И немного о жанре CRPG на консолях
Долгое время развитие игр в ролевом жанре происходило так: японские ролевые игры (JRPG) выходили на консолях, американские и европейские (CRPG) — на ПК. Первые шаги по разрушению этой сегрегации были сделаны в конце 1990х — например, Diablo посетила первую Playstation.
Нулевые отметились расширением этой тенденции — на консоли от Sony и Nintendo выходили адаптированные версии западных RPG (как например, Baldur’s Gate: Dark Alliance).
А Microsoft для своей Xbox, первой за долгое время успешной американской консоли, предлагала настоящие жемчужины ролевого жанра: TES III: Morrowind; Fable: The Lost Chapters; Star Wars: Knights of the Old Republic; Jade Empire.
С выходом седьмого поколения консолей западные ролевые игры прочно закрепились на домашних консолях производства Sony, а позже пришли и на Nintendo.
Но далеко не так радужно обстояли дела в портативном секторе. Game Boy, Nintendo DS и PSP известны своими богатыми библиотеками японских ролевых игр, но RPG с другого полушария стали более-менее массово появляться только на Nintendo Switch.
Среди всей библиотеки игр для PSP мне удалось найти только две игры, близких к жанру CRPG — Dungeon Siege: Throne of Agony и Silverfall.
Однако, в 2007 году, в рамках первого появления на консолях от Sony серии The Elder Scrolls, Bethesda совместно с Ubisoft и Climax Group готовили версии TES IV: Oblivion для Playstation 3 и PSP. Первая успешно вышла, а вот портативное приключение в последний момент было отменено. Сегодня я расскажу, какими могли получиться портативные «Древние свитки».
Хотя игра, как и ее «старшая сестра», носила подзаголовок «Oblivion», относилась она не к основной серии TES, а к спин-офф-серии TES: Travels. В рамках этой серии вышло две мобильных игры на Java и одна игра для некогда популярного консоле-телефона Nokia N-Gage.
Мобильные TES Travels: Stormhold и TES Travels: Dawnstar, были выполнены в жанре dungeon crawler’а: игрок с видом от первого лица исследовал подземелья, прокачивался и сражался с монстрами. В такой манере были выполнены многие классические компьютерные ролевые игры 1980х и начала 1990х годов — например, серии Might and Magic, Wizardry (с пятой части) или Eye of the Beholder.
Разработанный эксклюзивно для N-Gage TES Travels: Shadowkey геймплейно был больше похож на основную серию The Elder Scrolls: в распоряжении игрока оказывался регион империи Тамриэль (в данном случае — на границе провинций Хаммерфел, Хай Рок и Скайрим), где он мог свободно перемещаться, развивать своего персонажа и выполнять основные и побочные квесты
TES Travels: Oblivion должен был представлять собой нечто среднее между этими двумя подходами. Открытого мира в игре не планировалось, но путешествия не ограничивались коридорами подземелий. В игре предпопалагалась локация-хаб, где находились торговцы и важные персонажи, а также выдавались квесты. В рамках квестов игрок отправлялся на исследование новых локаций. В течение игры, по ходу прохождения квестов и в результате принятых игроком решений хаб преображался внешне, и в нем появлялись новые NPC.
Подобная планировка мира позже была реализована в мобильной TES: Blades для iOS и Android.
Среди локаций, которые предстояло исследовать, в TES Travels: Oblivion были, собственно, и планы Обливиона, которые мы видели в оригинальной TES IV: Oblivion.
Сюжет портативного Обливиона должен был разворачиваться параллельно событиям «старшей» версии и был призван показать, как пережила Кризис Обливиона провинция Хай Рок. Игрок в ходе прохождения должен был посетить в том числе такие города, как Антиклер, Даггерфолл и Рхалта. Основные и побочные квесты дополняли бы сюжет оригинального Oblivion: например, в линейке квестов Темного Братства игрок мог встретиться с Люсьеном Лашансом.
Геймплейно игра была очень схожа с TES IV: Oblivion. Игрок мог бы сражаться с помощью оружия ближнего и дальнего боя, а также использовать заклинания. Навыки развивались по мере их применения, повышение уровня происходило при росте основных навыков.
TES Travels: Oblivion была анонсирована в ноябре 2006 года на страницах журнала Official Playstation Magazine. В журнале «PSP: The Official Guide Book Россия» в номере за март–апрель 2007 года был анонсирован подробный обзор игры в мае. Но в следующем номере обзора не появилось, а потом игра и вовсе исчезла из календаря релизов.
Портативный Oblivion вновь напомнил о себе, появившись на странице предзаказа на сайте Amazon в январе 2008 года, с планируемой датой выхода 30 июня 2008 года. Впоследствии страница игры была удалена. TES Travels: Oblivion так никогда и не увидела свет.
В 2016 году сборки нескольких бета-версий игры с несколькими стартовыми локациями стали доступны в Интернете. Их можно попробовать запустить на своей консоли или в эмуляторе. Также можно найти и видеопрохождения этих бета-версий.
Причины, по которым портативный Oblivion был отменен, неизвестны. Ни владелец бренда Bethesda, ни издатель Ubisoft, ни разработчик Climax Group за прошедшие годы не поделились информацией об этом. Исходя из имеющейся информации владельцы PSP могли получить действительно хорошую игру и утолить свой голод по западным ролевым играм. Графика по меркам PSP очень хороша, а перенесенные с минимальными потерями с домашних консолей ролевая и боевая системы впечатляют. Линейная структура игры решала проблему оригинальных четвертых «Свитков» — подгон характеристик противников и получаемого лута под уровень игрока, которые портили ощущения от открытого мира. Схема управления — слабое место большинства игр для PSP — выглядит логичной, и авторы геймплейных видео в ходе прохождения бета-версий проблем с управлением особо не испытывают.
Лучшие комментарии
Скриншоты изумительны