пор и до года 2018го очень хотел в неё поиграть. Покупка Xbox 360 с фрибутом исполнила эту мечту))

keksuk 24 сентября, 22:19

По поводу обратки, к сожалению, ничего сказать не могу. Видел что в магазине майков она есть, вроде даже по обратке должна работать, по крайней мере можно купить. Сетевая игра не работает уже давно, сервера отрубили. Единственный вариант прям коопа это либо за одним ящиком, либо через эмулятор PS3 и Parsec. Собственно последним вариантом я лично недавно перепроходил так игру, получилось вполне нормально.

Maksimilian 28 сентября, 13:04

Спасибо автору за мощный насольгический удар. Серия и в правду крутая что не говори. С теплотой вспоминаю еë)

keksuk 29 сентября, 11:39

В целом есть такое, но мне кажется тут ИИ все же чуть умнее. В Вегасе что первом, что втором боты очень любили тупить

keksuk 28 сентября, 19:37

В коопе динамичнее и удобнее, тупо за счет живого человека, который и стреляет точнее, и команды отдавать не надо, главное правильно распланировать и реализовать. В одиночку посложнее, но чуть интереснее в тактическом плане, потому что можно реализовать несколько тактик самостоятельно. Опять же не Rainbow Six 3, но легкий налет тактики это тоже неплохо.

keksuk 26 сентября, 19:10

Только наоборот, в первой части по умолчанию прицел и выстрел были на R2 и L2, а во второй наоборот на верхние кнопки поместили.

DeniDevil93 29 сентября, 5:53

Мне, на удивление, 3я понравилась больше второй. Во второй стрельбу упростили как-то, физика по-проще.

ScorpionX321 27 сентября, 7:47

Когда у меня появилась PS3, я часто заглядывался на 3 игры: Haze, TimeShift и вторая часть Army of Two (первую, честно говоря, на прилавках не припомню). Наверно, так и не поиграл её как раз из-за намёка на ко-оп на обложке, то есть я думал, что там обязательно нужен второй игрок и не будет болванчика вместо него, а каждый звать/приходить к друзьям в гости только ради прохождения этой игры мне не хотелось. Планы купить всё равно были, но планами и остались.

Как по ощущением опыт игры в одиночку и ко-оп сильно различаются?

Илья Демченко 24 сентября, 21:11

Помню, что натыкался одну из частей, вроде самую последнюю, году в 12м. Но, увидев, что сие — консольный эксклюзив, забил. После приобретения свеженького бокса шерстил перечень коопных игр и снова увидел Army of Two. Думал попробовать — а тут обзорчик, кратко знакомящий. Спасибо!

В связи с вышеописанным вопрос; не только автору, но и всем читающим: что сейчас по работоспособности? Обратка, сетевая игра запускаются как-нибудь?

keksuk 29 сентября, 11:38

Рад что понравилось))

Сам когда PS3 покупал в далеком 2011м тоже искал ее. Благо на тот момент мне повезло, в местном МВидео было много добротного)

Читай также