9 октября 2022 9.10.22 6 1949

Что такое JRPG

+6

Жанр JRPG существует уже больше 30 лет и тем не менее всё ещё остаётся нишевым, особенно в СНГ. Конечно, с популяризацией бурятских мультиков и сам жанр начал становиться чуть более популярным, а к 2010 году почти все jrpg выходили сразу во всех странах, а не только в японии. Да и фанаты начали делать переводы и знакомить с жанром большее количество людей.

Сейчас я хочу разобраться в жанре и рассказать про jrpg тем, кто до сих пор не понимает что скрывается за этой буквой "j". Мы обсудим все особенности япноских ролевых игр и поймём чем jrpg отличается от обычных rpg .

Не моё, но возможно однажды...
Не моё, но возможно однажды...

Ну думаю можно как раз начать с того, что отличает западные рпг от восточных. Прежде всего это выборы, когда вы видите жанр rpg сразу в голове предстаёт ведьмак, масс эффект, dragon age. Все эти игры имеют ветвистую историю, где игрок сам выбирает по какому пути он пойдёт. Однако в японских рпг сюжет всегда линеен. В этом есть свои плюсы, можно рассказать цельную историю не слишком запариваясь с тоннами текста для развилок, и приложить больше сил на проработку центральных и дополнительных диалогов. Но возникает вопрос, c j всё понятно, а вот где rpg? А элемент ролевой игры обитает в прокачке и снаряжении, из комбинации которых можно создать десятки разных билдов. Грубо говоря как dark souls, где role play game обходит наративный элемент и делает упор на боевую систему.

Видите варианты ответов? Вы смотрите на них в последний раз
Видите варианты ответов? Вы смотрите на них в последний раз

Стоит сказать что рассматривать мы будем игры на максимальной сложности, потому что в jrpg одна из ключевых фишек - это постоянно дохнуть и раз за разом пытаться победить этого ссаного босса. Вообще это классическая особенность большинства японских игр, сходу можно вспомнить серии Dark Souls и Devil May Cry, в которых ваше очко расширяют так как ни один штангенциркуль не сможет. Но если в приведённых мною выше играх основа геймплея заключается в том чтобы заучивать приёмы, как свои так и противника, а на боссах хоть и умираешь часто, но по факту, убиваются они за минут 5 максимум. В jrpg же боссы это нереальные губки для урона, так что упор не столько на скил, сколько на стратегию и выносливость, вы должны построить самый эффективный билд для своих героев, который позволит не умирать с одного удара и вносить по врагу достаточно урона. Глобально jrpg можно разделить на два вида: Пошаговые и экшеновые.

Сейчас почти все серии стараются переходить на экшоновый тип, но если вы прям угорите по жанру и начнёте играть в более старые игры, то почти все они будут пошаговые. Разница между этими двумя видами jrpg на самом деле не слишком огромная, как мне кажется основное различие заключается в длительности боёв, пошаговые длятся меньше, но и думать нужно больше, как правильно скомбинировать скилы. А вот в экшеновых версиях вы постоянно находитесь в движении и нужно приспосабливаться к часто меняющимся ситуациям. Ну как вы уже поняли, играть придётся на изнеможение, так что для того чтобы держаться с боссами наравне - нужно много гриндить. Вообще, обычно достаточно на каждой новой локации зачищать половину встреченных мобов, и вы не будете отставать по уровню и скилам, но если вы всё же не можете победить босса, то всегда можно пойти подкачаться и вернуться к боссу чуть сильнее (и всё равно получить по лицу).

Забыл добавить, что когда вы вступаете в бой с противником, вас переносит на отдельную арену, в пределах которой вы начинаете своё сражение и можете сбежать, если враг оказался слишком силён.
Забыл добавить, что когда вы вступаете в бой с противником, вас переносит на отдельную арену, в пределах которой вы начинаете своё сражение и можете сбежать, если враг оказался слишком силён.

Но если вы казуал и не можете в боёвку, то всегда можно включить лёгкую сложность (как лох) и наслаждаться историей. Благо почти во всех жрпг есть захватывающая история, и что не мало важно в таких длинныхприключениях интересные персонажи, которые часто обсуждают не только мэйн квест и но и кучу всяких побочных вещей или просто рофлят друг с другом создавая классную и живую атмосферу. Вообще геймплей почти во всех жрпг не настолько хорош чтобы играть чисто ради него, по крайне мере я таких почти не встречал, так что как мне кажется история для jrpg чуть важнее геймплея, ведь в крайнем случае можно просто скинуть сложность и продолжать наслаждаться историей.

Как вам такое количество персонажей? А ведь это всё персы только из одной jrpg серии...
Как вам такое количество персонажей? А ведь это всё персы только из одной jrpg серии...

Но большая часть jrpg имеют очень много общих черт, не смотря на то что каждая из них старается привнести в жанр что-то новое, по большей части у всех них есть базовые сходства.
Во первых это комплексная боевая система, как правило у неё есть какой-то один уникальный элемент как например у каждого элемента брони и оружия в Tales of Zestiria есть свои самоцветы и комбинируя их можно получать уникальные эффекты, при которых слабые по отдельность части экипировки - вместе создают имбу.

Я так и не разобрался в этом говне
Я так и не разобрался в этом говне

Ну а общие штуки это большое количество приёмов, много разной экипировки которую приходиться комбинировать и при этом стремительный рост кривой сложности, который заставляет тебя постоянно менять или прокачивать снаряжение. В экшоновых версиях есть настройка поведения ваших сопартийцев, а также во всех играх есть ограничение на количество рассходников, то есть вы не можете купить себе миллион хилок и чисто на них продержаться всю битву, так что это важная часть баланса, такая же важная как и различные дисейблы, диспелы этих дисейблов, зелья, приёмы воскрешений и куча всякого такого. Почти во всех жрпг есть что-то вроде готовки, пассивного эффекта который увеличивает разные штуки, от хп и силы атаки, до шанса дропа редких вещей. Крафт это тоже важный элемент, но думаю что такое крафт вы и сами знаете, могу только сказать что в поздней игре или при перепрохождении на New game + самая лучшая экипировка может выбиваться часами, пока вы будете блуждать в поисках нужных материалов. Вообще в jrpg для победы нужно по максимуму использовать весь ваш арсенал, то есть если условного ведьмака можно спокойно пройти без всяких ядов ловушек и бомб, то в jrpg только попробуйте не настроить свою экипорвку перед битвой с боссом, можете сразу ливать из боя.

Все истории в японских ролёвках имеют очень анимешный оттенок, так что если вам не нравиться аниме в принципе, то очень велик шанс что и jrpg не для вас. Но прелесть этих историй в том, что они как и западные рпг способны подарить ощущение большого приключения. Почти все сюжеты этого жанра в какой-то степени одинаковы: У нас есть главный герой, который попадает в водоворот событий и теперь ему нужно спасать мир. Но удивительно то, как из такого банальнейшего штампа можно выжать десятки увлекательнейших историй, с разными персонажами, мотивациями, моралью. Даже не смотря на то, что очень часто мир jrpg являет собой фэнтези, это всегда фэнтези с изюминкой. Где-то люди превращаются в монстров, где-то средневековые постройки соседствуют с около современными технологиями, а может даже и с технологиями будущего. Это я уже молчу про персону, действие которое разворачивается в виртуальной реальности. 
Короче о чём это я, жанр богат и разнообразен, ни смотря на кажущуюся одинаковость. Хоть разработчики и стараются делать разные стилистики, но от одного фактора очень сложно спастись - бюджет. Большая часть jrpg выглядят так словно они были созданы два поколения консолей назад: очень посредственная графика, угловатые модельки, слабая лицевая анимация. Вы сами можете это проверить, просто вбив в стиме соответствующий тэг и посмотреть на игры и дату их выхода. Сейчас жанр становится более масовым, да и стилистика пришлась народу по душе, так что взглянув на такие тайтлы как Code Vein, Tales of Arise и Scarlet Nexus, можно с уверенностью сказать, что данная стилистика ещё может выдать классную картинку и заворожить современного геймера. 

 Теперь поговорим о главных представителях жанра
Если мы говорим только про пк, то в целом их всего два, серия Tales и персона.
Обе они имеют возраст уже более 20 лет, но если в двух словах то серия тєйлз это про фэнтэзи мир где каждая новая игра представляет собой абсолютно другую вселенную никак не свзяанную с другой, разве что отсылками
А персона это пошаговая jrpg, в мире которой все люди уже давно файтятся в виртуальной реальности, и эти зарубы миксуются с повседневной школьной жизнью
Наверняка у вас возник вопрос, а где же Final Fantasy? К моему большому сожалению, последние полноценные части были весьма посредственные, так что если вы хотели ознакомиться с жанром начав с самой популярной серии, то лучше не надо, можете конечно попробовать более старые финалки, но что-то мне подсказывает что современному геймеру и человеку не знакомому с жанром будет очень тяжко их освоить. 
Если мы говорим про нинтендо, то это Fire Emblem и Xenoblade.

Однако если смотреть не только на именитые серии, то игр данного жанра просто завались: Ys, The Legen of Heroes, Neptunia, Disgaea, Atelier Ryza и ещё куча единичных примеров.

Надеюсь если вы задавались вопросом "что такое JRPG?", то теперь вы понимаете за что любят данный жанр.


Теги

Лучшие комментарии

Очень все спорно. Из всех описанных качеств жанра даже большая часть серии Финалок и Драгон Квестов не подходит. Сложилось впечатление, что автор и сам познакомился с JRPG только по недавно вышедшим играм. Те же Персона и Тэйлс.

Гринд в большинстве игр не обязателен и им занимаются только когда возникло желание собрать, найти и победить вообще все в игре.

Выбора сложности в большинстве JRPG нет. Это совсем недавно стало появляться в жанре.

Готовка еды тоже есть в меньшинстве представителей. Зато вот рыбалку пихают в игру все, кому не лень.

Вариативность и кастомизация прокачки тоже присутствует в меньшинстве. Чаще всего нужно просто одеваться в самый дорогой и мощный вариант экипировки, и применять самые последние из полученных скиллов.

Боссы, за исключением необязательных челенджевых, убиваются нормально просто по ходу приключений, без дополнительной прокачки. Да и тактика почти всегда сводится к превозмоганию его атак и нанесению максимального урона в ответ. Практически всегда боссы невосприимчивы к дебаффам и негативным статусам, что сводит к минимуму тактическую часть боя.

На счёт сюжета и персонажей соглашусь. Большинство фанатов жанра играют ради них, даже если геймплей и боевая система были сделаны на отвали.

Те же, кто почему-то играют в JRPG, ради геймплея и интересных игровых механик, воспринимая сюжет лишь как важную необходимость, считаются у фанатов безумными психопатами. Потому зачастую посредственные игры с унылым геймплеем, но захватывающим сюжетом фанатами ценятся выше, чем проработанные, но со стандартными концепциями спасения мира от зла.

Сложилось впечатление, что автор и сам познакомился с JRPG только по недавно вышедшим играм. Те же Персона и Тэйлс.

Всё так, я просто хотел систематизировать полученные знания и вывести общие черты, видимо я слишком дохера о себе думаю.

Вариативность и кастомизация прокачки тоже присутствует в меньшинстве. Чаще всего нужно просто одеваться в самый дорогой и мощный вариант экипировки, и применять самые последние из полученных скиллов.
Боссы, за исключением необязательных челенджевых, убиваются нормально просто по ходу приключений, без дополнительной прокачки. Да и тактика почти всегда сводится к превозмоганию его атак и нанесению максимального урона в ответ.

Жаль на самом деле, я надеялся что в этом и прикол жанра, в тактической составляющей.

Боссы, за исключением необязательных челенджевых, убиваются нормально просто по ходу приключений, без дополнительной прокачки. Да и тактика почти всегда сводится к превозмоганию его атак и нанесению максимального урона в ответ. Практически всегда боссы невосприимчивы к дебаффам и негативным статусам, что сводит к минимуму тактическую часть боя.

Опять же, из-за малого количества игр которые я прошёл, не могу оспорить, но по крайне мере те в которые я играл, там боссы всегда давали простраснтво для тактики.
Особенно мне запомнился финальный босс в Весперии, я его никак не мог победить из-за его отхила, по этому я тупо накрафтил макс количество зельей которые заполнянли шкалу пробуждения и спамил одним скилом за Риту когда этот мудилыч начинал хилиться.

Ну, во всяком случае мои слова имеют смысл в контексте новых jrpg, но с названием я конечно опростоволосился

Потому зачастую посредственные игры с унылым геймплеем, но захватывающим сюжетом фанатами ценятся выше, чем проработанные, но со стандартными концепциями спасения мира от зла.

Люди прошедшие Tales of Arise могут с тобой не согласиться, я конечно согласен, но есть ощущения что jrpg начинает выходить на более массовый уровень из-за чего их упрощают

Для тактической составляющей обычно делают тактические RPG по типу Final Fantasy Tactics или Disgaea.

Насколько я слышал Tales of Arise удалась у разработчиков по обоим направлениям: и сюжетом, и геймплеем. Ведь определенно есть JRPG где все хорошо сделано.

Вот например в Xenogears (которая была первой игрой в известной серии Xenosaga и Xenoblades) имеют очень однообразный геймплей. Но сюжет там настолько захватывающий, что играть хочется чтобы только узнать что же случится дальше.

А серия Epic Battle Fantasy, наоборот имеет крайне проработанную механику боевой системы, требующую очень грамотного тактического подхода к каждому боссу, да и просто врагам на каждой из новых локаций, а сюжет там минимален и имеется скорее просто чтобы был.
Та же штука и с сериями Papper Mario и Mario and Luigi RPG, обе серии имеют очень необычную боевую систему построенную на QTE-механиках. Даже простые враги не дадут игроку расслабиться и заскучать до самого конца игры. В Papper Mario боевка требует еще и глубокого тактического подхода из-за ограниченного количества живучести и лимита прокачки, чтоб не гриндили. Mario and Luigi RPG попроще, но порадует обилием забавных анимаций героев и врагов.

Что EBF никто играть не хочет просто из-за флеш-графики, что Марио не играют потому что Марио для детей, как известно. Но и то и другое геймплеем куда интереснее большинства Финалок.

Мне кажется, если западаня RPG — больше про ЧСВ игрока — как он все круто разрулил и нарешал, то восточная RPG рассказывает проработанную историю про живых персонажей — причем примерно также же, как делает сериал, без веток и выборов.

Отсюда и важность героев и их исключительная, по меркам западных собратьев, милота и проработанность.

В той же Берсерии можно узнать, кого больше любит Господа Погибели: кошек или собак и даже застукать её за уборкой. Чего-то не припомню подобного даже в DA, ME и прочих славных шедеврах западной школы — те больше про эпическое преодаление и комплексы.
Что немаловажно, JRPG не стесняются юмора и как правило, делают его мягким, уютным и неглупым.

Да, в западных рпг подконтрольный нам персонаж скорее «кукла» которая отражает игрока и его отыгрыш, в японских это проработаные персонажи и как правило, можно взять под контроль любого из них

Ну да, финалки в геймплейном плане посасывают, хотя 15-ая была весьма интересной, но не глубокой, и то же с Arise, там вместо глубины сделали упор на «тактильность», но сюжет на троечку

Читай также